Исторический
Иисус ухаживает за раненой женщиной, Римские катакомбы, 300–350 гг.
До 200 года отсутствие устойчивых художественных или архитектурных достижений отражает неблагополучное и преследуемое социальное положение ранних христиан, которое ограничивало покровительство. С другой стороны, Ветхий Завет, противоречащий созданию расписных гробниц, также может объяснить это отсутствие (строгое толкование второй заповеди Декалога о запрете изображений). Наконец, возможно, что ранние христиане использовали языческие темы для выражения христианских тем. Если бы это было действительно так, это христианское искусство нельзя было сразу идентифицировать как таковое.
Ранние христиане использовали те же художественные формы, что и в языческой римской культуре, в которой они развивались: фрески, мозаики, скульптуры и иллюминированные рукописи . В своей работе ранние христиане использовали не только римские формы искусства античности, но и позднеклассический римский стиль, присутствующий в ранних христианских фресках, например, в катакомбах Рима. Повествовательные фрески Ветхого Завета синагоги Doura Europos показывают, что еврейское искусство также играло важную роль как источник этого раннехристианского искусства.
Ранние христиане повторно использовали римские иконографические темы, придавая им новый смысл через ранние христианские символы . Среди этих классических тем — павлины, виноградная лоза и виноград, а также пастух. Но ранние христиане также разработали свою собственную иконографию, например, изображение таких символов, как рыба ( ichtus ) или якорь, которые не были заимствованы из языческой иконографии. Во всех случаях иконография является новой или заимствованной у римлян, тем не менее, она остается символической, чтобы избежать преследований. Таким образом, языческая фигура пастыря, которую римляне называют фигурами, подобными образам Парижа, затем относится к «Доброму пастырю», ведущему своих овец, что является не чем иным, как изображением Христа, руководящего человечеством и наблюдающего за ним. ее.
История раннехристианского искусства включает две отдельные фазы, разделенные Миланским эдиктом 313 года, который разрешает свободу вероисповедания в Империи. Таким образом, до 313 г. искусство по своей сути было символическим и скрытым; после 313 г. оно проявляется более явно и свободно, чтобы наконец стать искусством, связанным с государством, когда Феодосий I первым сделал государственную религию христианством.
Христианское искусство до 313 г.
Good Shepherd — Катакомбы Присциллы, 250-300
В церкви Дура-Европос, датируемой примерно 230-256 гг., То есть очень старых церквей, которые сохранились, в лучшем состоянии, сохранились фрески с библейскими сценами, включая фигуру Иисуса, а также Христа как Добрый пастырь. Это был обычный дом, видимо, переоборудованный под церковь. Самые ранние христианские картины катакомб Рима датируются несколькими десятилетиями раньше и представляют собой крупнейший образец христианского искусства доконстантиновского периода с сотнями примеров семейных могил или гробниц. Многие из них являются простыми символами, но есть также много рисунков с изображением молитв или женских молитвенных фигур, обычно представляющих умерших, или фигур или отрывков из Библии или христианской истории.
Первое христианское искусство возникает после двух веков анионизма, около 250 г. Оно, прежде всего, характеризуется своим символическим характером, состоящим из изображений знаков, предназначенных для посвященных и ограниченных только элементами, необходимыми для непосредственного понимания. Кроме того, он адаптирован к месту, в котором представлен. Более того, хотя христианская религия не санкционирована и даже преследуется, раннехристианское искусство должно быть сдержанным.
Христианское искусство после 313 г.
Чудеса Христа — Саркофаг с деревьями, (ок. 375) — Музей древнего Арля и Прованса, Арль
Миланский эдикт принес общественное признание церкви, отношение которой к образу изменилось, образы были вдохновлены имперской иконографией ( Христос во славе, Христос Вседержитель ).
Архитектура
Изометрический вид domus ecclesiae Дуры Европос .
Базилика Сан — Витале в VI — го века в Равенне в Италии, на учете в всемирного наследия ЮНЕСКО
Мавзолей Санта Констанции в IV — м веке Рим в Италии
Палеохристианская архитектура является прямым наследником классической римской архитектурной традиции. Она не создает новый словарный запас, но придает новое значение элементам, которые окружают ее, чтобы собрать верующих, возвеличивать святые места, поклоняться мученикам и почитать мертвых.
Во время христианизации Римской империи, когда христианское богослужение было запрещено, места поклонения сначала были созданы в домах знати. В катакомбах нет поклонения, есть только офис для мертвых, как это было в Риме, но не Евхаристия, которая практикуется в христианских домах.
Domus ecclesiae Дуры Европос
- Катакомбы
- Катакомбы Рима
- Катакомбы Санкт Януария (Сан Дженнаро) в Неаполе, Фрески V — го века
Когда богослужение было разрешено в 313 году, некоторые древние языческие храмы были преобразованы в церкви. То же самое происходит с гражданскими базиликами форумов, потому что, в отличие от храмов, обширные базилики могли вместить толпы города и собрать верующих.
Вскоре нехватка места для нужд нового богослужения приводит к строительству новых зданий по образцу старых гражданских базилик, план которых адаптирован к христианской литургии. Это привело к созданию плана базилики, который стал самым распространенным церковным планом на протяжении всей истории христианской архитектуры. В то же время были разработаны другие планы, в частности, план с центром в ротонде с центральным куполом, как правило, для баптистерий и святилищ, посвященных святым, таких как мученики вначале.
-
Константиновские
базилики- Базилика Святого Иоанна Латеранского (Рим)
- Базилика Святой Марии Майор (Рим)
- Базилика Святого Петра (Рим)
- Гроба Господня (Иерусалим)
- Базилика Рождества Христова (Вифлеем)
- Церкви на центральном уровне
-
Мозаика
Христианская мозаика
Скульптура и гравюра
Центрический план
Раннехристианская архитектура заимствовала у римских построек центрический план, основывающийся на круге, кресте или многоугольнике. Эта форма была характерна для погребальных сооружений типа тумулусов. Идея храма- мавзолея (мартириума), воздвигнутого над могилой христианского мученика, возникла в первые века христианства. Развитие конструктивных возможностей таких храмов-мавзолеев привело к выделению купольной части со световым барабаном и развитию крестовокупольной системы во многих христианских храмах и баптистериях.
Мавзолеи
Раннехристианские гробницы следовали традиции римских мавзолеев, которые также были центричны. Они отличаются от своих римских прототипов тем, что строились обычно возле базилики. Большинство имело центральное пространство с колоннами и галереей.
Интерьеры мавзолеев были богато украшены, как, например, в мавзолее Констанции. Здесь мозаика покрывала стены. Ее сюжеты следовали четкой схеме: сначала геометрические орнаменты, затем виноградные лозы и путти и наконец ветхозаветные сцены в куполе.
Латеранский баптистерий. Рим (ок. 315 г.)
В эпоху раннего христианства строились специальные здания для крещения — баптистерии. Чаще всего они были центричны в плане, с куполом, опирающимся на цилиндр или восьмиугольник. Число 8 символизирует возрождение, потому что мир начался на восьмой день после Сотворения.
Мавзолей Констанции. Рим (350 г.)
Эта гробница, построенная для дочери Константина Констанции, — круглое, перекрытое куполом пространство. Прорезанный окнами барабан опирался на арки, которые поддерживал двойной ряд коринфских колонн, соединенных попарно импостами.
Равенна
В 395 г. Римская империя была разделена. Пока на востоке Византийская империя процветала, запад был под угрозой постоянных вторжений. В результате, в 402 г. западная столица была перенесена из Милана в Равенну, и в конце V в. остготский король Теодо- рих (495-526 гг.) перевел двор в Равенну, поддерживающую близкие связи с Константинополем. Когда в VI в. Италия была вновь завоевана Юстинианом, Равенна стала местом пребывания византийских вице-королей. Политически и географически она соединяла Запад и Восток, и многие постройки демонстрируют влияние зарождающегося византийского стиля.
Сант-Аполлинаре-ин-Классе (532-549 гг.)
Хотя это всего лишь простая трехнефная базилика, Сан-Аполлинаре-ин-Классе сочетает множество восточных элементов: нартекс, с двумя башнями по бокам; центральная апсида, скорее многоугольная, чем полусферическая снаружи; и две апсиды по бокам.
Мозаики создавались из маленьких кусочков камня или пекла. Стекло покрывалось с оборотной стороны золотом, что создавало особый эффект блеска и мерцания света. Мозаики покрывали большие поверхности, создавая монументальные композиции. Эта мозаика изображает императора Юстиниана в церкви Св. Виталия в Равенне.
Символы
Добрый пастырь из катакомб Присциллы , 250–300 гг .
Во время гонений на христиан в Римской империи христианское искусство было обязательно и преднамеренно скрытным и двусмысленным, используя образы, которые были общими с языческой культурой, но имели особое значение для христиан. Самое раннее сохранившееся христианское искусство относится к концу 2-го — началу 4-го веков на стенах христианских гробниц в катакомбах Рима . Судя по литературным свидетельствам, вполне могли быть панельные иконы , которые, как и почти вся классическая живопись, исчезли. Первоначально Иисус был представлен косвенно символами пиктограммы , такими как Ихтис (рыба), павлин , Агнец Божий или якорь (якорь).Labarum или Chi-Rho был более поздним развитием). Позже использовались персонифицированные символы, в том числе Иона , чьи три дня в чреве кита предвосхищали интервал между смертью и воскресением Иисуса , Даниил в логове льва или Орфей , очаровывающий животных. Образ « Доброго пастыря », безбородого юноши в пасторальных сценах, собирающего овец , был самым распространенным из этих образов и, вероятно, не понимался как портрет исторического Иисуса. Эти изображения имеют некоторое сходство с изображениями куроса.фигуры в греко-римском искусстве. Примечательно «почти полное отсутствие в христианских памятниках периода гонений простого, неукрашенного креста », кроме как в замаскированном виде якоря . Крест, символизирующий распятие Иисуса на кресте, не изображался явно в течение нескольких столетий, возможно, потому, что распятие было наказанием, отмеренным обычным преступникам, а также потому, что литературные источники отмечали, что это был символ, признанный специфически христианским, как знак креста делали христиане с самого начала.
Популярное представление о том, что христианские катакомбы были «тайными» или должны были скрывать свою принадлежность, вероятно, неверно; Катакомбы были крупными коммерческими предприятиями, обычно расположенными недалеко от основных дорог, ведущих в город, о существовании которых было хорошо известно. Неявная символическая природа многих раннехристианских визуальных мотивов могла иметь функцию усмотрения в других контекстах, но на гробницах они, вероятно, отражают отсутствие какого-либо другого репертуара христианской иконографии.
Голубь – символ мира и чистоты. Его можно найти с ореолом или небесным светом. На одном из самых ранних известных тринитарных изображений, «Престол Божий как тринитарное изображение» (мраморный рельеф, вырезанный около 400 г. н.э. в коллекции Фонда прусского культурного наследия), голубь представляет Дух. Он летит над пустым троном , представляющим Бога, на троне хламида (плащ) и диадема , представляющая Сына. Монограмма Хи — Ро , XP, по-видимому, впервые использованная Константином I , состоит из первых двух букв имени «Христос» на греческом языке.
Христианское искусство
Введение
Христианство распространилось по всему миру, чтобы стать основной религией и системой ценностей для человечества, по крайней мере, до 20-го века. С течением времени оно обрастало иерархической организацией и традициями, а также стало самым крупным и влиятельным покровителем художников, скульпторов и архитекторов. Действительно, с самого начала церковь использовала произведения различных видов искусства для того, чтобы создать определенный образ, усилить влияние церкви и привлечь новых единомышленников. В процессе становления христианского искусства была разработана уникальная иконография, архитектурный стиль, создавались характерные скульптуры, алтари, витражи, фрески и мозаики.
Пьета. Микеланджело.
В начале 16-го века церковь использует для оплаты заказов на библейские темы деньги, собранные за счет повышенных налогов, что вместе с рядом других исторических событий приводит к возникновению протестов и недовольств. В 1517 году голландский пастор Мартин Лютер, начавший религиозную революцию, известную под термином «реформация», приведшая к формированию более скромной и менее иерархической форме христианства, известной как протестантизм.
Собор Святого Марка, Венеция. Купол святого Иосифа.
Византийское искусство (450-1450)
Восточная православная церковь – форма христианства, возникшая в Константинополе. Византийское религиозное искусство первым по-настоящему «расцвело», а специализировалось оно в области архитектуры (Базилика Святых Сергия и Вакха, базилика Святой Софии, Базилика Святой Ирины и т.д.), мозаики, фрески и иконописи. Также византийские мастера отличались своими ювелирными навыками и созданием иллюстрированных рукописей.
Мозаика конхи. Базилика Сан-Витале.
Средневековое христианское искусство (450-1200)
С падением и распадом Римской империи западная Европа вступила в темные века (400-800), период политической неопределенности и культурного застоя. Единственной объединяющей силой стало христианство, но его влияние было ограничено. Только в Ирландии, стране, отрезанной от европейского материка, христианство процветало.
Готика (1150-1375)
Готическое искусство обязано своим развитием, в том числе точным наукам, включая математику. Художники эпохи создавали огромные витражи и фрески на христианские темы и иллюстрировали библейские сюжеты. Готический период был связующим мостом между средневековым искусством и эпохой Возрождения.
Ренессанс
В начале 14-го века в области христианского искусства можно выделить творчество Джотто (Капелла Скровеньи, Алтарь Перуцци, Маэста и т.д.). Позже в 15-м веке христианская живопись и скульптура преобладает во Флоренции, а в 16-м — в Риме, во времена пап Сикста IV, Юлия II, Лва X и Павла III.
Крещение Константина. Рафаэль.
Ряд бессмертных картин религиозной направленности включает в себя произведения Пьеро делла Франческа, знаковые фрески и картины Леонардо да Винчи, Андреа Мантеньи, Рафаэля, Микеланджело, Корреджо, Паоло Веронезе, Тинторетто, Яна ван Эйка, Альбрехта Дюрера, Андреа Верроккьо, Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лоренцо Гиберти, Рубенса, Караваджо, Ганса Гольбейна и других.
Тинторетто. Рай.
В современную эпоху (1750-2000)
Христос перед Пилатом. Мункачи.
К середине 18-го века католические страны перенасытились соборами, церквями и монастырями. В результате заказы подобного рода становились реже
Промышленная революция и политические события привели к тому, что художники стали заострять внимание на портретах, пейзажах и других формах искусства, не относящихся к религиозной теме. Безусловно, христианские картины создавались и современными художниками (например Михаем Мункачи, Марком Ротко, Фрэнсисом Бэконом и так далее)
Но вектор развития живописи был повернут в другую сторону.
Идеи раннего христианства
Разумеется, такого, чего не было раньше, когда практически везде господствовал политеизм. Чем же принципиально монотеизм отличался от политеизма? Частично выше уже затрагивалась эта проблема, во всяком случае в теоретическом плане. Но теперь вопрос стоит несколько иначе. Чего ожидали от монотеизма те, кто уже давно был знаком с этим видом религиозной культуры, но не был удовлетворен тем его вариантом, который процветал у иудеев — даже если в сектах преобладали те же иудеи?
Ждали, если в двух словах, спасения и умиротворения, причем для всех. Ведь основная идея христианства, как она была разработана уже первыми последователями новой религии, — это именно идея греха и спасения. Люди грешны, причем именно это уравнивает всех их эллинов и иудеев, варваров и римлян, рабов и свободных, богатых и бедных. В грехе они равны перед Богом, для которого все они тоже должны стать одинаково близкими.
Могут ли люди очиститься от грехов начиная с первородного греха Адама и Евы, который тяжелым камнем висит на человечестве? Да, могут. Но только в том случае, если они сами осознают, что грешны, если исправят свои помыслы в сторону сознательного самостоятельного очищения от грехов и если — последнее, но и наиважнейшее — поверят в великого божественного Спасителя, который не просто указал путь к спасению, но и, взяв на себя грехи человеческие и приняв смертную муку за них, отошел в мир иной, а затем чудесным образом воскрес, став для поверивших в него Богом.
Освещение
Лист из фрагмента Кведлинбургского Итала ( V — го века )
Палеохристианское озарение представляет первые христианские рукописи, украшенные орнаментом и миниатюрами, в конце античности и в начале византийского периода. Чрезвычайно редкие, некоторые из этих кодексов известны только по копиям, сделанным в более позднее время. Формы свидетельствуют о переходе от монументального искусства (барельеф) к живописи на пергаменте, расцветающей в островном освещении и в освещении Меровингов.
- Генезис Вены
- Россано Евангелие
- Евангелие от Святого Августина
- Генезис хлопка
- Италия Кведлинбург
- Эшбернхэм Пятикнижие
Появление церковной структуры в христианстве
В условиях постоянно становившейся все более жесткой догматической основы вероучения уходила в прошлое ранее отличавшаяся свободой духа жизнь первоначальных общин, которые возглавлялись харизматическими лидерами. На смену пророкам приходили избиравшиеся верующими (а затем утверждавшиеся сверху) важные лица — дьяконы, епископы, пресвитеры. Из их числа на переднем плане со временем оказались епископы, в чьих руках вначале были только казна и хозяйственные дела общины. Уже со II в. именно они занимались толкованием сложных проблем догматики и культа и начали играть не только в своих общинах, но и в целых группах соседних общин руководящую роль.
Замена харизматических лидеров была неизбежным условием укрепления иерархии церкви и всей структуры новой религии. А те из лидеров, кто все еще отличался своими «видениями», «внутренним голосом» и т. п., не только решительно отстранялись от руководства общинами (если это не были группы еретиков), но и просто вынуждены были изменять привычный образ жизни. Как правило, они становились монахами и добровольно уходили в монастыри, которые стали в обилии возводиться прежде всего в восточной части Средиземноморья. Авторитет монастырей и живших там «святых отцов» не только не препятствовал церковным иерархам строго следить за паствой, но и придавал религии в целом немалый дополнительный вес.
Thu, 26 Jan 2023 12:43:03 +0300
Формы и направления раннего христианства
Практически как раз на этом раннем этапе развития в различных христианских общинах и закладывались основы того смешения реальных фактов недалекого прошлого с мифо-поэтическим наследием, которое затем и обретало черты достоверного предания, о чем уже вскользь упоминалось.
Процессу становления новой религии, особенно уже после появления и тем более канонизации Евангелий и других текстов христианского Нового Завета, многочисленные варианты и отклонения не могли не мешать. Это означало, что первоначальную пестроту мнений, ритуалов и догматов в многочисленных общинах следовало ликвидировать, заменив канонической жесткостью новой и на многое претендовавшей религии. Примерно это и было основной тенденцией развития и трансформации раннего христианства, в котором вначале отчетливо выделились два противостоявших друг другу течения — проиудейское, представленное, в частности, Апокалипсисом, и антииудеиское, связанное прежде всего с деятельностью апостола Павла и его учеников.
Проиудейское направление вскоре заглохло, а паулинизм получил распространение и стал внутренней основой христианства. Именно в рамках паулинизма с его тезисом, что для христианства нет ни эллина, ни иудея, что Богу угодны все, произошел окончательный разрыв новой монотеистической религиозной системы со свойственной иудаизму национальной ограниченностью. Такого рода переосмысление христианства в духе паулинизма и стало отправной точкой его трансформации в сторону организованной вселенской церкви. В этом смысле Павла можно было бы считать первым патриархом, если даже не основателем христианства как новой монотеистической вселенской религии. С паулинизма берет свое начало и раскол, даже антагонизм между христианством и иудаизмом.
Паулинизм способствовал переключению радикальной активности своих приверженцев с критики существующих в Риме порядков на критику соперничающей религии, представители которой оказались теперь виновны во всех грехах и даже преступлениях — они ведь, в конце концов, распяли Христа. Кроме того, паулинизм сделал резкий акцент на загробное воздаяние, на вознаграждение за терпение и страдания блаженством на том свете. Эти два очень существенных нововведения сыграли важную роль в процессе всей дальнейшей трансформации раннего христианства.
Примечания
- ^ , с. 15–16.
- Ван дер Меер, Ф., 27 использует «примерно от 200 до 600».
- , с. 10–14.
- , с. 30-32.
- , с. 12-15.
- , с. 16.
- , с. 21-23.
- Марукки, Орацио. «Археология Креста и Распятия». Католическая энциклопедия. Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 7 сентября 2018 г., онлайн .
- , с. 22.
- Финни, viii – xii, viii и xi цитируются
- Финни, 108
- , с. нет. 360.
- Грейдон Ф. Снайдер, Анте темпем: археологические свидетельства церковной жизни до Константина , с. стр. 134, издательство Mercer University Press, 2003 г., книги Google.
- , с. 29-30.
- , с. 24.
- , с. 23–24.
- , с. 10–11.
- , с. 10-15.
- Балч, 183, 193
- , с. нет. 377.
- ^ , с. 396.
- , с. нет. 365.
- Балч, 41 и глава 6
- , с. 15-18.
- , с. Глава 3.
- , с. нет. 360-407.
- , с. 21-24.
- , с. нет. 362-367.
- , с. 410.
- , с. нет. 383.
- , с. 424-425.
- , с. 39.
- , с. 40.
- , глава II, охватывает всю историю христианизации базилики.
- Уэбб, Матильда. Церкви и катакомбы раннехристианского Рима: полный путеводитель , с. 251, 2001, Sussex Academic Press, ISBN 1-902210-58-1 , ISBN 978-1-902210-58-2 ,
- , глава III.
- , с. 69-70.
- Книга называлась «Столкновение богов: новая интерпретация раннехристианского искусства » Томаса Ф. Мэтьюза. Обзор: W. Eugene Kleinbauer (цитата по стр. 937), Speculum , Vol. 70, № 4 (октябрь 1995 г.), стр. 937-941, Средневековая академия Америки, JSTOR ; У JSTOR есть и другие обзоры, все с критикой в том же духе: Peter Brown , The Art Bulletin , Vol. 77, № 3 (сентябрь 1995 г.), стр. 499–502; РВ. Юджин Кляйнбауэр, Speculum , Vol. 70, № 4 (октябрь 1995 г.), стр. 937–941, Лиз Джеймс, The Burlington Magazine , Vol. 136, № 1096 (июль 1994 г.), стр. 458–459; Аннабель Уортон, The American Historical Review., Том. 100, № 5 (декабрь 1995 г.), стр. 1518–1519.
- , с. 52-54.
- , с. 366-369.
- , с. 25-26.
- Григ, повсюду
Христианская архитектура после 313 г.
Санта-Сабина , Рим, интерьер (5 век).
В 4 веке быстро растущее христианское население, теперь поддерживаемое государством, нуждалось в строительстве более крупных и величественных общественных зданий для богослужений, чем в основном укромные места для встреч, которые они использовали, которые обычно находились внутри или среди жилых зданий. Языческие храмы некоторое время использовались для своих первоначальных целей, и, по крайней мере, в Риме, даже когда они были заброшены, христиане избегали их до 6 или 7 веков, когда некоторые из них были преобразованы в церкви. В других местах это произошло раньше. Архитектурные формулы храмов были неподходящими не только из-за их языческих ассоциаций, но и потому, что языческий культ и жертвоприношения происходили на открытом воздухе, под открытым небом, на виду у богов, а храм, в котором находились культовые фигуры и сокровищница, был фоном без окон.
Внутренний вид Санта-Костанца , Рим
Пригодной для использования моделью, когда император Константин I хотел увековечить свое имперское благочестие, была знакомая традиционная архитектура базилики . Существовало несколько вариантов основного плана светской базилики, всегда какой-то прямоугольный зал, но тот, который обычно использовался для церквей, имел центральный неф с одним проходом с каждой стороны и апсиду на одном конце, противоположном главному входу. другой. Внутри, а часто и перед апсидой находилась возвышенность, на которой помещался алтарь и совершалось богослужение. В светских зданиях этот план чаще использовался для небольших залов для аудиенций императоров, губернаторов и очень богатых, чем для больших общественных базилик, функционирующих в качестве судов и других общественных целей. Это был нормальный образец, использовавшийся для римских церквей и вообще в Западной империи, но Восточная империя и Римская Африка были более авантюрными, и их модели иногда копировались на Западе, например, в Милане . Все вариации допускали естественный свет из окон высоко в стенах, отход от святилищ без окон храмов большинства предыдущих религий, и это осталось неизменной чертой христианской церковной архитектуры . Формулы, дающие церкви с большой центральной площадью, должны были стать предпочтительными в византийской архитектуре , которая рано разработала стили базилики с куполом.
Неф Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура , Рим
Особым и недолговечным типом здания, использующего ту же базиликанскую форму, был погребальный зал , который не был обычной церковью, хотя сохранившиеся образцы давно стали обычными церквями, и они всегда предлагали похороны и поминальные службы, а здание воздвигнут в Константиновский период как крытое кладбище на месте, связанном с раннехристианскими мучениками, например, в катакомбах. Шесть примеров, построенных Константином за стенами Рима: Старая базилика Святого Петра , старая базилика, посвященная Святой Агнессе , единственным оставшимся элементом которой является Санта-Костанца , Сан-Себастьяно-фуори-ле-мура , Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура ,Санти Марчеллино и Пьетро аль Латерано и один в современном парке Вилла Гордиани .
Мартириум представлял собой сооружение, возводившееся на особо значимом месте, часто над погребением мученика . Никакая конкретная архитектурная форма не была связана с типом, и они часто были небольшими. Многие из них стали церквями или часовнями в более крупных церквях, возведенных рядом с ними. Что касается баптистерий и мавзолеев, их часто меньший размер и другое назначение сделали мартирию подходящей для архитектурных экспериментов.
Среди ключевых построек, не все сохранившиеся в первозданном виде:
-
Константиновские базилики
- Archbasilica Святого Иоанна Латеранского
- Сент-Мэри-Мейджор
- Старая базилика Святого Петра
- Храм Гроба Господня
- Церковь Рождества Христова
- Церковь Святой Софии, София
-
Централизованный план
- Санта-Констанца , построенный как императорский мавзолей, примыкающий к погребальному залу, часть стены которого сохранилась.
- Церковь Святого Георгия, София
Базилика
Христианство было официально признано в 313 г., когда римский император Константин, издал Миланский эдикт. К 326 г. оно стало официальной религией Римской империи. Византия, восточная часть Римской империи с новой столицей, Константинополем (ныне — Стамбул), протянулась от Милана и Кёльна на западе, до Сирии на востоке, Греции и Египта на юге. Христианство нуждалось в новых архитектурных формах, но первоначально была использована античная базилика с прямо-угольным залом для собраний, которая могла служить для различных общественных целей и не была связана с язычеством. Она прекрасно подходила для христианских богослужений.
Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом — с западной. В апсиде располагался алтарь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.
Внешний облик раннехристианских базилик был чрезвычайно простым, например фасад базилики Св. Петра. Это также относится и к храмам Ближнего Востока, например, церкови V в. в Турманине. Она типична для Сирии, с широкой аркой входа и двумя соединенными колоннадой башнями над западным фасадом.
Стены базилик обычно были из кирпича или перемежающихся кирпича и бетона с облицовкой из камня. Тип зданий в виде базилики оказался очень удобным для церковной архитектуры. Он использовался как в ранних христианских постройках, так и в поздних, как в римских, так и в византийских. Трансепт — поперечный неф между апсидой и пространством продольных нефов. В плане пересечение трансепта и нефа образует латинский крест.
Базилика Св. Петра. Рим (319- 322 гг.)
Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток. Атриум — это большой перистильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение.
Интерьеры храмов
Простой внешний облик ранних христианских церквей (III-V вв.) контрастировал с роскошью интерьера. Легкие арочные колоннады и тонкие, с большими окнами стены среднего нефа казались хрупкими, нематериальными. Это ощущение подчеркивал еще и свет, падающий из окон и из апсиды. Стены были покрыты полированным мрамором, мозаикой и фресками. Мраморные колонны завершались позолоченными капителями. Пол был покрыт мраморной мозаикой, перекрытия позолочены. На всем этом играли блики света, подчеркивая переход от освещенной средней части к затененным боковым нефам. Апсида была украшена мозаикой с изображением Христа. В Риме капители, колонны и антаблемент часто переносились из античных построек. Апсида — полукруглый выступ, который находится в восточной торцовой части храма. Ее перекрывает полукупол или сомкнутый полусвод (конха). В апсиде находится часть алтаря.
Центральный и боковые нефы были разделены рядами колонн с аркадами, опирающимися на них. Аркада могла быть двухъярусной. Перекрытие боковых нефов было ниже, чем центрального, позволяя окнам в верхней части стен центрального нефа — клерестория — освещать помещение сверху. Боковые нефы иногда имели второй ярус, или хоры. Часто женщины во время службы стояли на хорах; если их не было, то мужчины и женщины находились вместе.
Алтарь в храме был приподнят на несколько ступеней и отделен от центрального нефа парапетом и алтарной преградой. Алтарная часть — вима, предназначалась только для священника. Отсюда он мог проследовать к амвону. Амвон в раннехристианских и византийских церквях — кафедры, расположенные по сторонам хора или под центральным куполом. Символизирует камень у Гроба Господня. Обычно он был вырезан из камня и богато декорирован. Стены и пол многих церквей были декорированы мозаикой из цветных мраморов, составляющих орнаментальный геометрический рисунок.
Базилика святого Димитрия в Салонниках
В центральном нефе базилики Св. Димитрия в Салониках были использованы античные колонны и капители. Эта капитель украшена листьями аканта и орлами. Над ней расположен импост — верхний камень столба, служащий опорой арки. Здесь — в виде четырехгранной перевернутой пирамиды.
Символы веры в раннем христианстве
В этом пункте с первых же шагов христианства возникла неувязка, которая явилась поводом для многочисленных веками длившихся и породивших немало расколов христологических (лучше сказать тринитарных — от Троицы) споров. Речь о едином Боге в трех лицах — Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе.
К этим спорам мы еще вернемся. Но пока заметим, что вера в единого Бога и Святую Троицу, благочестивая жизнь, покаяние в грехах с облегчающей душу исповедью и надежда на царствие небесное после смерти и тем более второго пришествия Христа и Страшного суда — вот основа того, что каждому следовало принять. Эти заповеди раннего христианства стали фундаментом новой религии, причем они быстро обрели широкую популярность, а адепты христианства начали распространяться по всей империи.
Жизнь первых христианских общин
Первые христианские общины заимствовали от предшественников (типа ессеев, коллективы которых пополнялись лишь за счет новых сторонников) черты аскетизма, самоотречения и благочестия. Позже к ним были прибавлены акты крещения, причащения и некоторые другие.
Но все различные раннехристианские секты достаточно долго оставались замкнутыми и обычно возглавлялись харизматическими лидерами, каждый из которых имел возможность самостоятельно толковать некоторые — чаще всего не очень ясные — проблемы. Такого рода лидеры — учителя, проповедники и аскеты — обычно отличались от остальных тем, что имели «видения», прислушивались к «гласу Божьему», «внутреннему голосу» и считались «осененными благодатью». Легко понять, что часто они были людьми возбудимыми и неуравновешенными, и это не могло не сказываться на том, о чем они вещали идущим за ними последователям.