Искусство. функции и виды искусства

Эстетические принципы и возможности видов искусства[править]

Изобразительное искусствоправить

Изобразительное искусство — вид творческой деятельности, отражает действительность с помощью образов, воспринимаемых с помощью зрения. Объединяет живопись, графику, скульптуру, каллиграфию.

Живопись — изображение на плоскости внешнего мира, преобразовано творческим воображением художника. Делится на станковая живопись и монументальный. К монументальной живописи относятся фреска, мозаика, витраж, в основном создаются на историческую, религиозную или мифологическую тематику. Станковая живопись делится на портрет, пейзаж, натюрморт, картины на бытовые темы. Панорама относится к монументальной живописи, но включает в себя и элементы станковой живописи. Надо помнить, что любая классификация на абстрактном уровне недостаточная, некоторые явления выходят за ее пределы. Например, мозаики и фрески могут носить и камерный характер.

Выделяют различные техники живописи — живопись живопись и др.

Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна, наносимые на бумагу, картон. Цвет может применяться, и играет в графике дополнительную роль. Выделяют станковый рисунок, книжную миниатюру, журнальную, газетную графику, прикладную (плакат, реклама), а также компьютерную графику. Выделяют уникальные рисунки (существуют в едином экземпляре) и печатную.

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения имеют объемный вид, в качестве материала используют мрамор, бронзу, глину, лед и т. д. В круглой скульптуре выделяют статуэтку, бюст, статую, скульптурную группу. Рельеф — скульптурное изображение, расположенное на плоскости (выделяют горельеф и барельеф). Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, мифологические, религиозные изображения, анималистический жанр. Монументальность — одна из возможностей скульптуры, обеспечивает ее синтез с архитектурой (например: гробница Медичи во Флоренции Микеланджело, в котором расположен портретные изображения, аллегорические статуи «Утро», «Ночь»). Выразительные и изобразительные средства скульптуры — свет и тень.

Музыкаправить

Музыка — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов являются отдельным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы музыки фиксируются в нотной записи и реализуются в процессе исполнения. Музыку разделяют на светскую и духовную, на инструментальную и вокальную. Музыка разделяется на роды и виды: опера, симфония и др.; на жанры — песня, хорал, марш, сюита, сонет и др. В отличие от живописи, подвержена абстрактного выражения. Музыка непосредственно воздействует на чувства человека.

Происхождение искусства

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. “Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму”.

Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.

Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. “В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы”.

Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона “искусством” называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Классификация искусств[править]

Традиционно виды искусства делятся по способу воплощения художественного образа и по форме чувственного восприятия.

По способу воплощения художественного образа различают:

  • пространственные — фотография, декоративно-прикладное искусство и дизайн.
  • временные искусства — радио, музыка, литература
  • пространственно-временные — кино, театр, танец, цирковое искусство, видеоигра и т. п.

По форме чувственного восприятия различают:

  • слуховые — музыка, радио
  • зрительные — архитектура, скульптура, живопись, графика, фотография
  • зрительно-слуховые — театр, кино, видеоигра.

Эта классификация не является универсальной, поскольку с появлением письменности и нотной грамоты искусство слова и музыка получили графических изображений. Также в искусстве слов изображение букв приобрело самостоятельное эстетическое значение — искусство каллиграфии в Восточных цивилизациях. В каждой из этих трех групп художественно-творческая деятельность может пользоваться:

  • знаками изобразительного типа, предусматривающие сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика; литература, актерское искусство);
  • знаками неизобразительного типа, не допускающих узнавания в образах реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмов восприятия (архитектурно-прикладные искусства, музыка и танец);
  • знаками смешанного типа, присущими синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусства с искусствами изобразительными; словесно-музыкальному — песенному и актерских-танцевальном — пантомимическим синтеза.

Также искусства можно классифицировать по используемым материалам:

  • традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.) — архитектура, скульптура, живопись и т. д.
  • современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины) — медиаискусства
  • звук (слышны колебания воздуха) — музыка
  • слово (единица языка) — литература
  • человек-посредник — (актер, клоун и т. д.).

Одним из первых к классификации искусств обратился поэт Гораций: писал, что поэзия — это живопись, говорит, а живопись — немая поэзия. Более 2000 лет такое определение считалось исчерпывающим. В XVIII в

Лессинг в своем трактате обратил внимание читателя на то, что один и тот же образ не может быть одинаково изображен в разных видах искусства. Ужасное, страшное в слове влияет на читателя, но скульптор не может передать всю последовательность событий, поэтому должен выбирать момент, сочетающий в себе предшествующие и последующие события

Скульптурное изваяние «Лаокоон» изображает разные стадии борьбы людей с чудовищем, последняя из которых демонстрирует сам древнегреческий жрец. Скульптор всегда оставляет надежду на развязку драматической ситуации, потому что это составляет динамизм композиции.

Словесное искусство изображает все события поочередно, в отдельных деталях, но это не создает впечатление красоты. Для преодоления этих сложностей талантливый автор оставляет место фантазии читателя. В литературном произведении не сказано, пропущенное может весить больше, чем детальное описание состояния главного героя.

Один из вариантов классификации видов искусств представил немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Критерием выступает соотношение идеи и формы произведения:

  • Символическая форма — идея выступает в абстрактной односторонней форме. Характерно для искусства народов Древнего Востока. Наиболее развитой на этой стадии выступает архитектура (ее материал — неорганическая природа);
  • Классическая форма — идея достигает надлежащей конкретности, находится в гармонии с формой. Искусство античной Греции, воплощается в скульптуре;
  • Романтическая форма — мир души празднует победу над внешним миром. Дух освобождается от чувственной оболочки, переходит в новые формы самопознания — религию, философию. Это характеристика современного Гегеля европейского искусства, на этой стадии, по мнению философа, происходит распад искусства. Лидирующие выступают живопись, музыка, поэзия (их материал: краски, игра света — для живописи, звук — для музыки, звук как смысл — для поэзии).

Роды, виды, жанры — это формально-содержательные категории, классификация видов искусства подобна живому организму, постоянно развивается и меняется

Развитие искусства происходит путем преодоления жанровых границ, поэтому при анализе конкретного художественного произведения нужно обращать внимание на историческую эпоху, в которую оно было создано.

Вариант 7

Настоящее искусство определяется не средством или стилем выражения, а подлинными эмоциями и идеями, которые передаются. Будь то картина, скульптура, музыка или литература, настоящее искусство затрагивает зрителя на глубоком уровне, оставляя неизгладимое впечатление и вызывая сильные эмоции.

Следует отметить, что подлинное искусство отличается от ложного своими намерениями, мотивацией и подлинностью. Искусство создается как средство самовыражения, а не ради коммерческой выгоды. Оно является воплощением сокровенных мыслей и чувств художника, переданных честно и достоверно.

Фальшивое искусство, напротив, часто руководствуется коммерческими интересами, ему не хватает эмоциональной глубины и подлинного выражения. Настоящее искусство затрагивает наши сердца и оставляет неизгладимое впечатление, в то время как ложное исчезает в безвестности.

Мне нравится42Не нравится22

Разновидности искусства

Человек создал различные виды искусства, жанры творчества. Для того чтобы наглядно их представить создаются различные классификации:

  • по материалу (звук, краски, глина);
  • по направлениям (реальные – музыка, архитектура, живопись, идеальные – поэзия, литература);
  • по группам людей, на которые распространяется (элитарное, народное, массовое).

Элитарное искусство создается и существует для небольших групп людей. Оно отличается сложностью форм. Народное искусство выражается в простых, понятных для большинства людей формах, часто не имеет автора, выражает особенности культуры народа. Массовое искусство появилось в период индустриального развития общества. Оно создавалось не народом, а для него. Его целью было снятие усталости, напряжения. Его особенностями являются незамысловатость, простота и распространение на большие группы людей, тиражируемость и коммерческий характер.

Источники[править]

  1. «Вид человеческой деятельности, отражающий действительность в конкретно-чувственных образах, в соответствии с определенными эстетическими идеалами», — определение Краткого энциклопедического словаря по культуре. К., 2003
  2. Elkins, James «Art History and Images That Are Not Art», The Art Bulletin, Vol. 47, No. 4 (Dec. 1995)
  3. Adorno, Theodor W. Aesthetic Theory. (1970)
  4. Richard Wollheim, Art and its objects, p.1, 2nd edn, 1980, Cambridge University Press, ISBN 0521 29706 0
  5. Adorno, Theodor W. Aesthetic Theory. (1970)
  6. Danto, 2003
  7. Griselda Pollock, Differencing the Canon. Routledge, London & NY, 1999. ISBN 0-415-06700-6
  8. Согласно постановлению I съезда писателей СССР
  9. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 19.
  10. Ч. В. Моррис. Основания теории знаков. Семиотика. Под ред. Ю. С. Степанова. М .: 1983, с. 37-89.
  11. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. Учеб. пособие., М., «Высшая школа», 1978, 352 с. (С. 267—271)
  12. Современная украинская энциклопедия, Харьков, 2006, т. 9
  13. Борев Ю. Б. «Эстетика», с. 200

Постмодернизм и contemporary art

В конце 60-х годов XX века в России современное искусство продолжилось с привкусом постмодерна, а на Западе пришло contemporary art.

В этот период появляются аудио и видео технологии, потом компьютеры, а в 90-х годах начал захватывать власть интернет. Вместе с новыми технологиями появляются и новые направления, соответствующие эпохе – концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, хеппенинг, перфоманс.

Джозеф Кошут  «Один и три стула» 1965 г. (концептуализм)

Сегодня современное искусство поражает многообразием видов, порой даже шокирующих, о которых будет сказано далее. А пока разберемся в другом.

Функции искусства

Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства.

Искусство выполняет следующие функции:

  • Познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире;
  • Мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления;
  • Воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;
  • Эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей;
  • Гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;
  • Коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);
  • Прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения;
  • Медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;
  • Компенсаторную. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.

Немотивированные функции искусства

Функции искусства подразделяются на две разновидности: мотивированную и немотивированную. В зависимости от состояния человека, автора и восприятия мира, создаются те или иные произведения, которые можно разделить мотивацией или ее отсутствием.

К немотивированным относят те, которые созвучны природе человека и не имеют в основе утилитарности.

Поиск гармонии, уравновешенности и ритма

Человек стремится к обретению гармонии на подсознательном уровне. Ему нравится это состояние, и оно не обязательно должно содержать практическую ценность. Под влиянием процесса поиска умиротворенности человек выбирает для себя стезю, в которой ему будет комфортно и которая позволит ему возвыситься над реальностью путем создания собственного ритма и равновесия.

Воображение

Посредством воображения человек начинает поиск символов и образов, помогающих достичь совершенства в создании произведений искусства и их восприятии. Конечный образ, созданный мастером, может не соответствовать стандартным и общепринятым понятиям, но будет продиктован автору внутренним ощущением. Логические представления могут быть заменены авторской эстетической концепцией и идти вразрез с рациональной идеей.

Ощущение загадочности

Когда человек соприкасается с искусством, он нередко испытывает ощущение загадочности. Музыка, стихотворение, художественное произведение создают таинственность и уводят в неизвестность. Человек, соприкоснувшийся с ними, начинает мечтать, видит некие образы и ищет их значение. Возникновение этого ощущения всегда влечет и создает предвкушение прекрасного.

Ритуальные и символические

Среди немотивированных функций искусства выделяется особый тип — ритуальные и символические. Они являются частью системы определенных событий, принятых в национальных культурах разных народов. Происхождение ритуалов и их преемственность относят к отдельным жанрам, присущим каждому народу и нации. Символы и ритуалы как правило не имеют утилитарной цели, но обладают особым смыслом для тех, кто им поклоняется. Они обязательны к соблюдению, передаются от поколения к поколению как аксиомы, знания рода и не подвергаются критике.

Вариант 4

Настоящее искусство — это не то, что можно воспроизвести или повторить, это нечто уникальное и оригинальное. Это отражение индивидуальности и личности художника. Это не то, что можно массово производить или коммерциализировать, это нечто интимное и личное. Это не то, что может быть создано ради прибыли или рыночной стоимости, это то, что бесценно и бесценно.

Подлинное искусство — это не то, что можно осуждать или критиковать, это то, что открыто для интерпретации. Это субъективный опыт, который зависит от восприятия и перспективы зрителя. Это не то, что должно быть понято или осмыслено, это то, что должно быть прочувствовано и пережито.

Настоящее искусство — это не просто форма развлечения, это форма терапии. Это способ исцеления и преодоления ограничений человеческого состояния. Это не просто роскошь, это необходимость. Это способ связи с божественным, универсальным и бесконечным.

Это не просто вещь, это образ жизни. Это способ видеть, чувствовать и переживать мир. Это способ преодолеть обыденность и обыденность и достичь необычного и возвышенного.

В заключение хочу сказать, что настоящее искусство — это не просто средство выражения, это способ существования. Это способ связи с самим собой, с другими людьми и со Вселенной. Это не просто форма общения, это форма причастия. Это способ преодолеть границы времени и пространства и войти в царство вечности и бесконечности. Настоящее искусство — это не просто продукт человеческого разума, это отражение человеческой души.

Мне нравится49Не нравится39

Искусство и наука[править]

Искусство и отдельные его аспекты являются предметом научного исследования. Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления — искусствоведение. Отрасль философии, занимающийся изучением искусства — эстетика . феномене, связанными с искусством, занимаются и другие общественные и гуманитарные науки, такие

Впервые к системному изучению искусства обратился Аристотель (384—322 до н. э.) в своей работе «Поэтика». В других работах Аристотель также положил начало систематизации научного знания и научного метода.

В наши дни особую роль в изучении искусства играет семиотика. Эта наука, появившаяся в конце XIX века, рассматривает широкий спектр проблем с точки зрения коммуникации и знаковых систем. Юрий Лотман (1922—1993), советский культуролог и семиотик, в своих работах предложил семиотический подход к культуре и описал коммуникационную модель для изучения художественного текста. При таком подходе искусство рассматривается как язык, то есть коммуникационная система, которая пользуется знаками, упорядоченными особым образом.

Существует гипотеза, что искусство возникло раньше науки, и долгое время вобрал ее в себя. И искусство, и наука являются знаковыми системами познания человеком природы и самого себя, и для этого используют эксперименты, анализ и синтез.

Различия искусства от науки:

  • Наука и техника имеет большее влияние на вещи, а искусство — на психологию ;
  • Наука добивается объективности, авторы же творений искусства вкладывают в них себя, свои чувства;
  • Научный метод строго рациональный, в искусстве же всегда есть место интуитивности и непоследовательности;
  • Каждое произведение искусства является единственным и законченным, каждый научный труд — лишь звено в цепи предшественников и последователей;
  • Данные различия верны лишь при поверхностном рассмотрении их сущности. Каждый пункт является собой отдельной темой для дискуссии.

Исторические определения искусства

Слово искусство (от лат. Ars, греч. Techne) в Древнем мире, в Античности означало знание строго определённых правил и следование им. Фактически, помимо живописи и скульптуры, искусство включало в себя множество ремёсел, таких как гончарное дело и ткачество. Также к искусству относили риторику, публичные выступления, военную стратегию и др.

То, что связывает искусство с ремёслами и наукой, было гораздо более очевидным для мыслителей древности и средневековья, чем то, что их отличает. Не было разделения на ремёсла и художественные искусства, но они были дифференцированы в зависимости от того, задействуют ли они только ум или также требуют физических усилий. Первые назывались гуманитарными (artes liberales), а вторые – общими (artes vulgares). Гуманитарные науки (а значит – и искусства) считались намного выше механических. Особенно выделялись 7 наук (искусств):

  • грамматика;
  • риторика;
  • логика;
  • арифметика;
  • геометрия;
  • астрономия;
  • музыка.

В Средние века механические искусства (включая скульптуру, живопись или архитектуру) имели утилитарное измерение и были самыми важными видами искусства. Тогда искусство было прежде всего сферой сакрального, отражением духовного мира.

В эпоху Возрождения социальное положение художников растёт. Они начинают стремиться поднять статус своей профессии и оторваться от ремесла. Деятели искусства стремятся называть себя учёными, возводя скульптуру, архитектуру и живопись в ранг науки, тем более что это соответствовало их стремлению рассчитывать свои работы с математической точностью.

Лишь позже возникла оппозиция этой строгой концепции, и искусство тоже отделилось от науки. Было известно, что искусства отличаются от наук и ремёсел. Несмотря на это, никто не знал, что объединяет то, что мы сейчас называем изящными искусствами. Не было известно, на каком основании включать сюда музыку, танец и театр. Были сделаны попытки различать умственные, музыкальные, интеллектуальные и изобразительные искусства.

В XVII-XVIII веках в эпоху Просвещения был введён термин «изобразительное искусство». К нему стали относить живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу, поэзию, танцы и театр.

Начиная с XIX в. искусство стало независимым от мастерства и было более тесно связано с идеями творчества, оригинальности, индивидуализма и новаторства. Авторы произведений искусств (согласно идеальной модели) становятся художниками, мотивированными внутренним принуждением к созданию или потребностью выражать чувства, решать свои собственные или человеческие проблемы. Эти проблемы не могут быть ограничены исключительно функцией поставщика эстетических впечатлений.

Современное искусство, начиная с дадаизма и сюрреализма, уже не подпадает под это определение. Красота в процессе эстетизации вышла за рамки искусства, и для себя она уже не является отличительной ценностью. Красота даже не является необходимой. За свою долгую историю понятие искусства с очень широким диапазоном чётко очерченных границ значительно сузило своё поле, но границы его явно размылись.

В современных обществах, в значительной степени присвоенных индустрией развлечений, искусство также стало в некоторой степени развлекательной индустрией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: