Подтекст

Что такое подтекст

Любое высказывание, устное или письменное, имеет значение – коннотацию, заложенную в него семантикой слов. Чтобы понять, что такое значение слова, достаточно заглянуть в обычный словарь. Любое высказывание, кроме значения, имеет ещё и смысл, который может дополнять значение, а может с ним и не совпадать. Такой внутренний смысл, не выраженный в словах, и есть подтекст.

В устной речи подтексты встречаются постоянно, особенно в общении с близкими людьми. Помню, был старый музыкальный спектакль, в котором какие-то второстепенные роли играла очень милая пожилая пара

И вот слова супруга, обращённые к своей уже далеко не первой молодости жене: «Что со мною, я не знаю, что со мною? Хочешь, я полы помою, хочешь – вермишель сварю?» Обратите внимание на значение этих слов, и на их глубинный смысл или подтекст

Подтекст в книгах встречается чаще, чем может показаться. Вот небольшой пример, придуманный мной.

Подтекст этого отрывка очевиден, нетрудно догадаться, чем могла Бетти заниматься в комнате графа. А если добавить ещё одну маленькую детальку?

Вот теперь уже интереснее. Появился ещё один подтекст и загадка, которая заставит читателя задуматься. Что там в пузырьке? Яд? Приворотное зелье? Снотворное?

Конечно, избыток подтекстов и смыслов может сделать текст непонятным для читателей. Этим нередко увлекаются современные авторы. И смысл их произведения становится ясен только для посвящённых. Далеко не все любят разгадывать ребусы, поэтому либо автору приходится объяснять потом все свои загадки и смыслы, как Дэну Брауну, либо отказаться от них.

Определения

  • Деталь — это небольшой элемент художественного образа, придающий ему неповторимую выразительность и особое значение.
  • Символ — знак, указывающий на глубину художественного образа, его неравенство себе: символ в литературе всегда предполагает гораздо большее, чем сказано фактически.
  • Подтекст — смысл, который не следует явственно из текста, но о котором можно догадаться. Чтобы выявить и осмыслить подтекст, нужно ориентироваться на намёки автора.
  • Психологизм — изображение внутреннего мира человека в его динамике. Имеются в виду те образы, которые возникают в воображении или памяти. Психологизм может быть явным (непосредственное изображение мыслей и чувств персонажа) или скрытым (выявляется через подтекст).
  • Народность — национальные черты в литературе, помогающие почувствовать народный колорит, осознать народную идею.
  • Историзм — освоение и передача в литературном произведении духа того или иного временного периода, эпохи.
  • Литературная критика — одна из разновидностей литературного творчества. Литературная критика занимает промежуточное положение между собственно литературой и чтением. Литературные критики, прочитывая современное литературное произведение, могут создать дополнительный сопутствующий текст, разъясняющий смысл этого произведения и дающий ему оценку (в частности, в области художественных достоинств и злободневности проблематики).

Зачем нужен подтекст

Хорошо прописанный и вовремя поданный подтекст усиливает впечатление от произведения, пробуждает интерес читателя, делает его соавтором, сотворцом. Ведь он начинает думать, домысливать, фантазировать. А если понимает смысл, заложенный автором, то чувствует себя умным, то есть повышает свою самооценку. Ощутивший себя умным и проницательным читатель с бо́льшей симпатией относится к автору и к книге. Но подтекст выполняет много и других функций.

  • Сокращает количества текста, даёт возможность автору не описывать всё детально, а ограничиться намёками.
  • Подтекст передаёт эмоциональную окраску эпизода, оценку его, с точки зрения автора. Например, можно, описывая красавиц на балу, передать восхищение, а можно – и сарказм.
  • Подтекст подключает ассоциативное мышление читателя, и тем самым расширяет поле смыслов, передаваемых автором в книге. Нередко читатель додумывается до такого, о чём сам автор даже и не подозревал.
  • Подтекст углубляет понимание сюжета, характеров героев, особенно если повествование идёт от первого лица. Постоянно говорящий о своих чувствах персонаж может вызвать недоумение, а то и насмешки. А вот подтекст позволяет читателю понять чувства героев.

Правда, с подтекстом нужно быть осторожным и не переборщить. Есть авторы, которые, демонстрируя свой интеллект и эрудицию, создают из текста настоящий ребус, причём многослойный. Это характерно для произведения в стиле постмодернизма, недаром же о такой литературе говорят, что она для избранных.

На этом сегодня всё. О разных средствах передачи подтекста расскажу в следующей статье. То есть в понедельник. Не пропустите. До встречи!

Возможно, вам будут интересны следующие статьи:

Объяснение и примеры

Выразительные средства, используемые автором литературного произведения, помогают создать яркие и разносторонние художественные образы.

Деталь. Символ. Подтекст

Создавая художественные образы, вовсе не обязательно оснащать их массой уточнений и подробностей. Иногда наибольшее значение в литературном произведении имеет деталь — скромный элемент, который легко упустить.

Пример

Герой рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» остро переживает влюблённость и хочет поделиться своими переживаниями с приятелем. Приятель, вовсе не слушая, отвечает: «А осетрина-то была с душком!». Читатель ощущает огромное разочарование Гурова и тоску от разобщённости всего в мире. А создать это ощущение помогает одна маленькая деталь — выражение «осетрина с душком».

А иногда глубочайшее значение может вместиться в одно слово или словосочетание. Такое слово (словосочетание) называют символом.

Многие ошибаются, полагая, что символ и метафора — это одно и то же. Формальное сходство действительно есть: называется одно слово, а означает оно нечто другое. Но метафора проста, а символ глубок и неоднозначен. Выражаясь иносказательно, если метафора — это кролик, который прячется в шляпе, то символ — бесконечное множество спрятанных кроликов (некоторых читатель так и не найдёт).

Пример

Символом в литературе может быть, к примеру, крест. Внешне это просто геометрическая фигура; однако крест подразумевает одновременно христианство, объект поклонения (целовать крест), распятие как мученическую смерть, тяжкую ношу, воскрешение и прощение.

В свете этого, а также вспомнив, что крест по-гречески назывался «ставрос», мы найдём множество скрытых значений в фамилии Ставрогина, главного героя романа Ф. М. Достоевского «Бесы», и убедимся, что эта фамилия выступает в романе символом.

Художественные детали и символы, таящиеся в литературном произведении, формируют подтекст — скрытый смысл литературного текста.

Психологизм. Народность. Историзм

Если явный психологизм предполагает освещение мыслей и чувств героя, то скрытый психологизм становится ясен только при анализе подтекста. Как правило, скрытый психологизм выражен в портрете, интерьере, пейзаже, детали.

Пример

Пейзаж как форма психологизма часто использовался И. А. Буниным. Описание природы в его прозе нередко служит раскрытию настроения или переживания героя.

А народность и историзм в литературе вообще нельзя вычленить и привязать к каким-то отдельным словам, фразам, элементам сюжета и пр. И народность, и историзм — это общее впечатление от эпохи или народа, которое мы выносим из литературного произведения.

Как вы уже поняли, выявить при прочтении все смыслы литературного произведения очень сложно, а порой и невозможно. Профессионально этим занимаются литературные критики — люди с аналитическим умом и большим багажом прочитанных литературных текстов. Эти качества помогают критикам не только соотнести какое-то конкретное произведение с другими образчиками литературного искусства, но и сделать выводы о значении этих произведений.

Виды подтекста

Часто с подтекстом путают такие стилистические фигуры, как аллюзии, реминисценцию или символизм. Как-нибудь я о них тоже расскажу, но они к подтексту отношения не имеют, хоть и похожи. Подтекст бывает двух видов: внутренний и внешний.

Внутренний подтекст – это отсылка к тому, что есть в содержании самого произведения и достаточно небольшого намёка, детальки, чтобы читатель понял, о чём речь. Например, необязательно повторно рассказывать о каком-то случае, можно устами героя сказать: «А помнишь тот случай с обвалившимся балконом?» И читатель тоже вспомнит этот случай. Если, конечно, читал внимательно.

Внешний подтекст или внетекстовые ассоциации связаны с опытом читателя, с его знаниями. Вот здесь сложнее. Так, если писатель упомянул, что на пальце у незнакомца был перстень с изображением циркуля, то уверен ли автор, что все его читатели поймут это, как из один масонских знаков?

То есть, чтобы активно использовать внешний подтекст, нужно хорошо знать свою аудиторию. Есть намёки, которые поймут в основном женщины, или военные, или студенты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: