Жанр утопии и антиутопии в русской литературе

Что означает слово «утопия»?

Слово утопия появилось в Древней Греции, где оно обозначалось так: «Топос» – место, «у-топос» – не место. В более широком понимании – место, которое не существует. Сегодня, это слово имеет несколько смыслов и используется по отношению к:

  1. Художественной литературе, описывающей модель фантастического мира, социально-идеального по задумке автора. Безупречный общественный строй. Примерами таких произведений могут служить: роман Ж. Верна «Таинственный остров, роман Дж. Лондона «Лунная долина».
  2. Существуют варианты применения термина в политическом смысле, при описании социальных проектов, призванных сделать жизнь населения лучше, но нереальных в осуществлении на практике. Например, теории В. И. Ленина о будущем индустриальном развитии России некоторые критики называли утопическими.
  3. Еще одно разговорное значение слова – мечта, которую невозможно осуществить, несбыточная. Например, когда вы утверждаете человеку, что его задумка нереальна, говорите: «Ты не сможешь – это утопия!» Таким образом, усиливая факт несостоятельности предстоящего события.

В любом из перечисленных случаев мы можем наблюдать определение слова, как отрицание реального положения дел.

Антиутопия как литературный жанр в Европе

Один из ярких зарубежных авторов — антиутопистов — это, конечно, американский писатель Рэй Бредбери со своим знаменитыми произведениями: «451°по Фаренгейту» и «Марсианские хроники», в которых он описывает отнюдь не безоблачное будущее для человечества, а катастрофу эволюции и социального развития. Рэй Бредбери осуждает глупость и безнравственность следующих поколений, порицает неумение хранить и ценить прошлое, критикует неистовое стремление к всеобщему разрушению.

Также нельзя не отметить антиутопические произведения английского фантаста Герберта Уэллса, такие как, например, «Война миров», «Человек-невидимка» и «Машина времени». Автор показывает, какие печальные картины мы сможем наблюдать в далёком будущем, и к чему приведет, в конце концов, прогресс цивилизации. Бесчеловечные варианты развития капитализма рисуют Джек Лондон в романе «Железная пята», написанном в 1907 году, и Клод Фаррер в романе «Осуждённые на смерть» 1920 года.

До 16 века

Слово «утопия» было придумано на греческом языке сэром Томасом Мором для его книги « Утопия » 1516 года , но корни этого жанра восходят к античности .

  • Республика (ок. 370-360 до н.э.) Платона — одна из самых ранних концепций утопии.
  • Законы (360 г. до н.э.) Платона
  • Республика (ок. 300 г. до н.э.) Зенона из Китиума , идеальное общество, основанное на принципах стоицизма .
  • Священная история (ок. 300 г. до н.э.) Евгемера — описывает рациональный райский остров Панхея
  • Острова Солнца (ок. 165–50 до н. Э.) Ямбула — утопический роман, описывающий особенности и жителей названных островов
  • Жизнь Ликурга (ок. 100 г. до н.э.) Плутарха
  • Весна цветения персика ( Тао Хуа Юань ) (421 г. н.э.) Тао Юаньмин
  • Добродетельный город ( Аль-Мадина аль-Фадила ) Аль-Фараби (874-950) — История Медины как идеального общества, которым правил пророк Мухаммед
  • Книга города дам (1404 г.) Кристины де Пизан — самая ранняя европейская работа по женской истории, написанная женщиной и об утопическом городе, построенном исключительно женскими историями.

Первый антиутопист России

В России в конце XVIII века писатель Михаил Матвеевич Херасков стал создателем антиутопии в её современной функции и форме. В его романе «Кадм и Гармония» мудрец Гифан, общаясь с Кадмом, описывает, как государство, основанное на утопических идеях, способно эволюционировать к своей противоположности.

Интересные и удивительные черты антиутопии также прослеживаются во вставной притче Фёдора Достоевского из его романа «Братья Карамазовы» — «Великий Инквизитор». Мысли, идеи и  художественные образы, выраженные в данном сочинении, предвосхищают знаменитые антиутопии ХХ века.

В Советской России можно выделить много писателей — антиутопистов. Это, к примеру, Михаил Булгаков со своими произведениями «Собачье сердце» и  «Роковые яйца», в которых речь идёт о пагубном влиянии чрезмерного развития науки на жизнь и судьбу людей. Это Евгений Замятин и его роман «Мы», написанный в 1920 году, в котором описывает такое общество, где люди всецело подчиняются системе, они превращены в своего рода «винтики», и даже личное имя становится номером. Это Михаил Козырев с произведением «Ленинград» и Андрей Платонов с романами «Чевенгур» и «Котлован».

Первая книга

«Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается со своеобразного вступления. Томас Мор пишет письмо своему другу Петру Эгидию, в котором просит прочесть свое произведение и подсказать ему, не упущены ли какие-то важные детали.

Повествование ведется от имени самого автора. Он приезжает во Фландрию в качестве посла, чтобы встретится с Петром. Там он знакомится с опытным мореплавателем Рафаилом, который только что вернулся из очередного путешествия.

Рафаил знает множество обычаев и законов, которые существуют в других странах. Рассказывает о тех, которые, по его мнению, можно было бы применить в европейском государстве. Петр советует мореплавателю применить свои знания, устроившись к государю советником. Но Рафаил категорически против. Он считает, что цари слишком много внимания уделяют военному делу, стремясь приобрести новые земли, вместо того, чтобы заботиться об уже имеющихся.

При этом те советники, которые у них есть, как правило, поддерживают владыку, чтобы не уронить свое имя и не впасть в немилость. Рафаил же категорически осуждает войну, считая ее абсолютно бессмысленной. Его возмущает, что убийство и мелкое воровство наказывают одинаково — человека могут отправить на эшафот. При этом толстосумы блаженствуют в роскоши, а обычные люди много работая, нищенствуют, а это способствует развитию преступности.

Утопия как жанр кино

Утопия – это, как известно, идеальная модель общества, построенного на основе безупречных порядков, антиутопия же – полный антипод первого понятия, то есть государство, далеко зашедшее по самым негативным и пагубным путям развития. Но вот тут-то и возникает главный казус – у каждого человека, а тем более творческого, понятия об идеалах и пороках различные. В нашем случае это, впрочем, лишь дарит зрителю огромное разнообразие художественных композиций на любой вкус.

Утопия в кино

  • Классическая кинолента «Капитан Немо и подводный город» 1969-го года, снятая по мотивам творчества Жюля Верна, повествующая о прекрасном фантастическом обиталище в глубинах океана.
  • Великолепный «Плезантвиль» Гэри Росса, в котором американские подростки из девяностых попадают в идеальное общество в стиле мыльной оперы пятидесятых. Не так давно этому же режиссёру доверили съёмки другой антиутопии, отгремевшей в кинотеатрах всего мира – первой части Голодных игр.
  • Телевизионный фильм «Дивный новый мир», где наглядно изображено невероятно упорядоченное государство, без преступности и войн.

Некоторые картины не столь однозначны, и изображенные в них миры можно одновременно назвать и утопией, и антиутопией. Сложно уяснить, как две полных противоположности могут ужиться в одном творении? Проще всего понять это на конкретном примере – философском боевике Эквилибриум с Кристианом Бэйлом. В этом фильме изображено безупречно упорядоченное общество, лишенное изъянов, но одновременно автор задается вопросом – оправдывает ли свою цену достигнутая фантастическим правительством цель? Ведь под совсем иным углом жизнь обывателей в киноленте выглядит хуже самого страшного ужаса. Приблизительно такое же впечатление оставляет после себя и шедевральный мультфильм Тарика Салеха «Метропия», где совсем не по-детски изображено близкое к идеальному государство, изнанка которого совершенно иная.

Утопизм за пределами стран Запада

В общую категорию незападного утопизма относят всю литературу, которая была создана в станах Ближнего и Среднего Востока. Также к ней причисляют произведения авторов из Латинской Америки, Индии и Китая. Согласно представлениям Л. Сарджента, незападный утопизм создан на основе политических идеологий. Поскольку большинство стран третьего мира были колониями, главной идеей для них было освобождение и приобретение независимости.

Утопии и ислам

Для философии ислама, представления об идеальном государстве базируются на религиозных воззрениях. Утопической страной должен был управлять Аллах, а все живое — подчиняться его воле. Некоторые писатели находили вдохновение в античных текстах, в частности, работах Платона и Аристотеля. Но к античным воззрениям примешивались исламские ценности. Всеобщее счастье утописты-мусульмане видели в разумном, добродетельном управлении человеческими судьбами Высшей силой.

Китайские утопии

Различия в китайской и европейской литературе впервые были рассмотрены нидерландским литературоведом Д. Фоккемой. Основной причиной развития утопической литературы становится политический кризис. В Китае таким кризисом стали «Опиумные войны» и последовавшие за ними реформы. В отличие от европейского утопизма, направленного на технологическое развитие, главной целью китайской утопической литературы стал возврат к натурфилософии. Произведения утопистов должны были направлять людей, служить для них нравственным маяком.

Утопия и антиутопия: в чем разница

Антиутопия (от греч. «anti» — против) — полная противоположность утопии. Это воображаемый мир или общество, в котором люди ведут жалкую, бесчеловечную, полную страха жизнь. В подобных произведениях обычно описывают социальные и техногенные катастрофы, крах общественных идей, иллюзий и идеалов.

Автором термина «антиутопия» или «дистопия» (dystopia) стал английский философ и экономист Джон Стюарт Милль, который использовал его в речи перед британским парламентом в 1868 году. Понятие «антиутопия» как название литературного жанра использовали Гленн Негли и Макс Патрик в антологии утопий «В поисках утопии» 1952 года.

Авторы антиутопий пытаются рассмотреть возможности реализации различных страхов общества, а герои их произведений зачастую оказываются перед сложным моральным выбором.

Иллюстрация из книги Евгения Замятина «Мы»

(Фото: Eksmo)

Если утопия — это воображаемое общество с совершенным порядком и гармонией, то антиутопия — это хаос, но с возможным присутствием жесткой дисциплины. В утопическом обществе люди независимы и свободны, а в антиутопии они лишены этого и управляются пропагандой.

Утопия не контролируется построенными государственными системами, в то время как антиутопия управляется тираническим правительством. В утопии граждане сохраняют природу, а в антиутопии она уничтожается. Герои антиутопий не используют технологии во благо. Зато ими часто руководят роботы и компьютеры.

Примеры

Для наглядности мы собрали список книг, который поможет вам самостоятельно разобраться во всех тонкостях этого жанра. Если вы не нашли для себя то, что искали, рекомендуем обратить взор на подборку, где есть свыше 20 антиутопий разных видов и стилей.

Известные

Самыми известными антиутопиями являются такие произведения, как «О дивный новый мир» О. Хаксли и «» Д. Оруэлла. Оба произведения построены почти одинаково — новое государство, подчиняющееся одному «Богу», общество разделено на касты, и нет никаких моральных ценностей, принципов и культурных традиций

Также немаловажно здесь существование любовной линии, которая, по сути, движет героем в борьбе с режимом

Современные

Что насчет современности, наше поколение уже считает за классику такие антиутопии, как «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Кысь» Т. Толстой и «Generation «П» В. Пелевина.

Все три произведения построены на более или менее одинаковом сюжете, но, например, пелевинская антиутопия более сатирична, чем остальные две, хотя не сильно уступает в этом Толстой, чьё творение отличается небольшим уклоном во что-то сильно фантастическое или даже мистическое.

Русские

Из отечественных антиутопий со школьной скамьи всем известен Евгений Замятин, а его роман «Мы» обычно любим старшеклассниками за нонконформистский дух и новаторство стиля. Это самый известный пример русскоязычной антиутопии.

«История одного города» М. Салтыкова-Щедрина — тоже своего рода антиутопия, хотя, для кого-то это, наверное, станет открытием. Но, несмотря на свою своеобразность, антиутопические смыслы всё же сохраняются в этом произведении, и город Глупов так похож на мир Хаксли или «Поколение Пепси» Пелевина.

«Котлован» же Платонова походит на сатиру, направленную на советскую власть, на режим, ограничивающий людей буквально во всем и пытающийся уровнять общество ив нищете и бесправии, буквально «шагая» по трупам тех, кто чем-то посмел отличиться.

Сатирические и политические

Конечно, какая же антиутопия без политического и сатирического подтекста? Все вышеназванные произведения, так или иначе, содержат политическую сатиру, но «Скотный двор» Д. Оруэлла буквально кричит об этом всем своим содержанием.

Также сатирой на политику отличился Виктор Пелевин в своих произведениях «Омон Ра» и «S.N.U.F.F.», где пытливый читатель может увидеть множество намеков на советские и российские реалии.

Социальные

К социальным антиутопиям относят «Пикник на обочине» Стругацких, где присутствует вполне обычный сюжет, в котором главный герой раскрывается по мере прочтения через различные жизненные препятствия с примесью инопланетной тематики и фантастическими веяниями.

Также социальные аспекты технократии описал Курт Воннегут в произведении «Колыбель для кошки».

Научные

А вот роман Г. Уэллса «Война миров» больше знаком аудитории по кинофильму с Томом Крузом в главной роли. Этот роман относят к научной антиутопии, где происходит противостояние людей и машин — наиболее популярный мотив современных бестселлеров и кинофильмов.

Кроме того, бесподобный Курт Воннегут написал «Утопию 14», которая понравится сторонникам механизации человеческого труда.

Молодежные

Стоит выделить особый вид антиутопий, так называемые «подростковые», чья целевая аудитория в основном состоит из молодежи, которая, возможно, уже пресытилась заезженными сюжетами этих самых антиутопических романов. К таковым относят подростковые антиутопии «Повелитель мух» У. Голдинга и «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса. Первый привлекает таинственностью необитаемого острова и подростков, очутившихся на нём (беспроигрышный вариант для любого произведения или фильма), а второй, возможно, своей развязностью и несуразностью.

Произведение китайского писателя Лао Шэ «Записки о Кошачьем городе», близкое, по сути, к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, самое остроумное из нашего списка и не лишено восточного колорита.

Что такое утопия?

Понятие «утопия» буквально переводится, как «несуществующая идеальная страна». Его автор — Т. Мор. Впервые он упомянул его в своем трактате об устройстве идеального государства. Обсуждая трактат в переписке с Эразмом, он рассуждал о возможности создать такую страну, в которой возможна счастливая жизнь для всех. Слово утопия стало нарицательным. Впоследствии, благодаря переводам на разные языки, термин распространился и получил более широкую трактовку. Из названия идеальной страны он превратился в жанр литературы.

Отличительные черты утопии, как жанра:

  1. В утопических произведениях описываются строгие временные рамки, поскольку у идеальной страны нет будущего и прошлого.
  2. Жители утопической страны обладают единой точкой зрения, у них не возникает сомнений и противоречий. Они обезличены, индивидуальных черт характера нет.
  3. Внутренний конфликт в утопии невозможен. Люди существуют в таких условиях, которые не предполагают столкновения интересов.
  4. Все процессы в обществе происходят по четко заданному сценарию, в котором не предполагается изменений.
  5. Утопия существует в отдельном замкнутом пространстве. Жители не покидают пределы страны и часто не догадываются о существовании других.
  6. Идеализм утопии противопоставляется реальному миру, поэтому в утопических историях не может быть сатиры.

Становление идей утопии происходило неравномерно. На представление об идеальной стране влияла, постоянно изменяющаяся, политическая ситуация в мире и личные представления авторов-утопистов.

Утопические идеи Ренессанса, включая Утопию Томаса Мора

Считается, что после Платона значительных утопических произведений не появлялось вплоть до самого Томаса Мора.

Хотя в самом начале Средних веков можно отметить труд Аврелия Августина «О граде Божьем» (413-427 гг.), в котором он противопоставляет Град Божий Граду Земному и пытается объяснить, чем государство отличается от шайки разбойников. Труд написан под впечатлением автора от недавнего падения Римской империи.

До наступления эпохи Возрождения утопия не сложилась в отдельный жанр, утопические общественные модели были лишь иллюстрацией к философским, этическим или религиозным размышлениям авторов. С приходом Ренессанса (что это такое?) и его гуманистических идей утопия становится текстом, написанным специально, с целью описать идеальное социальное устройство.

Томас Мор в «Утопии» выводит свою формулу совершенного общества:

  1. отсутствие частной собственности (вслед за Платоном);
  2. социальное равенство (6-часовой рабочий день для всех);
  3. запрет на атеизм (это что?), но приветствуются все вероисповедания;
  4. делается акцент на духовных удовольствиях, поэтому еда, одежда, досуг у всех одинаковые;
  5. частная жизнь населения жестко определяется государством;
  6. целью общества является развитие интеллектуальных и творческих способностей граждан;
  7. рабы представлены как преступники, отбывающие наказание за тяжкие провинности;
  8. политический строй – демократия (что это такое?): все должности выборные, важные вопросы решаются на общем сборе.

Почти через 100 лет итальянец Томазо Кампанелла, отбывая 27 летний срок в тюрьме, написал еще одну известнейшую утопию эпохи Возрождения – «Город Солнца» (издана в 1623 году).

Главная причина бед общества для Кампанеллы — социальное неравенство, противостояние богатых и бедных.

Кампанелла вслед за Мором строит свой идеальный город на острове, уделяет внимание его строению, в котором явственно прочитываются астрологические изыскания автора. В рецепте справедливого общества по Кампанелле присутствуют такие компоненты:

  1. упразднена частная собственность;
  2. нет моногамной семьи, ибо она провоцирует стремление человека к частной собственности;
  3. проблема воспроизводства и воспитания детей полностью ложится на плечи государства в соответствии с научными и астрологическими познаниями;
  4. государством управляет каста жрецов (вспомним Платоновских философов-правителей).
  1. Упрощенный взгляд на человека, стирание индивидуальности, единомыслие и единообразие членов утопического общества.
  2. Отсутствует течение времени. Утопия описывает статичный мир «здесь и сейчас» или «там и тогда».
  3. Замкнутость пространства, в утопических моделях нет связи с внешним миром.
  4. Отсутствие конфликта.
  5. Все процессы в обществе регламентированы, все происходит по определенным правилам и образцам.

Концепция и проблемы утопического мира.

Концепция утопического мира предполагает идеальное общество, которое подвергается постоянному улучшению, чтобы достичь самого высокого совокупного уровня удовлетворенности для большинства людей. Также предполагается всеобщая свобода и определенный уровень равенства, что и должно стать частью всеобщего блага.

Вот здесь и начинаются проблемы в самой концепции. Как мы знаем, все люди априори разные, и у каждого свое понимание о благе. Из чего следует, что создать общество в котором все будут одинаково счастливы практически невозможно, учитывая особенности каждого человека.

Идея создания утопического общества по большому счету дело хорошее и благородное. Но обустройство данного счастливого мира порождает целую массу вопросов, на которые нет однозначных ответов.

  • Для какого класса должно быть утопическое общество идеальным? Бедные, богатые, средний класс?
  • Возможно ли сделать его идеальным для всех классов?
  • Каким должно быть совершенное правительство?
  • Как можно сделать совершенными самих людей?
  • Каким должно быть совершенное образование?
  • Что такое идеальный уровень жизни? Как определить достаточный уровень богатства?
  • Какой должен быть контроль за обществом?
  • Что такое свобода в утопическом понимании? Какой должен быть уровень данной свободы?

Как вы поняли, подобных вопросов можно задать огромное множество, но конкретного ответа на них получить не получится.

Существует много различных идей о том, каким может быть утопическое общество. Некоторые полагают, что в экологической утопии люди должны жить в гармонии с природой. Другие полагаются на научный и технологический прогресс, который должен обеспечить счастливое и, в экономическом плане, равномерное существование человечества.

Коммунисты, по своей сути, тоже стремились к определенному виду утопии. Но все мы знаем, что из этого получилось, и как стремление к утопии переросло в определенного рода антиутопию.

Что такое утопия в философии?

Здесь следует рассказать о Платоне – его вкладе в фундамент утопической мысли. Он первый сформировал утопические модели, от которых затем отталкивались авторы.

  1. Платон предлагал такую схему государства, в которой идет преобразование социальных отношений путем их критики.
  2. Мир, созданный Платоном, разделен на два уровня: видимый и невидимый. Видимый – реальное общество и государство, а невидимый – образующий высший мир, существующий наряду с материальным телесным, но познаваемый с помощью восприятия. Мир же видимый – это лишь пример мира невидимого, идеи которого – модели видимых вещей.
  3. Суть платоновского государства: существует ли идеальное общество изначально, основанное на независящих от времени, места обстоятельствах?
  4. Платон не предусматривает счастья для человека, только истину соответствия предмета его предназначению. Именно в этом он видит совершенство общества.

Таким образом, Платон формулирует главный смысл утопии, ее проблему: каким должно быть общество, чтобы соответствовать истинному своему понятию. На этом и будут основываться будущие утопические проекты.

Что такое «утопия»?

Изначально слово «утопия» имеет греческое происхождение, сформировавшись из двух слов, обозначающих то ли «благое место», то ли «несуществующее место». В современный язык это слово вошло, благодаря книге английского философа Томаса Мора «Весьма полезная, а также занимательная поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и новом острове «Утопия». Она была опубликована в 1516 году. Сама эта книга пыталась свести воедино гуманистические традиции средневековья, корни которого базировались на латинской культуре, и античной, греческой. История этой работы очень сложна, она пережила несколько изданий, которые корректировали смысл книги. А самого Мора представляли, то как протестанта-реформатора, то как философа, а то и как социалиста. Да и автор вольно играл с языком и смыслами, только путая читателя.

В первой части «Утопии» Томас Мор критиковал современное ему общество, критикуя деспотизм, разврат высшего сословия, положение крестьян. А во второй части автор описал свое идеальное государство. Его возглавлял монарх, самые тяжелые работы выполняли рабы-преступники. Труд в «Утопии» обязателен для всех, причем исключительно ручной. В этой идеальной стране нет денег, а продукты распределяются по потребностям. Утопия построена на основе демократии – все должности тут выборные, есть равноправие полов. По Мору религия может быть любой, запрещен только атеизм.

Размышления о форме государства появились не на пустом месте. Томас Мор опирался на сочинения Платона «Государство», «Критий», на труды о путешествиях XVI века, например, Америго Веспуччи. Он явно вдохновлялся трудами Чоссера и политическими балладами. Размышления об идеальном государстве позже были многократно повторены. Можно вспомнить Томмазо Кампанеллу и его «Город Солнца», Уильяма Морриса и «Вести ниоткуда», а в отечественной литературе подобные идеи приходили в голову, в частности, Николаю Чернышевскому в его «Что делать?».

Ближе к нашему времени, в XIX и XX веках литературно-социальный термин приобрел некий негативный и отрицательный оттенок. Так стали называть трактаты, которые предлагали радикальным образом поменять существующую форму общественных отношений. Слово «утопия» стало означать полный отказ от существующего строя и замена его новым, кажущегося автору идеальным. Тем не менее сама эта критика, пусть и выраженная в таких чертах, была важна. Ведь многие принципы современной демократии и нравственности появились именно в утопиях. А человек получил возможность размышлять о способах построения лучшего общества и о последствиях тех или иных сценариев.

Слово «утопия» укоренилось и в повседневной речи, означая устраивающее всех положение дел. Вот только в реальности это едва ли возможно. Именно в утопии на первый план выходят всеобщие права и равенство, полный мир, торжество справедливости, братство.

Детальная история жанра

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка (см. утопический социализм). Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

В современной литературе утопия рассматривается среди жанров научной фантастики. В утопиях конструируется некая «вторая действительность», которая противопоставляется окружающей реальности и содержит острую критику современности. Расцвет утопической литературы совпадает с полосами острых культурных кризисов и кардинальных перемен в жизни общества.

Жанр утопии в русской литературе

Традиция создания утопических произведений в истории русской литературы связана с именами А.П. Сумарокова, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Радищева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского.

Жанр утопии в России появился в 18 веке – в период становления русской литературы Нового времени. С этого периода утопия начала развиваться в соответствии с потребностями русской общественной мысли. Нередко русская утопия растворялась в произведениях различных жанров – фантастических рассказах, социальных романах (например, утопические мотивы присутствуют в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева).

В русской литературе множество утопических произведений, и их гораздо больше, чем принято думать. Эти произведения разнообразны и по жанровым особенностям, и по социальному содержанию. Среди этих произведений можно найти:

  • утопии «государственного романа», популярного в 18 веке;
  • славянофильские утопии;
  • декабристские утопии;
  • просветительские утопии;
  • сатирические утопии;
  • произведения в жанре утопического социализма;
  • антиутопии.

Большинство европейских утопий строятся как неожиданное путешествие в неведомую страну, не обозначенную на географической карте. Этот традиционный ход использует М.М. Щербатов при описании «земли Офирской» в произведении «Путешествие в землю Офирскую». Однако в русской литературе чаще всего рассказывается о будущем, приснившемся герою во сне. Именно этот прием использует А.П. Сумароков (рассказы «Сон «счастливое общество»»), А.Д. Улыбышев («Сон»), А.Н. Радишев («Путешествия из Петербурга в Москву»), Ф.М. Достоевский («Сон смешного человека»), Н.Г. Чернышевский («Что делать?»).

Среди декабристских утопий в первую очередь стоит отметить повесть примыкавшего к декабристам литературного критика и писателя А.Д. Улыбышева «Сон», а также «Европейские письма» В. Кюхельбекера.

Эти письма написаны от лица американца, который путешествует по Европе 26 века и рассуждает о настоящем и прошлом европейских стран. По просветительскому пафосу, широте охвата истории, по вере в будущее России произведение Кюхельбекера опережает утопию Одоевского «4338 год», которая является частью незаконченной трилогии. Содержание книги «4338 год» изложено в виде писем Ипполита Цугниева, китайского студента, путешествующего в далеком будущем по России. В произведении Россия представлена как технократическая держава, в которой сохраняется монархический строй и социальное неравенство.

Замечание 1

В негативных утопиях чаще всего описываются отрицательные последствия научного и технического прогресса, механизации труда, стиля жизни. Авторы этих произведений предупреждают об опасности мировых войн, которые могут повернуть историю вспять.

К утопиям сатирического направления относится повесть Г. П. Данилевского «Жизнь человека через сто лет».

Эволюция русской утопии связана с общественной атмосферой, сложившейся в стране в конце 19 – начале 20 вв. Первая русская революция 1905-1907 гг. вызвала идейный разброд среди русской интеллигенции, усугубила пессимистические настроения в сознании общественности и в литературе. Отразились эти настроения и в развитии утопической прозы. Показательной в этом отношении является повесть «Вечер в 2217 году» Н.Ф. Федорова.

Мотивы утопии звучат в творчестве известных писателей. Например, несколько утопических произведений были написаны В.Я. Брюсовым:

  • «Республика Южного Креста»,
  • «Земля»,
  • «Семь земных соблазнов».

В творчестве писателя преобладает негативная утопия.

Социалистическая утопия представлена романом А.А. Богданова «Красная Звезда», в котором автор изобразил общество будущего, построенное на общественных началах.

Улучшить или уничтожить?

На протяжении этих столетий предпринимались попытки радикального изменения общественного строя, которые сопровождались популяризацией утопических произведений. Но похоже, люди не совсем понимали, что значит утопия. И все заканчивались человеческими страданиями и смертями. Одна из наиболее жестких мер по изменению мира была предпринята социалистами и фашистами в 20-м веке. Особенно отличились те, кто мыслил слишком радикально, — коммунисты и нацисты.

После этого утопические книги начали восприниматься читателем совсем иначе. Даже известные произведения, составляющие классику этого жанра, утратили своих почитателей. Их начали считать описанием жуткого механизма, подавляющего волю общества. В определенном смысле так оно и было. Во всех книгах, написанных в жанре утопии, общество является серой массой, которая слепо следует установленному порядку. Индивидуальностью личности оно поступается ради сытой и спокойной жизни. Но правильно ли это?

Фэндомы (Fandom) антиутопии — где их искать

Если говорить простыми словами, то Фэндом это современный термин для обозначения группы фанатов или приверженцев какой либо книги, музыкальной группы, спорта  и пр. В случае с нашей темой, фэндом антиутопии это приверженцы жанра, которые имеют свои клубы, издают собственные журналы, часто Fandom может быть отдельной субкультурой со своим сленгом, стилем одежды.

Впервые термин использовали в начале 20 века, согласно словарю Оксфорда это слово использовалось для обозначения ценителей и фанатов спорта, который начинал активно развиваться по отдельным дисциплинам. К 70-м годам «фэндом» расширил границы, термин стал употребляться в среде рок музыки и любителей отдельных фильмов и книг.

Широко известен фэндом «Черного отряда». Это название фантастической трилогии Глэна Кука, который описывает захватывающие фантастические приключения Черного отряда в своих романах фэнтези. Так же можно сказать и о фэндоме «Властелина Колец» или шоу «Star Trek». Именно в среде фэндома получило развитие такое направление творчества как фанфик.

В чем проблема всех утопий

Утопизм – это явление очень многогранное, тем не менее все утопии объединяет понимание общества как некой скорее механической, чем живой системы, на которую можно воздействовать строгими организационными методами для выстраивания идеальной структуры.

Утопические этические нормы – это свод правил, система идей, направленных на регулирование общества, несущих благо, с точки зрения автора, определенным социальным группам.

Исходя из этого, можно определить и самое слабое место всех утопий – она не приемлет индивидуальность, проявления которой рассматриваются как бунт против организованного общественного устройства. Индивидуальность становится не благом, а трагедией для отдельного человека.

Идея утопии заключается в том, чтобы предложить модель устройства идеального общества. Каждый автор по-своему понимает, что такое утопия и какой она должна быть. Он отражает в ней собственные пожелания, сформировавшиеся под влиянием актуальных проблем.

При этом он стремится показать свой взгляд на идеальное общество, представить улучшенную модель взаимоотношений между людьми, в которой не будет классового неравенства, дискриминации.

Однако важно учитывать одно обстоятельство, противоречащее всем утопиям: человечество постоянно развивается и нуждается в развитии. Утопии же всегда представляют собой некое «законсервированное» состояние, пусть и благополучное, но лишенное возможности развития

Это одно из главных препятствий на пути реализации любой утопии.

  • Баталов Э. Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. — М.: Политиздат, 1989. — 319 с. — ISBN 5–250-00726–0;
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Грицанов А. А. Утопия // Новейший философский словарь / Сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. — Изд. 3‑е, испр. — Минск: Книжный Дом, 2003. — С. 1073—1074. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). — ISBN 985–428-636–3;
  • Черткова Е. Л. Утопизм социальный // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета: В. С. Стёпин. — М.: Мысль, 2010. — Т. IV. — С. 151—152. — 736 с. — ISBN 978–2‑244–01119‑7;
  • Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы: Пер. с разн. яз. / Сост. В. Чаликова. — М.: Прогресс, 1991. — 405 с. — ISBN 5–01-001592–7.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: