Евгений Гуляковский: «Сезон туманов» (1979 г.), «Долгий восход на Энне» (1984 г.)
Будущий писатель-фантаст Евгений Яковлевич Гуляковский (1934–2017) родился в Казани. О жизни писателя известно немногое, а о детстве — почти ничего. Значительную часть учебы и жизни посвятил геологии: окончил геологический факультет Кишиневского университета, работал по специальности с составе геологического отряда в Северо-Восточном Казахстане, являясь его руководителем. Позже полностью посвятил себя литературе.
Евгений Гуляковский
Николай Недбайло. Первый контакт.
Самое известное произведение писателя — «Сезон туманов» (1979) и его вторая часть «Долгий восход на Энне» (вместе — дилогия объединенная общей канвой повествования) — считается первым советским произведением в жанре боевой фантастики. Героика освоения новых планет, иные формы жизни, причудливые пространственно-временные загадки, детективные элементы в сюжете — все это делает его поистине остросюжетным, при этом не менее интересны и философские идеи, которые за ним стоят. С присущей Гуляковскому гуманностью, он рисует Инспектора Ротанова не супергероем, а, в первую очередь настоящим человеком — ищущим себя, способным на сомнения, в чем-то неуверенным, но уважающим других, отважным и способным преодолевать страхи. Автор показывает, что разум, любовь и отвага способны на невероятные подвиги, а человеческое — превыше всего.
Другие подходы к классификации[править]
Классификация по Г. Гуревичуправить
- Фантастика — тема
- Фантастика чистой мечты
- Фантастика научных идей
- Лабораторная
- Производственная
- Фантастика предостережения
- Утопия
- Фантастика — прием
- Познавательная
- Приключенческая
- Психологическая
- Сатирическая
- Политическая сатира
Классификация по Т . Чернышевойправить
- Роль фантастических образов:
- Содержательная фантастика. Литературные произведения, где фантастические элементы составляют основу сюжета и их описание является целью автора. Другое название — «чистая» фантастика.
- Вторичная художественная условность. Литературные произведения, где фантастические элементы играют вспомогательную техническую роль и не оказывают существенного влияния на сюжет и идею.
- Тип повествования:
- Повествование сказочного типа. Произведения, где фантастические элементы носят заведомо вымышленный, неправдоподобный характер. Основаны на использовании мифологии и фольклора. Рациональное объяснение фантастических элементов отсутствует. Иными словами, это жанры фэнтези и ужасов (хоррора).
- Повествование об удивительном и необычном. Произведения, имеющие своей целью удовлетворить любопытство человека и его потребность в познании мира. Основаны на достижениях науки и научных мифах. Фантастические элементы получают рациональное объяснение и выглядят правдоподобно. Иными словами, речь идет о жанре научной фантастики.
Класификация по О. Чигиринскойправить
Ольга Чигиринская называет фантастику хронотопом, основанным на методах утопии (невозможное место), ухронии (невозможное время) и ускевии (невозможная вещь в подчеркнуто реальном хронотопе). То или иное использование этих приемов порождает поджанры фантастики.
Классификация по М. Назаренкоправить
- Пограничная зона. Произведения, находящиеся между фантастикой и реализмом. Четко определить жанровую принадлежность невозможно.
- «Чистая» фантастика. Вымышленные элементы являются неотъемлемой частью фантастического мира (как закон природы) и не нуждаются в научных или магических обоснованиях.
- Религиозная фантастика. Чудеса объясняются вмешательством божественных или демонических сил.
- Мистика. Имеет много общего с религиозной и чистой фантастикой, но здесь чудеса объясняются сверхъестевенными силами, не связанными с конкретной религией.
- Альтернативная история. В основе жанра альтернативной истории лежит некое допущение, что какое-то из исторических событий не случилось (случилось не то, что произошло в реальности) и в результате история в целом пошла иным путем.
- Научная фантастика. В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Частые сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д.
- Фэнтези. Жанр, описывающий вымышленные миры, обычно средневековые, построенные по мотивам мифов и легенд.
- Научное фэнтези. Гибридный жанр, где волшебство имеет научное объяснение.
Фэнтези
На развитие фэнтези, помимо сказок, мифов и легенд, оказали влияние эпические произведения и рыцарские романы времен Средневековья. По сути, это преобразованные сказания, где центральное место занимают волшебство и магия.
В большинстве фэнтезийных сюжетов присутствует определенный «набор» вымышленных существ. Условно их подразделяют на расы. Типичными представителями этого мира являются эльфы, орки, гоблины, хоббиты, тролли, огры и проч. Также в этих произведениях могут упоминаться боги, феи, драконы, единороги, русалки, кентавры и иные персонажи из греческих, скандинавских и славянских мифов. Иногда фигурируют существа из дальневосточной мифологии – кицунэ (лисица-оборотень), нэко (девушка-кошка) и другие.
Человек тоже присутствует в сюжетах фэнтези. Но, как правило, он является либо обладателем уникальных способностей, либо имеет определенное, высокое предназначение.
Основная «изюминка» этого жанра в том, что авторы не пытаются дать реального обоснования событиям. Этим, наряду с другими перечисленными факторами, и отличается фэнтези от фантастики. Такие произведения похожи на сказки, они освещают вопросы морального выбора и простых, важных истин.
Известные фантастические произведения
Фантастика в равной мере интересовала читателей как за рубежом, так и в России. Наиболее известными произведениями, ставшими почти что культовыми являются следующие книги:
- Кир Булычев «Гостья из будущего». Этот роман о девочке-шестикласснице Алисе Селезневой покорил сердца многих читателей. Позднее, он был экранизирован. Эта история о смелой девочке, космических пиратах, удивительном инструменте мелафоне, способном читать чужие мысли, а также о смелых ребятах из двадцатого века. Это произведение отражает советский дух, историю нашей страны и в то же время является веселым и захватывающим фантастическим романом.
- Евгений Велтистов «Приключения Электроника». Это рассказ о мальчике-роботе, который хотел стать человеком. В этом ему помогали ребята из обычной средней школы, а также его двойник – Сыроежкин. Веселая история о приключениях подростков в советской Москве покорила сердца миллионов телезрителей.
- Дуглас Адамс «Автостопом по галактике». Этот роман включает в себя несколько повестей. Сначала он может показаться бредовым, однако, впоследствии идея становится ясной. Роман «Автостопом по галактике» был экранизирован в две тысячи пятом году и запомнился зрителям надолго.
- Райчел Мид «Клятва истинной валькирии». Это пример современной фантастики, смешанной с фэнтэзи. Такое смешение ново и достаточно уникально в современной художественной литературе. Однако, эта книга может служить хорошим примером фантастической литературы.
- Наталья Щерба «Часодеи». Современная русская фантастика не перестает удивлять читателей. Цикл книг «Часодеи» известной русской писательницы покорил сердца миллионов читателей. В этой книге главной ценностью выступает время, а часы – это самый мощный инструмент. Так, эта книга – одно из лучших произведений русской фантастической художественной литературы.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фантастика как жанр ввиду своей популярности имеет очень большое значение в современной художественной литературе. Этот жанр характеризует целую эпоху, эпоху прогресса и технического роста. Возможно, все, что написано в фантастических книгах, когда-нибудь станет реальностью. Однако, пока что фантастика – это лишь часть художественной литературы.
Золотой век
В начале XX века в США начали появляться журналы, специализирующиеся на фантастических историях. На тот момент такие произведения считались чем-то вроде бульварного чтива (палп-фикшн), публикующегося на дешевой бумаге для читателей, которые не могли похвастаться большими доходами. Также в те годы активно развивался самиздат — через него публиковались те авторы, которые, как правило, не подходили под требования журналов. Так, например, Говард Филлипс Лавкрафт издавал многие свои произведения.
В 1926 году широкую известность получил журнал Amazing Stories, основателем которого выступил Хьюго Гернсбек. Он стал требовать от авторов больше научно-фантастических элементов. Позже в его честь назвали премию «Хьюго», считающуюся одной из самых престижных наград в области фантастической литературы.
А в 1937 году Astounding Science Fiction возглавил Джон Вуд Кэмпбелл, благодаря которому в фантастику попали многие будущие классики жанра — например, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Теодор Старджон, Артур Кларк, Клиффорд Саймак. Именно период, когда Кэмпбелл возглавлял главный НФ-журнал Америки, стал «золотым веком научной фантастики».
И Гернсбек, и Кэмпбелл сами почти не писали, но активно общались с авторами, особенно второй. Иной раз Кэмпбелл даже сам предлагал авторам собственные идеи или тщательно обсуждал их задумки, стараясь помочь.
Незадолго до рассвета «большой тройки фантастов» — Хайнлайна, Азимова и Кларка — вклад в становление жанра внес Карел Чапек. Он едва не получил Нобелевскую премию по литературе — помешало то, что он оскорбил нацистскую Германию в своих книгах. И именно благодаря ему почти во всех языках мира появилось слово «робот», хотя сам традиционный образ умных машин развил уже Айзек Азимов в рассказах сборника «Я, робот».
К середине XX века журналы вроде Astounding Science Fiction появлялись пачками. Между ними росла конкуренция, зато у авторов, пишущих фантастику, была возможность публиковаться. Затем журналы начали сходить на нет, но к тому времени фантастика все чаще стала выходить полноценными книгами.
На другой половине земного шара в эти времена тоже зарождалась фантастика. Алексей Толстой написал в 1923 году «Аэлиту». Едва переживший Вторую Мировую войну начал активно писать Станислав Лем. Владимир Обручев сочиниал «Плутонию», как ответ Жюлю Верну. В 1950-х начали творить Аркадий и Борис Стругацкие.
Во второй половине XX века стала появляться новая волна ярких фантастов, но это уже тема для другой статьи.
Что такое киберпанк и посткиберпанк?
Фантастическая литература в России
Советская фантастическая литература писалась в соответствии с духом своего времени. Утопические миры братьев Стругацких, коммунисты в космосе Ивана Ефремова, готовые своим примером доказывать жителям других планет, что их общественный строй — вершина развития человечества. Великие советские стройки, покорение целины и другие грандиозные проекты СССР нашли свое отражение и в фантастических произведениях. Так как доступ к новинкам зарубежной фантастики был серьезно ограничен, советская школа развивалась самобытно и отстраненно от мировых фантастических тенденций.
Во время перестройки книжные рынки захлестнула волна переводной фантастической литературы с Запада. Тогда фантастикой «заболели» многие, что в дальнейшем способствовало появлению множества пишущих ее на русском языке. Развитие ее связывают с такими именами, как Сергей Лукьяненко, Генри Лайон Олди, Мария и Сергей Дяченко, Виктор Пелевин и многими другими.
Сейчас новинки фантастической литературы в России появляются в больших количествах. Одна из причин этому — развитие Интернета, где каждый может выложить свое произведение на суд читателей. Самые успешные из таких сетевых авторов со временем начинают издаваться на бумаге (а заодно и продавать произведения через сетевые библиотеки).
Предтечи
В XIX веке термин «фантастика» подразумевал лишь прием изложения истории — через ирреальный вымысел. Первым, кто сделал фантастику жанром, считается Жюль Верн. Он писал приключенческую литературу, но зачатую заглядывал в будущее, а также снабжал свои истории интересными научными подробностями.
Чуть позже громко заявил о себе Герберт Уэллс, который пошел по такому же пути. Хотя некоторые современники были невысокого мнения об идеях писателя (и порой называли его творчество «ненаучной фантастикой»), позже оказалось, что автор «Машины времени» предугадал большое количество технологий и изобретений. А когда Герберт Уэллс размышлял об атомной бомбе («Освобожденный мир») — даже Эйнштейн называл идею чушью. Лишь со временем стало видно, насколько прозорлив был писатель.
Еще одной предтечей фантастики считается Эдгар Райс Берроуз, прославившийся своей марсианской серией («Марсианская принцесса»).
Определение жанра
Фантастика – это термин, который имеет древнегреческое происхождение и дословно переводится как «искусство воображать». В литературе им принято называть направление, основывающееся на фантастическом допущении в описании художественного мира и героев. Этот жанр рассказывает о вселенных и созданиях, которые в реальности не существуют. Часто эти образы заимствуются из фольклора и мифологии.
Фантастика – это не только литературный жанр. Это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Обычно изображается другой мир, который существует в не нашем времени, живет по законам физики, отличным от земных.
Главная отличительная особенность фэнтези
Неудивительно, что в наш век научного объяснения всего и полной рациональности в жизни, на первый план выходит уже не научная фантастика, а фэнтези. Слишком много науки во всем уже приелось, для отдыха человеку требуется свободно помечтать, не обосновывая свои фантазии и не поверяя лирику математикой.
Это прекрасная отличительная черта фэнтези, главная изюминка, которая привлекает к жанру множество поклонников. Будущему писателю стоит помнить об этом и не привносить излишние объяснения из чуждой научной области. Вообще не стоит стараться все объяснить читателю, оставьте место для его воображения.
Развитие героев
Фэнтези роднит со сказкой еще и то, как развиваются главные герои на протяжении всех перипетий и приключений, выпадающих на их долю. Как Иванушка-дурачок становится в конце сказки Иваном-царевичем, так и герой фэнтези очень часто меняется кардинальным образом в лучшую сторону.
Читатель радуется, сопереживая изменениям героя, возможно, даже переживает собственные мечты об изменении себя и жизни. Дайте же ему почувствовать это благодаря вашей книге! Пусть трудности закаляют героев, а нравственный выбор помогает становиться мудрее, ведь именно это привлекает многих людей к жанру фэнтези.
Язык и настроение
Научной фантастике свойственно разнообразие стилей. Например, в киберпанке, появившемся в конце 1980-х, язык был идиоматическим, наполненным жаргоном и не всегда понятным для непосвященных. Дезориентирующий язык, игра слов, их многозначность подчеркивали непохожесть миров будущего, в которых происходит действие этих произведений. Иносказательность является распространенным языковым приемом в научной фантастике. Также, авторы нередко экспериментируют, создавая для своих произведений новые, искусственные языки. Это могут быть как несколько слов и выражений, так и детально проработанный язык со своей собственной грамматикой.
Как и язык, общая тональность произведения также играет немалую роль. Она может быть романтической или драматической, развязно-небрежной или вдумчивой. Тон может как направить читателей в нужное русло, так и сбить их с толку, вывести из зоны комфорта и заставить по-новому взглянуть на ситуации и события.
Фантастические допущения
Фантастическое допущение (фантастическая идея) — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живёт читатель, либо герои произведения. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счёт помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.
Громов и Ладыженский предлагают такую классификацию допущений:
- Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов: естественнонаучное и гуманитарно-научное.
- Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для большинства видов научной фантастики.
- Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для фэнтези, «городского фэнтези».
- Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира). Характерно для традиционных видов фэнтези.
- Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не даётся рационального объяснения. Характерно для жанров мистики и ужасов.
- Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания. Сюда часто относят развлекательную фантастику (чёрный юмор, супергероев и др.).
Ольга Ларионова (1935 — н/в): «Соната моря», «Чакра кентавра»
Ольга Николаевна живет в Санкт-Петербурге. По образованию физик, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки. Но в 32 года окончательно посвятила себя литературе.
Ольга Ларионова
В 1965 году Ларионовой принес известность роман «Леопард с вершины Килиманджаро». Следующие несколько лет писательницу публиковали только в журналах, а ее рассказы нередко подвергались цензуре.
Позже Ларионова публикует повесть «Соната моря», и получает за нее престижную премию «Аэлита». Премия присуждается лучшей книге года в жанре научной фантастики. Эта фантастическая повесть повествует об экологических проблемах, об отношении людей будущего к ним, заботе о планете Земля и о том, что может сделать современный человек для облегчения жизни потомков.
Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)
Венцом творчества писательницы часто называют цикл романов «Венценосный крэг» и в особенности его первую часть «Чакра кентавра», которую можно читать как отдельное законченное произведение. Жанр определен автором как стилизованная космоопера. Роман описывает планету сказочных дворцов, пронизанную рыцарскими кодексами чести и населенную совершенно слепыми людьми, способными видеть лишь глазами своих вечных компаньонов — птиц-крэгов, каждая из которых навсегда связывает свою жизнь с хозяином. В этот и без того сложный мир, где при ближайшем рассмотрении далеко не все оказывается тем, чем кажется — и врывается неожиданно наш земной космонавт.
Авторская манера подачи текста и раскрытия сюжета не похожа совершенно ни на что — от рафинированной утонченности до комичного, от эпического размаха до трогательных переживаний отдельных персонажей. Парадокс, изящество, затем — насмешка, категоричность, наивность… Созданные кумиры низводятся до обычных людей, наделенных целым рядом недостатков, а затем — новый поворот сюжета вновь возводит их на пьедестал. И все это в совершенно невообразимом антураже — от поединков на крылатых конях до проблем порабощения одной разумной цивилизации другой и генетических экспериментов. Порой кажется, что разные главы тексты писали совершенно разные люди. Жанр, кажется, также меняется по ходу романа — то перед нами социально-философский роман, то боевая фантастика, то фэнтази, а то и роман любовный — но оторваться совершенно невозможно.
Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» («Звездочка-Во-Лбу»)
Мила Бачурова «Заложники солнца» (2020)«Пароль “Аврора”» (2020)
Экологическая катастрофа: солнце больше не согревает нежно своими лучами, а сжигает заживо. Оставшиеся в живых переселились с поверхности в подземные бункеры и выбираются только ночью. Каждый город страны стал отдельным государством, никакой валюты, только обмен. Где-то остались запасы лекарств, где-то консервы или одежда. Но главное — оружие.
В хаосе новой действительности ученые уверены в эффективности вакцины против светила, однако недостающие компоненты находятся в исследовательских лабораториях Новосибирска. От Москвы путь не близкий, но именно так начинается становление будущего героя, юного воспитанника Кирилла.
Это двухтомник боевой фантастики, где надежду на спасение мира возложили на хрупкие плечи подростков и не прогадали. Мы последовательно наблюдаем за развитием характера Кирилла: из изнеженного, наивного мальчика он превращается в настоящего бойца и опору для новых товарищей. Здесь и крушение прежних идеалов, и договоры с совестью и, конечно, насмешки ребят из развед. отряда, что давно привыкли выживать на поверхности.
Несмотря на мрачный сеттинг, предательства и беспощадные бои, история Бачуровой пропитана верой в человечество, в способность договариваться и объединяться во благо общего будущего.
Отличие фэнтези от фантастики в плане философских идей
Научная фантастика тоже может быть сильна в размышлениях о социуме, достаточно вспомнить сюжеты об андроидах и людях. Но это всегда более отвлеченно-философские вопросы, проблемы же конкретного человека позволяет метафорически пережить борьба магов или вампиров в простом и красочном мире фэнтези. Тут определенно есть и психологическая подоплека, и психотерапевтический эффект от чтения.
Исторический подход
Ни один жанр так не привлекает молодых людей к изучению истории, как фэнтези. Авторы чистого исторического романа никогда не добивались такой популярности и уж тем более не вдохновляли своих поклонников выходить в поле с выкованным мечом, как на слетах толкиенистов.
Чем отличается фэнтези от фантастики
Фэнтези дает однозначный ответ на нравственные вопросы и этим, видимо, подкупает в наш век постоянных перемен и неопределенности. Оно, как добрая сказка, помогает читателю сориентироваться в моральном выборе и вспомнить простые, но важные истины.
Особенный мир
Мир фэнтези – это всегда мир чистой фантазии, не зря ведь само слово намекает на это. Полет фантазии автора практически ничем не ограничен: разные исторические эпохи и их неожиданные комбинации (пистолеты и бластеры у жителей Средневековья), мифические и сказочные персонажи, действующие на страницах книги (драконы, орки, рыцари Круглого стола), магия и сверхъестественные явления в обыденной жизни.
Чем отличается фэнтези от фантастики в литературе
Фэнтези в литературном плане не то чтобы отстает, нет. Жанр просто направлен в противоположную сторону и не стремится предугадывать. Для фэнтези важнее не узнать, что будет через десять или пятьдесят лет с миром, а найти точку опоры в нашей реальности, осмыслить то, что уже происходит.
Как бы ни менялся мир вокруг, жизнь человека проходит определенные стадии что в Древнем Египте, что в современной России, и нужно проживать ее, открывая не ракеты со скафандрами, а скрытые закономерности и правила. Простые истины каждый человек находит для себя сам, научить им невозможно, как нельзя сделать кого-то мудрым. Писатель фэнтези только помогает читателю вообще задаться такими вопросами, но это уже немало.
Социальные инновации
Мир фэнтези, как ни один другой, бывает населен множеством разных рас
Практически ни одна книга не обходится без такого разделения, не важно, кто это будет в каждом конкретном случае – прекрасные эльфы и грубые орки или же вампиры и простые смертные. Отправной точкой развития сюжета в фэнтези становится конфликт между ними, напряжение усиливается, вызывая войны, перевороты в фантастическом мире
Можно легко проследить параллели с реальной жизнью, где так сложно найти мир и легкое сосуществование не то что между нациями, а даже между поколениями одной семьи. Писатель фэнтези ставит перед собой нелегкую задачу как-то разрешить этот вечный конфликт в своем произведении. Для этого он задействует все силы жанра: герои вступают в борьбу со своими врагами, развиваются сами и видят перемены в противниках, взаимодействуют между собой и находят союзников, раскрывают предателей. И, наконец, побеждают врагов или примиряются с ними.
Сюжет
Как и в книгах многих других литературных жанров, в произведениях научной фантастики захватывающий сюжет играет важную роль. Однако, авторы НФ часто дополняют лежащую на поверхности сюжетную интригу философским подтекстом, поднимая в книге моральные вопросы. Не всегда на эти вопросы даются однозначные ответы, оставляя на усмотрение читателя решать, что правильно, а что – нет. Финал может быть двусмысленным и открытым, оставляя проблемы и вопросы неразрешенными. Персонажи встают перед лицом сложного, иногда невозможного, выбора.
Особенностью жанра является и то, что произведения часто складываются в циклы, при этом книги в рамках одного цикла могут иметь сквозной сюжет или быть относительно независимыми друг от друга. Из-за сложности придуманных миров и культурных реалий авторы стремятся «использовать» их неоднократно, встраивая в уже известный мир новых персонажей или рассказывая о дальнейших приключениях уже знакомых героев.
Павел Шушканов «Карантинная зона» (2020)
Добро пожаловать в зону искажений! Представьте, что вы новый сотрудник НИИ в одном из районов Западной Сибири. Здесь не наступает ночь, нет вирусов, старение клеток остановлено. Из зоны невозможно вернуться. И теперь вам необходимо не только выяснить природу аномальных искажений, но и расследовать убийство одного из ведущих ученых НИИ. Вы постепенно сближаетесь с сотрудниками института, однако их рассказы о работе противоречат друг другу, а вылазки в зону искажений каждый раз заканчиваются потерей сознания.
Что же на самом деле обнаружили первые исследователи края в далеком 1965 году?
Это бодрый научно-фантастический роман с элементами детектива и главенством своенравной физики. Шушканов сразу бросает нас в центр событий и не позволяет набрать воздуха в легкие. Кому верить? Как смириться с новой реальностью и ее правилами? Стоит ли переступать порог секретных лабораторий? Мы не раз столкнемся с моральным выбором и, пожалуй, самой пугающей правдой: на какие жертвы идут ученые и как постепенно они теряют человечность, чтобы подчинить себе науку. Войти в историю.
Финал, подобно лучшим романам Кристофера Приста, перечеркнет все ваши догадки и даже больше. Просто позвольте «Карантинной зоне» вас удивить.
Источники[править]
- К. Мзареулов. Фантастика. Общий курс
- Роберт Желязны фэнтези и научная фантастика
- Science fantasy
- ↑ мифологическая фэнтези
- славянское фэнтэзи
- русское фэнтези
- ↑ ориентальное (восточное) фэнтэзи Ошибка цитирования Неверный тег : название «autogenerated2» определено несколько раз для различного содержимого
- японское фэнтези
- австралийская сказочница
- жанр фэнтези в современной англо-американской беллетристике
- статья о научной фантастике и фэнтэзи
- ↑ Энциклопедия «Кругосвет». Фантастика в литературе
- к.ф.н. ЕГУ Подлубнова Ю. С. Метажанры, мегажанры и другие жанровые образования в русской литературе
- В. С. Мартыненков. О. А. Сысоева. К проблеме функционирования мегажанров в современной массовой литературе
- Генри Лайон Олди Фантастическое допущение
- Борис Стругацкий Что такое фантастика?
- Кафедра литературы и культурологии ДВГГУ. Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество»
- Магия ритма Фантастическая музыка
- Врата Миров — Фантастическая музыка
- Звуковые миры Фантастические истории в музыке
- Фантастические альбомы
- Классика фантастической живописи
- Беседа с Олегом Бабкиным
- М. Назаренко. Опыт классификации фантастических жанров
Александр Шалимов: «Охотники за динозаврами» (1968 г.)
Александр Иванович (1917–1991) был не только писателем-фантастом, но и геологом. Выпускник Ленинградского горного института, он ездил в экспедиции по Средней Азии, Северу, Карпатам, Крыму и по Кавказу. Со временем стал преподавать в Ленинградском горном институте. Участвовал в открытии нескольких месторождений.
Александр Шалимов
Прошел Великую Отечественную войну и получил две медали за боевые заслуги. После войны еще восемь лет провел в армии. За время службы получил звание подполковника-инженера. После демобилизации Шалимов защитил кандидатскую и стал преподавателем геологии и минералогии. Работал в том числе в университетах Варшавы и Кубы.
Первые книги Александра Ивановича выполнены в стиле реализма, хотя начинал писатель с фантастических рассказов. Его книги пронизаны увлечением геологией, часто они посвящены природным феноменам или загадкам Земли. Яркий пример — сборник научно-фантастических рассказов «Охотники за динозаврами». Рассказы в нем освещают проблемы геологии, планетологии, экологии, энергетики и кибернетики.
Камиль Муллашев. Утро.
Автор будто задает читателю загадки, ведя его по следам экспедиций главных героев. Сами герои Шалимова не делятся строго на «плохих» и «хороших». Писатель всегда оставляет место на обдумывание и анализ — именно поэтому так легко ассоциировать себя с персонажами. А обращение к интереснейшим темам из сферы непознанного вкупе с лихо закрученным сюжетом не оставят равнодушными никого, кто обладает пытливым умом и любит нераскрытые тайны. А кто же их не любит?
___________________________
Научная фантастика советских авторов — уникальное и самобытное явление в мировой литературе. Эти книги и рассказы о далеких мирах и межгалактических путешествиях, о будущем человечества и способах достижения гармоничного мироустройства, о вопросах экологии, кибернетики, генетики и этики, экстраполированных на десятки, а то и сотни, тысячи лет вперед, не теряют своей актуальности и сегодня. Но главное — эти книги чистые и светлые. Сколь бы ни были запутаны сюжеты и необычны миры, советские фантасты никогда не ставили своей целью напугать или шокировать читателя, равно как и не ограничивались желанием его просто развлечь. Поднимая важные вопросы, они предлагали пути их решения, а главное — задавали высокие нравственно-моральные ориентиры и неизменно вселяли в читателя непоколебимую веру в себя, в Дружбу, Любовь и Человечество, выступая таким образом в качестве некой «путеводной звезды», свет которой несомненно будет освещать дороги для будущих поколений землян.
Социальная фантастика:
Социальная фантастика — разновидность научно-фантастической литературы, где главную роль играют отношения между людьми в обществе.
Основой упор делается на создание фантастических мотивов с целью показать развитие общественных отношений в нереальных условиях.
В этом жанре написаны следующие произведения: Братья Стругацкие «Град обреченный», «Час быка» И. Ефремов, Г. Уэллс «Машина времени», «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери.
Кинематограф тоже имеет в своей копилке фильмы в жанре социальной фантастики: «Матрица» (США, Австралия, 1999), «Темный город» (США, Австралия, 1998), «Молодежь» (США, 2014).
Сравнение зарубежной фантастики с отечественной
Жанр фэнтези существует в русской литературе около тридцати лет. Первые литературные опыты русских авторов вышли под зарубежными псевдонимами в начале 90-х гг. ХХ века.
Отечественное фэнтези изначально вторично по отношению к западноевропейскому жанру.
М. Эпштейн подчеркивал, что свойство вторичности – «усиливать черты подлинника, поскольку он берется не как часть более обширной и сложной действительности, где он сплетен со многими другими явлениями, а как вырванный из контекста знак самого себя».
Зарубежное фэнтези тесно связано в западноевропейской культуре с эпосом и германо-скандинавской мифологией, когда отечественному фэнтези, кроме наличия славянской мифологии, присуще заимствование мифологий разных стран (греческая, египетская, германо-скандинавская и т.д.).
Отечественному фэнтези присуще основные черты западноевропейского аналога, но воспроизводящий их в пародийно-сниженном варианте, обладающий большой валентностью, т. е. способно присоединять к себе другие тексты массовой культуры.
Сегодня можно выделить два вектора развития русского фэнтези: одни тексты представляют собой крупнотиражную формульную литературу. Другое направление опирается на традиции русской психологической прозы, выводя героя-мыслителя. Романы Г.Л.Олди, М. и С. Дяченко, С. Логинова выступают наследниками социально-психологической фантастики братьев Стругацких, поднимавших в своих романах бытийные вопросы. Психологическое фэнтези достаточно близко подходит к романам отечественных постмодернистов – особенно В.Пелевина и В.Сорокина.
Авторы при создании фэнтези-произведения пользуется уже имеющимся материалом как шаблоном, благодаря чему достигается целостность мира. Для авторов важна не новизна материала, а его узнаваемость, чтобы читатель мог легко воспринимать целостную картину, опираясь на собственные знания и прошлый опыт.
Для русского фэнтези не принципиально существование чёткого разделения Добра и Зла. Сам герой искренне не принадлежит никакой великой Идее, а чаще всего занимает третью позицию – свою, личную. Отечественное фэнтези ориентируется на волшебную сказку, именно поэтому герою даётся несколько попыток для разрешения задачи. Сюжетная линия складывается вокруг главного героя. Она определяет и ступенчатую инициацию героя, и подбор команды, и этапы квеста, и финальную битву. В конце приключений герой обретает мудрость, сакральное знание, познает себя.
Научная фантастика: что это за жанр
Данное направление относится к фантастике. Его активно используют не только в литературе, но и в кино. Оно основывается на фантастических допущениях – спекуляциях и вымыслах в области точных, гуманитарных или естественных наук, описывает:
- контакты с инопланетными цивилизациями;
- вымышленные технологии, открытия в разных сферах жизнедеятельности;
- возможные варианты развития будущего;
- альтернативный ход тех или иных исторических событий;
- влияние различных допущений на личность и общество.
Многие литературоведы и критики часто спорят между собой, рассуждая о том, что же такое научная фантастика. Большинство соглашается с тем, что к этому жанру относится все, что базируется на определенных допущениях в сфере науки. Это произведения о внезапно появляющихся парадоксах, научных и технологических открытиях, их колоссальных возможностях, влиянии (как положительном, так и отрицательном).
Научно-фантастическая литература не приемлет мистики и сказок. В ней все явления и события имеют свое обоснование, причем не сверхъестественное, а практическое. Она будоражит воображение, заставляет задумываться о будущем и неограниченных возможностях науки.