Куда исчезли фракийцы?

Статистический анализ фрако-индоевропейских соответствий

Фонетическая статистика по словарю:

  • Больше всего слов – на E, A, K, B, G.
  • Отсутствуют слова на F (как во фракийском), H. Неизвестны на N
    (во фракийском тоже мало – и удивительно для такой устойчивой фонемы), R (очень странно).
  • Самые частые фонемы в середине — ?.
  • Меньше всего – на C (Ci – как во фракийском – нет, наверное, аффрикат), L, I, O
    (как во фракийском – и вообще отсутствует в этрусском), S, V, W.
  • Самые редкие фонемы в середине — ?

Статистика по соответствиям:

  • балтских — 138:
    литовских — 82, латышских — 44, прусских — 12;
  • германских — 61:
    общегерманских — 26 древне-верхненемецких — 15, древне-исландских — 6, готских — 6,
    англо-саксонских — 5,
    норвежских — 1,
    шведских — 1, ст.-норд. — 1;
  • славянских — 46: болгарских — 23,
    праславянских — 5,
    русских — 8, польских — 2,
    старославянских — 2, чешских — 1,
    украинских — 1;
  • арийских — 41:
    древне-индийских — 29, авестийских — 11, иранских — 1;
  • греческих — 36;
  • латинских — 10;
  • албанских — 8;
  • хеттских — 4;
  • кимрских — 3;
  • армянских — 3;
  • фригийских — 2;
  • тохарских — 2;
  • пеласгийских — 2;
  • иллирийских — 1.

Соответствия говорят о том, что фракийский, вопреки классическому мнению, далек от
армяно-фригийской группы, а больше всего близок
к балтской
(еще более широко — к балто-славянской
(почти 200 соответствий — больше, чем со всеми остальными), еще шире —
к балто-германской (260 соответствий — более, чем в 2 раза больше остальных вместе взятых).

Возможно, фракийский — балтский язык с фонетическим оглушением звонких согласных, вернее, с их сдвигом по типу армяно-германского
(или наиболее родствнный балтскому внутри балто-германских) с активным влиянием греко-арийского. Возможно, даже, это предок
прагерманского.

Следовательно, фракийская группа входит в состав «древнеевропейских» языков (а, точнее, северной ветви
праиндоевропейского),
наряду с итало-кельтскими, а влияние древнегреческого (или
греко-македонского)
и арийского обусловлено ареальными контактами (с юга и востока, соответственно).

Известны, например, походы фракийцев на киммерийцев (которые, возможно, были не
иранцами,
а индоарийцами),
а сама фракийская цивилизация была культурным источником для древнегреческой (наряду с критской и ближневосточной).

Вот, оказывается, на каком языке говорили догреческие пеласги!

Примечания

  1. Bičovský J. Vademecum starými indoevropskými jazyky. — Praha: Nakladatelství Univerzity Karlovy, Filozofická fakulta, 2009. — С. 248. — ISBN 978-80-7308-287-1, ISBN 8-073-08287-X.
  2. Mallory, J. P. (1997), Thracian language, Encyclopedia of Indo-European Culture, Taylor & Francis, p. 576.
  3. Crossland, R.A.; Boardman, John. «Linguistic problems of the Balkan area in the late prehistoric and early Classical period» in The Cambridge Ancient History Volume 3, Part 1 (англ.). — Cambridge University Press, 1982. — ISBN 978-0-521-22496-3.
  4. Vladimir Georgiev (Gheorghiev), Raporturile dintre limbile dacă, tracă şi frigiană, «Studii Clasice» Journal, II, 1960, 39-58.
  5. Dras. J. Basanavičius. Apie trakų prygų tautystę ir jų atsikėlimą Lietuvon
  6. .
  7. Brixhe C. Phrygian // The Ancient Languages of Asia Minor. — New York: Cambridge University Press, 2008. — P. 72.
  8. Vavroušek P. Frýžština // Jazyky starého Orientu. — Praha: Univerzita Karlova v Praze, 2010. — S. 129. — ISBN 978-80-7308-312-0.
  9. , с. 11.
  10. Bičovský J. Vademecum starými indoevropskými jazyky. — Praha: Nakladatelství Univerzity Karlovy, Filozofická fakulta, 2009. — С. 249. — ISBN 978-80-7308-287-1, ISBN 8-073-08287-X.
  11. , с. 94—98.
  12. ↑ , с. 100—103.
  13. Нерознак В. П. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  14. , с. 88—90.

Мировоззрение фракийцев

Традиционными занятиями фракийцев были земледелие, скотоводство, постоянно развивались всевозможные ремёсла. Поскольку обработка земли была приоритетным направлением деятельности, именно с ней связывались многие религиозные культы, почитание богов плодородия, поднесение жертв духам природы.

В понимании фракийцев жизнью людей управляли всесильные боги, а весь окружающий мир представлял собой обитель духов. Важнейшую часть религиозных ритуалов представляли жертвоприношения. При этом следовало соблюдать строгое воздержание в период празднеств, посвящённых небожителям. Приведу в доказательство строки из фракийской поэзии:

Здесь имеется явное указание на то, что в период религиозных торжеств фракийцы должны были проявлять умеренность в отношениях с женщинами. При этом, как свидетельствуют греческие историки, большинство фракийских мужчин обзаводилось 10 и более жён, проявляя крайне пылкий темперамент.

Известные фракийцы

гладиатор Спартак

От фракийцев греки получили культы Ареса, Диониса и Артемиды, а также фракийцем был знаменитый музыкант Орфей. Безусловно, самым знаменитым фракийцем был гладиатор Спартак! Неизвестно были ли он фракийцем по крови, или же просто был пленен в тех землях, но он увековечил свое имя в истории, вместе с народом фракийцев. И его судьба проливает свет на историю Фракии! Учитывая его отличные боевые навыки и поразительную эффективность армии рабов на первом этапе, можно предполагать, что он был не простым воином, а потомком очень высокопоставленного человека, где получил навыки управления людьми и обращения с оружием. Фракия тогда была почти истощена кровопролитными войнами сначала с Македонией, а затем с Римом.

Культуры

  • Список городов или древних крепостей Фракии и Дакии  (ru)
  • Древние фракийские города  (из)
  • Севтополис, затопленный эллинистический город
  • Перперикон, Мезек, Татул
  • Пистирос
  • Небет Тепе  (en) ( Пловдив )
  • Кабиле  (en), древний город Cabyle  (en), или Диосполис, или Голое, недалеко от Ямбола.
  • Aquae Calidae из Болгарии  (en) ( Бургас )
  • Культура Bosut  (en)
  • Культура Брница  (en)
  • Культура Гава-Холиграды  (en)
  • Культура Липица  (ru)
  • Клады найдены в Болгарии  (в), которая
    • Сокровище Панагюриште  (in), Археологический музей в Пловдиве
    • Сокровище Валчитрана  (in), в Археологическом музее Софии
    • Рогозенский клад
    • Казначейство Луковит  (ин) (серебро)
    • Сокровище Борово  (ru) (медь)
    • Сокровище Децебала  (ru)
    • Сокровище фракийца  (ru)
  • Ада Тепе, старые шахты
  • Фалькс  (in), Ложная война, Сика, Наголенник
  • Котел Gundestrup
  • Хельм Агигиол Гете
  • Шлем Coțofenești  (en) гетодаков
  • Шлем железных ворот  (ru) гето-даков
  • Хельм Перету  (ru) Гетодаче
  • Фракия (гладиатор)

Список фракийских народов

Согласно дошедшим до нас свидетельствам фракийцы состояли из нескольких сотен разных народов, и при этом не всегда было возможно точно знать, кто эти народы.

Мы находим первое упоминание о фракийцы в Илиаде из Гомера  : они тогда союзники Трои . В классический период шесть основных наименований обозначают фракийские народы: бессы, трибаллы, мезиены, одрисы, геты и даки  : это не названия племен, а, скорее, названия коалиций разного происхождения (Triballes), даже простых наименований в разных иностранных языках. языков (например, Getoi по-гречески, Dacii по-латыни). Группа фракийцев состояла из множества племен, способных объединиться во время войны в едином централизованном государстве, что сделало их власть потенциальной контрсилой против Римской империи (например, массовые подделки римских монет). До нас дошел ряд племенных названий:

  • Bisaltéens  (en)
  • Вифиняне
  • Bottiens
  • Cicones
  • Diens  (en)
  • Эдонес  (ru)
  • Maèdes  (en)
  • Мезийский  (en)
  • Нипсейцы
  • Скирмиад
  • Satréens  (en)
  • Thynes
  • Triballes
  • Траусы  (ru)

Следующие племена имели фракийский компонент:

  • Агафирсы (колено thraco- косой )
  • Брюгес  (ru)
  • Дарданы (смешанные с иллирийцами и, вероятно, пионами )
  • Даки  : см. Также Список дакийских племен
    • Апулийцы  (en)
    • Карп  : дал свое название Карпатам
    • Costoboces в текущих регионах Западной Украины ( Галиция ) и Молдовы
    • Соусы  (в)  : в Валахии, Запад ( Олтения )
  • Геты  : на обоих берегах Дуная и в устьях реки.
  • Фригийцы
  • Скордиски ( кельто -Thraces)
  • Trères (фрако- скифы )

Дополнительная литература

  • VI Георгиев, Введение в историю индоевропейских языков, София (1981).
  • В.И. Георгиев, Генезис балканских народов, в: Славянское и восточноевропейское обозрение, т. 44, No. 103 (июль 1966 г.)
  • И.И. Russu, Limba Traco-Dacilor / Die Sprache der Thrako-Daker, Бухарест (1967, 1969).
  • Пол Кречмер, «Glotta», в: Zeitschrift für griechische und lateinische Sprache 7 (1915).
  • JH Холст, «Армениская студия», Висбаден (2009).
  • Алексиану Мариус-Тибериус. Une catégorie d’esclaves thraces: les halônetoi. В: La fin du statut servile? Получение избирательных прав, освобождение, отмена. Том II. Besançon 15-17 декабря 2005 г. Besançon: Press Universitaires de Franche-Comté, 2008. стр. 487-492. (Actes des colloques du Groupe de recherche sur l’esclavage dans l’antiquité, 30-2) [www.persee.fr/doc/girea_0000-0000_2008_act_30_2_1057]
  • Витчак, Кшиштоф Томаш. «Исследования фракийской лексики (I-VII)». В: Studia Indogermanica Lodziensia VII (2012). С. 153-168.
  • Владимир Евгеньевич Орел. «Надпись из Кьельмена». Обзор средиземноморского языка 9 (1997): 77-82. www.jstor.org/stable/10.13173/medilangrevi.9.1997.0077.
  • Сотирофф, Джордж. (1963). «Предварительный словарь фракийских слов». В: Канадский журнал лингвистики / Revue canadienne de linguistique 8: 97-110. 10.1017 / S000841310000520X.

Обычаи фракийцев

Любопытны их обычаи: как германцы, они отпускают длинные волосы и бороды, завивая их в косы, они не придают значения девственности девушек. Вообще, греки считали, что именно фракийцы обучили греков гомосексуальным контактам и женской половой распущенности. Но при этом, верность жен ценили очень высоко, половая жизнь была бесконтрольной только для незамужних. Как кельты, они покрывают тела татуировками и считают, что без них человек не может причисляться к высшим кастам. Как и германцы презирают земледелие, предпочитая войну и разбой. Как скифы они помпезно хоронят своих царей! Кроме того, фракийцы не блюли чистоту крови и активно смешивались с другими народами: кельтами и скифами, постепенно утрачивая самобытность.

Культы богов в традициях фракийцев

Огромное значение для фракийской культуры имел культ Дианы, богини охоты. Это подтверждается многочисленными изображениями зверей, лап и голов на различных предметах – украшениях, сосудах, бытовой утвари. Южные фракийские племена находились под влиянием греческих верований Особое место в их культурном наследии занимает сюжет мифа о Геракле и Лернейской Гидре, что был распространён на фракийских землях.

Священным зверем для фракийцев был кабан, в чём несложно также увидеть связь с преданиями о Геракле. Фракийский народ славился искусными охотниками, а потому именно кабаны считались особой дичью. На фракийских изображениях, рельефах, созданных в далёком прошлом, нередко можно увидеть одну и ту же картину. Герой скачет верхом на лошади, а перед ним стоят кабан, змея, дерево и женщина. Что же это может значить? Как полагают учёные, такие рисунки в понимании людей были священными.

Начало 3-го века до н.э.Местонахождение: Гробница в городе Казанлак, Болгария

Как я уже заметила, кабан был особенным зверем, символом победы, проявленной доблести и силы. Змея в верованиях фракийцев не выступала в негативном аспекте. Для них, как и для многих других народов древности, являлась символом знаний и плодородия. Дерево ассоциировалось с жизнью, а женщина могла воплощать богиню, что благословляла человека, материнские силы, дающие энергию всему на свете.

Традиции фракийцев известны нам лишь в незначительной степени. Они представляют собой сложный многогранный мир древних верований и обычаев этого народа. Жизнь фракийцев не была похожа на современные реалии, но тем она и интереснее. Несмотря на то, что фракийские племена приобрели немало культурных заимствований у греков и римлян, большинство их обрядов долгое время не теряли первозданной формы. Впрочем, время оказалось неумолимым, а сегодня мы можем узнать о традициях фракийцев лишь в историческом контексте.

definition — Фракийский язык

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Фракийский язык

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Фракийский язык
Страны:
Вымер:
Классификация
Категория:
«Палеобалканские языки»
Языковые коды
ISO 639-1:

ISO 639-2:

ISO 639-3:

См. также: Проект:Лингвистика

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · АлбанскийАрмянский · Балтские · ВенетскийГерманские · ИллирийскиеАрийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, ДардскиеИталийские (Романские)Кельтские · ПалеобалканскиеСлавянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · БалтыВенеты · Германцы · ГрекиИллирийцы · Иранцы · ИндоарийцыИталики (Романцы) · КельтыКиммерийцы · Славяне · ТохарыФракийцы · Хеттыкурсивом выделены ныне не существующие общности
Протоиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика

Фраки́йский язы́к — мёртвый индоевропейский язык фракийцев, входящий в палеобалканские языки. Был широко распространён в древней Фракии — области в юго-восточной Европе (на месте современных Болгарии, Македонии, европейской Турции, частично — Румынии (Добруджа), Греции и Сербии), а также в некоторых регионах Малой Азии. Иногда близким к фракийскому языку считается также дакийский (гетский) язык.

Сохранился в виде серии глосс в древнегреческих источниках. Кроме того, найдено несколько чрезвычайно кратких надписей. Хотя из глосс и надписей и очевиден индоевропейский характер языка и его примерное положение среди других индоевропейских языков, однако грамматика фракийского языка до сих пор не может быть реконструирована.

Иногда к фракийским причисляют также слова неясной этимологии из болгарского и румынского языков. Спорным является отношение к фракийскому языку современного албанского языка — по мнению одних учёных, он происходит от иллирийского языка с незначительным фракийским влиянием, по мнению других — от фракийского языка.

Надписи

Толкования надписей до сих пор являются спорными и взаимоисключающими, поэтому здесь приводятся лишь их тексты. Все надписи выполнены стандартным греческим алфавитом.

1. Надпись на золотом кольце, обнаружена под городом Езерово, Болгария в 1912 году. Датируется примерно 5 веком до н. э.

ΡΟΛΙΣΤΕΝΕΑΣΝ / ΕΡΕΝΕΑΤΙΛ / ΤΕΑΝΗΣΚΟΑ / ΡΑΖΕΑΔΟΜ / ΕΑΝΤΙΛΕΖΥ / ΠΤΑΜΙΗΕ / ΡΑΖ / ΗΛΤΑ
rolisteneasn /ereneatil / teanēskoa / razeadom / eantilezu / ptamiēe / raz / ēlta

2. Надпись на камне (могильном?), обнаружена около деревни Кьолмен, Преславский район, Болгария в 1965 году. Возраст — около VI века до н. э.

ΕΒΑΡ. ΖΕΣΑΣΝ ΗΝΕΤΕΣΑ ΙΓΕΚ.Α / ΝΒΛΑΒΑΗΕΓΝ / ΝΥΑΣΝΛΕΤΕΔΝΥΕΔΝΕΙΝΔΑΚΑΤΡ.Σ
ebar. zesasn ēnetesa igek. a / nblabaēgn / nuasnletednuedneindakatr.s

3. Надпись на кольце, обнаружена в селе Дуванли, Пловдивский район, Болгария, у левой руки скелета в захоронении. Датируется около V века до н. э. На кольце изображён всадник, вокруг которого идёт данная надпись.

ΗΖΙΗ ….. ΔΕΛΕ / ΜΕΖΗΝΑΙ
ēziē ….. dele / mezēnai

ΜΕΖΗΝΑΙ — по-видимому, мессапское божество Мензана, которому посвящали лошадей.

Обнаружено также несколько очень кратких надписей на сосудах и прочих артефактах.

В латинской надписи из Рима, где речь идёт о римском гражданине родом из Фракии, обнаружена фраза Midne potelense; слово midne сопоставляется с латышским mitne (жилище) и интерпретируется как «деревня». Болгарский лингвист И.Дуриданов на этом основании нашёл и другие балтийские параллели для фракийских глосс, однако многие из его сопоставлений подверглись критике.

Фракийский язык исчез, по-видимому, около V века н. э. в результате Великого переселения народов и крушения Римской империи. Земли бывшей римской провинции Фракия были частично захвачены славянами, частично отошли к Византии.

См. также

  • Иллирийский язык
  • Древнегреческий язык
  • Дакский язык
  • Албанский язык
  • Армянофригийский язык
  • Палеобалканские языки
  • Древнемакедонский язык

Надписи

Толкования надписей до сих пор являются спорными и взаимоисключающими, поэтому здесь приводятся лишь их тексты. Все надписи выполнены стандартным греческим алфавитом.

1. Надпись на золотом кольце, обнаружена под городом Езерово, Болгария в 1912 году. Датируется примерно 5 веком до н. э.

ΡΟΛΙΣΤΕΝΕΑΣΝ / ΕΡΕΝΕΑΤΙΛ / ΤΕΑΝΗΣΚΟΑ / ΡΑΖΕΑΔΟΜ / ΕΑΝΤΙΛΕΖΥ / ΠΤΑΜΙΗΕ / ΡΑΖ / ΗΛΤΑ
rolisteneasn /ereneatil / teanēskoa / razeadom / eantilezu / ptamiēe / raz / ēlta

2. Надпись на камне (могильном?), обнаружена около деревни Кьолмен, Преславский район, Болгария в 1965 году. Возраст — около VI века до н. э.

ΕΒΑΡ. ΖΕΣΑΣΝ ΗΝΕΤΕΣΑ ΙΓΕΚ.Α / ΝΒΛΑΒΑΗΕΓΝ / ΝΥΑΣΝΛΕΤΕΔΝΥΕΔΝΕΙΝΔΑΚΑΤΡ.Σ
ebar. zesasn ēnetesa igek. a / nblabaēgn / nuasnletednuedneindakatr.s

3. Надпись на кольце, обнаружена в селе Дуванли, Пловдивский район, Болгария, у левой руки скелета в захоронении. Датируется около V века до н. э. На кольце изображён всадник, вокруг которого идёт данная надпись.

ΗΖΙΗ ….. ΔΕΛΕ / ΜΕΖΗΝΑΙ
ēziē ….. dele / mezēnai

ΜΕΖΗΝΑΙ — по-видимому, мессапское божество Мензана, которому посвящали лошадей.

Обнаружено также несколько очень кратких надписей на сосудах и прочих артефактах.

В латинской надписи из Рима, где речь идёт о римском гражданине родом из Фракии, обнаружена фраза Midne potelense; слово midne сопоставляется с латышским mitne (жилище) и интерпретируется как «деревня». Болгарский лингвист И.Дуриданов на этом основании нашёл и другие балтийские параллели для фракийских глосс, однако многие из его сопоставлений подверглись критике.

Фракийский язык исчез, по-видимому, около V века н. э. в результате Великого переселения народов и крушения Римской империи. Земли бывшей римской провинции Фракия были частично захвачены славянами, частично отошли к Византии.

Фраки́йский язы́к

(фрако-дакийский язык) — язык индоевропейских племён фракийцев,
населявших в древности северо-восток Балканского полуострова, а также
северо-запад Малой Азии; составляет отдель­ную группу в составе семьи индоевропейских языков.
Засвидетельствован в нескольких надписях 6—3 вв. до н. э., выполненных
греческим письмом и плохо поддающихся
истол­ко­ва­нию, в много­чис­лен­ных именах
собственных, глоссах из сочинений античных и
византийских авторов, а также в дакийских названиях растений из списка
позднеантичного врача Диоскорида, дошедшего в записи 3—4 вв. В состав
Ф. я. включают и мизийский язык (одна надпись 3 в. до н. э. из Малой
Азии и несколько глосс). Некоторые учёные выделяют из Ф. я. особые
дако-мизийский (В. Георгиев) и дако-гетский языки (А. Врачу). Следы
Ф. я. сохраняются в современ­ных балкан­ских
языках (румынском, албанском, болгарском).

Фонетика Ф. я. характеризуется наличием 5 гласных (a, e, i, o, u), различавшихся по долготе и
краткости, 18 согласных фонем и сонантов, дифтонгов
ai, ei, au, eu. Характерной особенностью является передвижение согласных
и чередование в некоторых случаях гласных в корне. Морфологическая
структура, воссоздаваемая главным образом по данным имён собственных,
представлена отдельными падежными формами имени
(им. п., род. п., дат. п., местный п.), рядом слово­обра­зо­ва­тель­ных элементов (суффиксов и
префиксов), формами прилага­тель­ных на -ēnos, -mēnos. Синтаксис практи­че­ски не реконструируется из-за
отсут­ствия надёжно толкуемых связных текстов.
Лексика состоит главным образом из имён
собственных (около 1500), глосс (около 30), дакийских названий растений
(около 40), слов из надписей.

В изучение Ф. я. большой вклад внесли В. Томашек и Д. Дечев,
создавшие корпус фракийских языковых памятников и осуществившие их
первую лингвистическую интерпретацию. Дальней­шее развитие
фракологические исследования получили в трудах Георгиева, В. Бешевлиева,
И. Дуриданова, К. Влахова, Й. Руссу и Врачу (вопросы реконструкции
различных уровней Ф. я., его лингвистического
статуса, ареальных и генетических связей с другими индоевропейскими
языками, систематическое описание ономастики,
изучение влияния фракийского субстрата на
формирование современных балкан­ских языков).

В СССР произведена ареально-этимологическая
интерпретация имён собственных и неко­то­рых глосс, выявлена их тесная
связь с балтийскими языками (В. Н. Топоров);
осуществлено комплекс­ное описание надписей, глосс и дакийских названий
растений, на основании которого определена принад­леж­ность Ф. я. к
палеобалканской языковой зоне (В. П. Нерознак); уста­нов­ле­ны отдельные
фрако-хетто-лувийские ономастические параллели
(Л. А. Гиндин).

  • Дечев Д., Характеристика на тракийския език,
    София, 1952;
  • Бешевлиев В., Проучвания върху личните имена у
    траките. София, 1965;
  • Топоров В. Н., К фракийско-балтийским языковым параллелям,
    в кн.: Балканское языкознание, М., 1973;
  • его же, то же, ч. 2, в кн.: Балканский лингвистический
    сборник, М., 1977;
  • Влахов К., Тракийски лични имена, София,
    1976;
  • Георгиев В., Траките и техният език, София,
    1977;
  • Нерознак В. П. Палеобалканские языки, М., 1978,
    с. 21—65;
  • Tomaschek W., Die alten Thraker, I—II,
    «Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften in Wien», 1893—94,
    Bd 128—31;
  • Russu I. I., Limba traco-dacilor, 2 ed., Buc.,
    1967;
  • Duridanov I., Thrakisch-dakische Studien, Bd 1.
    Die thrakisch- und dakisch-baltischen Sprachbeziehungen, Sofia,
    1969;
  • Detschew D., Die thrakischen Sprachreste,
    2 Aufl., W., 1976;
  • Vraciu A., Limba daco-geților, Timișoara,
    1980.

В. П. Нерознак.

История языка

Фракийцы упоминаются уже у Гомера (как союзники троянцев), а позднее Геродот назвал их вторым по численности народом после индийцев. В V веке до н. э. фракийцам удалось создать собственное государство, которое, однако уже в следующем веке было завоёвано македонцами. Начиная со II века до н. э. Фракию постепенно начинают завоёвывать римляне. В VI веке н. э. во Фракии поселяются славяне, чей язык и вытеснил фракийский. В качестве доказательства того, что фракийский язык сохранялся вплоть до появления славян, а не был ранее ассимилирован греческим, рассматривается то, что название города Пловдив восходит к фракийскому Pulpuldeva, а не др.-греч. Φιλιππούπολις.

Фракийский дошёл до нас в виде нескольких коротких надписей (начиная с V века до н. э.), личных имён и топонимов в греческих и латинских текстах, а также 80—90 глосс у Гессихия и Фотия, лишь около 30 из которых является достоверно фракийскими.

Возможно, фракийское происхождение имеют некоторые заимствования в балканских языках, однако идентифицировать такие слова довольно тяжело.

Фракийцы и славяне

Голова фракийца (реконструкция)

Но в славянском мире есть явные следы фракийцев! Не только в Болгарии и Румынии, где хождение по огню, маскарадные пляски – явные признаки фракийских традиций, но и в нынешней Руси! Например некоторые фракийские слова в русском языке: выступ –apsa, bebrus – бобер, berga(s) – высота, берег, dumas – тъма, lingas – луг, rudas – красный

Казалось бы, откуда?

В Поднепровье было несколько волн переселения с Балкан, первыми туда пришли разгромленные Римом бастарны – некий союз кельтов-германцев и даков. От них в славянских языках есть пласт кельтской лексики. Спасаясь от римской военной машины на север уходили и прочие племена Балкан, которым было проще отвоевать себе место в более-менее свободной Русской равнине, чем стать очередной жертвой Римской республики.

Птолемей называет множество крупных гето-фракийских объединений в Приднестровье и на Волыни, где археологи выделяют Липицовскую археологическую культуру. К востоку от них в степной зоне липицовцы граничили с многочисленными сарматскими племенами, на севере и северо-востоке – с племенами зарубинецкой культуры, в которых большинство современных археологов (Щукин) видит бастарнов.

Бастарны атакую славянское городище

Многочисленный народ

Фракийцы, проживавшие в разных регионах своего государства, не являлись однородным этносом. Разделённые Балканскими горами, они разветвились на две группы: северную и южную. Наиболее известными северными фракийцами были геты, а вот к южным относились одрисы, о которых часто писали античные авторы. Впрочем, всего во Фракии насчитывалось около сотни племён.

Древнегреческий историк Геродот пишет: “Народ фракийцев после индийцев – самый многочисленный на земле”. Одна только эта фраза указывает на значимость культуры этой народности в сравнении с прочими племенами. Фракийцы являлись самобытным этносом, ярко выделявшимся на фоне соседних народов. Кстати, упоминания о них присутствуют даже в «Илиаде» Гомера, где говорится, что две фракийские общины выступали союзниками Трои.

Фракийский серебряный рог, 410 – 420 год до н.э

Судьба фракийцев и их язык

Согласно Скорделису, когда фракийцы были покорены Александром Великим, они окончательно ассимилировались с греческой культурой и стали как греческий, как спартанцы и афиняне, хотя он считал фракийский язык формой греческого языка. Согласно Крэмптону (1997) большинство фракийцев в конечном итоге были эллинизированы или романизированы, а последние остатки сохранились в отдаленных районах до V века. Согласно Маринову, фракийцы, вероятно, были полностью романизированы и эллинизированы после последних упоминаний о них в VI веке. Эта теория считает христианизацию Римской империи главным фактором немедленной ассимиляции.

Быстрое исчезновение резко контрастировало бы с предотвращением эллинизации, по крайней мере, албанцами до настоящего времени, возможно, с помощью изолированных горных районов.

Другой автор считает, что внутренняя часть Фракии никогда не была романизирована или эллинизирована (Trever, 1939). За этим последовала и славонизация. Согласно Weithmann (1978), когда славяне мигрировали, они столкнулись только с очень поверхностно романизированным фракийским и дакийским населением, которое не сильно отождествляло себя с Имперским Римом, в то время как греческое и римское население (в основном солдаты, чиновники, торговцы) покинули землю или были убиты. Поскольку Пульпудева сохранилась как Пловдив на славянских языках, а не при Филиппополе, некоторые авторы предполагают, что фракийский язык не был полностью уничтожен в 7 веке.

Фракийские гробницы

  • Список царей Фракии, Королевство Одрис
  • Долина фракийских царей  (in) для кургана оценка 1500 (включая 300 потенциальных гробниц)
  • Другие фракийские гробницы: Маглиз, Сашова, Сарафова, Светица …
  • Фракийская гробница Александрово
  • Фракийская гробница Свехтари
  • Фракийская гробница Казанлык
  • Фракийская гробница Голямы Арсеналка  ( фр )
  • Могила фракийца Шушманца  (ru)
  • Фракийская гробница грифонов  (ru)
  • Гробница Гельвеции фракийская  (ru)
  • Фракийская гробница сеута III  (ru) (казанлык)
  • Могила Оструша  (ru) (курган)
  • Поздний фракийский надгробный памятник Помори (см. В Общинном совете )
  • Курган

Дакский (дакийский) язык

Источники сведений о дакском языке

Дакский язык (дако-мёзийский, дако-гетский, гето-дакский) — один из индоевропейских языков,
на котором говорили жители исторической области Дакия.
Считается близким родственником фракийского языка или даже его северной разновидностью.

Дакийский в своё время был одним из важнейших языков Юго-Восточной Европы.
Ареал его распространения охватывал территорию от востока нынешней Венгрии до побережья Чёрного моря.
По археологическим данным, дакская культура зародилась в Молдавии и восходит к культуре Басараби железного века.

О  дакском языке известно мало. Собственная письменность на дакском не известна.
Римский поэт Овидий утверждал, что выучил дакский, находясь в ссылке в Томах.
В «Скорбях» и «Понтийских письмах» он писал, что сочинял стихи на дакском — но, к сожалению они не сохранились.

Тем не менее, не выясненной остаётся подлинность дакских сантий, выполненных особым
дакским алфавитом
(рисунок слева).

Основные сведения о языке почёрпнуты из:

  1. Топонимов, гидронимов и прочих имён собственных (в том числе имён царей).
  2. Около 50 названий растений дакского происхождения, известных из греческих и римских источников
    (этимологизированы лишь некоторые из них).
  3. Субстратных слов румынского языка, ныне распространённого почти по всему ареалу проживания даков.
    Известно около 400 таких слов (ср. рум. br?nz?, balaur); около 160 из них имеют параллели в албанском.
    Возможно, эти слова являются древними заимствованиями из дакского в румынский;
  4. Надписей на дакском (предположительно). Самая длинная надпись гласит: DECEBALUS PER SCORILO;
    Если предположение о дакском языке надписи верно, то смысл фразы — «Децебал, сын Скорило».
    Хотя это может быть и надписью на латыни (тогда она означает «Децебал, посредством Скорилона»).

Место дакийского языка (даки и геты)

В  1950-ых годах болгарский языковед Вл. Георгиев опубликовал исследование,
в котором утверждал, что дакская фонология близка албанской,
чем добавил убедительности существовавшей и ранее теории о родстве языков даков, фракийцев и мёзов;
при этом мёзский язык объявлялся промежуточным между дакским и фракийским
.
Наличие параллельных слов между дако-фракийским и албанским,
действительно, подтверждает их возможное родство.

В то же время Георгиев настаивает на различии дакского и фракийского языков, указывая, в частности,
что топонимы в Дакии и Мёзии оканчиваются на -dava, а во Фракии — на -para
.

Греческий географ Страбон утверждал, что геты (соседнее дакам племя, считающееся родственным)
говорили на том же языке, что и фракийцы,

Поздняя история языка даков

Время вымирания дакского языка установить не удалось,
однако известно, что первое завоевание Дакии Римом не привело к его исчезновению.
Свободные дакские племена в Молдавии говорили на своём языке ещё в VII в. ,
что вполне могло наложить отпечаток на расспространяющиеся в тот период славянские языки.

Румынский филолог Богдан Петричейку Хашдеу полагал,
что албанский язык является прямым потомком одного из диалектов дакского.

Согласно другой гипотезе, дакский язык вымер бесследно, но один из дако-мезийских диалектов,
отделившийся от него до 300 г. до Р. Х., стал предком албанского .

Аргументы, приводимые в пользу столь раннего разделения (до 300 г. до Р. Х.), таковы:
если в албанских словах наблюдается переход позднеиндоевр. /a:/ > алб. /o/ (
ср. алб. mote:r, «сестра» < позднеиндоевр. ma:ter, «мать»),
то в латинских заимствованиях рефлекс индоевропейского /a:/ сохраняется: лат. /a:/ > алб. /a/.
Это означает, что переход /a:/ > /o/ окончательно произошёл до появления римлян на Балканах.

С другой стороны, в общих для румынского и албанского субстратных словах /a:/ даёт разные рефлексы
(рум. mazAre, алб. modhull < *ma:dzula, «горошина»; рум. raTA, алб. rose: < *ra:tya:, «утка»);
следовательно, праалбанский разошёлся с языком-источником субстратных слов в румынском уже после перехода /a:/ > /o/.

Согласно третьей гипотезе, албанский язык связан не с дакским, а с иллирийским языком.

Дакский язык, по всей видимости, представляет собой также источник субстратной лексики
румынского языка,
развившегося из варианта вульгарной латыни, употреблявшегося на Балканах к северу от линии Иречека,
приблизительно разделяющей сферы влияния латинского и греческого языков.

Вопрос об этом остается открытым, однако теория о дакском происхождении части румынской лексики
не может опираться только на процесс романизации в Дакии,
ибо дакский язык был употребителен также в Мёзии и Дардании.
Возможно, около 300 слов в восточно-романских языках имеют дакское происхождение;
многие из них демонстрируют рефлексы велярных типа satem, ожидаемый в дако-фракийском ареале.

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

Фракийский сохранил без изменения праиндоевропейские гласные i, e, a, u, ī, ē, ā, ō и ū. Праиндоевропейские o и ə перешли в a. Из дифтонгов сохранились aɪ̯, eɪ̯ и aṷ.

Фракийские взрывные согласные пережили сдвиг, подобный прагерманскому закону Гримма: p, t, k перешли в , , ; b, d, g дали p, t, k, а , , перешли в b, d, g.

Фракийский является сатэмным языком, то есть праиндоевропейские палатовелярные , ĝ, ĝʰ в нём перешли в спиранты s/þ и z/đ.

Морфология

Морфология практически не реконструируется, известно, что существительное склонялось по падежам, имелись, как минимум, именительный, родительный, дательный и местный падежи.

Происхождение фракийцев

Фракийский воин

Фракийцы – дальние родственники греков. Это индоевропейские племена, заселившие нынешнюю Болгарию и Румынию и создавшие там своеобразную цивилизацию, имевшую параллели как с греками, так и с персами. Нечто среднее… В отличие от греков, фракийцы были блондинами, в большинстве, что указывает на их северо-европейское происхождение.

Уже Гомер указывает фракийцев в Илиаде, как часть «народов моря», которые живут на север от Греции и говорят на ином языке.Их гаплотипы показывают как индоевропейские R1A так и балканские I2, от древних жителей Европы до индоевропейцев.То есть фракийцами стали те племена, которые пришли на Балканы вместе с греками, но не вступили в контакт с пеласгами, а ассимилировали население Балкан.Они – близкие родичи скифов и сарматов, да и вообще всех индоевропейцев восточной ветви, вплоть до персов и индусов. Их считали отличными воинами, стойкими и сильными, у которых есть лишь одно препятствие для захвата мира – раздробленность и взаимные склоки.Это типичное дли индоевропейцев качество, достаточно вспомнить взаимоотношения племен германцев, кочевников степи или тех же персов с мидянами. Взаимная зависть, вражда и нетерпимость…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: