Доксография

История концепции

Термин был введен классическим филологом Германом Дильсом в его работе Doxographi Graeci (где «doxographi» — латинский неологизм для авторов «доксографий»). Первоначально на него Дильс ссылался только на коротких, похожих на тезисы репрезентациях традиционных натурфилософских взглядов, сейчас этот термин используется гораздо шире, как по содержанию, так и по форме. Итак, теперь речь идет о доксографиях в общих философских, этических и богословских областях. Хотя доксография не является самостоятельной научной дисциплиной, тем не менее, доксография как процедура имеет большое значение для истории философии, истории науки и исследования знаний предыдущих поколений в целом.

Древнегреческая философия

Многие философские работы были утеряны; наши ограниченные знания о таких утерянных работах исходят главным образом из доксографических работ более поздних философов, комментаторов и биографов. В Стэнфордской энциклопедии философии следующие работы перечислены как репрезентативные доксографии:

  • ЦицеронАкадемика , De Finibus , De Natura Deorum , De Fato , De Officiis
  • АэцийВетуста Плацита
  • Климент АлександрийскийСтроматеида
  • Диоген ЛаэртскийЖития и мнения выдающихся философов
  • Ипполит РимскийОпровержение всех ересей

Философы, такие как Платон и Аристотель , также действуют как доксографы, поскольку их комментарии к идеям их предшественников косвенно говорят нам, каковы были убеждения их предшественников. « Защита Сократа » Платона , например, говорит нам многое из того, что мы знаем о натурфилософии Анаксагора .

Преемственность философов

Последовательности философов были произведениями, целью которых было изобразить философов разных школ с точки зрения линии преемственности, частью которой они были. С 3-го по 1-й век до нашей эры были Наследия ( греч . Διαδοχαί ), написанные Антигоном Каристским , Сотионом , Гераклидом Лембосом (воплощением Сотиона), Сосикратом , Александром Полихистором , Ясоном Нисским , Антисфеном Родосским и Никием Никийским. . Сохранившиеся жизнеописания и мнения выдающихся философов .Диоген Лаэртиус (3 век нашей эры) опирается на эту традицию.

В дополнение к этому, часто были истории одиночных школ. Такие сочинения создали Фаний Эрезский ( «О сократиках »), Идоменей Лампсакский ( «О сократиках »), Сфер ( О эретрийских философах ), Стратикл ( « О стоиках» ). Среди папирусов , найденных на Вилле папирусов в Геркулануме , есть работы, посвященные преемственности стоиков , академиков и эпикурейцев . В более поздний период Плутарх написал «О первых философах и их преемниках » и «О киренаиках », а Гален написал « О платоновской секте» и «О гедонистической секте (эпикурейцы)». Часто были биографии отдельных философов с кратким описанием его преемников. ТаковыЖизнь Пифагора » Аристоксена , «Жизнь Аристотеля Андроника , « Жизнь АристотеляПтолемея и Жизнь Пифагора » Ямвлиха .

Библиография

Древние коллекции

  • Аэций (= Псевдо-Плутарх), De placitisphilusphorum (= Placita, мнения ) (около 100), в H. Diels Doxographi Graeci, 1879, стр. 267-444.
  • Диоген Лаэрсе, Жития, учения и высказывания выдающихся философов (около 200 или 250), пер., Карманный справочник.
  • Stobée, Anthologium ( Eclogae and Florilegium, c. 470), изд. Курциуса Вахсмута и Отто Хензе …, Берлин, изд. Вайдман, 1884-1912, тростник. 1958 г.

Современные коллекции

  • Х. Дильс, Doxographi Graeci, 1879; Берлин, 2- е изд. 1929, 854 с. (Включает Аэция, Теофраста, Цицерона, Ипполита Римского, Плутарха, Галена и др.).
  • Х. Дильс, Die Fragmente der Vorsokratiker, 1903; 6- е изд. 1952 (совместно с В. Кранцем).
  • Джорджио Колли, Греческая мудрость (1977), перевод с греческого и итальянского, Блеск, 1990, 3 т. Т. I: Дионис, Аполлон, Орфей, Музей, гиперборейцы, загадка; т. II: Эпименид, Ферецид, Фалес, Анаксимандр, Ономакрит; т. III: Гераклит.
  • Джаннаттасио Андриа Р., Я Fralementi delle «Successioni dei filosofi», Неаполь, 1989 г.

Исследования

  • Альдо Бранкаччи (редактор), Философия и доксография в эпоху Империи, Флоренция, Ольшки, 2005.
  • А. Лакс, История, доксография, правда. Исследования Аристотеля, Теофраста и досократической философии, Peeters, 2007.
  • М. Фреде, «Доксография, философская историография и историческая историография философии», Revue de métaphysique et de morale, 1992, т. 97, No 3, с. 311-325.

внешняя ссылка

Мансфельд, Яап. «Доксография античной философии». В Залта, Эдуард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}

Философия в классической Греции

Большинство философских записей классического и доклассического периодов было утеряно. Следовательно, наши знания о трудах античной философии часто основываются исключительно на доксографических трактатах более поздних авторов. Особенно хорошо известны «доксографии» Аристотеля и Платона .

Платон и Аристотель

Аристотель был первым философом, который прямо изобразил развитие знания как исторический процесс и который регулярно предшествовал своим собственным утверждениям диалектическим исследованием своих предшественников в соответствующей области знания. В конечном итоге цель аристотелевских дискуссий состояла в том, чтобы принять решение в пользу определенного объяснительного подхода. Платон, со своей стороны, более избирательно использовал предыдущие мнения других философов в качестве стимулирующего элемента в своих диалогах — различие, которое в основном связано с тем, что Платон писал для широкой публики, в то время как Аристотель писал только эзотерические сочинения, т. Е. ЧАС. Сохранились заметки, сценарии или сборники материалов, предназначенные для внутреннего пользования перипатетической школой . Из-за своих не чисто описательных целей ни Платон, ни Аристотель не считаются «доксографами в более узком смысле».

Поздние доксографы

Настоящая доксографическая традиция начинается только после того, как Аристотель и его ученики, e. Б. Теофраст (чьи исторические сочинения о доктринах досократических натурфилософий, Physikôn doxai, однако, утеряны)

Выжившее доксографическое произведение или фрагменты по Диогенному Laertios, Цицерон, Плутарх, Арий Дидите и Йоханнес Stobaios или христианскими авторы, такие как Ипполит и Феодорит особенно важно .

Только таким обходным путем сегодня можно делать выводы о философских трудах и общих взглядах досократиков, таких как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл и Зенон фон Элея . В частности, проблематично то, что такие представления в основном создавались в обсуждениях с предыдущими философами и поэтому часто использовались для оправдания собственных взглядов. Так, в частности. Ганс-Георг Гадамер, как один из основных интерпретаторов классической греческой философии в 20-м веке, прямо указал, что понимание досократических учений возможно только в сочетании со взглядами соответствующего «доксографа».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: