Семья
В 1943 году Георгий Товстоногов женился на своей ученице — актрисе Саломе Канчели; в 1945 году брак распался; двоих сыновей, родившихся в этом браке, Саломе оставила мужу). В 1958 году он женился на актрисе Инне Кондратьевой, этот брак распался в 1962 году.
Младшая сестра Натела Товстоногова, была замужем за актёром Е. А. Лебедевым. Свою жизнь, как она говорила, посвятила заботам о муже и брате и воспитанию детей и внуков, своих и брата.
Милков, Вадим Георгиевич (р. 1950) — сын Г. А. Товстоногова от актрисы Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Марии Милковой. Оперный режиссёр, работал в БДТ вместе с отцом над спектаклем «Смерть Тарелкина».
Личная жизнь
Биография Георгия Товстоногова тесно переплетается с театральным делом. Его личная жизнь полна романтических увлечений, связанных с профессией. Режиссер влюблялся, симпатизировал, но для создания настоящей семьи всегда ждал достойной женщины, способной создать атмосферу и уют сродни тем, что царили в доме его родителей.
Саломе Канчели и Инна Кондратьева, жены Георгия Товстоногова
Товстоногов считал, что спутница жизни обязательно должна быть творческой личностью. Его первой женой стала актриса Саломе Канчели. Свадьба состоялась в 1943 году, а спустя 2 года молодожены развелись. В браке появились любимые дети, сыновья Николай и Александр.
В 1958-м Товстоногов женился во второй раз. Избранницей оказалась актриса Инна Кондратьева. Но спустя 4 года и их союз распался.
Георгий Товстоногов-младший, внук Георгия Товстоногова
Дети режиссера и внук пошли по стопам великого родственника. Их также увлекла режиссура. Сыновья имели собственную манеру в творчестве, а Георгий Товстоногов-младший подсознательно шел по пути, который избирал дед. В 2012 году жизнь внука постановщика трагически оборвалась.
Театр
Товстоногова пригласили на пост режиссера в Тбилисский драматический театр имени А. С. Грибоедова. Там он свел знакомство с народным артистом СССР Акакием Хоравой. Благодаря покровителю Георгий Александрович стал преподавателем актерской группы в театральном институте им. Шота Руставели. С этого момента Товстоногова начали воспринимать именно как профессионального режиссера.
Режиссер Георгий Товстоногов
Первой постановкой в тбилисском драмтеатре стал спектакль «Дети Ванюшина». Вплоть до 1946 года Георгий Александрович работал с артистами в родном городе, выпустив спектакли «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия», «Ленушка», «Лисички».
Затем его пригласили в Москву. С 1946 по 1949 годы он руководил Гастрольным реалистическим театром и Центральным детским. Во втором поставил нашумевшие спектакли «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи». Товстоногову удавалось совмещать работу над обязательными постановками в этих театрах с режиссурой спектаклей в студии Театра оперетты и Русском драматическом театре в Алма-Ате.
Георгий Товстоногов и Светлана Крючкова
В 1949 году постановщик получил новое назначение и вторым родным городом для него стал Ленинград. В должности главного режиссера театра им. Ленинского комсомола он провел период с 1950 по 1956 годы. Эта сцена стала для него домом.
В 1956 году, в канун 37-го дня рождения, труппе представили нового руководителя. Он оказался 11-м по счету. Театр им. Ленинского комсомола в это время находился в упадке и среди других ленинградских сцен был на позициях аутсайдера. Отсутствовала логика в построении репертуара, режиссеры не работали достаточным образом с актерами, зритель в зале оказывался случайным.
Георгий Товстоногов на репетиции
Тем не менее, труппа собрала звезд. Такие артисты, как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов, Виталий Полицеймако, находились в ожидании человека, способного направить театр по иному курсу.
Перемены, проведенные мастером, были кардинальными. Режиссер обновил труппу, уволив около 30 артистов. Его главным ориентиром стали мастера и молодые актеры. Главной целью оказалось возвращение прежнего зрителя и приглашение нового. Сделать это были призваны три премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветет акация». Последний в городе стал притчей во языцех.
Евгений Лебедев и Георгий Товстоногов после спектакля «История лошади»
Нетипичная режиссура, интересные мизансцены, работа артистов с пространством и зрителем дали о себе знать. Легкая и веселая постановка подкупала живостью и лиричностью. Зрительный зал театра наполнился публикой. Следующим спектаклем в постановке Товстоногова стал «Лиса и виноград». Он вышел спустя 3 месяца и открыл череду программных постановок, сформировавших новый, актуальный и созвучный времени репертуар.
Георгий Товстоногов реализовался как постановщик и педагог. Тщательно работая с актерами, он направлял их, помогая перевоплощаться и совершенствовать себя в профессии. Постановщик сумел повести за собой труппу и зрителя. Он совершенствовал методы, технику и навыки постановщика.
Георгий Товстоногов в театре
Режиссер жил сценой, репетициями и премьерами, чем завоевал уважение коллег и сотрудников, театрального сообщества и публики. Театр обрел уверенного руководителя и закрепил за собой звание одного из лучших в городе.
Увлеченность артистов и появление собственного зрителя доказали, что метод Товстоногова является самым действенным. Петербуржцы и туристы считали своим долгом посетить премьеры талантливого деятеля. В течение 33 лет Георгий Александрович занимал пост директора театра, название которого теперь звучало по всей стране.
Памятник Георгию Товстоногову
За свою работу он был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Аналогов спектаклям Товстоногова не существовало, а режиссеры учились у мастера, перенимая особенности творческой манеры. Постановщик помог дебютировать драматургам Александру Володину и Виктору Розову.
Спектакли Товстоногова шли в России, Польше, Финляндии, Болгарии и Германии. Он выпускал телепостановки и работал на радио. С 1957 года состоял в редколлегии журнала «Театр» и с 1964-го был председателем президиума Всероссийского театрального общества.
В 1958 году Георгий Товстоногов начал преподавать в ЛГИТМИКе, а в 1968-м получил статус доктора искусствоведения. С 1970-го заведовал кафедрой режиссуры в институте. Его спектакли, поставленные со студентами, были широко известны в Ленинграде и других городах.
До БДТ
Cценическую деятельность начал в 1931г. в качестве артиста и ассистента режиссера в Русском ТЮЗе г. Тбилиси. Поставил здесь «Предложение» А.П. Чехова (1933), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1934), «Музыкантская команда» Д. Дэля (1935), «Голубое и розовое» А.Я. Бруштейн (1936), «Великий еретик» И. Персонова и Г. Добржанского (1936), «Троянский конь» Ф .Вольфа (1937) и другие.
После окончания ГИТИСа (педагоги – А.М. Лобанов, А.Д. Попов) в 1938–1946г.г. – режиссер Русского драматического театра им. А.С. Грибоедова (Тбилиси). Первая постановка – «Дети Ванюшина» С.Н. Найденова (1938). За годы работы в этом коллективе поставил ряд спектаклей, наибольший резонанс из которых получили «Кремлевские куранты» Н.Ф. Погодина (1940), «Парень из нашего города» К.М. Симонова (1941), «Школа злословия» Р.Б. Шеридана (1942), «Ленушка» Л.М. Леонова (1943), «Лисички» Л. Хеллман (1945).
В 1946–1949гг. Г.А. Товстоногов работал в Центральном детском театре (Москва), где поставил «Где-то в Сибири» И. Ирошниковой (1949) и «Тайну вечной ночи» И. Луковского (1949, совместно с А.А. Некрасовой). Параллельно ставил спектакли в других театрах столицы (Гастрольный реалистический, Студия Театра оперетты), а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
Вклад Г.А. Товстоногова в развитие театра
Феноменальный успех театра Г.А. Товстоногова основывался на мощной, человечески и творчески неординарной личности его руководителя, замечательном таланте и мастерстве актеров и особом, доверительном и уважительном отношении к своему зрителю.
На одном из творческих вечеров, отвечая на вопрос о своем понимании задач театрального искусства, Георгий Александрович сказал: «Бывают спектакли-ответы, а бывают спектакли-вопросы. Я — за спектакль-вопрос». Спектакли Товстоногова ставили проблему: ту, единственно важную сегодня и, вместе с тем, вечную. Они пробуждали мысль, заставляя зрителя размышлять, и учили его высокому искусству сопереживания и сострадания. Искусство Г.А. Товстоногова менялось от спектакля к спектаклю. Но всякий раз интеллектуальная энергия художника одушевлялась одной целью — прорваться к истине людских страстей. Он знал: мы с вами ходим в театр только ради того, чтобы с этой истиной соприкоснуться, встретиться с ней глаза в глаза.
Театр, созданный Г.А. Товстоноговым, стал подлинной театральной Меккой для нескольких поколений зрителей. Шли годы, в списке ведущих режиссеров страны появлялись новые имена, но Товстоногов по-прежнему оставался лидером. И, тем не менее, на одном из творческих вечеров ему был задан вопрос о преемнике. После долгой паузы Георгий Александрович ответил, что по его убеждению подготовить себе преемника невозможно: режиссура, как и любое иное творчество, дело во многом личностное. Да, можно вырастить учеников, передать им знания, опыт, профессиональные навыки и приемы, но нельзя вложить в другого человека то, что сделало Станиславского Станиславским, а Товстоногова Товстоноговым — собственную душу, свой взгляд на мир. Всякий режиссер, приходящий в театр и претендующий на роль большую, нежели просто постановщик, должен сам построить свой театральный дом. В этом одновременно и трагизм судьбы театра, и залог его обновления.
О Товстоногове
Нам было с ним легко и хорошо. И казалось, что так будет вечно. Мы не обращали на это внимания, считали нормой. Когда его не стало, мы вдруг поняли, что потеряли… И это оказалось самым страшным открытием, пришедшим к нам после его смерти.
Кирилл Лавров
Он не стеснялся говорить большим чиновникам компартии, что был недоволен их политикой в области театра, что они топят и уничтожают театр СССР, поскольку навязывают режиссерам позиции, не дают им развиваться. В те времена сказать в глаза такие слова было очень смелым поступком. А ведь мы из него кровь пили, и я в том числе. Нашей самостоятельной работы в театре было десять процентов — остальное делал он. И вот мы репетируем какую-нибудь пьесу уже после его смерти, и в каждом из нас живет этот рефлекс: вот придет Гога… А он не придет. Несмотря на обилие друзей, любящих его, он был, по-моему, абсолютно одиноким человеком и безумно переживал, когда лишался близких ему по духу товарищей. Когда актеры уходили из театра, уезжали в Москву, его как будто ножом по сердцу резали. Он был все чернее, чернее, и непрестанно курил свое «Мальборо».
Олег Басилашвили
Литература
- Беньяш Р. М. Г. Товстоногов. — Л.—М.: Искусство, 1961.
- Рыбаков Ю. С. Г. А. Товстоногов: Проблемы режиссуры. Л.: Искусство, 1977. 143 с.
- Старосельская Н. Д. Товстоногов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 416 с. — ISBN 5-235-02680-2.
- Премьеры Товстоногова / Составитель Е. Горфункель. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1994. — 368 с. — ISBN 5-87334-006-4.
- Малочевская И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова. — СПб: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2003. — С. 160. — ISBN 5-88689-010-6.
- Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с. — ISBN 5-87334-038-2.
- Строева М. Н. Советский театр и традиции русской режиссуры: Современные режиссерские искания. 1955—1970. — М.: ВНИИ искусствознания. Сектор театра, 1986. — 323 с.
- Варламова А. П. Актеры БДТ // Русское актерское искусство XX века. Вып. II и III. — СПб, 2002. — С. 65—104.
- Георгий Товстоногов. Собирательный портрет. — Воспоминания. Публикации. Письма. — СПб.: Балтийские сезоны, 2006.
- Георгий Товстоногов репетирует и учит / Литературная запись С. М. Лосева. — СПб.: Балтийские сезоны, 2007.
- Горфункель Е. И. Режиссура Товстоногова. СПб.:»Издательство Левша. Санкт-Петербург», 2015. 528 с.
- «Жить, думать, чувствовать, любить» (1988), фильм Е. Макарова
- «Демиург», режиссёр Тигран Мутафян
- «Мой серебряный шар. Георгий Товстоногов», фильм Виталия Вульфа
Личная жизнь
Режиссер был женат дважды. Его первой женой стала актриса Саломе Александровна Канчели. Брак продлился недолго – с 1943 по 1945 гг. В этом браке у пары родилось двое сыновей Александр и Николай. От старшего сына у Г. А. Товстоногова остались трое внуков: Георгий, Василий и Арсений.
Первая жена — Саломе Канчели
Вторая супругой Г. А. Товстоногова стала актриса Инна Михайловна Кондратьева. Брак продлился с 1958 по 1962 гг.
Вторая жена — Инна Кондратьева
Кроме того, у режиссера есть сын Вадим Милков, появившийся на свет в результате романа Г. А. Товстоногова с актрисой Марией Васильевной Милковой. От этого сына у Товстоногова есть внучка по имени Мария.
Любовница — Мария Милкова
Две столицы (1946—1956)
В 1946 году по личным мотивам Товстоногов покинул Тбилиси и переехал в Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948), режиссёром Центрального детского театра (1946—1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над несколькими пьесами. Его спектакли становились событием театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны. Но наибольший успех выпал на долю спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вс. Вишневского, поставленного Товстоноговым в 1955 году на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина. Спектакль произвёл впечатление не только на театральную публику, как в стране, так и за рубежом, но и на партийное руководство: в 1956 году театр показал «Оптимистическую трагедию» делегатам XX съезда КПСС, — этот спектакль, позже удостоенный Ленинской премии, сыграл важную роль в новом назначении режиссёра.
Новые публикации
Нескучный русский. Кулинарный ажиотаж и его последствия 17.02.2023
Тема сегодняшней публикации касается не кулинарных тонкостей, а орфоэпических, поскольку в кухонном пространстве звучит немало слов с проблемным ударением.
Знай русский! Пушкинские вечера, но пушкинская эпоха — прописная и строчная в прилагательных и наречиях 17.02.2023
Сегодня коснёмся правил правописания прилагательных и наречий, образованных от индивидуальных названий. Почему мы пишем Прометеев огонь, но ахиллесова пята, Пушкинские вечера, но пушкинская эпоха?
Русская Аргентина: память о родине, русские клубы и советские медали за боевые заслуги 16.02.2023
В Аргентине живёт сама большая русская диаспора в Латинской Америке. Почему именно там, кто эти люди и за что некоторые из них награждены боевыми наградами СССР времён Второй мировой войны?
Россия – Иран: когда экономическое сотрудничество догонит политическое? 15.02.2023
Двусторонние отношения России и Ирана сегодня развиваются по широкому спектру направлений. Эксперты из двух стран в области медиа, образования, политологии и востоковедения обсудили различные аспекты взаимодействия и перспективные совместные проекты.
Вячеслав Никонов: Мы начали XXI век 15.02.2023
15 февраля первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов выступил в Государственной Думе на «правительственном часе» в ходе обсуждения доклада министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сообщила пресс-служба депутата.
Конкурс «Расскажи о своей Родине»: как дети становятся послами своей страны 15.02.2023
Глава оргкомитета конкурса «Расскажи о своей Родине» Екатерина Аверкиева уверена: конкурс создаёт атмосферу доверия и заинтересованности друг в друге людей из разных стран. Никому ничего не навязывая, наоборот, приглашая с открытым сердцем и душой дружить как можно больше новых друзей из разных стран.
Николай Малинов: Нас не надо учить демократии, культуре и духовности 15.02.2023
США ввели санкции против движения русофилов в Болгарии и его лидера Николая Малинова. В своей авторской колонке Малинов отмечает, что сам факт введения подобных санкций означает для него высокую оценку своей правой деятельности. Он уверен, что для Болгарии полезно развивать отношения с Россией.
Знай русский! Доктор наук, профессор – когда нужна запятая при перечислении должностей и званий? 14.02.2023
Должности, звания, регалии при именах собственных… Как правильно оформлять их перечисление на письме? Всегда ли требуются запятые?
6. Ленинградский Академический Большой драматический театр им. М. Горького
- 1957 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Композиция Д. М. Шварц и Товстоногова.
- 1959 — «Варвары» М. Горького.
- 1959 — «Пять вечеров»» А. М. Володина.
- 1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
- 1964 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову. Инсценировка П. Демина.
- 1965 — «Три сестры» А. П. Чехова.
- 1965 — «Римская комедия» Л. Г. Зорина. Художник С. С. Мандель.
- 1966 — «Мещане» М. Горького
- 1969 — «Король Генрих IV» У. Шекспира. Литературная композиция В. Э. Рецептера.
- 1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя.
- 1972 — «Ханума» А. А. Цагарели.
- 1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина.
- 1975 — «История лошади» по повести Л. Н. Толстого «Холстомер». Инсценировка М. Г. Розовского.
- 1983 — «Смерть Тарелкина». Опера-фарс А. Н. Колкера по мотивам комедии А. В. Сухово-Кобылина.
- 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.
- 1987 — «На дне» М. Горького
- 1989 — «Последний пылкий влюблённый» Нил Саймон
6.1. Другие театры
- 1955 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского. Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград. (Ленинская премия за 1958 год).
- 1973 — «Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия». Театр «Современник», Москва.
Биография
Родился Александр Товстоногов в 1944 году в Тбилиси. Отец, согласно постановлению суда, забрав двух сыновей, уехал в Ленинград, где впоследствии стал главным режиссером БДТ и приобрел любовь и популярность взыскательного зрителя. Воспитанием племянников занялась родная сестра Георгия Александровича — Натэлла Товстоногова-Лебедева. Эта хрупкая и независимая женщина вышла замуж за известного народного артиста Евгения Лебедева, став музой и главным критиком у мужа и брата.
Ей пришлось нелегко: окончив медицинский институт, Натэлла Александровна посвятила жизнь мужу, брату, своим двум сыновьям и племянникам, которых любила и одинаково воспитывала.
Александр Товстоногов, как и его отец, оказался талантливым режиссером, но в отличие от отца ему всю жизнь пришлось доказывать, что он достоин этой известной фамилии. Окончив среднюю школу, Александр, или, как его ласково называли дома, Сандро, поступил в ЛГИТМиК. Руководил курсом его знаменитый отец.
На одном с ним курсе учились Генриетта Яновская и Кама Гинкас — в настоящее время известные режиссеры Московского ТЮЗа. Товстоногов участвовал в театральных постановках, таких как «Люди и мыши», «Вестсайдская история» и так далее. Будучи студентом, Александр снялся в кинофильме «Республика ШКИД», где сыграл Князя.
Тбилисский русский драматический театр имени А. С. Грибоедова
Москва принесла успех и призвание Александру Георгиевичу, но неожиданно он решает уехать на родину предков, в Грузию. Там в течение пяти лет Александр Товстоногов руководит Тбилисским русским театром. По сути, эти годы оказались самыми счастливыми и плодотворными в творческой карьере режиссера. Спокойно, никому и ничего не доказывая, Товстоногов Александр Георгиевич в Тбилиси ставит свои лучшие спектакли.
Можно назвать несколько постановок:
- «Энергичные люди» Вампилова.
- «Точка зрения» Шукшина.
- «Райские яблочки» Котетишвили.
Товстоногов возобновляет мюзикл «Три мушкетера» и роль Констанции отводит потрясающей актрисе Ариадне Шангелая. В эти же годы с большим успехом идут его постановки по пьесам Горина, Арбузова, Юрандота. Благодаря ему Русский театр в Тбилиси становится самым посещаемым и любимым в городе. Из местного театрального института Сандро Товстоногов набирает себе студентов, с которыми с удовольствием работает.
Все актеры любят своего режиссера, и он им платит взаимностью, а вершиной его театральной работы становится спектакль «Сон в летнюю ночь». Получив после этой постановки звание Народного артиста Грузии, Александр Товстоногов решает, что его миссия окончена, и переезжает в Москву.
3. Интересные факты
- Год рождения. Георгий Товстоногов родился 15 (28) сентября 1915 года. Однако, при поступлении в 1933 году в ГИТИС, он «состарил» себя на два года. Поэтому, во всех документах Товстоногова годом рождения указан 1913-й.
- Место рождения. Считается, что Г. А. Товстоногов родился в Тифлисе. Однако, по утверждению младшей сестры Нателы, Георгий Товстоногов родился в Петрограде, а в Грузию семья переехала только в 1919 году. В то же время эта информация другими источниками не подтверждается, поэтому официально местом рождения Г. Товстоногова считается именно Тифлис (Тбилиси).
- Прозвище. Георгий Товстоногов за глаза имел прозвище Гога — так обыгрывалось его имя и грузинские корни. Единственный человек в БДТ, который позволял себе так открыто обращаться к Товстоногову был Павел Луспекаев.
-
В честь Г. А. Товстоногова
- Театр, где работал знаменитый режиссёр был назван его именем в 1992 году.
- Назван астероид 4480 Товстоногов, открытый в 1975 году астрономами Крымской астрофизической обсерватории.
- Его именем назван сквер у дома, где жил режиссёр.
БДТ
К этому времени БДТ находился в числе аутсайдеров ленинградских театров, не имея ни прочной режиссуры, ни собственной репертуарной линии, ни своего зрителя. Были замечательные актеры — Е.М. Грановская, О.Г. Казико, А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, В.Я. Софронов, были спектакли, но театр, подобно сбившемуся с курса кораблю, дрейфовал, положившись на волю волн.
Выступив с программным заявлением, Г.А. Товстоногов пошел на беспрецедентный в истории отечественного театра шаг: из непомерно большой труппы Большого драматического он уволил почти тридцать человек, сделав ставку на мастеров и молодежь.
Г.А. Товстоногов, дальновидный стратег и тонкий тактик, начал свой путь в БДТ с единственно возможного: с формирования репертуара. Прежде всего, было необходимо вернуть в театр зрителя. Открыв новый сезон, Г.А. Товстоногов одну за другой выпускает три премьеры: 21 сентября 1956г. «Шестой этаж» А. Жери, 6 ноября «Безымянную звезду» М.Себастьяна, а 31 декабря «Когда цветет акация» Н.Г. Винникова. Пожалуй, именно этот спектакль и стал визитной карточкой нового БДТ. В весьма непритязательной комедии Л.И. Макарова и Е.З. Копелян, актеры «старого» БДТ, изображали ведущих на просцениуме.
Обладая узнаваемыми чертами современников, они казалось, шагнули на подмостки прямо из зала. Диалог ведущих, этот своеобразный парный конферанс, стал камертоном, по которому настраивались лирические и комедийные мотивы действия. Спектакль о любви, чуткости, человеческой порядочности был сыгран легко и весело; он подкупал неподдельной искренностью живого чувства, заразительностью и обаянием актеров. Режиссер выиграл первый бой: зал БДТ стал заполняться публикой. Наступало время осуществления стратегических планов. Спустя три месяца состоялась премьера пьесы Г. Фигейредо «Лиса и виноград», открывшей ряд программных спектаклей Товстоногова.
Тридцать три года Георгий Александрович возглавлял театр. Тридцать три года он, подобно зодчему, терпеливо и настойчиво возводил здание своего театра, учитывая возможности труппы в целом и каждого актера в частности, внешние обстоятельства и собственные режиссерские интересы и пристрастия. Он обладал качествами, необходимыми театральному лидеру: собственной театральной идеей и огромной энергией созидания. Он создал театр, который на протяжении трех десятилетий неизменно оставался безусловным фаворитом отечественного театрального процесса. Знаменитая формула «Театр — это добровольная диктатура» принадлежит Г.А. Товстоногову. Он был диктатором, воле которого подчинялись безоговорочно. Но основывалось это подчинение не на должностном уставном величии, а на силе и непререкаемости творческого авторитета.