Биография александра таирова

Творческая деятельность

В 2005 году Сардор Таиров решил попробовать свои силы в конкурсе «Золотой голос Узбекистана». После того, как он занял первое место, к нему пришла настоящая популярность. Из никому неизвестного молодого парня он превратился местную медийную персону. Сардора называли самым популярным человеком республики, песни крутили по телевизору и радио.

Так началась карьера, к которой в дальнейшем он стал прилагать максимум своих усилий.

Оценить его творчество можно здесь:

Родители парня изначально были категорически против его увлечения. Лишь после того, как Таиров стал показывать значительные успехи на своем поприще — они приняли выбор своего сына.

В 2007 году ему предложила контракт студия звукозаписи Panterra. Не раздумывая, парень согласился и официально стал брендом Sardor Tairov.

Карьера Сардора Таирова не ограничивается только певческой деятельностью. Так, в 2009 году он сыграл пару эпизодических ролей в местном кино, чем увеличил свою популярность еще вдвое.

Его первый полноформатный альбом вышел в 2010 году. Несмотря на то, что поклонники слишком долго ждали этого события, они крайне тепло приняли альбом. Музыкальным критикам не нашлось что сказать, кроме похвальных слов.

На сегодняшний день Sardor Tairov активно гастролирует, записывает новые песни, планирует выпуск своего следующего альбома. Останавливаться на достигнутом мужчина не собирается и уверен, что пик славы еще не достигнут. Его цель — получить звания заслуженного артиста Узбекистана.

Птиц бьют на лету

Чувствовал ли Таиров, что в середине 30-х уже наступили сумерки свободы? Ведь юбилей театра совпал с волной репрессий, накрывших Ленинград после убийства Кирова. Умер Луначарский, отстранённый от поста наркома просвещения, да и дни Бубнова на этом посту были сочтены; ждал ареста Шостакович после разгрома «Катерины Измайловой»; загубили булгаковского «Мольера»; сгущались тучи над Мейерхольдом и его театром. А Таиров задумывает как продолжение цикла музыкальных комедий воскресить комическую оперу Бородина «Богатыри», весёлую смешную сказку о глупых, ленивых и трусливых псевдобогатырях Авоське и Небоське, Чудиле и Купиле. По настоянию старого партийца Керженцева, председателя Комитета по делам искусств, прежний текст, по-старомодному наивный, в чём была своя прелесть, был дан в переделку Демьяну Бедному, который его «осовременил». Таиров уже понимал, что против реперткома нет приёма, и скрепя сердце согласился. Спектакль у зрителя имел успех, но был снят с репертуара как идейно порочный, искажающий историю. К тому же Демьян Бедный в эту пору вышел из высочайшего доверия. И пошла охота…

Желая спасти театр, Таиров перешёл исключительно на советский репертуар. Тем не менее, Камерный театр был слит с Реалистическим, а затем было предложено ехать на Дальний Восток выступать в Домах Красной Армии. За время их отсутствия был закрыт театр Мейерхольда, арестован его создатель, зверски убита его жена – Зинаида Райх, уволен нарком Литвинов, расстрелян нарком Бубнов.

А Таиров вопреки всему ставит флоберовскую «Мадам Бовари» с Алисой Коонен в главной роли. Она и стала её лебединой песней. Спектаклю, который сопровождала музыка Кабалевского, рукоплескали в Хабаровске, Москве, Ленинграде, где театр застала война. В её первые страшные годы часть труппы без театрального имущества и даже личных вещей отправилась в эвакуацию: вначале в Балхаш, где играли в клубе, а затем в Барнаул. Простоев в работе не было. В Москву вернулись в октябре 1943-го, а в декабре сыграли 750-й спектакль «Адриенна Лекуврер».

30-летие театра было отмечено премьерой спектакля «Без вины виноватые» Островского, он был принят публикой горячо. В зале присутствовали «старики» Малого театра, театра Островского: Яблочкина, Рыжова, Турчанинова. Щепкина-Куперник. Отрадину-Кручинину играла Алиса Коонен, которой дочь Ермоловой накануне подарила веер своей прославленной матери, ведь она первой выступала в этой роли. Это был триумф!

Пять лет Таиров, превозмогая болезнь, ведёт свой корабль, репертуар полнится советскими пьесами, причём халтуре и пошлости поставлен заслон. Но, как сказал поэт, «расчислен распорядок действий, и неотвратим конец пути»… В 1948 году убит Михоэлс. В 1949-м закрыт Камерный театр, иначе говоря, с «чуждыми буржуазными играми» покончено. Не прошло и года, и Таирова не стало. Прошло 65 лет, подобного Мастера у нас в театре не появилось. Место его Галатеи, Алисы Коонен, пережившей Учителя и Друга, до сих пор остаётся на сцене вакантным.

Грета Ионкис

Библиография

  • Авторитетные записи  :
    • ( )

Документы

Александр Тайров, Le Théâtre libéré, L’Âge d’Homme, 1979. (Сборник произведений Тайрова, в том числе «Записки режиссера», опубликованные в 1921 году).

Исследования

  • Сьюзан А. Комптон, Александра Экстер и динамическая сцена, Искусство в Америке 62,5, 1974.
  • Оскар Гросс Брокетт, Исследования в области театра и драмы; Очерки в честь Хьюберта К. Хеффнера, La Haye, Mouton, 1972.
  • Герберт Маршалл, Живописная история русского театра, Нью-Йорк, Crown Publishers, 1977.
  • Джеймс Руз-Эванс, Экспериментальный театр от Станиславского до наших дней, Нью-Йорк, Universe Books, 1970.
  • Ник Уорролл, Модернизм к реализму на советской сцене: Таиров-Вахтангов-Охлопков . Нью-Йорк, издательство Кембриджского университета, 1989.

Смоленский спектакль

1918 год, лето, Смоленск. На гастроли из Москвы приезжает труппа молодого Камерного театра во главе с режиссером Александром Таировым. Привезли несколько постановок — «Саломею», «Голубой ковер», «Ящик с игрушками» и «Короля Арлекина». Гастроли планировались долгие — с середины июня до конца июля, и Таиров вскоре понял, что четырьмя спектаклями не обойтись.

Афишу разбавили еще несколькими названиями. Наряду с «Павлом I» Дмитрия Мережковского, «Профессором Сторицыным» Леонида Андреева, «Тривиальной комедией» Оскара Уайльда и другими появилась пьеса Эжена Скриба и Эрнеста Легуве «Адриенна Лекуврер». Она была основана на реальных событиях, рассказывала историю известной французской актрисы, которая стала жертвой зависти и ревности. Многие критики называли «Адриенну Лекуврер» лучшей премьерой сезона, хотя постановка была сделана буквально на ходу.

Костюмы для артистов взяли напрокат в местном театре, а декорации-ширмы, обозначающие роскошные французские интерьеры, из подручных материалов создал художник Борис Фердинандов. На главную роль Таиров назначил любимицу публики (и свою супругу) Алису Коонен. Для красавицы Коонен, эксцентричной и на сцене, и в частной жизни, эта роль стала одной из самых важных.

Подход Таирова был авангардным для его времени: он требовал от актеров, помимо собственно игры, умения петь, танцевать, совершать акробатические трюки и заниматься пантомимой. Сегодня имя Таирова стоит в одном ряду с именами Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова.

Путь Таирова к большой сцене

«Путь Таирова был нелегким, как всякий путь истинного новатора. Под ударами судьбы Таиров не изменил ни самому себе, ни искусству. Необыкновенно организованный, собранный человек, Таиров многое сделал для развития советского театра. Он работал неустанно, неутомимо, вся его жизнь была подчинена одному делу, одной страсти — театру. Его человеческая цельность выразилась в единстве и цельности творческой программы, в постоянной приверженности к воспеванию красоты и гармонии человека. Такой художник был необходим революционной эпохе. Как представитель и строитель русской советской режиссерской школы Таиров продолжает жить в поисках и находках современного театра», – так о Таирове писал другой выдающийся режиссер Георгий Товстоногов.

Впервые Александр Таиров заинтересовался театром, когда ему было восемь лет. Вместе со своими сверстниками будущий режиссер попал на спектакль братьев Адельгейм «Фауст». Как позже признавался Таиров, этот спектакль «пробудил театральные инстинкты».

Выпускник юридического факультета Петербургского университета, Таиров уже прошел немалый и сложный театральный путь. Участие в любительских спектаклях, работа в театре Комиссаржевской, в Передвижном театре Гайдебурова в качестве актера и режиссера, знакомство с театральной жизнью России жестоко разочаровали его. Таиров решил вовсе уйти из театра. В 1913 году он начал работу в Московской адвокатуре. Однако встреча с Марджановым и приглашение в Свободный театр для постановки пантомимы стали решающими в судьбе режиссера.

Уже к этому времени он вполне определенно ощущал необходимость обновления актерского искусства, и пантомима виделась одним из реальных средств на этом пути.

«Современный театр не только не радовал меня и не вдохновлял больше на работу, а, наоборот, с каждым днем, с каждым спектаклем все более и более увеличивал назревавшие во мне сомнения, и временами мне казалось уже, что не только современный театр, но и театр вообще утратил тайну своих былых чарований и теперь, обессиленный, неизбежно влечется к катастрофе.

Произошло то, что из театра ушло главное, то, что отличает его от всех иных искусств, то, что дает ему самодовлеющую радость, – ушло искусство и мастерство актера. Надо ли мне говорить о том, что в театре главное Актер, что в истории театра были длительные периоды, когда он существовал без пьес, когда он обходился без всяких декораций, но не было ни одного момента, когда бы театр был без актера», — считал Таиров.

Е.Уварова, А.Таиров, И.Аркадин и А.Коонен

После первого сезона Свободный театр закончил свое существование. Синтетизм, к которому стремился Марджанов, обернулся эклектикой. «Театр действительно дразнил внешне, но был начисто лишен своего лица, — писал П. А. Марков. — Три очень хороших режиссера Санин, Марджанов, Таиров работали по разным… невстречающимся линиям».

Однако идея создания синтетического театра не исчезла. Ее подхватила группа актеров, объединившихся вокруг Таирова в работе над «Покрывалом Пьеретты». Именно эти люди стали ядром нового, открывшегося в 1914 году Камерного театра.

Среди актеров особенно выделялась Алиса Георгиевна Коонен (1889—1975). К этому времени Коонен уже получила известность, сыграв в спектаклях МХТ. Она репетировала Офелию в «Гамлете» у Гордона Крэга, была актрисой, на которую Станиславский возлагал большие надежды. Немало мужества понадобилось ей, чтобы уйти из Художественного театра в дело новое, неизвестное.

Детство и юность

Александр Яковлевич Корнблит родился 6 июля 1885 года в городе Ромны в еврейской семье. Когда мальчику было 10 лет, у него появилась сестра Елизавета, еще 7 лет спустя — брат Леонид.

Детство будущего артиста прошло в Бердичеве, где его отец управлял училищем для мальчиков-евреев. В 10 лет ребенок перебрался к тете в Киев. В прошлом она была актрисой и познакомила племянника с театром. Мальчик начал играть в любительских постановках и мечтал связать жизнь с искусством.

Режиссер Александр Таиров в молодости / Фото: «Экран и сцена»

Однако по настоянию родителей Александр получил юридическое образование. Молодой человек учился в Киевском университете. В 1905-м он выступал против еврейских погромов, из-за чего попал в тюрьму. После второго ареста перебрался в Санкт-Петербург, где продолжил учиться на юриста.

Диплом Петербургского университета правовед забрал в 1913-м. Затем уехал в Москву и занялся адвокатской практикой, но вскоре оставил юридическую сферу ради режиссуры.

Осуществлённая мечта мальчика из Бердичева

Во всех биографиях Таирова указан год и место его рождения –1885 год, Ромны Полтавской губернии. Отец мальчика, Яков Рувимович Коренблит, руководил двухклассным еврейским училищем в Бердичеве. Мать, Мина Моисеевна, рожала первенца, нуждаясь в помощи по слабости здоровья, у родителей в Ромнах. Но детство будущего режиссера прошло в Бердичеве. Именно здесь он увидел мальчиком антрепризные спектакли братьев Роберта и Рафаила Адельгейм, и судьба его решилась.

Братья Адельгейм получили театральное образование в Вене. Артисты старой немецкой школы, они предпочитали классический репертуар, но не чурались мелодрам и трагикомедий. Они гастролировали по всей России: Витебск, Самара, Красноярск, Тюмень, Москва, Варшава… В семействе не один Александр оказался «ушиблен актёрством». Его тётушка, сестра отца, подвизалась на провинциальной сцене. По её настоянию племянник отправился к ней в Киев, где провёл 10 лет. В это же время там учились Булгаков, Экстер, Луначарский, Эренбург, Паустовский, с каждым из них его пути в дальнейшем пересекутся. Киев очаровал его, а Бердичев он никогда не упоминал.

Гимназистом Александр играл в любительских спектаклях; труппа даже выезжала на гастроли, в его активе – роли Незнамова и Карандышева. Родители, как многие евреи, мечтали, что сын станет врачом или адвокатом. Его страсть к театру приводила их в отчаяние, и он, трепетно любивший отца, обещал ему получить высшее образование. Слово он сдержал: диплом юриста, проучившись 10 лет в Киевском и Петербургском университетах, получил. Но и своему призванию не изменил.

Будучи студентом, он присоединился к антрепризе Бородая. У этого честного и ответственного человека с его любовью к порядку и точности учился он постановке театрального дела. Решив связать себя с театром, он берёт себе фамилию Таиров (таир – орёл по-арабски) и, уведомив родителей, переходит в лютеранство, чтобы не быть стеснённым чертой оседлости. В это же время Александр женится на своей двоюродной сестре Оле, студентке физмата Бестужевских курсов, приехавшей из Петербурга в Киев погостить у родственников. Оба они родственными узами связаны с семьёй Венгеровых. Ранний брак отвечал убеждениям юноши, что женщины – главное содержание мира. Через год родилась их дочь Мурочка.

К этому времени Таиров уже в Петербурге, куда его пригласила после прослушивания сама Комиссаржевская, будучи в Киеве на гастролях. Он поклонялся её таланту и был бы счастлив, если бы не явная неприязнь Мейерхольд, в ту пору режиссёра театра Комиссаржевской. Впрочем, самого Таирова система Мейерхольда не удовлетворяла, и он с радостью принял предложение «мхатовца» Гайдебурова примкнуть к его передвижному театру. За три года работы с ним Таиров объездил всю страну, переиграл массу ролей, и всюду его сопровождали Ольга с дочкой.

Его всё больше влекла режиссура. Некоторое время он заведовал художественной частью театров в Симбирске, Риге. Судьбоносным оказалось приглашение в Свободный театр Марджанова в Петербурге, где продолжилось знакомство и общение с Блоком, Кузминым, Венгеровыми, Бальмонтом, Брюсовым, Луначарским. Здесь в 1913 году он поставил два спектакля. Один из них – мимическая драма без слов «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера – Э.Донани – явился своеобразным вызовом Мейерхольду с его «Балаганчиком». Но важнее всего – встреча с актрисой Алисой Коонен, сыгравшей Пьеретту. Она определила весь его творческий путь, всю его жизнь. 

Театр имени А.С. Пушкина

В 1950 году на основе Камерного театра было решено создать новый. Художественным руководителем назначили народного артиста СССР актера Василия Ванина. Здание отремонтировали. Зрительский зал отделали бархатом, повесили огромную хрустальную люстру и герб СССР. Фасад оставили практически без изменений.

Ванин много размышлял о том, как назвать новый театр. Решение пришло с неожиданной стороны. Он увидел, как племянница его жены, маленькая Наташа, бегает по квартире, приговаривая: «Пушкин, Пушкин». Ванин подумал: «Пушкин — наше все. Театр Пушкина никогда не закроют». И написал властям большое письмо, в котором обосновал, почему театр должен носить имя прославленного поэта: вокруг много мест, связанных с ним. Так бывший Камерный театр стал Московским драматическим театром имени А.С. Пушкина.

Основу репертуара составила русская классика и современная отечественная драматургия. Первым спектаклем нового театра стал «Из искры» Шалвы Дадиани о молодости Иосифа Сталина. Затем — «Украденное счастье» Ивана Франко и «Джон — солдат мира» Юрия Кроткова о судьбе певца Поля Робсона. Также при Ванине поставили детский «Аленький цветочек», который вошел в Книгу рекордов России как самый продолжительно идущий детский спектакль». Увидеть его можно и сегодня.

Высоцкий, Раневская и другие

В последующие годы художественные руководители менялись в театре достаточно часто. В 1952 году на этот пост пришел Борис Бабочкин. При нем поставили нашумевший спектакль «Тени» по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина, сам он сыграл одну из лучших своих ролей — Клаверова. Постановка оказалась настолько острой, что после показа на худсовете цензура не решалась выпускать ее целый год.

С 1953 по 1960 годы во главе театра был Иосиф Туманов, который пригласил сюда Фаину Раневскую. В 1930-е годы она играла в Камерном театре у Таирова. При Туманове она сыграла в таких спектаклях, как «Деревья умирают стоя», «Изгнание блудного беса».

1960-е ознаменовались увеличением музыкальных спектаклей в репертуаре. Этому поспособствовал тогдашний худрук Борис Равенских. Он пригласил в Театр имени А.С. Пушкина выпускника Школы-студии МХАТ Владимира Высоцкого, но не доверял молодому актеру больших ролей. Высоцкий был заметен и в маленьких: его Леший прославил сказочный спектакль «Аленький цветочек».

В 1970-е годы театром руководил народный артист РСФСР Борис Толмазов. Он ставил легендарные спектакли — «Легенда о Паганини», «Последние дни», «Каменное гнездо», «Без вины виноватые», «Судьба человека». В театр пришел выпускник Государственного института театрального искусства режиссер Алексей Говорухо, чьи спектакли сразу же становятся аншлаговыми. В его первых постановках играла Вера Алентова. В 1979 году он становится художественным руководителем. Самые яркие спектакли его времени — «Оптимистическая трагедия» и «Разбойники». Главную роль в последнем играл Виталий Безруков, отец народного артиста России Сергея Безрукова. Последний вспоминал, как в детстве часто бывал в театре, наблюдая из-за кулис за игрой отца.

В 1983 году театр возглавил режиссер Борис Морозов. В 1984-м открылась анфилада «Пушкинские залы». В четырех залах, помнивших еще самых первых владельцев особняка, восстановили оригинальную потолочную лепнину, узор и резьбу.

На смену Морозову в 1987-м пришел Юрий Еремин, поставивший громкую «Палату № 6». Билеты на этот спектакль было очень сложно достать. Его показывали на фестивалях в Швейцарии, Франции, Италии, США. А в 1997-м спектаклем «Повести Белкина» Еремина открылся филиал театра в Сытинском переулке.

В 2001-м художественным руководителем стал заслуженный артист России Роман Козак, при котором Театр имени А.С. Пушкина начал активно работать с приглашенными режиссерами. Сам Козак поставил «Академию смеха», номинированную на премию «Золотая маска». Еще один важный его спектакль — «Ромео и Джульетта», для которого пьесу Шекспира заново перевел Осия Сорока. Главные роли сыграли ученики Козака Сергей Лазарев и Александра Урсуляк.

В 2005 году в театре сделали ремонт: поменяли кресла, обновили фойе, на втором этаже открыли экспозицию, рассказывающую о Театре имени А.С. Пушкина с момента его основания.

Постановка

Ромео и ДжульеттаЭтот набор, разработанный Экстер, использует семь мостов разных размеров, а также веревочные лестницы для изображения препятствий на пути к любви

— 1921 год

Федра из РасинаЭто первая постановка Таирова, в которой главное внимание уделяется эмоциям. Входит Федра, которую играет Алиса Коонен, в тяжелой пурпурной бархатной накидке

Этот образ контрастирует с ее появлением в красной накидке для сцены признания. — 1922

Гвоздика-ГирофлаЭта комедийная оперетта вращается вокруг путаницы из-за биноклей, оба в исполнении Коонена. Декор состоит из складных лестниц, вращающихся зеркал и дверей-ловушек. — 1922 г.

Человек, который был четвергомЭту пьесу Сигизмунда Кржижановского (1887-1950) по роману Гилберта Кейта Честертона Тайров ставит в Камерном театре в Москве. Впоследствии Честертон несколько раз сетовал на это «неверное толкование» русских, особенно в своей автобиографии 1936 года. — 1924

Желание под вязамиМосковская постановка заканчивается инсценировкой суда над Эбби и Эбеном. Таиров является свидетелем защиты, в нем участвуют юристы и психиатры. Судебный процесс заканчивается в два часа ночи оправдательным приговором. О’Нил видел постановку во время своего турне по Парижу, и он ему понравился. — 1930

Бурные тридцатые в жизни Камерного театра

В 1930 году началась капитальная перестройка здания, а потому труппа была отправлена на длительные гастроли за границу. Маршрут: Германия, Австрия, Чехословакия, Италия, Швейцария, Франция, Бельгия и страны Южной Америки: Бразилия, Уругвай, Аргентина. В Европе театр уже знали, ждали, загодя раскупали билеты, а неведомую Южную Америку, до которой плыли целый месяц, предстояло покорить.

В Европе большой интерес вызвали спектакли по «Грозе» и пьесам О`Нила, а экспансивные латиноамериканцы, для которых страна Советов была terra incognita, бурно выражали свой восторг от самой встречи с русскими. «Cаломею» играли 14 дней подряд. Дополнительный спектакль дали для малоимущих по дешёвым билетам, чем окончательно завоевали сердца. Долгий обратный путь согревало сознание, что в их лице советское искусство и на этом континенте одержало победу.

Радость возвращения была омрачена состоянием театра: реконструкция только началась, хотя оговоренный срок её завершения прошёл. Пришлось отправляться на гастроли в Ленинград, затем в Харьков. Между тем, Таиров ещё до отъезда за рубеж задумал поставить цикл современных советских пьес и договорился с некоторыми драматургами. Репетиции начались в разгар строительных работ, в холоде, сырости, под стук молотков. Таиров мечтал о пьесе героического плана, которая бы воплотила правду сурового времени. Найти такую было нелегко. Поистине находкой стала пьеса Вс.Вишневского. Она вызревала в долгих беседах с Таировым. Не вытанцовывалось название. – Я понимаю, что это трагедия. Но пьеса-то оптимистическая, – волновался Вишневский. – А почему бы так и не назвать – «Оптимистическая трагедия»? – вмешалась Коонен. – Ура! – с этим возгласом автор заключил в объятья будущего Комиссара, героиню пьесы, прототипом которой была Лариса Рейснер. После Саломеи, Адриенны Лекуврер и Федры это была коронная роль Алисы Коонен. Её партнёром по сцене был Михаил Жаров в роли матроса Алексея.

На читке первой советской трагедии у наркома просвещения Бубнова присутствовали Ворошилов, Будённый и представители высшего командования. Они одобрили пьесу. Пошли репетиции. Таиров привлёк к работе военных моряков. Они следили, чтобы в спектакле не было никаких нарушений морских правил. Актёры в свою очередь наблюдали за повадкой моряков, ведь у них своя походка, особая выправка. Работали с большим подъёмом.

На просмотре в 1933 году присутствовали члены Реввоенсовета во главе с Ворошиловым, а в партере сидели красноармейцы и моряки из подшефных частей. Зрители принимали спектакль с необыкновенным энтузиазмом. Среди действия вскакивали, кричали «ура», аплодировали. Театр получил разрешение печатать на афише «Посвящается Красной Армии и Флоту».

Год 1934-й – это год 20-летия театра, которое было пышно отпраздновано. Таиров и Коонен получили звания народных артистов Республики, а ряд актёров – заслуженных артистов. В дни общего ликования Таиров уже был всецело поглощён замыслом спектакля о Клеопатре. В «Египетских ночах» он соединил фрагменты пьес Шоу и Шекспира, где действует царица Египта, включив между ними интермедию из Пушкина. Музыку к спектаклю написал Сергей Прокофьев. Кое-кто был удивлён смелым экспериментом Таирова, а Гордон Крэг, английский режиссёр, пришёл от него в восторг.

В приветственном юбилейном адресе Художественного театра Станиславский и Немирович-Данченко писали: «Вы поставили и разрешили ряд проблем, нашедших отклик едва ли не во всех театрах Советского Союза, – вы по-новому подошли к оформлению спектакля, к проблеме сценической площадки, к вопросам ритма и музыки». И это признание исходило от корифеев сцены, против которых Таиров выступал с открытым забралом. Честный, большой, глубокий художник, он мог бы с гордостью оглянуться на пройденный путь, но Таиров не умел оглядываться, он был весь устремлён в будущее.

Творчество

Характером Александр Яковлевич пошел в маму: он был импульсивным и взрывным, что пригодилось ему как актеру. Выходить на театральную сцену молодой человек продолжал и в студенчестве, взяв псевдоним Таиров от арабского слова «орел».

Переехав в Санкт-Петербург, артист параллельно с учебой в вузе выступал в театре Веры Комиссаржевской. Его руководителем был Всеволод Мейерхольд, впоследствии ставший непримиримым соперником. Там же исполнитель познакомился с Анатолием Луначарским, который со временем превратился в его покровителя.

Параллельно с актерством Александр Яковлевич все больше увлекался режиссурой. На заре карьеры он ставил «Гамлета» Уильяма Шекспира и «Дядю Ваню» Антона Чехова. В 1912-м вместе с Русским драматическим театром отправился на гастроли в Ригу, где вновь столкнулся с антисемитизмом. Вернувшись в Санкт-Петербург, Таиров принял лютеранство.

Вскоре после переезда в Москву Александр Яковлевич вместе с Алисой Коонен основал Камерный театр и прославился как режиссер-экспериментатор. На одной сцене он совмещал балет, оперу, цирк, мюзикл и драму и относился к актерам как к личностям, а не марионеткам. Параллельно выпускал журнал и газету, основал «Общество друзей Камерного театра» и клуб «Эксцентрион», который позже стал театральным училищем.

После революции Таиров не просто продолжил представлять независимые пьесы. Он был одним из немногих, кто гастролировал за пределами Советского Союза и вернулся из Европы и Южной Америки в статусе звезды.

Режиссер был первым в СССР постановщиком «Трехгрошовой оперы». Позже часто ставил пьесы Оскара Уайльда, Юджина О’Нила и других зарубежных драматургов. Регулярно он привлекал никому не известных талантов. Например, открыл столице Фаину Раневскую, которая до этого работала на провинциальных сценах.

При Иосифе Сталине излишне буржуазные взгляды Александра Яковлевича попали под пристальное внимание чиновников. Деятельность Таирова критиковал как лично вождь народов, так и провластные Всеволод Мейерхольд с Константином Станиславским

Во время Великой Отечественной войны труппу Малого театра эвакуировали в Казахстан, затем — в Сибирь. В эти годы Александр Яковлевич входил в Еврейский антифашистский комитет, пожертвовавший миллионы рублей на борьбу с фашистами.

После окончания войны в СССР развернули борьбу с космополитизмом: представителей интеллигенции, ориентированных на западное искусство, обвиняли в антипатриотических настроениях. Таирова назвали безыдейным и сняли с должности худрука Камерного театра. Саму сцену ликвидировали, после ремонта в здании появился Московский драмтеатр имени Александра Пушкина.

«Огромный, неуклюжий, скрипучий поворот руля»

– так определил события 1917 года Мандельштам, один из немногих, кто провидел за ними грядущие сумерки свободы. Но для Таирова и его театра поворот руля поначалу сулил новые возможности. Нарком Луначарский принял его под своё крыло, и это обернулось возвращением театра на Тверскую, значительным расширением зрительного зала, присвоением ему звания академического и разрешением многомесячных гастролей за рубежом в 1923 и 1925 гг. На них выезжала вся труппа из 60 человек и 5 вагонов реквизита.

К этому времени в репертуаре театра почётное место занимали «Саломея» Уайльда, музыкальная эксцентриада по оперетте Лекока «Жирофле-Жирофля», мелодрама «Адриенна Лекуврер» Скриба, поднятая до трагедии, блестящий зрелищный спектакль, настоящее «каприччио по Гофману» «Принцесса Брамбилла», трагедия «Федра» Расина в переводе Брюсова с включением сцен из Еврипида, «Человек, который был четвергом» по роману Честертона, где люди века торжествующей машинерии представали как манекены. И в Париже, и в Германии их принимали восторженно. Вместо планируемых 5 недель гастроли продлились 7 месяцев. Оба наркома, Луначарский и Литвинов, сочли, что триумфальные гастроли советского театра за границей – это не только художественная, но политическая победа. 10-летний юбилей Камерного отметили торжественным спектаклем в зале Большого театра. В первом отделении показали последний акт «Федры», а затем зажигала «Жирофле-Жирофля», вызвав бурное веселье публики. Таирову и Коонен присвоили звания заслуженных артистов.

В последующие годы Таиров создал ряд интереснейших спектаклей, среди которых «Гроза» Островского, трилогия О`Нила, из которой самая известная – «Любовь под вязами», «Святая Иоанна» по Бернарду Шоу, оперетта Лекока «День и ночь», трагедия Газенклевера «Антигона», трагический фарс молодого Брехта «Опера нищих». Театр успешно гастролировал по Союзу. За 5 лет объездили все большие города: Киев, Баку. Тбилиси, Ростов, Свердловск… Читатель может недоумевать: к чему перечислять спектакли Камерного театра? Но ведь сам Таиров, когда его просили рассказать или написать о своей жизни, начинал перечислять постановки. Это был человек одной страсти.

Творчество

Уже первые спектакли Камерного театра: «Сакунтала» Калидасы (1914), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1915), «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917) — определили его творческую платформу: изысканность сценических форм, графическую четкость, романтический и трагедийный репертуар, изображение чистых страстей, непобедимых чувств.

В 1917–21 гг. Таиров ставит «Король Арлекин» Р. Лотара (1917), «Адриенна Лекуврер» О.-Э. Скриба (1919), «Принцесса Брамбилла» по Э.-Т.-А. Гофману (1920), «Благовещение» П. Клоделя (1920), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1921).

Этим спектаклям была присуща обобщенная трактовка образов; благодаря блестящему режиссерскому и актерскому мастерству. Камерный театр покорил Москву, и в течение многих лет его спектакли были одними из ярчайших театральных событий.

«Федра» Ж. Расина (1922) поражала глубиной трагизма, монументальностью, строгостью мизансцен, силой страстей. Музыкальный спектакль «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока воссоздал беззаботный и легкий мир классической оперетты.

Стремление Таирова к синтетическому сценическому искусству определило появление музыкальных спектаклей: «Кукироль» (1925), «День и ночь» (1926) Ш. Лекока, «Сирокко» (музыка Л. А. Половинкина, 1928). В 1930 г. Таиров, первым на советской сцене, поставил Б. Брехта — «Оперу нищих».

Постановки «Грозы» А. Н. Островского (1924) и «Святой Иоанны» Б. Шоу (1924) связаны с переходом Таирова к «конкретному реализму» — так он определил новый этап истории Камерного театра, характеризовавшийся разрывом с «абстракциями».

Среди спектаклей этого периода — цикл пьес Ю. О’Нила «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и «Негр» (1929), посвященных острым проблемам жизни современного Запада.

После нескольких попыток обратиться к советской драматургии лишь в пьесе Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия» (1933), где роль Комиссара исполняла А. Коонен, Таиров успешно решил задачу постановки революционно-романтической пьесы на советском материале.

В 1934 г., когда Камерный театр отмечал свое 20-летие, вокруг спектакля «Египетские ночи» — композиции по произведениям Б. Шоу, А. Пушкина и У. Шекспира, — а также ряда других постановок Таирова разгорелись ожесточенные споры и дискуссии.

Непосредственным поводом для начала кампании, направленной против Таирова, послужила постановка пьесы Д. Бедного «Богатыри» (1936). 23 ноября 1936 г. на заседании Комитета по делам искусств П. Керженцев заявил: «Камерный театр — слово опозоренное…».

Кампания закончилась тем, что в 1937 г. Камерный театр был объединен с Реалистическим театром Н. П. Охлопкова, и в течение двух лет искусственно созданная труппа постоянно получала указания от начальства и теряла свой творческий потенциал.

В 1940-е гг., вопреки господству в советском театре социалистического реализма, Таиров сумел поставить два выдающихся спектакля: «Мадам Бовари» по роману Г. Флобера (1940) с А. Коонен в главной роли и «Старик» М. Горького (1946).

В 1949 г., во время кампании против «космополитов», Таиров подвергся антисемитской травле: его обвинили в «низкопоклонстве перед Западом», раскрыли его псевдоним, отстранили от руководства Камерным театром. Год спустя Таиров умер.

Еврейская сторона жизни Таирова

Таиров, никогда не скрывавший своего еврейского происхождения, не проявлял специального интереса к еврейской тематике, но в 1908 г. сыграл роль Якова Эпмана в пьесе О. Дымова «Слушай, Израиль».

Кроме того, Таиров сотрудничал с писателями и драматургами А. Галичем, О. Дымовым, В. Массом (1896–1979), И. Штоком (1908–1980), П. Маркишем, И. Эренбургом и др.; художниками Н. Альтманом, братьями В. А. (1899–1982) и Г. А. (1900–33) Стенбергами, Р. Фальком и др.; композитором Л. Книппером (1898–1974).

Таиров поддерживал дружеские связи с артистами Московского ГОСЕТа, а 16 января 1948 г. выступил с речью на похоронах своего ближайшего друга — Ш. Михоэлса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: