Введение
Руссо. Вид на Барбизон, 1850, Пушкинский музей, Москва
Барбизонская школа (фр. École de Barbizon) — группа французских художников-пейзажистов. Имя школа получила по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где длительное время жили Руссо, Милле и некоторые другие представители группы. Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими (Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема) и французскими (Никола Пуссен и Клод Лоррен) пейзажистами. Непосредственными предшественниками их были П.Юэ и Бонингтон. Влияние на творчество барбизонцев оказывали также их современники, не принадлежавшие группе, — Коро, Курбе, Делакруа.
Начало девятнадцатого века во французском искусстве было отмечено борьбой классицизма и романтизма. В отношении пейзажа академики признавали его, в основном, как фон, на котором действуют мифологические персонажи. Романтики создавали приукрашенные и внешне красивые пейзажи. Барбизонцы выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами с участием простых людей, занятых трудом. «Эти замечательные живописцы создали национальный реалистический пейзаж, что имело огромное значение в развитии не только французского искусства, но и других национальных школ, вставших в XIX веке на путь реализма.» Значение барбизонцев заключается в создании реалистического пейзажа и подготовке наравне с Коро появления импрессионизма. Характерным приемом барбизонской школы, предвосхитившем импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в ателье.
Первые работы Руссо, Дюпре и Диаза были выставлены в Салоне в 1831 году, сразу после революции 1830 года, но основное внимание публики тогда привлекла картина Делакруа «Свобода на баррикадах». В 1833 году Руссо выставил в Салоне свое программное произведение «Окрестности Гранвиля» (Эрмитаж)
Его высоко оценил Дюпре и с этого времени начинается их дружба, положившая начало формированию школы.
Барбизонская школа живописи
«Буду спрашивать всё – от бизона до барбизона!» – угрожающим тоном заканчивала урок учительница МХК, каждый раз оставляя притихший класс в самом подавленном состоянии. А подавлены мы были не только страхом перед предстоящим допросом, но и собственной трусостью: опять постеснялись спросить, что же такое «барбизон» и при чем тут «бизон»! Ясно было только одно: нужно зубрить учебник от корки до корки. Однажды какой-то бравый смельчак отважился на дерзкий вопрос, и туман рассеялся. Оказалось, что «бизон» это любое копытное животное, изображением которого первобытный человек выражал свои творческие порывы на стенах пещеры. А вот «барбизон» это сокращенное название Барбизонской художественной школы, занимавшейся тем же, чем и неандерталец-креативщик: запечатлением увиденного при помощи изобразительных средств. Поменялись сами средства, стена пещеры постепенно трансформировалась в холст, изменилась цель творчества, бизон стал не единственным (и отнюдь не частым) персонажем картины. Словом, своей заумной фразой учительница призывала нас знать историю искусств от А до Я, от Альфы до Омеги.
Но вернемся к нашим бизонам-барбизонам. Животных мы оставим для другой статьи, а сейчас поговорим о Барбизонской школе.
Локация: деревня Барбизон в центральной части Франции.
Время существования: вторая треть XIX века.
Основные представители: Диаз де ла Пенья, Шарль-Франсуа Добиньи, Жюль Дюпре, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо.
Любовь к природе Франции, выраженная склонность к реалистическому изображению и общая тематика работ (пейзаж) вот что связывало художников друг с другом. До этого основных подходов к написанию природы было два: академизм (где пейзаж – лишь фон для настоящего героя картины человека) и романтизм (другая крайность: пейзаж вычурно-красив и/или неестественен). У барбизонов всё проще. Чуть покосившаяся мельница, отара овец на солнечно-охристой дороге, натурально зеленые деревья без «ГМО». Люди смотрятся естественно, они словно случайно забредают в пейзаж и столь же легко выходят из него.
Тройон, Отправление на рынок Шарль-Франсуа Добиньи, Утро Теодор Руссо, Сумеречный пейзаж Жан-Франсуа Милле, Анжелюс Жюль Дюпре, Скотный двор Диаз де ла Пенья, Поляна
«Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе», – сказали барбизонцы и вышли с красками на пленэр – на этюды, с которых потом писали картины в ателье (до этого художники творили в четырех стенах). Импрессионисты подхватили тренд и пошли еще дальше – пошли с мольбертами и холстами, писать полноценные картины маслом (неслыханное дело!) прямо на улице. Так «школьники» объединения, сами того не осознавая, совсем скоро стали учителями – учителями импрессионистов. До России тоже докатилось реалистическое эхо – шелестом золотой левитановской листвы, весенним криком саврасовских грачей и вязким шлепаньем крестьянки по затопленной дороге с картины «После дождя» Федора Васильева.
Левитан, Золотая осень Федор Васильев, После дождя Алексей Саврасов, Грачи прилетели
Хотите познакомиться с направлением поближе? Тогда рекомендую книгу «Барбизонская школа»:
«Барбизонская школа» Джесси Рассел |
Если статьи в блоге Вам полезны, буду благодарна за взнос любого размера. Осуществить перевод можно через ЯндексДеньги, Qiwi-копилку или PayPal, воспользовавшись банковской картой или электронными платежными системами.
Дюпре
Дюпре. Дубы в Фонтенбло
Наиболее близким по творческим установкам к Руссо был Жюль Дюпре (1811—1889). На его творчество повлияла поездка в Англию и знакомство с пейзажами Констебля, а также дружба с Каба. После знакомства с Руссо в его творчестве усилились реалистические тенденции, и Дюпре перестали принимать в Салон. Вместе с Руссо вплоть до 1849 года они часто работали вместе не только в Барбизоне, но и в различных местах Франции, сохраняя при этом каждый свою творческую индивидуальность. В 1849 году Дюпре получил орден Почётного легиона, а Руссо нет, что стало причиной ссоры, положившей конец совместной работе. В 40—50-е годы Дюпре создал свои главные шедевры: «Деревенский пейзаж» (1840—44; Эрмитаж), «Вечер» (1840-е; ГМИИ), «Ланды» (1845—1850; Лувр), «Старый дуб» (1845—1850; Мериленд), «Дубы у пруда» (1850—55; д’Орсе). С 1852 по 1867 годы он не посылал свои картины в Салон. Начиная с 1868 года, Дюпре каждое лето уезжал в Кайё-сюр-Мер и создавал там морские пейзажи («Морской отлив в Нормандии», 1870-е; ГМИИ).
Шарль-Франсуа Добиньи
Началом творческой деятельности Шарля-Франсуа Добиньи были сюжетные картины, на них его воодушевила поездка в Италию. Добиньи был популярным мастером и иллюстрировал многие романы и рассказы, знаменитых писателей, среди которых: Эжен Сю, Поль де Кок, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и т.д. Склонность художника к реалистическим изображениям природы, возникла у художника после знакомства с Камилем Коро. Отображение света в творчестве Шарля-Франсуа Добиньи, выделяет художника из всех других художников-барбизонцев и делает его полотна больше схожими с произведениями импрессионистов.
Шарль-Франсуа Добиньи. Восход луны в Овере, или Возвращение стада
Милле
Милле. Стога: осень
Жан-Франсуа Милле (1814—1875), в противоположность остальным барбизонцам, вышел из деревенской среды, он был сыном крестьянина. В начале карьеры увлекался Микеланджело и Пуссеном, наряду с пейзажем занимался и другими жанрами. Большое влияние на него оказал Шарль-Эмиль Жак. Первую картину на «крестьянский» сюжет Милле создал в 1848 году. В 1849 он приехал вместе с Жаком в Барбизон, где подружился с Руссо и стал самым постоянным среди художников жителем Барбизона, где и умер. В картинах «Сеятель» (1850, Бостон), «Собирательницы хвороста» (1850-е, ГМИИ), «Собирательницы колосьев» (1857; д’Орсэ) и других он пишет пейзажи с крестьянами, занятыми трудом
В картинах «Анжелюс» (1857-59, д’Орсэ), «Человек с мотыгой» (1863, частное собрание) основное внимание сосредоточено на людях. Интересны последние картины художника «Уборка гречихи» (1868—1870; Бостон), «Стога: осень» (1874, Метрополитен)
Очень необычен и красив пейзаж «Весна» (1868—1873; д’Орсэ).
Один цвет — тысяча оттенков
С философской точки зрения барбизонцы были последователями Ж. Ж. Руссо и прочих просветителей, полагая, что нравственное начало живо только в природе, тогда как в средоточии цивилизации — городах — оно уже мертво. Не чужды они были и влиянию романтиков, подчеркивавших чистоту и величие природных явлений. Что может быть естественнее солнечного луча, пробивающегося из-за туч? Что чище этого света, и что лучше символизировало бы возвращение к забытым истокам?
Если же рассматривать эту школу в контексте развития живописи, то она совершенно очевидно опиралась на наследие голландцев XVII века (Ян Вермеер, Якоб ванн Рёйсдал) и англичан XIX века (Джон Констебл, Уильям Тёрнер). Однако сюжеты и приемы, используемые барбизонцами, продолжали традиции реализма французской пейзажной живописи конца XVIII — начала XIX века (Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Поль Юэ).
Пленэр (франц. plein air, буквально — открытый воздух) — живопись объектов в естественной среде при естественном освещении. Также означает работу самого художника на открытом воздухе, а не в мастерской
Постепенно расширяя свой «ареал», пейзажисты все чаще работали на пленэре не только вблизи бывшей королевской резиденции, но и в Пикардии, Бургундии, Оверни и во многих других провинциях Франции. Природа, свет и воздух — три главные составляющие их картин, эмоциональная и зрительная целостность и тональная живопись — три главных приема. Общий спокойный тон картин, выдержанных в коричневых, бурых и зеленых тонах, расцвечивается отдельными, более яркими акцентами. Надо отметить и то, что барбизонская школа достигла высокого мастерства в технике валёра.
Валёр (франц. valeur) — в живописи оттенок тона, который определяет соотношение света и тени в пределах одного цвета. Применение валёра позволяет художнику достичь тонких, почти незаметных цветовых переходов. Как правило, достигается техникой лессировки
Считавшие реализм прозаичным, но стремившиеся к правдивому изображению реальности, осуждавшие современную цивилизацию, но избегавшие социальной направленности творчества — столь идеологически противоречивые барбизонцы открывали дорогу новому искусству.
Поделиться ссылкой
Барбизонцы и Россия
Значительное число картин барбизонцев находилось в коллекции графа Н. А. Кушелева-Безбородко, впоследствии они были переданы в Эрмитаж.
Полотна барбизонцев были в коллекции И. С. Тургенева (картины Руссо, два пейзажа Добиньи, два Диаза, «Хижины» Дюпре, «Заходящее солнце» Франсе и другие).
Русские художники Ф. Васильев, Левитан, Саврасов проявляли интерес к творчеству барбизонцев.
В. В. Стасов в своей работе «Искусство XIX века» высоко оценил барбизонцев за то, что они не выдумывали, не «сочиняли более пейзажей, а творили с натуры, ничего не аранжировали, ничего не украшали и не подслащали, а передавали истинные формы природы, природы отечественной, французской, а вместе истинные свои собственные душевные впечатления»
Руссо
Руссо. Лес Фонтенбло
Основателем и вдохновителем школы был Пьер-Этьен-Теодор Руссо (1812—1867). Впервые в лес Фонтенбло для писания этюдов он приехал в 1828—1829 годах. Затем два года он провёл в Нормандии, где писал свои первые картины («Рынок в Нормандии», Эрмитаж). После этого он пять лет путешествовал по Франции, был и в Барбизоне и в Вандее («Каштановая аллея», 1837—1842, Лувр). Руссо порой заезжал в отдалённые места, мало привлекавшие других художников («Болото в Ландах» 1853, Лувр). Накануне революции 1848 года после неудачной попытки женитьбы на племяннице Жорж Санд Руссо, по совету своего друга критика Торе, поселился вместе с ним в Барбизоне в крестьянском доме. Там он создал свои главные шедевры, и там постепенно собрался кружок его друзей. В 1848 году он получил государственный заказ и в 1850 закончил картину «Выход из леса Фонтенбло. Закат» (Лувр). В 1852 написал «Дубы в Апремоне» (Лувр). В Салон Руссо не принимали тринадцать лет подряд, начиная с 1835 года, когда был отвергнут «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (Гаага). Но Всемирная выставка 1855 года приносит ему успех и золотую медаль. В Салоне 1866 года он был членом жюри, а на Всемирной выставке1867 года он стал уже председателем жюри. Однако в 1863 году он заболел воспалением легких, а в 1867 умер в Барбизоне.
Добиньи
Добиньи. Весна, 1862, Берлин
Шарль-Франсуа Добиньи (1817—1878) начал своё творчество с поездки в Италию. Затем писал сюжетные картины. Выставленный в Салоне 1840 года «Св. Иероним» имел успех. В 40-х годах Добиньи иллюстрирует книги различных писателей Франции: Поля де Кока, Бальзака, Виктора Гюго, Эжена Сю. К реалистическому пейзажу пришёл в конце 40-х годов, когда подружился с Коро
В отличие от других барбизонцев Добиньи большое внимание уделял свету, в этом он оказался ближе к импрессионистам. Им созданы пейзажи «Жатва» (1851; д’Орсэ), «Запруда в долине Оптево» (1855; Руан), «Большая долина Оптево» (1857; д’Орсэ)
В конце 50-х годов он осуществляет свою давнюю мечту — построить лодку-мастерскую. Совершив на ней путешествие по рекам Франции, Добиньи создаёт затем многочисленные офорты и картины: «Берега реки Луэн» (1850-е; Эрмитаж), «Утро» (1858; ГМИИ), «Песчаный берег в Виллервиле» (1859; Марсель), «Деревня на берегу Уазы» (1868; ГМИИ), «Берег моря в Виллервиле» (1875; Эрмитаж).
В потоке времени
В искусстве, как и в жизни, все взаимосвязано. При желании можно проследить любое направление современного искусства и найти взаимосвязь между ним и искусством стран и народов, отделенных от нас веками и континентами. Но вряд ли стоит углубляться столь основательно. Предтечей импрессионистов традиционно принято считать барбизонскую школу. Кто же такие барбизонцы?
Основатели барбизонской школы Жан Франсуа Милле (слева) и Теодор Руссо (фото Надара, ок. 1857)
Городок Фонтенбло, расположенный к юго-востоку от Парижа, еще со Средних веков служил резиденцией французским королям. Со времен Франциска I в этих живописных местах проводились пышные охоты, сцены которых не раз изображались на картинах живописцев. Однако после того, как Людовик XIV предпочел Версаль, бурная жизнь, кипевшая в Фонтенбло, стала стихать. События Великой французской революции и вовсе свели на нет, не только празднества, но и саму аристократию, и пригород Парижа погрузился в тихое течение сельской жизни.
Именно за эту провинциальную тишину и неторопливость группа художников в 1830-1860-х годах выбрала просторы Иль-де-Франса своим пристанищем. Почти два десятка живописцев осели в Фонтенбло, чтобы писать пейзажи рядом с деревушкой Барбизон, в честь которой позднее группа и получила свое название.
Что влекло сюда художников? Знаменитый лес, простые люди, живущие тяжелым трудом пахарей, собирателей и углежогов, — все это позволяло измученным шумом и круговертью городской жизни живописцам снова почувствовать близость дикой, первозданной природы.
Перемена декораций
Что же такого значимого совершили представители барбизонской школы? Основным их жанром был пейзаж. Но ведь пейзаж в изобразительном искусстве присутствовал всегда, буквально со времен неолита. И если кому-то покажется преувеличением называть так схематичное изображение на стенах пещер, то вряд ли найдутся желающие спорить с тем, что пейзажные фрески довольно часто встречались в богатых античных домах.
Барбизонцы решили повернуться лицом к живой природе в тот самый момент, когда академическая и романтическая школы переживали несомненный кризис. Первая отводила пейзажу место условной и идеализированной декорации, вторая привносила в него экзотические мотивы, рожденные воображением авторов. Коммуна художников-барбизонцев шла в ногу со временем, работая в более реалистичной манере и утверждая ценность обыденного— рек, полей, маленьких городков, гор и долин.
Постепенно пейзаж отвоевывал себе место под солнцем, превращаясь из персонажа второстепенного в главное действующее лицо и становясь одним из ведущих жанров. Достаточно вспомнить живопись XIX столетия, чтобы убедиться в этом: почти все крупные художники отдали ему дань в своем творчестве.
Здесь побывали Т. Руссо и Ж. Дюпре, Ф. Милле и Д. де ла Пенья, позже приезжали Добиньи и Тройон,а впоследствии и импрессионисты — Моне, Сислей, Сёра…
Расцвета барбизонская школа достигла в 1850-х годах.