Эволюционизм Г. Спенсера.
Герберт Спенсер, один из классиков английского эволюционизма, был философом, биологом, психологом и социологом.
Биографические сведения
Герберт Спенсер (1820-1903) родился в семье учителей. Из-за плохого состояния здоровья он учился до 13 лет, большую часть жизни провел как независимый кабинетный ученый: поэтому его работы являются самыми теоретическими из всех эволюционистов. Работал главным инженером на железных дорогах (с 1837 по 1846 гг.) и вторым редактором журнала «Экономист» (с 1848 г.). Главным плодом его жизни стали десять томов системы «синтетической философии», объединившие теоретические естественные и общественные науки общей идеей эволюции: «Основы» (1862 г., книга об основных принципах бытия), «Основы биологии» (1864 — 1867 гг.), «Основы психологии» (1870 — 1872 гг.), «Основы этики» (1879 — 1893 гг.), «Основы социологии» (в трех томах, 1876 — 1896 гг.) и др, и в 1863 году он работал в Институте философии. Он был хорошо знаком с этнографическим материалом из литературы и широко использовал его в поддержку своих идей. Понятие эволюционизма наиболее полно описано в его фундаментальном труде «Основы социологии» (1876-1896).
Г. Спенсер пытался сделать идею эволюции универсальным законом вселенной и связать с ней различные сферы бытия. Он не разделял концепцию единого линейного прогресса, но в котором различные формы общества, будь то дикари или цивилизованные племена, являются лишь разными стадиями одной и той же формы. H. Spencer считал, что социальные типы, «как и типы отдельных организмов, не образуют известного ряда, а лишь распределяются на различные и разветвленные группы» .
Основной методологический принцип Спенсера — аналогия общества и организма. Его общий вывод: общество и организм имеют общие основные законы организации, поэтому вполне закономерно сравнивать общество с организмом животного, например, каналы связи — это сосудистая система общества, частицы крови сравниваются с деньгами и т.д.
Спенсер различает три типа эволюционных процессов: неорганический, органический и суперорганический, которые подчиняются общим законам. В соответствии с этим английский мыслитель понимал развитие общества как «суперорганическое развитие» (в отличие от «неорганического развития» неживой природы и «органического развития» растений, животных и человека). Он выделил две основные группы факторов культурного развития: а) внешние факторы — влияние географической среды и соседних культур; б) внутренние факторы — физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических характеристик.
Каждое развитое общество, по словам Спенсера, имеет три системы органов. Система содержания предусматривает производство продукции, необходимой обществу и его субъектам. Дистрибьюторская система обеспечивает дистрибуцию этих продуктов. Нормативная система подчиняет элементы культуры «суперорганическому» целому. В его теоретической концепции большая роль отводится институтам как механизмам самоорганизации общей жизни людей.
В процессе развития происходит увеличение объема и количества компонентов культуры, то есть количественный рост. Этот рост, в свою очередь, приводит к функциональной и структурной дифференциации целого — культуры. Отдельные структурные элементы культуры начинают выполнять специализированные функции и требуют специального механизма согласованности. По мнению Г. Спенсера, ведущим направлением в развитии культур является их интеграция. Теория социальных институтов Г. Спенсера была попыткой системного изучения общества.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Необходимость и случайность
- Человек в философии и культуре Древнего Востока
- Социализация личности в философии
- Что такое предмет философии
- Философское понятие культуры
- Философия всеединства В. С. Соловьева
- Философия нового времени: Рене Декарт
- Средневековый университет: рецензия Аристотеля, структура университета, отношение к нищенствующим орденам
- Философские воззрения декабристов — Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
- Философия человека в средние века
Представление о социологии как науки г.Спенсера.
Спенсер не дал формального определения социологии и ее отношения к другим общественным наукам. В целом он видел в социологии науку о развитии общества, которая одновременно описывает этот процесс и формулирует его законы.
Он нисколько не сомневается в необходимости социологии как самостоятельной науки — науки, свободной от различных, в том числе и классовых, предрассудков.
Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Он анализирует понятия общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни
Общие черты социологии Спенсера?
Во-первых, это широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании своих социологических взглядов.
Во-вторых, трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести определенные логические основания.
В-третьих, идея закономерной эволюции общественной жизни. Согласно данной идее, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желаний людей. Поэтому, как он считал, эволюция совершается сама собой, и для того, чтобы она приводила к своим естественным результатам со стороны человека не требуется никакого вмешательства.
10 стр., 4504 слов
2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире
… образом, является частьюприроды.Человек есть существо общественное(социальное), потому что только в обществе и благодаря обществу у него развивается мышление. Ребенок появляется на свет как существо … новая качественная определенность, для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных …
взносы
Идеи о синтетической философии
Призыв Спенсера к мыслителям его поколения заключался в том, чтобы иметь систему верований, которая заменила обычную религиозную веру достижениями современной науки. Философская версия английского социолога была сформирована комбинацией деизма (веры в Бога) и позитивизма.
С одной стороны, он находился под влиянием деизма своего отца в восемнадцатом веке (отделенного от традиционных религиозных идей) и работ популярного Джорджа Комба.
Спенсер установил цели синтетической философии: первая состояла в том, чтобы продемонстрировать, что нет никаких исключений, которые могли бы открыть научные объяснения феноменов вселенной; в противном случае существовали естественные законы, которые подтверждают.
Работа Спенсера была основана на написании статей о биологии, психологии и социологии, чтобы попытаться продемонстрировать существование естественных законов в этих научных дисциплинах..
Вторая цель синтетической философии состояла в том, чтобы показать, что одни и те же законы природы ведут к неизбежному прогрессу. Огюст Конт только подчеркивал единство научного метода. Спенсер скорее стремился к объединению научных знаний с фундаментальным законом: законом эволюции.
Социологический вклад
Спенсер прочитал и в некоторой степени принял идеи позитивистской социологии философа науки Огюста Конта для своего собственного проекта.
Несмотря на это, Спенсер отверг идеологические аспекты позитивизма, пытаясь переформулировать социальную науку с точки зрения ее принципа эволюции, к которому он применил биологические, психологические и социологические аспекты мироздания..
Спенсер внес ценный вклад в раннюю социологию, особенно в ее влияние на структурный функционализм, который рассматривает общество как единую систему, в которой стороны стремятся к социальной гармонии.
Однако его попытка представить идеи Чарльза Дарвина в области социологии не увенчалась успехом. Американский социолог Лестер Фрэнк Уорд атаковал теории Спенсера. Хотя американец восхищался работой Спенсера, он полагал, что политические предрассудки привели его в заблуждение..
В начале 20-го века Макс Вебер представил методологический антипозитивизм, под влиянием теорий Спенсера. Вклад выживания сильнейших и процессов естественного закона Спенсера, имел привлекательность, которая продолжалась в области социальных наук, политики и экономики.
Вклад в биологические теории
Спенсер полагал, что фундаментальная социологическая классификация была между военными обществами (где сотрудничество обеспечивалось силой) и индустриальными обществами (где сотрудничество было добровольным и спонтанным).
Эволюция была не единственной биологической концепцией, которую он применял в своих социологических теориях; сделал подробное сравнение между животными и человеческим обществом.
В обоих случаях были обнаружены регуляторная система (нервная система у животных и правительство у людей), система поддержки (кормление в первом случае и промышленность в другом) и система распределения (вены и артерии в во-первых, дороги, телеграфы в другие).
Из этих постулатов он заключил, что большая разница между животным и социальным организмом состоит в том, что, хотя в первом есть сознание, связанное с целым, во втором сознании существует только в каждом члене; то есть общество существует для блага своих членов, а не для его собственной выгоды.
Индивидуализм был ключом к работе Спенсера. Различие между военным и индустриальным обществами проводится между деспотизмом (примитивным и плохим), против индивидуализма (цивилизованным и хорошим).
Достижения и вклады:
Профессиональная, социальная позиция: Британский социолог, философ, психолог и натуралист.Основной вклад (чем известен): Герберт Спенсер был основателем системы синтетической философии и теории социального дарвинизма и органической школы в социологии, утилитарной теории морали, концепции социальной и биологической эволюции; идеолог либерализма, идей радикального индивидуализма и принципа невмешательства (laissez faire) в экономику.
Вклад в науку:
Герберт Спенсер английский философ и социолог, известный либеральный политический теоретик девятнадцатого столетия викторианской эпохи.
Как полимат, он внес вклад в широкий круг научных дисциплин, включая этику, религию, экономику, политику, философию, биологию, социологию и психологию.
Спенсер также известен своей попыткой адаптировать теорию Дарвина к человеческому обществу, которая выразилась в теории социального дарвинизма. Как Конт, Спенсер упорядочивал науки и стремился включить социологию в систему наук.
Он известен своей фразой “выживание наиболее приспособленных”, которую он выписал в Принципах биологии (1864), после прочтения работы Чарльза Дарвина Происхождение видов.
Этот термин явно указывает на теорию естественного отбора, однако Спенсер расширил законы эволюции на области социологии и этики, основываясь скорее на ламаркизме, а не на теории естественного отбора.
Так, в отличие от Дарвина, для которого эволюция не имела направленности или морали, Спенсер, приписывал эволюции прогрессивные и позитивные характеристики.
Спенсер разработал всеобъемлющую концепцию эволюции как прогрессивное развитие физического мира, биологических организмов, человеческого духа и человеческой культуры и общества.
Спенсер был известен разработкой и применением эволюционной теории в философии, психологии и социологии и созданием системы, которую он назвал “синтетической философией”.Философия. В 1857 году он начал планировать свою обобщенную систему философии, которая, после публикации Дарвина о происхождении видов в 1859 году, превратилась в схему синтеза всего научного знания, основанного на принципах эволюции.
Его “Система синтетической философии” в 10 томах (1855 – 1896), утверждает, что физические, органические и социальные сферы связаны между собой и развиваются в соответствии с идентичными эволюционными принципами, предложенных схемой эволюции биологических видов.
Таким образом социокультурная эволюция, также подчиняется принципу Спенсера, “выживание наиболее приспособленных”.
Принятие объективных законов эволюции, как фундамента философской системы сделало Спенсера одним из основателей философии позитивизма.Социология. Спенсер был основателем “органической школы” в социологии. Общество, с его точки зрения – это развивающийся организм, такой же как живой организм, который рассматривается в биологической науке.
Он разработал концепции социального организма, принципа невмешательства (laissez faire), либеральной экономики, политического индивидуализма и утилитарной этики, основанной на гедонизме.
Спенсер защищал такие индивидуальные права личности, как безопасность личности, право на свободное передвижение, свободу совести, речи, печати и др. Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам.
Психология. Герберт Спенсер предложил новую систему психологии, основанную на философии позитивизма и объективных научных законах. В основе его теории лежали позитивизм, эволюционная теория и ассоцианизм.
Спенсер считал, что психика является механизмом адаптации к среде. При этом, рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, – и ощущения, память, воля, разум являются формами приспособления к внешней среде. Наиболее адекватной формой адаптации является интеллект и разум.
По его утверждению психология изучает соотношение внешних форм с внутренними и ассоциации между ними. Он расширил предмет психологии, включив в него не только ассоциации в поле сознания, но и связи сознания с внешним миром.
Социальный дарвинизм
Известно как один из ведущих сторонников теории эволюции в XIX — го века, его репутация в то время конкурировала Чарльз Дарвин, который любил ни характер, ни его идею. Спенсер ввел термин «эволюция» и является автором выражения «отбор наиболее приспособленных», которое он связал с естественным отбором Дарвина. Он особенно изучил распространение этого понятия на такие области, как философия, психология и социология, одним из основоположников которых он признан. Его теория позже была названа « социальным дарвинизмом » или даже «теорией органицизма» .
Как и многие авторы до и после него, Спенсер рассматривал общество как живой организм или надорганизацию. Однако социология идет намного дальше и делает законы природы, такие как естественный отбор, законом эволюции обществ. Его исследование было направлено на открытие законов эволюции общества, основанных на законах эволюции видов. Таким образом, его мысль построена в соответствии с эволюционистскими и редукционистскими концепциями .
Спенсер делает историю обществ линейной (недиалектической) историей природы. По его мнению, общество проходит несколько стадий от примитивной стадии, где все однородно и просто, к стадии сложной, характеризующейся специфичностью, дифференциацией, неоднородностью.
Однако в своей докторской диссертации, представленной в 2012 году, Франсуа-Ксавье Хейнен пересматривает вопрос об авторстве социального дарвинизма. В его глазах глобальная мысль Спенсера несовместима с таким мировоззрением, поскольку реальным двигателем человеческой эволюции у Спенсера является сочувствие: таким образом, «наиболее приспособленных» следует понимать как «более симпатичных» .
Эта интерпретация, построенная на прочтении всей работы Спенсера, бросает вызов классическому взгляду Спенсера
Для Дарвина «его фундаментальные обобщения (которые некоторые сравнивают по важности с обобщениями законов Ньютона!), Возможно, осмелюсь сказать, очень верны с философской точки зрения, но имеют существенное значение. не имеют строго научного использования
Будучи по сути скорее определениями, чем законами природы, они не предсказывают, что произойдет в конкретном случае. »
Эволюционизм Г. Спенсера.
Герберт Спенсер, один из классиков английского эволюционизма, был философом, биологом, психологом и социологом.
Герберт Спенсер (1820-1903) родился в семье учителей. Из-за болезни он учился до 13 лет и большую часть своей жизни провел как независимый ученый за письменным столом: поэтому его работы являются самыми теоретическими среди всех эволюционистов. Он работал старшим железнодорожным инженером (с 1837 по 1846 год) и вторым редактором журнала «Экономист» (с 1848 года). Важнейшим плодом его жизни стала десятитомная система «синтетической философии», объединившая теоретические естественные и общественные науки общей идеей эволюции: «Основы» (1862, книга об основных принципах бытия), Основы биологии (1864 — 1867), Основы психологии (1870 — 1872), Основы этики (1879 — 1893), Основы социологии (в трех томах, 1876 — 1896) и др. Он был хорошо знаком с этнографическим материалом из литературы и широко использовал его для обоснования своих идей. Более подробно концепция эволюционизма описана в его фундаментальном труде «Основы социологии» (1876-1896).
Г. Спенсер пытался сделать идею эволюции универсальным законом Вселенной и связать с ней различные сферы существования. Он не разделял идею единой линейной эволюции, но считал, что различные формы общества, будь то дикари или цивилизованные расы, являются лишь различными стадиями одной и той же формы. Г. Спенсер считал, что социальные типы, «подобно типам отдельных организмов, не образуют известного порядка, а просто распределены по отдельным и разветвленным группам». «1
Основным методологическим принципом Спенсера является аналогия между обществом и организмом. Его общий вывод заключается в том, что общество и организм имеют общие базовые законы организации, поэтому правомерно сравнивать общество с животным организмом, например, каналы связи — это сосудистая система общества, частицы крови сравниваются с деньгами и т.д.
Спенсер выделяет три типа эволюционных процессов: неорганические, органические и суперорганические, которые подчиняются общим законам. Соответственно, английский мыслитель понимал развитие общества как «сверхорганическое развитие» (в отличие от «неорганического развития» неживой природы и «органического развития» растений, животных и человека). Он выделял две основные группы факторов в развитии культуры: а) внешние факторы — влияние географической среды и соседних культур; б) внутренние факторы — физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических характеристик.
Согласно Спенсеру, каждое развитое общество имеет три системы органов. Система содержания обеспечивает производство продукции, необходимой обществу и его субъектам. Система распределения обеспечивает распределение этих продуктов. Нормативная система подчиняет элементы культуры «сверхорганическому» целому. В его теоретической концепции большое значение придается институтам как механизмам самоорганизации совместной жизни людей.
В процессе развития происходит увеличение объема и количества компонентов культуры, т.е. количественное развитие. Этот рост в свою очередь приводит к функциональной и структурной дифференциации целого — культуры. Отдельные структурные элементы культуры начинают выполнять специализированные функции и требуют особого механизма согласования. По мнению Г. Спенсера, основным направлением в развитии культур является их интеграция. Теория социальных институтов Спенсера была попыткой систематического изучения общества.
завод
Социальная статика
Социальная статика Это была первая книга Герберта Спенсера, опубликованная в 1851 году английским издателем Джоном Чепменом. В своей книге он использует термин «способность» применять свои идеи эволюции. Спенсер объяснил, что человек может адаптироваться к социальному состоянию, но только если он остается в таком социальном состоянии.
В своей книге Спенсер пришел к выводу, что все происходит в результате адаптации людей к их социальному и природному окружению, и что в нем также есть две характеристики: наследственная передача и исчезновение тех, кто не может адаптироваться..
Английский социолог объяснил, что все виды, от более низких до более высоких эволюционных степеней, организованы аналогично животным и людям.
Несмотря на это, так было до его работы Принципы биологии, опубликовано в 1864 году, где была придумана фраза «выживание наиболее приспособленных». Это можно назвать ключевым принципом так называемого социального дарвинизма, хотя Спенсер и его книга не были защитниками этой концепции..
Принципы социологии
Принципы социологии Она была опубликована в 1855 году. Книга была основана на предположении, что человеческий разум подчиняется естественным законам и что они могут быть обнаружены благодаря биологии. Концепция позволила перспективу развития с точки зрения личности.
Спенсер подчеркнул концепции адаптации, развития и преемственности. Кроме того, он попытался основать психологию на принципах эволюционной биологии, заложив основы научного функционализма и развития.
Несмотря на это, книга не имела ожидаемого успеха в начале. Только в июне 1861 года были проданы последние копии.
Синтетическая философия
Синтетическая философия это полное произведение, содержащее тома о принципах психологии, биологии, социологии и морали, написанные Гербертом Спенсером в 1896 году..
Спенсер в своей книге стремился продемонстрировать, что вера человеческого совершенства, основанная на сложных научных идеях, возможна; Например, первый закон термодинамики и биологической эволюции может занять место религии.
Человек против государства
Человек против государства Со временем она стала одной из самых известных работ социолога Герберта Спенсера. Впервые он был опубликован в 1884 году..
Книга состоит из четырех основных глав: Новый торизм, Грядущее рабство, грехи законодателей и Великое политическое суеверие. В этой книге английский социолог увидел коррупцию государства, предсказав в будущем «грядущее рабство».
Кроме того, он утверждал, что либерализм освободил мир от рабства, а феодализм претерпевает трансформацию.
Спенсер отразил в своей книге свою позицию по минимизации участия государства в личности. Его намерение состояло в том, чтобы расширить маржу таким образом, чтобы индивидуум осуществлял свою деятельность свободно, без контроля или надзора со стороны государства..
Социология и агностицизм
Спенсер попытался переформулировать общественные науки согласно своим принципам. Можно счесть его «отцом социального дарвинизма», хотя он более сосредоточен на объяснении сложности различных форм организации людей. Он предложил теорию о двух типах общества – военного и индустриального, которые отвечают разным стадиям эволюции. Первый вид пронизан структурами иерархии и подчинения. Второй же основывается на добровольно взятых социальных обязанностях. Военный тип простой, а индустриальный представляет собой сложный организм, но тем не менее является прямым наследником первого. Движущей силой эволюции общества является индивидуализм. Его основа, как говорит философ, это возможность для человека делать все, что он хочет, пока не нарушается свобода другого. Хотя многие консерваторы упрекали Спенсера в атеизме и материализме, он уверял, что вовсе не собирается подрывать основы религии во имя науки а, наоборот, примирить их. Ведь и та и другая полагают, что человеческое познание относительно. Поэтому мы можем изучать только явления (феномены), а не реальность как таковую. Книга, в которой изложил эти взгляды Герберт Спенсер – «Основные начала». Она говорит о том, что мы можем только представить себе окончательную реальность, а по своей природе она является непознаваемой.
Биография
Первые годы
Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, Англия. Он был сыном Уильяма Джорджа Спенсера, противника религии, отклонившегося от методизма высокорелигиозной квакерской общины. Это оказало большое влияние на идеалы его сына.
Джордж Спенсер был секретарем Философского общества Дерби, научного общества, основанного в 1783 году Эразмом Дарвином, дедом Чарльза Дарвина. В то же время Спенсер получил образование в области эмпирических наук от своего отца и от членов Общества, которые преподавали ему додарвиновские концепции…..
Его дядя, Томас Спенсер, был капелланом картезианского монастыря в Хинтоне, и именно у него он получил свое формальное образование. Он обучал его математике, физике и латыни. Кроме того, Томас повлиял на мышление Герберта, привив ему сильные политические идеалы свободной торговли и противодействия вмешательству правительства в различные дела.
С другой стороны, Спенсер был самоучкой и большую часть своих знаний приобрел благодаря умелому чтению и беседам с друзьями и знакомыми.
В молодости Спенсер не довольствовался никакими интеллектуальными дисциплинами; он работал инженером-строителем во время железнодорожного бума конца 1830-х годов и посвящал часть своего времени написанию статей для газет в своем родном графстве…..
Начало его карьеры
С 1848 по 1853 год он был заместителем редактора журнала. В 1851 году он опубликовал свою первую книгу «Социальная статистика», в которой предсказал, что человечество приспособится к требованиям социальной жизни и что власть государства ослабнет.
Его издатель Джон Чепмен подготовил встречу, чтобы познакомить Спенсера с группой радикальных мыслителей, включая Гарриет Мартино, Джона Стюарта Милля, Джорджа Генри Льюиса и Мэри Энн Эванс. Сразу же после знакомства Спенсер вступил в любовную связь с Мэри Энн Эванс.
Дружба между Эвансом и Льюисом позволила ему познакомиться с работой Джона Стюарта Милля «Логическая система» и позитивизмом Огюста Конта. Эти новые отношения привели его к работе всей его жизни: исследованию идеалов Конта.
Как и члены «комнаты Чапмена» и некоторые мыслители его поколения, Спенсер был одержим идеей, что можно доказать, что вся Вселенная может быть объяснена законами универсальной реальности.
Другие богословы придерживались традиционного представления о творении и человеческой душе. Возник конфликт между религиозными и научными концепциями.
Спенсер и агностицизм
Спенсер отвергал традиционную религию, и его репутация среди викторианцев во многом объяснялась его агностицизмом. Религиозные мыслители часто осуждали его за то, что он якобы защищал материализм и атеизм.
С другой стороны, английский социолог подчеркнул, что его намерением было не подорвать религию во имя науки, а примирить их. Спенсер пришел к выводу, что религия занимает место рядом с наукой, когда речь идет о постижении окончательного неизвестного.
Политическая позиция
Взгляды Спенсера основывались на его политических теориях и участии в реформаторских движениях конца девятнадцатого века. Он был одним из пионеров либерализма и философско-политического движения анархо-капитализма.
Американский экономист Мюррей Ротбард назвал «Социальную статику» величайшим произведением либеральной политической философии, написанным на сегодняшний день.