Феноменология культуры
Человеческая культура понимается Мерло-Поти как особая система символов. Главная задача философской рефлексии – все более глубокое понимание этой системы и составляющих ее символов. Их внутренний «логос» ведет воспринимающего культурные символы человека от изначального безмолвия окружающего мира и его первичного восприятия – к слову как главному символу или знаку человеческой культуры. На этом пути бесконечное множество человеческих индивидуальностей, природные и культурные феномены, прошлое, настоящее и будущее – все объединяется, интегрируется в единое целое. Основная роль принадлежит здесь слову, речи, языку. Речь и слово делают человека истинным субъектом исторического процесса, а не только его объектом. Задолго до рождения конкретного человека началась активность человечества по созиданию культурных символов и смыслов, эта деятельность будет продолжаться еще долго после его кончины – однако сам факт обладания речью делает его участником этой многовековой цепи.
Жизнь
кладбище Пер-Лашез
Морис Мерло- Понти родился в 1908 году в Рошфор-сюр-Мер, Шаранта-Инферьер (ныне Приморская Шаранта), Франция. Его отец умер в 1913 году, когда Мерло-Понти было пять лет. После окончания средней школы в лицее Луи-ле-Гран в Париже Мерло-Понти стал студентом École Normale Supérieure, где он учился вместе с Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Симона Вейль и Жан Ипполит. Он посетил «Парижские лекции» Эдмунда Гуссерля в феврале 1929 года. В 1929 году Мерло-Понти получил степень DES (, что примерно эквивалентно MA ) из Парижского университета, на основе (ныне утерянной) диссертации La Notion de множественное понятное chez Plotin («Понятие разумного множества Плотина»), направленное Эмиль Бреье. Он прошел agrégation по философии в 1930 году. Мерло-Понти вырос как католик, но покинул церковь в 1937 году, поскольку считал, что его социалистическая политика несовместима с социальным и политическим учением католической церкви. 197>
Статья, опубликованная во французской газете Le Monde в октябре 2014 года, обосновывает недавние открытия о вероятном авторстве Мерло-Понти романа «Норд». Récit de l’arctique (Grasset, 1928). Сходящиеся источники от близких друзей (Бовуар, Элизабет «Заза» Лакоин), похоже, не оставляют сомнений в том, что Жак Хеллер был псевдонимом 20-летнего Мерло-Понти.
Мерло- Понти сначала преподавал в Lycée de Beauvais (1931–33), а затем получил стипендию для проведения исследований от . В 1934–1935 преподавал в лицее Шартр. Затем, в 1935 году, он стал наставником в Высшей школе нормального образования, где получил докторскую степень на основании двух важных книг: La structure du comportement (1942) и Phénoménologie de la Perception (1945).
После преподавания в Лионском университете с 1945 по 1948 год Мерло-Понти читал лекции по детской психологии и образованию в Сорбонне с 1949 по 1952 год. кафедрой философии Collège de France с 1952 года до своей смерти в 1961 году, что сделало его самым молодым человеком, избранным на эту должность.
Помимо преподавания, Мерло-Понти был также политическим редактором левой Les Temps modernes с момента основания журнала в октябре 1945 года до декабря 1952 года. В юности он читал Работы Карла Маркса и Сартра даже утверждали, что Мерло-Понти обратил его в марксизм. Хотя он не был членом Коммунистической партии Франции и не считал себя коммунистом, он изложил аргумент, оправдывающий советские показательные процессы и насилие в прогрессивных целях в целом в работа «Гуманизм и террор» в 1947 году. Однако примерно три года спустя он отказался от своей прежней поддержки политического насилия, отверг марксизм и отстаивал либеральную левую позицию в «Приключениях диалектики» (1955). Его дружба с Сартром и работа с Les Temps modernes закончились из-за этого, поскольку Сартр все еще более благосклонно относился к советскому коммунизму. Впоследствии Мерло-Понти был активен во французских некоммунистических левых и, в частности, в Союзе демократических сил.
Мерло-Понти внезапно умер от инсульта в 1961 году в возрасте 53 лет, очевидно во время подготовки к занятию по Рене Декарту, оставив незаконченную рукопись, которая была посмертно опубликована в 1964 году вместе с избранными рабочими заметками Мерло-Понти, написанными Клодом Лефортом как The Visible and невидимый. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Феноменология социальных процессов
Мерло-Понти сотрудничал с Жан-Полем Сартром и Симоной де Бовуар в создании и редактировании журнала «Les Temps Modernes» в Париже сразу после Второй мировой войны. Под влиянием Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера Мерло-Понти разрабатывает собственную феноменологическую концепцию, оставившую след в экспериментальной философии и гештальтпсихологии.
Концепция Мерло-Понти сфокусирована на человеческом восприятии и поведении. В своей работе «Структура поведения» он представил интерпретацию различий между ментальной, биологической и физической сферами человеческого существования.
С появлением в 1945 году его работы, посвященной феноменологии восприятия, Мерло-Понти в «табели о рангах» мирового научного сообщества встал на один уровень с такими философами, как Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр.
Подобно им, Мерло-Понти представил собственную теорию человеческой субъективности – однако его теория, как он утверждал, отличается большей технической и методической точностью. С точки зрения экзистенциалистской парадигмы, в рамках которой субъективность предполагает в первую очередь приоритет человеческой свободы, он анализирует марксизм и политические движения, ориентированные на идеи Карла Маркса. Острые и зачастую провокационные выводы, полученные им в результате исследования, вызвали критические отзывы как «справа», так и «слева».
Множество известных ученых — современников Мерло-Понти – увидели в его работах важнейший вклад в феноменологические исследования человеческого существования в окружающем мире. Мерло-Понти представил революционное понимание и толкование многих привычных понятий; его философия – прежде всего философия развития, в ходе которого потенциально возможное становится историческим настоящим.
Книги (5)
В защиту философииРаздел библиотеки: Философия
Морис Мерло-Понти — известнейший философ XX века, автор работ «Феноменология восприятия» (1945), «Смысл и бессмыслица» (1948), «Видимое и невидимое» (1964) и др.
В настоящей книге Мерло-Понти ищет ответ на вопрос: «Что такое философия?» Первейшей задачей философии автор считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследованиях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию «изобретательности» Ле Руа, «исторический рационализм» Маркса, «скептицизм» Монтеня, анализирует идею интерсубъективности Гуссерля, концепции социальной антропологии Мосса и Леви-Сгросса, политические взгляды Макиавелли, то вступая в продуктивный диалог, то резко полемизируя с ними.
Для студентов и преподавателей вузов, историков философии, а также широкого круга читателей, интересующихся культурой Франции XX века.
Читать »
Видимое и невидимоеРаздел библиотеки: Философия
Работа «Видимое и невидимое» представляет существенно новый этап в его творчестве (со времени публикации «Феноменологии восприятия»), который характеризуется выходом за рамки феноменологии, с ее анализом интенциональных отношений, и разработкой «новой онтологии», претендующей на окончательное преодоление фундаментальных категориальных оппозиций классической философии: субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, видимого и невидимого.
Новая онтология разворачивается как онтология плоти, как тематизация дикого бытия, которая в методологическом плане требует диалектического мышления, способного удерживать взаимопереплетение воспринимающего и воспринимаемого.
Став, бесспорно, революционным словом в феноменологии, работа оказала также значительное влияние на представителей других философских течений: герменевтики, структурализма и постструктурализма.
Читать »
ЗнакиРаздел библиотеки: Философия
Морис Мерло-Понти — один из ведущих представителей феноменологическо-экзистенциали-стской философии во Франции.
Значительная часть его книги «Знаки» (гл. I–XI) посвящена поиску ответа на вопрос: что есть философия? Первейшей задачей философии М.Мерло-Понти считает стремление к новому, неизведанному. В своих исследовани ях философ опирается на онтологическое учение Лавеля, интуитивизм Бергсона, концепцию «изобретательности» Ле Руа, исторический рационализм Маркеса, спектицизм Монтеня.
Работы, объединенные названием «Заметки», несмотря на то, что они написаны в 1948–1958 годах, затрагивают ак туальнейшие вопросы современности и вызовут у современного читателя особый интерес: большая часть их посвящена критическому рассмотрению марксистской концепции революции, коммунистического режима, феномену сталинизма и его разоблачению.
Читать »
Око и духРаздел библиотеки: Философия
Морис Мерло-Понти — крупнейший французский феноменолог, оказавший огромное влияние на современную французскую философию и психологию. Преподавал в Сорбонне и Коллеж де Франс. Работал с неопубликованным работами основателя философской феноменологии Эдмунда Гуссерля.
«Око и дух», последнее законченное и прижизненно опубликованное философское эссе ученого, знакомит читателя с интереснейшим опытом феноменологического истолкования творчества Сезанна. Прекрасный литературный стиль, глубокие размышления над таинствами живописи, тонкие психологические наблюдения — все это делает предлагаемую небольшую по величине работу подлинным эстетическим шедевром.
Читать »
Феноменология восприятияРаздел библиотеки: Философия
«Феноменология восприятия» (1945) — наиболее известное произведение крупнейшего французского феноменолога Мориса Мерло-Понти — реализует замысел новой феноменологии, которая исходит не из феноменологически понятого живого тела как целостного «я», субъекта восприятия, мышления, речи, общения и свободы. Широко привлекая и анализируя современные психологические данные и теории, прежде всего гештальттеорию, опираясь на фундаментальные понятия, а иногда и интуицию позднего Гуссерля, Мерло-Понти создает вполне самобытную философию, заставляющую по-новому осмыслить традиционные философские темы и категории.
Читать »
Добавить отзыв