Киники

Введение

Сократ после себя оставил не только свои собственные философские взгляды, но и наследие, которое отразилось в философствованиях его учеников.

Пятеро из учеников Сократа (Антисфен, Аристотель, Евклид, Федон и, конечно, Платон) стали основателями новых философских школ.

Наиболее отличавшейся от других философских течений стала философия Антисфена, последователем которого был Диоген, достигший расцвета учения.

Название кинического учения произошло от греческого слова «собака» из-за того, что его последователи стремились наиболее упростить жизнь, прийти обратно к истокам человека, к животному началу. Они и вели себя подобающе названию.

Однако, мнения насчет этого учения расходятся,, кто-то считает последователей учения невеждами, которые не могут копнуть глубже первичных потребностей человека, другие считают, что это учение указывает путь к настоящей добродетели.

Цель данного реферата, рассмотреть учение киников с разносторонней позиции. Задачи: попытаться проанализировать философствования последователей учения в разные моменты его существования и указать то, к чему они стремились, какие проблемы их интересовали, а главное, к чему они пришли.

Как античный кинизм трансформировался в современном мире

Киник — живущий как собака. Миска с едой, деревянная хижина, никаких элементов культуры. Кажется невероятным для современной эпохи потребления и самоидентификации. Но, тем не менее, античный кинизм нашел пространство для воплощения в реальности. Хоть это и далеко не система нейрохакинга.

Ценности, которые античный кинизм воплощает в современности

Сегодня в саморазвитие заложены скорее принципы стоицизма, нежели какого-либо другого мировоззрения. Исповедание принципов кинизма характерно для людей, которые больше не видят радости в этом мире. Или нет? Ведь даже в кинизме есть своя система ценностей, которой успешно противостоят брендинг агентства:

  • Натурализм. Натурализм, который обусловлен принципами минимальных потребностей для жизни. Не путать с минимализмом. Ведь минимализм он про нахождение гармонии между потреблением и потребностями. Кинизм же ставит в приоритете исключительно минимальные потребности;
  • Субъективизм. Все для торжества независимой личности. Вне государства, вне семьи, вне религии. Киник даже не прочитает этот текст, он ему не нужен. Как не нужна одежда, жилье, образование. Только личный опыт, и ничего более;
  • Индивидуализм. А вот это уже чуть ближе к современности. Как ни странно, но эпидемия, сервисы доставки, нуклеарность общества только способствуют тому, чтобы отойти от социума и жить независимо. Впрочем, как долго?
  • Счастье как самоцель. Как ни странно, но здесь кинизм противоречит современным наработкам в области психологии. Все перечисленные выше факторы позиционируются только как ступени на пути к счастью. Но быть счастливым без круга общения, отношений и поддержки крайне сложно. Если вы не согласны с этим утверждением, что ж, напишите свою позицию в комментарии.

Парадокс в том, что в чистом виде кинизм используют люди, которые даже не знают, что такое кинизм. Однако, если экстраполировать развитие технологий в синтезе с кинизмом, то можно прийти к следующим выводам.

Киберпанк как трансформированный античный кинизм?

Жители античности не могли представить уровень технологического прогресса, которого достигнет человечество за 2000 лет. И если идеи стоицизма исповедуют современные практики КПТ и воплощает в себе философия трансгуманизма, то ценности кинизма исповедует киберпанк:

  • Возможности каждого человека в отдельности становятся все развитее, благодаря технологическому прогрессу;
  • Можно совершенствовать свою личность и тело, отходя от общечеловеческих ценностях, и ориентируясь исключительно на достижения науки и технологий;
  • High tech — low life. Низкий уровень жизни при господстве технологий и инструментов совершенствования личности в тех рамках, которые вы сами считаете приоритетными.

Античный кинизм тесно пересекается с ценностями, которые предлагает киберпанк

Делать всё, ради выживания и большей продолжительности жизни, не обращая внимание на атрибуты “качества”, созданные маркетологами и обществом. Выглядит эта связь вполне логично

Главные представители философии киников

Основателем сократической школы киников был Антисфен, сын афинянина и фракийской рабыни, по афинскому закону незаконнорожденный и неполноправный. Рассказывают, что когда его как-то попрекнули происхождением его матери, он отвечал, что сама мать богов была родом из Фригии. Среди учеников Сократа он был одним из старших: по-видимому, он родился в половине V в. и был софистом и ритором ранее знакомства с Сократом. Он испытал влияние наиболее выдающихся софистов своего времени – Горгия, которого он слушал при первом приезде его в Афины (в 427 г.), Протагора, Продика, Гиппия, и влияние эти сильно сказывалось в нем впоследствии. Увлеченный личностью и нравственным учением Сократа, он сделался самым ревностным его последователем и не покидал его до конца: Платон называет его в числе свидетелей смерти учителя. После этого он основал школу в гимназии Киносарг, которая ранее назначалась для незаконнорожденных; патрон Киносарга Геракл сделался и патроном школы, получившей название кинической

Прямых учеников у Антисфена было, по-видимому, немного, но все же его успех, то внимание, которое он привлекал, были, вероятно, значительны, чем объясняется ожесточенная полемика Платона, нападки , похвала Ксенофонта и несомненное влияние Антисфена на последующую философскую и нравственную мысль. Он умер в глубокой старости, оставив многочисленные сочинения, отличавшиеся своей риторической отделкой

Составленный александрийскими библиотекарями список перечисляет 74 сочинения – философские, риторические и аллегорические толкования на «Илиаду» и «Одиссею».

Антисфен, основатель школы киников

Из ближайших учеников Антисфена известен преимущественно Диоген Синопский, «сумасшедший Сократ», как его называли в древности, «пес», живое воплощение философии киников, основатель кинического «правила жизни», которое он преподавал словом и делом в качестве странствующего нищего проповедника в Афинах и Коринфе, где он умер в 323 г. Среди множества анекдотов о нем или изречений, которые ему приписываются, нет возможности отличить подлинное от вымышленного; но самый образ Диогена, который рисуется в них, несомненно вымышлен быть не мог, точно так же, как и образ Сократа. Диоген имел историческое значение именно своей личностью, этим личным образом, который он так резко запечатлел в умах современников.

Замечательнейшим последователем Диогена был Кратес из Фив. Увлекшись кинической мудростью, он отказался от своего значительного богатства, завещав его сыну, – в случае, если тот не захочет быть философом. Подобно Диогену Кратес вел нищенскую жизнь, которую разделяла с ним его ученица и супруга Гиппархия, также оставившая богатую семью из увлечения проповедью Кратеса. В третьем веке известны киники Менедем и сатирик Менипп; мораль популярных нравственных проповедников III в., Биона и Телеса, тоже проникнута киническим духом, хотя у Биона мы находим оригинальную попытку согласования кинизма с чуждыми ему принципами гедонизма киренской школы

Мало-помалу киническая школа поглощается в сродной ей школе стоиков; но с первого века нашей эры она пробивается в целом ряде странствующих проповедников, привлекающих общее внимание своим юродством, резкостью, грубостью своих нападок на условность человеческих нравов и на ложь цивилизации, наконец, своей проповедью опрощения. Помимо отдельных представителей, каковы Деметрий (при Нероне), Эномай (при Адриане), Демонакс (в первой половине II века), Перегрин Протей, который публично сжег себя на Олимпийских играх в 165 г., можно отметить общее влияние киников на других моралистов этого периода (Дион Златоуст I в., Сенека, Эпиктет и др.)

Суть этики киников

В первую очередь киники считали, что любой социальный институт (например, частная собственность, брак, правительство) и плод цивилизации (образование, наука, предметы роскоши) не должны иметь самодовлеющего значения, но могут быть отвергнутыми. В целом киники демонстрировали негативное отношение к законам государства, отрицали добродетель.

Определение 2

Добродетель – это умение и желание находить середину между двумя крайностями — недостатком какого-то качества и его избытком. Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и её избирает.

Киники говорили о том, что в обществе царит зло, единственный способ противостояния которому – устранение от него, дифференцировка внутреннего мира.

Добродетелью и нравственной нормой киники называли крайний аскетизм. Киники вели жизнь нищих. Например, Диоген отказывался от еды, жилища, одежды. В принципе свое название киники получили за образ жизни – слово «киник» переводится как «собакоподобный».

Аскетизм киникиов был не только физическим, но и духовным. Если физический аскетизм выражался в отрицании материальных благ, то духовная форма аскетизма стала пропагандой малообразованности, малокультурности, отрицанием всего многообразия духовного наследия человечества. Аскетизм часто достигал критических пределов.

Киники также отрицали систему нравственности, которая господствовала в базовых философских учениях знаменитых мыслителей, а также в сознании обычных людей. Сегодня слово «кинический» фактически означает «циничный».

Определение 3

Цинизм – это откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии.

Если первые представители киников веди нравственную жизнь, то их последователи все чаще использовали сущность учения в эгоистических целях.

Тот человек, который ищет спасения в мире, должен найти его внутри себя. Таким образом, он сможет обрести добродетель. Киники считали, что спасение может найти только сам человек, при этом обретая состояние свободы. Очевидным становится тот факт, что трактовка свободы в качестве отрицания всего опыта социума не во имя созидания, а во имя разрушения привела к антисоциальной направленности этической концепции киников.

К другим чертам их учения можно отнести:

  • пропаганду индивидуальной добродетели;
  • подрыв существующих социальных стереотипов.

По существу, взгляды киников на решение проблемы правильного образа жизни стали философским обоснованием нищеты, которая принималась и рассматривалась в качестве высшей нравственной ценности.

Необходимо отметить тот факт, что в отрицании традиционной морали киники порой заходили очень далеко, при этом допуская колоссальное количество преувеличений, напрямую оскорбляя чувства стыдливости.

Подтверждением этой тенденции могут служить следующие факты:

  • указания на то, что Диоген на глазах у людей справлял свои дела, относящиеся «как к Афродите, так и к Деметре»;
  • рассказы о фривольных и грубых действиях, шутках и сквернословии (айсхрологии) киников.

Если принять эти утверждения за истину, то можно сделать вывод о том, что для киников характерна озлобленность и горькие чувства. Киники намеренно пренебрегали нормами общественного приличия, желая при этом возмутить спокойствие благонамеренных граждан

Они привлекали внимание отчаянным преклонением перед «потоком жизни», природой, которая всегда права в любом своем проявлении

Однако истинной причиной всех их выходок можно назвать отчужденный характер подневольного труда в рабовладельческом строе, где подобное отчуждение было откровенным и неприкрытым, лишенным камуфляжа.

Опираясь на этику киников можно сделать вывод о том, что рабочий человек чувствует свободу только при реализации животных инстинктов.

Таким образом, этика киников имела весьма специфические черты, которые в некотором роде были продиктованы сущностью времени и желанием познать внутренний мир личности.

Теория и концепции киников

Кинизм — практическая философия, главным способом доказать свои воззрения киники считали свой повседневный образ жизни. Для них имело значение только то, что можно увидеть, почувствовать или понять. Антисфен, как и его последователи, критиковал теорию Платона о существовании двух миров. Раз идеальный мир увидеть нельзя, значит, его нет; реален лишь тот мир, в котором мы живем. Все умозрительные теории вредны, считали киники. «Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения», — говорил Антисфен.

Но все же у школы киников, как и у других философских школ, была своя теоретическая база. В чем же она заключалась? Они провозглашали три основных принципа существования. Первый принцип, аскесис — упрощение и ограничение своих потребностей, доходящее до предела; сила духа и характера, позволяющая обходится малым. Второй принцип, апедевсия — свобода от любых догм: религиозных, культурных, общественных. Культура и образование, считали киники, убивают истинное знание, поэтому идеал — невежество. Третий принцип, автаркия — автономность и независимость. Киникам не нужны ни семья, ни государство, ни другие общественные образования.

«Диоген» (Ж.-Л. Жером, 1860)

Таким образом, в центре философии киников находится человек с его внутренним миром и естественными потребностями. Киники пытаются обнаружить, что для человека является истинным благом, и приходят к выводу, что это — предельная естественность. Человек должен следовать внутренним потребностям и оставаться самим собой.

Поделиться ссылкой

Общие сведения о школе киников

Любая моральная философия, в конечном счете, является продуктом своего времени. Социальная направленность философских учений в большей степени характерна для стоиков и киников. Эти этические концепции часто называют «философскими утешениями».

Общей чертой различных философских воззрений является пессимистичная идея о том, что мир рушится, и человек находится в постоянной необходимости выживать. При этом «крушение мира» может произойти по различным причинам, которые имеют личный и общий характер. При любой ситуации перед человеком может возникнуть проблема сохранения человеческого достоинства.

Ученик Антисфена, Диоген Синопский реализовал идеи учителя в собственной жизни. В связи с этим деятельность школы киников часто связывается с его именем. Этическая теория киников возникла из-за неудовлетворенности философов жизнью людей. Учение киников нельзя понять вне связи с идеей и социальной средой, в которой эта идея была сформирована. Формирование этики киников происходило в условиях кризиса, а также крушения базовых мировых социальных институтов, которые наблюдались внутри империи Александра Македонского.

Внутри общества сформировался определенный посыл этики киников, которые имел много общего с другими учениями Древней Греции, существовавшими в разное время. Прежде всего, данная тенденция касается эвдемонистической установки, говорящей что человек достигает счастья, если следует собственной добродетели. Высшим счастьем для человека по Антисфену является «возможность быть счастливым».

Учение киников

Учителями Антисфена были софисты (прежде всего Горгий) и Сократ.
Занимались киники, в основном, этическими проблемами, мало внимания уделяя теории познания. Смыслом жизни они считали достижение добродетели. В этом киники были прямыми наследниками Сократа, который говорил, что знание есть добродетель, а гармония морали и разума должна быть фундаментом существования. Антисфен преобразовал эту формулу, говоря, что цель знания — добродетель. О гармонии здесь и речи нет. Самостоятельного смысла знание не имеет. Под добродетелью же киники понимали сокращение материальных потребностей см. аскетизм и независимость от общества и государства

В разуме важно только то, что непосредственно влияет на практическую жизнь. Но киники не формулировали, что они понимали под знанием (разумом).
Свою задачу киники видели в приведении человека к добродетели

Знания для достижения добродетели, по их мнению, неважны, нужно лишь желание. При этом киники не призывали мыслить и поступать как они сами, главное — добродетельно жить, чему можно научиться. Важным в их учении было то, что человек сам, а не общество (государство) или боги, ответственен за свои поступки, в которых человек руководствуется своим, и только своим, разумом. Иначе говоря, они призывали человека жить не по законам окружающего общества, а в соответствии с его собственными моральными критериями.
Независимость от государства киники видели в космополитизме, называя себя гражданами мира, а не отдельной страны. Само понятие космополит было сформулировано впервые ими. Провозглашение себя космополитами привело киников к непризнанию общественных законов и правил, что некоторые из них наглядно демонстрировали.
Киники отвергали многие общественные ценности своего времени, мешающие, с их точки зрения, добродетельной жизни.
Богатство, популярность и власть либо не имеют значения (по мнению одних киников), либо ведут (по мнению других), к уничтожению разума, превращая человека в нечто искусственное. И наоборот, плохая слава, бедность полезны, ибо они ведут человека назад к природе, к естественности.
Добродетельный (то есть мудрый), говорили киники, ничего не желает: как боги, он самодостаточен. Они призывали к отмене собственности и различий в общественном положении.

В теории познания киники по своему решали проблему отношения единичного и всеобщего. Номиналисты по сути, они утверждали, что определения и утверждения либо ложны, либо тавтологичны. Они отвергали возможность каких-либо логических построений. Идей, в Платоновском понимании, по их мнению, не существуют. Идеи сохраняются только в сознании, думающих о них. «Лошадь вижу, а лошадность видеть не могу»— широко известная фраза Антисфена. В философских воззрениях киников часто смешивались монотеистические и материалистические взгляды.

Мудрец в рваном плаще

Первая и главная проблема, встающая при изучении биографии и творчества киников, — нехватка достоверных сведений о них (впрочем, вообще мало кому из античных философов повезло в этом смысле так же, как Платону). Большая часть первоисточников утеряна безвозвратно, а дошедшие до нас тексты зачастую фрагментарны и могут приписываться тем или иным авторам ошибочно. Современники, оставившие свидетельства о киниках, нередко относились к ним с предубеждением. А монументальный труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», один из самых ценных источников сведений по этой теме, представляет собой скорее пестрое собрание анекдотов, чем серьезную монографию. К тому же автор жил на несколько веков позже тех, о ком он писал.

Киников трудно назвать «школой» в буквальном понимании этого слова. У них не было своего центра преподавания, каким для Платона и его воспитанников стала Академия, для Аристотеля — Ликей, а для Зенона Китийского — расписная стоя. Формальной традиции передачи знаний от учителя к ученику у киников тоже не существовало. Однако были общие ценности и модели поведения, которым старались следовать все представители течения.

В ученой среде долго велись споры о том, кого правомерно считать первым киником: одни называли Антисфена, другие — Диогена Синопского, третьи же знаменитого «человека-собаку» вообще не причисляли к этому направлению, полагая, что оно возникло позже. Сейчас большинство исследователей всё же признаёт его основателем течения, а «промежуточным звеном» между ним и Сократом, по их мнению, стал Антисфен.

Этот философ, живший в V–IV веках до н. э., был незаконнорожденным сыном свободного грека и фракийской рабыни. В молодости Антисфен учился у софиста Горгия, а в более зрелом возрасте стал последователем Сократа: чтобы послушать учителя, он ежедневно проходил по 40 стадиев (около 8 километров) в одну сторону.

Ксенофонт в диалоге «Пир» описывает дружескую попойку, в которой участвует Сократ со своей паствой.

Из диалога Платона «Федон» мы узнаём, что Антисфен стал одним из очевидцев смерти Сократа и предшествовавших ей событий. Унижение и казнь любимого учителя, вероятно, должны были произвести на него сильнейшее впечатление и породить жгучую неприязнь к ценностям и жителям афинского полиса.

После смерти Сократа Антисфен становится преподавателем в гимназии на холме Киносарге, где учились такие же неполноправные граждане, как и он сам. Некоторые историки философии предполагают, что от названия возвышенности (в переводе с греческого «белый пес») и произошло слово «киники». Более популярна, однако, другая трактовка: с точки зрения добропорядочного афинянина, жизнь панк-мыслителей той поры не очень отличалась от собачьей — так они и получили свое прозвище.

Эпатажный афинянин полагал, что для достижения счастья хватит одной добродетели: «…для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы. Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний. Мудрец ни в чём и ни в ком не нуждается, ибо всё, что принадлежит другим, принадлежит ему. Безвестность есть благо, равно как и труд».

Вслед за Сократом Антисфен утверждал, что именно добродетель, а не стремление к удовольствиям и есть цель человеческой жизни, и даже говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению».

Он был довольно плодовитым литератором, оставившим после себя, как пишет Диоген Лаэртский, десять томов сочинений, из которых до наших дней дошли лишь несколько отрывков и два текста, написанных им еще в бытность софистом. Антисфен делал своими персонажами простых ремесленников и бедняков, а не аристократов-философов, становившихся героями диалогов Платона. Афинян, гордившихся собственным происхождением, предтеча киников презирал и говорил, что они ничуть не родовитее улиток или кузнечиков.

В области логики, по словам Навиа, Антисфен отрицал возможность определения явлений. Абстрактного «человека» не существует в природе — есть лишь отдельные люди, которых мы называем по имени.

Методы киников

Основатели кинизма серьёзное внимание уделяли личному примеру для доказательства своей правоты. Свои теории, являясь последователями Сократа, многие киники доказывали на себе, строя жизнь в соответствии со своим учением

Стоик Эпиктет называл их «атлетами добродетели» . Но киники часто доводили принципы Сократа до абсурда. Отвергая общественные ценности своего времени некоторые из киников, для доказательства своей правоты, насмехались на общественными условностями в весьма шокирующей манере. «Сократом, сошедшим с ума» называл Диогена Платон. Таким образом они добивались понимания сущности своего учения.

Учитывая, что среди киников было много шарлатанов, за душой которых ничего, кроме вызывающего проведения, не было, неудивительно, что киники критиковались и осмеивались своими современниками и потомками

Обращает на себя внимание тот факт, что современное «цинизм» произошло от «кинизм».
Однако нельзя, по мнению некоторых исследователей, эксцентричность, бесстыдство нескольких представителей считать основной характеристикой всей школы.
Поздние киники отчасти адаптировались к своему времени и избежали грубой экстравагантности Диогена. Но они сохранили сущность учения Антисфена нетронутой и удержали почётное место в римской мысли.
Бытует мнение, что киники были необразованными изгоями общества

Но это касалось далеко не всех. Косвенным свидетельством их образованности является тот факт, что Антисфен, Диоген, Кратет были уважаемыми в Афинах воспитателями. Сохранились внушительные списки литературных произведений киников, но сами произведения, по большей части, не сохранились. Однако киническая литература рассматривается современными исследователями, как важная часть культурной жизни Греции и Рима. В литературе, как и в жизни, киники предпочитали конкретные примеры теоретическим рассуждениям. Эти примеры они часто давали в созданных ими литературных жанрах: апофтегмы, диатрибы, мелиямбы.

Оценка философии киников

Философия киников есть крайний индивидуализм, который в своем последовательном развитии приводит к социальному и моральному аморфизму: человеческое общество разрешается в какой-то бесформенный агрегат, не имеющий смысла и цели, поскольку истинная цель есть цель чисто индивидуальная, цель личного блага, личного освобождения и самоспасения. Все нравственные узы, соединяющие людей – связи дружбы, родства, простого человеколюбия – подлежат упразднению во имя идеала внутренней свободы и безусловного грубого эгоизма. Чем же объясняется в таком случае киническая проповедь, которая давалась нелегко новым пророкам? Они видят в своем подвижничестве высшую миссию: философ есть посланник Зевса, врач-целитель душ, освободитель человечества, пророк истины. Несмотря на тщеславие, нередко сквозившее сквозь лохмотья нищенской одежды киников (слова Сократа про Антисфена, Diog. L. VI, 8), несмотря на погоню за эффектом, которая не останавливается ни перед чем, в этой проповеди скрывалась серьезная нравственная мысль и нравственный протест, вызванный сознанием высшей природы, духовности человеческой личности. В философии киников слышался отголосок подлинного учения Сократа, который умел пробуждать в душах «негодование против собственного рабства» и сознание абсолютной ценности духа. Если они отвергали безусловно всякую иную ценность, если в своем индивидуализме они совершенно игнорировали этику Сократа, то надо видеть и ту долю правды, которая заключалась в их протесте против современного им нравственного и культурного строя, несомненно разлагавшегося и обреченного на гибель. Учение киников называли «философией греческого пролетариата», но они обращались не к одним «нищим и обездоленным», – они проповедовали свободу всем и каждому, противополагая закаленную волю – роскоши и изнеженности и обличая «чад» предрассудков и условностей, опутывающих человеческую жизнь. Но есть ли цель личного самоосвобождения истинная и высшая цель человека, разумная и вместе естественная цель его? Дают ли киники истинную свободу и истинное счастье с их бесчеловечным протестом против нравственных устоев человеческого общества, против семьи, государства, культуры? И если благо заключается в личном счастье, то нищенская добродетель киников в своей постоянной борьбе против естественных склонностей человека, против врожденного стремления к наслаждению есть скорее путь к несчастной жизни и бесчувствию, а не к счастью и радости. Их свобода есть чисто отрицательная свобода. Нас не должно удивлять поэтому, что параллельно кинической школе возникла другая, диаметрально противоположная ей, искавшая высшее благо в наслаждении. То была киренская или гедоническая школа (ἡδονή – удовольствие).

По материалам работ прославленного дореволюционного русского философа С. Трубецкого

Значение кинизма в философии

Смысл формулировок Диогена и
Кратета, имевших грандиозный успех в свое тревожное время, состоял в отвержении
Ир разоблачении великих иллюзий, двигавших поведением людей:

погони за удовольствиями;

очарованностью богатством;

страстного желания власти;

жажды славы, блеска и успеха.

Все это, по мнению киников,
влекло к несчастью. Воздержание от этих иллюзий, апатия и автаркия — условия
зрелости и мудрости. А в конечном счете, счастья, — этот тезис стал общим
местом для всех философских течений эллинизма, как для «Стои» Зенона,
так для «Сада» Эпикура, скептиков.

Кинизм оказался менее жизненным,
относительно других философских течений, в силу: экстремизма и анархизма; неравновесия
в основе; духовного убожества.

Экстремизм кинизма заключается в
том, что осуждение ценностей или пристрастий, освященных традицией, и
преследование их без соответствующего выдвижения взамен альтернативных
ценностей решительно ничего не спасает.

Неравновесие в основе и
нетрезвость духа киников состояла в сведении человека, в конечном счете, к
животному началу, считая необходимыми потребностями животные, а значит,
потребности примитивного человека, вместе с тем, запрашивая активность
духовного плана, т.е. то, что примитивному человеку не доступно, поэтому
сократовское «психе» было обречено.

Наконец, духовная нищета кинизма
заключается не только в том, принижается наука и культура, но и в том, что
философский аспект его редуцирован до такого уровня, на котором невозможно
более никакое обоснование. Эмоциональное восприятие ценностей собственной
миссии — единственное основание кинизма.

Древние называли кинизм
наиболее краткой дорогой к добродетели. Однако, мы можем сказать, что кратких
дорог в философии, как и в жизни, нет. Это явно обнаружилось в стоицизме, где
«дорога к добродетели» уже длинна, и чтобы завоевать души, следовало
переосмыслить кинизм.

Однако в кинизме изначально было
заложено немало противоречий, вызвавших закат учения.

Как уже говорилось, кинизм
оказался менее жизненным, относительно других философских течений, в силу: экстремизма
и анархизма; неравновесия в основе; духовного убожества.

Экстремизм и анархизм,
предполагавшие крайнюю степень индивидуализации, сразу отчуждали это учение от
общества и государства. Очень популярным это учение в изначальной своей форме
не могло быть, так как оно отрицало все общепринятые ценности и традиции.

Призыв к животному началу
человека в кинизме достиг экстремума. Отрицались духовные потребности человека,
наука и культура.

Из всего выше сказанного можно
понять, что кинизм вел не к добродетели, а в темноту и невежество, обрекавшие
это учение на закат.

Древние называли Кинизм наиболее
краткой дорогой к добродетели. Однако, мы можем сказать, что кратких дорог в
философии, как и в жизни, нет. Это явно обнаружилось в стоицизме, где «дорога
к добродетели» уже длинна, и чтобы завоевать души, следовало переосмыслить
кинизм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: