Поль дюкас

Примечания

  1. ^ Lockspeiser, p. 89
  2. ^ Шварц, Мануэла и Г. В. Хопкинс. «Дюка, Пол». Grove Music Online , Oxford Music Online, по состоянию на 19 марта 2011 г. (требуется подписка)
  3. ^ Хавард де ла Монтань, Денис. «Paul Dukas» , Musica et Memoria (французский текст), по состоянию на 18 марта 2011 г.
  4. ^ Шверке, Ирвинг. «Поль Дюка: краткая оценка» , The Musical Quarterly , июль 1928 г., стр. 403–412, по состоянию на 17 марта 2011 г. (требуется подписка)
  5. ^ «Paul Dukas» , The Musical Times , июль 1935 г., стр. 655–656, по состоянию на 17 марта 2011 г. (требуется подписка)
  6. , цитируется в Grove.
  7. ^ Лэнгхэм Смит, Ричард (1994). Примечания к компакт-диску Chandos 209225
  8. Ориентировочное время: 10 минут 04 секунды на HMV LP 1432 ( Симфонический оркестр NBC и Артуро Тосканини , 1957); 10′ 44″ на DG CD 419 617-2 ( Берлинский филармонический оркестр и Джеймс Левин , 1987); 11′ 31″ на компакт-диске Chandos CHAN 241-32 ( Ольстерский оркестр и Ян Паскаль Тортелье , 1989); и 11 футов 33 дюйма на Decca CD 421 527-2 Монреальского симфонического оркестра и Шарля Дютуа , 1989 г.
  9. ^ Lockspeiser, p. 92
  10. Локспайзер, с. 90
  11. Николас, Джереми. «Дукас» , Граммофон , июль 2006 г., с. 74, по состоянию на 18 марта 2011 г.
  12. Чандос CD 8765 (1988)
  13. ^ Арнольд, Денис и Ричард Лэнгхэм Смит. «Дюка, Пол (Авраам)». Оксфордский компаньон к музыке . Эд. Элисон Лэтэм, Oxford Music Online, по состоянию на 19 марта 2011 г. (требуется подписка)
  14. ^ Уолш, с. 110
  15. Таубман, Ховард. «Тосканини в Америке» , The Musical Quarterly, апрель 1947 г., стр. 178–187 (требуется подписка)
  16. Локспайзер, с. 91
  17. Джефферсон, с. 184
  18. «Ariane et Barbe-Bleue» , Evene , по состоянию на 18 марта 2011 г.
  19. ^ (1990). Примечания к компакт-диску Chandos 208852, с. 5
  20. , Честер Новелло, по состоянию на 19 марта 2011 г.
  21. Джонс, с. 207
  22. Биографический указатель членов и ассоциаций королевской академии Бельгии (1769–2005). стр. 104
  23. Cimetière du Père Lachaise. Участок: 87-й отдел (колумбарий), урна 4938.

биография

Поль Дюкас, второй сын в еврейской семье, состоящей из троих детей, родился в Париже. Ее отец Жюль Джейкоб Дюкас — банкир, а мать Евгения — пианистка. Когда Полу было пять лет, его мать умерла, родив третьего ребенка, Маргариту-Люси. Дюкас брал уроки игры на фортепиано и проявлял не по годам развитый музыкальный талант, так как в 14 лет начал сочинять во время выздоровления. Учился в школе Тюрго . Он поступил в Парижскую консерваторию в конце 1881 года в возрасте 16 лет; учился игре на фортепиано у Жоржа Матиаса, гармонии у Теодора Дюбуа и композиции у Эрнеста Гиро . Среди его одноклассников — Клод Дебюсси, с которым он подружился и в память о котором он позже сочинил пьесу для фортепиано под названием «Жалоба на удаленную фауну» … С этого периода сохранились две увертюры: Гетц де Берлихинген ( 1883) и Король Лир (1883). Рукопись последнего была найдена в 1990-х годах, а впервые произведение было выполнено в 1995 году.

Дюкас получил различные призы, в том числе второе место на Prix ​​de Rome за свою кантату Велледа в 1888 году. Разочарованный этой неудачей, он покинул консерваторию в 1889 году. После службы в армии он начал двойную карьеру, посвятив себя критике и музыкальное произведение.

Дукас начал свою карьеру критика в 1892 году со статьи об исполнении «Кольца нибелунга » Рихарда Вагнера под управлением Густава Малера в Ковент-Гарден в Лондоне  ; эта статья была опубликована в The Weekly Revue . Позже он также писал для Minerve, La Chronique des Arts, La Gazette des beaux-Arts и мюзикла Le Courrier . Его дебют в Париже как композитора состоялся премьерой увертюры Polyeucte, написанной в 1891 году и дирижированной Шарлем Ламурё во главе оркестра Ламурё в г.Январь 1892. Эта работа, вдохновленная одноименной трагедией Корнеля, показывает влияние Вагнера.

В году Поль Дюкас сменил Шарля-Мари Видора в Парижской консерватории на должности профессора композиции и оркестровки  ; его учениками были, в частности, Михал Кондрацкий, Жеан Ален, Тони Обен, Самуэль Бод-Бови, Морис Дюруфле, Жорж Фавр, Жан Юбо, Жан Лангле, Хоакин Родриго, Дариус Мийо и Оливье Мессиан .

Умелое оркестратором, он пользовался популярностью у публики в 1897 году, с его знаменитой скерцо Ученик Чародея, вдохновленный стихотворением Der Zauberlehrling из Гете (и известным общественности благодаря фильмам Фантазии и Фантазии 2000, Disney Studios ). В этот период он также написал симфонию и два своих великих фортепианных произведения, написанных для создавшего их пианиста Эдуарда Рислера (Соната ми-бемоль минор и Вариации, Интерлюдия и Финал на тему Рамо ). Затем он посвятил себя своей опере Ariane et Barbe-Bleue на либретто бельгийского писателя Метерлинка, опере, которая имела успех в 1907 году. Его последним крупным опубликованным сочинением был балет La Péri, который он, однако, чуть не сжег перед первым. спектакль 1912 г.

Тарелка 84 rue du Ranelagh в Париже.

Во второй половине своей жизни перфекционизм действительно привел к тому, что он уничтожил многие из своих партитур, включая по крайней мере вторую симфонию, симфоническую поэму, сонату для фортепиано и скрипки, лирическую драму и два балета.

Его прах покоится в колумбарий на кладбище Пер-Лашез в Париже н O  4938 (северном углу). Его жена ( Léon Блум невестка через его сестру Терез ) умерла в 1947 году в возрасте 63 лет и его единственной дочери Адриенн, в возрасте 38 лет, в аварии с DC-7 из Браниффа International в Майами, на25 марта 1958 г..

Его имя носят многие музыкальные заведения, например Консерватория Поля-Дюка, 51 rue Jorge-Semprùn в Париже в 12-м округе Парижа.

В период с 1924 по 1935 год он живет по адресу n o  84 rue du Ranelagh ( 16- й округ Парижа ). Мемориальная доска отдает ему дань уважения.

Поль Дюка читал класс композиции в 1929 году в Парижской консерватории . Слева направо, возле фортепиано: Пьер Майяр-Верже, Эльза Баррен, Ивонн Деспорт, Тони Обен, Пьер Ревель, Жорж Фавр, Поль Дюка, Рене Дюкло, Жорж Югон, Морис Дюрюфле . Справа сидят: Клод Арье, Оливье Мессиан .

***

Поиск синтеза музыки и литературы, осуществляемый Дюка, происходит в том же ключе, что и у Вагнера. Отвергая прямую экстраполяцию принципов вагнеровской оперной реформы на французскую cцену, Дюка берет на вооружение концепцию Gesamtkunstwerk, которая, по мнению Х. Май­норс, имела решающее значение для развития собственных идей Дюка о му­зыкаль­ной драме . Дюка сходным с Вагнером образом понимает не только саму суть драмы, но и ее историческое развитие (например, видит ее истоки в греческом театре; см. ).

Оригинальность концепции Дюка определяется следующими смысловыми акцентами и нюансами.

1. Почитая, как и Вагнер, музыкальную драму вершиной жанровой иерархии и высшей формой синтеза искусств, Дюка противопоставляет феномены драмы и театра, рассматривая их «в качестве двух противоположных измерений» искусства. Он ставит «драматических музыкантов», авторов «симфонических поэм», выше «театральных музыкантов», то есть «просто» оперных композиторов: «Бетховена выше Россини, Вагнера выше Мейербера, Берлиоза выше Доницетти» .

2. Дюка акцентирует две составляющие драмы: музыку и слово. В эстетике Дюка они являются равноправными в художествен­ном отношении выразителями имманентного смыс­ла драмы, однако играют разную роль в про­цессе ее создания.

3. Слово в драме предстает в виде поэмы, в связи с концептом поэтической идеи. Дюка понимает поэму не как особый литературный жанр, а как специфический тип художественного высказывания, обладающий особенной утонченностью, философской глубиной и «экспрессией».

4. Утверждается первичность музыки в творческом процессе. Музыка понимается как язык, способный транслировать смысл, неподвластный языку вербальному: «Цель <…> музыки — выражение» . Подобно Дебюсси, Дюка считает музыку языком невыразимого.

5. Музыкальная эмоция становится истоком драмы, дарующим импульс поэтической идее, ее первопричиной. Именно суть и характер музыкальной эмоции определяют атмосферу драмы, ее художественный смысл.

6. В результате «музыка и поэма взаимопроникают до такой степени, что стано­вится невозможным понять, откуда берут свое происхождение эмоции, или, скорее, как музыка становится поэмой и заставляет пренебречь либретто <…>» . Это и есть высшая форма синтеза двух искусств, музыки и ли­тературы.

Paul Dukas

Дата рождения
01.10.1865
Дата смерти
17.05.1935
Профессия

композитор, педагог

Страна
Франция

B 1882-88 учился в Парижской консерватории y Ж. Mатьяса (класс фортепиано), Э. Гиро (класс
композиции), 2-я Pимская премия за кантату «Bелледа» (1888).
Уже первые его симфонические произведения — увертюра «Полиевкт» (по
трагедии П. Корнеля, 1891), симфония (1896) вошли в репертуар
ведущих французских оркестров. Mировую известность принесло
композитору симфоническое скерцо «Ученик Чародея» (по балладе И. B.
Гёте, 1897), блестящую оркестровку которого высоко оценил H. A.
Pимский-Корсаков. Произведения 90-x гг., a также «Соната» (1900) и
«Bариации, интермедия и финал» на тему Pамо (1903) для фортепиано в
значительной степени свидетельствуют o влиянии творчества P.
Bагнера, C. Франка.

Hовая веха в композиторском стиле Дюка — опера «Aриана и Cиняя
борода» (по пьесе-сказке M. Mетерлинка, 1907), близкая
импрессионистской манере, отличающаяся также стремлением к
философским обобщениям. Богатые колористические находки этой
партитуры получили дальнейшее развитие в хореографической поэме
«Пери» (на сюжет древне-иранской легенды, 1912, посвящена первой
исполнительнице главной роли — балерине H. Tрухановой),
составляющей яркую страницу творчества композитора.

Произведения 20-x гг. характеризуются большой психологической
сложностью, утончённостью гармоний, стремлением к возрождению
традиций старой французской музыки. Чрезмерно обострённое
критическое чувство заставило композитора уничтожить многие почти
законченные сочинения («Соната» для скрипки и фортепиано и др.).

Значительно критическое наследие Дюка (более 330 статей). Oн
сотрудничал в журналах «Revue hebdomadaire» и «Chronique des Arts»
(1892-1905), в газете «Le Quotidien» (1923-24) и др. периодических
изданиях. Дюка обладал обширными познаниями в области музыки,
истории, литературы, философии. Eго статьи отличались
гуманистической направленностью, верным пониманием традиций и
новаторства. Oдним из первых во Франции он оценил творчество M. П.
Mусоргского.

Дюка вёл большую педагогическую работу. C 1909 профессор Парижской
консерватории (до 1912 — оркестровый класс, c 1913 — класс
композиции). Oдновременно (c 1926) возглавлял кафедру композиции в
«Эколь нормаль». Cреди его учеников — O. Mессиан, Л. Пипков, Ю. Г.
Крейн, Cи Cин-хай и др.

Cочинения:

опера — Aриана и Cиняя борода (Ariane et Barbe-Bleue,
1907, т-p «Опера комик», Париж; 1935, т-p «Гранд-Опера», Париж);
балет — хореографич. поэма Пери (1912, т-p «Шатле», Париж; c A.
Павловой — 1921, т-p «Гранд-Опера», Париж); для орк. — симфония
C-dur (1898, исп. 1897), скерцо Ученик Чародея (L’Apprenti sorcier,
1897); Для фп. — соната es-moll (1900), Bариации, интерлюдия и
финал на тему Pамо (1903), Элегический прелюд (Prelude йlegiaque
sur le nom de Haydn, 1909), поэма Жалоба фавна в отдалении (La
plainte au Ioin du faune, 1920) и др.; Bилланелла для валторны и
фп. (1906); вокализ (Alla gitana, 1909), Сонет Pонсара (для голоса
и фп., 1924; к 400-летию co дня рождения П. де Pонсара) и др.;
новая ред. опер Ж. Ф. Pамо («Галантная Индия», «Принцесса
Hаваррская», «Празднества Pамиры», «Hелей и Mиртис», «Зефир» и
др.); завершение и оркестровка (совм. c К. Cен-Cансом) оперы
«Фредегонда» Э. Гиро (1895, т-p «Гранд-Опера», Париж).

Литературные сочинения: Wagner et la France, P., 1923; Les ecrits
de P. Dukas sur la musique, P., 1948; Cтатьи и рецензии
композиторов Франции. Конец XIX — начало XX вв. Cост., перевод,
вступ. статья и коммент. A. Бушен, Л., 1972. Письма: Correspondance
de Paul Dukas. Choix de lettres etabli par G. Favre, P., 1971.

Список работ

Опубликовано композитором

  • Гётц фон Берлихинген, Ouvertüre nach Goethe für Orchestra (1883)
  • Полиевкт , увертюра для оркестра (1891)
  • Симфония до мажор (1895–96)
  • Ученик чародея , для оркестра (1897)
  • Соната для фортепиано ми-бемоль минор (1899–1900)
  • Вариации, интерлюдия и финал на тему Рамо для фортепиано (ок. 1899–1902)
  • Ариана и Барбблю , опера (1899–1907)
  • Вилланель , для валторны и фортепиано (1906)
  • Элегическая прелюдия к имени Гайдна , для фортепиано (1909)
  • Вокализ-этюд (alla gitana) для голоса и фортепиано (1909)
  • La Péri , балет (poème dansé) (1911; позже дополненный Fanfare pour précéder La Péri (1912))
  • Laplate, au loin, du faune… , для фортепиано (1920)
  • Любовь , сонет для голоса и фортепиано (1924)
  • Аллегро , для фортепиано (1925)
  • Modéré , для фортепиано (?) (1933; опубликовано посмертно в 1936 году)

Ранние неопубликованные работы

  • Air de Clytemnestre , для голоса и небольшого оркестра (1882)
  • Гетц де Берлихинген , увертюра для оркестра (1883)
  • Король Лир , для оркестра (1883)
  • Chanson de Barberine , для сопрано и оркестра (1884)
  • La fête des Myrthes , для хора и оркестра (1884)
  • L’ondine et le pêcheur , для сопрано и оркестра (1884)
  • Эндимион , кантата для трех солирующих голосов и оркестра (1885)
  • Интродукция к поэме «Les Caresses» для фортепиано (1885)
  • Lavision de Saül , кантата для трех сольных голосов и оркестра (1886)
  • La fleur , для хора и оркестра (1887)
  • Фуга (1888)
  • Hymne au soleil для хора и оркестра (1888)
  • Велледа , кантата для трех солирующих голосов и оркестра (1888)
  • Семеле , кантата для трех солирующих голосов и оркестра (1889)

Разрушенные и проектируемые работы

  • Хорн и Рименхильда , опера (1892)
  • L’arbre de science , опера (1899)
  • Le fil de parque , симфоническая поэма (около 1908 г.)
  • Le nouveau monde , опера (ок. 1908–1910)
  • Песнь Медузы , балет (1912)
  • Симфония № 2 (после 1912 г.)
  • Соната для скрипки (после 1912 г.)
  • La tempête , опера (ок. 1918 г.)
  • Хореографические вариации , балет (1930)
  • Безымянное оркестровое произведение для Бостонского симфонического оркестра (1932 г.)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: