Чайковский

Alexander Siloti

Дата рождения
09.10.1863
Дата смерти
08.12.1945
Профессия

дирижёр, пианист

Страна
Россия

Окончил в 1882 Московскую консерваторию, где
учился игре на фортепиано у Н. С. Зверева и Н. Г. Рубинштейна (с
1875), по теории — у П. И. Чайковского. С 1883 совершенствовался у
Ф. Листа (организовал в 1885 «Общество Листа» в Веймаре). С 1880-х
гг. приобрёл европейскую известность как пианист. В 1888-91
профессор по классу фортепиано Моск. консерватории; среди учеников
— С. В. Рахманинов (двоюродный брат Зилоти), А. Б. Гольденвейзер. В
1891-1900 жил в Германии, Франции, Бельгии. В 1901-02 главный
дирижёр Московского филармонического общества.

Культурно-просветительская деятельность Зилоти особенно интенсивно
развернулась в Петербурге (1903-13), где он организовал ежегодные
циклы симфонических концертов, которыми руководил как дирижёр.
Позднее организовал и камерные концерты («Концерты А. Зилоти»),
отличавшиеся исключительным разнообразием программ; принимал в них
участие и как пианист.

Большое место в его концертах занимали новые произведения русских и
зарубежных композиторов, но главным образом сочинения И. С. Баха. В
них участвовали известные дирижёры, инструменталисты и певцы (В.
Менгельберг, Ф. Мотль, С. В. Рахманинов, П. Казальс, Э. Изаи, Ж.
Тибо, Ф. И. Шаляпин). Музыкально-образовательную ценность
«Концертов А. Зилоти» увеличивали аннотации к концертам (их писал
А. В. Оссовский).

В 1912 Зилоти основал «Общедоступные концерты», в 1915 — «Народные
бесплатные концерты», в 1916 — «Русский музыкальный фонд» для
помощи нуждающимся музыкантам (при содействии М. Горького). С 1919
жил в Финляндии, Германии. С 1922 работал в США (там приобрёл
большую, чем на родине, известность как пианист); преподавал
фортепиано в Джульярдской музыкальной школе (Нью-Йорк); среди
американских учеников Зилоти — М. Блицстайн.

Как пианист Зилоти пропагандировал творчество И. С. Баха, Ф. Листа
(особенно успешно исполнял «Пляску смерти», 2-ю рапсодию, «Пештский
карнавал», концерт No 2), в 1880-90 — П. И. Чайковского (концерт No
1), произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, в
1900-е гг. — А. К. Глазунова, после 1911 — А. Н. Скрябина (особенно
«Прометей»), К. Дебюсси (Зилоти был одним из первых исполнителей
произведений К. Дебюсси в России).

В обработках и редакциях Зилоти издано много фортепианных сочинений
(он редактор концертов П. И. Чайковского). Зилоти обладал высокой
исполнительской культурой, широтой музыкальных интересов. Его игра
отличалась интеллектуализмом, ясностью, пластичностью фразировки,
блестящим виртуозным мастерством. Зилоти был прекрасным
ансамблистом, играл в трио с Л. Ауэром и А. В. Вержбиловичем; Э.
Изаи и П. Касальсом. В огромном дирижёрском репертуаре Зилоти
выделялись сочинения Листа, Р. Вагнера (особенно увертюра к
«Мейстерзингерам»), Рахманинова, Глазунова, Э. Грига, Я. Сибелиуса,
П. Дюка и Дебюсси.

Соч.: Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: