Виды чередования звуков и его принципы

Отличие формообразования от словообразования

Форма не новое слово, мы лишь немного меняем старое. Разберемся на машинах. Мы можем перекрасить машину в другой цвет, например, из красного в синий. Мы поменяли лишь оболочку, после покраски наша приора так и останется приорой, к сожалению. Это и есть формообразование. 

Процессом образования формы в русском языке считается:

  1. Изменение по падежам, роду, лицу, числу: собака — собакам.
  2. Образование сравнительной степени прилагательного: более милый — милее — милый. Подробнее в статье «Прилагательное».
  3. Образование деепричастия или причастия от глагола: делать — делающий — делая.
  4. Образование прошедшего или будущего времени: желаю — желал — буду желать.
  5. Образование повелительного наклонения: петь — пой.  Подробнее в статье «Глагол».

Когда мы образуем новое слово, мы придаем ему новое значение, делаем его новой частью речи. Мы будто покупаем новую машину. Этот процесс называется словообразованием:

Кот — кошка — кошачий

Чередование гласных звуков в корнях слов: орфографические особенности

Чередование (второе название – альтернация) – способность звуков заменять друг друга в рамках одной морфемы. Чередуются гласные с гласными и согласные с согласными при изменении грамматических форм слова.

Существуют два вида чередования звуков.

  1. Исторические. Они не поддаются объяснению и связаны с утратой звуков ˂ь˃, ˂ъ˃ в старославянском языке (льсть – льстить);
  2. Фонетические чередования гласных звуков. Второе название – позиционные. Эти чередования напрямую зависят от размещения звука в слове.

Значение корня после чередования остается неизменным, слова по-прежнему родственные или однокоренные. Альтернация, чаще всего, наблюдается на границе корня с суффиксом или окончанием. Нужно выучить чередования звуков, иначе часто будут допущены ошибки в словах.

Начнем с чередования гласных звуков в корне.

Чередование гласных е/и, а/о в корнях слов

Чередование гласных е/и – одно из самых сложных. Как правильно написать: соберу или собиру?

Лови простое, но очень полезное стихотворение от Винни Пуха:

Когда за корнем -а- встает, то в корне буква -и- живет!

Пишем -и-:

Убир̀ать в комнате, запир̀ать дверь, вытир̀ать стол.

Пишем -е-:

Застел̀ить постель, в̀ыжег много топлива, блест̀еть на солнце.

При словообразовании происходит чередование в пределах одной морфемы:

  • о→е: возить-везти;
  • о→ы: перебросить-перебрасывать;
  • о→ы→у: сохнуть-засыхать-сухой;
  • о→е→и: сбор-соберу-собираю.

В языкознании есть такое понятие – «беглые гласные». Остановимся на нем подробнее. Это такие гласные, которые чередуются с нулевым звуком при изменении грамматической формы слова (именительного падежа в родительный):

Примеры:

  • ров (что?)-рва (чего?);
  • шов-шва;
  • день-дня;
  • лев-льва;
  • коробок-коробка;
  • дворец-дворца;
  • бережок-бережка.

Чередование гласных звуков в корне -о-/-а- тоже вызывает сложности у детей и даже взрослых.

Рассмотрим три группы корней:

Если гласная в любом из этих корней находится под ударением, то нужно писать -а-, если без ударения, то -о-.

Примеры, когда пишем -а-: красивый заг̀ар, уг̀арный газ, кл̀аняться Богам, наг̀ар на свече, разг̀ар праздника.

Пишем -о-: загор̀еть на солнце, поклон̀ение Богам, укл̀он реки, твор̀ить добро, сотвор̀ить чудо.

Запоминаем еще одно стихотворение, теперь от поросенка Пятачка:

Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение!

Сложны в написании гласные звуки в корнях-лаг-/-лож-, -кас-/-кос-. На помощь придет таблица.

Пишем -о-:ласковое прикосновение, мобильное приложение, предложение руки и сердца.

Пишем -а-: прикасаться к печи, прилагать усилия, налагать обязательства.

В корне с чередованием -скак-/скоч- перед звуком -к- нужно писать -а-, перед -ч- указывается -о-:

  • Прискакать на коне, черная скакалка;
  • выскочить из комнаты, заскочить в гости, подскочить от страха.

В корнях -мак-/моч- написание гласного звука является смысловым:

  • Макать хлеб в вино, обмакнуть кисть в краску;
  • промокнуть под ливнем, намочить прививку, промочить ноги.

Под наш пристальный взор попали корни -плав-/-плов-. Буква -о- пишется только в двух словах: пловец, пловчиха. В остальных словах пишется -а-:

Поплавок на карася, плавник рыбы, плавать в море, плавучий остров.

Представляете, есть еще одна группа интересных корней! Это -раст-/-ращ-/-рос-. Безударный гласный звук -а- в корне пишется перед -ст-, -щ-.

Примеры:

Зеленое раст̀ение, ̀отрасли науки, в̀ыращенный бриллиант.

Итак, давайте разместим все корни в одной таблице:

Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица

Чередующиеся глас­ные в корне — это заме­на глас­ных «а» и «о», «и» и «е» в раз­ных фор­мах одно­го и того же сло­ва или в род­ствен­ных сло­вах. Таблица с при­ме­ра­ми и исклю­че­ни­я­ми помо­жет усво­ить пра­ви­ло напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных.

Корень Правило Примеры

-ГАР- -ГОР- Под уда­ре­ни­ем пишет­ся А, без уда­ре­ния — О Уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь
-КЛАН- -КЛОН- Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О, под уда­ре­ни­ем то, что слы­шит­ся кла́нять­ся склоне́ние, укло́н, наклони́ться
-ТВАР- -ТВОР- Без уда­ре­ния пишет­ся бук­ва О, под уда­ре­ни­ем в соот­вет­ствии с про­из­но­ше­ни­ем тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р Исключение: у́тварь
-ЗАР- -ЗОР- Без уда­ре­ния пишет­ся А, под уда­ре­ни­ем то, что слы­шит­ся зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́рень­ка Исключение: зорева́ть
-ПЛАВ- -ПЛОВ- Всегда пишет­ся бук­ва А, кро­ме двух слов сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь плове́ц, пловчи́ха
-КАС- -КОС- Буква А пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-, О – в осталь­ных слу­ча­ях касание, касатель­ная коснись, прикосно­ве­ние
-МАК- -МОК- Буква А пишет­ся в корне со зна­че­ни­ем «погру­жать в жид­кость», бук­ва О — «про­пус­кать, впи­ты­вать жид­кость» макать вымокнуть, намокнуть
-РАВН- -РОВН- А пишет­ся в корне, име­ю­щем зна­че­ние «оди­на­ко­вый, рав­ный, сход­ный», О — при зна­че­нии «ров­ный, пря­мой, глад­кий» равно­пра­вие, сравнять (счет) подровнять Исключение: рав­ни­на, уро­вень, порав­нять­ся, поров­ну
-РАСТ- -РАЩ- -РОС- Буква А пишет­ся перед ст, щ, О — перед осталь­ны­ми бук­ва­ми отрасти, наращен­ный, поросль Исключение: отрасль, росток, ростов­щик, Ростов, Ростислав
-СКАК- -СКОЧ- Буква А пишет­ся перед к, О — перед ч скакал­ка, выскочка Исключение: ска­чок, лич­ные фор­мы гла­го­ла ска­кать – ска­чу и пр.
-ЛАГ- -ЛОЖ- Буква А пишет­ся перед г, О — перед ж полагать, облагать отложить, обложение
-БЕР-/-БИР- -ДЕР-/-ДИР- -МЕР-/-МИР- -ПЕР-/-ПИР- -ТЕР-/-ТИР- -ЖЕГ-/-ЖИГ- -БЛЕСТ-/-БЛИСТ- -СТЕЛ-/-СТИЛ- -ЧЕТ-/-ЧИТ- Буква И пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а-, Е — в осталь­ных слу­ча­ях набирать — наберу отдирать — отдерешь отмирать — отмереть отпирать — отпереть стирать — стереть прижигать — прижёг блистать — блестя­щий застилать — застелить вычитать — вычеты
-ИМ-/-А(Я) -ИН-/-А(Я)- Сочетание -ИМ- или -ИН- пишет­ся, если за кор­нем сле­ду­ет -а- пережимать — пережать занимать — занять начинать — начать

Чередующиеся глас­ные «о» или «а», «и» или «е» в корне слов пишут­ся в зави­си­мо­сти от раз­ных усло­вий:

  • места уда­ре­ния (гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор-, зар-зор-);
  • нали­чия или отсут­ствия суф­фик­са -а- после кор­ня (кас-/кос-, бер-/бир-, мер-/мир- и пр.);
  • конеч­ной бук­вы кор­ня (скак-/скоч-, раст-/ ращ-, рос-);
  • смыс­ло­вых раз­ли­чий (равн-/ровн-, мак-/моч-).

Безударные глас­ные в корне с чере­до­ва­ни­ем невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, изме­нив грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брав род­ствен­ное сло­во. В таких сло­вах в удар­ном поло­же­нии пишет­ся та глас­ная, кото­рая слы­шит­ся.

Написание без­удар­ных чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне выби­ра­ем в соот­вет­ствии с орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом рус­ско­го язы­ка. Наглядно пред­ста­вим в таб­ли­це пра­ви­ло, при­ме­ры напи­са­ния чере­ду­ю­щих­ся глас­ных в корне слов и исклю­че­ния.

Проверь себя

Задание 1.Выберите верный вариант ответа:

Примерить (одежду) — глагол, где есть корень с чередованием.Горнолыжный (курорт) — прилагательное, где есть корень с чередованием.

  1. Верны оба варианта
  2. Верно только первое утверждение
  3. Верно только второе утверждение
  4. Оба утверждения ложны

Задание 2.Выберите верный вариант ответа:

Буду болеть и болел — это разные формы слова, а не новые слова.Читать и читающий — это разные формы слова, а не новые слова.

  1. Верны оба варианта
  2. Верно только первое утверждение
  3. Верно только второе утверждение
  4. Оба утверждения ложны

Задание 3.Выберите строчку(и), в которых все слова имеют корни с чередованиями:

  1. выб_рать, к_сой, д_рижер
  2. б_регу, заст_лать, з_ревать
  3. р_стовщик, зап_рать, зан_мать
  4. сн_ть, зам_рать, утв_рь

Задание 4.Выберите строчку(и), в которых все слова имеют корни с чередованиями:

  1. посн_мать, заж_гаю, г_реть
  2. Р_стов, к_сался, пр_крывать
  3. забл_стеть, пост_рать, пл_вец
  4. м_крица, соч_тать, г_ревать

Задание 5.Выберите верный вариант ответа:Лощеный — лоск — однокоренные слова.Морфемный разбор нужен, чтобы понять, от чего образовано слово.

  1. Верны оба варианта
  2. Верно только первое утверждение
  3. Верно только второе утверждение
  4. Оба утверждения ложны

Ответы: 1 — 4; 2 — 1; 3 — 3, 4; 4 — 1, 3; 5 — 2.

Ударение — как влияет на изменение гласных в корне слова

С суффиксом -а- напрямую связано правописание в следующих морфемах:

  • -кас- // -кос-;
  • -мир- // -мер-;
  • -дир- // -дер-;
  • -тир- // -тер-;
  • -пир- // -пер-;
  • -стил- // -стел-;
  • -блист- // -блест-;
  • -жиг- // -жег-;
  • -бир- // -бер-.

Но здесь следует помнить, что в -кас- // -кос- наличие упомянутого суффикса предполагает написание -кас-: кАсАться. Его отсутствие требует написания -кос-, к примеру, прикоснулся.

К тому же суффикс -а- предполагает в ряде слов написание -и- в корне. Этим правилом объясняется написание следующих корней:

  • -кас- // -кос- (касание — прикосновение);
  • -мир- // -мер- (отмирать — замер);
  • -дир- // -дер- (задирать — задеру);
  • -тир- // -тер- (затирать — затер);
  • -пир- // -пер- (запирать — запер);
  • -стил- // -стел- (застилать — застелю);
  • -блист- // -блест- (блистать — блистеть);
  • -жиг- // -жег- (зажигать — зажег);
  • -бир- // -бер- (забирать — заберу).

Представленные выше корни могут встречаться во многих частях речи, будь то существительные, прилагательные или глаголы. Но корни со следующими чередованиями характерны только для глаголов:

  • -бол- // -бал-(болтать — подбалтывать);
  • -бодр- // -бадр- (бодрить — подбадривать);
  • -говор- // -гавар- (говорить — разговаривать);
  • -готов- // -гатавл- (готовить — приготавливать);
  • -добр- // -дабр- (сдобрить — задабривать);
  • -долб- // -далбл- (долбить — задалбливать);
  • -корм- // -кармл- (кормить — подкармливать);
  • -мороз- // -мораж- (морозить — замораживать);
  • -молод- // -молаж- (молодить — омолаживать);
  • -прос- (прош-) // -праш- (просить — спрашивать);
  • -смотр- // -сматр- (смотреть — присматривать);
  • -тороп- // -торапл- (торопиться — поторапливаться).

В данном случае буква «а» в корне зависит от наличия суффиксов -ыва- // -ива-.

Общие сведения о безударных гласных

Проверяемыми безударными гласными называются такие гласные в корне, на которые не падает ударение, и они нечётко слышатся, но их можно проверить, подобрав однокоренное слово или его другую грамматическую форму.

Столкнувшись с ними, пишущий человек сомневается, что написать на месте гласного в слабой редуцированной позиции.

  • Есть гласные – И, Ы, У, которые без ударения просто произносятся с меньшим напряжением воздуха. И орфография тут не страдает, мы всё равно пишем И, Ы, У.
  • Труднее дело обстоит с гласными О, А, Э и их мягкими аналогами. Без ударения эти звуки переходят в иные, например, О в А, Э в И. Происходит качественная редукция, следовательно, требуется проверка ударением.

Проще всего подобрать родственную форму, чтобы проблемное место стало отчётливо слышно. При верном подборе спорный звук становится под ударение, однозначно давая понимание верного написания слова, и по аналогии станет понятно, как написать исходное: .

Непроверяемые ударением гласные следует запоминать, а при необходимости обращаться к орфографическому словарю: .

Чередующиеся гласные — наиболее проблемный участок в орфографии, поскольку однокоренные слова с орфограммой есть, но они не являются проверочными, а еще больше запутывают. Ударением слабую позицию не проверишь. Группы с чередованиями регулируются специальными правилами и рядом исключений.

Безударная чередующаяся гласная корня

Безударные гласные корня обычно делят на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Каждая из этих групп имеет свои особенности. Выясним в нашей статье отличительные черты безударных чередующихся гласных корня (и под ударением), определимся с их правописанием.

Когда в том же самом корне, не меняющем лексического значения, используются разные гласные, тогда эти гласные именуются чередующимися (угар – угореть).

В разных словах чередующиеся гласные бывают в сильной (ударенной) позиции и без ударения.

В отличие от проверяемой безударной гласной, чередующаяся не проверяется ударением: она от него зависит. Под ударением следует писать ту гласную, которая воспринимается на слух. В целом для верного написания чередующихся гласных надо запомнить соответствующие корни и правила выбора гласных в них.

Опишем правила выбора чередующихся гласных. К каждому из них приведем примеры безударных чередующихся гласных корня слова или под ударением:

  • Корни, в которых гласная зависит от ударения: гар – гор (ударная «а», безударная «о»: перега́р, подгоре́ть), зар – зор (ударная «а» или «о», безударная «а»: зо́ри, за́рево, заря́), клан – клон и твар – твор (ударная «а» или «о», безударная «о»: покло́н, кла́няться, поклоне́ние; тво́рчество, творе́ние);
  • Корни, в которых гласная зависит от суффикса: бирА – бер, дирА – дер, тирА – тер, пирА – пер, мирА – мер, жигА – жег, стилА – стел, блистА – блест и блесн, читА – чет (если после корня -а-, то пишем «и»: забирАть – заберу, зажигАть – поджег, блистАть – блестки), касА – кос (если после корня -а-, то пишем «а»: касАться – прикосновение);
  • Корни, в которых гласная зависит от следующего за ней согласного: раСТ, раЩ – роС (зараСТать – нараЩивать – подроСший), скаК – скоЧ (прискаКать – прескоЧить), лаГ – лоЖ (предлаГать – предлоЖение). Исключения: отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов; скачу, скачи, скачок;
  • Корни, в которых гласная зависит от смысла слова: равн – ровн ( «а» в словах со значением «одинаковый», «о» в словах со значением «прямой»: приравненный, уравнение – ровный, выровнять), мак – мок («а» в словах со значением «окунать, погружать во что-то», «о» в словах со значением «пропускать жидкость»: макать – промокнуть). Исключения: уровень, равнина, ровесник, поровну.

За последнее десятилетие произошли существенные изменения в орфографических словарях. Это коснулось и слов с чередующейся гласной. Так раньше зоревать (зорянка) являлось исключением и писалось через «о», а сейчас рекомендуемый вариант с «а» (заревой).

Для удобства запоминания корней с чередующейся гласной они собраны в размещенную ниже таблицу:

  • гар – гор
  • зар – зор
  • клан – клон
  • твар – твор
  1. бирА – бер
  2. дирА – дер
  3. тирА – тер
  4. пирА – пер
  5. мирА – мер
  6. жигА – жег
  7. стилА – стел
  8. блистА – блест, блесн
  9. читА – чет
  10. касА – кос
  • раСТ, раЩ – роС
  • скаК – скоЧ
  • лаГ – лоЖ

Внимательно прочитав статью, мы выяснили, какие безударные гласные считаются чередующимися. Составили список корней с такими гласными (приведены в таблице). Определили правила выбора верной гласной.

Корни с чередованием. Все правила

Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е:

  • -бир-а // -бер- (собИрать — забЕрёшь)
  • -пир-а // -пер- (запИрает — подпЕреть)
  • -дир-а //-дер- (сдИрать — дЕрёт)
  • -тир-а // -тер- (стИрать — вытЕреть)
  • -жиг-а //-жеч- (сжИгать — сжЕчь)
  • -блист-а // -блест- ( блИстать — блЕстеть)
  • -стил-а // -стел- (перестИлать — застЕлешь)
  • -чит-а //-чест- (почИтать — почЕсти)
  • -мир-а //-мер- ( замИрал — замЕреть)

Правило II. Корни с чередованием А//О

Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О:

  • -кас-а //-кос- (кАсаться – кОснуться)
  • -лаг-а // -лож- (полАгать – полОжить)

Правило III. Корни с чередованием А//О

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О:

-рАст-//-рАщ- // -рОс- (вырАсти– вырАщенный — вырОсли).

Исключения: росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Правило IV. Корни с чередованием А//О

Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О:

-скак // -скоч- (скАкать– вскОчить).

Правило V. Корни с чередованием А//О

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О:

  • -гАр -//- гор- (загАр – загорать)
  • -клАн-//-клон- ( клАняться – поклониться)

Правило VI. Корни с чередованием А//О

Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О:

Исключения: зорянка, зоревать.

-зОр-//-зар- (заря – зОрька)

Правило VII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О:

-мак -//- мок- (макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

Правило VIII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А, но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О:

Употребление в речи

Лексические единицы с чередованием в корне е, и нередко встречаются в пословицах и повседневной речи:

  • Ветерок ласково перебирает лепестки акации. Сквозь плотные тучи пробирается мутный свет луны.
  • Капли дождя блестят на солнце. На кольце блистал крупный бриллиант.
  • Утренний туман расстилается вдоль озера. Иван неохотно писал список.
  • Путникам нужно разжечь костер и составить новый маршрут. Он молча разжигал очаг.
  • Чтобы не зашла собака, ему пришлось подпереть дверь. Когда Алексей принимает позу мыслителя, он подпирает подбородок.
  • Золото и в грязи блестит. Правая рука вытирает левую, а левая правую.

Таблица «Чередование гласных в корне слова»

Корень

От чего зависит написание

Примеры

1) -раст- (-ращ-) // -рос-

2) -лаг-//-лож-

3) -скак-//-скоч-

От следующей буквы в корне слова:

1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;

2) перед г пишем а, перед ж — о;

3) перед к пишем а, перед ч — о.

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

2) Приложить, полагающий.

Исключение: пóлог (это слово уже не связывается с корнем -лаг-//-лож-).

3) Скакать, вскочить.

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.

4) -гар-//-гор-

5) -твар-//-твор-

6) -клан-//-клон-

От ударения — в безударном положении пишем букву о.

4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.

Исключения: при́гарь, вы́гарки.

5) Творе́ние, творе́ц.

Исключение: у́тварь.

6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.

7) -зар-//-зор-

8) -плав-//-плов-

От ударения — в безударном положении пишем букву а.

7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.

8) Поплаво́к, плаву́честь.

Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.

9) -мак-//-моч-

10) -равн-//-ровн-

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

 

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).

11) -бер-//-бир-

12) -дер-//-дир-

13) -пер-//-пир-

14) -тер-//-тир-

15) -мер-//-мир-

16) -жег-//-жиг-

17) -стел-//-стил-

18) -блест-//-блист-

19) -чет-//-чит-

20) -кас-//-кос-

От следующего суффикса -а-:

11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;

 

11) Выбирать, соберу.

12) Выдирать, сдерут.

13) Запирать, отпереть.

14) Стирать, стереть.

15) Умирать, умереть.

16) Сжигать, выжег.

17) Расстилать, застелить.

18) Блистать, блестеть.

19) Вычитать, вычет.

Исключения: сочетание, сочетать.

20) Прикасаться, прикоснуться

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Интересный факт!
В заданиях ЕГЭ слова-исключения из таблицы относятся к словам с чередующейся гласной.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Тренировочные упражнения

Упражнения на закрепление знаний по теме чередование и е в корнях слов полезны не только учащимся. Потренироваться и проверить грамотность может каждый желающий.

Задание № 1

Вставить пропущенные буквы в словосочетаниях: бл. стит роса, самоцветы бл. стают, соб. ираются в гости, соб. ремся в театр, зап. рать на ключ, зап. реть дверцу, ст. реть надпись, ст. рать белье, заст. лать постель, ст. лить скатерть.

Решение: блЕстит, блИстают, собИраются, собЕремся, запИрать, запЕреть, стЕреть, стИрать, застИлать, стЕлить.

Задание № 2

Выписать слова с пропусками в колонки таблицы. К тем, которые в первой колонке, подобрать проверочные. В словах, выписанных в третью колонку, выделить суффикс а, если он есть.

Текст: С. нтябрь называют в народе задумчивым. Травы понемногу увядают, покрываются бл. стящими паутинками. Природа зам. рает перед грядущими пер. менами. Отличными «метеорологами» считают бурундуков. Они начинают запасать корм, как только почувствуют пр. ближение осенних холодов. Однако сначала они проводят «ревизию» уровня старых пр. пасов, оч. щают кладовые, выст. лают их новыми сухими листьями. Запасы бурундук делает весь с. нтябрь, соб. рая до восьми килограммов орешков, с. мян, грибов.

Правописание корней с гласными
Проверяемыми Непроверяемыми Чередующимися

Игра.

  1. В существительном бирка пишется И не потому, что далее следует суффикс а. В этом случае а — окончание, а первый слог под ударением, и звук отчетливо слышен.
  2. В корне слова примирение пишется И. Проверочное слово — мир.
  3. В существительном собиратель пишется И. Определить букву помогает «ослиное» правило И-А.
  4. Слово зажигалка подчиняется «ослиному» правилу. Это существительное, но хорошо слышно сочетание звуков И-А.
  5. В прилагательном блестящий пишется Е, поскольку далее следует я, которое обозначает звук , а также мягкость предыдущего согласного.

С этой целью рекомендуется обогащать словарный запас и регулярно посещать онлайн-порталы, где представлено много других интересных упражнений.

Особенности сочетания

У чередования букв есть определенные особенности. Если согласные шипящие или мягкие в ударном положении, после них ставится е. Однако при ее произношении говорят е или о, что зависит от слов. Например, тереть — терка , блестеть — блестки . Подобным корням соответствует явление «беглый гласный». Это значит, что в некоторых словах гласная буква выпадает из основной морфемы. Наглядные примеры:

  • раздирать — раздерет — разодрать;
  • прибирать — приберу — прибрать;
  • подпирать — подопри — подпереть;
  • пересчитать — вычет — вычту.

У слов с чередующимися е, и есть и другая особенность. Глаголы с и, суффиксом а — несовершенного вида, глаголы с е в корне — совершенные. Совершенная форма отвечает на вопросы «что сделать?» и «что сделает?». Несовершенную можно отличить по вопросам, на которые она отвечает («что делает?», «что делать?»). К таким глаголам подходит следующая схема: …и…ать (несов вид)/…е.(.) ть (сов вид). Определив форму глагола, несложно проставить в слове е или и.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

Отметим исто­ри­че­ские тра­ди­ци­он­ные чере­до­ва­ния соглас­ных в корне слов:

г//ж//з

  • друг -друж­ба — дру­зья,
  • подру­га — друж­ный,

д//ж//жд

  • выход, ходок — выхо­жу — выхож­де­ние,
  • водить — вожу — вожде­ние,
  • родить — роже­ни­ца — рож­де­ние,
  • насла­дить­ся — насла­жде­ние,
  • бро­дить — бро­же­ние,
  • еда — слад­ко­еж­ка,

к, ц, ч//т

  • пота­кать — потат­чик,
  • кабак — кабат­чик,
  • казак — казатчи­на,
  • турок — турец­кий,
  • кру­пи­ца — кру­пит­ча­тый,
  • рес­ни­ца — рес­нит­ча­тый,
  • таб­ли­ца — таб­лит­ча­тый,
  • добы­ча — добыт­чик,
  • раз­да­ча — раз­дат­чик,

к//ч//ц

  • кли­кать — клич — вос­кли­цать, вос­кли­ца­ние,
  • ткать — ткач — ткац­кий,
  • бул­ка — булоч­ная,
  • пустяк — пустяч­ный,

к// ц//ч

лик — лицо — личи­ко,

т//ч//щ

осве­тить — све­ча — осве­ще­ние,

ст//щ

  • мостить — мощё­ный,
  • крест — кре­щё­ный,
  • тол­стый — тол­щи­на,
  • густой — гуще,

ск//щ

  • воск — вощё­ный,
  • треск — тре­щать,
  • дос­ка — доща­тый,
  • лоск — лощё­ный,
  • иск — ищей­ка, сыщик,
  • плес­кать — пле­щет,

г//ж

  • вью­га — вьюж­ный,
  • бакла­га — баклаж­ка,
  • ков­ри­га — ков­риж­ка,
  • бума­га — бумаж­ка,
  • серь­га — сереж­ка,
  • лачу­га — лачуж­ка,
  • пичу­га — пичуж­ка,
  • застег­нуть — застёж­ка,
  • рас­тя­ги­вать — врас­тяж­ку,
  • Волга — волж­ский,
  • варяг — варяж­ский,
  • Норвегия — нор­веж­ский, нор­ве­жец, нор­ве­жен­ка.

з//ж

  • ска­за­ние — ска­жу,
  • воз­ра­зить — воз­ра­же­ние,
  • моро­зить — моро­же­ное,
  • иска­зить — иска­же­ние,

с//ш

  • отно­сить — отно­ше­ние,
  • носить — ноша,
  • согла­сие — согла­ше­ние,
  • про­сить — про­ше­ние,

х//ш

  • ухо — уши, ушной, науш­ни­ки,
  • успех — успеш­ный,
  • сума­то­ха — сума­тош­ный,
  • грех — греш­ный, греш­ни­ца,
  • вспа­хать — вспаш­ка,
  • соха — сош­ка,
  • бло­ха — блош­ка, бло­ши­ный,
  • пух — пушок, пуши­стый,

ц//ч

  • отец, отцов, отцов­ский — отче­ство, отчий, Отечество,
  • серд­це — сер­деч­ный, сер­деч­ность,
  • заяц — зай­чи­ха, зай­чо­нок,
  • яйцо — яич­ный, яич­ни­ца,

Укажем более ред­кое чере­до­ва­ние соглас­ных н//ш:

  • ладонь — ладо­шка,
  • гар­монь — гар­мош­ка,
  • окно — окош­ко,
  • баран — бара­шек,
  • кар­ман — кар­ма­шек,
  • голов­ня — голо­веш­ка.

В кор­нях слов и их форм может про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных:

  • б//бл: влю­бить — влюб­лен­ность, губить — губ­лю, дро­бить — дроб­ле­ние,
  • п//пл: сыпать — сып­лю, насы­пать — насып­лен­ный, высы­пать — высып­лю,
  • м//мл: кор­мить — корм­лю, корм­ле­ние, выкор­мить — выкорм­лен­ный,
  • в//вл: уди­вить — удив­ле­ние, выло­вить — вылов­лен­ный, нало­вить — налов­лю, при­ба­вить — при­бав­ле­ние,
  • ф//фл: раз­гра­фить — раз­граф­лять, раз­граф­лю, раз­граф­лен­ный.

Морфемы

Морфема — неделимая наименьшая часть слова.

Все слова имеют определенную структуру, в этом они чем-то похожи на конструктор. “Детальки”, из которых мы можем образовать слово, называются морфемы.

Давайте теперь представим слово в виде собранного дома и рассмотрим основные части:

Почему слово похоже на дом?Основная часть дома — корень. В нем хранится главная информация о слове. Эта морфема есть в любом слове. Во всех родственных словах будет один и тот же корень, поэтому родственные слова имеют общее лексическое значение.Для словообразования используются суффиксы (у дома это чердак) и приставки (гараж). Приставки стоят перед корнем, ПРИстраиваются к слову. Суффиксы идут после корня. В слове может и не быть этих морфем, дом может быть без гаража и без чердака. 

В русском языке есть еще инфиксы, конфиксы и другие “-фиксы”, но они не изучаются в школе. Возможно, когда-нибудь на филологическом факультете вы откроете их страшную тайну…

Корень, суффиксы, приставки образуют основу слова. После основы идет окончание, которое постоянно меняется, тем самым помогая образовывать новые формы слова. Окончание может быть нулевым, то есть отсутствовать в слове.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: