Основные работы
Русско-английский словарь под редакцией Смирницкого. М, 1958. Титульный лист
- Книги и брошюры
- Объективность существования языка: Материалы к курсам языкознания / Под ред. В. А. Звегинцева. М.: МГУ, 1954.
- Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства: Материалы к курсам языкознания / Под ред. В. А. Звегинцева. М.: МГУ, 1955.
- Древнеанглийский язык / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1955.
- Лексикология английского языка / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1956 (2-е изд. 1998).
- Синтаксис английского языка / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1957 (2-е изд. 2007, 3-е изд. 2009)
- Морфология английского языка / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1959.
- История английского языка: средний и новый период. М., 1965.
- Лекции по истории английского языка / Под ред. О. А. Смирницкой. М.: Добросвет, 1998.
- Статьи
- К вопросу о языке старших северных рунических надписей // Вестник Московского университета. 1947. № 8;
- Некоторые замечания о принципах морфологического анализа основ // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. М., 1948, вып. 5, с. 21—26.
- К вопросу о слове (проблема «отдельности слова») // Вопросы теории и истории языка в свете трудов И. В. Сталина по языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1952, с. 182—203.
- Об особенностях обозначения направления движения в отдельных языках (к методике сопоставительного изучения языков) // Иностранные языки в школе, 1953, № 2, с. 3—12.
- Так называемая конверсия и чередование звуков в английском языке // Иностранные языки в школе, 1953, № 5, с. 21—31.
- К вопросу о слове (проблема «тождества слова») // Труды Института языкознания АН СССР. Т. 4. М., 1954, с. 3—49.
- Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы грамматического строя. М.: АН СССР, 1955, с. 11—53.
- Перфект и категория временной отнесенности. Состав перфектных форм. Значение перфекта // Иностранные языки в школе. 1955, № 1, с. 3—11; № 2, с. 15—29.
- Аналитические формы // Вопросы языкознания, 1956, № 2, с. 41—52.
- Составитель и редактор
- «Большой русско-английский словарь», 1948 (и переизд.);
- Хрестоматия по истории английского языка с VII по XVII в. / Под ред. В. В. Пассека. М.: ИЛ, 1953.
«Д’Артаньян и три мушкетера»
Нельзя сказать, что этот фильм 1977 года стал решающим в карьере Валентина Георгиевича, но именно благодаря «Трем мушкетерам» вся страна знает и любит Смирнитского — Портоса.
Когда режиссер Юнгвальд-Хилькевич пригласил Смирнитского сниматься в картине, тот долго недоумевал, думая, какая же роль ему достанется. Персонаж никак не вязался в его воображении с представлением о собственном амплуа и внешности: Валентин был высок ростом, строен и худощав (рост 188 см, вес 75 кг). Однако режиссера это не смутило. С помощью накладок и грима актер превратился в благородного, великодушного и необыкновенно сильного любителя вкусной еды, вина и женщин толстяка Портоса.
Валентин Смирнитский в роли Портоса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»
Ради «мушкетеров» актеру пришлось отказаться от съемок за рубежом, но он ни разу не пожалел о своем решении. Съемочный процесс доставил Смирнитскому, Боярскому, Смехову и Старыгину массу положительных эмоций, артисты крепко сдружились и отлично вжились в роли, оставаясь любителями приключений даже за кадром.
Валентин Георгиевич снимался во всех продолжениях киноэпопеи: «Мушкетеры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». После премьеры 4-серийного сериала «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» вышел в свет документальный проект «Возвращение мушкетеров. Фильм о фильме», куда вошли кадры со съемок и интервью артистов, исполнявших главные роли.
Фильмы
Кинокарьера Смирнитского началась с эпизода в молодежной комедии «Я шагаю по Москве». Для студента «Щуки» эта была «халтура», возможность заработать на жизнь — актера даже нет в титрах. Никто не предполагал, что это будет шедевр.
Через 3 года после окончания училища молодой артист появился на экране уже в главной роли в комедии «Семь стариков и одна девушка» (1968). На одной площадке с ним играли секс-символ Светлана Савелова и плеяда великолепных актеров: Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов и другие. Для своего времени картина была очень смелой: в ленту вставили переозвученный отрывок популярного французского фильма «Фантомас разбушевался» с Луи де Фюнесом. На пробах на роль Володи Тюпина Смирнитский обошел Станислава Любшина и Игоря Ясуловича.
В этом же году фильмографию актера пополнил шпионский фильм «Щит и меч» по одноименному роману Вадима Кожевникова. Специально для этого проекта Вениамин Баснер и Михаил Матусовский написали ставшей популярной песню «С чего начинается Родина».
Последующие годы до выхода мюзикла «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979) актер был занят в основном в фильмах-спектаклях.
В 90-е артисту доставались роли 2-го плана, а в 2000-х Смирнитский начал сниматься в сериалах. На его счету такие проекты, как «Марш Турецкого», «На углу у Патриарших», «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», «Папины дочки», «Ералаш» и пр. Ассортимент ролей Валентина Георгиевича огромен — от Леонида Ильича Брежнева до бандитов.
В 2014-м Смирнитский вошел в главный актерский состав сериала «Чиста вода у истока». Его коллегами по съемочной площадке стали Владислав Котлярский и Сергей Марин. Сцены тюремного заключения снимались в настоящем СИЗО, исполнительница главной женской роли Екатерина Кузнецова сама, без дублеров, участвовала в постановке драк.
Детство и юность
Валентин Смирнитский родился 10 июня 1944 года. Семья будущего актера жила на Арбате, в коммунальной квартире «генеральского» дома. Отец Георгий Иванович был сценаристом документальных фильмов, а мама Елена Сергеевна работала в кинопрокате.
Смирнитским принадлежало 2 комнаты в коммуналке: в одной жили родители с младшей дочерью Машей, в другой — мамины родители с Валей. Несмотря на опеку дедушки и бабушки Валентин умудрялся большую часть времени проводить на улице. Уличное «образование» не замедлило сказаться на поведении и успеваемости мальчика, и в 9-м классе его отчислили из школы за драку с одноклассником. Парнишка пошел учиться в вечернюю школу, где и открыл в себе талант к актерскому мастерству.
Юноша поступил в училище имени Бориса Щукина, которое благополучно окончил в 1965 году. В то время учеба буквально спасла его от депрессии, поскольку дома он не мог находиться: страшная болезнь настигла отца. Как говорит сам Смирнитский, он «малодушно сбежал из дома», с головой окунувшись в разгульную студенческую жизнь.
Учился Валентин на курсе Веры Львовой одновременно с Андреем Мироновым, Никитой Михалковым, Валентиной Малявиной, Анастасией и Марианной Вертинскими и другими будущими звездами советского театра и кино.
Все решил фильм, в котором снялся Валентин. Случилось это на 4-м курсе обучения. Короткометражная лента «Двое», повествующая о любви музыканта и глухонемой девушки, роль которой исполнила Виктория Федорова, завоевала приз Московского кинофестиваля. Смирнитского пригласили сразу в 4 театра: в один ленинградский и три московских. Он выбрал «Ленком» под управлением Анатолия Эфроса.
Фильмография
- 1963 — «Я шагаю по Москве»
- 1965 — «Двое»
- 1968 — «Семь стариков и одна девушка»
- 1968 — «Щит и меч»
- 1969 — «Адъютант его превосходительства»
- 1971 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Повинную голову…»
- 1978 — «Д’Артаньян и три мушкетёра»
- 1984 — «Прохиндиада, или Бег на месте»
- 1987 — «Визит к Минотавру»
- 1992 — «Мушкетёры двадцать лет спустя»
- 1993 — «Дети чугунных богов»
- 1993 — «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя»
- 2000 — «Лицо французской национальности»
- 2004 — «Красная капелла»
- 2005 — «Звезда эпохи»
- 2005 — «Мастер и Маргарита»
- 2009 — «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини»
- 2012 — «Легенда № 17»
- 2015 — «Петля Нестерова»
- 2016 — «Мавр сделал своё дело»
- 2017 — «Серебряный бор»
- 2019 — «Девять жизней»
- 2020 — «Детектив на миллион-3»
Личная жизнь
Личная жизнь Смирнитского складывалась не столь безоблачно, как актерская карьера. Одно время артист пристрастился к алкоголю, но сумел справиться с привычкой снимать стрессы, неизбежные в профессии, гулянками и выпивкой.
Актер был женат 4 раза. Первой женой Смирнитского стала Людмила Пашкова, учившаяся в Щукинском училище на 2 курса младше. Пожив вместе, молодожены поняли, что не подходят друг другу, и развелись.
Вторая супруга Ирина Коваленко занималась литературной деятельностью и переводами. У Ирины уже была дочь Даша от предыдущего брака, а в 1974 году у пары родился единственный сын Иван.
Второй брак Смирнитского также оказался неудачным: супруги разошлись, когда Ване было 6 лет. Ирина ревновала Валентина к бесчисленным поклонницам и после развода не подпускала к сыну, с которым отец общался только по телефону.
Актер очень корит себя за это: кто знает, будь у Вани настоящий отец, может, все сложилось бы иначе. Иван скончался в 2000 году от передозировки наркотиков, хотя в последние годы Валентин Георгиевич приложил массу усилий для исцеления сына от зависимости.
Больше собственных детей у Смирнитского не было, зато есть уже взрослая приемная дочь Марфа, внучка его третьей жены Елены Шапориной. Так сложилось, что отец Марфы бросил ее маму, и дедушка взял на себя заботы о внучке. Он гулял с ней, кормил, играл, и малышка стала называть его папой. Подросшая Марфа трезво оценила ситуацию и по сей день называет Валентина Георгиевича своим отцом.
Сегодня артист счастлив уже в четвертом браке с Лидией Рябцевой, которая моложе супруга на 17 лет. На момент знакомства женщина была замужем, в семье подрастали 2 девочки. Но именно Рябцева сделала Смирнитскому предложение. С дочерьми жены от предыдущего брака у Валентина Георгиевича сложились прекрасные отношения, он наслаждается семейным счастьем.
Актер живет на 2 страны: он купил себе домик в Испании, куда периодически приезжает отдохнуть вместе с супругой.
У артиста есть личный сайт, где выложены биография Смирнитского и фото из проектов и личного архива.
Научная деятельность
Несмотря на сравнительное небольшое число прижизненных публикаций и раннюю смерть, А. И. Смирницкий играл заметную роль в истории советской лингвистики 1940—1950-х годов. Занимаясь в основном традиционными сравнительно-историческими исследованиями германских языков, по своим взглядам он принадлежал к умеренным структуралистам (со многими представителями Московской фонологической школы его связывала личная дружба, с А. А. Реформатским он вместе учился в гимназии). Его наиболее значительные теоретические результаты относятся к области общей морфологии (определение слова и смежные проблемы), которая в то время в СССР почти никем серьёзно не разрабатывалась. В частности, А. И. Смирницкому принадлежат термины «словоформа» и «цельнооформленность»; он также внёс существенный вклад в понимание роли конверсии в английской грамматике.
В отличие от большинства представителей советской структурной лингвистики, занимавшихся фонологией, А. И. Смирницкий преимущественно разрабатывал теорию грамматики, где получил ряд значительных результатов. Широкую известность получила его полемика конца 1940-х годов с Г. О. Винокуром по вопросу о членимости слов с уникальными основами (типа «мал-ина», «бужен-ина») и уникальными суффиксами (типа «жен-их», «поп-адья», «пе-сня»), в которой он предложил (во многом следуя аналогичным решениям американских дескриптивистов) считать производными оба типа слов; именно это решение в силу его большей объяснительной силы стало стандартным.
В первой половине 1950-х годов учёный выступил с серией статей, в которых предложил критерии выделения слов, уточнил понятие слова, разграничив словоформу — конкретную единицу, выступающую в тексте — и лексему — множество словоформ с единым лексическим значением (например, «стол», «стола», «столу»… — разные словоформы, входящие в одну лексему). В одной из последних работ — «Объективность существования языка» (1954), развивая идеи английского исследователя А. Гардинера, выдвинул концепцию языка и речи, полемическую по отношению к ряду положений Ф. де Соссюра. Грамматические идеи А. И. Смирницкого оказали большое влияние на развитие языкознания 1950—1960-х годов, в частности, на общепринятую в современной русистике модель словоизменения А. А. Зализняка. Ряд теоретических и терминологических предложений Смирницкого (в том числе понятие словоформы) был впоследствии использован в морфологической концепции И. А. Мельчука.
Театр
В «Ленкоме» Смирнитский был одним из самых востребованных артистов труппы, на его счету роли в спектаклях «Чайка», «Три сестры», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Женитьба». В 1967 году Валентин Георгиевич по приглашению отстраненного от должности Эфроса перешел в Театр на Малой Бронной, где и проработал вплоть до 1999 года.
Следующим этапом стал Театр Луны. Здесь Смирнитский играл до 2004 года, когда решил посвятить себя актерской антрепризе.
В молодости, да и в зрелом возрасте Валентин Георгиевич был не просто востребованным, а очень знаменитым актером. Его узнавали на улице (а когда на экраны вышли фильмы с его участием, Смирнитского знали в лицо не только в столице и городах, где он бывал с гастролями, а по всей стране), с ним сравнивали других артистов. К примеру, в те времена говорили, что «молодой Андрей Миронов напоминает талантливого Валентина Смирнитского».
На его счету ведущие роли в лучших театральных постановках, включая «Дон Жуан», «Путешествие дилетантов», «Ночь нежна», «Безымянная звезда» и другие.