Презентация на тему московская фонологическая школа

Фонема и буква

Недопустимо смешивать фонему и букву. Фонема — звуковая единица языка, буква — элемент алфавита, графическая единица, имеющая определенное начертание. Так, звук — произносится, буква н (эн) — графическое изображение, фонема <н> — не произносится и не пишется. Однако существует определенное соответствие между буквой и фонемой. Буква на письме в большинстве случаев обозначает именно фонему, а не звук речи. Например, в слове поля звук реализует фонему <о>, так как в сильной позиции ей соответствует звук — поле . Иногда буква передает реально произносимый звук. Так, в слове разрубить буква р (эр) передает звук , в слове раскусить буква с (эс) передает звук .

1.2 Фонология

Фонология – функциональная фонетика, которая рассматривает звуковую сторону языка как систему средств выражения, отвечающих каким-либо целям, т.е. выполняющих определённые функции.

В XX в. в период между двумя мировыми войнами возникла Пражская лингвистическая школа, к основным принципам которой относится положение о функциональности языковой системы, отсюда вытекает необходимость исходить при лингвистическом анализе из функциональной точки зрения. Пражская школа положила основу для разграничения фонетики в узком смысле слова от фонологии как функциональной фонетики, занимающейся функциональными, инвариантными единицами речи, т. е. фонемами.

Фонема – это минимальная дискретная единица плана выражения, составляющая звуковую оболочку значимых единиц языка (морфем), способная различать звуковые оболочки разных морфем или их вариантов.

Главными функциями фонемы являются:

  1. Функция конструктивная (строевая) – фонема составляет звуковую оболочку значимых единиц языка и тождеством своих существенных признаков (артикулярно-акустических и дистрибутивных характеристик) при многообразии позиционных реализаций гарантирует возможность распознания данной значимой единицы. Из фонем состоят («строятся») все линейные (сегментные) единицы языка.
  2. Функция дистинктивная (различительная) – своими признаками фонема отличается от всех остальных фонем данного языка с достаточной точностью, чтобы обеспечить возможность различения разных значимых единиц – морфем. Другими словами, это способность фонемы различать более сложные, знаковые единицы языка (морфемы, слова).

При описании фонетической системы языка, и особенно при разборе взаимоотношений между инвариантами (фонемами) и вариантами (аллофонами) очень важную роль играет понятие позиции, т.е. все фонетические явления, находящиеся в соседстве звука, а также и другие явления, накладывающиеся на данный звук прямо, напр. ударение, мелодия.

Итак, можно сделать вывод, что основная функциональная единица плана выражения называется фонемой, её конкретизации (реализации), т.е. позиционно обусловленные варианты, называются аллофонами.

Фонемы являются в данном языке различителями слов (словоформ) и морфем, ср.:

  • балка – палка /б/, /п/
  • вол – вал /о/, /а/
  • брат – брать /т/, /т’/

Фонемы не делятся на самостоятельные части, а потому и оказываются простейшими (минимальными) единицами языка.

Фонемы – минимальные единицы плана выражения, составляющие звуковую оболочку более сложных единиц, напр. морфем. Морфемы – это минимальные двусторонние единицы языка, которые нельзя разложить на более мелкие значимые единицы плана содержания, напр. звуковую оболочку морфемы стол можно разбить на отдельные фонемы /с-т-о-л/, не обладающие самостоятельным значением. В отличие от морфем слова могут состоять или из одного простого знака (морфемы), напр., за, да, на, или из ряда простых знаков (морфем), напр. стар-ик-и, дел-а-л-а, стол-ø и т.д.

Отсюда следует, что при анализе и описании языка основными единицами являются:

  1. фонема, как минимальная единица плана выражения, т.е. минимальная единица языка, не имеющая самостоятельного значения, но помогающая различать значения более крупных единиц, напр., морфем и слов (словоформ);
  2. морфема, как минимальная двусторонняя единица, т.е. минимальная последовательность фонем с определённым значением (единица плана содержания).

По мере развития теории фонемы и фонологии вообще возникали всё более полные определения термина фонема. Так, представители Московской фонологической школы при определении фонемы приводят четыре характеристики: а) минимальная линейная (сегментная) единица языка (именно языка, а не речи, поскольку минимальная единица речи – звук речи), б) представляющая собой ряд позиционно чередующихся звуков (звуки, чередующиеся непозиционно, нельзя только на основании их чередования объединять в одну фонему), в) в составе одной морфемы, г) служащая для отождествления данной морфемы в других словах и противопоставления другим морфемам (таким образом, в определение фонемы входит указание на её основную функцию – смыслоразличительную) (Современный русский язык 2016, 58-59).

Фонологическая типология

О фонологической типологии см. подробнее Вокалические системы , Консонантные системы

В задачи фонологии, помимо частноязыковых описаний, входит описание различных систем гласных и согласных фонем. Структура этих систем определяется набором и типом формирующих эти системы оппозиций, что, в свою очередь, требует предварительного выделения набора релевантных для данного языка фонологических признаков и приписывания этих признаков каждой фонеме: даже для структурно и генетически близких языков иногда нужно принимать разные решения. Например, в части диалектов ирландского языка противопоставляются глухие придыхательные и звонкие непридыхательные согласные, причём смыслоразличительным является признак глухости-звонкости, а придыхание является предсказуемым. Напротив, в других диалектах звонкость не имеет фонологического значения, автоматически сопровождая дистинктивную непридыхательность. При этом существенно, что и в тех, и в других диалектах фрикативные противопоставлены по звонкости-глухости; соответственно, структура консонантной системы в целом в этих двух группах диалектах различается весьма сильно.

В типологии вокалических систем принято разделение на очень редкие линейные (абхазский , аранда), прямоугольные и треугольные системы. В треугольных системах (характерных, например, для большинства европейских языков или языков банту) важнейшим парадигматическим отношением является оппозиция по подъёму, гласные фонемы сосредоточены в «крайних точках» вокалического треугольника (редки гласные центрального ряда). В прямоугольных системах (зачастую связанных с развитием гармонии гласных) весьма существенной является оппозиция ряда, но и подъёма, для таких языков весьма характерны чередования, связанные именно с рядом (как, например, тюркская гармония гласных).

Важнейшие понятия фонологии

Фонемы, аллофоны и оппозиции

Основное понятие фонологии — фонема
, минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи — фон , конкретный отрезок звучащей речи, обладающий определёнными акустическими свойствами. Число фонов потенциально бесконечно, однако в каждом языке они распределены по разным фонемам в зависимости от устройства каждого фонологического набора. Фоны, принадлежащие к одной фонеме, называются аллофонами .

Ключевую роль в фонологии также имеет понятие противопоставления
(оппозиции). Две единицы считаются противопоставленными, если существуют так называемые минимальные пары
, то есть пары слов, не различающиеся ничем, кроме данных двух единиц (например, в русском : том — дом — ком — ром — сом — ном — лом
). Если два данных фона вступают в такую оппозицию, они относятся к разным фонемам. Напротив, если два фона находятся в дополнительном распределении
, то есть не встречаются в одном и том же контексте, — это необходимое (но не достаточное) условие для отнесения их к одной фонеме. Так, в русском языке никогда не встречаются в одном контексте (как в слове мат
) и (как в слове мять
): первый звук произносится только между твёрдыми согласными (и/или гласными), второй — только между двумя мягкими согласными. Таким образом, они могут относиться к одной фонеме (при выполнении других необходимых условий). Напротив, в немецком языке похожие звуки являются единственными различителями слов: Ähre — (колос
) и Ehre — (честь
) , и поэтому они относятся к разным фонемам.

Различительные признаки

Каждый член любого противопоставления отличается от другого благодаря различным фонологическим признакам. Так, начальный звук слова дом
отличается от начального звука слова том
тем, что в его образовании участвует голос, то есть он является звонким . Точно так же последний звук слова мох
отличается от последнего звука слова мок
(от мокнуть
) тем, что первый является щелевым , а второй — взрывным . Все языковые оппозиции можно представить таким образом: конечно, существуют и такие оппозиции, члены которых различаются более чем одним признаком: ср. пров
ёл —
проч
ёл.

Признаки, по которым противопоставляются в данном языке фоны разных фонем, называются различительными
, или дифференциальными
. Набор различительных признаков зависит от устройства фонологической системы данного языка. Так, в английском или тайском различительным является признак наличия придыхания у согласных: первые звуки англ. pin
и bin
различаются именно наличием либо отсутствием придыхания. Напротив, в русском или итальянском языке придыхание не является различительным признаком: если произнести русское слово пил
с придыханием после первого согласного, его значение не изменится. В русском или ирландском языках противопоставлены твёрдые (непалатализованные) и мягкие (палатализованные) согласные, ср. русское вол — вёл
. Напротив, в английском веляризованное и невеляризованное являются аллофонами: pill
произносится с веляризованным , а lip
— с обычным (распределение зависит от позиции звука в слоге).

Система различительных признаков может строиться на бинарной основе, когда члены противопоставляются по принципу наличия и отсутствия артикуляции (напр. для звонких согласных — для глухих согласных), либо на привативной основе, когда только наличие артикуляционной характеристики является признаком, а её отсутствие не регистрируется в системе (напр. для звонких согласных — для глухих согласных). Привативная система признаков широко используется в теории геометрии признаков и в теории оптимальности .

Универсальные фонологические классификации

В работе Трубецкого было предложено, помимо прочего, исчисление дистинктивных признаков, встречающихся в разных вокалических и консонантных системах. Тем не менее он не делал чёткого различия между признаками, связанными с артикуляторными свойствами (например, «место образования»), и акустическими признаками, такими как «корреляция помутнения» (примерно соответствует напряжённости-ненапряжённости гласных). В работе Р. О. Якобсона, М. Халле и Г. Фанта была предложена универсальная классификация сегментов по дистинктивным признакам, связанным с акустическими
характеристиками речевого сигнала. Позже большое распространение получила универсальная фонологическая классификация Хомского — Халле , предложенная в работе Н. Хомского и М. Халле , основанная скорее на артикуляторных признаках сегментов. В некоторых современных теориях понятие признака играет даже бо́льшую роль, чем собственно понятие фонемы; иногда место традиционных признаков занимают другие единицы, например артикуляторный жест . Существуют и такие теории, которые рассматривают сегменты не просто как пучки, но как иерархически организованные множества признаков, что позволяет ограничить набор возможных операций над сегментами.

Система фонем русского языка

В современном русском литературном языке около четырех десятков фонем, т. е. столько, сколько звуков реализует их в сигнификативно сильных позициях. При установлении точного их числа представители разных фонологических школ получают различные результаты. Так, санкт-петербургские (ленинградские) фонологи обычно насчитывают 41 фонему: 6 гласных и 35 согласных. Московские ученые считают, что в русском языке 39 фонем: 5 гласных и 34 согласных. Такое различие объясняется разным подходом к анализируемому материалу. Спорным является вопрос о фонематической принадлежности звуков , , , и долгих шипящих.

  • Кодекс этики краткое содержание

      

  • Детям с бедной фантазией сложно учиться в школе

      

  • Школы и направления геополитики

      

  • Неделя добра и вежливости в школе

      

  • Там где дымили печи для обжига посуды краткое содержание

1.3 Известные учёные

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII в., оно было вызвано потребностями обучения глухонемых. В конце XVIII в. Х. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных. К середине XIX в. исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. Брюкке.

Переворот в науке о языке совершил Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929). До него в лингвистике господствовало историческое направление, т.е. языки исследовались, в основном, по письменным памятникам. И.А. Бодуэн де Куртенэ активно изучал славянские языки и диалекты, фиксировал их фонетические особенности, создал теорию фонем и фонетических чередований – «Опыт фонетических чередований» (1895). Благодаря этой работе И.А. Бодуэн де Куртенэ считается основоположником фонологии и предшественником Н.С. Трубецкого.

Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938) в конце 1920-х – начале 1930-х годов разработал фонологическую теорию. Основная работа – «Основы фонологии». Представитель Пражской лингвистической школы.

Николай Сергеевич Трубецкой. URL: https://www.youtube.com/watch?v=vdKWHkddlzM

Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) – один из основателей Казанской лингвистической школы. Занимался гласными в безударном положении (т.е. редукцией гласных), защитил магистерскую диссертацию на тему «Гласные без ударения в общерусском языке» (1884). В 1888 г. основал первую в мире лабораторию экспериментальной фонетики.

Лев Владимирович Щерба (1880-1944) – один из создателей теории фонемы. Развил концепцию фонемы, воспринятую им от И.А. Бодуэна де Куртенэ. Является основателем Ленинградской фонологической школы.

Рубен Иванович Аванесов (1902-1982) – один из основателей Московской фонологической школы. Занимался диалектами русского языка, благодаря его инициативе возник Диалектологический атлас русского языка (ДАРЯ). Классические труды Р. И. Аванесова – «Фонетика современного русского литературного языка» и «Русское литературное произношение»:

Avanesov Russkoje literaturnoje proiznosenije

Характеристика Петербургской (Ленинградской) фонологической школы

Наиболее яркими представителями Петербургской фонологической школы считаются Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, Л.В. Бондарко, М.И. Матусевич. Они в основу своей теории положили фонетические критерии. В фонему объединяются звуки, которые в акустическом или артикуляционном отношении похожи и выполняют смыслоразличительную функцию. С их точки зрения, например, фонемный состав слов «городской», «открытие» можно представить следующим образом: , .

В основе подхода Петербургской фонологической школы к единицам звукового уровня языка лежит принцип, который заключается в отчётливом стремлении связать лингвистическую природу фонемы с той ролью, которая она играет в речевой деятельности. Согласно концепциям этой школы, предназначение фонемы состоит в обеспечении использования материальных явлений для образования значащих единиц языка. Подобное понимание фонемы обуславливает исследования представителей Петербургской фонологической школы по таким направлениям, как:

  • материальные свойства звуковых единиц;
  • экспериментальная фонетика;
  • методы анализа речи.

Петербургская фонологическая школа рассматривает систему морфем языка как реальную организацию звуковых единиц, которая каждому носителю языка обеспечивает возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения. Результатом подобного представления является привлечение внимания представителей этой школы к следующим аспектам звуковых единиц:

подробное фонетическое описание различных фонологических систем;
проявление интереса к разным стилям речи;
разработка идея важности «звукового облика слова»;
разработка теории интонации;
разработка теории слога и т.д.

Фонема же представителями Петербургской фонологической школы определяется как кратчайшая (что значит неделимая во времени) звуковая единица человеческого языка, которой присуща способность быть единственным в языке средством различения означающих морфем и слов. Фонема, по мнению сторонников этой школы, выполняет такие функции, как:

  • конститутивную функцию, то есть образование звуковой формы значащих единиц языка (со стороны говорящего);
  • опознавательную функцию, то есть образование звуковой формы значащих единиц языка (со стороны слушающего);
  • различительную функцию, то есть использование особенностей фонемного состава значащих единиц для их различения;
  • разграничительную функцию, то есть употребление фонем только на границах значащих единиц.

Таким образом, было представлено учение о фонемах, сформированное представителями Петербургской (Ленинградской) фонологической школы.

Фонема и звук

Необходимо различать звук речи и звук языка.

Звук речи — это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Он является своеобразной точкой в артикуляционном и акустическом пространстве. Экспериментально доказано, что нельзя в точности произнести один и тот же звук дважды — это будет уже другой звук. Каждый человек произносит звуки по-своему и не всегда одинаково в одном и том же слове. Они будут различаться по высоте тона, длительности, силе и тембру.

Однако человек на слух не может определить разницу между ними. Звук языка — это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка является не конкретным звуком, а абстрактной величиной, отвлеченным понятием.

Фонетическая транскрипция передает именно звуки языка. Так, ударную фонему <а> представляют звуки , , , в словах астра, тяга, мальчик, мяч. Фонема <с> в словах сон, сном, сливки, срезать представлена разными звуками: перед звук в конце артикуляции огубляется, перед — получает носовой призвук, перед — становится боковым, перед — дрожащим. Говорящий разницы в звуках не замечает, он убежден, что произносит один и тот же звук. Но звуки здесь различные, а фонема — одна: в первом случае гласная фонема <а>, во втором — согласная <с>. Это происходит потому, что в языковом сознании говорящих существует единый звуковой комплекс, единое представление, которое в лингвистике называется фонемой. Таким образом, понятия фонемы и звука тесно взаимосвязаны, но не тождественны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: