Скарлатти доменико

Биография

Алессандро Скарлатти родился на Сицилии, в Палермо. Считается, что он был учеником Джакомо Кариссими в Риме, и это является причиной предположений, что на его творчество повлияли композиторы северной Италии (в его ранних работах чувствуется влияние Алессандро Страделла и Джованни Легренци). Постановка в Риме его оперы Gli Equivoci nell’amore (1679) даёт ему протекцию королевы Швеции, Кристины (проживающей в то время в Риме), и он становится её капельмейстером. В феврале 1684 он становится капельмейстером вице-короля Неаполя, с помощью своей сестры, оперной певицы, любовницы влиятельного неаполитанского аристократа. В Неаполе он сочиняет большое количество опер, замечательных своей живостью и экспрессивностью, а также музыку для торжественных случаев.

В 1702 году Скарлатти покидает Неаполь и не возвращается до смены испанского владычества австрийским. В начале он жил во Флоренции, где находился под патронажем Козимо III Медичи. Для его придворного театра он пишет несколько опер. Так же он пишет оперы для кардинала Оттобони, который делает его своим капельмейстером, и обеспечивает ему схожую должность в церкви Санта Мария Маджоре в Риме в 1703 году.

После посещения Венеции и Урбино в 1707 году, снова принимается за работу в Неаполе в 1708, и остается там до 1717 года. В это время, кажется, что Неаполь немного устал от его музыки; в Риме её принимают лучше, и именно там, в театре Капраники (Teatro Capranica), он сочиняет свои лучшие оперы (Telemaco, 1718; Marco Attilio Regolò, 1719; La Griselda, 1721), а также величественные образцы церковной музыки, включая мессы для хора с оркестром, написанные в честь святой Цецилии (Saint Cecilia) по заказу кардинала Аквавивы (Cardinal Acquaviva) в 1721. Его последняя крупная работа осталась незавершённой. Это была серенада к свадьбе принца Стиглиано в 1723 году. Алессандро Скарлатти умер 24 октября 1725 в Неаполе.

Collections by or with: Scarlatti, Domenico

The following 66 pages are in this category, out of 66 total.

A

  • Alte Meister (Pauer, Ernst)
  • Arie Antiche (Parisotti, Alessandro)
  • 18 Ausgewählte Klavierstücke in Form von Suiten (Scarlatti, Domenico)

C

  • Cantantibus organis (Kraus, Eberhard)
  • Classic Keyboard Music (Sauer, Emil von)
  • 101 Classics (Dunstan, Ralph)
  • Les Clavecinistes de 1637 à 1790 (Méreaux, Jean-Amédée Lefroid de)
  • Clavicembalisti Italiani (Vitali, Mario)
  • A Comparison of Digital and Sampled Harpsichords (Kram, Richard)
  • Complete Keyboard Works in Facsimile (Scarlatti, Domenico)
  • Composizioni per pianoforte (Scarlatti, Domenico)
  • 12 Concerti Grossi after Scarlatti (Avison, Charles)

E

  • Early Italian Piano Music (Esposito, Michele)
  • Early Keyboard Music (Oesterle, Louis)
  • L’école des grands maîtres, Op.119 (Barbot, Paul)
  • Essercizi per gravicembalo, K.1-30 (Scarlatti, Domenico)

H

  • 25 Harpsichord Sonatas (Scarlatti, Domenico)
  • 30 Harpsichord Sonatas, E-Mc RCSM 3/1408 (Scarlatti, Domenico)
  • 6 Harpsichord Sonatas, Op.1 (Scarlatti, Domenico)
  • 22 Keyboard Pieces (Scarlatti, Domenico)
  • 2 Keyboard Sonatas in F minor, K.204a-b (Scarlatti, Domenico)
  • 3 Keyboard Sonatas transposed to the «missing» keys D-flat major, E-flat minor, G-sharp minor (Scarlatti, Domenico)
  • 10 Keyboard Sonatas (Scarlatti, Domenico)
  • Keyboard Sonatas, K.1-100 (Scarlatti, Domenico)
  • Keyboard Sonatas, K.1-555 (Scarlatti, Domenico)
  • Keyboard Sonatas, K.101-200 (Scarlatti, Domenico)
  • Keyboard Sonatas, K.401-500 (Scarlatti, Domenico)

M

  • Manuscript Collection of Harpsichord Sonatas, I-PAc F.Psi.I.48 (Scarlatti, Domenico)
  • Manuscript Collection of Harpsichord Sonatas, I-Vnm Mss.It.IV.199-213 (Scarlatti, Domenico)
  • Masterpieces of Piano Music (Wier, Albert Ernest)
  • Meister zwischen Barock und Romantik (Albert, Eugen d’)
  • 3 Morceaux pour le Piano d’après D. Scarlatti (Brassin, Louis)
  • Museum für Orgel-Spieler (Various)
  • Musikaliskt Tidsfördrif (Various)

O

  • Oesterle’s Instructive Course for the Piano (Oesterle, Louis)
  • Opere complete per clavicembalo (Scarlatti, Domenico)
  • 3 Organ Sonatas (Scarlatti, Domenico)

P

  • Le parfait organiste (Fétis, François-Joseph)
  • Piano Transcriptions of Various Composers (Friedman, Ignaz)
  • The Pianoforte (Rimbault, Edward Francis)
  • 24 Pieces in 8 Suites (Scarlatti, Domenico)
  • Popular Pieces by Old Italian Composers (Pauer, Ernst)

S

  • Sämmtliche Werke für das Pianoforte (Scarlatti, Domenico)
  • Scarlatti’s Chef d’Œuvres (Scarlatti, Domenico)
  • Selection of Practical Harmony, WO 7 (Clementi, Muzio)
  • 17 Sinfonias (Scarlatti, Domenico)
  • 26 Sonatas Inéditas para Clave (Scarlatti, Domenico)
  • 12 Sonatas Modernas para Clavicordio, Libro 1 (Scarlatti, Domenico)
  • 3 Sonate pentru trio de ancii (Scarlatti, Domenico)
  • 25 Sonaten (Scarlatti, Domenico)
  • Studio generale (Czerny, Carl)
  • 42 Suites de Pièces pour le Clavecin, K.1-42 (Scarlatti, Domenico)
  • Symphonies & Concerti grossi (Scarlatti, Domenico)

T

  • Toccata, Bourée et Gigue (Scarlatti, Domenico)
  • 4 Toccate Trascritte per Violino, Viola e Violoncello (Boghen, Felice)
  • Transcriptions classiques pour harpe (Renié, Henriette)
  • Le trésor des pianistes (Farrenc, Aristide)

Музыка

Музыкальные формы Скарлатти являются важным связывающим звеном между манерой пения раннего итальянского барокко XVII века, с центром во Флоренции, Венеции и Риме, и классической школой XVIII века, кульминацией которой был Моцарт. Ранние оперы Скарлатти («Невинная ошибка» 1679; «Честность в любви» 1680, включающая знаменитую арию Già il sole dal Gange; «Помпей» 1683, содержащая хорошо известные арии O cessate di piagarmi и Toglietemi la vita ancor и другие, написанные до 1685) содержали старые модуляции речитатива, и изрядное количество аккуратно сконструированных форм в их маленьких очаровательных ариях, тщательно проработанным аккомпанементом к которым иногда звучал струнный квартет, иногда же клавесин соло. В 1686 году он окончательно утверждает форму «итальянской увертюры» (опера «От зла — добро») и отказывается от бассо остинато и двухчастной формы в двух куплетах в пользу трёхчастной формы или da capo формы построения мелодии. Его лучшие оперы этого периода: «Розаура» (1690, отпечатаны в Gesellschaft für Musikforschung), и «Пирр и Деметрий» (1694), в которой появляются арии Rugiadose, odorose и Ben ti sta, traditor.

Где-то с 1697 года и далее («Падение децемвиров») его оперы, испытывающие, с одной стороны, влияние стиля Джованни Бонончини, с другой стороны, возможно, более значительное влияние вице-королевского двора, начинают звучать более традиционно, в достаточно общепринятом ритме, одновременно оркестровка достаточно грубовата и резка, но не без изящества («Эраклея», 1700), гобои и трубы используются часто, а скрипки играют в унисон. Оперы, сочинённые для Козимо III Медичи утеряны; они могли бы дать более полное представление о стиле Скарлатти. Его переписка с тосканским герцогом заставляет догадываться, что эти оперы были написаны с действительно ярким вдохновением.

Опера «Митридат Евпатор», считающаяся шедевром Алессандро Скарлатти, написана в Венеции, в 1707 году. Она содержит музыку новаторского характера по сравнению с произведениями, которые Скарлатти ранее писал в Неаполе.

Поздние неаполитанские оперы («Непостоянная и тираническая любовь», 1709; «Верная принцесса», 1712; «Тигран», 1715) скорее яркие и эффектные, чем глубоко эмоциональные; оркестровка значительно более интересная, чем в предыдущих произведениях, так как основной аккомпанемент голоса ведётся струнным квартетом, клавесин используется только для шумной инструментальной ритурнели. В опере «Феодора Августа» (1697) он первый использовал оркестровую ритурнель.

Его последние оперы, сочинённые в Риме, показывают сильное поэтическое чувство, широкую и величественную мелодию, глубокое понимание драматизма, особенно в речитативах с аккомпанементом, его собственным изобретением, которое он впервые использовал в 1686 году («Отомщённая Олимпия») и значительно более современный стиль оркестровки; впервые появившиеся горны вызвали ошеломляющий эффект.

Кроме опер, ораторий (Agar et Ismaele esiliati, 1684; Sedecia, 1706; S. Filippo Neri, 1708; и другие, всего около 40) и серенад, написанных в том же стиле, что и оперы, Скарлатти сочиняет более пяти сотен камерных кантат для одного-двух голосов. Они являются наиболее интеллектуальными среди камерной музыки того периода, и вызывает большое огорчение тот факт, что они в основном находятся в манускриптах, ведь их изучение обязательно для тех, кто хотел бы иметь адекватное представление о становлении этого жанра.

Несколько сочинённых им месс (информация о том, что он сочинил более двух сотен месс, не вызывает доверия) и произведений церковной музыки относительно несущественны, кроме St. Cecilia Mass (1721), являющейся одной из первых попыток сочинительского стиля, который достиг своих высот в великих мессах Иоганна Себастьяна Баха и у Бетховена. Его инструментальная музыка, хотя и небезынтересная, но слишком старомодная, по сравнению с его операми.

В честь Скарлатти назван кратер на Меркурии.

Сочинения

Оперы

Список 59 опер Скарлатти.

  • Gli equivoci nel sembiante
  • L’honestà negli amori (музыкальная драма)
  • Tutto il mal non vien per nuocere (музыкальная комедия)
  • Il Pompeo
  • La Psiche ovvero Amore innamorato
  • Il Fetonte
  • Olimpia vendicata
  • La Rosmene ovvero L’infedeltà fedele
  • Clearco in Negroponte
  • L’Aldimiro ovvero Favore per favore
  • Il Flavio
  • L’Anacreonte tiranno (мелодрама)
  • L’amazone corsara ovvero L’Alvilda
  • La Statira
  • Gli equivoci in amore ovvero La Rosaura
  • L’humanità nelle fiere o vero Il Lucullo (драма)
  • La Teodora Augusta
  • Gerone tiranno di Siracusa
  • L’amante doppio ovvero Il Ceccobimbi (мелодрама)
  • Il Pirro e Demetrio
  • Il Bassiano ovvero Il maggior impossibile (мелодрама)
  • Le nozze con l’inimico ovvero L’Analinda (драма)
  • Nerone fatto Cesare
  • Massimo Puppieno
  • Penelope la casta
  • Il Flavio Cuniberto
  • La Didone delirante (драматическая опера)
  • Comodo Antonino
  • L’Emireno ovvero Il consiglio dell’ombra (драматическая опера)
  • La caduta de’ Decemviri
  • La donna ancora è fedele
  • Il prigioniero fortunato
  • Gl’inganni felici
  • L’Eraclea
  • Odoardo (либретто: Апостоло Зено, лесная сказка)
  • Laodicea e Berenice
  • Il pastore di Corinto (пасторальная опера)
  • Tito Sempronio Gracco
  • Tiberio imperatore d’oriente
  • Arminio
  • Turno Aricino
  • Lucio Manlio l’imperioso
  • Il gran Tamerlano
  • Il Mitridate Eupatore (музыкальная трагедия в 5 актах)
  • Il trionfo della libertà
  • Il Teodosio
  • L’Amor volubile e tiranno
  • La principessa fedele
  • La fede riconosciuta (либретто: Бенедетто Марчелло, музыкальная пасторальная драма)
  • Il Ciro (музыкальная драма)
  • Scipione nelle Spagne (Либретто: Апостоло Зено)
  • L’ Amor generoso
  • Il Tigrane ovvero L’egual impegno d’amore e di fede
  • La virtù trionfante dell’odio e dell’amore
  • Telemaco
  • Il trionfo dell’onore (музыкальная комедия)
  • Cambise
  • Marco Attilio Regolo
  • La Griselda (либретто: Апостоло Зено)

клавишные

  • Токката для клавесина
  • Токката ре минор
  • 10 партитур с сопрано и басом облигато ()
  • Первая и вторая токкаты (соль мажор, ля минор, соль мажор, ля минор, соль мажор, ре минор, ре минор, ля минор, соль мажор, фа мажор)
  • 2 симфонии для клавесина (16 июня )
  • Этюд-токката для клавесина
  • Токката, табулатура для клавесина или органа
  • Токката ми минор
  • 3 токкаты, каждая следует от фуги к менуэту ()
  • Вариации на тему «La follia» ()

другие инструменты

  • 12 симфоний для concerto grosso ():
    • фа мажор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, 2 флейт и бассо континуо
    • ре мажор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, 2 флейт, тромбона и бассо континуо
    • ре минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
    • ми минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты, гобоя/скрипки и бассо континуо
    • ре минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
    • ля минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
    • соль минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
    • соль мажор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
    • соль минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
    • ля минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
    • до мажор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
    • до минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
  • 6 для клавишных и оркестра (до мажор, ля мажор, ми минор, до минор, соль мажор, ми мажор)
  • 4 сонаты для квартета, 2 скрипки, виола и виолончель (фа минор, до минор, соль минор, ре минор)
  • 7 сонат для флейты, 2х скрипок, виолончели и бассо континуо (ре мажор, ля минор, до минор, ля минор, ля мажор, до мажор, соль минор; )
  • Соната фа мажор для флейты, 2х скрипок и бассо континуо
  • Соната ре мажор для флейты, 2х скрипок и бассо континуо
  • Соната ля мажор для 2х флейт, 2х скрипок и бассо континуо
  • соната фа мажор для 3х флейт и бассо континуо
  • 3 сонаты для виолончели и бассо континуо (ре минор, до минор, до мажор)
  • Сюита фа мажор для флейты и бассо континуо (16 июня )
  • Сюита соль мажор для флейты и бассо континуо (июнь )

Потомственный музыкант

Доменико Скарлатти

Доменико Скарлатти родился 25 октября 1685 года в Неаполе. Его отец, знаменитый композитор Алессандро Скарлатти, был его первым учителем музыки. Отличными музыкантами были и другие члены семьи — братья отца и его сыновья. Имена не только Алессандро и Доменико, но и Пьетро, Томмазо, Франческо Скарлатти были известны в Италии и других странах. Еще ребенком Доменико проявил блестящие способности к игре на чембало и органе, а в отроческие годы занял должность органиста королевской капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он усовершенствовался в сочинении под руководством композиторов Д. Гасперини и Б. Пасквини. Первое произведение, доставившее ему известность, — опера «Октавия» — написана в 1703 году.

Ссылки

  • Киркпатрик, Ральф (1953). Доменико Скарлатти . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02708-0.
  • Доменико Скарлатти. Шестьдесят сонат в двух томах, отредактированных в хронологическом порядке на основе рукописей и самых ранних печатных источников с предисловием Ральфа Киркпатрика, Нью-Йорк, Г. Ширмера, 1953.
  • Д. Скарлатти. Сонаты , в 11 томах, под ред. Кеннет Гилберт по венецианским рукописям, Париж, Хойгель, сб. «Le Pupitre», с 1975 по 1984 год.
  • Доменико Скарлатти. Полное собрание сочинений для клавишных , в факсимиле из рукописей (Парма) и печатных источников, ред. Ральф Киркпатрик, Нью-Йорк, Johnson Reprint Corporation, 1971.
  • Скарлатти, Доменико. Соната per cembalo del Cavalier Dn. Доменико Скарлатти . Полное факсимиле венецианских рукописей в 15 т. Archivum Musicum: Monumenta Musicae Revocata, 1 / I-XV. Флоренция, 1985–1992 гг.
  • Яньес Наварро, Селестино: «Обрас де Доменико Скарлатти, Антонио Солер и Мануэль Бласко де Небра ан un manuscrito misceláneo de tecla del Archivo de Música de las Catedrales de Сарагоса», в Anuario Musical , 77 (2012), стр. 45–102.
  • Яньес Наварро, Селестино: Nuevas aportaciones para el estudio de las sonatas де Доменико Скарлатти. Los manuscritos del Archivo de música de las Catedrales de Zaragoza . Докторская диссертация Тесиса, Автономный университет Барселоны, 2015.

Произведение искусства

Соната К.32 »  Ария  «.

Соната си минор, К. 87, клавесин.

Соната фа минор, K. 466, клавесин.

Соната ре минор К. 9, фортепиано.

В каталоге Доменико Скарлатти более 717 работ.

Скарлатти обязан своей славой своей работе для клавесина, которая во многих отношениях уникальна:

  • непревзойденный объем более 550 пьес, известных как «сонаты» или «  essercizi  », иногда токкаты (для полной записи американского клавесиниста Скотта Росса потребовалось 34 компакт-диска). По объему это произведение намного больше, чем произведение Баха и Куперена, вместе взятых для одного и того же инструмента, и представляет собой эквивалент сотни сонат Бетховена;
  • исключительное музыкальное качество в мелодической и ритмической изобретательности и высокая техничность исполнения;
  • уникальная форма большинства предметов, которую можно определить только по количеству переписей, проведенных последовательно Алессандро Лонго (числа «L.»), Ральфом Киркпатриком («Kk.» или «K.»), Джорджио Пестелли («П.») и Эмилия Фадини («Ф.»), и, таким образом, составляют единое целое, которое трудно определить и отделить, в отличие от Куперена, который назвал свои произведения индивидуально и объединил их в «порядки», и Баха, который сгруппировал свои произведения в отдельные циклы ( Инвенции и Симфонии, Французские сюиты, Хорошо темперированный клавир и  др. ). Стиль Скарлатти также противоположен стилю этих двух других «гигантов» клавесина.

У Скарлатти «соната» на самом деле представляет собой фрагмент бинарной нарезки с повторениями (как танцы формы «сюита»). Это «соната» Поэтому не означает, что мы отдадим сегодня в форме и со второй половины XVIII — го  века. Эти необычные произведения, легко узнаваемые по стилю, распространились по Европе в виде рукописей и без перерыва обеспечили своему автору привилегированное место среди музыкантов своего времени и по сей день.

Несмотря на то, что он знает контрапункт и традиции своих предшественников, если он знает, как интегрировать влияние популярной испанской музыки, Скарлатти никогда не позволяет запереть себя ограничивающими рамками, разработанными другими: он предпочитает мелодию, неразрывно связанную с ритмом и ритмом. гармония, которой служит несравненная виртуозность. Он умножает диссонансы, переливы, ритмические паузы, мелодические контрасты, повторения музыкальных фраз. Его открытия в этих областях чрезвычайно многочисленны и нетрадиционны: они очень личным образом обновляют литературу о клавесине. В этом отношении с ним одновременно может сравниться только a della Ciaja ; на Пиренейском полуострове его стиль сильно повлияет на португальца Карлоса де Сейшаса или каталонца Антонио Солера, намного моложе его.

Лишь небольшая часть его работ была опубликована при его жизни. Похоже, что Скарлатти сам руководил публикацией в 1738 году своего собрания из 30 Essercizi, которые были с энтузиазмом обнаружены по всей Европе после того, как были напечатаны в Лондоне по инициативе Томаса Розингрэйва . Ни одна из его сонат (кроме, пожалуй, одной, хранящейся в Берлине) не осталась в автографе: то, что до нас дошло, происходит в основном из двух рукописных сборников, так называемых « Пармских  » и « Венецианских  » рукописей, взятых Фаринелли в Болонье. Италия, когда он покинул двор Бурбонов в Испании, затем хранился в Парме и Венеции. Каталоги составили Алессандро Лонго (1906), Ральф Киркпатрик (1953), Джорджио Пестелли (1967) и Эмилия Фадини (1978). После Лонго в первой части XX — го  века, а именно Киркпатрик, как правило, наиболее часто используемых. Другие исследования (в частности, Джоэла Шевелоффа, 1970) ставят под сомнение эту часть работы по классификации каталога Киркпатрика, сравнивая рукописные источники и печатные издания.

Влияние Скарлатти, безусловно, важно для развития музыки, особенно музыки для клавесина и фортепиано, к концу XVIII — го  века, хотя он всегда считался музыкантом немного запас: в то время, его приемная страна, Испания, действительно, казались далеко не самыми активными музыкальными центрами ( Германия, Италия, Франция ). Что касается страны его происхождения, Италии, то тогда он отказывался от клавишных, чтобы заняться оперой, бельканто, скрипкой, сонатой и концертом .. Сонаты Скарлатти, таким образом, вызваны итальянским поэтом Габриэле Д’Аннунцио  :

Сонаты Скарлатти, таким образом, вызваны итальянским поэтом Габриэле Д’Аннунцио  :

Скарлатти (Scarlatti) Алессандро (Пьетро Алессандро Гаспаро) (1660 — 1725)


   Алессандро Скарлатти — итальянский композитор. Учился в Риме у Дж. Кариссими и Б. Паскуини,
затем в Неаполе у Ф. Провенцале. В 19-летнем возрасте написал первую оперу «Невинная
ошибка»), поставленную в Риме и имевшую значительный успех. Через год (1680) Скарлатти
становится капельмейстером бывшей шведской королевы Христины, которая, обосновавшись в
Риме, покровительствовала музыкантам, поэтам, художникам, была фанатичной поклонницей
оперного жанра. В 1683 г. композитор переезжает в Неаполь, где занимает должность
капельмейстера королевского двора и некоторое время преподает в одной из консерваторий.
Вернувшись в Рим (1702), Скарлатти служит регентом церковной капеллы «Maria Maggiore».
Все эти годы он посвящает активному оперному творчеству, а также обращается к жанрам
кантаты, оратории, пишет камерные произведения. В Риме Скарлатти вошел в так называемую
«Академию аркадских пастушков», где сблизился с А. Корелли, Б. Марчелло и молодым
Г. Ф. Генделем. Побывав во Флоренции, он в 1708 г. вновь обосновался в Неаполе и работал
в этом городе до конца дней, лишь на некоторое время покидая его
для поездок в папскую столицу. Отдав много сил и энергии педагогической деятельности,
Скарлатти воспитал ряд выдающихся мастеров, среди которых А. Хассе, Д. Скарлатти, Ф.
Джеминиани, Ф. Дуранте.
   В историю музыки Скарлатти вошел как глава знаменитой в конце XVII — начале XVIII вв.
неаполитанской оперной школы. Музыкальный язык Скарлатти свидетельствует о решительной
победе гомофонного стиля и господстве мелодического начала, истоки которого связаны с
народно-песенными традициями. Именно в его операх утвердился стиль bel canto (букв,
«красивое пение»), прославивший итальянскую оперу и снискавший ей всеобщее признание.
Заслугой Скарлатти следует считать и утверждение арии как центральной оперной формы,
где господствует кантиленная мелодика (преимущественно песенного типа). Основной формой
арии у Скарлатти стала ария da capo (см. Ария), ярко воплощавшая обычно один образ, одно
эмоциональное состояние (отсюда — обобщенный тип музыкальной характеристики образа и
многообразные типы арий: бравурная, буффонная, ария мести, ария-жалоба и т. п.). Придавая
огромное значение декламационной стороне оперных партий, Скарлатти впервые применяет так
называемый аккомпанированный тип речитатива (т. е. речитатив, сопровождаемый оркестром),
сразу ставший одной из самых драматических форм оперной музыки. Композитор расширил форму
увертюры, установив в одной из ранних опер трехчастный тип инструментального вступления
(быстро — медленно — быстро), который явился прообразом классической симфонии.
Преобладание яркой мелодии в операх Скарлатти не уменьшает роли оркестрового сопровождения:
оно приобретает особенную выразительность, а тембровая окраска звучания, инструментальное
соло и приемы оркестровки «вытекают» из сценической ситуации, тесно согласуются с ней.
   Скарлатти создавал в основном оперы-сериа, в которых преобладали исторические и
мифологические сюжеты. В его творчестве выкристаллизовался классический тип этой
разновидности оперного жанра. (Вместе с тем увлечение вокальной виртуозностью, в ущерб
выразительности, таило в себе опасности, превратившие оперу-сериа у эпигонов Скарлатти
в своеобразное состязание солистов.) В числе опер композитора, имевших в свое время
шумный успех, — «Причуды любви, или Розаура» (1690), «Пирр и Деметрий» (1694), «Великий
Тамерлан» (1706), «Митридат Эвпатор» (1707), «Тигран» (1715), «Гризельда» (1721). По его
собственному свидетельству (в сохранившемся либретто оперы «Тигран»), Скарлатти к 1715 г.
написал уже 106 опер. Всего же им сочинено, по-видимому, более 125 опер; но они известны
главным образом только по названиям (сохранились лишь отрывки некоторых из них).
   При жизни Скарлатти была издана незначительная часть его сочинений. Между тем композитор
отличался необыкновенной, фантастической плодовитостью. Им создано (кроме опер) свыше
600 кантат, около 200 месс, 14 ораторий, 12 симфоний, сонаты,сюиты, вариации, мотеты,
мадригалы, серенады и другие сочинения.

Учеба в Венеции

В 1705 году отец отправил Доменико в Венецию — совершенствоваться у видного композитора Ф. Гаспарини. При этом он снабдил сына рекомендательным письмом: «Его талант действительно вышел на простор, но это талант такого сорта, что не подходит для нашего города. Словом, я посылаю его подальше от Рима, потому что Рим — плохое место для музыки, пребывающей здесь в нищете. Этот мой сын — орленок, чьи крылья уже выросли, и ему не следовало бы сидеть дома без дела, а мне не следует препятствовать его полету… Он отправляется навстречу возможностям, которые откроются перед ним по мере того, как его узнают, — возможностям, которых сегодня ему напрасно было бы дожидаться в Риме».

Четыре года пребывания в Венеции многому научили Доменико. Занятия с Гаспарини, общение с прославленным педагогом и теоретиком, падре Бенедетто Марчелло, знакомство с Генделем позволили ему набраться опыта и смело смотреть в будущее. Вернувшись затем в Рим, он получил возможность испытать себя в необычном, возможно, первом в истории исполнительском конкурсе. Кардинал Оттобино устроил соревнование между Генделем и Скарлатти. Сначала друзья-соперники играли на клавесине, и многие ценители отдали предпочтение итальянцу, но затем настала очередь показать свое мастерство на органе, и тут Скарлатти первым признал превосходство соперника. Это, впрочем, не нарушило связывавших их дружеских уз.

Жизнь и карьера

Доменико Скарлатти родился в Неаполь, Королевство Неаполя, принадлежащих к Испанская корона. Он родился в 1685 году, в том же году, что и Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Скарлатти был шестым из десяти детей композитора и учителя. Алессандро Скарлатти. Его старший брат Пьетро Филиппо также был музыкантом.

Скарлатти сначала учился музыке у своего отца. Среди других композиторов, которые, возможно, были его ранними учителями, Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини, и Бернардо Паскини, все из которых, возможно, повлияли на его музыкальный стиль. Муцио Клементи перевел сонаты Скарлатти в классический стиль, отредактировав, как известно, первое его издание. Он был назначен композитором и органист в королевской часовне в Неаполе в 1701 году. В 1703 году он переработал Карло Франческо Поллароло опера Ирэн для выступления в Неаполе. Вскоре после этого отец отправил его в Венеция. После этого о жизни Скарлатти ничего не известно до 1709 года, когда он отправился в Рим и поступил на службу к ссыльной польской королеве Мари Казимир. В Риме он встретил Томас Розингрэйв. Скарлатти уже был опытным клавесинист: есть история об испытании мастерства с Георг Фридрих Гендель во дворце Кардинал Оттобони в Риме, где он был признан, возможно, превосходящим Генделя по клавесин, хотя уступает по орган. Скарлатти был провозглашен «величайшим итальянским композитором клавесинов всех времен». Позже Скарлатти, как известно, с почтением крестился, говоря о мастерстве Генделя. Находясь в Риме, Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. Он был Маэстро ди Капелла в соборе Святого Петра с 1715 по 1719 год. В 1719 году он отправился в Лондон, чтобы поставить свою оперу. Нарцисо на Королевский театр.

Деталь картины автора Гаспаре Траверси, показывая репетиторство Скарлатти Принцесса Барбара Португалии

По словам Висенте Бикки, Папский нунций в Португалию в то время прибыл Доменико Скарлатти в Лиссабон 29 ноября 1719 года. Там он преподавал музыку португальской принцессе. Мария Магдалена Барбара. Он уехал из Лиссабона 28 января 1727 года в Рим, где женился на Марии Катерине Джентили 6 мая 1728 года. В 1729 году он переехал в Севилья, оставаясь на четыре года. В 1733 году он отправился в Мадрид в качестве музыкального мастера к принцессе Марии Барбаре, которая вышла замуж за испанский королевский дом. Позже принцесса стала королевой Испании. Скарлатти оставался в стране на оставшиеся двадцать пять лет своей жизни и имел там пятерых детей. После смерти первой жены в 1739 году он женился на испанке Анастасии Максарти Шименес. Среди его сочинений во время его пребывания в Мадриде было большинство из 555 клавишных сонат, которыми он наиболее известен.

Скарлатти подружился с кастрат певец Фаринелли, тоже неаполитанец, пользующийся королевским покровительством в Мадриде. Музыковед и клавесинист Ральф Киркпатрик прокомментировал это Фаринелли Переписка дает «большую часть прямой информации о Скарлатти, которая дошла до наших дней». Доменико Скарлатти умер в Мадрид, в возрасте 71 года. Его резиденция на улице Calle Leganitos отмечена исторической мемориальной доской, а его потомки все еще живут в Мадриде. Он был похоронен там, в Мадриде, в монастыре, но его могилы больше нет.

Малая планета 6480 Скарлатти назван в его честь.

Индивидуальные доказательства

  1. По другой информации, Джузеппе Скарлатти был сыном Франческо Скарлатти (1666 — после 1741 года), брата Алессандро Скарлатти, см. Franz Brendel, Geschichte der Musik in Italien, Deutschland und Frankreich, Leipzig 1852 u.Ö., P. 109.
  2. Николо Маккавино, Ausilia Magaudda: La Religione Giardiniera (Неаполь, 1698) — Il Giardino di Rose (Roma, 1707): Nuove Acquisizioni in: Worship and Passione — Алессандро Скарлатти nel 350. anniversario della nascita, (Conservatorio di musica F. Cilea, Реджо-Эмилия) Rubettino Editore, 2013, стр. 303–368 (итальянский)
личные данные
ФАМИЛИЯ Скарлатти, Алессандро
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА Скарлатти, Пьетро Алессандро Гаспаре (полное имя)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Итальянский композитор эпохи барокко, отец Доменико Скарлатти
ДАТА РОЖДЕНИЯ 2 мая 1660 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Трапани или Палермо
ДАТА СМЕРТИ 24 октября 1725 г.
МЕСТО СМЕРТИ Неаполь

Работает

Оперы

Заголовок Жанр Подразделения Либретто Дата премьеры Место, театр
Меропа драма на музыку 3 действия Апостоло Зенон 23 января 1740 г. Рим, Театро Капраника
Дарио драма на музыку 3 действия Г. Балданза карнавал 1741 Рим, Театр Аргентина
Арминио в Германии драма на музыку 3 действия К. Паскини 24 июня 1741 г. Флоренция, Театр делла Пергола
Siroe драма на музыку 3 действия Метастазио Июнь 1742 г. Флоренция, Театр делла Пергола
Помпео в Армении драма на музыку 3 действия Бартоломео Виттури карнавал 1744 Пиза, Pubblico
Эцио драма на музыку 3 действия Метастазио осень 1744 г. Лукка, Civico
Олимпиада драма на музыку 3 действия Метастазио осень 1745 г. Лукка, Pubblico
Il giocatore комедия для музыки 2 действия   карнавал 1747 Флоренция, Кокомеро
Artaserse драма на музыку 3 действия Метастазио 26 августа 1747 г. Лукка
Партенопа драма на музыку 3 действия Сильвио Стампилья карнавал 1749 Турин, Реджо
Семирамид риконосциута драма на музыку 3 действия Метастазио карнавал 1751 Ливорно, Сан-Себастьяно
Адриано в Сирии драма на музыку 3 действия Метастазио карнавал 1752 Венеция, Сан-Кассиано
Деметрио драма на музыку 3 действия Метастазио 11 июня 1752 г. Падуя, Нуово
I portentosi effetti della Madre Natura драматическая игра для музыки 3 действия Карло Гольдони 11 ноября 1752 г. Венеция, Сан-Самуэле
L’impostore опера-буффа     1752 Барселона, Санта Круз
Алессандро Нелл’Инди драма на музыку 3 действия Метастазио 12 мая 1753 г. Реджо-Эмилия, Pubblico
De gustibus non est disputandum драматическая игра для музыки 3 действия Карло Гольдони карнавал 1754 г. Венеция, Сан-Кассиано
Кайо Марио драма на музыку 3 действия Гаэтано Роккафорте 20 января 1755 г. Неаполь, Театр Сан-Карло
Антигона драма на музыку 3 действия Гаэтано Роккафорте карнавал 1756 г. Милан, Ducale
L’isola disabitata (La Cinese smarrita) драматическая игра для музыки 3 действия Карло Гольдони осень 1757 г. Венеция, Сан-Самуэле
La serva scaltra драматическая игра для музыки 3 действия   осень 1759 г. Венеция, Театр Сан-Моисе
La clemenza di Tito драма на музыку 3 действия Метастазио карнавал 1760 г. Венеция, Сан-Бенедетто
L’Issipile драма на музыку 3 действия Метастазио осень 1760 г. Вена, Бургтеатр
Пелопида (второй акт) драма на музыку 3 действия Гаэтано Роккафорте карнавал 1763 Турин, Реджо
Баязет драма на музыку 3 действия Агостино Пьовене карнавал 1765 г. Верона, Accademia Filharmonica
Gli Stravaganti (La Moglie Padrona) комедия для музыки 2 действия Альсиндо Исауренсе 11 февраля 1765 г. Вена, Бургтеатр
Армида Festa Teatrale   Марко Колтеллини около 1766 г. Вена, Бургтеатр
Голубь è amore è gelosia интермеццо джокозо   Марко Колтеллини 24 июля 1768 г. Чески-Крумлов, Замок Чески Крумлов
L’amor geloso Azione Teatrale Comica     5 июля 1770 г. Вена, Дворец Шенбрунн
Amiti e Ontario, o I selvaggi драма на музыку   Раньери де Кальсабиджи 1772 Вена, Бургтеатр

Сомнительные приписывания

  • La madamigella (либретто Антонио Паломба, 1755, Неаполь)
  • Il mercato di Malmantide (драма giocoso per musica, либретто Карло Гольдони, 1758, Венеция)
  • La Santissima Vergine annunziata (оратория, 1739, Рим)
  • Componimento per musica (Серената, 1739, Рим)
  • L’amor della patria (серената, либретто Карло Гольдони, 1752, Венеция)
  • Les aventures de Serail (балет, 1762, Вена)
  • Именео, согнандо талора (кантата для тенора и бассо континуо)
  • I lamenti d’Orfeo (кантата для 2-х голосов с оркестром)
  • Amor Prigioniero (кантата для 2 сопрано и инструментов)
  • Различные арии
  • Соната для клавичембало

Не оправдавшая надежд

Музыка Скарлатти выделялась и своей яркой образностью, близостью к народным истокам: в его пьесах нашли своеобразное преломление и танцевальные формы, и интонации фольклора, бытовавшие тогда в Италии, Испании, Португалии, и отзвуки гитарного искусства той поры. Все это позволило ему стать основателем инструментальной школы, поднявшей испанскую музыку на качественно новый уровень.

Но Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни. С наступлением старости и болезни королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его гений, отвернулся от него. Сказались и последствия его рассеянной жизни. Он умер в Мадриде 23 июля 1757 года в бедности, оставив без средств к существованию большую семью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: