Хозяйка дома
В 30-е годы прошлого столетия Питирим Александрович достиг вершины своей научной карьеры, а вот для его жены научная деятельность подошла к концу. Работать в Гарварде она не могла, поскольку и там действовало правило, запрещающее членам семьи трудиться в одной организации.
Сын Питирима Александровича и Елены Петровны Сергей Сорокин вспоминает в одном из интервью: «Матери было очень трудно пережить это, поскольку ее образование, традиции и взгляды, которые сложились в кругу петербургской интеллигенции, были гораздо более либеральными в отношении профессиональных прав женщин, нежели в США вплоть до 1960-х».
Статья в газете «Винчестер Стар», посвященная Е.П. Сорокиной.
Некоторое время Елена Петровна безвозмездно работала в лаборатории профессора Ирвинга Бейли — одного из самых выдающихся американских ботаников. Но в эти годы у Сорокиных один за другим рождаются сыновья Петр и Сергей. Тогда ей пришлось покинуть и лабораторию. Правда, она продолжала проводить цитохимические исследования живой клетки дома. А жили они в большом загородном доме на склоне лесного массива.
Теперь семья составляла основу жизни Елены Петровны. Она не только воспитывала детей, но и помогала мужу, в частности, в устройстве званых обедов, на которые приходили как русские друзья, так и гарвардские преподаватели. В доме была служанка, но Елена Петровна часто сама готовила по такому случаю специальные блюда. Она оказалась прекрасной домашней хозяйкой — умела вязать крючком и варить варенья из плодов и ягод их собственного сада. Возделыванием сада Сорокины занялись сразу после того, как поселились в этом доме. Кроме того в 1938 году они приобрели сельский дом на границе штата Вермонт и канадской провинции Квебек, ставший их дачей. Обустройством дачи занималась вся семья.
Дом Сорокиных в Винчестере. Современный вид.
Проверка на прочность
После октября 1917 года на супругов выпали испытания куда как более серьезные, чем временная разлука и занятость их обоих общественными и научными заботами.
2 января 1918 года Питирима Александровича и его однопартийца Александра Аргунова арестовали большевики, обвинив в попытке покушения на Ленина, и поместили в Петропавловскую крепость. Не помог мандат члена Учредительного собрания. Елена Петровна стала добиваться его освобождения, и ей это удалось. Судя по автобиографической книге Питирима Сорокина «Долгий путь», помог ей в этом меньшевик-интернационалист (впоследствии видный большевик) Григорий Крамаров. Он был участником октябрьского переворота, входил в состав Петроградского военно-революционного комитета, но выступал против жестоких методов чекистов. 23 февраля Крамаров вместе с Еленой Петровной пришел в Петропавловскую крепость и предъявил ордер на освобождение Питирима Александровича.
При этом Елена Петровна не забывала об учебе и успешно сдала выпускные экзамены по естественному отделению на физико-математическом отделении Бестужевских курсов, получив диплом 2-й степени. В примечании к удостоверению отмечалось, что «Елена Петровна Баратынская имеет право на диплом первой степени, каковой ей может быть присужден по представлении сочинения». Однако времени на сочинение в беспокойном 1918 году у нее не было. Осенью ей снова пришлось заниматься вызволением мужа из чекистских застенков.
Выйдя на свободу, Питирим Сорокин снова окунулся в политику и вступил в антибольшевистский «Союз возрождения России». Его с особой миссией направили в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Миссия закончилась неудачей. На Питирима Сорокина чекисты объявили охоту. Несколько недель он скрывался в лесу, ночуя в крестьянских домах и в охотничьих заимках. С наступлением холодов его положение стало совершенно безнадежным, и он написал в местную газету «Крестьянские и Рабочие думы» свое знаменитое «Отречение», в котором заявлял об отказе от звания члена Учредительного собрания и выходе из партии социалистов-революционеров. После этого Питирим Александрович сдался властям и был помещен в Великоустюжскую тюрьму.
Узнав о том, что ее муж опять в заключении, Елена Петровна выехала в Великий Устюг. Она вновь добивается его освобождения, но на этот раз ситуация намного серьезнее. Большевики объявили красный террор, и смертный приговор Питириму Сорокину уже вынесен. Его спасение можно назвать чудом, и, по одной из версий, жена Питирима Александровича сыграла в этом не последнюю роль.
Елена Петровна нашла в Великом Устюге бывшего сорокинского студента, ставшего большевиком. Тот связался с членом Вологодского губ-исполкома Шалвой Элиавой, который в это время находился в командировке в Москве, и он в свою очередь сообщил о приговоре видным большевикам Григорию Пятакову и Льву Карахану, с которыми Питирим Сорокин дружил в студенческие годы. Бывшие друзья придумали, как можно его спасти, предложив Ленину перепечатать сорокинское «Отречение» в газете «Правда», поместив к нему соответствующий комментарий.
Вместо комментария вождь мирового пролетариата лично написал статью под названием «Ценные признания Питирима Сорокина» и опубликовал ее в «Правде». И в один из декабрьских дней великоустюжского арестанта вызвали в тюремную канцелярию, где кроме следователя находилась его жена. Чекист сообщил Питириму Александровичу, что по личному приказу Ленина его отправляют в Москву в распоряжение Центральной ЧК.
В Москве Питирима Сорокина выпустили, разрешили вернуться в Петроград и продолжить научно-преподавательскую деятельность.
Революционное бракосочетание
Пока роман «Предтеча» публиковался отдельными главами в «Ежемесячном журнале», в стране происходили события, полностью перевернувшие судьбу как Питирима Сорокина, так и всей России. Это был 1917 год. В самый разгар февральской революции Питирим Александрович женился на Елене Баратынской.
Елене Петровне в то время было неполных 23 года. В 1912 году она окончила гимназию и поступила на физико-математический факультет Бестужевских курсов. Как мы уже знаем, характер отношений Сорокина и Баратынской после их знакомства в 1912 году и до бракосочетания остается не вполне ясным. Сохранились лишь несколько писем Баратынской к Питириму Сорокину, датируемых 1916 годом. Характерно, что первое известное нам письмо было написано 15 мая, то есть накануне свадьбы теперь уже бывшей возлюбленной Питирима Александровича Елены Михайловой.
В этих письмах нет любовных излияний. Елена Петровна сухо рассказывает о своей жизни в селе Старая Зиновьевка Симбирской губернии, куда она выехала на летнюю практику для изучения лугов в пойме реки Барыш, что в бассейне Волги. Но, видимо, именно в это время возобновились ее отношения с Питиримом Сорокиным. И даже революция, в которую молодой ученый окунулся с головой, не помешала им.
Они поженились 26 мая 1917 года. Питирим Александрович в книге «Долгий путь» пишет, что свадьба «представляла собой действительно революционное бракосочетание»
На церемонию венчания в церкви он явился с важного митинга. Затем был получасовой обед в ресторане с друзьями, после чего он умчался на встречу с Александром Керенским, занимавшим в то время пост военного министра Временного правительства.
Как вспоминает Елена Петровна, молодые венчались в православной церкви лишь для того, чтобы доставить удовольствие ее отцу. При этом самого Петра Баратынского на «революционной свадьбе» не было. Он прислал Сорокину поздравительное письмо, где были и такие строки: «Под шум клокочущих политических страстей поздравляю Вас по личному делу с вступлением в брак. Вы, как социолог, лучше меня оцениваете значение брачного соединения людей. Этой первоначальной ячейки, из которой строится все государство. В русских обычаях желать новобрачным счастья: счастья согласной любовной жизни, счастья долгой совместной жизни до старости. Всего этого я от души желаю Вам».
Удивительно, как все пожелания престарелого врача сбылись.
Вечером того же дня Питирим Сорокин, как он сам выразился, «послал революцию к черту» и вернулся к своей любимой женщине. А Елена Петровна пишет, что лишь далеко за полночь она увидела своего мужа.
На юбилее Гарвардского университета. 1930 г.
Питирим Александрович Сорокин
Сорокин Питирим Александрович (1889 — 1968) — российско-американский
социолог. Один из родоначальников теории социальной мобильности и социальной
стратификации. Основные труды: «Проблемы социального равенства» (1917),
«Социальная и культурная динамика» (1962) и др. Сформировал русскую школу
социологии уголовного права и криминологии. Один из авторов теории своеобразной
конвергенции различных обществ периода Второй мировой войны. Разработал
концепцию культуры как специфический тип исторической системы.
Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени.
Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. –
Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 30.
Другие биографические материалы:
Подопригора С.Я., Подопригора А.С. Социолог
(Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора.
— Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).
Шикман А.П. Эмиграция приняла его холодно (Шикман
А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Американский философ
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Осипова E.В. Русско-американский социолог и
культуролог (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т
философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.,
Мысль, 2010).
Сапов В. В. Ученый, способный активно бороться за
проведение в жизнь исповедуемых им идеалов истины (Русская философия.
Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А.
Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Протасов Л.Г. Член Учредительного собрания (Протасов
Л.Г. Люди Учредительного собрания: портрет в интерьере эпохи. М., РОСПЭН,
2008).
Голостенов М.Е. Активный эсер (Политические
деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993).
Акмалова А. и др. Революциям противопоставил
социальную эволюцию (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К.
Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011).
Один из родоначальников буржуазных теорий
социальной мобильности и социальной стратификации (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983)
Далее читайте:
Письмо приват-доцента
Петроградского университета П. Сорокина в Северо-Двинское бюро партии
коммунистов. Ноябрь 1918 г.
Сорокин П.А.
Социокультурная динамика. (Сорокин П.А. Человек,
цивилизация, общество. М., 1992).
Кто делал две революции 1917 года
(биографический указатель).
Эсеры
(социалисты-революционеры).
Эсеры-максималисты – левая
группа эсеровского движения, отколовшаяся от партии
социалистов-революционеров в конце 1904 г.
«Бунтарь» – газета, ЦО
анархистов-коммунистов-«чернознаменцев».
Литература:
Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды.
Сыктывкар, 1991;
Дойков Ю.В. Питирим Сорокин // США. Экономика.
Политика. Идеология. 1992. N 6.
СОРОКИН (Sorokin) Питирим Александрович
(21.1. 1889, Жешарт, ныне Коми АССР,—10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-амер. социолог. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь А. Ф. Керенского и гл. ред. газ. «Воля народа» (1917). С 1920 проф. Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1923 в США. С. рассматривал историч. действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистич. концепции С.— идея о приоритете сверхорганич. системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Историч. процесс, по С., есть циклич. флуктуация типов культур, каждый из которых — специфич. целостность и имеет в основе неск. главных филос. посылок (представление о природе реальности, методах её познания). С. выделяет три осн. типа культуры: чувственный (sensate) — в нём преобладает непосредств. чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) — здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре обществ. отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис совр. «чувственной» культуры С. связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религ. «идеалистич.» культуры. С,— один из родоначальников бурж, теорий социальной мобильности и социальной стратификации.
Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1914; Проблема социального равенства, П., 1917; Система социологии, т. 1—2, П., 1920; The sociology of revolution, Phil,—L., 1925; Social mobility, N. Y.— L., 1927, новое изд.— Social and cultural mobility, Glencoe, 1959; Society, culture and personality, N. Y.— L., ; Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Social and cultural dynamics, v. l—4, N. Y., 1962; Sociological theories of today, N. Y.—L., 1966.
Ленин В. И., Ценные признания Питирима С., ПСС, т. 37; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Голосенко И. А., Философия истории П. С., «Новая и новейшая история», 1966, N« 4; Социологич. мысль в России, Л., 1978; История бурж. социологии первой половины 20 в., М., 1979; Allen P. J. (ed.), P. A. Sorokin in review, Durham, 1963; Соwell F. R., Values in human society. The contributions of P. A. Sorokin in sociology, Boston, 1970.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Биография
Детство и отрочество
Питирим Сорокин родился 23 января (4 февраля) 1889 года в селе Туръя, Яренского уезда Вологодской губернии (ныне Княжпогостский район, Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего учёного остановилась зимой. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, русский, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами, странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянских крестьян, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885 году, а младший брат — Прокопий, родился в 1893 году.
Мать Питирима умерла 7 марта 1894 года в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребёнка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.
Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900 году. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.
Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то, работая в селе Палевицы (ныне Сыктывдинский район), он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в своё время помогал ему освоиться в Коми-крае. Он же руководил и Гамской церковно-приходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в сёлах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их лёгкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания, он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей, из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковнославянский язык, Закон Божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика. 2 июня 1904 года Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу.
Благодаря отличным рекомендациям известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, Питирим получает возможность продолжить учёбу в церковно-учительской духовной семинарии деревни Хреново Костромской губернии, где подружился с будущим экономистом Николаем Кондратьевым.
Революционная юность
В 1906 году Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осуждён и заключён в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключённые могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Кропоткина, Толстого, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему учёному и выбор темы первой научной монографии под названием «Преступление и кара». Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции.
Формирование социальной концепции П. Сорокина
Биография ученого очевидно наложила отпечаток на его систему взглядов. Сказались раннее начало самостоятельной жизни и разностороннее образование.
Преподаваемые в семинарии церковные воззрения только пробудили жажду знаний. Год изучения связанных с медициной дисциплин не прошел даром.
Общение с радикалами дало критичность мышления. С другой стороны, подробное знакомство с трудами создателей теоретической социологии внесло вклад в его научный подход.
Огромное влияние оказали воззрения Л. И. Петражицкого, специалиста по психологии общества и правоведению, доктора римского права.
Депутат I-ой Государственной думы от партии кадетов, эксперт по земельным вопросам и аграрной реформе, по свидетельству современников, слабо читал лекции. Мешали польский акцент и отсутствие таланта оратора.
Зато обоснованная экстравагантность выстроенной системы и упорядоченность мысли возбуждали всеобщий интерес.
Из психологической школы права учителя Сорокин сделал оригинальный вывод: деяние индивида преступно, если он сам его так идентифицировал. Идея в корне противоречит «старым» философам (Дюркгейм), считающим за криминал оскорбление «коллективного сознания».
Социолог критикует зависимое положение индивида, доминирование общества. Сложившаяся система наказаний и поощрений тормозит прогресс, в то время как человек, возможно, перерос в развитии традиции.
Право толкуется как защищаемые государством договоры, ограничивающие права личности только правами других людей. Расширение персональных возможностей является показателем развития цивилизации.
Новые публикации
Нескучный русский. Кулинарный ажиотаж и его последствия 17.02.2023
Тема сегодняшней публикации касается не кулинарных тонкостей, а орфоэпических, поскольку в кухонном пространстве звучит немало слов с проблемным ударением.
Знай русский! Пушкинские вечера, но пушкинская эпоха — прописная и строчная в прилагательных и наречиях 17.02.2023
Сегодня коснёмся правил правописания прилагательных и наречий, образованных от индивидуальных названий. Почему мы пишем Прометеев огонь, но ахиллесова пята, Пушкинские вечера, но пушкинская эпоха?
Русская Аргентина: память о родине, русские клубы и советские медали за боевые заслуги 16.02.2023
В Аргентине живёт сама большая русская диаспора в Латинской Америке. Почему именно там, кто эти люди и за что некоторые из них награждены боевыми наградами СССР времён Второй мировой войны?
Россия – Иран: когда экономическое сотрудничество догонит политическое? 15.02.2023
Двусторонние отношения России и Ирана сегодня развиваются по широкому спектру направлений. Эксперты из двух стран в области медиа, образования, политологии и востоковедения обсудили различные аспекты взаимодействия и перспективные совместные проекты.
Вячеслав Никонов: Мы начали XXI век 15.02.2023
15 февраля первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов выступил в Государственной Думе на «правительственном часе» в ходе обсуждения доклада министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сообщила пресс-служба депутата.
Конкурс «Расскажи о своей Родине»: как дети становятся послами своей страны 15.02.2023
Глава оргкомитета конкурса «Расскажи о своей Родине» Екатерина Аверкиева уверена: конкурс создаёт атмосферу доверия и заинтересованности друг в друге людей из разных стран. Никому ничего не навязывая, наоборот, приглашая с открытым сердцем и душой дружить как можно больше новых друзей из разных стран.
Николай Малинов: Нас не надо учить демократии, культуре и духовности 15.02.2023
США ввели санкции против движения русофилов в Болгарии и его лидера Николая Малинова. В своей авторской колонке Малинов отмечает, что сам факт введения подобных санкций означает для него высокую оценку своей правой деятельности. Он уверен, что для Болгарии полезно развивать отношения с Россией.
Знай русский! Доктор наук, профессор – когда нужна запятая при перечислении должностей и званий? 14.02.2023
Должности, звания, регалии при именах собственных… Как правильно оформлять их перечисление на письме? Всегда ли требуются запятые?
В поисках Маргариты
Конечно, можно предположить, что любовная история Никуличева и Лизы — чистый вымысел, писательская фантазия Питирима Сорокина. Однако исследователи его творчества считают, что у Лизы был реальный прототип — архангелогородка Елена Михайлова. Она, как и Баратынская, училась в Петрограде на Бестужевских курсах. Не исключено, что тоже бывала у Каллистрата Жакова, где могла познакомиться с Питиримом Сорокиным. Их отношения, вероятно, зародились в январе 1915 года. С Еленой Михайловой у молодого ученого в 1915 году были бурные любовные отношения, о чем свидетельствуют письма, опубликованные Юрием Дойковым.
В этих письмах — вся гамма чувств, которые обуревают молодого влюбленного. Питирим называет Михайлову Лелей, «дорогой и хорошей», «милой и «любимой». Он благодарит ее за подаренные светлые минуты, которые они провели вместе и угрожает, что если она не напишет большого и длинного письма, то «я перевью свое горе веревочкой и повешу его на первой осине и буду жить без сердца». Порой он прямо объясняется в любви, вспоминает ее красивые глаза и голос — «милый из милых».
А 1 июля 1916 года влюбленный Питирим пишет ей последнее послание: «Глубокоуважаемая Елена Ивановна. Позвольте прежде всего поздравить Вас с будущим законным браком и пожелать Вам от души радостной и безмятежной жизни. А затем у меня к Вам просьба. Если случайно сохранились у Вас мои письма, то я очень бы просил Вас возвратить их мне или лично, или почтой, или хотя бы через Зепаловых. Вам они теперь не нужны. А мне хотелось бы еще раз пережить по ним прошлое и затем вместе с тем, что вызвало их, превратить их в прах и пепел…»
Как установил Юрий Дойков, Елена Михайлова в 1916 году вышла замуж за студента Петроградского университета Сергея Грандилевского. Ее дальнейшая судьба сложилась трагически — она умерла при родах 1 марта 1919 года в Архангельске.
Герой сорокинского романа Никуличев пытается в Лизе найти свою Маргариту, но не находит. Нетрудно предположить, что и автор видел в Елене Михайловой героиню трагедии «Фауст». Не получилось. Зато он находит ее в Елене Баратынской, которой посвятил роман «Предтеча».
Однако и тут не все просто. Если предположить, что все герои «Предтечи» имели прототипов, и любовные истории списаны с них, то выходит, что у Питирима Сорокина был еще один роман, или, вернее, любовное приключение. И с кем! С самой Матильдой Кшесинской…
Матильда Кшесинская, «знаменитая балерина и красавица»
Детство и юность
Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (04 февраля по новому стилю) 1889 г. в селе Туръя Яренского уезда Вологодской губернии (ныне это территория Республики Коми).
Отец, Александр Прокопьевич Сорокин, был ремесленником, занимался реставрацией и золочением икон. У него с супругой, крестьянкой Пелагеей Васильевной, родилось трое сыновей: Василий, Питирим и Прокопий.
В 1894 г. Пелагея Васильевна умерла, старшие братья остались с отцом, а Прокопия забрала сестра матери.
Характер работы Александра Прокопьевича был разъездной, он с сыновьями переезжал из села в село в поисках заработка. Мальчики помогали отцу и обучались его ремеслу. Отец выпивал, у него бывали приступы белой горячки. В один из таких приступов он сильно избил сыновей, после чего они ушли от родителя и начали самостоятельную жизнь. Василий и Питирим занимались росписью и украшением церквей, делали обрамления для икон.
В селе Палевицы Питирим пошёл учиться в грамматическую школу, а в 1901 г. поступил в церковно-приходскую школу в селе Гам. В 1904 г. подросток окончил её с отличием. Директор школы, Александр Николаевич Образцов, помог способному юноше продолжить обучение в церковно-учительской семинарии, расположенной в деревне Хреново Костромской губернии.
В 1906 г. Сорокин «заразился» революционными идеями и вступил в партию эсеров. В том же году его арестовали и посадили в тюрьму в городе Кинешма, где он провёл 3,5 месяца. После освобождения он был взят под полицейский надзор, из-под которого сбежал в другой город, а потом отправился к родственникам в деревню Римья.
В 1907 г. Питирим решил переехать в Санкт-Петербург, чтобы поступить в университет. Благодаря помощи приятеля он устроился на место репетитора с проживанием и питанием.
Чтобы сдать экзамен для поступления в университет, молодому человеку необходимо было восполнить пробелы в своём образовании. Он обратился за помощью к своему земляку – профессору Каллистрату Фалалеевичу Жакову. Благодаря профессору Сорокин поступил на Черняевские курсы, на которых преподавали прекрасные педагоги. Помимо учёбы Питирим посещал театры, музеи, концерты классической музыки, много читал. В 1909 г. Сорокин успешно сдал экзамен и поступил в Санкт-Петербургский Психоневрологический институт.
Питирим Сорокин в юности и молодости
Социология П.А. Сорокина
Замечание 1
Изначально его интерес был сосредоточен на определенных процессах социальной организации и широком обозрении человеческой истории с точки зрения теоретического и социологического подхода. Он говорил о том, что социальная жизнь это весьма сложная система, которая включает в себя определенные подсистемы, которые относятся к области религии, этики, экономики, политики и многим другим.
Он приходит к выводу о том, что в истории развития человечества необходимо выделять три суперсистемы, которые периодически сменяют друг друга. Это:
- Идеациональная культура;
- Идеалистическа культура;
- Чувственная.
Каждая из данных систем обладает присущим только ей определенным пониманием реальности а также степенью и способами удовлетворения.
Для идеационального типа культуры свойственна всесторонняя ориентация на потусторонние ценности. Сюда относятся ценности, которые существуют в науке, праве, искусстве, философии и т.д.
Культура чувственного типа, наоборот преобладает ценностями материального и материалистического характера.
В идеалистическом типе культуры собраны вместе ценности культур двух предыдущих типов.
Смысл данной концепции П.А. Сорокина состоит в том, что каждый из данных периодически сменяющих друг друга типов культуры имеет свои собственные законы формирования и пределы роста.
Главной идеей Питирима Сорокина как социолога является идея интегрализма. Согласно данной идеи, социологическое знание развивается в сторону создания теории структуры и динамики, различных социокультурных систем.
Он ставит основные задачи и обрисовывает перспективы включения в рамках данной системы как гуманитарного, так и естественного и научного знания. Отсутствие в современной социологии определенной тенденции к подобному объединению научного знания, он рассматривал как серьёзную опасность, которая угрожает дальнейшему творческому росту и развитию социологии как науки.
Современное социологическое знание представляет собой знание определенных несобранных кусков конструктора. Загадка будет оставаться не решённой, несмотря на знание её частей. Если же социология на неопределенный срок останется в данном положении, то она обречёт себя на состояние знания всё большего и большего о всё меньшем и меньшем. В случае, если она встанет на путь роста, в конечном итоге она войдет в фазу обобщающей и интегративной социологии.
Замечание 2
По мнению Питирима Сорокина, переход социологии в совершенно новый период великого соединения, когда абсолютно разные теории, в которых содержаться свои собственные определенные истины, будут в большей степени объединяться в синтезированные теории будущей социологии.