Учение жана кальвина — основные положения и идеи

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом — регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Реформы Жана Кальвина

С 1542 года церковь в Женеве обосновывается по предложениям Кальвина. Все служители церкви подразделялись на 4 класса:

  1. пасторы – проводили проповеди и контролировали соблюдение дисциплины;
  2. учителя – распространяли основы вероучения;
  3. диаконы – занимались благотворительной деятельностью;
  4. пресвитеры – наблюдали за богословием и моральными устоями общества (они составляли Консисторию).

Определение 2

Пресвитер глава – глава церковной общины. Пресвитерианство отрицает необходимость посредников между Богом и верующими. Совершаются только обряды: проповеди пастора, молитвы и коллективное пение псалмов.

Каждая церковная община представляла собой автономную конгломерацию. Кальвинизм отрицал необходимость существования общенациональной церкви.

Для эффективности преобразований кальвинисты задействовали государственный аппарат. Стали приводится в исполнение от имени государства суровые наказания. Например, в 1546 году было казнено 58 человек за несоблюдение правил протестантского учения. В 1553 году был сожжён известный проповедник Мигель Сервет.

Женева превратилась в новый центр проведения Реформации. Отсюда кальвинизм распространился по европейским странам: во Францию и Великобританию, В Венгрию и Польшу, в Нидерланды и Германию.

Биография 2

Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

10.07.1509 Жан родился в семье влиятельного чиновника во Франции. Он рано осиротел, а из-за большого количества работы у отца, мальчика рано отдали в другую семью на воспитание. В 1523г. Жан поехал учиться юриспруденции в Париж. У молодого Кальвина получилось достичь отличных результатов на правовом поприще, но его интересовали религиозные познания намного сильнее. Жан получил соответствующее образование и даже стал читать проповеди в церкви.

В 1532 г.  будущий религиозный революционер получил докторскую степень и опубликовал свой первую книгу. Это позволило ему заработать приличные деньги себе на обеспечение и получить финансовую независимость от своего отца.

Сильное влияние на мировоззрение Кальвина оказали широко распространяемые идеи о необходимости видоизменения католической церкви и службы. Он сильно увлекся идеями М.Лютера. Кальвин присоединился к парижскому сообществу реформаторов. Из-за своих выдающихся ораторских умений Жан очень быстро завоевал себе популярность в этой среде и стал лидером реформаторского движения во Франции.

По сравнению с северной Реформацией идеи Кальвина были более радикальными в отношении необходимости прекращения католических обрядовых процедур. Его нисколько не беспокоило противодействие священнослужителей, к которым он и сам относился. Кальвин написал грандиозную и шокирующую по своей новизне работу «О христианской философии», в которой указал на отсутствие необходимости проведения такого большого количества дорогих обрядов в церкви, поборов и прочих отрицательных сторонах религиозных служб.

Для того, чтобы скрыться от преследований Жану пришлось переехать в Швейцарию, где к его идеям относились довольно толерантно. Там Кальвин стал распространять свое учение о необходимости упрощения богослужения, и даже начались проводиться упрощенные религиозные службы. Такое христианское течение стали называть «кальвинизм». Далее Кальвин отправился в Страсбург, где также начал распространять свое мировоззрение на функционирование церкви. Тут он составил сборник правил реформаторских религиозных убеждений «Катехизис». Его требования к повседневной жизни прихожан были довольно строгими даже по меркам того времени, однако они воспринимались положительно определенной частью населения. При чем, за отклонение от своих правил Кальвин карал жестоко – вплоть до смертной казни. Кальвин утвердил постулат о необходимости признания силы и воли Бога абсолютно во всех вещах

В Швейцарии Жан трудился над самой важной книгой все своей жизни – «Наставления в христианской вере». Это произведение включало в себя 57 томов!

Ж.Кальвин был женат. Кроме того, у него было трое детей, но они все умерли еще грудными младенцами.

Кальвин умер 27.05.1569 от очень обильных кровотечений, вызванных непонятным заболеванием, которое стало хроническим после перенесения лихорадки.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Учение

Став образованным человеком Жан с симпатией начал относится к протестантским взглядам. В частности, на него оказали большое впечатление работы Мартина Лютера, который восстал против католического духовенства.

Это привело к тому, что Кальвин примкнул к новообразованному движению сторонников реформационных идей, а вскоре благодаря ораторскому таланту и вовсе стал лидером данной общины.

Ключевой задачей христианского мира по мнению мужчины была ликвидация превышения полномочий священников, которые происходили довольно часто. Главные постулаты учений Кальвина заключались в равенстве всех людей и рас перед Богом.

Вскоре Жан открыто заявляет о своем отказе от католицизма. Также он утверждает, что сам Всевышний призвал его службу в распространении истинной веры. К тому моменту он уже стал автором своей знаменитой речи «О христианской философии», которая была отправлена в печать.

Правительство и духовенство, которое не хотело ничего менять, было обеспокоено дерзкими высказываниями Кальвина. В итоге реформатор начал подвергаться гонениям за свои «антихристианские» убеждения, скрываясь от властей у своих соратников.

В 1535 г. Жан написал свой главный труд «Наставление в христианской вере», в котором защищал французских евангеликов. Интересен факт, что опасаясь за свою жизнь, богослов предпочел оставить втайне свое авторство, поэтому первая публикация книги была анонимной.

Поскольку преследования становились все более активными, Жан Кальвин решил покинуть страну. Он отправился в Страсбург окольным путем, планируя один день переночевать в Женеве. Тогда он еще не знал, что в этом городе он пробудет значительно дольше.

В Женеве Жан познакомился со своими последователями, а также приобрел единомышленника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Благодаря поддержке Фареля он получил большую популярность в городе, а позднее провел ряд успешных реформ.

Осенью 1536 г. в Лозанне была организована публичная дискуссия, на которой присутствовали и Фарель с Кальвином. На ней обсуждались 10 вопросов, которые представляли собой ключевые принципы реформации. Когда католики начали утверждать будто евангелики не принимают взглядов отцов церкви, в разговор вмешался Жан.

Жан Кальвин и его «Катехизис»

Мужчина объявил, что евангелики не только ценят труды отцов церкви больше, чем католики, но и гораздо лучше их знают. В доказательство этому Кальвин выстроил логическую цепочку на основе богословских трактатов, наизусть цитируя из них объемные отрывки.

Его выступление произвело сильное впечатление на всех присутствующих, обеспечив протестантам безоговорочную победу в диспуте. Со временем о новом учении, которое уже тогда было известно под «кальвинизмом», узнавало все больше людей как в Женеве, так и далеко за ее пределами.

Позднее, Жан был вынужден покинуть этого город, вследствие гонений местных властей. В конце 1538 г. он перебрался в Страсбург, где проживало много протестантов. Здесь он стал пастором реформаторской общины, в которой его проповеди имели чрезмерную популярность.

Спустя 3 года Кальвин вернулся в Женеву. Тут он окончил написание своего крупного труда «Катехизис» – свода законов и постулатов «кальвинизма», адресованный всему населению.

Данные правила были очень жесткими и требовали реорганизации устоявшихся порядков и традиций. И все же городские власти поддержали нормы «Катехизиса», утвердив его на заседании. Но начинание, казавшееся благим, вскоре превратилось в тотальную диктатуру.

На тот момент Женевой по сути правил сам Жан Кальвин и его приверженцы. В результате участились смертные казни, а немало граждан были подвергнуты изгнанию из города. Множество людей боялись за свои жизни, поскольку пытки арестантов вошли в обыкновенную практику.

Жан переписывался со своим давним знакомым Мигелем Серветом, который был противником учения о Троице и критиковал многие постулаты Кальвина, подкрепляя свои слова рядом фактов. Сервет подвергался гонениям и в конечном счете был схвачен властями в Женеве по доносу Кальвина. Он был приговорен к сожжению на костре.

Жан Кальвин продолжил писать новые богословские трактаты, включая крупный сборник книг, речей, лекций и т.д. За годы биографии он стал автором 57 томов.

Лейтмотивом вероучения богослова выступало полное основание учений на Библии и признание суверенитета Бога, то есть – высшая власть Творца над всем. Одной из главнейших черт кальвинизма являлось учение о предопределении человека или говоря простыми словами – о судьбе.

Таким образом человек сам ничего не решает, а все предопределено уже Всевышним. С возрастом Жан становился более набожным, строгим и нетерпимым ко всем тем, кто не соглашался с его мнением.

«Женевский папа»

Кальвин основывает кальвинистскую церковь в Женеве. Богатство и расчет, скупость и накопительство, поэтому довольно быстро буржуа, тогда только зарождавшиеся, переходят на его сторону.

Из шумного и радушного города Женева превратилась в мрачный «Рим кальвинизма» . Развлечения и праздники стали под запретом. Жителям запрещалось носить нарядные и цветные одежды. Служители кальвинистской церкви (пасторы) имели право вмешиваться в частную жизнь. Приобрели популярность доносы . Инакомыслящих преследовали и сжигали на кострах. За свою беспощадность к религиозным врагам Кальвина стали называть «женевским папой». Фанатизм и «духовная свобода» захлестнули Женеву.

При этом его очень ценили и не хотели отпускать из Женевы.

В дальнейшем кальвинистскую церковь приняли не только предприниматели Швейцарии, но и буржуазия Англии, Голландии и Франции.

По настоянию Кальвина в Женеве был открыт университет для обучения будущих теологов-последователей. Студенты приезжали со всех европейских стран, желая послушать лекции реформатора.

В последние годы жизни Жан Кальвин изнурял себя работой. Проповедовал, писал религиозные труды, преподавал, словно боялся не успеть донести свои религиозные убеждения. Последние работы он заканчивал уже, не имея сил вставать с кровати. В 1564 году, на 54 году жизни, Кальвин скончался и был похоронен на местном кладбище без надгробия. Местонахождение его могилы до сих пор не найдено учёными-историками.

Очищение от пороков

Из таких взглядов Кальвина и вышли реформы следующих лет: введение судебного наказания за нарушения порядка Божьего, как он его понимал: за танцы, игру в карты по воскресеньям, постоянное пьянство в тавернах, за бранную ругать и проклятия, ворожбу и гадания и т. д. Запрета не избежали и театральные представления, столь любимые женевцами.

Одними из первых под праведный меч реформ попали кабаки — рассадники пьянства и разврата. Вместо них в Женеве открыли городские питейные заведения, они должны были стать местами общения для горожан, но при этом не быть центрами греха. Для этого был сформулирован чёткий перечень того, что можно делать в этих заведениях, а что нельзя: пьяные клятвы и песни, драки и сальные шутки, танцы и непристойность были заменены духовными разговорами с лежащими рядом Библиями. Карточные игры были разрешены, но с оговоркой: не более часа. Перед едой и выпивкой — молитва. А для того, чтобы все правила поведения соблюдались, появились официанты. В их обязанности в том числе входило наблюдать за соблюдением правил и делать замечания нарушителям. Отдых в новом женевском стиле заканчивался в 9 вечера, после чего все горожане должны были отправляться домой трезвые и ложиться спать.

Всё это кажется смехотворным современному человеку, но какова была Женева до Кальвина? Богатый город с населением больше 10 тысяч человек, приехавших со всей Европы. Обратная сторона богатства и большого для средневековой Европы населения — богатая вечерняя и ночная жизнь с её развлечениями. Причём развлечения были, как правило, далеко не мирными. Пьяные дебоши были в порядке вещей. Одним из распоряжений Городского совета был запрет для священников и монахов посещать район красных фонарей. Светский запрет для духовных лиц, которым и так подобное запрещено. Насколько испорчены были простые горожане, если даже священники позволяли себе распутство? Подобное тормозило развитие города, реформация предлагала выход не только духовный, но и экономический, но об этом позже.

Видя развивающееся гниение города и скорый коллапс подающего надежды торгового центра Городской совет пришёл к тому, что перемены необходимы. Проект изменений Кальвин предлагал ещё в первый свой визит в Женеву. Совет начал упрашивать реформатора вернуться, и у него это получилось. Теперь же от горожан также требовалось публично исповедовать свою верность Евангелию и Христу. В противном случае — изгнание.

Не всем нравилось такое положение дел. Резкая смена стиля жизни, привычек никогда не вызывает единодушного одобрения. Были ли оправданы применявшиеся меры или же это была теократическая диктатура, попиравшая свободы граждан? Опять же уместно вспомнить исторический контекст. Повсюду в Европе того времени пылали костры инквизиции, идеи Реформации требовали не меньших жестокости и усилий. Реформы духовной и светской жизни, склад которых утверждался тысячу лет, были невозможны без радикальных мер по установлению новых идеалов и норм.

Этика Кальвинизма

Кальвин считал,что протестантизм — это аскетизм, что мирское призвание это и есть монашество. Труд — это ритуал. А если труд — это ритуал, то вся роскошь не имеет смысла, а значит, вся древность не имеет смысла. Имеет смысл лишь труд — здесь и сейчас.

Кальвин полагал, что существует предопределённость к спасению. Нет смысла о чём-то просить Бога, он уже заранее, задолго до нашего рождения решил кто попадёт в Рай, а кто в Ад. Одни праведники, а другие — грешники. Так было и так будет. Это очень фаталистический подход…

Друзья Кальвина установили в Женеве суровую теократию. Праведный Кальвинист должен трудиться, уповая, что всё это не зря. Но хочется же знать, куда попадёшь? Всё просто. Бог помогает своим. Если твой труд богоугоден — он будет успешен. Праведному труженику помогает Бог. И это легко измерить: деньги в кальвинизме — эта мера признания Богом твоих рабочих заслуг, твоих качеств.

Но что же делать с деньгами? Разумеется, не тратить их на ерунду. Праведный кальвинист должен вкладывать деньги, чтобы было больше денег. Правильное применение денег — это капитал. Капитал — это Бог. Деньги выступают божественным даром. Они и есть удача.

Ещё в древнегерманских и древнескандинавских источниках говорится о том, что часто золото прячут: создают клады. Считалось, что это приносит удачу. Понятие «вергельд» — плата за кровь. Платили золотом, но расценивали его не как деньги, а как некий эквивалент жизненной силы, удачи. Этот культ удачи отлично соединился с лютеранским трудолюбием и кальвинистским фатализмом . И возникла новая религия. Здесь Бог — капитал. Ритуал — труд. Божественная благодать — удача. Они соединились, как тщательно подогнанные и идеально отшлифованные шестерёнки особого механизма — религии. Его в XIX веке Макс Вебер назовёт капитализмом .

Парадоксы кальвинизма

Как сказал великий английский проповедник Чарльз Сперджен, — кальвинизм прост, отточен и неотразим, как меч. Символ кальвинизма — горящее сердце. Как ни строго пропалывал Божью ниву Кальвин, учение его имени дало совершенно иные плоды. Это учение стало учением христианской свободы. Человек не имеет свободы воли? — значит, он действует во всём хорошем и добром по воле Божьей, а это окрыляет. Предопределение? — если ты предопределён ко спасению, то это видно по плодам твоих деяний, и ты неустанно трудишься на том месте, где поставил тебя Господь.

Кальвинисты — это реформаты Швейцарии и Голландии, пресвитериане Шотландии и США, гугеноты Франции, да и многие баптисты. Они бежали от гонений, они переплывали на утлых судёнышках, как пуритане на пути в Новую Англию, океаны. Они закладывали новые города и осваивали необъятные земли. И везде их вело Слово Божье, а в самой нехитрой поклаже беженцев была Библия.

500 лет Жану Кальвину. Без малого 500 лет Реформации. «Что есть истина?»

«Наставления»

Нам неизвестно, как и когда именно Кальвин порвал с Римом. В отличие от Лютера, Кальвин мало писал о внутреннем состоянии своей души. Весьма вероятно, что к необходимости оставить католичество и встать на путь протестантизма Кальвин пришел под влиянием некоторых членов кружка гуманистов и благодаря изучению Писания и раннехристианской эпохи.

В 1534 году он вернулся в Нойон и отказался от двух церковных должностей, на которые его устроил отец, хотя они были основным источником его доходов. Решил ли он уже тогда выйти из католической церкви или это был просто очередной этап на его духовном пути, установить с точностью невозможно. Но доподлинно известно, что в октябре того самого года Франциск I, до сих пор относившийся к протестантам достаточно терпимо, уже сточил свою политику, и в январе 1535 года Кальвин отправился в ссылку в Швейцарию, в протестантский город Базель.

Он видел свое призвание в том, чтобы посвятить себя учебе и литературным трудам. Он не стремился стать одним из лидеров Реформации, ему хотелось просто обосноваться в спокойной обстановке, где он мог бы изучать Писание и писать о своей вере. Незадолго до прибытия в Базель он написал краткий трактат о состоянии душ мертвых перед воскресением. Теперь он подумывал взяться за другие подобного рода трактаты, которые способствовали бы прояснению веры церкви в эти смутные времена.

Своей главной задачей в этой связи он видел краткое изложение основ христианской веры с протестантской точки зрения. До сих пор в протестантской литературе, с необходимостью подчинявшейся целям полемики, рассматривались почти исключительно спорные вопросы и очень мало внимания уделялось другим основополагающим догматам, таким как Троица, воплощение и так далее. Таким образом, он твердо намеревался заполнить этот вакуум, составив краткое руководство, которое назвал «Наставлениями в христианской вере».

Первое издание «Наставлений» — книга объемом в 516 страниц — вышло в Базеле в 1536 году. Формат книги был небольшим, и она легко умещалась, как тогда было принято, в просторных карманах, что давало возможность тайно распространять ее во Франции. Она состояла всего из шести глав. В первых четырех рассматривались вопросы о законе, символе веры, молитве Господней и таинствах. В двух последних, более полемичных по тону, излагалось протестантское отношение к «ложным таинствам» Рима и христианской свободе.

Книга сразу завоевала необычайный успех. Первое издание, вышедшее на латинском языке, благодаря чему это сочинение можно было читать в разных странах, разошлось за девять месяцев. В дальнейшем Кальвин продолжил работу над последующими изданиями «Наставлений», и год за годом объем книги увеличивался. Росту объема способствовали споры по разным вопросам, возникавшие в то время, высказывание различными группами точек зрения, которые Кальвин считал ошибочными, и практические потребности церкви; поэтому, чтобы получить представление о развитии богословской мысли Кальвина и его участии в разного рода дискуссиях, достаточно сравнить между собой разные издания «Наставлений».

Следующее издание, также на латинском языке, вышло в Страсбурге в 1539 году. В 1541 году Кальвин опубликовал в Женеве первое издание на французском языке, ставшее классикой французской литературы. Последующие издания были «парными» и с выходом французского издания сразу же вслед за латинским: в 1543 и 1545 годах, в 1550 и 1551 годах, в 1559 и 1560 годах. Последними при жизни Кальвина вышли латинское и французское издания 1559 и 1560 годов, поэтому они считаются окончательным вариантом «Наставлений».

Окончательный вариант резко отличается от небольшого пособия по христианской вере, опубликованного Кальвином в 1536 году, — шесть глав первого издания превратились в четыре тома с восемнадцатью в общей сложности главами. Первый том посвящен Богу и откровению, а также творению и природе человека. Во втором томе исследуется вопрос о Боге как Искупителе и о том, как это раскрывается нам сначала в Ветхом Завете, а затем во Христе. В третьем томе показывается, как через Духа мы можем соучаствовать в благодати Иисуса Христа и какие это производит плоды. Наконец, в четвертом томе рассматриваются «внешние средства» этого участия, то есть церковь и таинства. Работа в целом свидетельствует о глубоком знании не только Писания, но и древней христианской литературы, в частности трудов Августина, а также сути богословских споров XVI века. Нет сомнений, что она стала высшим достижением протестантского систематического богословия эпохи Реформации.

Три положения, которые отражают взгляды Жана Кальвина

Сравнение учений Жана Кальвина и Мартина Лютера

  • Тремя вещами подчиняет себе Рим: насилием, хитростью и лицемерием. Стоит отметить, что даже тогда, когда Кальвин осознал необходимость перемен в католической Церкви, он далеко не сразу начал выступать против Рима и Ватикана. Поначалу он довольно долгое время придерживался мнения о том, что реформы Церкви необходимы, но лишь ограниченные и умеренные. Однако, всё больше и больше набирающее обороты преследование протестантов привело к тому, что он сам обратился в протестантство и начал свои проповеди, направленные против власти Папы Римского.
  • В мире властвует абсолютное божественное предопределение, никто из верующих его не может знать. В отличие от некоторых других богословов, Жан Кальвин твёрдо придерживался идеи предопределения. Он считал, что человеку не дано понять замыслы Бога. Отчасти на этом базировались его выпады против Ватикана – как и Мартин Лютер, он выступал против того, чтобы церковное сословие было посредником между людьми и Богом.
  • Судьба каждого человека определена заранее: едва родившись, он уже обречен или на вечное проклятие, или на спасение. Иными словами, Жан Кальвин верил в судьбу, полагая, что у каждого человека судьба изначально предопределена Богом, и никто не в силах её изменить. Вот прямая его цитата: «Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создаёт всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию».

Детство и юность

Будущий богослов и реформатор родился 10 июля 1509 года в благочестивой католической семье. Родина Кальвина — город Нуайон, что в северной части Франции. Отец мальчика достиг внушительных успехов на посту секретаря местного епископа, а также фискального прокурора.

Портрет Жана Кальвина

Мать Жана умерла, когда тот был еще ребенком, а у отца не хватало времени на воспитание отпрыска. Поэтому маленького Жана отдали под опеку одного благопристойного семейства, где тот и получил азы образования и впитал великосветские манеры.

В 14 лет Жан Кальвин по настоянию отца отправился в Париж изучать право и гуманитарные науки. За годы учебы юноша поднаторел в диалектике и стал толковым оратором. Немногим позднее молодому человеку даже доверили читать проповеди в одном из церковных приходов. Затем, достигнув совершеннолетия, Кальвин (опять же, следуя воле отца) продолжил образование.

Памятник Жану Кальвину

На этот раз юноша начал постигать премудрости юриспруденции, а окончив учебу, перебрался в Орлеан, где поступил в ученики к именитому юристу Пьеру Стелле. Несмотря на очевидные успехи на этом поприще и постоянные похвалы именитых наставников, сразу после смерти отца Жан Кальвин оставляет юриспруденцию и обращается к теологии.

Молодой человек изучал труды святых, на которых основана христианская вера, Библию, ее многочисленные толкования и комментарии к ней. Уже в то время Жаном Кальвином завладела идея «очищения» церкви. Параллельно Кальвин получил ученую степень лиценциата и проповедовал в двух небольших приходах.

1532 год в биографии Жана Кальвина отмечен двумя событиями: молодой человек получил докторскую степень, а также на собственные средства издал первый научный трактат. Это были комментарии к труду философа Сенеки под названием «О кротости».

Стоит отметить, что характер Жана был под стать увлечениям молодого мужчины: в 23 года это был довольно нелюдимый человек, погруженный в собственные идеи и готовый отстаивать взгляды, которые казались ему единственно верными. Сверстники Жана даже дали тому прозвище «аккузатив», то есть «винительный падеж», и постоянно называли «моралистом».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: