Кристофер Марлоу выступал против анти-ЛГБТ фанатизма в своей работе.
Некоторые ученые считают, что Марлоу, возможно, был геем, но (как и многие другие элементы его жизни) нет никаких убедительных доказательств. Однако, есть это конкретные доказательства того, что он относился к однополым отношениям иначе, чем другие писатели того времени. В других работах того же периода гомосексуальные персонажи обычно были злодеями, но Марлоу писал об отношениях Эдуарда II с Пирсом Гавестоном с человечностью и красотой в Эдуард II
Некоторые эксперты считают, что пьеса поддержала традиционные взгляды на гомосексуальные отношения » «наказав» Гавестона смертью и убив Эдуарда II таким образом, что это вызывает содомию, но, даже если это так, Марлоу все еще освещал эту тему на протяжении всей пьесы с большей сложностью и вниманием, чем его современники
Кристофер Марло был арестован за еретические взгляды.
В 1593 году английское правительство в значительной степени приветствовало протестантских иммигрантов, поэтому власти были в ярости, когда антииммигрантские трактаты начали вывешиваться на улицах Лондона. Один из них, который был признан «превосходящим остальных в непристойности», ссылался на две пьесы Марло и был подписан «Tamburlaine.»В рамках зачистки, нацеленной на подозрительных персонажей, власти арестовали, а затем подвергли пыткам друга и товарища Марлоу драматурга Томаса Кида, который утверждал, что неортодоксальный религиозный трактат, найденный в его комнате, принадлежал Марлоу. Был выдан ордер, и Марлоу предстал перед тайным советом, который велел ему ежедневно отмечаться у них до дальнейших распоряжений. Он умер через 10 дней.
Ранние годы
Кристофер Марло родился в Кентербери около 26 февраля 1564 года (в этот день он был крещен). Он поступил в Королевскую школу и получил стипендию, которая позволила ему учиться в колледже Корпус-Кристи в Кембридже с конца 1580 по 1587 год.
Марло получил степень бакалавра искусств в 1584 году, но в 1587 году университет колебался в предоставлении ему степени магистра. Его сомнения (возможно, возникшие из-за его частых отлучек или предположений, что он перешел в католичество и вскоре поступит в колледж в другом месте) были устранены или, по крайней мере, рассеяны, когда Тайный совет прислал письмо, в котором говорилось, что он теперь работает «над делами, касающимися блага его страны», и ему была присуждена степень магистра в соответствии с графиком.
Как был похоронен Марло?
У Марло были родители, братья, сестры и огромное количество друзей. Однако никто не позаботился о том, чтобы похоронить его по-человечески и поставить на его могиле крест и табличку с именем — ни в тот день, ни позже. Его родители не приехали забрать тело сына.
Его дядя, находившийся в момент гибели племянника в том же городе, должен был отплыть в Россию 25 мая, но почему-то задержался до 1 июня. Он отплыл на следующий день после гибели племянника, накануне следствия и похорон, не известив брата о смерти сына (интересно, не увез ли он на борту лишнего пассажира?). Место погребения того, кого современники называли «величайшим умом Англии», остается неизвестным по сей день.
А через две недели на обложке поэмы «Венера и Адонис» впервые появилось имя «Вильям Шекспир»…
1. Биография
Марло родился 26 февраля 1564 г. в Кентербери, в семье сапожника. В родном городе посещал кентерберийскую Королевскую школу, затем учился в Кембридже. Окончил Колледж Тела Христова в Кембриджском университете, став бакалавром (1584), а затем — по-видимому, по протекции руководителя секретной службы Ф. Уолсингема — магистром (1587). Связь Марло с последним по-видимому и объясняет много вольностей в его поведении ещё во время учёбы в Кембридже. Так он мог спокойно покинуть Кембридж, как то было с февраля по июнь 1587 г. Никто не знал, где Марло всё это время находился. Это сошло ему с рук, видимо, не без покровительства влиятельных особ Лондона. Как утверждают многие исследователи биографии английского поэта и драматурга, в том числе и Е. Черняк в своей книге «Пять столетий тайной войны» по заданию Уолсингема Марло выполнял некую тайную миссию в Европе. Целью его было собрать подробную информацию о деятельности английского католического подполья во Франции, пытавшегося бросить вызов протестантскому режиму королевы Елизаветы I.
Позже Кристофер Марло переехал в Лондон и занялся активной литературной деятельностью. Тогда же вступил в кружок драматургов «Университетские умы», куда входили поэты Д. Лили, Т. Нэш, Р. Грин, Дж. Пил и Т. Лодж. Тогда же была поставлена его первая трагедия «Тамерлан великий, скифский пастух». Приблизительно с этого времени его отношения с правительством резко меняются. Вольнодумный кружок У. Рэйли, в который вступил Марло, не был на хорошем счету у правительства. Считалось, что там проводились некие богохульные обряды. В мае 1593 года в Лондоне произошли волнения, в которых участвовали католики и протестанты. В городе распространялись памфлеты с выпадами против рабочих-иммигрантов из Фландрии. Тайный совет искал авторов клеветнических воззваний среди лондонской литературной богемы. Были произведены обыски, в том числе на квартире драматурга Томаса Кида. Среди его бумаг были обнаружены заметки, содержащие еретические высказывания: доказательства атеизма, отрицание Божественной сущности Христа, насмешки над его чудесами. Кид, помещённый в тюрьму, показал, что бумаги принадлежали Марло и остались от совместной работы над пьесой два года назад. Был или не был Марло тайным агентом, формально совет должен был допросить его. 20 мая 1593 г. поэта, гостившего у своего друга Томаса Уолсингема (кузена Фрэнсиса Уолсингема) в поместье Скедбери (Кент), вызвали на заседание Тайного Совета, но не арестовали, а лишь велели каждый день отмечаться в канцелярии Совета до тех пор, пока не будет вынесен приговор по его делу. Он переехал в Дептфорд, вероятно, допрос так и не состоялся, а через 10 дней Марло убили.
30 мая 1593 г. Марло был зарезан в одном из домов (по одной из версий — в таверне) города Дептфорда. Похоронен 1 июня в этом же городе. По поводу обстоятельств и причин смерти поэта до сих пор существуют противоречивые версии. По одной из них в последний день своей жизни Марло обедал в таверне с компанией подозрительных личностей: Инграмом Фризером, Николасом Скирсом и Робертом Пули. После между ними возникла ссора. Марло выхватил из рук Фризера кинжал и нанёс тому несколько ударов. Фризер пытался вырвать оружие из рук Марло, в потасовке кинжал вонзился над правым глазом Марло. Одни исследователи связывают убийство с шпионской деятельностью Марло, другие говорят о бытовой ссоре, приведшей к фатальному исходу. Гибель Марло также породила слухи о его причастности к секретам английской разведки.
В этом деле действительно много странного, начиная от путаницы с точной датой смерти поэта (по одним данным — 30 мая, по другим — 1 или 2 июня) до имен убийц (их имена несколько раз менялись, а основные подозреваемые — Фризер, Скирс и Пули — считались агентами секретной службы, что и помогло им впоследствии уйти от наказания). Расследование преступления велось крайне неопрятно. Вердикт судьи гласил, что Фризер действовал в пределах самообороны. Складывалось впечатление, что власти хотят быстрее замять это дело. Ведь смерть Марло была для них весьма кстати. Со смертью поэта можно было захоронить и многие тайны, о которых он знал, если считать, что он действительно работал на секретную службу.
Ходили даже и вовсе невероятные слухи, что Уолсингем инсценировал смерть своего агента дабы спасти от суда и сохранить для дальнейшей работы. Но именно ему Марло был скорее нужен мёртвым, нежели живым.
Одна из конспирологических версий исследователей т. н. «шекспировского вопроса» приписывает Марло (якобы не погибшему в 1593 г.) произведения, известные под именем Шекспира.
3. Библиография
- переводы, издания
Это незавершённый список. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
- На русск. яз.:
- Фауст / Перев. Д. Минаева. СПб., 1899 ;
- Фауст / Перев. К. Бальмонта. М., 1912 ;
- Эдуард II / Перев. Н. В. Гербеля // Современник. 1864. Август ;
- Эдуард II / Перев. Родиславской // Искусство. 1884. № 56-62 (публикация не закончена);
- Эдуард II / Перев. А.Радловой. М.: Искусство, 1957 ;
- Мальтийский жид / Перев. М.Шелгунова. СПб., 1882 ;
- Гербель Н. В. Английские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1875 (перев. из «Фауста» и «Эдуарда II»);
- Works, ed. C. F. Tucker Brooker, Oxford University Press, 1910.
- Сочинения. М.: Худлит, 1961.
- исследования
Это незавершённый список. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его. |
- Стороженко Н. Предшественники Шекспира. Лили и Марло. СПб., 1872. Т. I. , 4-е изд.: М., 1916 ;
- Verity A. W. Influence of Marlowe on Shakespeare’s earlier style. 1886 ;
- Lewis J. G. Marlowe’s Life. Canterbury, 1891 ;
- Chambers E. K., d-r. The Medieval Stage: 2 vv. Clarendon Press, 1903 ;
- Baker G. P. Dramatic technique in Marlowe. 1913 ;
- Ellis-Fermor C. Marlowe, 1927 ;
- Парфёнов А. Кристофер Марло // Марло, Кристофер. Сочинения. М.: Худлит, 1961.
- Levin H. Christopher Marlowe: The Overreacher. Lnd., 1965 ;
- Легенда о докторе Фаусте. М.: Наука, 1978 ;
- Alter R. The Art of Biblical Poetry. NY: Basic Books, 1985 ;
- Бёрджес Э. Уильям Шекспир. Гений и его эпоха. — М.: Центрполиграф, 2001. С.245. — ISBN 5-227-01302-0
Почему министр так поступил?
Дело в том, что Марло был не только ученым и литератором. Еще в университете он стал агентом английской разведки. С этой работой он справлялся настолько хорошо, что заслужил благодарность самой королевы. Первый министр был его «боссом», не раз выручавшим своего агента в трудных ситуациях. К тому же он ненавидел архиепископа всей душой и пытался бороться с ним, как мог.
Итак, 20 мая Марло был освобожден.
Возможно, все бы обошлось — Барли отправил бы Марло в длительную поездку за границу, пока все не уляжется. Однако 26 мая в его канцелярию потупил донос, написанный бывшим другом и коллегой, а ныне злейшим врагом Марло Ричардом Бейнсом, в котором тот обвинял Марло в богохульстве, чтении атеистических лекций, подпольном издании кощунственных книг, изготовлении фальшивой монеты денег и греховной любви к мальчикам. Кончался донос словами: «И я считаю, что рот такого опасного человека следует заткнуть».
Против этого был бессилен даже первый министр. Теперь ничто не могло спасти Марло от пыток и казни. Барли не мог скрыть донос от королевы. Он мог лишь задержать его на несколько дней. Так он и поступил. Донос попал в руки королевы только 2 июня, причем в сильно отредактированном виде.
Что же за этим последовало? Ничего. Потому что 30 мая, согласно официальной версии, Марло погиб в пьяной драке. Документы, связанные с его смертью, были спешно затребованы королевой и скрыты от публики до 1925 года, когда их обнаружил студент-историк Лесли Хотсон.
Эти документы оказались крайне любопытными.
Современники Марло были уверены, что он погиб в кабаке. Из протокола, однако, выяснилось что это было не более чем официальной легендой.
Пьесы
«Мальтийский еврей»
Мальтийский еврей (полностью Известная трагедия Богатого мальтийского еврея) с прологом, поставленным персонажем, представляющим Макиавелли, изображает еврея Барабаса, самого богатого человека на всем острове Мальта. Однако его богатство захвачено, и он борется с правительством, чтобы вернуть его, пока не погибнет от рук мальтийских солдат. Пьеса закручена религиозными конфликтами, интригами и местью, и считается, что она оказала большое влияние на Шекспировского «Венецианского купца». Главный герой, Барабас, считается главным вдохновителем шекспировского Шейлока в «Купце». Пьеса также считается первой (удачной) Черной комедией или трагикомедией. Барабас-сложный персонаж, который вызвал неоднозначную реакцию у зрителей, и были обширные дебаты по поводу изображения евреев в пьесе (как и в случае с шекспировским Купцом). Наполненная непристойными персонажами, пьеса также высмеивает сексуально озабоченных христианских монахов и монахинь и изображает пару жадных монахов, соперничающих за богатство Барабаса. Таким образом, «Мальтийский еврей» является прекрасным примером того, чем отчасти известны последние четыре произведения Марло: противоречивые темы.
«Эдуард II»
Исторический «Эдуард II» (полностью Беспокойное правление и Прискорбная смерть Эдуарда Второго, короля Англии, с Трагическим падением Гордого Мортимера) — это пьеса о низложении английского короля Эдуарда II его баронами и королевой, все из которых возмущены чрезмерным влиянием людей короля на его политику. «Эдуард II»-это трагедия, в которой фигурирует слабый и ущербный монарх, и она проложила путь для более зрелых историй Шекспира, таких как Ричард II, Генрих IV и Генрих V.
Это единственная пьеса Марло, текст которой можно с уверенностью назвать рукописью автора, поскольку все другие пьесы Марло были сильно отредактированы или просто переписаны с спектаклей, а оригинальные тексты были утеряны в веках.
«Парижская резня»
«Парижская резня»-это короткая и мрачная работа, единственный сохранившийся текст которой, вероятно, был реконструкцией по памяти или «сообщенным текстом» первоначального представления. Из-за своего происхождения пьеса занимает примерно половину длины «Эдуарда II», «Мальтийского еврея» и каждой части «Тамерлана» и включает в себя в основном кровавое действие с небольшой глубиной характеристики или качественным стихом. По этим причинам пьеса была самой заброшенной в творчестве Марло. Резня изображает события Варфоломеевской резни 1572 года, в которой французская королевская семья и католическая знать спровоцировали убийство и казнь тысяч протестантских гугенотов. В Лондоне агитаторы ухватились за его тему, чтобы пропагандировать убийства беженцев, событие, о котором пьеса устрашающе предупреждает королеву в своей последней сцене. Интересно, что предупреждение исходит от персонажа, которого называют «Английским агентом», персонажа, который, как полагают, является самим Марло, представляющим его работу в секретной службе королевы.
«Доктор Фауст»
Самая известная пьеса Марло-«Трагическая история доктора Фауста», но, как и большинство его пьес, она сохранилась только в искаженном виде, и когда Марло действительно писал ее, она была предметом споров. Основанный на немецком «Фаустбухе», «Доктор Фауст» признан первой драматизированной версией легенды о Фаусте, в которой человек продает свою душу дьяволу в обмен на знание и власть. В то время как версии истории начали появляться еще в 4-м веке, Марло значительно отклоняется, поскольку его герой не может раскаяться и его контракт аннулируется в конце пьесы. Об этом его предупреждает еще одна вариация пересказа Марло- «Добрый ангел», но Фауст постоянно игнорирует советы ангела. В конце концов Фауст, кажется, наконец раскаивается в своих поступках, но либо слишком поздно, либо просто неуместно, так как Мефистофель собирает свою душу, и ясно, что Фауст уходит с ним в ад.
Арест и смерть
Постоянные слухи об атеизме Марло наконец настигли его в воскресенье 20 мая 1593 года, и он был арестован именно за это «преступление». Атеизм, или ересь, был серьезным преступлением, за которое наказывали сожжением на костре. Однако, несмотря на тяжесть обвинения, он не был заключен в тюрьму или подвергнут пыткам, а был освобожден при условии, что будет ежедневно являться к судебному приставу.
Однако 30 мая Марлоу был убит Инграмом Фризером. Фризер был с Николасом Скересом и Робертом Поули, и все трое были связаны с одним или другим из Уолсингемов-либо с сэром Фрэнсисом Уолсингемом (человеком, который, очевидно, завербовал самого Марло в секретную службу по поручению королевы), либо с родственником, также занимавшимся шпионским бизнесом. Якобы, проведя день вместе с Марло в ночлежке, между Марло и Фризером вспыхнула драка из-за счета, и Марло был убит ножом.
Теории заговора изобиловали с тех пор, с атеизмом Марло и предполагаемой шпионской деятельностью в центре заговоров убийства, но реальная причина смерти Марло все еще обсуждается.
Что не обсуждается, так это литературное значение Марло, поскольку он является самым важным предшественником Шекспира и уступает только самому Шекспиру в области елизаветинской трагической драмы.
Ранняя писательская карьера
После 1587 года Марло был в Лондоне, писал для театра и, вероятно, также иногда занимался государственной службой. Считается, что его первая пьеса «Дидона, царица Карфагена» была опубликована только в 1594 году, но считается, что она была написана, когда он еще учился в Кембридже. Согласно записям, пьеса была исполнена Детьми Капеллы, труппой мальчиков-актеров, между 1587 и 1593 годами.
Второй пьесой Марло был двухсерийный «Тамерлан» (ок. 1587; опубликован в 1590). Это была первая пьеса Марло, поставленная на регулярной сцене в Лондоне, и одна из первых английских пьес в чистом стихе. Она считается началом зрелой фазы елизаветинского театра и была последней пьесой Марло, опубликованной перед его безвременной кончиной.
Между учеными существуют разногласия относительно порядка, в котором были написаны пьесы после «Тамерлана».
Некоторые утверждают, что пьеса «Доктор Фауст» быстро последовал за «Тамерланом», и что Марло затем обратился к написанию «Эдуарда II», «Парижская резня», и, наконец «Мальтийский еврей».
Кто же он такой, этот Кристофер Марло?
Сейчас даже в Англии его имя помнит лишь узкий круг любителей. А между тем он был величайшим новатором в английской литературе, приготовившим путь Шекспиру. До него на английской сцене не было ни подлинной трагедии, ни исторической хроники, ни белого стиха. Пьесы Шекспира полны цитат из произведений Марло, в то время как он игнорировал всех остальных современников.
Марло родился в Кентербери в 1564 году, как и Шекспир. Его отец был башмачником, но это не помешало Кристоферу в 15 лет поступить в Королевскую школу, куда принимали лишь детей из знатных семей, либо особо одаренных. Через год он получил стипендию, позволившую ему стать студентом Кембриджа. В университете он изучал богословие, переводил Овидия и писал свою первую трагедию «Дидона», отрывок из которой, повествующий о трагической участи Гекубы, впоследствии прочитает актер из «Гамлета».
Окончив университет, Марло отказывается от научной карьеры и с головой окунается в мир лондонского театра. Его пьеса «Тамерлан» произвела фурор, принеся ему славу ведущего драматурга. Он становится своим человеком в литературных и аристократических салонах, сражается на дуэлях и попадает в тюрьму, приобретает множество друзей и врагов, самый опасный из которых — жестокий мракобес Джон Витжифт, архиепископ Кентерберийский. Он не простил Марло ни измены богословию ради театра, ни вольнодумных речей — по словам современников, «Марло ценил свободу слова превыше жизни».
А свобода слова в Англии задыхалась под гнетом жесточайшей цензуры. Архиепископ, завоевавший доверие и любовь стареющей королевы, добился неограниченной власти над умами — он самолично читал все пьесы, прежде чем позволить им появиться на сцене или в печати. Заподозренных в ереси или непочтении к религии ждала страшная Звездная палата, которую современники сравнивали с застенками инквизиции. Ибо, по мнению Витжифта: «Уродливым мыслям должны сопутствовать столь же уродливые тела».
Сотни человек были казнены, замучены до смерти, брошены в тюрьму или отправлены в изгнание. В 1593 году пришел черед Марло. В Лондоне началась эпидемия чумы, и епископ объявил, что чума — божье наказание за ереси и богохульство. Это дало ему повод для новой волны обысков и арестов.
Марло интересовал епископа еще и потому, что он был членом группы ученых, мистиков и философов «Школа ночи», отвергавших официальную религию и изучавших тайные знания. Епископ давно мечтал добраться до этой группы, но многие участники принадлежали к высшей аристократии, поэтому ему нужны были веские причины. Арест и допрос Марло могли бы дать ему нужную информацию.
20 мая 1593 года Марло был арестован по обвинению в ереси и богохульстве. Однако дело не дошло ни до следствия, ни до суда — в тот же день он был взят на поруки первым министром лордом Барли.
Легенда
Как и о других писателях того времени, о Марлоу известно немного. Немногочисленные конкретные источники, доступные нам сегодня, можно найти в судебных книгах и других официальных документах того времени. Этот недостаток надежных источников, однако, не мешал писателям, как художественной литературе, так и книгам, представляющим биографическую или историческую ценность, строить предположения относительно его деятельности и характера. Марлоу часто описывали как шпиона, дебошира и еретика, но также как фокусника, дуэлянта, торговца табаком и фальсификатора . Источники, подтверждающие эти утверждения, очень малочисленны, а то и вовсе отсутствуют. Простые факты из жизни Марлоу также приукрашивались многими авторами, превращая его в своего рода героя елизаветинских трущоб, которым он, возможно, и не был. Однако Дж. Б. Стейн отмечает, что «кажется абсурдным отрицать эти слухи и обвинения как чисто часть мифа о Марлоу ».
Шекспир воздал должное Кристоферу Марлоу в стихах.
Без Марло не было бы Шекспира. Почитая молодого первопроходца после его смерти, Шекспир включил одну из строк Марло из Герой и Леандр в Как Вам Это Нравится («Кто когда-нибудь любил, что не любил с первого взгляда?») и имел характер, возможно, намекающий на убийство Марлоу. Есть также кивки в Гамлет и Бесплодные усилия любви. Конечно, самое высокое уважение Шекспира заключалось в том, как часто он повторял поэтический стиль и драматические темы Марло. (Хотя определенно не написанный Шекспиром, есть также музыкальная дань рок-н-ролла 1981 года Марлоу, которая установлена в 16-м веке, но почему-то также включала мини-юбки.)
http://mentalfloss.com/article/32149/11-incredible-stephen-hawking-quotes
Смерть Кристофера Марлоу вдохновила теории заговора.
Официальная версия гласит, что Марлоу был убит 30 мая 1593 года во время спора о деньгах в пансионе с партнером по имени Ингрэм Фризер, и это вполне может быть правдой. Но странные обстоятельства вокруг этого события многочисленны: Марлоу был арестован за то, что был «атеистом» всего за 10 дней до этого, но не получил никакого реального наказания за это; Фризер (и два других человека там) были наняты начальником шпионажа Уолсингемом; и даже современники сомневались в правдоподобности отчета коронера. Список людей, которые, по-видимому, могли иметь причины желать смерти Марлоу, длинен (вплоть до самой королевы), но самая причудливая теория заключается в том, что все это событие было подделано, чтобы Марло мог избежать очень реальной смерти, если его осудят за религиозную ересь.