Учение карла ранера о соотношении свободы и благодати в деле спасения в свете православного богословия

Происхождение

В конце девятнадцатого и первой половине двадцатого века (особенно после издания папой Львом XIII энциклики Aeterni Patris в 1879 году) в римско-католической мысли преобладали нео-схоластические формы мысли. Это, в ответ на модернистское богословие, настаивало на твердой приверженности мысли, методам и принципам мыслителя 13-го века Фомы Аквинского . Это доминирование стало особенно заметным в начале двадцатого века, о чем свидетельствует принятие антимодернистской присяги Папой Пием X.в 1910 г. и публикацией в 1914 г. 24 томистских тезисов, которые должны были преподаваться во всех колледжах как фундаментальные элементы богословия.

Корни сомнений в господстве нео-схоластики можно проследить в работе, проделанной с 1920-х годов. Некоторые французские иезуитские исследования, проведенные в изгнании в Ор-плейс , Гастингс , в 1906–1926 годах, можно рассматривать как предшественников новой теологии . Однако само движение nouvelle théologie обычно ассоциируется с периодом между 1935 и 1960 годами. Движение на его ранних стадиях (т. латынь, использовавшаяся в то время в обучении семинарии.

Богословы, которых в настоящее время называют столпами новой теологии , стремились к «духовному и интеллектуальному общению с христианством в его самые важные моменты, как оно передано нам в его классических текстах, к общению, которое питало бы, оживляло и омолаживало католицизм двадцатого века». Для этого они выступали за «возвращение к истокам» христианской веры, а именно к Священному Писанию и трудам отцов церкви . Этот методологический ход известен под французским названием ressourcement («возвращение к истокам»). Название «новая теология» было насмешливым ярлыком, данным ее противниками. Наряду с этим движение приняло системную открытость к диалогу с современным миром по вопросам богословия. У них также возобновился интерес к библейской экзегезе , типологии , искусству, литературе и мистицизму .

Литература

на русском языке
  • Гараджа В. И. Ранер, Карл // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Кузмицкас Б. Ю. Теология «жизненной действительности» Карла Ранера, в кн.: Философия. Религия. Культура, М., 1982.
на других языках
  • Egan, Harvey J., Karl Rahner: Mystic of Everyday Life, Crossroad, 1998
  • Endean, Philip, Karl Rahner and Ignatian Spirituality, Oxford, 2001
  • Fischer, Mark F., The Foundations of Karl Rahner: A Paraphrase of The Foundations of Christian Faith, with Introduction and Indices, Crossroad, 2005, ISBN 0824523423
  • Kilby, Karen, A Brief Introduction to Karl Rahner, Crossroad, 2007

Детство и юность

Будущий монарх родился 24 февраля 1500 года в Генте (Габсбургские Нидерланды) в семье герцога Филиппа Бургундского и испанской инфанты Хуаны I Кастильской. В тот день во дворце был праздник, и его мать разрешилась от бремени в туалете на глазах многочисленных свидетелей.

Мальчик оставался в Габсбургских Нидерландах, пока его родители жили подле матери Хуаны, королевы Кастилии и Леона Изабеллы I Кастильской. После смерти правительницы престол перешел к психически неуравновешенной Хуане, а Филипп стал при ней регентом.

Карл V Габсбург на портрете кисти Тициана / Фото: «Старая пинакотека»

Карл фактически осиротел, когда его отец преждевременно скончался, а мать была объявлена недееспособной и до конца дней заключена в замке. Корона Испании перешла в руки отца Хуаны, Фердинанда II Арагонского. Воспитанием наследника монаршей четы занималась сестра Филиппа Маргарита Австрийская.

Тетя всесторонне подготовила племянника к восхождению на престол, собрав при дворе ученых, художников, теологов, политиков. Молодой человек, чьим родным языком был французский, освоил латинский, голландский, немецкий и испанский. Также преуспел в верховой езде, фехтовании, стрельбе, охоте и рыцарских турнирах. С годами заинтересовался астрономией, философией и картографией.

С юности принц отличался самообладанием, выносливостью и благородством. При этом предпочитал одиночество и с возрастом становился все более молчаливым, скрытным и депрессивным, как мать. Виной тому была в том числе наследственная патология — габсбургская губа, из-за которой Карл не мог полностью сомкнуть челюсти и невнятно разговаривал.

Вена 1939-1944

После закрытия последнего богословского колледжа в Инсбруке Карл Ранер переезжает в Вену и работает в “Wiener Seelsorgeamt” (“Венской душепастырской организации”). Там главной его задачей было образование священников. Отец Карл читал им доклады, посвященные понятию о Боге в Новом Завете, понятию Бога Откровения, понятиям сакраментальности и личностности. Для венских священников он прочитал курс спекулятивной догматики
.

Особое значение приобрел для Ранера венский богословский кружок “Theologische Arbeitskreis”. Именно эти “венские активисты” разработали очень актуальный в той ситуации текст “Философские и богословские вопросы времени”, который кардинал Иннитцер в качестве меморандума послал Епископской конференции Германии и в Рим. Другим интересом Карла Ранера в венский период было богословское образование мирян. Его пригласили читать лекции по догматике на богословские курсы для мирян, но ненадолго, так как уровень размышлений о. Карла был доступен лишь самым образованным из них. Поэтому Ранер вел семинары для желающих: “Идея и реальность”, “Богословие смерти”, “Месса как Жертва”
.

В 1943 году друг о. Карла иезуит о. Альфред Делп (Alfred Delp) за завтраком ясно дал понять сотрудникам Душепастырской организации, что противостоит режиму национал-социалистов. Ранер был солидарен с ним, а другие — “законопослушны”
. Отец Карл впоследствии с горечью скажет: “Мы, священники, достаточно много должны были сделать в то время, чтобы защитить свои собственные шкуры, но мы должны бы были также защищать шкуры других людей — евреев, нехристиан и т.д. — намного больше, чем делали это de facto”
. Вклад Ранера в противостоянии кровавому режиму был, к примеру, в том, что в 1939-1944 годы он многократно ездил по стране с докладами, чтобы напоминать о христианском взгляде на человека, неприемлемого для нацистов, о христианской надежде и ценностях
. “У него был неподражаемый стиль докладов, привлекавший многих людей: он не только приглашал к совместному осмыслению проблемы, но и признавал свои собственные вопросы и затруднения, свои жаждущие видения (“sehensüchtige”) поиски Бога — так он соединял богословие с жизнью. Люди сознавали, как он был близок к ним, с их вопросами, нуждами и надеждами
.”

В целом, венский период много дал богослову. Он учил и учился у других, много общался с коллегами, в том числе лютеранами, погружался в проблемы душепастырства (полезнейший опыт для формирования практического богословия)
.

Правление

Власть досталась принцу, ставшему после смерти деда королем Арагона, в 1516 году. В Кастилии юноше передалось регентство, потому что его мать Хуана Безумная все еще была жива, однако новоявленный монарх предпочел обойти формальности и сразу провозгласил себя государем.

Поначалу это вызвало народные волнения, но за годы правления уроженцу Гента удалось объединить Испанию под своим началом и получить такое количество титулов, каким не мог похвастаться ни один европейский монарх ни до, ни после. Правда, первым испанским королем официально был признан лишь преемник Карла.

От родителей, бабушек и дедушек представитель Габсбургов унаследовал существенную часть Европы, Канары, Вест-Индию. В 1519-м был избран королем Германии и провозгласил себя императором Священной Римской империи Карлом V. Официально этот титул и всеобщее признание правитель получил только 11 лет спустя.

За годы на престоле властитель расширил вверенные территории за счет земель в Европе, Африке, Азии, Южной и Северной Америке, воевал с Османской империей, разграбил Рим, четырежды вступал в вооруженные конфликты с Францией. Чтобы обеспечить деятельность огромной страны, монарх назначал наместниками испанской короны многочисленных родственников.

Юнал Сильвер в роли Карла V Габсбурга в сериале «Великолепный век» / кадр из сериала

Внутренняя и внешняя политика короля вершилась на фоне раскола между католиками и лютеранами и борьбы с церковью монаха Мартина Лютера и его последователей-протестантов. Итогом многолетнего религиозного кризиса стал Аугсбургский мир, заключенный от имени Карла V осенью 1555-го. Соглашение признало лютеранство легитимной конфессией и объявило свободу вероисповедания.

После переговоров в Аугсбурге последний император Средневековья, ярый католик, разочаровался в идее объединения двух религий и создания единого европейского государства. В 1555-м Карл отрекся от престола в пользу сына, хотя его отставку приняли только тремя годами позже. Переехав в загородный дом, монарх перестал напрямую участвовать в государственных делах, но иногда давал письменные указания, а основное время посвящал коллекционированию часов и заслушиванию проповедей.

Ссылки

Сноски

  1. , с. 348.
  2. , с. 4.
  3. , с. 10.
  4. Богословие ресурсов, аджорнаменто и герменевтика традиции, Марчеллино Д’Амброзио,
  5. Богословие ресурсов, аджорнаменто и герменевтика традиции, Марчеллино Д’Амброзио,
  6. Педдикорд, Ричард, 1958- (2005). Священный монстр томизма: введение в жизнь и наследие Реджинальда Гарригу-Лагранжа . Саут-Бенд, Индиана: St. Augustine’s Press. стр. 1–3. ISBN . OCLC   .
  7. .
  8. , с. 8.
  9. , с. 8.
  10. , стр. 10–11.
  11. Хили, Николас Дж. «Анри де Любак о природе и благодати: заметка о некоторых недавних вкладах в дебаты» . Communio — Международное католическое обозрение (зима 2008 г.): 552 . Проверено 3 августа 2020 г. .
  12. Фон Бальтазар, Ханс Урс (1987). Смеем ли мы надеяться, что «все люди будут спасены»? .
  13. Ранер, Карл (1986). Имхоф, Пол; Биаллоуонс, Хьюберт (ред.). Карл Ранер в диалоге: беседы и интервью, 1965–1982 гг . Перевод Игана, Харви Д. Нью-Йорк: перекресток. ISBN 978-0-8245-0749-7.
  14. Кюнг, Ганс (1971). Непогрешимый? Запрос .
  15. Шиллебеккс, Эдвард (2005). Евхаристия . Бернс и Оутс. стр. 150–151.

Библиография

  • Бурсма, Ханс (2009). Nouvelle Theologie и сакраментальная онтология: возвращение к тайне . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Гарригу-Лагранж, Реджинальд (1998). «Куда ведет нас новое богословие?» . Серия репринтов новостей католической семьи . № 309. Ниагарский водопад, Нью-Йорк . Проверено 30 декабря 2018 г.
  • Груметт, Дэвид (2011). Новая ТеологияВ McFarland, Ян А .; Фергюссон, Дэвид А.С .; Килби, Карен ; Торранс, Иэн Р. (ред.). Кембриджский словарь христианского богословия . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. стр. 348–349. doi10.1017/CBO9780511781285.015 . ISBN 978-0-511-78128-5.
  • Меттепеннинген, Юрген (2010). Nouvelle Theologie — Новая теология: наследница модернизма, предшественница II Ватиканского собора . Лондон: Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-29991-8.

Курс истории философии во Фрайбурге

Провинциал иезуитов принял решение приготовить Карла и некоторых других его собратьев к преподавательской деятельности. Им были предоставлены два года для написания докторской диссертации. Ранер и И.Б. Лотц выбрали фрайбургский университет, так как их привлекал Мартин Хайдеггер (M. Heidegger)
. Хайдеггер читал их группе из десяти человек лекции о «Germanien» и «Der Rhein» Хёльдерлина (Hölderlin) и проводил семинар по труду Гегеля «Phönomenologie des Geistes» («Феноменология духа»). Кроме него в первом семестре лекции читали М. Хонекер (M. Honecker), В. Брёкер (W. Bröcker), Э. Вольф (E. Wolf) и другие
.

Лотц вспоминает: «Для остальных трех семестров предлагались лекции Хайдеггера: введение в метафизику, разбор труда Канта «Критика чистого разума», изложение сочинения Шеллинга о сущности человеческой свободы. Его семинары посвящались, феноменологии Гегеля (продолжение), потом — монадологии Лейбница и, наконец, кантовской «Критике практического разума». В дискуссиях, прежде всего с Хайдеггером, на которые оказывали влияние Фома и Марешаль, мы открывали «нашу философию», как мы обычно говорили

Плодом этих диспутов стали диссертации. Ранер разрабатывал тему: «Metaphysik der endlicher Erkenntnis oder des an die Sinne gebundenen Geistes» («Метафизика конечного познания или духа, вплетенного в смыслы»). В скором времени эта диссертация ляжет в основу его книги «Geist in Welt» («Дух в мире»), получившей всемирное признание
.

Вормсский эдикт

21 мая рейхстагу было зачитано заключение по делу Лютера. Документ однозначно признавал новое движение еретическим. Эдикт был датирован задним числом, 8 мая, чтобы ускорить его исполнение, так как охранная грамота Лютера действовала 20 дней.

Согласно приказу Карла V Лютер должен быть арестован после 28 мая. Немецкому населению предписывалось не давать еретику ни приюта, ни пищи. Сообщники и последователи Лютера также объявлялись преступниками, а его сочинения запрещалось держать в доме, читать и приобретать.

Германские власти проигнорировали Вормсский эдикт. Более того, Лютер исчез по дороге в родной Виттенберг — люди Фридриха Мудрого инсценировали похищение и тайно доставили реформатора в замок Вартбург под защиту курфюрста.

По Германии пошли слухи о гибели Лютера, что вызвало волну народных бунтов и расправ со священниками. Народная молва сделала из предполагаемой смерти проповедника настоящую драму — говорили, что он замучен и распят подобно Христу во имя своих убеждений.

Еще год Лютер жил в замке под личиной небогатого дворянина, и не выдавал себя ни внешностью, ни манерами, ни занятиями. Он тяжело переносил вынужденное бездействие и начал переводить Священное Писание на немецкий язык. Это труд в дальнейшем сыграл большую роль в развитии Реформации.

Несмотря на отсутствие духовного лидера, движение Реформации набирало массовость. В Виттенберге группа монахов-августинцев демонстративно покинула стены монастыря и начала обычную мирскую жизнь.

Там же началось практическое осуществление идей Лютера — была создана общественная касса, распределение денег которой осуществляли светские власти, а не церковь. Вверующих причащали хлебом и вином, хотя ранее этот порядок распространялся только на духовенство. Вскоре аналогичные порядки появились в других германских городах.

Первые трудности

Молодой король столкнулся с трудностями уже в самом начале своего правления. Законодательные собрания Каталонии и Арагона, кортесы, присягнули на верность государю, прибывшему из Нидерландов, однако многие простые жители были не согласны с воцарением Карла, поскольку формально традиции наследования оказались нарушены — Хуана считалась легитимным правителем. Помимо этого, многих испанских аристократов оскорбило слишком вольное поведение фламандских приближённых Карла, прибывших с ним. Молодой король и сам вёл себя достаточно жёстко и властно, пытаясь укрепить своё положение показательной «твёрдой рукой».

Волнения начались в 1520 году. Поводом послужило собрание испанских дворян, состоявшееся по инициативе Карла в Сантьяго-де-Компостела. Король потребовал, не гнушаясь иногда и прямыми угрозами, выделить ему субсидии на поездку в Германию. Кроме того, Карл рассчитывал на общем собрании кортесов разделаться с оппозицией, всё ещё считавшей Хуану Безумную легитимной королевой.

Волнения начались по всей Кастилии и объединили людей разных социальных слоёв. Летом 1520 года бунтовщики собрались в городе Авила и образовали Хунту, выдвинув Карлу серьёзные требования, среди которых, помимо прочих, звучали запрет на занятие государственных должностей иностранцами и расширение прав кортесов — фактически, ограничение власти короля. Движение, названное впоследствии восстанием комунерос, было подавлено спустя два года королевскими войсками в отсутствие Карла. Однако с его возвращением в Испанию в 1522 году связаны репрессии против участников выступления — около 100 человек были казнены.

Битва при Вильяларе — один из эпизодов восстания. (Commons Wikimedia)

Примерно в то же время в Валенсии взбунтовались ремесленники, недовольные засильем знати в экономической жизни. Попутно они нападали и на мусульман, торговавших в городе.

Карлу всё же удалось утихомирить Испанию и сделать её базой для своих амбициозных планов — создания универсальной монархии, которая объединила бы католическую Европу и сделала её новой «Святой землёй».

Преподавание на богословском факультете в Инсбруке 1937-1939

“Für Leute wie mich…war natürlich der Nationalsozialismus…von vornherein eine unmögliche Sache
.” (“Для людей как я…национал-социализм был, конечно… с самого начала невозможной вещью”.)

Первый год преподавания Ранера совпал с “включением” Австрии в гитлеровскую Германию (март 1938 года) Новая власть спешно упразднила богословский факультет в университете, и профессорам пришлось переезжать. Патер Ранер вынужден был перейти в богословский колледж “Facultas Canisiana”, но и тот “наци” закрыли в октябре 1939 года Эмерих Корет (Coreth), бывший в те годы новицием и знавший Ранера, утверждает, что этот, тогда уже достаточно известный, богослов очень повлиял на мысль студентов в Инсбруке, задал направление. Сам Корет многое принял от него для своих философских работ, а книгу “Hörer des Wortes” (1941) носил в своей солдатской сумке и изучал ее на привалах, проходя через Польшу и Россию в составе наступавших гитлеровских войск
.

Другая главная забота ордена – финансовое обеспечение и управление средствами Святого Престола

Располагая обширной финансовой сетью, орден обеспечил Ватикану обладание гораздо большей властью над банками, чем это было в эпоху христианских демократов. Главной опорной структурой Св. Престола является Институт по делам религии (ИДР), называемый Банком Ватикана, который после разоблачения в начале 80-х гг. банкирско-мафиозной группировки Марцинкуса сумел восстановить свои позиции в результате соответствующей реформы, предпринятой Иоанном Павлом II в целях создания «положительного» имиджа ИДР

Важно также отметить, что, начиная с 80-х годов, среди направлений финансовой деятельности церкви на первом плане оказались США, в которых существует самая богатая католическая община. Именно сюда стали перемещаться инвестиции Ватикана, а в 1987 году в Вашингтоне был открыт специальный фонд Иоанна Павла II, сумма инвестиций которого в 1998 г

составила 44 млн. долларов.

Ibid. P.62. Enquêtes et documents. Paris: Editions Golias,Fourest C., Venner F. Op. cit. P.102.

Ключевой фигурой тут стал близкий к ордену архиепископ Вены, кардинал Кениг, связанный с «Великой национальной ложей Австрии». За три дня до открытия конклава по инициативе Кенига была проведена секретная встреча в папском колледже «Pio Latinoamericano», где ему удалось заручиться поддержкой некоторых кардиналов из Франции, Голландии и ФРГ в деле выдвижения Войтылы (См.: Путилов С. Зловещая поступь масонства //Православие или смерть: Публицистический альманах. М., №5. С.1; Normand F. La troublante ascension de l ‘Opus Dei // Le Monde diplomatique. Sеptembre 1995. P.22).

Hertel P. Op. cit. P.239-24G.

Опус Деи остается до сих пор единственной персональной прелатурой в Католической церкви.

Hertel Р. Op. cit. P.273.

Tincq H. L’usure d’un règne de près de vingt ans // Le Monde. 11 août 1997.

В настоящее время Опус Деи представлен в 87 государствах и насчитывает 1654 прихода и центра пастырской опеки.

L’Opus Dei: les soldats du communautarisme chretien

В 1994 г. IAP создал Фонд в поддержку академии, во главе которого встал бывший глава итальянского государства и пожизненный сенатор Франческо Коссига (Terras Ch. avec la collaboration de P.Hertel et R.Libero. Opus Dei. Enquête au cœur d’un pouvoir occulte. Editions Golias, 2006. P.60-61).

Список литературы Учение Карла Ранера о соотношении свободы и благодати в деле спасения в свете православного богословия

  • Августин, блж. О предопределении святых // Антипелагианские сочинения позднего периода. М.: АС-ТРАСТ, 2008. С. 321-380.
  • Августин, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2-х т. Т. 1: Рассуждения 1-37. М.: Сибирская Благозвонница, 2020. 798 с.
  • Аристотель. Метафизика. М.: Эксмо, 2015. 448 с.
  • Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-УШ веков. Т. ГУа: Новый Завет. Евангелие от Иоанна 1-10. Тверь: Герменевтика, 2016. 488 с.
  • Гагинский А. М. Онтологический статус Бога у свт. Григория Богослова // Историко-философский ежегодник. 2011. №2010. С. 33-52.
  • Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные. М.: Правило веры, 2004. 649 с.
  • Григорий Палама, свт. О Божественных энергиях и их причастии // Патристика: тексты и исследования. Свт. Григорий Палама. Трактаты. Краснодар: Текст, 2007. 256 с.
  • Григорий Палама, свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М.: Канон, 1996. 384 с.
  • Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: ОЦАД, 2020. 453 с.
  • Дионисий Ареопагит. О Божественных именах // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя, 2002. C. 207-566.
  • Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования египетских отцов. М.: Правило веры, 2003. 894 с.
  • Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. 655 с.
  • Левицкий С.А. Учение Хайдеггера // М. Хайдеггер. Pro et contra. СПб.: РХГА, 2020. С. 121-128.
  • Легеев М., свящ. Образ действия как богословское понятие и его значение для богословия истории // Христианское чтение. 2019. №4. С. 23-33.
  • Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. 504 с.
  • Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Издание Свято-Владимирского Братства, 1995. 199 с.
  • Морескини К. История патристической философии. М., 2011. 863 с.
  • Несмелов В. И. Догматическая система святого Григория Нисского. Казань: Типография императорского университета, 1887. 635 с.
  • Платон. Государство. М.: Академический проект, 2015. 398 с.
  • Послание Восточных Патриархов к епископам Великобритании с изложением Веры православной // Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т. 3. СПб., 1875. C. 165-194.
  • Ранер К. Основание веры. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 662 с.
  • Семенов В.Е. Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии. М.: РОССПЭН, 2012. 687 с.
  • Феофил Антиохийский, свт. Послание к Автолику // Памятники древней христианской письменности. М.: Университетская типография, 1865. С. 9-100.
  • Фокин А. Р. Иоанн Кассиан Римлянин // Православная энциклопедия. Т. XXIV. М., 2010. С. 319-340.
  • Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 451 c.
  • Хромец И. С. Введение в антропологию Карла Ранера. Киев: Дух лггера, 2014. 168 с.
  • Dych W. Karl Rahner. London & New York: Wellington House & New York: Lexington Avenue, 2000. 168 p.
  • Frege G. Sense and reference // The Philosophical Review. New York: Cornell University, 1948. P. 209-230.
  • Golitzin A., hierom. Et Introibo Ad Altare Dei: The Mystagogy of Dionysius Areopagita, with Special Reference to Its Predecessors in the Eastern Christian Tradition. Thessaloniki. 1994. 447p.
  • Kilby K. Karl Rahner. Theology and philosophy. London: New Fetter Lane, 2004. 160 p.
  • Rahner K. Concerning the relationship between nature and grace // Theological investigations. Vol. 1. Cod, Christ, Mary and Grace. London, 1974. P. 297-318.
  • Rahner K. Experience of the spirit and existential commitment // Theological investigations. Vol. 16. Experience of the spirit. London, 1978. P. 24-34.
  • RahnerK. Experience of Transcendence from the Standpoint of Cristian Dogmatic // Theological investigations. Vol. 18. Cod and Revelation. London, 1971. P. 173-188.
  • Rahner K. Freedom in the Church // Theological investigations. Vol. 2. Man in the Church. London, 1984. P. 89-108.
  • Rahner K. Ideas for a theology of death // Theological investigations. Vol. 13. Theology, Anthropology, Christology. London, 1974. P. 169-188.
  • Rahner K. Nature and grace // Theological investigations. Vol. 4. More Recent Writings. London, 1987. P. 165-188.
  • Rahner K. The Need and the Blessing of Prayer. Minnesota: The Liturgical Press Collegeville, 1997. 75 p.
  • Rahner K. The practice of faith. A Handbook of Contemporary Spirituality. London: SCM Press Ltd, 1985. 288 p.
  • Russell H. A. The heart of Rahner. The horizon of human transcendence as holy mystery. Marquette: Marquette University Press, 2009. 234 p.
  • Walsh W.H. Kant’s Criticism of Metaphysics. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1997. 265 p.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: