Скоморошьих дел мастера

6.

Гусли — в огонь
Несмотря на столь мощного врага, как церковь, скоморохи продолжали свое «дурацкое» дело: фривольничали, злословили, веселили народ. Но в середине XVII века патриарху Никону удалось добиться радикального исхода: царь Алексей Михайлович подписал указ о полном запрете скоморошьей деятельности и тотальном истреблении всех их орудий труда — музыкальных инструментов. Битье батогами ожидало и тех, кто привечал в своем доме гусляров, домристов, волынщиков и прочих артистов разговорного жанра.
Историки не сомневаются, что указ явился прямым следствием Соляного бунта, произошедшего в июле 1648 года. Тем же годом, только ноябрем, датируется и грамота царя. Во времена, когда до создания средств массовой информации, а уж тем более интернета, было как до луны, бродячие артисты эту нишу, как могли, заполняли, неся по деревням и весям последние новости. Видимо, это дело решили пресечь на корню. Велено было все домовладения обыскать. Найденную крамолу в виде балалаек, рожков и дудок сложили на пять больших возов, увезли за Москву-реку и сожгли. Скоморохов же целыми ватагами отправляли в темницы, пытали и казнили.

Мировая тяга к скоморошеству

Искусство клоунады, то есть смехотворчества в широком смысле слова, имеет богатую историю. Родословная клоунов сегодняшнего дня — прославленных комиков, имена которых известны многим миллионам людей, — начинается ещё в античности, то есть почти сразу, как появляются письменные источники. Все общества древности и Средневековья продуцировали смеховую часть народной культуры — и в Древней Греции и Риме, и в германских королевствах, и на Руси или в Китае. В Афинах и Риме смешное встречается в комедиях и риторике, в Риме — в поэзии и в художественных изображениях. Но всюду и во все времена народ веселили бродячие актёры.

В разное время в Европе в моду входили определённые вариации комического. Какое-то время были популярны мимы, затем самыми востребованными стали универсальные артисты — так называемые гистрионы. Гистрионы должны были уметь многое — наряжаться, смешить, жонглировать, петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать и разыгрывать сценки (обычно религиозного содержания). В числе их персонажей смешными считались Дурак и Бес — воплощение презренного сатаны.


Шутовская свадьба, изображение XVII в. (Летопись)

Уже в древности комедиантам, подобно будущим цирковым клоунам, приходилось вести кочевой образ жизни. Обычно они следовали за карнавалами и ярмарками, собиравшими много народу и денег в праздничные дни. За счастье почиталось найти более или менее постоянное пристанище — скажем, при дворе доброго богатого лорда, который любит, чтобы артисты развлекали его во время еды.

Как и классические клоуны XIX-XX вв., гистрионы носили маски и костюмы. К в XVII в. распространились определённые типажи — Джованни, Арлекино, Доктор и другие. Тогда же комический образ закрепился за «клоунами». Это слово, обозначавшее деревенского, неуклюжего и недалёкого мужика, впервые появилось в английском театре ещё во второй половине XVI в., а к следующему столетию этот образ стал популярен.

В середине XVIII века в Лондоне появился уже современный цирк, и клоуны начали выступать на манеже. Средневековые ярмарочные шуты превратились в подлинных артистов-трюкачей. Очень быстро они завоевали европейские сцены и пришли в Россию. Впрочем, здесь много столетий народ веселили свои «клоуны» — скоморохи.


Средневековый бродячий актёр. (Pinterest)

Трагедия царя и шута

Естественно, Балакирев не 24 часа в сутки носил личину шута. Большую часть времени он выполнял всевозможные поручения и нес службу при дворце.

Здесь уместно сказать об одной особенности Петра. Он придавал большое значение контролю за исполнительностью в государственных делах.

Зная характер многих своих сподвижников, медлительность, себялюбие, а также лень, и вместе с тем поразительное умение оправдываться и на все находить объективные причины, Петр над многими сановниками ставил простого и преданного офицера в небольшом чине, но с большими полномочиями контроля за выполнением своих распоряжений.

Не избежал такого «контролирующего» даже фельдмаршал Б.П. Шереметев. Конечно, это многих коробило, но ослушаться царя никто не смел.

«Контролирующие» имели право докладывать лично Петру, минуя все инстанции, при малейших признаках уклонения от его распоряжений. Балакирев также стал своеобразным «контролирующим» над временщиками и вельможами при дворце, включая и охрану. Н.И. Панин, хорошо знавший Балакирева уже в преклонные годы, писал:

«Его шутки никогда никого не язвили, но еще больше рекомендовали» (характеризовали. – Л.В.).

Однако «язвить» Балакирев перестал после того как побывал на дыбе с вывернутыми руками…

Шел 1724 год. Балакирев уже пятый год как был в Петербурге и нес службу во дворце. Влияние и авторитет России среди европейских государств усилиями Петра и самих россиян стали огромны.

На фоне исторических событий жизнь Балакирева, пожалуй, была довольно сытой и безбедной.

Как человек расторопный, остроумный и находчивый, он быстро выдвинулся. Ему стала покровительствовать императрица Екатерина I, сделавшая его ездовым или гонцом, ибо, по давней традиции, шуты развозили царскую почту, записки Петра и Екатерины различным лицам.

Сохранилось немало писем Петра к Екатерине, написанных при пламени свечи. Они полны нежности и внимания к ней и детям. Вот типичный тон писем того времени:

Последний раз Петр назвал ее «Катеринушкой» 31 октября 1824 года, после чего узнал, что она ему изменяет. Узнал, как и положено мужу, самым последним. И к этому горькому событию оказался причастным шут Иван Балакирев.

Как скоморох определял и бытие, и сознание

В 988 году деревянных идолов должен был заменить медовый цвет православных икон: Русь принимала христианство. Всех загоняли в реки и крестили, но нырявшие в воду ошалелые люди не понимали, чего от них хотят: кто-то убегал от новой веры в лес и безмерные степи. Новоявленные священники объявляли дьявольщиной любое проявление старой веры. Гонению подвергались не только обряды, но и раскатистый языческий смех:

Колебания людей между христианством и язычеством сопровождались напряженностью. Смерть по-прежнему исправно стучалась в дома — но неясно было, как проводить похоронные обряды, которое запретило молодое государство: православная религия отпевала усопшего молитвами, языческая — смехом. Но однажды ночью на старорусском кладбище под гудение гуслей всё-таки затанцевали на могилах. Осовелый сторож из-за кромешного страха запомнил лишь то, что «смех там был звериным». Исследователь русского скоморошества Морозов считает, что примерно так формировались бродячие ватаги носителей ритуального смеха, потребность в котором не ослабла с запретами новой официальной религии. Он считает, что именно потребность в проводах умершего смехом — корень скоморошества.

Доклад №2

До сих пор никто не может точно сказать, откуда появилось название скоморох. Если брать множественное число от старославянского языка – скомороси – или древнеевропейское определение – скоморос, то это танцующий, поющий музыкант. Далее, подобные названия фигурируют в итальянском – скарамучча, во французском – скарамуш.  Первое упоминание о скоморохах, датируется в Древней Руси 1037 годом, со временем строительства Софийского собора в Киеве, там впервые появляются фрески с их изображением.

Скоморохи — уличные певуны и танцоры, обладали самыми разными талантами: пения, танцев, кукольных постановок и представлений сценок драматических, показом фокусов и силовых аттракционов. Находились всегда в гуще народа. В период, когда проходили праздники, ярмарки – выступали на площадях. Они были ведущими народных гуляний. Своими частушками, прибаутками поддерживали безудержный смех, вовлекали гуляющий народ поддержать веселье.

Основной расцвет скоморошества пришелся на двенадцатый – четырнадцатый века. Тогда появились целые кланы, произощло деление на бродячих скоморохов и оседлых. Бродячие собирались большими группами по 30 – 50 и более человек, и переезжали из одного города в другой. Оседлые — жили на месте, в течение трудовой недели выполняли свою обычную работу, а в выходные, праздники или свадьбы развлекали своих земляков. У каждого князя или богатого купца появились свои, «штатные» скоморохи, которые позволяли себе высмеивать какие – то определенные несправедливости из обывательской жизни.

Скоморохи, на этом этапе, являются двигательной силой расцвета искусства на территории Древней Руси и Европы.

Одеты были скоморохи в яркую, разноцветную и необычную одежду, часто с нелепыми башмаками и обязательно на голове должен был быть колпак с бубенцами. Играли на самых разных инструментах, но изначально у них была домра и дуда. Затем добавились бубны, гусли и волынка.

Позже, в пятнадцатом столетии, скоморошество начинает умирать, как вид искусства.

4, 6 класс Скоморохи древней Руси

3.

Скоморох в простоте не споет, не спляшет: все с шутками да прибаутками. Искусство веселое, озорное — так еще с языческих времен пошло. Под аккомпанемент дудок, жалеек, домр, волынок плясались фривольные танцы, пелись «срамные» песни, тут же игрались комические, сатирические пьески («глумы») часто кощунственного содержания. Героями их становились священники, купцы, воеводы. Артисты представляли в масках и специальном «скоморошьем платье». Показывались и представления с куклами.
Адам Олеарий — немецкий путешественник, посещавший Россию в 1630-х годах, — отмечал: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как… голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

Традиции скоморохов

Зарождение скоморошества на Руси в дохристианскую эпоху во многом повлияло и на традиции, и на репертуар бродячих артистов. 

Основной тематикой в первые века существования этой культуры было славянское язычество, с обращением к богам.

Среди выступлений раннего периода скоморошества проводились даже целые религиозные обряды, именно поэтому принято считать, что своим созданием культура скоморохов обязана христианизации Древней Руси, в ходе которой жрецам языческих культов не осталось места, и они вынуждены были скитаться по земле, показывая в качестве представлений то, что умели лучше всего – процесс поклонения богам.

Проводили скоморохи, как сказано выше, свадебные и похоронные обряды, что также свидетельствует о религиозном происхождении данной культуры. К слову, у скоморохов даже был собственный божественный покровитель – Троян, бог комедиантов и циркачей. 

Нередко происхождение скоморохов также связывают с жрецами Велеса, второго по значимости бога в славянской культуре. Велес – «скотий бог», покровитель рассказчиков и поэзии.

Как церковь не приняла скоморохов и при чем тут половцы

Роль церкви в жизни древнерусского человека выросла после больших военных поражений. В 1068 году войско русских князей Святослава, Изяслава и Всеволода разбили половцы. Картина Виктора Васнецова «После побоища с половцами», где степь удобряют своими телами убитые ратники, написана с фрагмента «Слово о полку Игореве». Сюжет картины в историческом времени разворачивается позже, чем первое поражение русских князей, но отражает доминирующий страх того времени, выросший из-за разбитости русского войска кочевыми племенами. Поражение 1068 года разожгло всеобщее ощущение древнерусского апокалипсиса. Церковные служители открыли богословские книги в поисках ответов. Тем временем в церквях было пусто, как в осеннем поле. Никто не шел на поклон к иконостасу. Все кутили с шутами. Священники молились и грустили, что не слышат шепот исповедей. Монах Феодосий Печерский в проповедном тексте «Поучение о казнях Божиих» писал:

Феодосий одним из первых употребил слово «скоморох». До него бродячих комиков называли «гусцы», «плясцы» или «игрецы». Нестор включил поучение Феодосия в свою каноничную летопись «Повесть временных лет», закрепив это название. Исследователи поучения Феодосия отмечают, что монах пытается изменить прежний уклад жизни. Поражение князей, разбойничьи набеги на деревни вызвали кризис общественных смыслов, а значит — это был хороший момент для вселения сомнения в языческих идеях в народное сознание. Живым воплощением язычества и объектом поругания для церковников стали скоморохи с их гуслями и гоготом.

И в допетровские времена были группы, хиты, политическая цензура и аресты музыкантов.

А. М. Васнецов, Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Скоморохи(фрагмент). 1901 год.

Что мы представляем себе прежде всего, когда говорим «русский народный инструмент»? Балалайка не является главным из этих инструментов. Упоминается она впервые достаточно поздно, в 1688 году. Тогда посадский человек из Арзамаса Савко Селезнёв и крестьянин из Архангельской земли Ивашко Дмитриев, проезжая на извозчике Яузские ворота, играли на балалайке и матерно бранили стрельцов на карауле у ворот. Балалайки упоминаются в 1714 году среди инструментов на шутовской свадьбе. Однако балалайка тех времен была круглой; известная нам треугольная балалайка – плод творчества балалаечника 19-го века Василия Андреева, который в 1888 году создал первый оркестр народных инструментов, для этого модернизировав и упростив многие традиционные русские инструменты. Но и до 17-го века был в широком употреблении инструмент, подобный балалайке – это домра. Играли на домрах скоморохи. Поговорка такая была: рад скомрах о своих домрах.

Исследователем скоморохов был Александр Фаминицын, написавший в конце 19-го века книгу «Скоморохи на Руси», используемую для этого подкаста. Книга была переиздана с комментариями филолога Никиты Петрова, которые сослужили нам огромную службу и я обязан это упомянуть. 

Скоморохи были, скажем для красного словца, первыми русскими поп-звездами: отдельной социальной группой в древнерусском обществе, профессиональными исполнителями, музыкантами и артистами. Появились ли они внутри русских земель или эта традиция была заимствована, сказать нельзя. Первое документальное появление скоморохов в русской истории — в 1015 году. О юном князе Святополке, впоследствии Окаянном, убившем своих братьев, летопись говорит, что он любит «вино пити с гуслями». Гусли были первым и главным инструментом скоморохов. 

Скоморохи появляются и на фреске в Софийском соборе в Киеве, созданной в 1037-м году. Она изображает скоморохов на княжеском пиру, но не русского, а византийского правителя. Стали они и неотъемлемой частью пиров русских князей.  

Слово «скоморох»  неизвестного происхождения, и это придает ему таинственности. В Европе были менестрели и трубадуры – также бродячие артисты. Но в России было гораздо опасней. Подобно офеням-разносчикам, которые тоже путешествовали между городами, по большим дорогам и лесам, скоморохи считались почти криминальным элементом – потому что против них выступала православная церковь! И всячески стремилась их искоренить. Поэтому, возвращаясь к музыке, мы сейчас поговорим о том, как в России впервые запрещали музыкантов по политическим мотивам.

Древние русские не делали большого различия между певцами-гусельниками, поющими героические сказания под аккомпанемент гуслей, домрачеями, поющими те же сказания под домры, и скоморохами, также играющими на инструментах, но еще и забавляющими толпу шутками, выходками и акробатическими номерами. Для простого человека все они – гудцы, то есть те, кто гудит. Гудеть можно и на гуслях.

4.

Отсутствие чувства юмора обходится дорого
Самый расцвет скоморошьего времени, ведущего официальный отсчет с XI века, пришелся на времена Ивана Грозного — большого поклонника жанра. Еще в 15 лет царь, по свидетельству летописца, «на ходулех ходил и в саван нарежался». Историки так его и называли: «свирепый скоморох». Тогда в Москву специально выписывались самые талантливые, яркие артисты, из которых был создан потешный двор — предок придворного театра. Монарх и сам, судя по упоминанию в документах, принимал участие в забавах: пел «срамные» песни, плясал, «маскировался», сливаясь с шутовской толпой.
Нравилось это, мягко выражаясь, не всем. Князь Андрей Курбский упрекал государя в письмах за столь богоненавистные и греховные увлечения. Он же свидетельствовал, как на «маскированном вечере» Иван IV надел маску на Михаила Репнина: «Веселись, играй с нами». Но князь Михаил Репнин, сорвав и растоптав маску, сказал: «…чтобы я, боярин, стал безумствовать и бесчинствовать…» За что и был через несколько дней убит — в церкви, возле алтаря, во время чтения Евангелия. Дорого же обходилось отсутствие чувства юмора. Зато у самого Грозного оно имелось в избытке: казнить и пытать он предпочитал с шутками.

Скажем прямо: звуки все в целом довольно резкие и не очень приятные.

В 17-м веке англичанин Сэмюэл Коллинз, врач царя Алексея Михайловича, оставил записки о России, в которых не без цинизма писал о русском музыкальном вкусе: «возьмите несколько сов, несколько скворцов, пару голодных волков, семь свиней, столько же кошек с супругами и заставьте всех их петь: этот концерт восхитит русского больше, нежели вся итальянская музыка, все легкие французские арии, английские марши».

Да, не по ушам была англичанину наша музыка! А что бы было с ним, если бы он понимал смысл текстов! А без пения не обходилось ни одно выступление скоморохов. Те, кому позволяли инструменты, то есть накрачеи, свирельщики и сопельщики, волынщики, игрецы на домре – еще и танцевали. Отличительным знаком скоморохов было короткополье – они носили кафтаны с короткими полами, чтобы не мешали танцевать.

Скоморохи появлялись на каждой крестьянской свадьбе – минимум два музыканта, а там уж сколько сумеешь оплатить. К сожалению, не сохранилось свидетельств о том, как и каким образом оплачивалась работа скоморохов. Однако ясно, что крупные выступления скоморошьих ватаг специально выкликались, объявлялись за несколько дней на главных торгах и площадях городов. А в день выступления поглазеть уже собиралась целая толпа. 

Рисс Ф.Н. Скоморохи в деревне1857 г 

Искусство скоморохов было синтетическим. Чтоб развлечь дремучего русского крестьянина, одной музыки недостаточно

Важной частью выступления был позор – то есть, смотрение. А смотрели зрители на скоморошьи пляски в личинах, или машкарах – масках

Некоторые из масок были впоследствии откопаны археологами и вы можете увидеть их в инстаграме подкаста. Также скоморохи водили с собой дрессированных медведей и показывали с ними фокусы. Но главной частью позора был глум – стендап русской древности. Словом глум, по-видимому, описываются срамные части выступления, когда скоморохи сквернословили, отпускали нецензурные шутки и как-то по неприличному танцевали. Адам Олеарий, путешественник 17го века, пишет о русских, что большая часть их разговоров сосредоточена на сексе: «говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих и других лиц; рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе. К тому же направлены и их пляски, которые они исполняют с прибавлением некоторых страстных телодвижений». Дальше Олеарий пишет, что «странствующие комедианты, то есть скоморохи, в плясках своих иногда, для забавы зрителей, бесстыдно обнажают части своего тела, а уличные скрипачи (наверное, имеются в виду гудочники — П.К.) воспевают всенародно на улицах срамные дела». Да и в домах, во время пиршеств, по его словам, «русские любят музыку».

Скоморохи — первые русские актеры

Известный музыковед XIX века Александр Фамицын писал: «Вся первая многовековая история русской светской музыки до середины XVII века может быть названа эпохой скоморохов». С приближением Средневековья от них уже не требовали обрядовости и танцев на могилах. Парадоксально, но значение скоморохов в культуре выросло вместе с влиянием церкви. Роль скомороха в Древней Руси не ограничивалась обрядово-ритуальным значением. Теперь скоморох — не инфернальный и обрядовый, а творческий герой. Русский фольклор расцветал во многом из-за влияния гуляющих шутов. Культуролог Михаил Бахтин отмечал, что смеховая культура создавала островок независимости от официальной государственности. Танцами, музыкой, переодеванием и пародией шуты создают художественный мир русской зрелищности. К раннему Средневековью праздник Рождества Христова обретает основополагающую роль в государственной жизни. Но не менее важна ночь перед Рождеством — языческие по своей сути Святки. На запах праздника к домам подступали скоморохи, где все и бражничали: перекрестье из православных и языческих смыслов сходилось в крестьянской избе.

Бывало, в натопленный дом заходила пепельного цвета коза со сгорбленным стариком. Ряженые гости под гусельный звон отплясывали и желали обильного урожая летом. Неожиданно коза падала замертво, но кто-то касался рукой — и она оживала. Сцена символизировала воскресение природы после зимнего умирания.

Артель скоморохов: состав и примерное количество

Для того чтобы легче путешествовать по Руси и веселить народ, скоморохи объединялись в ватаги или артели. В ватаге могло быть до двадцати артистов, а вот одна артель уже включала в себя до сотни человек.

В этой компании обязательно присутствовали сказочники, певцы, музыканты и дрессировщики. Последняя категория артистов являлась непременным атрибутом выступления. Практически всегда скоморохи бродили по свету с ученым медведем. Он был любимцем публики и считался на Руси священным животным. Обычно рядом с хищником находился артист в костюме развеселой козы, которая, не переставая, танцевала и била в ложки. Именно вокруг этой группы начиналась пляска скоморохов, в которую со временем втягивались все участники представления.

Интересен тот факт, что довольно часто артели скоморохов занимались не только развлечением народа, но и грабежом на дорогах. Этот вид деятельности приносил, конечно, больший доход артистам, но послужил одной из причин гонения на скоморохов со стороны властей городов и православной церкви.

История создания коллектива «Скоморохи»

Первое время музыкантам было негде репетировать. Но вскоре руководитель Дома культуры «Энергетик» предоставил группе место для репетиций. Кроме группы «Скоморохи», в ДК репетировал коллектив «Машина времени». Музыканты общались между собой и обменивались идеями относительно выступлений и записи треков.

Несмотря на старания музыкантов, меломаны будто не замечали новый коллектив. Чтобы обеспечить интерес к солистам, а заодно немного пополнить «кошелёк», Градский и несколько бывших коллег по группе «Славяне» (Виктор Дегтярёв и Вячеслав Донцов), создали параллельный коллектив с западным репертуаром «Лос Панчос».

Коммерческая группа просуществовала вплоть до 1968 года. Благодаря ставке на западный репертуар музыканты обогатились и смогли купить необходимое оборудование для работы.

Интересно, что изначально группа «Скоморохи» выступала исключительно на бесплатной основе. Концерты музыкантов организовывали в Доме культуре и на городских праздниках.

Песни, которые вошли в репертуар, — это заслуга каждого из солистов группы. Иногда с группой  «Скоморохи» сотрудничал Валерий Сауткин, писавший тексты. Немного позже Александр Градский написал для группы композиции, которые стали хитами. Речь идёт о песнях: «Синий лес», «Птицеферма», мини-рок-опера «Муха-цокотуха» по Корнею Чуковскому.

Перу Александра Буйнова принадлежат треки «Песни об Алёнушке» и «Трава-мурава» (слова Сауткина), Шахназаров также написал несколько хитов: «Мемуары» и «Бобёр» (слова Сауткина).

Интерес к коллективу «Скоморохи» повышался. Музыкантами начали интересоваться, и соответственно группу начали приглашать на коммерческие выступления. В группе «Лос Панчос» не было необходимости. Группу хотели слушать не только в Москве.

Происхождение

Об одаренных певцах и сказителях — скоромохах — сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, на другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях.

Пришло скоморошество из Византии или с Запада точно до сих пор неизвестно, однако точно можно сказать, что во время своих скитаний по миру «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, и бродили «ватагами» для своего промысла. Позже по ряду причин скоморахам пришлось «осесть», так появились скоморошечьи деревни.

Кстати, до сих пор не выяснено происхождение самого слова «скоморох». Одни исследователи объяснял его глаголом «скомати» – производить шум. Другие считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства.

Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить

В современном представлении скоморохи — этакие цирковые артисты, развлекающие публику. Но на самом деле их вклад в культуру был очень велик.

Скоморохи на Руси были по сути своей глашатаями правды. Они не боялись показать в своих сценках неприглядные дела бояр и даже правителей России.

Фактрум предлагает поближе познакомиться с культурой скоморохов и узнать, почему их не любили сильные мира сего.

«Скоморохи в деревне». Ф. Рисс

Доподлинно неизвестно, но, скорее всего, бродячие актёры стали приходить на территорию Руси из Византии или же из более западных стран. И само слово «скоморох» происходит от византийского слова «скоммарх» — мастер шутки. Покровителем скоморохов был Троян — славянский бог, помогающий комедиантам.

Первое упоминание о скоморошестве датируется серединой XI века, о бродячих шутах упоминается даже в «Повести временных лет». А в XVI веке одиночные артисты стали объединяться в группы, так называемые «ватаги».

Они были достаточно многочисленны, в некоторые входило до ста человек. Позднее скоморохи перестали активно путешествовать и стали организовывать маленькие скоморошечьи деревни.

Оттуда они несколько раз в месяц выезжали в соседние поселения.

Чем занимались бродячие шуты

Безусловно, скоморохи были талантливыми комедиантами. Они ходили по городам и сёлам и веселили людей, показывая им забавные сценки. В основном, артисты выступали на площадях и ярмарках, но приглашали их и в боярские терема. Был у шутов и богатый реквизит: различные костюмы и маски из бересты или кожи.

Меняя маски, один и тот же скоморох мог исполнять разные роли. Были скоморохи и хорошими певцами. Все свои произведения они сочиняли сами, и у каждой ватаги они были свои. Скоморошья музыка была весёлой и задорной, от неё ноги сами пускались в пляс. Но исполняли они и грустные баллады.

Многие произведения скоморохов люди разбирали на цитаты, дошедшие и до наших дней.

«В костюме скомороха». А. Васнецов

Чаще всего вместе с бродячими артистами путешествовал и дрессированный медведь, обученный показывать различные трюки. А некоторые ватаги предпочитали водить с собой быка или козу.

Нередко скоморохи устраивали кукольные представления по мотивам сказок.

Но вместе с этим бродячие шуты были хорошими знатоками различных примет и астрологии, поэтому могли дать полезный совет, например, насчёт начала жатвы.

Большинство произведений скоморохов были сатиричными. Нередко скоморохи подвергались гонениями за то, что высмеивали бояр, представителей духовенства и простой народ.

И если крестьяне и городские жители искренне смеялись над сценками, то сильные мира сего негодовали и хотели скоморохов истребить.

Особенно рьяно этим мечтала заняться русская церковь, ведь во многих обрядах и представлениях они видели языческие мотивы.

Как и почему уничтожили скоморохов

Многие представители церкви ненавидели скоморохов и считали, что они являются представителями культа Трояна.

Из-за этого и из-за выставления церкви в неприглядном виде в XV веке начались активные действия против скоморохов. Их арестовывали, били розгами и батогами, бросали в тюрьмы, а инструменты сжигали на кострах.

Благодаря стараниям архиепископа Никона в 1648 году царь Алексей Михайлович подписал указ, запрещающий скоморошество на Руси.

Позднее оставшиеся не у дел скоморохи стали заниматься другими, более угодными церкви и государству делами. Своё актерское поприще они не оставили, а стали выступать в балаганах и на ярмарках. Они всё так же показывали представления с фокусами, куклами и дрессированными животными, но делали это уже в ином ключе, оставив в стороне насмешки.

Возникновение, расцвет и упадок

Сохранившиеся в новгородской почве кожаные маски скоморохов XII—XIII веков

Адам Олеарий «Кукольник» (1643)

В. М. Васнецов «В костюме скомороха» (1882)

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Кожаные маски скоморохов XII—XIV веков известны по археологическим находкам из Новгорода и Владимира. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных. «Скоморохи сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки — игрища, социальную сатиру — глумы, исполняемые в масках и „скоморошьем платье“ под аккомпанемент домры, сопели, волынки, сурны, бубна. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру».

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“». В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ.

В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды в 1630-е годы побывавшего в Москве, встречается свидетельство о волне повальных обысков в домах москвичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосудов» — музыкальных инструментов скоморохов — и их уничтожения.

В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор.

Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, ярмарочных увеселителей и балаганщиков.

Популярные темы сообщений

Динозавры
Много миллионов лет назад, когда еще не было семи континентов, а был один большой материк, его территорию населяли динозавры. Это был юрский период, в это время климат был достаточно теплый и влажный, чем в наше время. Возле экватора почти не было суши,

Открытие Австралии
Австралия – материк, который по праву считается самым маленьким и удаленным, стал известен миру 1 января 1901 года как Австралийский союз, фактически независимое государство в составе Британской империи.

Татарстан (город)
В составе республики Татарстан довольно большое количество восхитительных, красивых, атмосферных городов. Сегодня хотелось бы рассказать о городе Набережные Челны

Город расположен на северо – востоке республики, на левом берегу реки Камы,

Иглу — жилище эскимосов
Необычная культура и образ жизни малочисленного народа — эскимосов — привлекает внимание своими традициями и самобытностью. Существование этого народа зависит от рода занятий, которые связаны с ловлей рыбы, охотой на животных.

Красная ель
Ель красная – относится к семейству «Сосновые», является хвойным деревом

Происхождение самого названия в русском языке датируется примерно 11 веком. В России выращивается с 80-х годов 19 века.

Гудеж — то есть музыкальная игра, это непременный атрибут пира.

Это гусли.

Скоморохов мы встречаем прежде всего на свадебных и праздничных пирах. Причем русские скоморохи были в этом деле реально хороши. Сам византийский император Константин Порфирородный в 10 веке писал, что при инструментальной музыке в его дворе употреблялись славяне. В чем же состояло, как писали в те времена, скоморошье бесовское пение, блудное глумление, всякое гудение и смехотворение?

Пройдёмся небольшой экскурсией по звукам их инструментов. Я позаимствовал отрывки по несколько секунд из разных видео с ютюба, ссылки на которые вы найдете в описании. А как выглядели эти инструменты, вы можете посмотреть в специальном посте в инстаграме Поручика Киже. Итак, попробуем представить скомороший саунд.

Сопель, обыкновенная деревянная флейта, и свирель – ствольная флейта. Сурна, или зурна, язычковый духовой инструмент, сейчас почти исключительно атрибут ближневосточной музыки, использовалась русскими музыкантами, и, должно быть, пришла когда-то на Русь именно с Ближнего Востока. Домра, уже упоминавшаяся – это гитара древней Руси, а бас-гитара – правильно, бас-домра. Играли скоморохи и на дуде, или козе – то есть на волынке. Гудок, или смык – струнный смычковый музыкальный инструмент, который находили еще в XI веке в Новгороде. Колесная лира – инструмент, популярный под разными названиями во всем мире, звук в котором получается от трения колеса о струны. Органы-портативы, носимые на ремне через плечо, на которых исполнитель играл одной рукой, а другой рукой качал меха. Наконец, гусли, излюбленный инструмент сказителей. И ударные инструменты: тимпаны, накры, бубны, и набат. Наверняка ведь вы не знаете, что такое набат, а мы так часто употребляем это слово. Так вот, набат – это огромный барабан, то есть литавра, с металлическим корпусом и кожаной мембраной, который использовался даже войсками для устрашения врага. Не могу найти его звук, и хорошо — а то все разбежитесь. Тимпаны – барабаны поменьше, глиняные, обтянутые кожей. Накры – совсем маленькие барабаны, которые вешались на веревке через шею. И на всех на них играли палочками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: