Презентация на тему литературные кружки и салоны xix века в россии

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

  • Слайд 3

             Первые по времени салоны появились, вероятно, во Франции, в эпоху Людовика XIII (начало 17 века). Знатная итальянка Джулия Савели вышла замуж за господина де Вивон и решила перестроить дом по классическому образцу. Вместе с симметрично расположившимися окнами и комнатами, следовавшими друг за другом торжественной анфиладой, пришел и новый уклад. Хозяйка, красивая и образованная дама, принимала гостей, по французскому обычаю, утром лежа в постели. Ее навещали знакомые аристократы, художники, ученые и поэты. За веселой и умной беседой время летело для всех незаметно: дама причесывалась и чистила перышки, а ее гости обменивались новостями и сплетнями, читали стихи и играли в любовь. Впрочем, нередко играли и в политику, и очень по крупному: салон Жюли де Вивон, а потом и салон ее дочери маркизы Катрин де Рамбулье был оппозиционным по отношению ко Двору.     
    .

  • Слайд 4

  • Слайд 5

  • Слайд 6

    Е. Голицына  

  • Слайд 7

  • Слайд 8

    Зинаида Александровна Волконская — писательница, поэтесса, певица и композитор, княгиня, видная фигура русской культурной жизни первой половины XIX века
    Роман с Александром Первым был довольно долгим и пылким (со стороны Зинаиды). Царь же, скорее, играл в любовь, засыпал ее галантными восхищенными записочками, но в душе оставался верен главной своей любовнице Марии Антоновне Нарышкиной.

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    ..

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    Среди рассеянной Москвы,При толках виста и бостона,При бальном лепете молвыТы любишь игры Аполлона.Царица муз и красоты,Рукою нежной держишь тыВолшебный скипетр вдохновений,И над задумчивым челом,Двойным увенчанным венком,И вьется и пылает гений.Певца, плененного тобой,Не отвергай смиренной дани,Внемли с улыбкой голос мой,Как мимоездом КаталаниЦыганке внемлет кочевой.

  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Алексе́й Никола́евич Оле́нин —российский государственный деятель, историк, археолог, художник. Государственный секретарь в 1814—1827 годах, впоследствии член Государственного совета. Действительный тайный советник.
    Член Российской академии (1786), почётный член Петербургской Академии наук (1809), член (с 1804) и президент (с 1817) Академии художеств. С 1811 директор Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге

  • Слайд 15

    дача Олениных – первый на Руси прообраз совписовских «домов творчества

  • Слайд 16

  • Слайд 17

     . 

  • Слайд 18

    Какой задумчивый в них гений, И сколько детской простоты, И сколько томных выражений. И сколько неги и мечты! Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество; Поднимет – ангел Рафаэля Так созерцает божество!

  • Слайд 19

Посмотреть все слайды

Слайд 6Княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова (1780–1850 гг.). Юная красавица произвела, конечно,

фурор при Дворе, и император Павел решил ее осчастливить: он сосватал ей богатого и знатного жениха князя С.М. Голицына. Но супруги оказались настолько «несовместимы», что как только на престол взошел Александр, они с легким сердцем расстались. Князь Петр Вяземский отмечает, что в самой красоте Голицыной было что-то целомудренное в зрелые даже годы. Но холодной женщиной она не была: после расставания с мужем Авдотья Ивановна встретила свою единственную любовь, которой осталась верна всю жизнь, – блестящего князя М.П. Долгорукого.
     Это была красивая пара. Эпоха нестрогих нравов (ведь пример свету подавал сам царь Александр) помогла влюбленным прожить счастливо несколько лет, не лишившись уважения высшего общества. К несчастью, это же была и эпоха великих войн. В 1808 году князь Долгорукий пал смертью храбрых в одном из сражений с Наполеоном.     

Е. Голицына  

Слайд 7 Увы, слава салона чаще всего меркла вместе с красотой его хозяйки.

Зато один из современников записал в 30-е годы очень горькие и жестокие слова о «ночной принцессе»: «Старая и страшно безобразная, она носила всегда платья резких цветов, слыла ученою и, говорят, вела переписку с парижскими академиками по математическим вопросам. Мне она показалась просто скучным синим чулком» (В.В. Ленц).
     В 1845 году в Петербурге гостил О. де Бальзак. Голицына не была с ним знакома, но в полночь прислала за ним карету с приглашением к себе. Однако… творец «Человеческой комедии» оскорбился и написал ей: «У нас, милостивая государыня, посылают только за врачами, да и то за теми, с которыми знакомы. Я не врач».      В 40-е годы Голицына много сил положила на войну против введения культуры картофеля на Руси, считая картошку врагом и погибелью русского национального самосознания. Потом она уехала в Париж. Говорят, к ее мнениям прислушивался крупнейший литературный критик Сент-Бев…
  

Как создать модный литературный салон? Инструкция

Уже в начале XIX века инициативу по созданию литературных салонов перехватили женщины. В те времена многие аристократки получали отличное образование, свободно владели несколькими иностранными языками, много читали и интересовались искусством. При этом у женщин даже из высших кругов было по-прежнему мало возможностей для самореализации: салоны компенсировали эту лакуну, позволяя хоть таким образом проявить себя. Нет, конечно, салонов с хозяевами-мужчинами тоже хватало, но самые блистательные были делом именно женских рук.

П. А. Вяземский и вовсе говорил, что по-настоящему руководить салоном может только женщина. «Ум женщины, —  он, — тем и обольщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя».

На самом деле прием гостей представлял собой целую науку. Например, следовало правильно рассчитать их число, чтобы людей не было слишком много. У каждого салона были свои завсегдатаи; плюс для каждого вечера хозяйка выбирала «специальных гостей». При этом, чтобы сборища были по-настоящему интересными, туда приглашали представителей разных слоев общества: в модном салоне можно было встретить и приближенных ко двору аристократов, и светских львов, и известных интеллектуалов, и начинающих писателей. Пожалуй, другого такого места, где все эти люди могли встретиться, в тогдашней России просто не было.

Перед началом вечера хозяйка салона особым образом переставляла мебель: «хедлайнерам» полагались удобные кресла, а вокруг них размещались легкие стулья, на которых могли бы устроиться внимательные слушатели. В итоге гостиная была организована так, чтобы в ней создавались уютные группы по интересам.

Важная особенность салона — непринужденность: самые серьезные разговоры сочетались в них с почти ребяческими развлечениями. Гости, например, часто сочиняли «живые шарады», когда подсказки давались не устно, а в разыгранных сценках. Другой популярной салонной забавой были живые картины: гости переодевались в костюмы (и иногда гримировались), а затем воспроизводили в лицах сцену из истории или мифологии. Домашние театральные постановки тоже были в большой моде. Важная подсказка для гостей: без остроумия в салоне делать нечего!

Слайд 17 Только в 1842 году, 34-х лет, Анна Оленина становится женой господина

Андро – побочного сына графа Ланжерона. Внешне партия из удачных: Андро богат, ему принадлежат родовой замок во Франции и роскошная вилла в австрийских Альпах. Он успешен: становится правителем Варшавы, вторым после наместника человеком в той части Польши, что была присоединена к Российской империи.
     Через год умирает отец Анеты, но жизнь продолжается: Анна Алексеевна рожает мужу детей, она вся в домашних хлопотах. Вот только глаза очень грустны на тогдашних ее портретах. Генерал Андро обожает ее, но болезненно ревнив, раздражителен и деспотичен, и ненавидит все, что связывает ее с замечательными людьми, которые украсили ее юность.
     Но как только муж умер, Анета бросила все свои замки и виллы и уехала в деревню Дережну на Волынь, куда уже давно был отправлен сундук с реликвиями ее молодости: альбомами, дневниками, сувенирами, автографами Пушкина и Жуковского, Лермонтова и Гнедича. Кокетство юности стало сердечной памятью старости. 

Слайд 15Оленин оставался в общем-то литературным старовером, примыкал к «Обществу любителей российской

словесности», отчего в его доме бывали И.А. Крылов (он сделался здесь своим, совершенно домашним человеком) и Г.Р. Державин. Но «новые времена – новые песни», и в салоне появляются В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, К.Н. Батюшков. Со временем здесь зазвучит голос М.И. Глинки, а лучшие художники украсят оленинский дом и его дачу в Приютино весьма изящно…

Эта дача – первый на Руси прообраз совписовских «домов творчества». Вы только вообразите: прекрасный дом в живописной местности неподалеку от столицы, каждому гостю предоставлена удобная комната, а расписание составлено так, что кроме выходов к столу творческий человек полностью располагает своим временем. Может верхом кататься, может из лука или из ружья стрелять, может гулять, может дурачиться, играть в шарады, петь и плясать, участвовать в «ярмарках», где все одевались в народные костюмы…

Упадок и смерть литературных салонов

Пережив недолгий расцвет, уже к 1850-м годам салоны утрачивают популярность. К этому времени появляется множество литературных журналов и писательских объединений, которые во многом берут на себя те функции, которые в предшествующие десятилетия оставались за салонами.

Но есть и другая причина: литературой в середине века стали заниматься уже не только представители дворянского сословия, и аристократические салоны вызывали у этих новых литераторов раздражение своей рафинированностью и элитарностью. Да, хозяйки салонов стремились сделать их более демократичными и распахивали двери перед всеми талантливыми людьми, независимо от их сословия. Но разночинцам на этих сборищах было все-таки неуютно.

Как пишет научная сотрудница Пушкинского дома РАН Ольга Муравьева, этим людям, не получившим соответствующего воспитания, было трудно вписаться в салонную среду: они не умели так остроумно шутить и так изящно спорить, светские беседы считали поверхностными, а неизменную любезность — фальшивой.

Усугубляли ситуацию и представители элит, многие из которых не упускали случая подчеркнуть дистанцию между ними и разночинцами. Пушкин, например, так писал о критиках Вяземского:

А вот высказывание Тургенева:

О другом салонном вечере Тургенев еще язвительнее: «Нет, господа, я более ни за какие блага в мире нигде не буду присутствовать при чтении Писемского, кроме как в нашем кружке.

Найти свою студию

Литературные клубы обычно возникают при журналах, газетах или в Домах культуры. Нередко подобные студии бывают в вузах. Самый простой вариант поиска — набрать в поисковике слова: «литературная студия в городе таком-то» (или «литературный клуб», «литературное объединение», «литературный кружок» и тому подобное). Также можешь поискать эти организации на сайтах журналов твоего города.

Чтобы посмотреть, как функционируют крупнейшие писательские клубы, стоит съездить в одну из двух российских столиц.

Как и в шоу-бизнесе, начинающему поэту имеет смысл общаться с известными в этой сфере людьми.

Кстати, на творческие вечера, которые проходят в Центральном доме литераторов, ты можешь попасть совершенно свободно. Достаточно лишь следить за афишей и прийти в назначенный час. Вход свободный. Никто не запрещает послушать, и быть может, даже поучаствовать. В Москве также немало других литературных объединений: «Рука Москвы», «Фронт радикального искусства».

Но если тебя в первую очередь интересует творческий рост, или ты пока не понимаешь: плохо ты пишешь стихи или хорошо, тогда имеет смысл походить в любую литературную студию, которая есть в твоем районе или городе.

Такие клубы-студии действуют при многих учебных заведениях. Например, в московском Бауманском университете более тридцати лет существует литературная студия «Коровий брод», при газете «Бауманец». Ведет ее драматург, поэтесса и член Союза писателей Москвы Елена Исаева. Не трудно посещать открытые уроки в Литературном институте. Они проходят каждый вторник в здании Литературного института.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: