Дом-музей
Дом-музей Мирзы Фатали Ахундова — дом-музей Мирзы Фатали Ахундова, азербайджанского писателя, просветителя, поэта, философа-материалиста и общественного деятеля, основоположника азербайджанской драматургии и литературной критики в азербайджанской литературе, расположенный в Шеки . Ахундов родился в этом доме и провел здесь свое детство и юность. Этот музей также является первым мемориальным музеем, открытым в Азербайджане.
История
Дом был построен в 1800 году. В 1811 году его принял отец Мирзы Фатали Ахундова Мирза Мохаммад Таги. Мирза Фатали Ахундов родился здесь в 1812 году. Через два года отец Ахундова переехал с семьей в село Хамна близ Тебриза . Родители Мирзы Фатали развелись, когда ему было 13 лет. Позже, в 1825 году, Ахундов вернулся в Шеки с семьей. С этого периода о нем начал заботиться дядя его матери Ахунд Хаджи Алесгар. В 1833 году он поступил в русскую школу, открытую в Шеки, и, проучившись там год, в 1834 году уехал в Тбилиси . В 1940 году в этом доме был устроен музей. В 2012 году в честь 200-летия Ахундова музей был капитально отремонтирован.
Описание
Дом-музей Мирзы Фатали Ахундова в Шеки – первый мемориальный музей, открытый в Азербайджане . Музей состоял из двух небольших смежных комнат. Рядом с домом есть еще одно здание. Он был построен позже и здесь была создана экспозиция о жизни и творчестве великого писателя. Дом-музей М.Ф.Ахундова состоит из 2-х зданий, экспозиционного зала, посвященного его жизни и творчеству, и дома, где родился Ахундов.
Дом построен из кирпича-сырца в шекинской архитектурной традиции около 1800 года и состоит из двух комнат, балкона и подвала. Между этажами есть деревянная конструкция. Печь также свидетельствует о том, что здание построено в восточном стиле. В комнатах выставлен антиквариат. В прошлом во дворе были каменные и кирпичные стены, кирпичные арочные ворота в восточном стиле и еще один двухэтажный цокольный дом из сырцового кирпича, принадлежавший двоюродным братьям Мирзы Фатали Ахундзаде.
Биография
По возвращении Гаджи Алескера Ахундов в 1833 году поступает в казённое училище, а через год переезжает в Тифлис, где поступает на государственную службу в канцелярию Главноуправляющего гражданской, а впоследствии и военной частью Кавказа в качестве переводчика восточных языков, где он прослужил до конца жизни.
Будучи фанатичным атеистом безудержно критиковал все религии, в особенности догмы ислама, устои мусульманской веры (чем также заслуживал награды Российской империи). Ахундов считал, что все религии «абсурд и вымесел», которые являются главным препятствием в развитии и распространения просвещения, науки и культуры. Ахундов отвергал идею о Боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, придерживаясь той точки зрения, что бытие Вселенной «…в своём происхождении не нуждается в каком-либо другом бытии и есть единое, целое, могущественное, совершенное, всеобъемлющее существо, источник множества бесчисленных разнообразных частиц вселенной относительно их субстанций…». В 1875 году он писал, что одной из причин, тормозящей процесс родного ему народа, является паломничество в Мекку, куда «ежегодно шляется миллион из Кавказского края без всякой пользы…». В своём философском труде «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелал-уд-Довле и ответ на них сего последнего» Мирза Фатали выступал с антиисламских позиций, называя учение Мухаммеда «системой надувательства простолюдинов», а Аллаха «кровопийцей и террористом», «безнравственным и жестоким эгоистом» и т. д. Он писал: «Теперь нужна одна наука, которая ведет к цивилизации, а религия, основанная на суеверии, — пустой призрак».
Излишне прямолинейно и субъективно критиковал, оскорблял своего верующего сына Рашида и жену Тубу-ханум, которая однажды бросила вызов его атеизму. Из-за враждебности М.Ахундова к исламу и мусульманам чинились препятствия к его погребению на мусульманском кладбище в Тифлисе.
Ахундов являлся одним из предшественников иранского национализма. Как отмечает Свентоховский, Ахундов
В 1873 году на основе латинского и русского алфавитов Мирза Фатали Ахундов составил алфавит, полностью заменявший силлабический арабский и приспособленный к звуковым особенностям азербайджанского языка.
Государственная служба
1 ноября 1834 года Главноуправляющим в Грузии генерал-адъютантом бароном Розеном «как хорошо обученный языкам: арабскому, персидскому, турецкому и татарскому, назначен временно для занятий по Гражданской канцелярии Его Величества в помощь к штатным переводчикам».
https://youtube.com/watch?v=Th3vWCAFAes
Алфавитная реформа
Значительно опередив свое время, Ахундзаде был ярым сторонником реформы алфавита, признавая недостатки персидско-арабского письма в отношении тюркских звуков. Он начал свою работу по реформе алфавита в 1850 году. Его первые усилия были направлены на изменение персидско-арабского письма, чтобы оно более адекватно удовлетворяло фонетическим требованиям азербайджанского языка . Во-первых, он настаивал на том, чтобы каждый звук представлялся отдельным символом — без дублирования или пропусков. Персидско-арабский шрифт выражает только три гласных звука, в то время как в азербайджанском языке необходимо выделить девять гласных. Позже он открыто выступал за переход с персидско-арабского на модифицированный латинский алфавит. Латиница, которая использовалась в Азербайджанемежду 1922 и 1939 годами, и латинский шрифт, который используется сейчас, были основаны на третьей версии Ахундзаде.
Иранский национализм
Ахундзаде идентифицировал себя как принадлежащий к народу Ирана (меллат-е Иран) и иранской родине (ваган). Он переписывался с Джалал-ад-Дином Мирзой (младший князь Каджаров, сын Бахман Мирза Каджар, 1826–70) и восхищался эпосом последнего «Намех-йе Хосрован» («Книга правителей»), который был попыткой предложить современному читателю биографию древних царей Ирана, реальных и мифических, без использования каких-либо арабских заимствований. Наме представили доисламское прошлое как прошлое величия, а приход ислама — как радикальный разрыв.
Для Зия-Эбрахими Ахундзаде является основателем того, что он называет «дислокационным национализмом». Зия-Эбрахими определяет дислокационный национализм как
‘операция, которая происходит в сфере воображения, операция, посредством которой иранская нация вытесняется из своей эмпирической реальности как большинство мусульманского общества, расположенного — в широком смысле — на «Востоке». Иран представлен как арийская нация, как бы случайно отошедшая от остальных арийцев (читай: европейцев) ».
Таким образом, дислокационный национализм основан на более чем полном различии между предположительно арийскими иранцами и семитскими арабами, поскольку предполагается, что эти две расы несовместимы и находятся в оппозиции друг к другу. Эти идеи напрямую связаны с расовой мыслью девятнадцатого века, особенно с гипотезой арийской расы, разработанной европейскими сравнительными филологами (гипотеза, которую Зия-Эбрахими подробно обсуждает). ). Дислокационный национализм представляет доисламское прошлое как место вневременной иранской сущности, отвергает исламский период как период упадка и обвиняет арабов и принятие ислама во всех недостатках Ирана в девятнадцатом и последующем двадцатом веке. Таким образом, появление ислама превращается в «арабское вторжение» и воспринимается как случай расового заражения или смешанного брака. По словам Зия-Эбрахими, дислокационный национализм сам по себе не предлагает плана реформирования государства, кроме призывов к устранению того, что он произвольно определяет как наследие арабов: ислама и арабских заимствований.
Мирза Ака Хан Кермани (1854–1896 гг.) Был одним из учеников Ахундзадеса, и три десятилетия спустя будет стремиться распространять мысль Ахундзаде, одновременно значительно усиливая ее расовое содержание (Зия-Эбрахими утверждает, что Кермани был первым, кто извлек идею «арийской расы» из европейских стран. тексты и относятся к нему как таковому, современное представление о расе здесь отличается от различных родственных слов термина «ария», которые можно найти в древних источниках). Мирза Ака Хан Кермани также последовал за Джалал-ад-Дином Мирзой в создании национальной истории Ирана, ine-ye sekandari (Александрийское зеркало), простирающейся от мифологического прошлого до эпохи Каджаров, чтобы снова противопоставить мифологизированное и вымышленное доисламское прошлое с настоящим, не оправдывающим националистических ожиданий.
Зия-Эбрахими считает дислокационный национализм доминирующей парадигмой идентичности в современном Иране, поскольку он стал неотъемлемой частью официальной идеологии государства Пехлеви (1925–79) и, таким образом, распространялся через массовое обучение, пропаганду и символический репертуар государства. .
Islamsng.com
Новый сайт
Islamsng.com должен стать
проводником в мусульманском пространстве Содружества Независимых государств. В
настоящее время страны, где члены уммы являются историческим большинством,
численно преобладают в СНГ. Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Таджикистан и Туркменистан составляют 6 из 11 государств СНГ. И в самой России
существуют регионы с мусульманским большинством в лице Татарстана,
Башкортостана, республик Северного Кавказа; семизначной цифрой выражается
численность мусульман в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири. Исторически
большая часть Украины и Молдова входили в состав Золотой Орды, а крымские
татары, несмотря на все трагедии, вновь вернулись на родной полуостров. К
Средневековью относится и формирование общины белорусских татар. Нельзя не
упомянуть о массовом и не всегда добровольном перемещении мусульман в результате
процессов индустриализации в Российской империи, а затем в СССР, миграций после
распада СССР.
Миллионы
людей передвигаются в странах СНГ в рамках безвизового режима. Кто-то из них
осуществляет краткие поездки с целью туризма или посещения друзей и
родственников, кто-то отправляется на учебу и работу, часть из них оседает в
новом месте, происходит воссоединение семей. Стабильный процесс сокращения
российского населения требует все большего количества мигрантов для нашего
Отечества. При этом выходцы их стран СНГ, по причине близости языка и религии,
общего опыта проживания в российском имперском и советском пространстве являются
предпочтительным вариантом.
Изучение
ситуации в странах СНГ не должно ограничиваться только проблемами миграции и
отношений между гражданами. В силу своих природных богатств и выгоды
географического положения страны СНГ, особенно с мусульманским большинством,
являются в настоящее время важным фактором мировой политики и глобальной
экономики. Место «Великого шелкового пути» и «Великого волжского пути» заняли
магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие их с Россией, Западной Европой,
Китаем, Ираном. Однако наличие нестабильных соседей, прежде всего в лице
Афганистана, местами внутренняя нестабильность, неурегулированность ряда
международных споров и вмешательство иностранных государств, не дают возможности
для использования всего потенциала. В свою очередь, это приводит к бедности
граждан, росту среди них чувства ущемленности и радикальных настроений.
Поэтому ради
общего блага необходимо продолжение и расширение стабильного сотрудничества на
евразийском пространстве СНГ. «Великий шелковый путь» от Китая до Черноморья и
«Великий волжский путь» от Балтийского до Каспийского морей сложились уже более,
чем тысячелетие назад. Здесь государства гуннов, Великий Тюркский каганат,
Хазарский каганат, Золотая Орда, Казанское ханство, российское государство
осуществляли связующую роль по обеспечению взаимовыгодных связей между Западом и
Востоком. Ярмарки в Итиле, Сарае, Казани и Нижнем Новгороде были в свое время
важнейшим барометром развития евразийской экономики. Теперь интегрирующая роль
переходит к СНГ в рамках складывающегося единого таможенного пространства. Наш
сайт постарается осветить исторические корни, современное состояние и
перспективы развития мусульманского, да и всего общего пространства в странах
СНГ.
Жизнь
Ахундзаде родился в 1812 г. в г. Нуха (современный Шеки, Азербайджан ) богатой помещичьей семье из Иранский Азербайджан. Он был этнически Азербайджанский. Его родители, и особенно его дядя Хаджи Аляскар, который был первым учителем Фатали, подготовили юного Фатали к карьере в шиитском духовенстве, но юношу привлекала литература. В 1832 г., когда в Гянджа, Ахундзаде познакомился с поэтом Мирза Шафи Вазех, который познакомил его с западной светской мыслью и отговорил его от религиозной карьеры. Позже в 1834 году Ахундзаде переехал в Тифлис (сегодняшний день Тбилиси, Грузия ), а остаток своей жизни проработал переводчиком с восточных языков на службе наместничества Российской империи. Параллельно с 1837 г. работал учителем в Тбилиси. уезд Армянский школа, затем школа Нерсисяна. Знакомство и дружба с ссыльными русскими декабристами в Тифлисе. Александр Бестужев-Марлинский, Владимир Одоевский, поэт Яков Полонский, Армянские писатели Хачатур Абовян,Габриел Сундукян и другие сыграли определенную роль в формировании европеизированного мировоззрения Ахундзаде.
Могильный памятник Ахундзаде в Тбилиси
Первое опубликованное произведение Ахундзаде было Восточная поэма (1837), написанная, чтобы оплакивать смерть великого русского поэта. Александр Пушкин. Но подъем литературной деятельности Ахундзаде приходится на 1850-е годы. В первой половине 1850-х годов Ахундзаде написал шесть комедий — первых комедий в азербайджанской литературе, а также первых образцов национальной драматургии. Комедии Ахундзаде уникальны своим критическим пафосом, анализом реалий Азербайджана первой половины 19 века. Эти комедии нашли множество откликов в другой зарубежной российской периодической печати. Немец Журнал зарубежной литературы назвал Ахундзаде «драматическим гением», «азербайджанским Мольером». . Острое перо Ахундзаде было направлено против всего, что, по его мнению, препятствовало продвижению Российской Империи, которая для Ахундзаде была силой модернизации, несмотря на зверства, которые она совершила во время своего южного наступления против родных Ахундзаде. По словам Вальтера Коларца:
В 1859 году Ахундзаде опубликовал свой небольшой, но знаменитый роман. Обманутые звезды. В этом романе он заложил основы азербайджанской реалистической исторической прозы, дав образцы нового жанра в азербайджанской литературе. Своими комедиями и драмами Ахундзаде утвердил реализм как ведущее направление в азербайджанской литературе.
В соответствии с Рональд Григор Суни:
В соответствии с Тадеуш Свентоховски:
Реза Зия-Эбрахими тоже считает Ахундзаде отцом-основателем того, что он называет «дислокационным национализмом» в Иране. По словам Зия-Эбрахими, Ахундзаде черпал вдохновение в ориенталистских шаблонах, чтобы построить видение древнего Ирана, которое предлагало интеллектуалам, недовольным темпами модернистских реформ в Иране, корыстное повествование, в котором все недостатки Ирана возлагаются на монолитную и отрицаемую «другое»: араб. По мнению Зия-Эбрахими, Ахундзаде должен быть заслугой за внесение этно-расовых идей, особенно противостояния между иранскими арийцами и арабскими семитами, в интеллектуальные дебаты Ирана. Зия-Эбрахими оспаривает, что Ахундзаде имел какое-либо влияние на модернистских интеллектуалов, таких как Малкум Хан (помимо общего проекта реформирования алфавита, используемого для письма на персидском языке) или Талибов Тебризи. Его настоящим наследником был Кермани, и наследие этих двух интеллектуалов следует искать в этническом национализме государства Пехлеви, а не в гражданском национализме конституционного движения.
В 1920-е гг. Азербайджанский Государственный Академический Театр Оперы и Балета был назван в честь Ахундзаде.
Дальнейшее чтение
- Абдолмохаммади, Пейман (2015). «Замечания об истоках секуляризма и национализма в Иране: дело Мирзы Фатхали Аундзаде». Евразийские исследования . 13 (1–2): 153–179. дои10.1163/24685623-12340008 .
- Гулд, Ребекка (2016). «Критика религии как политическая критика: доисламская ксенология Мирзы Фатха Али Ахундзады» . Обзор интеллектуальной истории . 26 (2): 171–184. дои10.1080/17496977.2016.1144420 . S2CID .
- Гулд, Ребекка Рут (2018). «Увековечение памяти Ахундзаде: противоречивый космополитизм и постсоветский нарциссизм в Старом Тбилиси». Вмешательства: Международный журнал постколониальных исследований . 20 (4): 488–509. дои10.1080/1369801X.2018.1439397 . S2CID .
- Мазинани, Мехран (2015). «Свобода в мыслях Ахундзаде и Кермани». Ближневосточные исследования . 51 (6): 883–900. дои10.1080/00263206.2015.1026897 . S2CID .
- Резаи, Мохаммад (2021). «Истоки раннего иранского Просвещения: случай «Киритики» Ахундзаде»«. Contemporary Review of the Middle East . 8 (1): 9–21. doi10.1177/2347798920976274 . S2CID .