Борьба Церкви и государства с ересями
Святая Церковь сохраняла чистоту учения и боролась с ересями на протяжении всей своей истории. Она решительно обличала лжеучения и противопоставляла себя любым искажениям христианства. В связи с этим уже во 2 веке возник термин «Православие», то есть «правильная, истинная вера». Среди наиболее известных обличителей ересей были св. Ириней Лионский, Ориген, святитель Епифаний Кипрский, блаженный Аврелий Августин и другие. С 3 века Церковь начала осуждать ереси на поместных и вселенских соборах (собраниях христианских иерархов). Также на соборах постепенно утверждались догматы христианства.
В первые века христианства еретиков карали отлучением от Церкви. Наказания (от ссылок до смертной казни) начали применяться в христианском Риме и Византии с 4 века. Как правило, этим занималась не Церковь, а светские власти. Законы также ограничивали возможности еретиков проповедовать своё учение, проводить собрания и владеть церквями.
Физическое уничтожение еретиков достигло своего пика в Западном христианстве, в период инквизиции. Наиболее активно этот карательный орган католической Церкви действовал с 13 по 16 век. Казни еретиков практиковались и на Руси, но по инициативе государства и в значительно меньших масштабах. Для защиты и популяризации подлинной веры организовывались православные братства с больницами, школами, типографиями.
Отношение Православия к еретикам
В Западном и Восточном христианстве сложились различные подходы к миссионерству и противодействию еретикам. В католицизме считались допустимыми и даже обязательными принуждение к вере и суровые наказания еретиков (Крестовые походы, инквизиция и т.д.). Благой целью католики оправдывали любые жестокие средства.
Но отстаивая внешнее благочестие, они забыли о подлинных христианских идеалах. По словам апостола Павла, христианство не стремится к «власти над чужой волей» (2Кор.1:24), то есть не принуждает к вере. Поэтому метод меча и огня в Православии был не правилом, а исключением. Церковь всегда стремилась орудовать именно наставлениями, обличениями и отлучениями. Практика западной инквизиции так и не прижилась на Руси.
В наше время Русская Православная Церковь отделена от государства и она самостоятельно решает свои внутренние проблемы. К еретикам применяются лишь меры воспитательного характера. Еретик это заблуждающийся человек. Например, заблуждающегося стараются переубедить беседой с архиереем. Если еретик упорствует, его на некоторое время отлучают от Причастия. Священнослужителям временно запрещают служить или извергают из сана.
Наконец, в крайнем случае еретика могут предать полному отлучению от Церкви – анафеме. Таким образом констатируется тот факт, что человек сам отделил себя от Истинной Церкви. Но даже анафема является воспитательной мерой. Вопреки распространённому заблуждению, это вовсе не проклятие, навсегда лишающее возможности вернуться в лоно Церкви. Анафема может быть отменена, если еретик принёс искреннее покаяние.
Итак, подлинное христианство борется не с личностями-еретиками, а с самими ересями – опасными духовными болезнями. Особенно актуальное в наше время сравнение ереси с вирусом привёл святитель Василий Великий, живший в 4 веке:
Ранние тринитарные учения
Христианство, в противоположность греко-римскому политеизму и восточному дуализму, как и иудейство, учило о едином начале (греч. μόνη αρχή) всякого бытия, о единстве Бога. Первые триадологические теории были построены апологетами. Задача этого поколения теологов, возглавляемого Иустином Философом, состояла в том, чтобы не только защитить христианство от возводимых на него обвинений, но и представить его учение, как истинно философское, чистое и возвышенное по содержанию, божественное по происхождению. Согласно этой задаче, апологеты не все пункты христианского вероучения раскрывали с одинаковой полнотой, выделяя и разъясняя только те его стороны, по которым оно соприкасалось с главными запросами философской мысли их эпохи и на этих сторонах показывали превосходство его перед человеческими учениями. Соответственно, построенное ими учение о Троице рассматривало данный предмет не во всём его объёме, и вопросу о Святом Духе они значительного внимания не уделяли. На первый план они выдвигают не троичность Божества, но Его единство, защищают и раскрывают учение о Божественной монархии. В общем виде учение апологетов о Боге и Логосе Его можно представить в следующем виде. Существо Божие они определяют крайне абстрактно: Бог есть неизменяемый (греч. ανρεηνος) и вечно сущий (греч. ἀεὶ ὄν, ὄντως ὄν), невидимый, бесстрастный и непостижимый, пребывающий выше небес и никому не являющийся и не объемлющийся (греч. αχώριστος) никаким местом, ни даже всем миром. В едином Боге существует Логос, которое есть ум, или идея Его. Как ум и мысль, Логос не отделим от Отца и вечно соприсутствует в Нём и с Ним, потому что невозможно представить себе, что Бог в какой-либо момент Своего бытия был лишён разума.
Идея Логоса в таком виде была введена в греческую философию ещё Гераклитом Эфесским, отчасти использовалась Платоном и стоиками, и нашла своё наивысшее развитие у Филона Александрийского. Заимствованную у Филона идею Логоса апологеты самостоятельно развили в христианском духе. Они сделали её центральным пунктом христианской религии и с этой точки зрения осветили все вопросы не только религиозного характера, но историко-культурного. В их воззрениях Логос был, с одной стороны, прогрессивной исторической силой, присутствовавшей как в пророках, так и в древних философах, а с другой было связано с учением о воплощённом Христе.
Во II веке Иустин Философ в «Разговоре с Трифоном иудеянином» говорит, что некоторые в его время отрицали личность Бога-Слова (греч. λόγος), признавая его лишь силой (греч. δύναμις) Отца, которую Отец то проявляет, то возвращает в Себя. Тем не менее, следствием из воззрений являлось то, что в отношении к вездесущию Отец и Сын не равны между Собой: Отец настолько беспределен, что не может являться в каком-либо месте и виде, а Логос же может. Отсюда прямо должно было следовать учение о неравенстве Отца и Логоса (воплотившегося в Христе) по существу, и если сами апологеты были далеки от этого вывода, то это было, скорее, проявлением недостатка логической последовательности с их стороны. Реакцией на это стали различные монархианские течения.
МОНАРХИАНСТВО. ПРОБЛЕМА ТРОИЦЫ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД — ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Во второй половине II века появляются два особых направления,
которые обычно называют общим термином «монархианство». Они
вызвали ожесточенные споры в церкви и в итоге были отвергнуты
как еретические. Эти споры, проходившие на протяжении
большей части третьего века, являются важным звеном в
историческом развитии догмы. Они создают основу для форму-
лирования учения церкви о Троице. Отвергнутые взгляды монар-
хианства стали прототипом для многих сходных
направлений и ересей на протяжении веков. В этом контексте
сформировалось так называемое унитарное учение, которое
затем снова и снова появлялось в истории теологии как
рационалистическое истолкование христианства.
Понятие «monarchia», давшее название обоим вышеупомянутым
направлениям, встречается, например, у Тертуллиана и в этом
контексте означает единство Божие. Таким образом, монар-хиане
отрицают идею Троицы, которая, по их мнению, противоречит вере
в единого Бога. Отвергается представление об «иконо-мии»,
«oiKovouia», согласно которому Бог, который, конечно, является
единственным, являет Себя таким образом, что выступает как
Сын и Святой Дух.
51
Когда монархианство отрицает мысль о трех Лицах, за этим
стоит влияние греческого понятия о Боге, согласно которому Бог
возвышен над материей и тем самым также над изменением и
множественностью. Поэтому мысль об истории, в которой
действует и выступает Бог, для греческих мыслителей
невозможна. Выступление против Божией «икономии», то есть
против обусловленных порядком спасения различий между Лицами
Божества, предполагает деистское понятие о Боге, в котором
абстрактная идея божества заменяет библейское учение о Боге.
Таким образом, монархианство имеет общую основную идею и
общую предпосылку: трудность соединить веру в одного Бога с
христианской верой в Отца, Сына и Духа. Монархиан
также не удовлетворяет решение, представленное в учении о
Логосе, учение о трех Личностях (Ипостасях) или идея
икономии, но они стремятся найти другие выходы для решения
этой проблемы, при этом одновременно искореняя существенные
черты христианской веры и впадая в рационалистические или
докетичес-кие представления.
Название «монархианство» является своего рода
искусственным обозначением. Оно также не подразумевает
единого направления, но обозначает лишь общие черты двух
течений, появившихся приблизительно одновременно. В остальном
они диаметрально противоположны.
Одна форма монархианства называется динамизм или, ис-
пользуя другой термин, адопцианство, а другая носит название
«модализм». дальше >>
Комментарии (1)Обратно в раздел история Церкви
Список тегов:проблема троицы
Что такое ересь в христианстве
«Ересь» переводится с греческого языка как «направление», “школа” или «выбор». Так называется утверждение или учение, противоречащее христианским догматам (богооткровенным истинам). Это намеренное искажение подлинного вероучения и отклонение от Истины. Еретик – это сознательный сторонник еретической идеологии.
Православный храм
По словам святителя Игнатия Брянчанинова, когда люди начали массово принимать христианство, дьявол понял, что тщетны попытки вернуть их в идолопоклонство. Поэтому он способствовал возникновению ложных христианских учений:
Ересь нельзя путать с отступничеством от веры, то есть полным отказом от неё. Ересь – это не отречение от христианства, а его искажение. Также нужно отличать ересь от раскола. Будучи нарушением церковного единства, раскол, как правило, не затрагивает вопросы догматики. Он является следствием обрядовых, канонических и дисциплинарных противоречий внутри Церкви.
Еретик — это постоянный спутник христианства
Последующие ереси образовались непосредственно на почве христианства. Например, антитринитаризм (монархианство), отвергавший учение о Троичности Единого Бога. Или возникшее в 4 веке арианство, отрицавшее Божественность Иисуса Христа. Тогда же появилась ересь духоборчества (македонианство), которая отрицала личность и Божество Святого Духа, считая Его лишь освящающей силой. Несторианство, монофизитство и монофелитство образовались уже на основе более древних ересей. Все они заблуждались в вопросах человеческой и Божественной природ Христа.
В Византии 8 века возникла ересь иконоборчества. Кто такие еретики-иконоборцы? Они, опираясь на заповедь о запрете создания кумиров, приравняли почитание икон к идолопоклонству. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что эта ересь косвенно отвергает воплощение Сына Божьего:
К наиболее известным ересям, возникшим на Руси, относятся: жидовствующие (15 век, отрицание Троичности Бога и Христа как Спасителя), беспоповство (17 век, учение о воцарившемся антихристе и прекращении церковной иерархии), молоканство (18 век, отрицание почитания икон, креста, святых, крестного знамения и церковной иерархии).
История ересей
Ересь – что это изначально? В иудео-греческой культуре понятие «ересь» использовалось для нейтрального обозначения различных религиозных и философских направлений. Однако в посланиях святых апостолов термин обретает иной смысл. Для них ересь – это не просто какое-либо учение, а именно отрицающее Божественное Откровение. Это идеология, противоположная Истине и лишающая человека спасения.
Апостол Пётр предостерегал:
Апостол Павел по степени духовной пагубности уподобляет ересь колдовству и идолослужению (Гал.5:20).
Первые ереси возникли на заре христианства. Эти течения можно разделить на иудействующие (назареи, евионитство) и язычествующие (гностицизм, манихейство). Первые стремились соединить христианство с иудейской верой, максимально вернуть верующих в рамки ветхозаветной религии. Вторые пытались смешать учение Спасителя с языческим мировоззрением и различными философскими размышлениями.
Литература
- Michael Decker: Die Monarchianer. Frühchristliche Theologie im Spannungsfeld zwischen Rom und Kleinasien, Hamburg 1987.
- S. Gerber, Calixt von Rom und der monarchianische Streit, in: Zeitschrift für antikes Christentum 5 (2001) 213—239.
- D.H. Williams, Monarchianism and Photinus of Sirmium as the persistent heretical face of the fourth century, in: Harvard theological review 99 (2006) 187—206.
- Барсов Н. И. Монархиане // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XIXa. — С. 699—700.
- Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). — Сергиев Посад, 1914.
- Захаров Г. Е. Монархианство // Православная энциклопедия. — М., 2017. — Т. XLVI : «Михаил Пселл — Мопсуестия». — С. 529-532. — 752 с. — 36 000 экз. — ISBN 978-5-89572-053-0.
Ссылки
- ^ Гербер, Саймон (2018). «монархианство». В Хантер, Дэвид Г .; ван Геест, Пол Дж. Дж.; Lietaert Peerbolte, Берт Ян (ред.). Брилл Энциклопедия раннего христианства в Интернете . Лейден и Бостониздательство Brill . doi10.1163/2589-7993_EECO_SIM_00002261 . ISSN 2589-7993 .
- ^ Британская энциклопедия: монархианство
- ^ Монархисты в Католической энциклопедии, newadvent.org
- Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 ISBN 978-0-19-280290-3 ): монархианство
- Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 ISBN 978-0-19-280290-3 ): монархианство
- , с. 54.
- Тагги, Дейл (2020). «Троица» . Стэнфордская философская энциклопедия . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ди Берардино, Анджело; Студер, Б. (2014). Энциклопедия древнего христианства . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. ISBN .
- The SCM Press AZ святоотеческого богословия , вход ,
- Куриан, Джордж (2011). Энциклопедия христианской цивилизации . Малден, Массачусетс: паб Blackwell. ООО ISBN .
- «Отрывок от Библейских ворот: Иоанна 4:24 — Версия короля Якова» . Библейские ворота .
- Католическая энциклопедия — Монархисты . Архивировано 29 января 2013 г. в Wayback Machine .
Источники
МакГрат, Алистер Э. (2013). Историческое богословие: введение в историю христианской мысли (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-470-67286-0.