Что такое шариат
Чтобы направить людей на истинный путь спасения, Всевышний Аллах послал к ним своих пророков. В мусульманстве Пророк Мухаммад – это последний из пророков, который дал людям шариат, содержащий нормы и правила жизни. При их соблюдении человеку открывается путь к всевышнему наслаждению. Те, кто не соблюдал высший закон, обречены на вечные страдания. Не всегда простому человеку удаётся определить, что угодно Аллаху, а что – нет. Поэтому в исламских государствах существуют муфтии. Это высшие духовные лица, дающие людям разъяснение ислама и выполняющие судебный надзор над исполнением высшего закона мусульман – шариата.
Нормы шариата делятся на пять категорий, которые охватывают все человеческие поступки:
- Фард – обязательные к выполнению.
- Мандуб – рекомендованные Всевышним.
- Мубах – разрешённые, те поступки, которые совершают большинство людей.
- Макрух – не одобренные Всевышним, подлежащие наказанию.
- Харам – запрещённые, сурово карающиеся по закону шариата.
С арабского слово «шариат» переводится как «чистая тропа к воде». Вода необходима для физической жизни, шариат – для души и разума. Пророк Мухаммад послан Аллахом к людям, чтобы направить их на чистую тропу, ведущую к Всевышнему.
МУФТИЙ
МУФТИЙ (араб. – человек, высказывающий мнение, издающий фетву) – знаток шариата, высшее духовное лицо у мусульман-суннитов (см. Сунниты), принимающее решение по спорным или сложным вопросам права (фикх) и дающее заключение, именуемое фетвой. Впервые муфтии как специальные чиновники и советники при правителях и шариатских судьях (кади) появились в Египте во время правления омейядского халифа Умара II. Впоследствии они стали назначаться при правителях всех крупных областей для шариатской легитимации решений власти. При наличии на какой-либо территории нескольких муфтиев один из них становился главным и мог принимать апелляции на решения остальных. Муфтии сыграли большую роль в формировании структуры исламского права. Советы, данные авторитетными муфтиями в различных областях, считаются наиболее значимым правовым руководством. Для того чтобы иметь право издавать фетву, человек должен исповедовать ислам, быть честным, осведомленным в области мусульманского права, а также уметь принимать решение на основе собственного рассуждения (см. Иджтихад). Принципиальное изменение статуса муфтиев произошло в XV в. в Османской империи. Главный муфтий Стамбула стал верховным муфтием империи с титулом шейх уль-ислам («старейшина ислама») и возглавил созданную османскими властями иерархию религиозных деятелей на государственной службе, неточно обозначаемую как «исламское духовенство». Шейх уль-ислам давал заключения (фетвы) на решения султана и государственных чиновников, легитимируя действия власти с точки зрения религии, с одной стороны, а с другой – оказывая определенное влияние на принятие тех или иных властных решений. Элементы созданной османами иерархически выстроенной и глубоко интегрированной в государственный аппарат системы регулирования религиозной жизни мусульман были унаследованы после распада империи большинством арабских исламских государств, а также республиканской Турцией. Институт муфтиев в этих странах и коллегий по вынесению фетв (дар ал-ифта) наряду с министерствами по делам религии стал важнейшим инструментом государственного регулирования религиозной жизни. При этом муфтии не обязательно обладали наивысшим религиозным авторитетом. В странах, где ислам является государственной религией, муфтий сейчас обычно назначается в соответствии с правом (шариатом). В бывших европейских провинциях Османской империи (прежде всего на Балканах) муфтиями стали называть главу мусульманской общины как такового. В еще большей степени институт муфтиев был трансформирован в Российской империи, максимально заимствовавшей османский опыт государственного регулирования ислама. Здесь муфтиями назывались главы мусульманских духовных собраний (Оренбургского и Таврического), осуществлявших контроль за религиозной жизнью мусульман в соответствии с российским законодательством и неофициально называвшихся муфтиятами. Институт муфтиев в результате изменился, и муфтий из советника шариатского судьи (кади) превратился в главного кади и основного посредника между государством и подведомственными ему мусульманскими общинами и назначался высочайшим указом главы государства по представлению Министерства внутренних дел. С незначительными изменениями эта система сохранялась и в советский период, когда муфтиями назывались главы четырех духовных управлений мусульман (европейской части СССР и Сибири, Средней Азии и Казахстана, Северного Кавказа, Закавказья). См. также Ислам в России.
Фетва Darul Iftaa Mahmudiyyah
Вопрос:
Разрешено ли слушать лекции следующих лекторов:
1. Муфтий Менк (Зимбабве)
2. Шейх Мумтаз аль-Хакк (Великобритания)
3. Шейх Захир Махмуд (Великобритания)
4. Сестра Ясмин Могахед (США) (для моей жены)
5. Устаз Нуман Али Хан (кажется, из США)
6. Др. Закир Найк
7. Шейх Сулейман Кахтани
8. Шейх Сулейман Молла
9. Юсуф Эстес
Ответ:
Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Ас-Саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Для каждого мусульманина важно, чтобы источник его знаний о религии был надежным и достоверным. Великий имам из числа табиинов Мухаммад ибн Сирин (ум
110 г. х.), да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал:
Похожее утверждение было передано от сподвижника Абу Хурайры (радыйАллаху ‘анху) и табиина Катады (рахимахуллах).
В целом, человек, от которого вы берете свои религиозные знания, должен быть тем, кто придерживается сунны Пророка (салляллаху ‘алейхи уасаллям) в вероучении и поведении, а также пути благородных сахабов (ридванулляхи та’аля ‘алейхим аджма’ин). Пророк (салляллаху ‘алейхи уасаллям) определил группу из его уммы, которая находится на истине (хакк) как тех, кто придерживается «того, на чем стою я и мои сподвижники». Название, под которым стала известна эта методология: «Ахлю Сунна ва-ль-Джама’а» — приверженцы Сунны и джамаата, то есть сахабов.
Выдающийся факих из числа табиинов, Ибрахим ан-Наха’и (ум. 96 г.х.), описывая практику ученых своего времени, сказал:
Кроме того, человек, от которого вы получаете религиозные знания, должен обладать хорошим нравом и быть праведным. Выдающийся знаток хадисов Яхья ибн Маин (ум. 233 г. по хиджре) сказал:
Некоторые из критериев, на которые мы советуем обратить внимание, чтобы оценить, следует ли считать того или иного человека заслуживающим доверия и признанным ученым, от которого можно брать знания о религии, следующие:
- Он не нарушает законов Шариата. Например, он не посещает мероприятия, на которых происходит смешение полов, не стрижет свою бороду коротко, не слушает музыку, не держит изображения живых существ и т. д.
- Он является выпускником авторитетного и признанного института по изучению Шариата.
- Он придерживается одного из четырех мазхабов фикха, а именно мазхабов Имама Абу Ханифы, Имама Малика, Имама аш-Шафи’и и Имама Ахмада ибн Ханбаля.
- Он имеет обоснованные позиции в акыде, которые соответствуют тому, что было установлено учеными Ахлю Сунны, такими как имам ат-Тахави, имам ан-Насафи и другими.
- Он не является приверженцем нововведений (бид’а). То есть, он не придерживается необоснованных религиозных убеждений и не занимается практическими нововведениями в религии.
- Его признают и одобряют ученые Ахлю Сунна ва-ль-Джама’а, а также те ученые, которые являются умеренными и известны своей богобоязненностью (таква).
Из перечисленных вами имен, лицо под номерами 2, 3, 7 и 8 известны нам и являются надежными источниками для руководства.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Набиль Вали
Студент Даруль Ифта,
Лусака, Замбия
Проверено и одобрено:
муфтием Ибрахимом Десаи
Муфтий – что это такое?
В принципе, каждый поступок человека оценивается с точки зрения высшего мусульманского закона – шариата, который является не просто кодексом законов, предусматривающим наказание за проступки. Это путь безопасности и нравственности, который проложен самим Всевышним для мусульман. Этот закон трактовался и доносился до каждого мусульманина в молитве и проповеди. Ответственные за его соблюдение – это муфтии.
Они досконально знают Коран и шариат, наделены правом выносить свои решения, называющиеся фетва. Решения соответствуют направлениям ислама (шиизм, суннизм), господствующим в определённой стране. Слова «муфтий» арабского происхождения и обозначает «высказывать мнение». Это прямо указывает на его предназначение высказывать своё мнение о правомерности совершенного действия в соответствии с шариатом.
Кроме того, муфтий – это высокообразованный человек, безгранично верящий в Аллаха и зарекомендовавший себя благочестивым и праведным верующим. Ведь именно ему назначено было оценивать любой поступок или решение с точки зрения шариата.
Интересные факты
- В 1994 году, во время поездки из Ульяновска в Уфу, в автомобиль Верховного муфтия России врезалась машина. По счастливой случайности никто не пострадал.
- В 1999 году на приеме в Кремле Таджуддин поцеловал руку Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, что негативно восприняли в богословской среде. Верховного муфтия обвиняли в отсутствии религиозного этикета и в признании духовного старшинства православия над исламом. Позднее он целовал руку патриарху Кириллу после вручения ордена и приложился к иконе, чем вызвал очередной скандал.
- В декабре 2015 года Верховный муфтий собирался уйти с должности и назначил преемником Камиля Самигуллина. После отказа последнего от повышения Таджуддин остался на своем посту.
- Верховный муфтий популяризировал идею паломничества в Булгар, столицу древней Волжской Булгарии. Таджуддин в 2001 году посещал с визитом Болгарию, где выступил с заявлением о родстве между болгарами и татарами.
- «Главный мусульманин» России в 2020 году на встрече с иудейскими религиозными лидерами надел кипу, традиционный еврейский головной убор. Опубликованные фотографии вызвали осуждение среди мусульманских богословов.
Муфтии времени имама Шамиля
Теперь я перечислю муфтиев, которые были в мое время и укажу их время и место рождения и местожительство.
В нашем селении Дарго кадием был ученый-законовед (факих), родственник имама, Хаджиявдибир из Тарани. Имам не назначил там муфтия, как в других округах (вилайат), так как Дарго был самостоятельным селением и нужды в муфти не было, (оно) обходилось без муфтия.
Когда этот кадий умер, ученый Амирхан из Чиркея (ал-Чиркави), ученик Хаджиявдибира, вступил в должность кадия. Затем имам взял его к себе секретарем (катиб), а на его место назначил Далгата ал-Буцри (из Буцры), о котором упомянули мы выше в связи с Джамалуддином, сыном Шамиля (Арсланали: не в этой статье).
В округе (вилайат) Анди муфтием был сначала Мусалавдибир ал-Гунухи (из Гунхи). После его смерти был назначен Исуфилмухаммед из Муни, учитель сына Шамиля. Затем на его место назначили ученого Мухаммеда из Гортколо – хунзахца (ал-Авари). Когда он переселился к себе, вместо него стал муфтием Хаджиали из Унцукуля.
В Гумбетовском округе (вилайат Гунбит) муфтием был факих Уцуми из Мехельты. Впоследствии он стал наибом, а на его место был назначен другой (муфтий).
В Харахи (муфтием был) Дибирдада из Харахи (ал-Хараки), сын Хаджиали, павший «мучеником вместе с имамом Газимухаммедом в борьбе с войсками сардара барона Розена».
Для селений Багулал муфтием сперва был Селимдибир из Хуштады; а когда его назначили наибом, на его место определили Газиявдибира из Тлондоды. В селении Карата, в резиденции Газимухаммеда, сына Шамиля, муфтием был мухаджир Таймасхан из Чиркея. В Тинди – Загалав из Хварши. В Аварии муфтием был Мухаммад из Гортколо В селениях Гидатля (Хидал) муфтием являлся Мухаммедамин из Гидатля. В Карахе – Омарилмухаммед из Гоноха ал-Карахи. В Корода – Хаджимухаммед из Согратля (ас-Сугури). В Гоцатле (Хуцал), на родине имама Гамзатбека, муфтием являлся Атанас из Могоха (ал-Мухухи). В Унцукуле – Хаджиали из Унцукуля, находившийся в Анди. В Чохе – Ахмеддибир из Чоха. В Мукоре муфтием был Камиляв из Шангода (аш-Шанги). В Согратле сначала был муфтием Курбанилмухаммед из Бацады. Когда его назначили наибом там же его заменил Хаджимухаммед, сын известного служителя (абид) ал-Хаджи Абдурахмана из Согратля. В вилайате Чарбили – учитель имама Лачинилав из Хариколо.
Вышеперечисленных ученых я лично много раз видел, встречался с ними, был хорошо знаком с ними, с их положением. Что касается тех, кто был раньше них и после них – то я не знаю о них.
Кто такой муфтий
Ал-муфти (муфтии) – арабское слово, означающее ученого человека (алим), который выносит решения (консультирует людей) по шариатским вопросам и выносит решение между тяжущимися, исходя из предписаний Ислама.
В распоряжении муфтия находится несколько кадиев, которые обращаются к нему по трудным вопросам, а тот отвечает в силу своих, знаний и умений. В каждом наибстве обычно только один муфтий; его местонахождение – в том же селении, где находится наиб. А кадии живут в каждом отдельном селении, к ним обращаются при разборе различных тяжб. Жители селения имеют право непосредственно обращаться к муфтию, если не согласны с решением кадия. Кадий и муфтий должны разрешать дела тяжущихся только справедливо и верно.
Если муфтий узнает, что (кадий) вынес неправильное решение, он должен освободить его от должности. А по вопросам, не понятным для него, кадий должен обратиться к муфтию. Если же муфтий вынесет неверное решение или поддержит незаконно одного из тяжущихся за взятку, то наиб должен предупредить его: не поступай впредь подобным образом. Если ты повторишь свои поступки – я уволю тебя. Иначе же, без сомнения, среди людей распространится порок.
Религиозная карьера
Чтобы получить новые знания, молодой имам поступил в одно из самых престижных исламских богословских учебных заведений — каирский университет Аль-Азхар. Таджуддин блестяще прошел семилетний курс обучения и вернулся в СССР, его имя высекли на стеле в числе лучших студентов. В 1980 году выпускника каирского университета избрали на должность муфтия, его карьера резко пошла вверх.
Талгат Таджуддин в молодости / «ЦДУМ РФ»
Эпоха гласности и распад СССР положительно сказались на развитии ислама в стране: начали открываться новые мечети, был переиздан Коран, прекратилась дискриминация священнослужителей. В ходе реформы 1992 года было образовано Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), а первым главой новой организации стал Таджуддин, он взял сан Верховного муфтия России.
Эксцентричные поступки «главного мусульманина» страны вызывали шок у прихожан, а религиозные деятели призывали его покинуть должность. В 1994 году Таджуддин на открытии новой мечети в Нижегородской области разбил бутылку шампанского о стены храма, в Набережных Челнах на витражах медресе рядом с исламскими символами соседствовали православные кресты. Скандалы привели к временному расколу. Недовольные авторитарным управлением священнослужители во главе с Равилем Гайнутдином основали новую организацию под названием Совет муфтиев России, однако сейчас конфликт между ними улажен.
В 1996 году Верховный муфтий получил титул шейх-уль-ислама — высшего мусульманского должностного лица — за доскональное знание религиозных норм. Таджуддин сотрудничал с государственным аппаратом, вошел в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, представлял Россию на международных форумах. Это не помешало ему выступать против усиления католической церкви в стране и поддерживать доминирование традиционных конфессий: православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма.
Талгат Таджуддин целует руку патриарху Кириллу / кадр из «Ютьюб»
В 2003 году на антивоенном митинге в Уфе против вторжения в Ирак стран западной коалиции Таджуддин объявил священную войну джихад США, размахивая перед толпой саблей. Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин был вынужден опубликовать опровержение, а прокурор Башкирии вынес предостережение религиозному деятелю. Чтобы замять скандал, заместитель Таджуддина дал следующий комментарий:
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Коран и Тафсир
Кто такие сабеи, о которых говорится в Коране?
Кто такие сабеи, кем они были и какая у них была религия? Передается ли о них что-нибудь от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и…
2 967
29 октября, 21
Коран и Тафсир
О дозволенности перевода Корана и атрибутов муташабихат
Перевод Корана на другие языки стал актуальным фикховым вопросом в начале XX-го века, когда страны Запада активно колонизировали мусульма…
4 584
25 февраля, 20
Коран и Тафсир
В чем опасность произвольного толкования Корана?
Дело в том, что для определения правильного толкования аятов Корана, важно обратиться к тому пониманию аятов, которое было у сподвижников…
3 334
15 марта, 19
Мудрость и наставления
Камиль-хазрат Самигуллин: «Уважительной причины для того, чтобы не учиться, …
Мы всегда рады встретить единомышленников, поэтому считаем большой удачей, что муфтий Ресублики Татарстан Камиль-хазрат принял наше предл…
4 938
2 декабря, 17
Акыда
Могу ли я самостоятельно изучать Акыду и Тафсир?
Вопрос: Дорогой шейх, я ищу наставления в вопросах акыды, мне 16, и я читаю тафсир ибн Касира, так как желаю знать больше о своей религии…
10 039
15 октября, 15
Коран и Тафсир
Адабы в отношении Священного Корана
Тот, кто держит или читает Коран, должен знать о его ценности и уважении, которое обязательно к нему проявить. Прикасаться к Корану тольк…
9 520
23 декабря, 14
Немного истории
Как гласит история, первые муфтии появились во время правления египетского халифа Умара II. При этом правителе они выполняли роль советников. Их компетенция ограничивалась руководством и разъяснением всех тонкостей Корана и шариата.
Первоначально сам пророк Мухаммад руководил молитвой, толковал Коран, судил мусульман. По мере необходимости его замещал Абу-Бакр, который был его заместителем – халифом. В провинциях этими вопросами занимались наместники, которым приходилось совмещать религиозные обряды с обыденными делами, например сбором налогов.
Постепенно стало понятно, что должен быть специальный человек при халифе, следящий за надлежащим исполнением заповедей пророка, руководящий соблюдением шариата. Таким человеком стал муфтий, значение которого в исламе трудно недооценить. Именно такими людьми была сформирована структура мусульманского права. Весь контроль над соблюдением выполнения шариата лег на муфтиев.
Детство и юность
Таджуддин с арабского языка переводится как «корона религии», настоящая фамилия будущего религиозного деятеля — Тадзетдинов. Он родился 12 октября 1948 года в Казани в татарской семье, его дальние родственники были священнослужителями. Большое влияние на мальчика оказала бабушка по материнской линии, она обучала будущего муфтия мусульманскому этикету, читала ему молитвы. С раннего возраста Талгат ходил в мечеть, оставался там ночевать во время религиозных праздников, изучал арабский язык.
Таджуддин после окончания школы поступил в казанское профтехучилище, по ночам занимался переводом арабских книг на татарский язык для местных мечетей. Своим духовным лидером Талгат считал местного богослова Ахмадзаки Сафиуллина, с которым познакомился в молодости. Он помог юноше поступить в единственное в СССР мусульманское учебное заведение Мири Араб в Бухаре. Таджуддин окончил его в 1973 году и получил должность второго имам-хатыба Казанской соборной мечети.