Мухаммад абдо: биография

Биография

Труд Мухаммада Абдо «Таухид», изданный в Казани в 1911 году, перевод на тюрки был сделан Габдуллой Буби

Мухаммад Абдо родился в 1849 году близ Даманхура (Нижний Египет) в туркменской семье. Ещё в раннем детстве его начинают обучать азам грамотности и чтению Корана. На формирование его религиозных взглядов оказал влияние его дядя, который был суфийским шейхом. В возрасте тринадцати лет его отправили в школу суфийского шейха Саида аль-Бадави при мечети «Ахмадия». Некоторое время вёл замкнутую, аскетическую жизнь. Его увлечённость суфизмом выразилась в его ранних трактатах, таких как Трактат о мистическом вдохновении (1874), посвящённый изложению доктрины Ибн Араби.

В 1866 году Мухаммад Абдо поступает в ведущее учебное заведение в Каире Аль-Азхар, в котором становится учеником Джамал-ад-дина ал-Афгани — известного философа и реформатора, идеолога панисламизма, выступавшего против европейского колониализма. После окончания университета Мухаммад Абдо некоторое время преподаёт логику и теологию в Аль-Азхаре. Статьи Мухаммада Абдо выходили во многих периодических изданиях Египта, чаще всего в газете «Аль-Ахрам».

За поддержку восстания Араби-паши в 1882 году высылается из Египта на шесть лет, вследствие чего сначала проживает в Ливане, затем во Франции, Великобритании, в которых продолжает свою деятельность. Совместно с аль-Афгани основал в Париже тайное общество «Наикрепчайшая связь» (аль-Урва аль-вуска), издававшее газету с тем же названием, которая была популярна в среде мусульманской интеллигенции.

Внёс большой вклад в становление современной арабской публицистики, литературы и литературного языка, возглавив школу журналистики при газете «Аль-Вакаи аль-Мисрия» («Египетские события»). Его статьи на религиозно-философские, социально-политические и моральные темы, опубликованные в период 1876—1905, явились образцами современного арабского языка и нового публицистического стиля.

В 1885 году приехал в Бейрут, где написал несколько книг. В 1888 году Мухаммад Абдо возвращается в Египет, где занимал ряд постов в государственном аппарате и системе образования. В 1899 году становится муфтием страны. В это время он основывает религиозное общество, становится президентом общества возрождения арабских наук. Возглавил Административный совет аль-Азхара и работает в направлении реформирования университета. Ввёл в программу Университета преподавание таких светских дисциплин, как математика, история и география.

Мухаммад Абдо умер 11 июля 1905 года.

Мышление

На протяжении всей своей жизни Абдух выступал за синтез западных идей и мусульманских идей. Хотя многие из сегодняшних салафитов считают его модернистом, он продвигал идею салафии , т.е. ЧАС. возвращение к образцовой жизни предков ислама. Поэтому его можно рассматривать как важного мыслителя в самом салафитском движении. Его богословское мышление характеризовалось попыткой доказать фундаментальную совместимость откровения и разума. Абдух продолжил обучение своего наставника Джамаля ад-Дина аль-Афгани, веря в то, что ислам не является препятствием для современного развития, технологий и науки. Абдух был убежден, что у ислама есть даже лучшие предпосылки для современности — традиционалисты и ортодоксия, особенно в консервативном университете Аль-Азхар , по его мнению, передают устаревшую, а иногда и неправильную версию ислама. Таким образом, в течение своей жизни Абдух в основном проводил кампании за учебные заведения, в которых должны были преподаваться новые религиозные взгляды, которые, однако, не могли быть реализованы до его смерти

Абдух продолжил обучение своего наставника Джамаля ад-Дина аль-Афгани, веря в то, что ислам не является препятствием для современного развития, технологий и науки. Абдух был убежден, что у ислама есть даже лучшие предпосылки для современности — традиционалисты и ортодоксия, особенно в консервативном университете Аль-Азхар , по его мнению, передают устаревшую, а иногда и неправильную версию ислама. Таким образом, в течение своей жизни Абдух в основном проводил кампании за учебные заведения, в которых должны были преподаваться новые религиозные взгляды, которые, однако, не могли быть реализованы до его смерти.

Он объяснил общую слабость мусульман своего времени двумя проблемами: (1) незнание своей религии или неправильные убеждения; (2) Деспотизм мусульманских правителей. По его мнению, эти центральные проблемы могут быть решены только путем возврата к «истинной религии» ( аль-ад-дин аль-ислами ), особенно путем улучшения образовательных систем и модернизации старых интерпретаций религиозной ортодоксии . Он отказался принять интерпретации и консенсус предыдущих поколений ученых-юристов как единственно верную интерпретацию вопросов веры, а также слепое подражание предыдущим поколениям (таклид). Однако его критическое отношение к слепой вере в авторитет достигло предела, когда дело касалось авторитета Корана. Он сказал, что в случае противоречий между кораническими высказываниями и не-кораническими историями, следует верить только Корану.

Он отверг некоторые традиционные запреты, такие как ношение европейских головных уборов («Трансваальская фетва»), как и многоженство. Хотя он был либерален во многих отношениях по отношению к женщинам, он не хотел давать женщинам политическую власть.

Самым важным учеником Абду был Рашид Рида. В то время как последний пошел по консервативному пути, Али Абд ар-Разик развил подходы Абду в секуляристском направлении.

Жизнь

Ранние годы в Египте

Мухаммад Абдух вырос в фермерской семье из Нижнего Египта. Прежде чем учиться в университете аль-Азхар в Каире в 1866 году, он посещал среднюю школу и медресе, где он познакомился с мистическими учениями суфиев через своего дядю Шейха Дарвиша.

В 1870 году он встретил Джамал ад-Дина аль-Афгани, который дал ему новый взгляд на традиционное содержание обучения. От него он исходил с точки зрения, согласно которой мусульмане в настоящее время дистанцировались от истинного ислама и поэтому должны признать растущие поражения по отношению к Западу. Он также познакомился с европейской литературой, философией, теологией и науками и благодаря ему научился распознавать технический и научный прогресс на Западе, в то время как западный образ жизни должен быть отвергнут исламским миром. Воодушевленный своим учителем и чтением западной литературы, взгляды Абду на текущие политические и социальные проблемы в Египте изменились. Его целью стало привести Египет в современную эпоху с помощью высшего образования и должным образом прожитой религиозности.

В 1876 году он завершил учебу со званием ученого, а затем преподавал — часто в качестве частного учителя — логику, теологию, этику и политику. В 1878 году он стал профессором истории в Университете Дар аль-Улум (араб. «Дом наук»), а затем профессором арабского языка в другом университете. Абдух также работал журналистом, пишет А. а. для газеты «Аль-Ахрам», в которой он призвал к реформе образования и к изучению современных естественных и гуманитарных наук. 

Париж

В 1882 году он встал на сторону оппозиции в националистическом восстании против правительства и был вынужден покинуть Египет. Через Бейрут он прибыл в Париж в 1884 году, где встретил своего старого учителя Джамал ад-Дина аль-Афгани. Вместе они начали издавать реформистский журнал al-ʿUrwa al-Wuthqā. В журнале, который был немедленно запрещен британскими правительственными чиновниками в Египте и Индии, оба призывали мусульман объединиться под своей религией против иностранного господства и вернуться к истинной религии благочестивых предков (ас-салаф ас-салих ). В 1884 году Абдух отправился в Тунис.

Бейрут

В начале 1885 года Абдух вернулся в Бейрут, где он сначала читал частные лекции о жизни Пророка и толковании Корана. В конце 1885 года он был назначен учителем в медресе Султания. Здесь он перевел сочинения аль-Афхани против Дахрии и подготовил комментарий к Нахджу аль-Балаге, сборнику речей, писем и высказываний Али ибн Аби Талиба. В Бейруте он написал свой самый важный труд «Трактат об обязательстве единицы» (Рисалат ат-Таухид).

Возвращение в Египет

В 1889 году Абдух вернулся в Каир. Там он нашел работу кади. В 1897 году вместе с молодым сирийским ученым Рашидом Ридой он основал журнал al-Manār (маяк), который выступал за преодоление антагонизмов мазхаба среди мусульман и, как и al-Urwa al-wuthqā, получил международное признание. В 1898 году в этом журнале он поднял идею проведения всеисламского конгресса в Мекке под руководством Амира аль-Мухминина Абдулхамида II, который, как постоянно действующий институт, должен иметь отделения в каждой стране.

Назначение Великим муфтием Египта в 1899 году было большой честью для Абду. Он занимал эту должность до своей смерти в 1905 году. В своей роли Великого муфтия он также написал ряд теологических, юридических и филологических работ, а также начал работу над всеобъемлющим комментарием к Корану, который также был опубликован в журнале. Этот комментарий вызвал бурю негодования и негодования со стороны других ученых.

Мухаммад Абдух умер в Египте 11 июля 1905 года.

АБДО Мухаммад

АБДО Мухаммад (1849–1905 гг.) – известный тюркский исламский теолог и публицист, общественный деятель, основоположник египетской модернистской школы, ученик и соратник ал-Афгани Джамал ад-Дина. Провел реформу главного исламского университета, направленную на укрепление светской компоненты образования наряду с традиционной исламской ученостью.

 Абдо Мухаммад был противником как зависимости мусульманского мира от Запада, так и автохтонного деспотизма, выступал за освоение достижений европейской цивилизации без отказа от фундаментальных принципов ислама и исламской культуры. Его взгляды оказали влияние на формирование всего комплекса общественно-политических и религиозных идей Нового времени в арабском и исламском мире – от национализма до религиозного фундаментализма.

Абдо был преимущественно религиозным деятелем, стремившимся реформировать систему мусульманского права (см. Фикх), адаптировав ее к потребностям современной ему эпохи. Он выступал за отказ от безусловного следования (см. Таклид) авторитетам и сложившимся религиозно-правовым толкам (см. Мазхаб) и возобновление прекратившейся в суннитском мире в X в. практики самостоятельного выведения правовых норм на основе первоисточников (см. Иджтихад), издавал фетвы, которые вступали в противоречие с фетвами правоверных суннитских мазхабов. Абдо считал, что в случае противоречия между указаниями священных текстов (насс) и соображениями общественной пользы (маслаха) приоритет должен отдаваться последнему (наиболее известный пример – фетва о допустимости банковского процента).

 Утверждения Абдо о том, что религиозные догматы и нормы, ориентированные на массы, теряют свою обязательность для элиты, а также индетерминизм (т.е. отсутствие причинно-следственных связей) в вопросе о соотношении свободы воли и предопределении давали оппонентам повод для обвинения его в мутазилизме (см. Мутазилизм).

Абдо считал необходимым проведение реформ в исламе через возврат к его основам, отвергал наличие духовенства и духовных авторитетов в религии. Он был сторонником идеи постепенного движения к парламентаризму, который предусматривал временное правление сильной, но справедливой личности диктатора; в его обязанности должно входить поддержание справедливости в обществе и недопущение произвола и хаоса. При этом Абдо был противником любого бунта против существующей власти, считая, что бунтарство является показателем неготовности народа к подлинной свободе. Несмотря на то, что его мысль эволюционировала в сторону создания типа религиозности, совместимого с современным обществом индустриальной эпохи, последователи Абдо развили его учение в прямо противоположном направлении и стали предшественниками умеренного фундаментализма, сделав акцент на этико-нормативные и социально-политические аспекты исламской доктрины.

 Абдо придерживался рационалистического метода и был против бездумного поклонения. Он считал, что всё постижимо с помощью разума. В проблеме свободы воли Абдо был противником фатализма, подчеркивал раскрепощающую роль суфизма, что не мешало критиковать современный ему мистицизм, демонстрирующий вырождение суфийской интеллектуальной традиции. Он считал Коран сотворенным, был автором книг по его толкованию, но учение Мухаммада – завершающей стадией абсолютной религии. Поэтому отход от заповеданного пророком учения – это следствие утраты первоначальной чистоты ислама. Абдо ратовал за взаимодействие религии с наукой, а в качестве религиозных обязанностей признавал ритуальную практику служения, милостыню, пост и паломничество (хаджж).

Примечания

  1. Dictionary of African Biography (англ.)
  2. ↑ Mohammed Abduh // Энциклопедия Брокгауз (нем.)
  3. Muhammad ‘Abduh // Encyclopædia Britannica (англ.)
  4. Агеенко Ф. Л. Абдо Мухаммед // Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение. — М.: Мир и Образование; Оникс, 2010. — С. 55. — 880 с. — ISBN 5-94666-588-X, 978-5-94666-588-9.
  5. Ahmed H. Al-Rahim (January 2006). «Islam and Liberty», Journal of Democracy 17 (1), p. 166—169.
  6. ↑ .
  7. ↑ .
  8. ↑ , с. 8.
  9. «Краткая литературная энциклопедия», т.1, 1962
  10. ↑ Kügelgen, Anke von. «ʿAbduh, Muḥammad.» Encyclopaedia of Islam, v.3. Edited by: Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas and Everett Rowson. Brill, 2009. Syracuse University. 23 April 2009
  11. Д.В. Мухетдинов. Проблема хиджаба в контексте светской системы образования. «Мусульмане России» — Dumrf.ru (31 января 2017). Дата обращения: 9 июня 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
  12. , Мустафа Сабри Эфенди.
  13. Muhammad ‘Abduh, «Islam and Christianity,» in Waqf Ikhlas, The Religion Reformers in Islam, Istanbul, 1995, p. 117

Литература

  • Милославский Г. В. Абду // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 8. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2.
  • Али-заде А. А. Абдо Мухаммад // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
  • Зеленев Е. И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI — начало XX в.). — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2003.
  • Кириллина С. А. Ислам в общественной жизни Египта. — М., 1989.
  • Степанянц М. Т. О религиозных взглядах Мухаммада Абдо // Религия и общественная мысль стран Востока. — М., 1974.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: