Ссылки
- есть медиафайлы по теме Макса Рейнхардта .
- «Немецкий театр» . Британская энциклопедия . Проверено 16 января 2019 г.
- «История Макса Рейнхардта в отеле Schloss Leopoldskron» .
- ^ «Макс Рейнхардт: человек, который« изобрел »современную театральную режиссуру» . Королевский оперный театр . 26 июня 2014 г. . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ «Макс Рейнхардт» . Британская энциклопедия . Проверено 16 января 2019 г.
- ↑ Ганс Поэлциг: Большого берлинского Шаушпильхауса. Отметить открытие
- : «Марлен Мёшке — сотрудник?, заново открывшая работу скульптора и архитектора, дает новую информацию о Большом Шаушпильхаусе Ганса Пельцига в Берлине». в: Критические отчеты. Марбург 29.2001,3,требуется уточнение , стр. 37–53 ((ISSN | 0340–7403))
- есть медиафайлы по теме Хелен Тимиг . Оксфордский справочник . Издательство Оксфордского университета.
- Эйман, Скотт (30 ноября 2000 г.). Эрнст Любич: Смех в раю . Издательство Университета Джона Хопкинса. стр. 37–38 . ISBN 978-0801865589.
- «Архивы газет Charleston Gazette, 1 ноября 1943 г., стр. 1» . NewspaperArchive.com . 1 ноября 1943 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- Викискладе есть медиафайлы по теме Макса . Вечерний обзор . 1 ноября 1943 г. с. 7 . Проверено 28 ноября 2019 г. — с сайтаgazets.com.
- «Бингемтонский университет — Библиотеки: специальные коллекции: исследования и коллекции: архивы и библиотека Макса Рейнхардта» . www.binghamton.edu .
- Викискладе есть медиафайлы по теме . Архивировано из оригинала 28 ноября 2019 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
Внешние ссылки
СМИ, связанные с Максом Рейнхардтом , на Викискладе?
- Архивы и библиотека Макса Рейнхардта . Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine в Бингемтонском университете, Государственный университет Нью-Йорка.
- Макс Рейнхардт в базе данных Internet Broadway
- Макс Рейнхардт на IMDb
- Твердый утопист Эстер Слефогт на signandsight.com
- Пьеса Майкла Фрейна « Загробная жизнь », основанная на жизни Рейнхардта: Национальный театр , Лондон (2008) постоянная мертвая ссылка
- Литература о Максе Рейнхардте
- Факты о Максе Рейнхардте , заархивированные 22 апреля 2019 года в Wayback Machine
- Газетные вырезки из газет о Максе Рейнхардте в 20 веке Пресс Архивы в ZBW
Биографические сведения
Родился в семье венского книготорговца. Дед Рейнхардта был ортодоксальным евреем.
В 17 лет, когда Рейнхардт еще учился в театральной школе при Венской консерватории, он стал актером и режиссером театра в Зальцбурге.
В 1894–1904 гг. играл главным образом характерные роли в Немецком театре в Берлине, возглавляемом О. Брамом (1856–1912). В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра.
С первыми самостоятельными режиссерскими опытами Рейнхардт выступил на сцене берлинского артистического кабаре «Шум и дым», где пародировал современную драму и театр. В 1902 г. на основе кабаре возник его «Малый театр», предназначенный для сценических опытов и камерного репертуара; в 1903 г. Рейнхардт возглавил созданный им «Новый театр», в 1906 г. оставил его и создал экспериментальный Камерный театр («Каммершпиле»).
В отличие от Немецкого театра, где он ставил в основном классическую драматургию (У. Шекспир, Г. Лессинг, Ф. Шиллер), там шли современные пьесы (Ю. Стриндберг, Л. Пиранделло, М. Горький). Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ.
Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932).
Высшей целью Рейнхардта было создание народного массового театра, сродни античному. В спектаклях Рейнхардта раскрылось мастерство таких актеров, как А. Моисси, Г. Эйзольдт, А. Бассерман, Э. Яннингс и другие.
Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность. «Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль Т. Манн. Искания Рейнхардта по-своему преломились в практике В. Мейерхольда, А. Таирова, А. Грановского. В 1928 г., когда ГОСЕТ с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра.
Эмиль Орлик. Портрет Макса Рейнхардта
В 1920-х гг. Рейнхардт работал в США (спектакль-пантомима «Миракль» по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», 1923–24), там же встречался с К. Станиславским, с которым обсуждал возможности постановки «Диббука» С. Ан-ского (замысел не осуществился).
В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята.
В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию.
Незадолго до отъезда из Берлина Рейнхардт направил правительству открытое послание, в котором писал: «Я знаю, что представителям той нации, к которой я открыто и безоговорочно принадлежу, нет теперь места в Германии…».
В 1938 г. Рейнхардт эмигрировал в США, где организовал театр, школу и снял несколько фильмов на сюжеты шекспировских пьес («Сон в летнюю ночь» и другие).
Театральная деятельность
Первый актёрский опыт Рейнхардт получил в 19 лет в Зальцбургском театре. Первый период режиссёрской деятельности начался в Берлине в конце 90-х годов в труппе Цикелля «Сецессионе бюне». Самостоятельную режиссёрскую деятельность начинает в 1901 году в Берлине, в артистическом кабаре «Шум и Дым», которое сам и основал. В 1902 году это кабаре стало называться «Малым театром», там ставились сатирические пародии на современную драму и театр. С ошеломительным успехом в Малом театре (спектакль «Ночлежка» по пьесе М. Горького «На дне»), он организовывает более крупный театр в Берлине «Новый театр», которым руководил с 1903—1906 гг.
Благодаря унаследованным реалистичным традициям у Г. Лаубе, О. Брама, сумел соединить в «Ночлежке» натуралистические особенности местного колорита, черты характеров героев с мистическими и фантастическими мотивами. Драматургия Нового театра была более разносторонняя, ставились пьесы Шиллера, Лессинга, Шекспира, поставил пьесу Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (1903 год). После окончания театральной школы при Венской консерватории (1893 год) работал в различных театрах Зальцбурга и Братиславы. С 1895 года состоит актёром в труппе Deutsches Theater в Берлине. На тот момент театр возглавлял О. Брам, литературный критик и режиссёр. Он и привлёк в труппу Рейнхардта. Брам пытался убирать из спектаклей излишний пафос, декламационность, которые были неотъемлемой частью придворных театров. Добивался этого путём прибегания к натурализму, всё это приводило к подчёркнутости быта, будничной жизни и к совершенно неоправданному лишению героики. Но это время не прошло для него зря, хорошо слаженный актёрский ансамбль Брама дал ему прекрасный опыт работы на сцене. Затем пост директора театра занимал не долгое время литературный критик П. Линдау. И с 1905—1933 год режиссёром театра становится Макс Рейнхардт, прославившийся до этого своей режиссёрской деятельностью в «Малом» и «Новом» театрах.
С этого момента начинается второй период его режиссёрской деятельности. Руководил театром с небольшими перерывами, связанными с первой мировой войной, ему приходилось эмигрировать из фашистской Германии, так как был еврейского происхождения. При Немецком театре открывает драматическую школу, основной акцент делает на актёрское мастерство и сценическую речь. В 1906 году оставляет Новый театр и организовывает в качестве экспериментальной сцены «Камерный театр» («Каммершпиле»). Так как в Немецком театре Рейнхардт ставил в основном классические пьесы, в Камерном театре он переходит к современной драматургии.
C 1915—1919 гг. параллельно с Камерным и Немецким театрами руководил берлинским театром «Фольксбюне». В 1919—1920 гг. был руководителем театра «Гроссе шаушпильхауз». А в 1924 открыл в Берлине театр «Комедия» и давал спектакли в «Театре ам Курфюрстендамм», руководил в 1923—1937 «Йозефштадттеатром» в Вене.
Рейнхардт всегда стремился реформировать немецкое театральное искусство, потому что никогда не понимал натурализма, педантичной имитации человеческого поведения на сцене. Он ставил классические и античные пьесы. И был первым режиссёром, который ставил на немецкой сцене современных немецких драматургов, и пьесы крупнейших иностранных драматургов. Также ставил пантомимы и оперетты
Придавал большое внимание ритмичности спектакля (особенно в массовых сценах, пытался возродить античные и средневековые массовые действа), его целостности
Макс Рейнхардт был в первую очередь экспериментатором. Он экспериментировал со светом, музыкой, шумами, декорациями, с размерами и видами сцен. Он был один из инициаторов организации театрально-музыкального фестиваля в Зальцбурге в 1920 году. Изображен на австрийской почтовой марке 1973 года.
Театры
С 1901 года Макс Рейнхардт приобрел несколько театров в Берлине, которым часто помогали его товарищи и покровители. Он систематически трансформирует комнаты и сцены, чтобы получить архипелаг мест с конкретным назначением. Он разработал этот проект в своей первой эстетической программе « Театр, каким я его представляю » в 1902 году. Большую сцену следует использовать для классики, меньшую и более интимную — для камерного театра современных авторов, и, наконец, сцену. в виде амфитеатра, который служит «праздничным домом» массового театра.
После войны Райнхардт приобрел в 1924 году Театр ин дер Йозефштадт в Вене, который стал эквивалентом его берлинского камерного театра. Затем он расширил свою империю до Берлина, владея Театром на Курфюрстендамм, Берлинским театром и Театром на Ноллендорфплац . В 1928 году он основал школу драматического искусства, семинарию Макса Рейнхардта, а после прихода нацистов к власти в 1933 году он передал владение своими театрами немецкому народу.
- 1901–1902 гг.
- От кабаре Schall und Rauch до театра Kleines
План рассадки Schall und Rauch, предка театра Kleines
- 1903 г.
- Новый театр ( Theater am Schiffbauerdamm )
План рассадки в Neues Theater
- 1905 г.
- Театр Deutsches
План этажа Немецкого театра (1912 г.)
- 1906 г.
- Немецкий театр Каммершпиле
План рассадки Deutsches Theater Kammerspiele (1912)
- 1920 г.
- Großes Шаушпильхаус (экс-Шуман цирка)
Зал Большого Шаушпильхауса (1920)
Смерть и наследие
Мавзолей Макса Рейнхардта на кладбище Вестчестер-Хиллз
Рейнхардт умер от инсульта в Нью-Йорке в 1943 году и похоронен на кладбище Вестчестер-Хиллз в Гастингсе-на-Гудзоне , округ Вестчестер , штат Нью-Йорк. Ему было 70 лет. Его документы и литературное наследие хранятся в Бингемтонском университете (SUNY) , в архивах и библиотеке Макса Рейнхардта.
Его сыновья от первой жены Эльзы Хеймс (м. 1910–1935), Вольфганг и Готфрид Рейнхардт , были уважаемыми кинопродюсерами. Один из его внуков (в результате усыновления), Стивен Рейнхардт , был юристом по трудовым спорам и работал в основном наАпелляционный суд США по девятому округу с момента его назначения Джимми Картером в 1980 году до его смерти в 2018 году. Другой внук, Майкл Рейнхардт , является успешным фэшн-фотографом. В 2015 году его внучка Елена Ульрике Рейнхардт была назначена исследователем немецкой литературы в Университете Перуджи.