Сандро ботичелли: жизнь и творчество художника

Сандро Боттичелли: главный художник эпохи

Сандро Боттичелли — один из самых известных художников Ренессанса. Разберемся в темах любви, весны и счастья в его одухотворенных картинах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств

Просто о важном»

Сандро Боттичелли

1. Поклонение волхвов, фрагмент (возможный автопортрет), 1475
2. Мадонна с Младенцем и поющие ангелы, 1477
3. Мадонна у моря, 1477
4. Семь свободных искусств приветствуют юношу, 1490
5. Венера и три грации, 1484

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сандро Боттичелли

1. Портрет Симонетты Веспуччи, 1476
2. Портрет Симонетты Веспуччи, 1480–1485
3. Венера и Марс, 1483
4. Рождение Венеры, 1483–1485
5. Паллада и Кентавр, 1482

Теперь поговорим о главных темах Боттичелли и его главной модели.

Вот они

Боттичелли писал томных и отрешенных от реальности девушек. Боттичелли не зря заинтересовал художников 19 века, особенно прерафаэлитов: они увидели в нем все то, что ценили сами.

У большинства картин — одна модель. Это Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо. Культура Флоренции в то время не утратила традиций куртуазного Средневековья, где был важен культ прекрасной дамы. Для Боттичелли такой дамой, идеальным образом стала Симонетта: он пишет ее и в «Венере и Марсе», и в «Рождении Венеры».

«Венера и Марс». Мы видим сложные красивые позы, четкий рисунок. Спящий Марс — символ войны, усмиренной любовью. Это пример аллегорической картины, которые привлекут символистов в 19 веке.

«Рождение Венеры». Это один из первых образов обнаженной женщины в светском искусстве Западной Европы. Раньше обнаженными изображали либо Еву, либо грешников на Страшном Суде. При этом в образе Венеры мало чувственности, это бесплотный, недоступный образ.

Сандро Боттичелли. Весна, 1478–1482

Давайте внимательнее рассмотрим картину «Весна» — она очень показательна не только для творчества Боттичелли, но и для всего Кватроченто.

Вот что мы видим

В центре — Венера. Богиню любви изображали по-разному — здесь мы видим одетую девушку, которая стоит в центре красивого луга.

Вокруг много цветов. Ромашки, розы, ирисы — всего специалисты насчитали больше 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам. Это ренессансный символ — торжество жизни и любви. Рядом с Венерой стоит Флора в платье с цветами.

Три грации подняли руки вверх. Взгляд поднимается за ними прямо к апельсиновым деревьям. Туда же указывает кадуцей Меркурия. Любовь связана с цветением и с плодами.

Боттичеллевские образы — прозрачные, нежные, одухотворенные. В их танцующих позах угадывается влияние готики, лица спокойны и не выражают сильных эмоций.

Что почитать>

Делимся полезными и интересными книгами, которые помогут лучше разобраться в искусстве Кватроченто.

Роберто Лонги. «От Чимабуэ до Моранди».
Рекомендуем главы про Мазаччо и Пьеро делла Франческа.

Александр Степанов. «Новая история искусства. Искусство эпохи Возрождения. Италия. 14–15 века».
Интересный взгляд на исторический контекст и искусство Ренессанса.

Павел Муратов. «Образы Италии».
Для вдохновения и размышлений о пространстве, где родился Ренессанс.

Мы посвятили всю часть изучению одного художника — Сандро Боттичелли, а значит, пришло время для тренажера.

Закат творчества

Ближе к концу 15 века в произведения Боттичелли вторгается мрачный колорит – как отражение неспокойного времени внутренних междоусобиц и ожидания конца света, предрекаемого монахом Савонаролой, чьи убедительные речи захватили умы флорентийцев.

Остро трагическое восприятие мира находит отражение в полотне «Мистическое Рождество», написанном Боттичелли в конце 1500-го года на фоне беспорядков в Италии. Это один из немногочисленных заказов пребывающего в глубоком духовном и творческом кризисе престарелого художника.

В 1504-1505 гг он напишет ещё 2 картины – «Печальные истории Лукреции и Виргинии» и «Чудеса святого Зиновия», после чего о некогда лучшем живописце Флоренции окончательно забудут.

Печальные истории Лукреции

На сцену выйдет молодое поколение талантливых художников эпохи высокого Возрождения. На базе их техник как раз и сформировалась технология оптических просветов – комплексная пошаговая методика работы в воздушной перспективе с использованием нескольких видов изобразительных материалов: темперы, масла и акварели. Как применять «несочетаемые» виды красок можно узнать из этого видео:

Этапы и нюансы технологии описаны в этой книге.

Мистический период

Боттичелли, «Мистическое Рождество», 1501 г. Темпера на холсте, 108,5 x 75 см. Лондон, Национальная галерея

После смерти Лоренцо и изгнания его сына Пьеро из Флоренции начался новый этап в творчестве Боттичелли. Художник был глубоко потрясён строгими религиозными проповедями Джероламо Савонаролы, хотя он никогда не был его прямым последователем. Приняв почти фанатичную форму религиозности, он отказался от своего прежнего обличия платонического и «языческого» художника. Его произведения, написанные после смерти Савонаролы, носят преимущественно сакральный характер и характеризуются драматическими тонами и болезненным мистицизмом. Элегантные линейные композиции уступают место кьяроскуро, который подчеркивает выразительность персонажей.

«Мистическое Рождество»,1501 год, — символичная работа позднего Боттичелли. Возможно, картина является аллегорией мира, на который намекают оливковые ветви, удерживаемые ангелами в полете, возвещающие о приходе Христа на землю. Это важнейшая работа — манифест заключительного этапа карьеры Боттичелли. В этой картине воплощены все его тревоги, возбужденные идеями Савонаролы. В живописи Боттичелли этого периода  проявляется определенный архаизм — Мадонна, например, больше других фигур, в нереалистичной манере: типичный способ иерархического представления в средневековой живописи. Эта картина пропитана мистицизмом и беспокойством художника, чья карьера шла на спад, в то время, когда начинали утверждаться новые великие художники, такие как Леонардо и Микеланджело.

Карьера Боттичелли закончилась в одиночестве и забытье. Его живопись была наиболее ярким воплощением представления о мире, сложившемся в кругах Медичи. В своих картинах он применил философию, создал эстетику и выразил абстрактную идею красоты, которую XVI век уже не мог принять или разделить.

Рождение Венеры

Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482-85 гг. Темпера на холсте, 1,72 x 2,78 м. Флоренция, Уффици

Несмотря на название, в «Рождении Венеры», мы видим не само рождение богини, а скорее её прибытие на священный для неё остров Кипр. И снова тема навеяна «Метаморфозами» Овидия и современной трактовкой, вероятно, предложенной Полициано. Как и «Весна», «Рождение Венеры» — это картина с неопределенной датой, смысл которой ускользает от нас, поэтому она стала предметом различных прочтений и интерпретаций.

На «Рождении » Венера снова изображена стоящей, почти подвешенной внутри раковины, когда она появляется на острове Крит. Обнаженная богиня стоит в позе venus pudica, характерной для эллинистических скульптур и хорошо известной художникам со Средних веков. Ее подгоняет оплодотворяющее дыхание Зефира, которого обнимает Аура, легкий ветерок, а другая женская фигура, возможно, Грация, собирается покрыть ее шелковой мантией, расшитой весенними цветами.

Поздние работы

Обнаженная женщина – Истина, старуха в черном одеянии – Раскаяние. Сама Клевета – красивая девушка в центре (в бело-голубом одеянии) со своими не менее красивыми спутницами – Коварство и Обман. На троне – царь Мидас, которому шепчут в уши всякие гадости Невежество и Подозрение. А мужчина напротив Мидаса – Зависть. Очень-очень динамично.

Картину «Клевета» трактуют по-разному: кто-то говорит, что это такой творческий расцвет после козней Савонаролы, под влияние которого попал и Боттичелли, и отождествляют «Клевету» с «Весной» и «Венерой»; другое мнение – эта картина подразумевает окончательное разрушение мифологии Боттичелли, его видения мира и творческой деятельности. Отсюда и сюжет – оклеветан то ли он, то ли Савонарола.

«Клевета» – прощальное обращение к античности, к мистической «Весне» и идеалистическим Мадоннам.

Дальше – портрет Данте 1495 года.

Кстати, в 1480-е годы Боттичелли создал иллюстрацию к «Божественной комедии»:

Что можно сказать о последних годах жизни и творчества Сандро Боттичели? До конца так и не установлено, как сильно попал под влияние Савонаролы Боттичелли. Несомненно, Сандро отказался от своего привычного исполнения работ.

Сравните картину «Возвращение Юдифи в Ветулию» 1470-1472 годов и «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

Поздняя картина угловата, сдержана, лишенная фона и второстепенных персонажей. Она не так интересна, как его ранняя работа.

Последние живописные работы – панно «История Виргинии» и «История Лукреции».

Нельзя сказать, что картины Боттичелли позднего периода плохие. Но они – не то, что было раньше: нет той легкости, идеальности и пластичности. Нет атмосферы, которая наполнялось мелодией. Нет той безумной красоты от каждой детали, тщательно прорисованной Сандро.

Это все тоже хорошо, но совсем не то.

Сандро Боттичелли умер 17 мая 1510 года в бедности, одинокий и всеми покинутый. Его имя было надолго забыто, работы его не пользовались популярности. Только в XIX веке имя Боттичелли вновь вернулось во всемирную историю искусств.

#искусство #эпоха возрождения #культура #живопись

Произведения Сандро Боттичелли. Рождение Венеры (1486)

Эта картина у многих является одной из самых любимых в творчестве Сандро Боттичелли. К концу жизни художник потерял былую популярность, а его репутация возродилась только в конце 19 века, с тех пор картина «Рождение Венеры» приобрела невероятную известность. На картине изображена богиня любви Венера, плывущая к берегу из моря на огромной раковине. Бог ветра Зефир, уносит её на сушу, в то время как нимфа уже ждёт её с накидкой, чтобы скрыть наготу и обогреть.

Как и чуть более ранняя «Примавера», «Рождение Венеры» является новаторским в представлении нерелигиозной сцены из классической мифологии. Включение обнажённого женского тела в натуральную величину было в те годы практически беспрецедентным в западной живописи. Обнажённая Венера пытается скрыть свою наготу, но не совсем удачно, при этом сохраняет определённую скромность, скрывая грудь рукой, а лобок своими длинными волосами.

Это отсылка художника к классической скульптуре очевидна, так как она стоит в позе контраппосто, перенося вес на одну ногу, что чаще всего было принято в греко-римском искусстве и подражало ранним итальянским художникам эпохи Ренесанса. Поза Венеры несколько преувеличена, поскольку анатомически это невозможно, фигура стоит на краю плавающей раковины. Этот акцент на символике и статусе сделан неспроста, Боттичелли делает отсылку к готической традиции, которая предшествовала эпохи Возрождения. Забавно, что самая известная и популярная работа Сандро стала олицетворением искусства Ренесанса несмотря на то, что картина отказывается от многих ключевых принципов более позднего движения в пользу эстетической красоты и общей идеи. Эту картину в её полную величину можно увидеть в галерее Уффици, во Флоренции.

Произведения Сандро Боттичелли. Поздний период творчества

В 1490-х годах Боттичелли арендовал небольшой загородный дом и ферму на окраине Флоренции вместе со своим братом Симоне. Сандро никогда не был женат и вёл холостяцкую жизнь. У него был покровитель Томмазо Содерини, которому Боттичелли признавался, что никогда не хотел бы иметь жену и считает брак большим горем.

После смерти Лоренцо Медичи и вторжения Карла VIII во Францию политический климат во Флоренции значительно изменился. Доминиканский монах Джираламо Савонарола, который критиковал мораль флорентийского общества в апокалиптических проповедях, начал оказывать значительное влияние на город, когда власть семьи Медичи ослабла. Взгляды Савонаролы были охотно приняты во Флоренции, когда город ещё не успел оправиться от эпидемии бубонной чумы. Многие граждане были максимально открыты для веры в то, что этот трагический эпизод был ничем иным, как божественным наказанием за их материалистический образ жизни. В этот период времени Боттичелли в основном пишет картины по религиозным мотивам, ведь Савонарола проповедовал, что художник должен трудиться исключительно во славу Бога.

Весь этот религиозный пыл завершился «костром Тщеславия» в 1497 году, в ходе которого, как предполагается историками, многие картины Боттичелли могли быть утеряны, а его единственными сохранившимися работами были те, которые уже находились во владении Медичи. «Костёр Тщеславия» — это регулярная борьба с нежелательными предметами: незаменимыми рукописями, древними скульптурами, картинами, бесценными гобеленами и другими произведениями искусства. В 1498 году Савонарола был пленён, обвинён в ереси, повешен на кресте и сожжён.

Картины художника Боттичелли 1500-х годов более мрачны и откровенно духовны, но они по-прежнему отмечены теплотой Сандро и яркостью его воображения. Многие учёные гадают, что же произошло с художников в этот период, некоторые считают, что он стал ярым последователем Савонаролы. Некоторые предполагают, что Сандро остался без работы к концу своей жизни, поскольку в моду вошли более научные, гуманистические художники. Художник Джорджо Вазари упоминал, что Боттичелли был беспомощным и растратил все деньги, которые удалось заработать и скопить в течении жизни, поэтому вполне вероятно, что свой жизненный путь Сандро Боттичелли закончил в бедности.

Боттичелли умер в 1510 году и был похоронен в часовне семьи Веспуччи во флорентийской церкви Оньиссанти, практически в нескольких метрах от места, где вырос и прожил всю свою жизнь. Прямо в церкви установлена памятная плита, на которой написано, что здесь похоронен Алессандро Филипепи.

Несравненная и прекрасная Симонетта

Главную музу Сандро Боттичелли современники прозвали «несравненной и прекрасной Симонеттой», а искусствоведы называют ее «главной вдохновительницей итальянского Ренессанса». Изображение Симонетты Веспуччи встречается на многих картинах мастера, но и другие женские образы Боттичелли навеяны этой красавицей. Чем же девушка так привлекла художника?

Симонетта родилась в 1453 г. в городе Генуя в зажиточной семье. В 16 лет ее выдали замуж за Марко Веспуччи. Интересно, что имя это не менее значимо для истории, чем имя Сандро Боттичелли. Марко Веспуччи приходился родственником Америго Веспуччи, без которого мир тогда не узнал бы Америки. 

Марко Веспуччи был отправлен из Флоренции в Геную на учебу и иногда бывал в доме отца Симонетты. Марко влюбился в юную красавицу с первого взгляда. Для семьи девушки это была выгодная партия. Семейство Веспуччи имело хорошие связи во Флоренции, особенно с набиравшей мощь семьей Медичи. В то время братья Лоренцо и Джулиано Медичи пришли к власти и привлекали в город лучших художников, поэтов и философов.

Автопортрет Сандро Боттичелли, фрагмент картины «Поклонение волхвов» 1475 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»

Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход, и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло.

Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи.

Так в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.

До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро — «Боттичелли».

Судя по всему, Джованни, желая помочь стареющему отцу, много занимался воспитанием младшего ребенка. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру («некоему Боттичелло», как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его «экстравагантного ума», одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.

Произведения Сандро Боттичелли. Зрелый период художника

В 1472 году Боттичелли присоединился к группе флорентийских художников под названием «Гильдия Святого Луки»

В этот период Сандро создавал работы для церквей Флоренции, в том числе произведение «Поклонение волхвов», написанное в 1476 году для церкви Санта-Мария-Новелла, самого важного религиозного места города. На этой картине изображены портреты Козимо Медичи, его сыновей Пьеро и Джованни, а также других членов семьи Медичи

Считается, что на этой картине изображён единственный автопортрет художника Боттичелли. В мастерской Сандро взял себе в ученики Филиппино Липпи, сына Филлипо Липпи, с которым вместе написали несколько совместных работ. Нетрадиционным ходом Боттичелли завершил фреску Филиппино Липпи «Поклонение волхвов (1496), так как обычно ученик заканчивал работу мастера, а не наоборот.

Мастерская Сандро в то время стала самым популярным поставщиком Мадонн для частных коллекций и общественных мест Флоренции, и вскоре Боттичелли приобрёл большую популярность. Сам папа Сикст IV попросил у Сандро разрешение понаблюдать за украшением ещё совсем недавно завершённой «Сикстинской капеллы» в Ватикане. Для этого проекта Боттичелли создал серию фресок («Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея»), которые многие посетители очень часто не замечают, так как их взгляд притягивает знаменитый потолок Микеланджело. От папы Сандро получил хорошую сумму денег, которую, по свидетельству Джорджо Вазари, он быстро потратил во время своего пребывания в Риме.

Боттичелли находился в авангарде крупного сдвига в Западной Европе, когда средневековые «тёмные века» подходили к концу, в то время как гуманизм эпохи Возрождения и рациональные науки только начинали формировать совершенно новое мировоззрение, которое в будущем переросло в эпоху Просвещения. После поездки в Рим Боттичелли возвращается во Флоренцию, где начинает работу над своими самыми известными работами «Примавера» и «Рождение Венеры».

Козимо Медичи основал академию и призвал учёных всей Европы приехать во Флоренцию для обсуждения неоплатонической философии и гуманизма эпохи Возрождения. Классические сюжеты картин этого периода позволяют предположить, что Сандро был как-то связан с академией, но он никогда не был её членом. В науке, культуре и философии происходили мощные сдвиги, и картины Сандро Боттичелли придавали форму этому новому видению, предвещая появление современного мира. В этих картинах мы можем увидеть определённую напряжённость между средневековьем и современностью, первое были преимущественно христианскими, с искусством, которое было в значительной степени религиозным, декоративным и стилизованным; последнее рациональное, научное и прославляющее классическое искусство.

Боттичелли работал со многими известными художниками эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи отметил в своей книге, что Сандро не нравилась пейзажная живопись, потому что «бросая губку в холст, пропитанную разными цветами, можно создать пятно, в котором можно увидеть красивый пейзаж». Леонардо считал, что Сандро рисует очень плохие пейзажи.

Портрет Эсмеральды Брандини, 1475 г

Еще один красивый портрет дамы Ренессанса, написанный живописцем в 1475 году. Здесь мы видим, что женщина изображена уже не в профиль, а в анфас. И это своего рода эксперимент художника, и можно сказать, что он удался. В будущем этот приём подхватят и другие художники. Такой ракурс придает образу ощущение некоего движения.

Хранится этот портрет Боттичелли в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Натурщица являлась супругой Донато Брандини, матерью знатного флорентийского ювелира Микеланджело де Вивиано де Брандини из Гаиуоле. Фон картины остался привычным для эпохи Возрождения и это, как мы видим, дверной проем.

«Мистическое Рождество», 1500 г.

Сюжет этой картины известен всем. Не смог ее обойти и наш гениальный итальянец. Что может быть религиозней и священней, нежели рождение сына небесного? Боттичелли очень красиво изобразил это таинство на своем полотне, ведь когда смотришь на эту картину, складывается такое чувство, что ты там присутствуешь — так все выглядит правдоподобно. Написана она была в конце 1500 года и несет в себе определенный смысл и некий призыв к миру и спокойствию, так как в то время в Италии проходили беспорядки. Наверху крыши хижины находятся три ангела, одетые в белые, красные и зелёные одежды

Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, тем самым концентрируя внимание на мире и покое. Эта картина была одной из последних картин Боттичелли, а находится это чудо искусства в Национальной галерее Лондона

12

Творческий путь

В 1467 году он поселился во Флоренции, а в 1470 году открыл собственную студию. Его несколько энергичный формальный стиль этого периода предполагает влияние братьев Пьеро и Антонио Поллайоло, а также Верроккьо и Леонардо, которые заставили художника привнести в живопись более объемные формы и большую пластическую проработку, тем самым подчеркивая телесность в живописи.

В период 1470-1480 годов его слава росла, выполнялись престижные заказы, связанные с семьей Медичи. В 1472 году он был зачислен в гильдию живописцев Сан-Луки.

Утверждение во Флоренции и открытие мастерской, а также первые заказы привели к росту престижа художника, и он получил важное поручение от папы Сикста IV, который вызвал Боттичелли в Рим для создания фрески. Эксперт Лурье Феликс:

Эксперт Лурье Феликс:

По возвращении из Рима художник обрел свой собственный голос. Это было время, когда вокруг двора Медичи собрался круг флорентийских интеллектуалов. Они поручили Боттичелли стать интерпретатором неоплатонической культуры того времени: придать жизнь телу, лицу и цвету древних басен и мифов этого круга, сделав его одним из великих флорентийских мастеров того времени.

Что касается особенностей, присутствующих в его живописи, то здесь следует отметить его первоначальное обучение в качестве ювелира, которое позволило ему стать «живым рассказчиком». Это художник, который переходит от академизма своего мастера к более личному характеру, демонстрируя тем самым большую психологическую чувствительность, позволяя формальному языку своего мастера трансформироваться в пластическую силу с большой элегантностью. Она означает, что в работах Боттичелли присутствует единство гармонии линий и композиции, а иногда обнаруживаются тонкие деформации, которые накладываются на реальность в угоду поэзии.

Художник, кажется, высказывает все в своих картинах, но его работы скрывают кое-что: определенную меланхолию, которая является ключевым элементом в его творчестве. Она порождает в зрителе неуверенность, сомнение, а также беспокойство, которое читается в лицах фигур. Именно поэтому людям близки его работы, несмотря на все неоплатоническое содержание, лежащее в их основе, поскольку литература и культура накладывают отпечаток на личность и творчество.

Стоит также отметить важность пейзажа в его работах, что происходит под влиянием голландских художников его времени, таких как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден и Хуберт ван дер Гос. Это обусловлено торговыми отношениями между Италией и Нидерландами

Детальное исполнение мотивов, реалистичность фигур и манера изображения пейзажей – все это можно найти в картинах голландских живописцев.

Стиль и основные работы Сандро Боттичелли

Карьера Сандро Боттичелли началась с тесной связи художника со стилем своих учителей, прежде всего Филиппо Липпи и Верроккьо, о чем свидетельствует «Мадонна делла Лоджия», одна из самых ранних его известных работ. Из уроков Филиппо Липпи он взял изящество, лиризм и вкус к четкому контуру. Эти элементы Боттичелли переработал, переосмыслил и превратил в настоящие «фирменные знаки» своей живописи. В «Мадонне Лоджии» также можно заметить характеристики, заимствованные у Верроккьо, в частности, реалистичную передачу некоторых деталей, таких как украшения одежды и детали архитектуры. Живопись Верроккьо была одной из самых натуралистичных во Флоренции того времени и основывалось на ярком, реалистичном изображении и вниманию к деталям.

Учеба у Филиппо Липпи

Сандро родился в семье кожевника Мариано Филипепи в 1445 году, а прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата, который был толстяком. Желание стать художником Боттичелли обнаружил в себе не сразу, до 16-летнего возраста он толком не знал, чего хотел. И лишь после обучения ювелирному делу, когда ему приходилось много и кропотливо вырисовать различные элементы монет, он понял, что именно рисование ему по душе.

По желанию самого Боттичелли отец отдал его в ученики к известному художнику Филиппо Липпи. Сандро все схватывал на лету и за первые 3 года усвоил то, что другие с трудом осиливают за 5. Липпи быстро понял, что в его ученике есть то, что называют «Даром Божьим», поэтому, не опасаясь, передавал ему некоторые из своих заказов. Сандро настолько точно воспроизводил стиль своего учителя, что никто из заказчиков не мог и предположить, что работы выполняет не Липпи, а его талантливый ученик.

Копирование – один из важных элементов обучения живописи по технологии оптических просветов. Вдумчиво копируя известные репродукции, ученик приобретает такие важные для художника качества как: поставленные глаз и рука, умение работать по конструкции, правильно изображать светотень и ювелирно вводить цвет.

Благодаря опыту, полученному в ювелирной мастерской, Сандро безупречно овладел линией, которая и стала визитной карточкой его будущих творений. У Липпи – большого поклонника Мазаччо, он научился линейной перспективе, а позднее у Верроккьо перенял технику передачи объёма.

Жемчужина творения

Всемирно известная картина «Рождение Венеры», написана в 1484 году и в настоящее время она находится в галерее Уффици во Флоренции.

Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Среди безбрежного простора лазурного неба и бирюзового моря из пены морской появилась прекрасная Венера, стоящая на перламутровой раковине. Бог западного ветра Зефир своим дуновением помогает вечно юной богине пристать к берегу, а богиня Ора дарует ей бесценный плащ, расшитый цветами и травами.

Вся земная природа ожидает появления богини Любви и Красоты, к ногам ее летят белые розы, а картина освещена лучами восходящего солнца. Ассоциация раннего утра и рождения богини указывает на то, что любовь и нежность всегда юны и востребованы людьми.

Не известно, кто была натурщица художника, но лицо богини с изумительно красивыми чертами кротко, немного печально и смиренно. Длинные золотистые локоны развевает ветер. А поза женщины напоминает позу известной скульптуры Венеры Стыдливой, созданной в 5 веке до н.э.

Мадонна Магнификат

/avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/118779/pub_5c5f0af90d88fd00adeda357_5c7d545c70ef2000af19106d/scale_1200″ target=»_blank»>https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/118779/…45c70ef2000af19106d/scale_1200 2x» />Мадонна Магнификат, 1481 Боттичелли нарисовал «Мадонну Магнификат» в тондо или круглой форме. В ней Дева Мария пишет: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»), славословие из Евангилея от Луки (Лк.1:46-55) на странице справа. В данной картине золотой краской написаны детали, такие как корона Марии и божественные лучи, а так же блики на волосах Марии и ангелов. Из-за этого, скорее всего, это самый дорогой тондо, когда-либо созданный Боттичелли.

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

«Рождение Венеры»

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: