Биография
А. А. Зубов в военной форме
Родился 25 января года. Происходил из дворян Нижегородской губернии. Сын камергера Алексея Николаевича Зубова (—) от брака его с любимой фрейлиной императрицы Александрой Александровной Эйлер (—). По отцу был правнуком и одним из наследников крупного уральского горнозаводчика А. Ф. Турчанинова, по матери — потомок математика Л. Эйлера и внук генерала А. Х. Эйлера.
Воспитывался в Пажеском корпусе, где имя его было занесено на мраморную доску. 16 июня года из фельдфебелей выпущен корнетом в Кавалергардский полк. В том же году поступил на Геодезическое отделение Николаевской академии Генерального штаба.
В году произведен в поручики. В декабре года причислен к Обсерватории Академии в Пулкове. После окончания курса за отличие произведен в штабс-ротмистры. С по год был мировым посредником по Екатеринбургскому уезду. В году произведен в ротмистры. В году назначен в штаб Виленского военного округа. В году назначен состоять для особых поручении при командующем войсками Рижского военного округа.
25 января года уволен в отставку в чине надворного советника. Тогда же назначен членом комиссии по крестьянским делам при Виленском генерал-губернаторе. 30 августа года вновь определен ротмистром в Кавалергардский полк, с назначением адъютантом к князю А. И. Барятинскому. В году произведен в полковники. 16 января года уволен в отставку в чине генерал-майора с мундиром. Год Зубов находится в отставке, а затем получает назначение уполномоченного общества Красного Креста в Черногории. Там к своему 40-летию награждается черногорским орденом Данилы. В году назначен екатеринославским вице-губернатором, а в году саратовским губернатором.
В году назначен товарищем главноуправляющего Собственной Его Императорского Высочества канцелярией по учреждениям Императрицы Марии Фёдоровны и почетным опекуном. С апреля года — исполняющий обязанности главноуправляющего и попечителя Александровского лицея. В году уволен в бессрочный отпуск и пожалован чином статс-секретаря Его Императорского Величества. В году окончательно вышел в отставку.
К году Зубов окончательно продал все свои уральские владения и выбыл из числа пермских помещиков. С этого момента он окончательно переселился во Флоренцию, где жила его семья и где он ещё в году приобрёл виллу Делл’Омбреллино, а в присоединил к ней соседнюю виллу Торричеллы.
Скончался 22 марта года во Флоренции. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.
Литература
- Очерки жизни и творчества
- Алексеева М. А. Гравюра петровского времени / М. Алексеева. — Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1990. — 206, с., л. ил. : ил. — ISBN 5-210-00321-3. — OCLC .
- Комелова Г. Н. «Панорама Петербурга» — гравюра работы А. Ф. Зубова / Г. Н. Комелова // Культура и искусство Петровского времени : публикации и исследования / Государственный ордена Ленина Эрмитаж, отдел истории русской культуры; науч. ред. Г. Н. Комелова. — Л. : Аврора, 1977. — С. 111–143. — 204 с. : ил. — OCLC .
- Лебедянский М. С. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов / М. С. Лебедянский. — М. : Искусство, 1973. — 49 с., 28 л. ил. : ил. — Указ. в: , с. 487, № 2581. — 10 000 экз. — OCLC .
- Лебедянский М. С. Алексей Зубов, 1682–1750. — Л. : Художник РСФСР, 1981. — 72 с. : ил. — (Массовая библиотека по искусству). — Указ. в: , с. 487, № 2582. — OCLC .
- Лебедянский М. С. Алексей Зубов : Первый видописец Санкт-Петербурга / Михаил Лебедянский. — М. : Белый город ; СПб : Иван Федоров, 2003. — 171 с. : ил. — ISBN 5-7793-0459-9. — OCLC .
- Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедовой : Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI–XX веков / М. И. Флекель. — М. : Искусство, 1987. — С. 10, 270, 271, 280, 345. — 367 с. : ил., цв. ил. — OCLC .
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. Зубов Алексей Фёдорович // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 360. — 543 с., л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
- Зубов Алексей Фёдорович / Н. А. Борисовская // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 577. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5.
- Столпянский П. Н. Зубов, Алексей Федорович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1897. — Т. 7: Жабокритский — Зяловский. — С. 510–514.
- Уманский А. М. Зубовы, русские граверы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1894. — Т. XIIa. — С. 705.
- Bellini P. Dizionario della stampa d’arte : Calcografi, silografi, litografi, stampatori, editori, movimenti artistici, scuole regionali e naz., riv. ill., tecniche : / Paolo Bellini. — Milano : Vallardi, 1995. — P. 611. — IX, 769 p. : ill., ritr. — ISBN 88-11-91710-7. — OCLC .
- Справочные указатели
Острой О. С., Саксонова И. Х. Изобразительное и прикладное искусство : указатель библиографических пособий, 1789–2007 гг. / О. С. Острой, И. Х. Саксонова; Российская национальная библиотека. — СПб. : Издательство РНБ, 2012. — С. 487. — 790 с. — №№ 2581, 2582. — 500 экз. — ISBN 978-5-8192-0427-6. — OCLC 816554924.
Семья
Надгробие на могиле
Генерал Зубов был женат на Марии Николаевне Кокошкиной (—), католичке, дочери посланника при неаполитанском дворе Николая Александровича Кокошкина и его супруги графини Анжелики Аделаиды Валабрет (дочери знаменитой певицы Каталани). Свадьба состоялась 18 июня года в Неаполе. Мария Николаевна детство и юность провела в Италии; в Петербург впервые приехала в году, где, по словам современницы, стала новой звездой большого света. Умерла во Флоренции. У них было три дочери:
- Александра (5 июня , Санкт-Петербург — 5 декабря , Montemelino di Magione, Перуджа), в Италии взяла имя «Ада» (Adda). В году вышла замуж за графа Франческо Конестабиле-делла-Стаффа (—), сына известного археолога Джанкарло Конетабиле делла Стаффа.
- Мария (3 ноября , Екатеринбург — 6 декабря , Робелла, Асти), в Италии взяла имя «Стелла» (Stella). В вышла замуж за графа Карло Николиса ди Робиланта (—).
- Екатерина (10 мая , Санкт-Петербург — 29 ноября , Флоренция). Первым браком была замужем за Сальваторе Монселлесом (—), вторым браком за А. Метелевым.
Саратовский губернатор
29 июня 1885 года. Акт открытия Радищевского музея
31 августа года переводится на должность Саратовского губернатора и занимал её до февраля года.
При нем началось строительство здания и 29 июня года открылся Радищевский музей. На торжественном акте его освящения и открытия присутствовала и губернаторская чета. Поддержал учреждение Саратовской ученой архивной комиссии.
Парадный портрет А. А. Зубова
Губернатор Зубов отличался щепетильностью в финансовых вопросах. Поселившись в губернаторской резиденции (ныне Московская, 31), он был немало удивлен, что за нее не требовали платы. Дом принадлежал существовавшему с года обществу купцов и мещан. Губернаторы дом «занимали бесплатно», а общество принимало такое положение, как «приношение из уважения и почтения к высшей губернаторской власти». Алексей Алексеевич «провел в надлежащих инстанциях вопрос об оплате квартиры в этом доме. По его представлению была назначена квартирная плата за весь дом в размере 1500 рублей ежегодно из казенных средств». Одновременно он поручил губернскому правлению проверить законность существования и деятельности общества, владевшего немалым числом зданий.
Жена Мария Николаевна занималась благотворительностью, устраивала в Липках платные народные гуляния и лотереи, выручка от которых шла на помощь малоимущим. Она же вдохновила купцов на открытие в Саратове народной дешевой столовой. Мария Николаевна была избрана председательницей дирекции губернского отделения российского музыкального общества.
Получил звание “Почётный гражданин Саратова”.
definition — Зубов,_Алексей_Фёдорович
of Wikipedia
Advertizing ▼
Wikipedia
Зубов, Алексей Фёдорович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: ,
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Зубов.
«Панорама Санкт-Петербурга», 1716
Алексе́й Фёдорович Зу́бов ( — ? после )— гравёр чёрной манерой и резцом.
Творчество
Сначала живописец при Оружейной палате, с обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в представил в Оружейную палату копию с голландской Библии , за подписью: «по фряски Сошествие Святого Духа».
Зубов скоро стал искусным гравёром и награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Санкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Ив. Бликландтом, лучшее произведение Зубова. Ему также принадлежат изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.
С 1714 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву.
В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок еще был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны еще были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нем — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.
Последний лист, выгравированный Зубовым, отмечен в 1741 году. Лучшие его портреты чёрной манерой: «Екатерины I», «Петра I», двух княгинь «Дарьи и Марьи Меншиковых» — чрезвычайно редки; резцом — «Екатерины I», «Головина» и «Стефана Яворского». У Ровинского («Русские граверы», М. ) приведён список 110 досок работы Зубова. Некоторые доски сохранились до настоящего времени и даже способны давать ещё хорошие отпечатки.
Литература
И. А. Бартенев, Р. И. Власова — История русского искусства, М.: Изобразительное искусство, 1987.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Это незавершённая статья о художнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |