Донателло художник эпохи возрождения

Смерть Донателло

До самых последних своих дней скульптор жил во Флоренции. Работал мастер до глубокой старости, не зная при этом истинного чувства усталости.

Донателло скончался в 1466 году. Его тело было погребено в Сан-Лоренцо – одной из самых больших и старых церквей Флоренции, которая была украшена работами мастера как снаружи, так и изнутри. Во время похорон этому поистине талантливому человеку было отдано огромное количество почестей. Его смерть была большим ударом для тех, кто знал скульптора лично. В качестве знака уважения к творчеству скульптора Донателло, его работы стали особенно оберегать, что помогло их сохранить до нашего времени.

Краткая биография

В юности он учился, они говорят, под художника Bicci ди Лоренцо, который, согласно документам, обнаруженных в XIX — го  века, также является скульптор. Затем, в юности, он поступил в студию Лоренцо Гиберти, где познакомился с Брунеллески . Два друга часто сотрудничают, Донателло пользуется преимуществами архитектурных инноваций друг друга, таких как открытие перспективы. С последним он отправился в Рим изучать древние модели. Очень быстро Донателло приобрел большую известность и получил несколько заказов на украшение Кафедрального собора Флоренции. В году он открыл большую мастерскую во Флоренции, и у него были Бертольдо ди Джованни, Бартоломео Беллано в качестве помощников и влияние его постановок Desiderio da Settignano .

В году Козимо Медичи (известный как «Козимо Старший») взял его под свою защиту, что позволило художнику не беспокоиться о деньгах. Действительно, скульптору было трудно вести свои счета, и его состояние приходило в упадок из-за его бесхозяйственности. Когда Козимо умер в 1464 году, он по завещанию попросил, чтобы Донателло оставался на попечении Медичи. Поэтому Донателло получил небольшую собственность, которую он вернул через год, поскольку его руководство слишком отвлекало его от искусства. Сын Косме, Пьер ле Гутто, обеспечил ему пожизненную ренту.

Донателло продолжает лепить до последних дней. Он, безусловно, величайший из тосканских скульпторов, предшествовавших Микеланджело, и, если он далек от того, чтобы равняться силе и силе замысла последнего, он намного превосходит его с точки зрения тонкости работы. правдивость деталей, выражение характера и мастерство исполнения, будь то обработка бронзы или мрамора.

Когда он умирает 13 декабря 1466 г., Флоренция дает ему похороны с большой помпой, которые будут сопоставляться только тем Микеланджело . Не желая больше после своей смерти, чем при жизни, уйти от Козимо де Медичи, он попросил, чтобы его похоронили в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции, где проходили его похороны, в присутствии всех художников. город .. и огромная толпа его сограждан. Скульптор Raffaello Romanelli (1858 — 1926) сделал его кенотафий в в XIX — м  веке .

Начало творческого пути

Великий мастер эпохи Возрождения родился недалеко от Флоренции в 1386 году. На творческий путь он вступил ещё в детстве, будучи учеником в мастерской скульптора и живописца Биччи ди Лоренцо. Позднее, в 18-летнем возрасте молодой скульптор на 3 года ездил в Рим, чтобы закончить своё художественное образование. В это время он учился вместе с известным в то время архитектором Брунеллески. Художественное образование они закончили под наставничеством Лоренцо Гиберти, крупнейшего скульптора того времени.

В докладе о Донателло — художнике эпохи Возрождения, следует упомянуть одну из самых первых его работ — горельеф, изображающий Благовещение, выполненный из камня, имеющего мелкозернистую структуру. На нём художник запечатлел своё субъективное, авторское видение сцены Благовещения.

Изображение передаёт эпизод беседы Богородицы с архангелом. При взгляде на композицию кажется, что Дева Мария несколько отпрянула, будто бы испугавшись, когда услышала, о чём явился сообщить ей архангел

В то же время обращает на себя внимание практически одинаковое положение рук персонажей, что придает картине гармонию, вид единого, целостного произведения

Известный биограф XVI в. Джорджо Вазари, изучавший жизненные пути итальянских художников, писал о Донателло: «…Своё имя он прославил созданием Благовещения из песчаника…». В своих «Жизнеописаниях» он подробно описывает впечатление, которое производит композиция, изображённая на горельефе. Как многие коллеги Донателло, он признаёт, что скульптору как нельзя лучше удаётся передать характер, настроение и эмоции действующих персонажей.

Наряду с «Благовещением», к ранним работам скульптора Донателло относят статую Иоанна Богослова, изображённого в положении сидя. Она датируется периодом 1408−1433 гг. Искусствоведы говорят об этой культуре как о первом ренессансном изображении. От других ранее выполнявшихся в этом стиле работ она отличается реалистичностью. Сидящий апостол создаёт впечатление сдержанного, мужественного, благородного человека. Фигура полна спокойствия.

https://youtube.com/watch?v=L3TPZYG5C9s

Описание

  • Донателло — Козерог.
  • Его рост 1м 57см.
  • Вес — 82 кг.

Дон зеленая черепаха с темно-карими глазами.

Его профессия в команде черепах это  «Мозг».

Дон любит изобретательство, компьютеры, проектирование и  науку.

Из еды, как и братья он предпочитает пиццу и суши.

Дон любитель книги Стивена Хокинга «Краткая история времени»

У Донателло очень тонкое чувство юмора, он никогда не отказывает и до боли наивен. Дон получает немыслимое удовольствие от победы в разговоре, наблюдая за смущенными лицами, за людьми и черепахами, в головах которых гуляет сквозняк.

Его прозвища — Дони, Вундеркинд, Дон-сан.

Донателло вынужден присматривать за Майки, который постоянно что нибудь выдумывает. Он любит одиночество, долгие размышления, так как братья совершено не разбираются в науке и технике, поговорить ему на эту тему больше не с кем. Частенько сидит за компьютером, занимаясь программированием и разработкой игр.

Донателло очень скрытен. В его голове постоянно есть какие то замыслы, которые он хочет исполнить.

В качестве оружия Дон выбрал деревянный шест бо.

Что касается метода сражения Дона, в атаках он использует удары по болевым точкам и центрам равновесия. Это требует от черепахи максимум терпения, но в итоге позволяет совершать минимум усилий.

Творчество

В последующие годы биографии Донателло продолжал совершенствовать свою технику, находясь в поисках новых скульптурных решений. Вскоре он стал брать заказы от городских властей, на создание барельефов и скульптур, предназначенных для разных административных и религиозных зданий.

В 1415-1416 гг. мастер трудился над скульптурой святого Георгия-Победоносца, предназначенной для церкви Орсанмикеле. Как правило, данного персонажа изображали на коне и с копьем, которым он пронзал дракона.

«Георгий-Победоносец»

Однако Донателло показал Георгия в другом образе, которому были присущи черты реализма. Статуя имела изящные пропорции тела, которые наглядно демонстрировали красоту мужского силуэта. Его Георгий-Победоносец, опирающийся на щит и смотрящий в даль, был молод, привлекателен, спокоен и уверен в собственном превосходстве.

В период биографии 1416-1432 гг. скульптор продолжал брать заказы от местных властей на создание статуй библейских святых. В его ранних работах прослеживались позднеготические веяния, однако позже он стал все чаще прибегать к реализму античности и позднего Возрождения.

Мраморные скульптуры Донателло стали все больше похожи на реальных людей. Им были присущи портретность, пластика, природная грация и индивидуальность. В скором времени он совместно с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо начал создавать надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII.

В результате, Донателло и Микелоццо создали образец оформления подобных памятников, которого в дальнейшем придерживались другие мастера. Стоит заметить, что Донателло стал автором лежащей фигура Иоанна XXIII, тогда как над гробницей трудился Микелоццо.

В 1420-е годы Донателло нередко обращался к технике бронзового литья, представив несколько шедевров, положивших начало целому направлению в скульпторе в период Возрождения. Пиком его творчества в данном виде техники считается отлитая им в 1430-1432 гг. вторая статуя Давида.

Давид, одержавший победу над Голиафом, был представлен Донателло в обнаженном виде. Одна его нога стояла на земле, а вторая на голове побежденного великана. Ключевая особенность этой работы состояла в том, что статуя Давида была рассчитана для кругового обзора, чего не было со времен античного мира.

В середине 1440-х годов Донателло обосновался в Падуе. Здесь он продолжал создавать скульптурные портреты, конные статуи и барельефы для соборов. Падуанский период считается пиком расцвета в авторском творчестве мастера.

«Статуя Давида»

Отдельного внимания заслуживают портретные бюсты Донателло, который буквально воскресил этот скульптурный жанр. Ему удавалось крайне точно изображать настроения и характер своих персонажей. Помимо этого, он умел с поразительным умением передавать духовную сторону своих героев.

Пытаясь придать изображениям реалистичность, Донателло уделял большое внимание объему и детализации переднего плана. Придание глубины своим работам он осуществлял посредством архитектурного приема, объединяя линии в единую точку на «горизонте»

Среди последних произведений Донателло выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» (1456) и статуя Марии Магдалины, которая была представлена им в образе пожилой и изможденной женщины, с запавшими глазами и грустным лицом.

Бронза Дэвид

Дэвид на Барджелло, во Флоренции

Бронза Донателло Дэвид, теперь в Барджелло Museum, это самая известная работа Донателло и первая известная отдельно стоящая статуя обнаженной натуры, созданная со времен античности. Задуманный полностью круглым, независимым от какого-либо архитектурного окружения и в значительной степени представляющий собой аллегория о победе гражданских добродетелей над жестокостью и иррациональностью, это, возможно, первая крупная работа Скульптура эпохи Возрождения. По заказу Козимо де Медичи для двора его Палаццо Медичи, но его дата остается предметом споров. Чаще всего он датируется 1440-ми годами, но датируется 1460-ми годами и поддерживается некоторыми учеными. Не путать с его камнем Дэвидс одеждой около 1408–09 гг.

Статуя Святой Георг в Орсанмикеле, Флоренция

Некоторые почувствовали Дэвид как имеющий гомоэротичный качества, и утверждали, что это отражало собственную ориентацию художника. Историк Пол Стрэтерн заявляет, что Донателло не скрывал своего гомосексуализма и что его поведение терпимо относилось к его друзьям. Основное свидетельство — анекдоты Анджело Полициано в его «Детти пьячеволи«, где он пишет о Донателло, окружающем себя «красивыми помощниками» и преследующем его в поисках сбежавшего из его мастерской. Это может быть неудивительно в контексте настроений, преобладающих во флорентийской республике XV и XVI веков. Однако о его частной жизни достоверно известно мало подробностей, и во флорентийских архивах не было найдено никаких упоминаний о его сексуальности (с точки зрения доносов). хотя и неполные в этот период.

Выставка его работ

Флоренция

Большинство работ Донателло находится во Флоренции . Среди наиболее известных можно отметить:

Авраам готов принести в жертву Исаака — мрамор, Дом-музей

  • Museo dell’Opera del Duomo  :
    • Аввакум (прозванный Ло Цукконе, «большая тыква» из-за лысины изображенного персонажа)
    • Кающаяся Магдалина, (1453-1455)
    • Пророк, статуя, (1406-1409)
    • Святой Иоанн Богослов, мрамор, (1410-1411)
    • Кантория Донателло, (1433-1439)
    • Жертвоприношение Исаака, группа, (1408-1421)
    • Задумчивый человек, статуя, (1408-1421)
    • Безбородый пророк, статуя, (1408-1421)
    • Христос-Искупитель в окружении двух пророков, группы, Симоне ди Франческо Таленти и Донателло (1410-1431)
  • Музей творчества Санта-Кроче

    Святой Людовик Тулузский, 1422-1425 гг., Позолоченная бронза, серебро, эмаль и горный хрусталь, 285 x 101 x 78 см.

     :

  • Церковь Санта-Кроче:
  • Церковь Орсанмикеле  :

    • Ниша для вечеринок гвельфов
    • Святой Георгий (1416 г.) по заказу Arte dei Corazzai e Spadai (Corporation des Armuriers)
  • Палаццо Веккьо

    Юдифь и Олоферн

     :

  • Национальный музей Барджелло  :

    • Святой Георгий и Дракон, ок. 1417 г., мрамор, 50 × 172 × 21,5  см .
    • Давид в мраморе,
    • Давид в бронзе (очень разные композиции)
    • Бюст Никколо да Уззано, расписанный терракотой, около 1432 г .;
    • Распятие, 1450-1455 гг., Бронза, 93 х 70 см.

Пиза

Бюст-реликварий Святого Россоре, ок. 1424-1427 гг., Резная литая бронза, позолота и посеребрение, 56 × 60,5 × 37  см, Национальный музей Сан-Маттео .

Неаполь

Голова лошади, известной как Протом Карафа, около 1455 г., бронза, 176 × 182 × 140  см, Национальный археологический музей Неаполя .

Франция

  • Саломея или Пир Ирода, около 1435 г., мрамор, 50 × 71,5  см, Дворец изящных искусств в Лилле .
  • Спирителло из кантории Дуомо во Флоренции, 1439 г., бронза со следами позолоты, мраморная основа, 60,5 × 41 × 24  см, Коллекция Institut de France, музей Жакемара-Андре, Париж.
  • Мадонна с младенцем, около 1445 г., горельеф, полихромная терракота, 102 × 74  см, Лувр, Париж.

Приписано: Мадонна Пиот, около 1440 или около 1460 года, полихромная терракота, Париж, Лувр .

Германия

  • , ок. 1420-1425 гг., Мрамор, 74,5 × 73 × 6,5  см , Музей Боде , Берлин .
  • , ок. 1415 г., терракота, Боде-музей, Берлин.
  • , около 1440 г., терракота, музей Боде, Берлин.
  • , около 1450 г., лепнина, музей Боде, Берлин.
  • (из купели Сиенского собора), 1427-29, Боде-музей, Берлин.
  • , терракота, Боде-музей

    Мадонна с младенцем ( бозцетто ), терракота, Боде-музей, Берлин.

    , Берлин.

  • , около 1460 г., бронза, Музей Боде, Берлин.
  • , около 1430 г., мрамор, Боде-музей, Берлин.

Англия

  • Мадонна с младенцем и четыре ангела  (en) или Мадонна Челлини, ок. 1450 (1456), частично позолоченная бронза, Музей Виктории и Альберта , Лондон .
  • Мертвый Христос, которого несли два ангела, около 1440 года, мрамор, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
  • Мадонна с младенцем (Мадонна Дадли), около 1435 г., мрамор, Музей Виктории и Альберта, Лондон.
  • Оплакивание мертвого Христа, c. 1455–1460, бронза, Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Россия

  • Бичевание, мрамор, около 1425-30 гг., ГМИИ, Москва, бывший Берлин, Музей кайзера Фридриха.
  • Святой Иоанн Креститель, бронза, около 1430 г., ГМИИ, Москва, бывший Берлин, Музей Кайзера Фридриха.

Соединенные Штаты

  • Работы выставлены в Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия, скульптуры:
    • Вакханка, бронза
    • Мертвый христос, удерживаемый ангелами
    • Ангел играет, бронза
    • Святой Иероним, бронза
    • Сатир, бронза

Два стиля

Реалистические взгляды Донателло постепенно ослабевали под влиянием изучения памятников греко-римской пластики, поэтому в определенный момент он переключился в творчестве на классический стиль. Именно к нему относится плоский рельеф, изображающий голову святой Цецилии в профиль. Этот портрет сегодня находится в Англии. Изображение на этом рельефе едва отделяется от фона.

Стремление подражать античным памятникам культуры прослеживается и в рельефе, находящемся во флорентийском музее Барджелло. Это бронзовое произведение искусства изображает триумф Вакха.

Близость к классическому стилю прослеживается и в следующих фигурах:

  • Силена;
  • вакханки.

Оба эти персонажа изображены на бронзовой чаше, которая хранится сегодня в Лондоне в Кенсингтонском музее.

Работал скульптор и в стиле реализма. В частности, именно в этой манере выполнен целый ряд скульптур, находящихся сегодня во Флоренции. К реалистичным следует отнести и статую Давида, которая выполнена из мрамора (1408−1409 гг.), изображающую героя в полный рост. Позднее скульптор создал бронзовую версию, которая несколько отличалась от первоначальной.

История не располагает точной датой создания этого шедевра, принято считать, что он был создан в период с 1430 по 1440 г. Однако искусствоведы не исключают и более позднюю дату. Согласно хроникам биографа Вазари, это работа создавалась по заказу Козимо Медичи. Однако точных фактов на эту тему сегодня нет.

Библейский персонаж, изваянный из бронзы, резко отличается от более ранней скульптуры из мрамора. Он изображён обнажённым, с довольно изящной фигурой и длинными волосами. Историки в области искусства выдвигают множество интерпретаций этих скульптур. Одни усматривают в образе бронзового Давида излишнюю женственность, жеманность и другие черты нарциссизма.

Ссылки

  1. Уэллс, Джон (3 апреля 2008 г.). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Пирсон Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0.
  2. Рубин, Патрисия Ли. Джорджо Вазари: искусство и история . п. 350. ISBN .
  3. Уокер, Пол Роберт (2003). Вражда, породившая Возрождение . Нью-Йорк: Уильям Морроу. стр. XI. ISBN .
  4. Уокер, Пол Роберт (2003). Вражда, породившая Возрождение . Нью-Йорк: Уильям Морроу. стр. 26, 30, 34. ISBN . .
  5. Янсон, Скульптура Донателло , Принстон, 1963.
  6. , Роберт (28 июля 2019 г.). «Коллекции и реставрация древностей – Памятники старины» . Северная архитектура . Проверено 21 сентября 2020 г. .
  7. Х. В. Янсон, Скульптура Донателло , Принстон, 1957, II, 77–86; Лори Шнайдер, «Бронзовый Давид Донателло», The Art Bulletin , 55 (1973) 213–216.
  8. Пол Стратерн, Медичи: Крестные отцы эпохи Возрождения , Лондон, 2003 г.
  9. Майкл Рок, Запретная дружба: гомосексуализм и мужская культура во Флоренции эпохи Возрождения нужна страница
  10. Дж. Пошке, Донателло и его мир (1994)
  11. Луи Кромптон, Гомосексуализм и цивилизация , Harvard Press, 2003, с. 264.
  12. Мугнаини, Ольга (6 марта 2020 г.). « Quel crocifisso ligneo è di Donatello», la sensazionale scoperta a Firenze» . Ла Национе (на итальянском языке) . Проверено 26 марта 2020 г.
  13. «Studioso scopre Crocifisso inedito di Donatello» . Аднкронос . Проверено 26 марта 2020 г.
  14. Сальцано, Марко Пиполо и Гвидо. «Э» . QAeditoria.it – QA, культура и искусство туризма . Проверено 26 марта 2020 г.
  15. Викискладе есть медиафайлы по теме Crocifisso di Donatello nella chiesa di . Isolotto Legnaia Firenze (на итальянском языке). 6 марта 2020 г. . Проверено 26 марта 2020 г.
  16. есть медиафайлы по теме Медичи . База данных фильмов в Интернете . Проверено 24 декабря 2016 г.

Эта статья включает текст из публикации, находящейся в настоящее время в общественном достоянииChisholm, Hugh, ed. (1911). ДонателлоБританская энциклопедия . 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 406–408.

Творчество

В 1404 году оба начинающих скульптора, Брунеллески и Донателло, отправились в Рим для завершения обучения. Вскоре после возвращения во Флоренцию юный скульптор создает свои первые произведения — горельеф, изображающий Благовещение, и первую статую Давида из мрамора. В этой скульптуре еще сильны отголоски готических традиций, но она ценна тем, что считается первой достоверной работой ваятеля, дошедшей до наших дней.

В последующие годы скульптор работает над заказами города, создавая скульптуры и барельефы для различных общественных зданий и религиозных сооружений. Так, для фасада церкви Орсанмикеле, выстроенной на пожертвования прихожан в знак благодарности за избавление от чумы, Донателло создал скульптурные изображения сидящего Иоанна Евангелиста и стоящего святого Марка.

В 1415-1416 годах скульптор работал над статуей святого Георгия, предназначенной для того же собора. В фигуре Георгия-Победоносца уже отчетливо прослеживаются отчетливые черты реализма, изящные пропорции фигуры, явное воспевание красоты человеческого тела в горделивой осанке, сияющем отвагой лице юноши. Эти особенности творчества Донателло связаны с его увлеченностью античным искусством и мастерством древнегреческих и древнеримских мастеров.

Традиционно Георгия было принято изображать на коне, с копьем в руках, чаще всего в момент, когда отважный воин пронзает дракона или змея, с которым тот сражался. У Донателло молодой и прекрасный святой запечатлен в момент спокойствия и осознания собственной победы, он, стоя, опирается на щит и уверенно смотрит вперед.

В период с 1416 по 1432 годы ваятель работал над заказами города, создавая одну за другой статуи пророков. В ранних работах мастера еще отчетливо прослеживаются позднеготические традиции: статичность фигур, плотные складки одежды, скрывающие тела, типичные, невыразительные черты лиц.

С каждой последующей статуей Донателло все больше приближается к реализму античности и позднего Возрождения, сквозь мрамор словно проступают реально существовавшие люди, а не библейские легенды и канонические типажи. Уже в чертах святого Георгия проскальзывает портретность, индивидуальность, а дальнейшие работы становятся еще пластичнее, фигуры и позы – естественнее, складки одежды облегают тела, вторя их изгибам и движениям.

Следующим шедевром Донателло стало надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII. В сотрудничестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо он создал своего рода образец для дальнейшего оформления захоронений ведущих католических священнослужителей. Резцу Донателло принадлежит лежащая фигура папы, а над гробницей работал Микелоццо.

В 1420 году художник вернулся к технике бронзового литья, отлично усвоенной им еще в годы ученичества. С 1422 по 1429 год Донателло создал несколько бронзовых шедевров, положивших начало целому течению в скульпторе эпохи Возрождения. Он работал над крупными статуями и мелкими фигурками, в том числе и для баптистерия в Сиенне.

Вершиной творчества Донателло в технике бронзового литья считается отлитая им в 1430-1432 годах вторая статуя Давида. Победитель Голиафа изображен в расцвете молодости и славы. Юноша в пастушеской шапке, полностью обнаженный, стоит, поставив ногу на голову поверженного великана. Революционность шедевра Донателло заключается в том, что Давид стал первым свободно стоящим изображением обнаженной натуры, рассчитанным на круговой осмотр, со времен античности.

Некогда Давид стоял на колонне во дворе Палаццо Медичи во Флоренции, затем, после свержения Медичи, был перенесен во двор Синьории. Шедевр Донателло стал своего рода символом борьбы Флоренции за независимость, а сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.

Помимо статуй скульптор работал и с барельефами, коренным образом изменив существующие традиции и техники. Стремясь придать изображением реалистичность, Донателло тщательно вытачивал фигуры переднего плана, придавая им объем и пластичность, фоновые персонажи делал графичными, «сплющенными». Придание глубины живописным рельефам мастер реализовывал с помощью архитектурного приема, сводя линии в одну точку на «горизонте».

В 1432-1433 годах Донателло вновь предпринял путешествие в Рим, где встретился со своим другом, римлянином Брунеллески, и вплотную занялся изучением античных шедевров зодчества и скульптуры. Итогом стали последующие работы мастера, в которых проявилась классика античности, выраженная в простых линиях, реалистичных фигурах, портретных, ясных лицах с четкими индивидуальными чертами.

Биография

Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) – так звучит полное имя великого художника, родился во Флоренции (Firenze), а может и в ее окрестностях, ориентировочно в 1386 году.

С ранних лет он тянулся к прекрасному и проявлял незаурядные творческие способности. Его отец занимался довольно прибыльным в те времена делом – переработкой и производством шерсти, и планировал привлечь сына к своему ремеслу, но все попытки оказывались тщетными. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком, не оставив после себя богатого наследства.

Мальчик не получил достойного образования, не знал древних языков, после смерти родителя жил с матерью в небольшом, скромном доме, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Будущий великий скульптор впервые соприкоснулся с миром искусства когда обучался ювелирному делу, в одной из мастерских Флоренции, принадлежавшей известному художнику и скульптору Биччи ди Лоренцо (Bicci di lorenzo). Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие самостоятельные работы. Ювелирное искусство в те времена тесно переплеталось со скульптурой, архитектурой и живописью. Именно золотых дел мастера трудились над декорированием флорентийского кафедрального собора. Примечательно, что обучение в мастерской оплачивалось банкиром, меценатом и покровителем юного дарования Мартелли (Martelli).

Свое художественное образование Донателло продолжил в Риме, отправившись в старинный город примерно в 1404-1407 годах, вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Там его учителем был выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti).

Наставники юноши сумели заложить в нем главные ориентиры и основы высокого искусства, а природное трудолюбие, и талант позволили появиться на свет необыкновенным работам из мрамора, дерева, бронзы, которые прославили своего автора на века. Вернувшись из Рима в родной город молодой мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, политических деятелей и представителей высшего духовенства. Очень быстро гениальный скульптор завоевал признание и уважение современников.

Донателло непрестанно творил всю свою жизнь, стараясь не упускать ни одного предложения по работе. Искусство было единственной и главной его страстью. Он не стяжал славы и богатства: известен даже исторический факт о том, что в мастерской художника весела корзина, где хранились деньги, полученные им за работу, и каждый из нуждающихся учеников мог свободно взять оттуда любую сумму.

Донателло много путешествовал: он созидал свои великолепные скульптуры в Пизе, Сиене, Риме, Падуе, Венеции и многих других городах Италии.

О личной жизни мастера сохранилось мало сведений, он не оставил потомства, умер в 1466 году, в 80-летнем возрасте, пребывая в достаточно затрудненном материальном положении, тяжело и долго болея перед смертью. Тело Донателло было погребено с почестями в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) – самом большом и старинном храме Флоренции, к внешнему и внутреннему убранству которого был причастен гениальный скульптор.

Падуанский период

Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Здесь начинается следующий этап его творчества. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже — в 1453-м. Образом послужил памятник Марку Аврелию. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Антония Падуанского, а также четыре рельефа, изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе.

Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св. Иоанна Крестителя во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным. В обоих случаях св. Иоанн представлен идущим, и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении. У природы была вырвана новая тайна.

Отличительная черта мастерства Донателло состоит в том, что этот скульптор изображал с одинаковым мастерством и энергию, силу, миловидность и грацию. Так, например, вырубленный в 1434 году барельеф балкончика из мрамора в соборе г. Прато изображает полунагих гениев и детей, которые играют на музыкальных инструментах и пляшут с венками цветов. Чрезвычайно живы их движения, игривы и разнообразны. То же самое можно отметить и о других барельефах из мрамора, выполненных для флорентийского собора.

Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Судя по всему, он тяжело болеет. Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену.

Бюсты — портреты в камне

Приверженность Донателло к творчеству в классической античной манере отразилась и в том, что он фактически возродил стиль, очень популярный у древних греков и римлян и незаслуженно забытый мастерами изобразительного искусства в Средние века — портретные бюсты.

Специалисты в области искусства отмечают, что портреты людей в его исполнении отличаются высокой степенью реалистичности. В частности, изображения детей чрезвычайно миловидны и непосредственны.

Зрителю видны эмоции изображенного персонажа, его настроение, а, возможно, и замыслы. Донателло умело передавал не только черты лица, но и их выражение. Создаётся впечатление, что автор каким-то образом предвидел, какое впечатление произведут в последующем его работы на зрителей.

Портретные бюсты работы Донателло в точности воспроизводят индивидуальные особенности человека, которого он изображал. Автор обладал умением передавать в таком портрете и духовную жизнь персонажа, и его характер.

Ранний период творчества

Деятельность этого скульптора в ранний период, в 1410-е годы, связана была с коммунальными заказами, которые ему предоставлялись для украшения различных общественных построек Флоренции. Для здания Ор Сан Микеле (его фасада) выполняет Донателло статуи св. Георгия (период с 1415-го по 1417 год) и св. Марка (с 1411 по 1413 год). В 1415 года он завершает статую св. Иоанна Евангелиста, украсившую флорентийский собор.

Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Пять фигур находятся в музее собора. «Давид» и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры, идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи — героическую индивидуальную личность — Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Особенно это заметно в изображении св. Марка (1412 год), св. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания — 1423-1426). Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое выражение лиц, а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам.

Работа в Падуе

В 1444 году был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 году работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом.

Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 году, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.

Рим, Прато и Венеция

Когда Козимо был изгнан из Флоренции, Донателло отправился в Рим, оставаясь там до 1433 года. Две работы, свидетельствующие о его пребывании в этом городе, — гробница Джованни Кривелли в Санта-Мария — ин — Аракоэли и киворий в соборе Святого Петра — несут в себе сильный отпечаток классического влияния.

Возвращение Донателло во Флоренцию почти совпало с возвращением Козимо. В мае 1434 года он подписал контракт на мраморную кафедру на фасаде собора Прато , последний проект, выполненный в сотрудничестве с Микелоццо . Эта работа, страстный, языческий, ритмически задуманный вакхический танец полуобнаженных путти, был предшественником великой Кантории , или поющей трибуны, в Дуомо во Флоренции, над которой Донателло работал с перерывами с 1433 по 1440 год, и был вдохновлен древними саркофагами. и византийские сундуки из слоновой кости. В 1435 году он выполнил Благовещение для алтаря Кавальканти в Санта-Кроче, вдохновленный иконографией XIV века, а в 1437–1443 годах он работал в Старой ризнице церкви Сан-Лоренцо .во Флоренции на двух дверях и люнетах с изображением святых, а также на восьми лепных тондо. С 1438 года находится деревянная статуя Святого Иоанна Крестителя для Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции. Около 1440 года он выполнил бюст молодого человека с камеей , который сейчас находится в Барджелло, первый образец портрета-бюста со времен классической эпохи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: