Катехизация

Катехизация и чины приема в Церковь

Современная практика чиноприема в Православную Церковь, выработавшаяся в первые века христианства, описана в 95-м правиле Трулльского Собора. Известно, что правила Трулльского Собора вобрали в себя все дисциплинарное церковное наследие, поэтому нет нужды обращаться к более раннему законодательству в этом вопросе.

Однако следует заметить, что очевидная ранее практика вхождения в Церковь через катехизацию необходима только для тех, кого принимают в Церковь «по первому чину», через крещение. Хотя нам известны жаркие богословские споры, которые делали антагонистами дискутирующие стороны, вплоть до неприятия друг друга. С этой точки зрения озадачивает то, что язычника (мусульманина, буддиста) необходимо катехизировать, а отколовшегося монофизита или арианина или духоборца – нет, причем, принимая (возвращая) обратно последних (ранее состоявших в Церкви), Церковь иногда была к ним строже, чем к язычнику, который «искренно заблуждался», а не «нарочно». Неужели отцы Собора считали ненужным просвещение входящих в Церковь отпавших членов? Разве вопрос катехизации не стоял остро, когда появился новый идеологический соперник – мусульманство? А ведь это времена Трулльского Собора.

Богословская кульминация (выработка богословия в связи с противостоянием ересям) приходится на IV–V вв. (не случайно один из ярких периодов развития богословской мысли называется «Золотым веком святоотеческой письменности»). Далее происходит процесс систематизации накопленного церковного наследия: богословская система прп. Максима Исповедника; «Точное изложение Православной веры» прп. Иоанна Дамаскина; дисциплинарный итог Трулльского Собора; политическая кульминация Византии с последующим регрессом. На этом фоне катехизация может представлять собой не развитие, а деградацию с последующим исчезновением института к VI–VII вв.

Собеседование перед крещением ребёнка: что спрашивает батюшка

Крупные церкви, имеющие большой поток прихожан, проводят огласительные беседы регулярно по определённым дням. В каждой церкви расписание индивидуальное. На собеседование перед крещением приходит несколько пар родителей и крёстных, а катехизатор (специально обученный священник) читает им проповедь про веру, про Святые Таинства, даёт ответы на вопросы, а также рассказывает о подготовке к церковному ритуалу.

Если же говорить о небольших храмах, то в них преобладает формат индивидуальных встреч, где священник выступает экзаменатором, задающим разные вопросы родителям и восприёмникам.

Как правило, первым вопросом, задаваемым батюшкой, станет такой: «Зачем необходимо крещение?». Будьте внимательны, на него не стоит отвечать вроде «Чтобы быть крещённым» или «С целью уберечь ребёнка от сил зла». Подобные ответы свидетельствуют о неправильном понимании человеком Таинства.

В христианстве крещение символизирует собой, во-первых, очищение от грехов, а, во-вторых, — новую духовную жизнь, приходит к Христу. Окрещённый мирянин начинает по-новому воспринимать себя, других людей и всю жизнь в общем.

Катехизация родителей

Катехизис — свод основных правил церкви. Если родители приносят ребенка креститься не в силу своей веры, а потому, что все так делают, то их будет тревожить вопрос, что спрашивают на собеседовании перед крещением. Задав несколько вопросов о том, часто ли они бывают в церкви, исповедуются ли регулярно, приступают ли к причастию, священник просветит их в основных вопросах веры. Они узнают о церковных таинствах, об обязанности регулярно причащать своё чадо, молиться за него. Лектор-катехизатор расскажет им о том, что главным авторитетом в семье и воспитании должен стать Христос. Беседа с родителями предполагает решение практических вопросов: дата, время крещения, необходимая одежда.

Сами родители в таинстве крещения не участвуют и остаются простыми зрителями. Но на последнем этапе этой службы происходит введение новокрещённых в храм. Пока священник заносит мальчика в алтарь, а девочку прикладывает к святым иконам, родная мать кладет земные поклоны и молится за своего ребенка. Чтобы иметь возможность участвовать в обряде воцерковления, ей нужно быть в чистоте, поэтому дату события надо согласовать и с этим естественным обстоятельством.

Роль крёстных родителей при оглашении

Со временем, когда положение церкви укрепилось, исповедание Христа не грозило муками и гибелью, исчезла надобность длительной подготовки к воцерковлению, крестить стали младенцев. Но богослужебный чин оглашения, пришедший из древней церкви, остался до сих пор. Тот, кто собирается принять таинство крещения, должен три раза отречься от сатаны: «Отреклся ли еси сатаны?» — «Отрекохся». Затем подтвердить свою веру : «Сочетался ли еси Христу?» — «Сочетался». Поклониться Ему и прочитать Символ Веры.

Естественно, младенец этого сделать не в состоянии. За него поручаются и делают это крестный отец (у мальчика) и крестная мать (у девочки). Им необходимо пройти собеседование перед крещением ребенка, чтобы подготовиться к ответственной роли, отведенной им в этом таинстве.

Современная христианская практика

Катехумен ни в коем случае не обязательно должен креститься, соблюдая принцип, согласно которому принимающего причастие нельзя принуждать против его воли; заинтересованное лицо должно быть привлечено к вере не только интеллектуально, но и духовно.

В Римская католическая церковь возродил катехуменат с его Обряд христианского посвящения для взрослых (RCIA), где катехумен является одним из нескольких этапов, ведущих к получению таинства посвящения (крещение, конфирмация и Евхаристия). Это было результатом Второй Ватиканский собор, прямо изложенное в пункте 64 Конституции священной литургии, Sacrosanctum Concilium:

Катехуменат для взрослых, состоящий из нескольких отдельных этапов, должен быть восстановлен и введен в действие по усмотрению местных жителей. Таким образом, время катехумената, которое предназначено как период подходящего обучения, может быть освящено священными обрядами, которые следует совершать через последовательные промежутки времени.

В Неокатехуменальный путь и Движение Света Жизни Римско-католической церкви вдохновляют старый катехуменат раннего христианства («первобытная церковь») как основу своей цели формирования веры взрослых католиков.

Во многих Протестантский церквям, особенно тем, кто предпочитает не крестить младенцев, статус катехумената может считаться нормой среди молодежи. Это особенно актуально среди молодых Христадельфиане, хотя они никогда не используют конкретный термин катехуменат, обычно относясь к тем, кто находится в этом состоянии, как к «проинструктированным» или «проходимым».

Например, протестантские церкви, крестящие младенцев. Англиканский / епископальный и Лютеранский, как правило, следуют катехуменату, который можно сравнить с курсом основ религии, который обычно длится шесть месяцев и заканчивается крещением на Пасху. Однако это остается на усмотрение местного министра, и время может меняться. На 9-м заседании Англиканского консультативного совета в Кейптауне в январе 1993 г., среди прочего, в Резолюции 44 говорилось:

«чтобы провинции были поощрены к восстановлению катехумената, или процесса ученичества, чтобы помочь исследователям перейти к христианской вере, используя свидетельство и поддержку мирян и литургически отмечая стадии роста»;

Свидетели Иеговы требовать катехумената учеников всех возрастов до крещения по учебной программе под руководством крещеного служителя с использованием Общество Сторожевой Башни актуальный учебник, преподающий основные библейские доктрины. Студенты сначала становятся «некрещеными возвещателями» веры, проповедуя, продолжая при этом дальнейшие библейские наставления — сродни катехумену, хотя используется термин «изучающий Библию». Продемонстрировав достаточное понимание и применение толкований Библии Свидетелями Иеговы, студент получает право креститься как один из Свидетелей Иеговы.

Огласительная беседа для крестных

Без свидетельства о катехизации, как уже говорилось выше, батюшка не имеет права крестить ребенка. Предварительное собеседование для восприемников состоит из двух этапов.

Без свидетельства о катехизации батюшка не имеет права крестить ребенка

Первое занятие

Священнослужитель на вводной лекции объясняет крестным родителям их роль в жизни крестника. Он рассказывает об обязанностях и ответственности, которую они будут нести перед ребенком. Батюшка уведомляет восприемников, что требуется для проведения Таинства Крещения, а также подробно объясняет саму процедуру. Он просит подготовить крыжму, белоснежную простую рубаху, нательный крестик и полотенце. Катехумены, в свою очередь, могут также задавать священнику вопросы, однако список их лучше продумать заранее.

Заканчивается первое занятие домашним заданием, которое катехизатор дает оглашенным:

  • выучить наизусть десять ветхозаветных и семь Христовых Заповедей;
  • пройти Евхаристию с предварительной исповедью;
  • выучить наизусть «Отче Наш», «Богородице Дево, радуйся», «Символ веры»;
  • понимать смысл вышеуказанных молитв;
  • выучить структуру Нового Завета;
  • прочитать Евангелие от Марка;
  • за три дня до Крещения соблюдать строгий пост и причаститься перед самой церемонией.

Время на выполнение поставленных задач не ограничивается. Оно будет зависеть от успехов катехуменов, их желания и способностей.

Второе занятие

Следующая встреча с батюшкой проходит через месяц или раньше, как только крестные выполнят все домашнее задание. По итогу этого собеседования священнослужитель принимает решение о допуске восприемников к Таинству Крещения. Он просит зачитать по памяти три основные молитвы, проверяет знание Святого Писания, экзаменует по всем Заповедям.

Если теоретические знания удовлетворяют катехизатора, он переходит к исповедованию оглашенных и последующему их причащению. Процедура направлена на проверку искренности веры катехуменов. Если они отказываются совершать церковный ритуал, священник имеет право запретить им участвовать в крестинах. Тогда родители должны будут найти новых восприемников, которым также придется проходить огласительные беседы.

Предварительное собеседование для восприемников состоит из двух этапов

Заветная справка

Катехизация – это непростой процесс. Очень часто он длится около месяца, иногда откладывается или переносится на неопределенное время. Нередко оказывается, что крестные не готовы стать духовными родителями для ребенка, и тогда нужно искать других восприемников. Однако те, кто успешно сдал все экзамены, которых одобрил катехизатор, получают официально заверенную справку об оглашении. Ее подлинность подтверждается мокрой печатью и подписью ответственного лица.

Назначение катехизации

О назначении катехизации Иисус Христос не говорит, но Он указывает: «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет» (Мк 16:16). Катехизация и научает тому, как правильно верить, разъясняя предметы веры. «Смысл катехизаторской работы состоит в приобщении катехумена к Царству Божиему путем изменения во Христе и Святом Духе»(2). Катехизация посредством рационального инструментария приводит именно к осмысленной вере и представляет собой вспомогательное средство на пути к Богу, который длится всю жизнь. Следовательно, катехизация в широком смысле может закончиться только со смертью человека. Если же конечная цель каждого из нас – приход к Всевышнему, то этот путь будет частично обусловлен катехизацией.

Необходимость катехизации для всех входящих в Церковь

Вышеизложенное показывает значимость катехизации для человека, входящего в Церковь или состоящего в Ней по факту крещения. В Церкви человек не дополняет свой старый опыт, а приобретает новый, совершенно отличный. Церковь – нечто иное, не то, что было ранее. В противном случае мы вынуждены будем говорить о соразмерности предыдущего опыта с получаемым, нивелируя при этом приобретаемый новый опыт. Вспомним: миссионеры в процессе катехизации восполняли, а не дополняли христианством желающего прийти в Церковь, независимо от полученных им знаний о христианской вере, будь то язычник, иноверец или сектант

Важно также, чтобы входящий в Церковь не сравнивал истинность Православия с истинностью того вероучения, сторонником которого он был. Поскольку «душа, согласно учителю Церкви Тертуллиану, по природе христианка», то чем она чище, тем более истинного учения она желает

Иными словами, примеряет не учение к себе, а изменяет себя согласно лучшему учению. Итак, входящему в Церковь, с каким бы багажом он ни шел, необходима катехизация.

Цель катехизации

Цель катехизации – сделать путь человека к Богу наиболее прямым. Путь человека к Творцу – это путь к спасению. Бытие же человека с Господом – исполнение человеческого назначения в мире. «Со Христом должно мне спогребстись, со Христом воскреснуть, Христу сонаследовать, стать сыном Божиим, даже Богом!»(3) – говорит свт. Григорий Богослов. Каждый из нас должен управлять собой, чтобы быть достойным слов святителя. Итак, катехизация – это не два-три года или две-три беседы до принятия Таинства Крещения, а дело всей жизни.

Рассмотрев важность катехизации в жизни человека, стремящего прийти к Богу, исполнив свое назначение, следует заметить, что миссия института катехизации (оглашения) в современной церковной практике сузилась до нескольких слов, подразумевающих ведение каждым человеком Православной жизни. Катехизацию ограничили рамками Таинства Крещения или Таинства Венчания, для которых она служит только введением в христианство

Однако введение – это начало пространного разговора или долгого пути. Сегодня многие люди независимо от того, когда они крестились, приходят в воскресные школы, посещают катехизаторские курсы и т. д., обнаруживая тем самым, что катехизация для них не окончилась. Желающие стремятся получить знания о вере, чтобы жить согласно опыту Церкви, без оглядки на возраст, положение, интеллектуальный багаж. Важно также, что среди таких слушателей-«катехуменов» могут быть давно крещенные люди, неофиты или вообще некрещенные.

Таким образом, факт личного желания катехизации после крещения налицо, что свидетельствует о недостаточности катехизации как разового действия перед крещением.

Отметим также, что людей, пришедших из других конфессий или вер, не восполняют той суммой знаний или тем опытом духовной жизни, который они уже получили, как бы ставя предыдущий опыт наравне с получаемым или показывая недостаточность нового избранного пути (везде понемногу, с миру по нитке). Это можно уподобить той немыслимой ситуации, когда мать, забрав своего ребенка из детского садика, будет «восполнять» то, что недодали воспитатели, вместо того чтобы обогреть его материнской любовью независимо от того, какой процент тепла, любви и ухода получило чадо в детском саду.

Так же и человек, входящий в Церковь, должен начинать все с чистого лица, как бы начиная новую жизнь так, чтобы все старое ему не мешало или не искажало его нового настроя, каким бы пышным и «качественным» ни было его прошлое. Истории Церкви известно много примеров вхождения в Нее с отсечением прежней идеологической наносности.

Постановка проблемы

В настоящее время вопрос катехизации стоит очень остро. Основная задача катехизации состоит именно в помощи осознанного вхождения человека в Церковь и становления Ее полноправным членом. Катехизация современного постсекулярного общества – важный и, наверное, необходимый процесс для верующих людей, неофитов и желающих принять Православие. Катехизация – научение вере или процесс ее глубокого постижения – бесконечен, как бесконечен путь человека к Богу. В контексте трех чинов приема в Православие, изложенных в 95-м правиле Трулльского Собора(1) катехизация предполагается только для одного чина приема – крещения, в то время как для двух других, миропомазания и покаяния, она исключена или необязательна, по крайней мере, о ее необходимости в правиле ничего не говорится. Таким образом, для крещающихся необходимо узнавание принимаемой веры, а для миропомазывающихся или кающихся катехизация не необходима, в то время как опыт показывает о надобности «докатехизации» последних, поскольку заложенное ранее проявляет себя с большей силой и накладывает отпечаток на мысли и действия человека, уже ставшего православным.

На наш взгляд, катехизация должна проводиться независимо от того, с какой суммой знаний о Православии или из каких нехристианских или христианских течений пришел верующий, потому что не так важно, откуда он пришел, главное – куда он идет. Необходимость катехизации и желательное ее осуществление во всех чинах приема (не обязательно общепринятых трех) не входит в противоречие с 95-м правилом Трулльского Собора, поскольку научение вере, ее узнавание предписывается другими правилами Церкви независимо от того, откуда человек пришел в Православие

Очевидность катехизации для входящего в Церковь

В 95-м правиле говорится не столько о приходе в Церковь христиан, сколько о возврате в Нее. Следовательно, подразумевается знание христианами церковного вероучения до того, как они ушли или впали в ересь. Во всяком случае, исчезновение института катехумената, необходимость катехумената не оговариваются в соборном правиле, поскольку осознанность вступления в Церковь и должна выявляться ранее в процессе подготовки к крещению. 95-е правило Трулльского Собора говорит о процедуре вступления, предполагая осознанность. Молчание же канона о катехизации не означает ее отмену.

Необходимость катехизации чувствует каждый приходящий в Церковь. Зачастую катехизация принимает формы заинтересованности, узнавания и проходит непланомерно, постепенно и отрывочно, но все же она существует. Сегодня, принимая человека из Католичества в Православие, Православная Церковь его исповедует или, если необходимо, совершает миропомазание. Катехизация отсутствует, как будто произошел переход в идентичные условия. Но разве это так? К тому же человек принимал крещение в иной культурной парадигме, католической. Внутреннее осознание этого направляет его к узнаванию христианства тогда, когда он в нем живет. Одно дело – знать о доме со стороны, другое – живя в нем. Такая же ситуация с желающими перейти из Дохалкидонских Церквей и иных христианских течений, которым не предписывается крещение 95-м правилом Трулльского Собора. Стремление к катехизации тех, кто идет сегодня в Церковь, очевидно. В зависимости от того, с каким знанием и готовностью человек приходит в Церковь, и должны формироваться содержание и детали катехизации. Возрождение института катехизации нынче актуально не только для тех, кто приходит в Церковь через Таинство Крещения.

Протоиерей Андрей Ухтомский,кандидат богословия,преподаватель КДА

Примечания:

Историческая христианская практика

Катехуменат медленно развивался из-за развития доктрины и необходимости проверять обращенных против опасностей отпадает. В Библии говорится (Акты 19) что Апостол Павел во время посещения некоторых людей, которых описывали как «ученики», установлено, что они приняли крещение Джон для покаяния в грехах, но еще не слышал и не получил Святой Дух. Далее из второй век похоже, что крещения проводились только в определенное время года, что указывает на то, что периоды обучения были скорее правилом, чем исключением. В Католическая энциклопедия отмечает: «Поскольку принятие христианства предполагает вера в доктрину и соблюдение божественного закона («учите, подготавливайте учеников, ученых»; «уча их соблюдать все, что Я повелел вам», Матфея 28:20 ), очевидно, что обращенным должно быть дано какое-то предварительное наставление ». См. также Совет Иерусалима. Джастин Мученик, в его Первое извинение, цитирует наставления, как происходившие до крещения:

Всем, кто убежден и верит в то, что то, что мы учим и говорим, является правдой, и которые обязались жить соответствующим образом, получают указание молиться и умолять Бога голодание мы молимся и постимся с ними во оставление их грехов, которые были в прошлом. Затем они переносятся нами туда, где есть вода, и возрождаются таким же образом, как мы сами.

«Убеждение» будет осуществляться проповедью некоего евангелист; но поскольку вера должна предшествовать крещению, заинтересованный человек должен быть духовно подготовлен к обретению Святого Духа через крещение. Этот человек получит знак Крест и возможно клевета с святая вода от министра, с указанием их вступления в состояние катехуменов.

в ранняя церковь, оглашенные были наставлены (катехизированы) в основных элементах веры, таких как Апостольский символ веры, Отче наш, и таинства в рамках подготовки к крещение. Катехумены были ограничены в посещении официальных служб. Как некрещеные, они не могли активно участвовать ни в каком служении, поскольку это было предназначено только для крещеных. Одна практика позволяла им оставаться в первой части мессы, но даже в самые ранние века отвергала их до начала Евхаристия. В других они входили через боковую дверь или наблюдали сбоку, из галереи или рядом с шрифт; при этом было известно, что им запрещают все службы до крещения.

Их желание крещения считалось достаточной гарантией их спасение, если они умерли до приема. В случае их мученичество до водного крещения это считалось «крещением кровью» (Крещение желанием ), и они были почитаемы как мученики.

В течение четвертого и пятого веков крещение превратилось в обряд продолжительностью в несколько недель, ведущий к крещению в Пасхальный. За это время катехумены посетили несколько собраний интенсивных катехизических проповедей, часто епископ сам, и часто в сопровождении особых молитв, экзорцизмы, и другие обряды. Катехумены читали Апостольский Символ веры. Страстная суббота чтобы показать, что человек выполнил катехизическое наставление. К шестому веку большинство представленных для крещения были младенцами, и предкрещенское катехизирование было прекращено. Упадок проповеди и образования в целом после варварские нашествия также сказалось снижение катехизации. Позже инструкторы (катехизаторы ) будет учить христиан, крестившихся в детстве, готовиться к исповеданию религии мыслящими людьми, как старшими, так и взрослыми. Период, термин, катехизис, использованный для руководства к этой инструкции, появился в Позднее средневековье. За это время инструкция была также расширена и теперь включает заучивание наизусть Молитвы Отче наш и Апостольского символа веры. Некоторое духовенство, вероятно, предоставило экспозиции этого материала в дополнение к Десять заповедей. Основной функцией катехизации в этот период была подготовка к признание позволяя христианам идентифицировать их грехи.

Кирилл Иерусалимский написал серию проповедей, предназначенных для оглашенных, очерчивая через отрывки из Священных Писаний основные положения веры, но разделяя их на тех, кто просто заинтересован, и тех, кто намеревается креститься, а затем продолжил проповедями, адресованными тем, кто был крещен.

Святой Августин был среди тех, кто был зачислен катехуменом в младенчестве, и не принял крещения, пока ему не исполнилось тридцать. Он и другие отцы резко выступили против этой практики.

Правила проведения огласительных бесед

Сегодня Российская православная церковь сделала собеседование перед крестинами обязательным условием. Как правило, беседы проводят в храме, где будет свершаться Таинство. Там же крестные и родители могут посетить воскресную школу, которая открывает свои двери по выходным дням.

Обязательно ли проходить

Без справки об оглашении, которую выдает катехизатор по результатам экзаменов, покрестить ребенка не удастся. Это нерушимое правило для восприемников, так как именно они становятся духовными родителями новорожденного. Крестные должны обладать христианским воспитанием, уметь правильно себя вести, чтобы быть достойным примером для нового члена Церкви.

Даже набожные люди, посещающие регулярно храм, не могут обойти огласительные беседы. А вот те, кто далек от церковной жизни, должны обязательно пройти предварительное собеседование. Ведь чтобы следовать по праведному пути, необходимо постоянно сверяться с православным учением. При этом не нужно бояться задавать батюшке интересующие вопросы. По вашей просьбе он может посоветовать вам религиозную литературу или соответствующие фильмы.

Что спрашивает батюшка на собеседовании

Конкретного списка вопросов, которые задает священнослужитель во время беседы, нет. То, какие они будут, зависит от самого катехизатора и его взглядов на данную процедуру. Он может спросить о таких фактах:

  • полные имена родителей, восприемников и младенца;
  • адрес проживания;
  • дата рождения ребенка;
  • частота посещения церкви;
  • дата последней Евхаристии;
  • проходили ли вы Таинство Венчания;
  • известные вам молитвы .

Чаще всего катехизатор спрашивает наизусть «Отче Наш», «Царю Небесный» и «Богородице Дево, радуйся».

Совет автора

Оглашение и религиозное образование крещеных молодых

Оглашенный не крещен и проходит обучение принципам веры; тот, кто был крещен в детстве, имеет равную потребность в воспитании, но это не начинается с того же основания, так как крещение уже произошло. Богословская основа общая для всех сект и взята из Евангелия:

из чего предполагается действие Бога на оглашенных. После крещения отношения с Богом меняются на другой порядок.

Поскольку расколы между частями Церкви возможны и между конфессиями. Поэтому образование в конкретных доктринах секты считается необходимым, а также основательное обоснование первых принципов веры. Это последнее могло уже произойти, когда новообращенный стал зрелым, и тогда статус оглашенного обычно не подразумевается.

Три случая — крещение в младенчестве, обращение к вере в более зрелом возрасте и обращение из одной конфессии в другую — внешне кажутся сходными. Это привело к дискуссиям об их дифференциации, в частности, Международная англиканская литургическая консультация, которая на своем собрании в Торонто в 1991 году заявила, что катехуменат для тех, кто должен креститься в младенчестве, должен быть разрешен их родителями и спонсорами. тем самым определяя оглашение как необходимое для всех, будь то напрямую или через посредников. Статус «обращенного» рассматривался в то же время, но способом, который нельзя считать типичным для общехристианского мышления, когда было заявлено, что о повторном крещении не следует думать; как следствие, ранее крещеные не могут стать оглашенными.

Замечание в предыдущем разделе о «стадиях роста» важно для понимания этой путаницы, и, к счастью, ее также можно рассматривать как типичную для мышления вне англиканской церкви. В то время как все части Церкви способствуют росту от оглашенного до новичка и полноправного члена общины, протестантские церкви связывают это с образованием уже крещеной молодежи, в то время как православная и римскаячасти церкви держат это отдельно

Для описания этого процесса используются различные термины: «альфа-курсы», «детские курсы», «стартовые группы» и другие. Основное различие между конфессиями заключается в том, включают ли эти курсы тех, кто крещен, или исключают их, и наблюдается совпадение с молодежным служением и даже в некоторой степени с евангелизацией. Дальнейшее обсуждение, не связанное напрямую с состоянием оглашенных, см. в других статьях Wiki.

Форма обучения варьировалась, хотя самыми ранними зарегистрированными методами были списки вопросов и ответов (Катехизис). Использовались и проповеди (Кирилл Иерусалимский). Большинство катехизисов были разделены на части, чтобы проследить духовный рост оглашенных. Были определенные различия между катехизисами для юных крещеных и для некрещеных оглашенных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: