Особенности англиканской церкви: зарождение и последователи

История возникновения и положение в Англии

В Соединенном Королевстве существует четыре Церкви, входящих в Сообщество: Церковь Ирландии, Шотландская Епископальная Церковь (The Scottish Episcopal Church ), Церковь в Уэльсе и Церковь Англии (The Church of England).

Последняя имеет государственный статус (state establishment); возникла на основании Акта о верховенстве , принятого парламентом по настоянию Генриха VIII, который объявлял Короля «единственным верховным главою на земле Церкви Англии». Король объявлялся Защитником веры (Fidei Defensor). Второй Акт о верховенстве 1559, принятый при Елизавете I, подтверждал положения первого, но уточнял титул Монарха в отношении Церкви, каковой определялся как Верховный Правитель Церкви Англии (Supreme Governor of the Church of England).

Монарху принадлежит формальное право назначать Архиепископа и епископов по представлению премьер-министра, хотя фактическая процедура назначения — сложна и многоступенчата. Примас Церкви Англии — Архиепископ Кентерберийский, который признаётся духовным лидером всего Сообщества, но не имеет административной власти за пределами Англии. Значительная часть епископов Церкви Англии — члены палаты лордов.

Главный доктринальный документ англиканства — Тридцать Девять Статей (The Thirty-Nine Articles of Religion), принятый в нынешней редакции на Соборе на основе прежних 42 Статей, составленных Томасом Кранмером в . Статьи были приняты в качестве закона парламентом в . Статьи не дают полного изложения вероучения, но определяют позицию по отношению к католицизму. Важнейший документ Церкви Англии — так наз. Книга общих молитвословий (The Book of Common Prayer), принятая парламентом в 1549; последняя редакция — .

Использованные материалы

  • Свящ. Максим Козлов. Англиканство

  На очередной Ламбетской конференции, в 70-е годы нашего века, было принято решение рекомендовать английскому парламенту отменить обязательность требования от членов англиканской церкви исповедания веры в содержащиеся в 39 членах догматические положения, тем самым процесс размывания христианства в англиканской церкви продолжается и сегодня

  В последней четверти 20 века западные христиане “открыли” для себя православную икону и теперь весьма часто украшают свои храмы Владимирскими, Казанскими и другими прославленными на Православном Востоке иконами; причем их можно встретить не только в католических или англиканских храмах, но и в храмах тех конфессий, которые в начале своего становления отталкивались от всякого присутствия изображений в местах богослужения, например у лютеран.

  Данные 1995 года

  Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014:

Англиканство | История англиканства | Идеи англиканства

Название: Англиканство («английская церковь»)Время возникновения: XVI век

Англиканство как религиозное течение занимает промежуточное положение между протестантизмом и католичеством, соединяя в себе черты того и другого. Причина этого заключается в исторических условиях возникновения англиканства — данная религия, как и другие протестантские течения, стала результатом борьбы с римской католической церковью, но в отличие от лютеранства, кальвинизма и других европейских движений, оно возникло не «снизу», а насаждалась «сверху» по воле монархии. Своим возникновением англиканство обязано одному из самых известных английских королей — Генриху VIII. Создавая в Англии собственную церковь, он ставил цель обрести независимость от римской курии. Формальным поводом стал отказ папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской и соответственно аннулировать его, чтобы тот смог жениться на Анне Болейн. В результате противостояния в 1534 году английский парламент провозгласил независимость английской церкви. В дальнейшем англиканство стало опорой абсолютизма. Возглавляемое королём духовенство фактически стало частью государственного аппарата. В настоящее время главой англиканской церкви в Англии выступает парламент.

При королеве Елизавете I был сформирован англиканский символ веры, получивший название «39 статей». Он включал положения характерные как для протестантства так и для католичества. Например, наряду с другими течениями протестантизма англиканство признало догмат об оправдании верой и догмат о Библии как единственном источнике веры, а также отвергло католические учения об индульгенциях, почитании икон и мощей, о чистилище, институт монашества, обет безбрачия священников и др. Общим у англиканства и католичества стал догмат об единоспасающей силе церкви, а также многие элементы культа, характеризующиеся особой пышностью

Внешнее убранство англиканских храмов не сильно отличается от католических, в них также большое внимание уделяется декору — витражи, изображения святых и т.д

В отличие от других церквей, англиканство, признавая все традиционные таинства, делает особый акцент на Святой Евхаристии (Святое Причастие).

Интересно, что в 19-м веке русскую православную церковь и англиканство связывали достаточно тесные отношения. До сих пор англиканство воспринимается православием более благосклонно, нежели католичество и протестантизм.

Организационная структура англиканства идентична католической — церкви имеют епископальное устройство. Священничество включает ряд степеней — диаконы, священники и епископы

Большое внимание уделяется вопросу апостольской преемственности священничества

В настоящее время в мире проживают около 70 млн. адептов англиканства. Англиканство с момента своего возникновения было неотделимо от Британской государственности и в дальнейшем получило своё развитие в рамках колониальной экспансии Британской империи. Сейчас англиканство играет большую роль в сохранении единого культурного и религиозного пространства для англо-говорящих стран и бывших колоний британской короны.

Англиканское содружество

Анг­ли­кан­ское со­дру­же­ст­во (англ. An­gli­can Com­mun­ion) объ­е­ди­ня­ет церк­ви, ис­по­ве­дую­щие анг­ли­кан­ское ве­ро­уче­ние, при­дер­жи­ваю­щие­ся прак­ти­ки бо­го­слу­же­ния, оп­ре­де­ляе­мой Кни­гой об­щих мо­литв, до­пус­каю­щие ев­ха­ри­сти­че­ское об­ще­ние и при­знаю­щие в той или иной сте­пе­ни ис­то­рич. связь с Кен­тер­бе­рий­ской епар­хи­ей, а так­же ав­то­ри­тет ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го.

Совместное богослужение. Март 2001. Слева направо: архиепископ Кенийский Дэвид Джитари, глава Епископальной церкви США епископ Фрэнк Гризуолд и архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри.

Во 2-й пол. 17–18 вв. влия­ние церк­ви Анг­лии вы­шло за пре­де­лы Бри­тан­ских о-вов. Дио­це­зы А. ц. бы­ли об­ра­зо­ва­ны в Се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ко­ло­ни­ях Ве­ли­ко­бри­та­нии и в Ка­на­де, позд­нее на их мес­те воз­ник­ли не­за­ви­си­мые Про­тес­тант­ская епи­ско­паль­ная цер­ковь Аме­ри­ки и Анг­ли­кан­ская цер­ковь Ка­на­ды. По ме­ре рас­ши­ре­ния Брит. им­пе­рии в 19 в. уч­ре­ж­да­ют­ся но­вые дио­це­зы в Аф­ри­ке, Ин­дии, Ав­ст­ра­лии и Но­вой Зе­лан­дии; бла­го­да­ря мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти дио­це­зы по­яв­ля­ют­ся так­же на тер­ри­тори­ях, не вхо­дя­щих в со­став им­пе­рии, – в Япо­нии, Ки­тае, Егип­те, Ира­не, на о-вах По­ли­не­зии, на о. Ма­да­га­скар, в Юж. Ев­ро­пе, в Ие­ру­са­ли­ме, Гиб­рал­та­ре (тер­ри­то­рии с осо­бым ста­ту­сом) и др. Уве­ли­че­ние чис­ла за­мор­ских дио­це­зов и по­вы­ше­ние ста­ту­са цер­ков­ных ие­рар­хов в ко­ло­ни­ях при­ве­ло к соз­да­нию в 1841 Со­ве­та ко­ло­ни­аль­ных епи­скопств (Co­lo­nial Bish­op­rics’ Coun­cil). В кон. 19 – нач. 20 вв. за­мор­ские про­вин­ции и дио­це­зы об­ре­та­ли всё боль­шую не­за­ви­си­мость как от Британской им­пе­рии, так и от Кен­тер­бе­рий­ско­го пре­стола. Этот про­цесс стал не­об­ра­ти­мым по­сле за­вер­ше­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны и окон­ча­тель­но­го от­ка­за Бри­та­нии от её ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний в 1960-х гг.

Воз­ник­но­ве­ние Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва от­но­сит­ся к 1867, ко­гда раз­но­гла­сия ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми «вы­со­ко­го» и еван­ге­ли­че­ско­го на­прав­ле­ний в Анг­ли­кан­ской церк­ви Ка­на­ды по­ста­ви­ли епи­ско­пов ко­ло­ни­аль­ных церк­вей пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью об­су­дить ряд об­щих тео­ре­тич. и юри­дич. во­про­сов. С этой це­лью в 1867 в лон­дон­ской ре­зи­ден­ции ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го – Лам­бет­ском двор­це – бы­ла со­зва­на 1-я Лам­бет­ская кон­фе­рен­ция. С тех пор Лам­бет­ские кон­фе­рен­ции анг­ли­кан­ских епи­ско­пов про­хо­дят под председательством ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го ка­ж­дые 10 лет (за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да 1930–48, ко­гда ре­гу­ляр­ным встре­чам по­ме­ша­ла вой­на). Кон­фе­рен­ции яв­ля­ют­ся не­фор­маль­ным со­б­ра­ни­ем ие­рар­хов анг­ли­кан­ских церк­вей, ре­зо­лю­ции ко­то­ро­го не счи­та­ют­ся за­ко­нода­тель­ны­ми ак­та­ми и не­обя­за­тель­ны для вы­пол­не­ния чле­на­ми Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва. Тем не ме­нее ре­зо­лю­ции Лам­бет­ских кон­фе­рен­ций поль­зу­ют­ся боль­шим ав­то­ри­те­том. Ре­ше­ния и от­чё­ты о Лам­бет­ских кон­фе­рен­ци­ях ре­гу­ляр­но пуб­ли­ку­ют­ся («Lam­beth Con­fe­rence. Reso­lu­tions and Re­ports»). Офиц. пе­чат­ным ор­га­ном Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва яв­ля­ет­ся так­же ж. «Анг­ли­кан­ский мир» («An­gli­can World»).

Чле­на­ми Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва од­но­временно яв­ля­ют­ся как отд. дио­це­зы, так и про­вин­ции, ав­то­ном­ные нац. церк­ви, ре­гио­наль­ные объ­е­ди­не­ния церк­вей и ме­ж­ду­нар. цер­ков­ные ор­га­ни­за­ции. Поч. гла­вой яв­ля­ет­ся ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ский, ко­то­рый, од­на­ко, не име­ет осо­бых пол­но­мо­чий за пре­де­ла­ми церк­ви Анг­лии, Кен­тер­бе­рий­ской епар­хии и ря­да дио­це­зов, на­хо­дя­щих­ся в пря­мом под­чи­не­нии ему, рас­се­ян­ных по все­му ми­ру. Тем не ме­нее он об­ла­да­ет мо­раль­ным ав­то­ри­те­том и все­ми при­знан­ным ли­дер­ст­вом. Со­хра­няя пре­дан­ность (loy­alty) Кен­тер­бе­рий­ско­му пре­сто­лу, чле­ны со­дру­же­ст­ва дей­ст­ву­ют ав­то­ном­но.

Современное состояние Англиканского сообщества и роль Англиканской церкви

Англиканское сообщество – это ассоциация независимых англиканских церквей из 38 провинций. Всего насчитывается 80 миллионов членов, что делает ее третьей по величине христианской организацией в мире после Римско-Католической и Православной церквей.

В каждой из 38 провинций есть главный епископ или архиепископ, известный как примас. Как ни странно, провинциями могут быть отдельные страны, такие как Бразилия, Бангладеш, Шотландия или Уэльс, или группа стран. Например, Церковь провинции Центральная Африка охватывает Ботсвану, Малави, Замбию и Зимбабве. Или в стране может быть более одной провинции. В Индии их две: Церковь Северной Индии и Церковь Южной Индии.

Все эти церкви являются англиканскими, но они чрезвычайно различны в культурном отношении, что приводит к ожесточенным спорам между некоторыми более консервативными и либеральными членами.

Архиепископ Кентерберийский является главой англиканской общины по прецеденту, но его роль заключается в том, чтобы быть первым среди равных, и у него нет прямых полномочий указывать различным церквям, что делать.

Каждые 10 лет проводится конференция в Ламбете, на которой собираются все епископы Англиканского сообщества для обсуждения вопросов доктрины. Доктрина может косвенно влиять на церковное управление, но резолюции, принятые на Конференции в Ламбете, не являются обязательными для любых церквей-членов, если они не решат изменить свои собственные каноны, чтобы быть связанными ими.

Между церквями англиканского сообщества существуют глубокие идеологические различия. В Северной Америке либеральные церкви, которые выступают под англиканским знаменем, могут признавать однополые браки, в то время как в африканских странах, таких как Кения, Уганда и Нигерия, церковные лидеры настаивают на криминализации всей гомосексуальной деятельности.

Это изменение равносильно признанию того, что англиканское общение слишком изношено, чтобы удерживать некоторые церкви вместе, когда их вражда так велика.

На последней конференции в Ламбете в 2008 году более 250 епископов из 800 остались в стороне в знак протеста против либеральных симпатий тогдашнего архиепископа Роуэна Уильямса.

Африканские церкви, известные как Гафкон, многие из которых не скрывают своего отвращения к более либеральным уступкам английской церкви в последние годы, могут принять решение отказаться от любой связи с центральной Англиканской церковью во главе с нынешним Архиеписком Уэлби.

Это само по себе не было бы слишком катастрофичным, если не считать того факта, что Уэлби гордился своей способностью эффективно сотрудничать с консервативными церквями в Африке с тех пор, как стал епископом, работающим над миссиями примирения в таких странах, как Нигерия.

Более разрушительным было бы, если бы Гафкон убедил ряд евангельских церквей в Англии отказаться от любой принадлежности к Англиканской церкви. Некоторые уже ушли.

В США, где отношения ухудшаются с середины 90-х годов, Англиканские церкви из Нигерии, Руанды и Кении создали свои собственные конгрегации. Уэлби, возможно, также оскорбил либеральную Американскую англиканскую церковь, пригласив отколовшуюся консервативную церковь США, Англиканскую церковь в Северной Америке (Acna), которая официально не является частью англиканского сообщества.

Особенности Англиканской церкви

В отличие от других протестантских течений, новая церковь Англии сохранила основные традиции – к примеру, в вопросе преемственности церковной иерархии. При возведении в новый сан обязательно проходит священное таинство с молитвой и призывом Святого Духа. Так, по настоянию Елизаветы I, была создана и одобрена так называемая книга Англиканской веры, которая содержит всего тридцать девять статей и обрисовывает основные догмы новой веры. Но при это пространность основных пунктов допускает возможность неоднозначных трактовок, которые до сих пор являются предметом споров. Что интересно, присягу британские монархи приносят именно на этом своде догм.

В США

В Соединённых Штатах Америки англиканская Церковь именуется Епископальная церковь (The Episcopal Church); насчитывает 2 миллиона 300 тысяч членов .

С 1990-х позиция Епископальной Церкови в США по рукоположению гомосексуалистов и однополым бракам и неприятие её другими Церквами — прежде всего в Африке и Азии — основной источник раздоров между разными поместными Церквами Англиканского Сообщества. Со стороны ряда епископов Церкви в США высказывается готовность пойти на разрыв (схизму) для сохранения либеральных принципов . На состоявшемся в феврале в Дар-эль-Саламе съезде Предстоятелей Англиканских Церквей Церкви в США был фактически предъявлен ультиматум засвидетельствовать до 30 сентября своё неприятие «гомосексуальной практики» и не совершать благословений однополых браков и не совершать более хиротоний открытых гомосексуалистов.

Консервативная часть Церкви в США считает, что она подвергается изоляции и вытеснению из Епископальной Церкви

20 марта в городе Навасота, Техас, епископы Епископальной Церкви отвергли ультиматум cъезда в Дар-эль-Саламе , заявив, что он имеет черты «колониализма, от которого Епископальная Церковь освободилась» и заменяет местное самоуправление мирян папистской моделью — «решениями далёкой и неподотчётной группы прелатов». Тем не менее, заявление выражает «страстное желание оставаться в полном общении как с Англиканским Сообществом, так и Епископальной Церковью».

Возможное отпадение Епископальной Церкви от Сообщества чревато резким сокращением финансирования центральных международных программ Сообщества, около трети бюджета которого составляет вклад членов Церкви США.

Православие и англиканство сближались веками, но у них всё равно достаточно разногласий

Православная и Англиканская Церкви за многовековую историю стремились к сближению. Миряне и священники обоих традиций часто вели диалог, на высших уровнях обсуждались разногласия в богословской догматике.

Англикане проявили большую терпимость к православным взглядам, в связи с чем иногда в СМИ занимаются спекуляциями на тему едва ли не объединения двух традиций.

Однако православие ставит Англиканской Церкви довольно жёсткие ультиматумы, в то время как англикане предпочитают противоположные пути.

В последние десятилетия СМИ шумно освещались два вопроса, по которым две традиции имеют разногласия:

  • посвящение женщин в епископов;
  • освящение гомосексуальных браков.

Первое уже есть в Англиканской Церкви. Второй вопрос активно ею рассматривается. Это стало камнем преткновения в межконфессиональном диалоге.

Информацию о том, что такое Англиканская Церковь можно узнать, просмотрев видео

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам .

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали «житиями святых». Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

В году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины — епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина — епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина — епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: «община ищет пресвитера (пресвитершу)». И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин — епископов нет, но это только вопрос времени . Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

Основные догмы

Основы Англиканской церкви не были такими категоричными, как в других странах Европы. В них можно достаточно явно отследить политические веяния шестнадцатого века. Так, главным достижением новой церкви является независимость от Ватикана. Главой же выступал не духовный наставник, а непосредственно монарх. Также не признавалось монашество, а спасать душу следовало не отказом от мирского, а путем личной веры. Такой подход помог поддержать казну страны – приходы и монастыри лишились своего имущества в пользу государства.

Еще одной особенностью именно Англиканской церкви стоит назвать признание только трех Таинств – это Покаяние, Крещение и Причащение. И, не смотря на реформаторские традиции, в церквях разрешено поклонение иконам, допускаются пышные наряды священнослужителей и использование органной музыки.

Основным достижением новой церкви стало решение проводить богослужение на родном языке прихожан, как и публиковать Библию – в отличие от католицизма, где везде используется исключительно латынь.

В Москве есть Англиканская церковь святого Андрея

Церковь святого Андрея — единственное здание Англиканской Церкви в Москве. Внутри имеются:

  • воскресная школа;
  • общество анонимных алкоголиков;
  • Англиканско-православный образовательный центр;
  • библиотека.

Службы в Церкви святого Андрея проводятся на английском языке.

Первоначально Англиканская Церковь действовала в других зданиях. Это было давно. Ещё Иван Грозный разрешил приезжим проводить в России свои богослужения.

Англиканская церковь святого Андрея в Москве

Строительство же самой церкви началось в конце XIX века. Тогда англиканская община разрослась до таких масштабов, что их не могла вместить старая часовня, где проходили богослужения.

Построили Церковь святого Андрея на пожертвования.

XIX век
в этот период построили Церковь святого Андрея по проекту Ричарда Нилл Фримена

Автор проекта — Ричард Нилл Фримен. Первая служба в храме произошла 11 апреля 1882 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: