Лютеранство: взгляд изнутри. петербургский пастор о том, кто такие современные лютеране

Лютеранство в России

Кирха Архангела Михаила в Москве. Разрушена в 1930-е гг.

Пер­вые лю­те­ра­не – шве­ды, фин­ны, нем­цы, дат­ча­не – поя­ви­лись в Рос­сии в 16 в. (пер­вая кир­ха бы­ла от­кры­та в Мо­ск­ве в 1576). Это бы­ли гл. обр. вра­чи, ре­мес­лен­ни­ки, куп­цы, во­ен­ные. Чис­лен­ность лю­те­ран в Рос­сии рос­ла так­же в ре­зуль­та­те при­сое­ди­не­ния к ней тер­ри­то­рий со зна­чит. лю­те­ран­ским на­се­ле­ни­ем. В ре­зуль­та­те Се­вер­ной вой­ны 1700–21 в Рос­сии по­яви­лось Л. как скан­ди­нав­ской (фин­ны и шве­ды Ин­гер­ман­лан­дии), так и гер­ман­ской (нем­цы, эс­тон­цы, ла­ты­ши Эс­т­лян­дии и Лиф­лян­дии) тра­ди­ций. В 1704 в С.-Пе­тер­бур­ге был ор­га­ни­зо­ван швед.-фин. при­ход Св. Ма­рии, ко­то­рый со вре­ме­нем стал цен­тром Л. сканд. тра­ди­ции в Рос­сии и яв­ля­ет­ся та­ко­вым до­ны­не. Нем. тра­ди­цию уси­ли­ли пе­ре­се­лен­цы, при­гла­шён­ные имп. Ека­те­ри­ной II в По­вол­жье и в юж. гу­бер­нии, сканд. тра­ди­цию – при­сое­ди­не­ние Фин­лян­дии (1743, 1808–09). Лю­те­ран­ские при­хо­ды в Рос­сии бы­ли со­вер­шен­но не­за­ви­си­мы­ми до 1832, ко­гда все они (за ис­клю­че­ни­ем Вел. кня­же­ст­ва Фин­лянд­ско­го и Цар­ст­ва Поль­ско­го) бы­ли объ­е­ди­не­ны в Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­скую цер­ковь в Рос­сии. Со­глас­но её ус­та­ву, гла­вой Церк­ви яв­лял­ся рос. им­пе­ра­тор. Лю­те­ра­не – гл. обр. ост­зей­ские нем­цы – со­став­ля­ли зна­чит. часть по­ли­тич., во­ен. и куль­тур­ной эли­ты Рос. им­пе­рии. В 1914 в Рос­сии, не счи­тая При­бал­ти­ки, Фин­лян­дии и Поль­ши, бы­ло не ме­нее 234 лю­те­ран­ских об­щин.

Церковь Святых Петра и Павла в С.-Петербурге. 1730.

Фото Д. В. Соловьёва

В 1919 от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви от­де­ли­лись ин­гер­ман­ланд­ские при­хо­ды, ко­то­рые в 1923 об­ра­зо­ва­ли Фин­скую еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­скую цер­ковь. В 1920 нем. Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь вы­ра­бо­та­ла «Вре­мен­ные по­ста­нов­ле­ния» о са­мо­управ­ле­нии еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ских об­щин в Рос­сии. В 1924 её Ге­не­раль­ный си­нод при­нял Ос­нов­ной за­кон, рег­ла­мен­ти­рую­щий дея­тель­ность Церк­ви, по­лу­чив­шей назв. Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь Со­вет­ско­го Сою­за. В 1937 боль­шин­ст­во фин­нов-ин­гер­ман­ланд­цев бы­ло вы­сла­но из Ле­нин­град­ской обл. в Ср. Азию, Си­бирь и Ка­зах­стан. В ре­зуль­та­те ре­прес­сий в 1938 вся­кая дея­тель­ность лю­те­ран­ских цер­ков­ных струк­тур в СССР пре­кра­ти­лась. Од­на­ко с при­сое­ди­не­ни­ем При­бал­ти­ки (ле­то 1940) в пре­де­лах СССР ока­за­лись лю­те­ран­ские церк­ви Эс­то­нии и Лат­вии. В авг. 1941 вла­сти осу­ще­ст­ви­ли на­сильств. де­пор­та­цию рос. нем­цев, зна­чит. чис­ло ко­то­рых со­став­ля­ли лю­те­ра­не. До 1980-х гг. функ­цио­ни­ро­ва­ли не­боль­шие нем. лю­те­ран­ские об­щи­ны в мес­тах ссыл­ки, час­то не имев­шие пас­то­ров и не под­дер­жи­вав­шие кон­так­тов с еди­но­вер­ца­ми за ру­бе­жом. В 1980 сов. власть при­зна­ла су­ще­ст­во­ва­ние лю­те­ран­ских «брат­ских об­щин» и раз­ре­ши­ла соз­да­ние не­мец­ко-лю­те­ран­ско­го проб­ст­ва в со­ста­ве Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви Лат­вии. В 1988 со­зван Ге­не­раль­ный си­нод нем. лю­те­ран­ской церк­ви, на ко­то­ром уч­ре­ж­де­на Нем. еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (НЕЛЦ) СССР. По­сле 1991 НЕЛЦ ста­ла фор­маль­но са­мо­стоя­тель­ной, фак­ти­че­ски на­хо­дясь в за­ви­си­мо­сти от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви Гер­ма­нии. В 1994 она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ская цер­ковь в Рос­сии, на Ук­раи­не, в Ка­зах­ста­не и Ср. Азии (ЕЛЦ). Уда­ле­ние из её на­зва­ния оп­ре­де­ле­ния «не­мец­кая» под­чёр­ки­ва­ло, что от­ны­не ЕЛЦ ори­ен­ти­ру­ет­ся в сво­ей пас­тор­ской дея­тель­но­сти не толь­ко на рос. нем­цев.

В кон. 1950-х гг. боль­шин­ст­во фин­нов-ин­гер­ман­ланд­цев су­ме­ло вер­нуть­ся в Ле­нин­град­скую обл. В Нар­ве и Пет­ро­за­вод­ске бы­ли соз­да­ны при­хо­ды Эст. церк­ви с бо­го­слу­же­ни­ем на фин. язы­ке. В 1977 за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на об­щи­на в г. Пуш­кин. С рас­па­дом СССР Ин­гер­ман­ланд­ская лю­те­ран­ская цер­ковь – Цер­ковь Ин­грии ста­ла са­мо­стоя­тель­ной (1.1.1992). С нач. 1990-х гг. нем. и фин. лю­те­ра­не ста­ли ак­тив­но по­мо­гать сво­им еди­но­вер­цам в Рос­сии.

По­ми­мо Церк­ви Ин­грии, кон­сер­ва­тив­ное Л. в Рос­сии пред­став­ля­ет Си­бир­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (СЕЛЦ), при­хо­ды ко­то­рой (в Но­во­си­бир­ске, Бар­нау­ле и др.) соз­да­ва­лись в со­ста­ве Эст. лю­те­ран­ской церк­ви. В мае 2003 СЕЛЦ ста­ла ав­то­ке­фаль­ной.

Ключевые отличия

Рассматриваемые религиозные направления отличаются определенными особенностями. Они касаются сути учений, особенностей проведения обрядов и таинств, отношения к церкви и иконам и многих других аспектов.

По особенностям исповеди

Лютеране имеют всего 2 таинства, а именно – крещение и причастие. При этом 5 остальных таинств, к которым относится и обязательная исповедь минимум 1 раз в год, этой религией не признаются. Лютеране считают их наносными, а потому отвергают.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Католики обязательно исповедуются. Этот обряд совершается перед особой исповедальней. При этом сам священник скрыт от исповедующегося. Грехи в католичестве отпускаются за добрые дела.

По отношению к иконам и церкви

Лютеранская церковь не признает икон. Она считает, что посещать храм необязательно. Лютеране утверждают, что Бог должен находиться в душе, а не в церкви. Католики почитают иконы и мощи святых.

Если говорить о сути религии, католики учат, что вне церкви спасения нет. Для того чтобы спастись, требуется религиозное рвение. Лютеране же уверены, что Бог прощает людям грехи только по милости Своей. Для этого не требуются никакие дела, заслуги или достоинства.

По олицетворению святых

Лютеране не признают культ святых. У них отсутствует культ поклонения Богородице. Также представители этой религии отменили все статуи и иконы. В католицизме есть процедура канонизации святых.

По толкованию Библии

Лютеране делают акцент на внутреннюю дисциплину и субъективное восприятие Иисуса. Основным и единственным критерием правильности веры представители этого религиозного направления считают Библию. Однако они принимают ее как источник доктрины, а не как моральный кодекс.

Католическая религия основывается на Священном Писании и Священном Предании. Догматика этого религиозного направления зафиксирована в Никейском символе веры. Также она детально описывается в Катехизисе Католической Церкви. Каноническое право приведено в соответствующем Кодексе. В Священное Предание входит свод правил апостолов и Вселенских Соборов.

По количеству сторонников

Католицизм представляет собой крупнейшую ветвь христианства. Количество ее последователей в мире достигает 1,313 миллиарда человек. Наибольшее количество католиков живет в Мексике, Бразилии, США. Также много представителей этой религии есть в Италии и на Филиппинах.

К лютеранству относится около 85 миллионов людей. Однако вследствие влияния исторических, географических и догматических факторов лютеранство не является единой церковью. Исторически это направление преобладает на севере Германии, в Дании, Швеции, Исландии. Также много лютеран живет в Норвегии, Эстонии, Латвии, Финляндии.

Лютеране и католики являются представителями крупнейших религиозных течений. Они характеризуются определенными особенностями и отличиями, которые затрагивают отношение к иконам, святым, Библии. Также есть большая разница в сути учений.

Лютеранское Богослужение

Не искать собственных заслуг, но, признав свою беспомощность перед грехом, полностью довериться Богу — верить. Из-за своей греховности человеку такое очень трудно, практически невозможно. Поэтому необходимо снова и снова возвещать ему Евангелие, обращая его взгляд вне себя — на крест Иисуса Христа. Снова и снова человеку нужно провозглашать данное ему от Бога прощение. Снова и снова напоминать, что не он сам спасает себя, что его спасение — заслуга единственно Христа. В этом и есть главный смысл лютеранского богослужения. Весь ход богослужения и все устройство каждого церковного здания подчинено этой цели.

Рассказ (возвещение) о спасении осуществляется в разных формах, прежде всего — в проповеди.

Поэтому в каждой церкви стоит кафедра, с которой пастор или проповедник читает свою проповедь. Проповедь — это возвещение Евангелия в живой и свободной форме, ориентирующееся на актуальную ситуацию верующих, доступное и понятное им. Поэтому проповедь и является центром лютеранского богослужения.

Второй центр — это Таинство Причастия (Евхаристии), которое совершается на лютеранских богослужениях регулярно (в некоторых общинах каждую неделю или даже чаще). Алтарь, стоящий в каждой церкви, является столом для этой священной трапезы. Таинство Причастия для лютеран является таким же Словом прощения, «сказанным» в особо материальной форме. Принимая в Причастии хлеб и вино, собравшиеся вкушают Тело и Кровь Христовы. Это значит, что сама Божья любовь материальным, ощутимым образом прикасается к ним, что они в буквальном смысле принимают в себя провозглашенное Богом в смерти Иисуса Христа прощение. Поэтому на алтаре, как правило, стоит освещенное свечами распятие, напоминающее о крестной смерти Спасителя. Также на алтаре лежит Библия, которая является древнейшим и авторитетнейшим свидетельством о Христе.

Алтарь открыт (к нему может подойти каждый: взрослый и ребенок, женщина и мужчина): Христос призывает на Свою трапезу всех; всех зовет Он услышать и вкусить Слово спасения. К Причастию в лютеранской Церкви обычно приглашаются все христиане, независимо от их принадлежности к той или иной Церкви, если они признают, что в этом Таинстве они принимают Тело и Кровь Христовы.

Нередко в церкви можно увидеть доску с цифрами. Это номера песнопений из специальных сборников, которые находятся в руках у прихожан. На каждом богослужении, как правило, звучит несколько церковных песнопений. Эти песнопения написаны христианами различных времен и народов. Это свидетельства их веры, их молитвы и их исповедания, к которым своим пением присоединяемся сегодня и мы.

В лютеранской церкви во время богослужения принято сидеть на скамьях или стульях, чтобы ничто не мешало сосредоточенному восприятию проповеди. Подниматься со скамей или опускаться на колени принято только во время молитвы или в особо важные и торжественные моменты литургии.

Часто после проповеди собираются денежные пожертвования на общинные или благотворительные нужды.

Ведет богослужение обычно рукоположенный пастор или проповедник. Однако он не обладает какой-то особой «благодатью», он не отличается от остальных верующих. Пастор — это получивший соответствующее образование человек, которому от имени Церкви официально поручено осуществлять публичную проповедь Евангелия и преподание Таинств.

Сосредоточенность на многообразном провозглашении Евангелия (рассказе о прощении и спасении, которые Бог дарует человеку), открытость, простота, скромность и вместе с тем бережное сохранение древних традиций христианской Церкви — вот главные черты лютеранского богослужения.

Православные, католические и протестантские кресты отличаются по форме и изображению

Православный крест чаще шестиконечный с перекладиной сверху и скошенной перекладиной снизу На кресте изображен Господь Иисус Христос. Католический крест четырехконечный, с вытянутой вертикальной перекладиной. На кресте изображен распятый Иисус Христос.

Протестантский крест такой же, как у католиков, но без распятия

Православие, в отличие от других религий, называется ортодоксальной, то есть религией, которая строго и неуклонно, не принимая и не внося никаких изменений, следует изначальному пути — учению апостолам.

Главой Православной Церкви всегда был и остается сам Иисус Христос. Который предупреждал своих учеников о возникновении других лжеучений:

(Мф. 7, 15)

Для каждого христианина, будь он православный, католик или протестант — его религия единственно истинная и правильная.

Католики считают Православную Церковь своей христианской сестрой.

Православные считают католиков и протестантов христианами, которые слегка заблуждаются и неправильно трактуют священные каноны.

Но сколько бы ни было различий, ненависти между христианскими религиями нет. Их объединяет главный постулат — Бог есть любовь и главная заповедь:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Особенности вероучения

Основные принципы лютеранства и протестантизма в целом сводятся к трем положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих (ср. ) как отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека.

В лютеранстве отсутствует единый тип церковной организации: в различных церквах присутствуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы. Главами церквей могут быть архиепископы, епископы, генеральные суперинтенданты или президенты. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Каждая Церковь создаёт своё каноническое право, но не считает его единственно верным и толерантно относится к каноническому праву других церквей.

Учение о церкви

Церковное учение в православии строится на основании канона, определенной традиции. Писание же представляет собой часть предания, часть этой традиции. У лютеран вся духовная жизнь строится на Писании, как едином источнике Божественного Откровения. Предание же существует только тогда, когда подтверждено Писанием.

Лютеранская церковь

Лютеранская Церковь представляет собой сообщество святых людей, истинно верующих, трактующих и правильно проповедующих Евангелие, участвующих в Таинствах. Лютеранство полагает Церковь невидимой, при этом отрицает Церковь видимую, церковную иерархию, священников, стоящих между Богом и человеком. Все верующие лютеране по сути своей и по крещению священники, поэтому они могут из своей среды выбирать себе проповедников и духовников.

Православный храм

Эти духовные наставники – пасторы – не являются священниками в привычном для православных смысле. Они равны между собой по сану и имеют равные служебные полномочия. Пасторы имеют поручение от Церкви на проведение проповедей и осуществление Таинств.

Отношение к греху и спасению

В лютеранстве основной грех людей в том, что человек мало думает о Боге, мало слушает проповеди, мало впускает Евангелие в свою душу, а больше думает о себе и насущных делах. Отстраненность человека от Бога полагают лютеране главным грехом.

Православие призывает христиан Нового Завета, соблюдать, как минимум, Десять Заповедей, а также видеть и исповедовать большое количество разнообразных грехов, препятствующих попаданию в Жизнь Вечную.

В православии человек может, покаявшись и делая добрые дела, заслужить прощение своих грехов. Лютеранин одной только верой своей в Учение Иисуса Христа искупает грехи свои, по сути Господь своей Кровью искупил грехи всех лютеран.

Лютеранская Церковь сегодня

Отдельные лютеранские Церкви, каждая из которых является самостоятельной, сегодня наиболее распространены в Германии, Скандинавии, Балтии и США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 70 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию (ВЛФ). Также большинство Лютеранских Церквей находится в полном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) Церковью и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с представителями Православия.

Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхеффер, Рудольф Бультман — вот лишь некоторые знаменитые имена. Каждый из них был убежденным лютеранином.

Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи связывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.

Уже в шестнадцатом веке лютеране появляются в России. До Октябрьской революции 1917 года лютеранство было второй по числу верующих Церковью в Российской империи и насчитывало несколько миллионов верующих, преимущественно немецкого происхождения. Главой Российской Лютеранской Церкви был сам император Российской Империи. В советское время лютеранская Церковь на территории России была практически полностью уничтожена. Лишь немногочисленные разрозненные общины сумели уцелеть.

Сегодня происходит сложный и трудоемкий процесс возрождения лютеранской Церкви в России и поиска ею новых путей проповеди Евангелия в совершенно новой для нее ситуации современного мира.

Евангелическо-лютеранская Церковь — это собрание людей, глубоко затронутых событием жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Лишь в этом событии они видят основу и центр своей духовной жизни.

Евангелическо-лютеранская Церковь — это сообщество людей, которые сознают всю глубину своей вины перед Богом, всю свою греховность, но в то же время дерзновенно уповают на любовь Бога и Его прощение.

Евангелическо-лютеранская Церковь — это традиционная Церковь, признающая и принимающая основные христианские вероучения:

  • о троичности Бога
  • о Божественности Иисуса Христа
  • о необходимости Таинств (Крещения и Причастия).

Но, в то же время, это Церковь, постоянно стремящаяся к новому осмыслению древних истин, не боящаяся размышлять о богословских проблемах, ставить новые, порой «неудобные» вопросы и искать на них свои ответы.

Евангелическо-лютеранская Церковь признает истинность других христианских Церквей, возвещающих Иисуса Христа, открыта к диалогу с ними и готова учиться у них.

В своем учении, богослужении и обычаях Евангелическо-лютеранская Церковь ориентируется на формы и традиции, выработанные на протяжении тысячелетий в западном христианстве.

Члены Евангелическо-лютеранской Церкви — это не фанатики, а обыкновенные люди, не замыкающиеся исключительно в своем кругу, а готовые к общению. Люди живущие нормальной повседневной жизнью, умеющие ценить радости окружающего мира и не отказывающиеся от них.

ТО, ЧТО ВСЕ-ТАКИ НЕЛЬЗЯ ИСПРАВИТЬ

— Получается, что ваш (да и всей Церкви Ингрии) взгляд на вещи таков, что правильному и полному пониманию лютеранского наследия мешают обстоятельства современной действительности и при должном усердии можно вернуть Церковь к тем идеалам, которые лежали в ее основании.

— К сожалению, есть в лютеранстве моменты, которые неисправимы. Лютеранство как конфессия появилось на волне полемики. Сначала Мартин Лютер оставался в парадигме католического мышления. Когда читаем его ранние труды по сакраментологии, то видим, что он мыслит, как нормальный католик, и борется лишь за Евхаристическую Чашу для мирян, борется против того, что евхаристический канон читается шепотом, пока прихожане заняты своими мыслями. Но постепенно на первый план выдвигается деструктивный принцип — главное, чтобы не так, как у них. В итоге вместе с водой выплеснули и ребенка.

У нас возникла проблема с сакраментологией: Книга согласия говорит лишь о пяти Таинствах, причем даже Брак и Рукоположение не так явно соответствуют всем необходимым критериям. А Миропомазание и Соборование вообще вынесены за скобки. Но ведь Церковь до определенного момента совсем не знала четких определений Таинства, и лишь в XII веке западная мысль потребовала дать исчерпывающее определение, руководствуясь схоластическим принципом схематизации и формализации всего церковного вероучения. Лютеране такой подход унаследовали.

Океания

Согласно последней национальной переписи населения, примерно 0,7% населения Австралии называют себя лютеранами. Большинство лютеран в Австралии являются членами общин, которые образуют Лютеранская церковь Австралии (ДМС). В настоящее время лютеранская церковь Австралии избрана только в качестве ассоциированного члена двух крупных всемирных лютеранских объединений, LWF и ILC.

Более консервативные группы австралийских лютеран существуют как Евангелическо-лютеранские общины Реформации (ELCR) и Австралийская евангелическо-лютеранская церковь.

Большинство лютеран в Австралии живут в сельской местности, хотя ситуация меняется. Самые первые лютеране приехали в Австралию при Август Кавель в 1839 г., в результате Прусский Союз. Более поздние иммигранты демонстрируют гораздо большее разнообразие, что привело к множеству расколов и образованию множества небольших лютеранских синодов по всей Австралии. Лютеране наиболее заметны в Южная Австралия, Квинсленд и Виктория. После многих лет дискуссий в 1966 году два основных синода и, следовательно, большинство лютеранских общин объединились, чтобы сформировать Лютеранская церковь Австралии.

Лютеранская церковь Святого Павла, Upper Moutere

Лютеранская церковь была в Новая Зеландия так как Upper Moutere область, рядом Нельсон, был заселен в основном лютеранскими мигрантами из Германии примерно с 1843 года. Их сопровождали лютеранские миссионеры, спонсируемые Северогерманским миссионерским обществом. Пастор Иоганн Волерс вскоре ушел, чтобы работать среди Маори на острове Руапуке, недалеко от Остров Стюарт. Пастор Иоганн Рименшнайдер переехал в Таранаки и организовал первую лютеранскую миссию на Северном острове. Пастор Йоханнес Гейне остался в Нельсоне, где в 1861 году 4% населения составляли лютеране. Лютеране также прибыли из Скандинавии в 1870-х годах и поселились в Манавату, а в северной Вайрарапа и южный Хокс-Бей. К 1900 году лютеран в Новой Зеландии насчитывалось 450 человек. Во время Первой мировой войны членство в лютеранской церкви упало, потому что использование немецкого языка было запрещено, и многие немецкие мигранты были интернированы. Церковь Святого Павла в Крайстчерче была конфискована, а в 1918 году ее колокола переплавили на металлолом. Церковь Святого Иоанна в Халкомбе, Манавату, была сожжена. Число церквей снова выросло после Второй мировой войны с притоком европейских мигрантов. В 2018 году в Новой Зеландии насчитывалось около 3600 лютеран, что составляет 0,08% населения Новой Зеландии.

Папуа — Новая Гвинея также имеется многочисленная лютеранская община. По данным последней переписи населения, лютеране составляют около 16% населения страны.

Лютеранство | Мартин Лютер | Суть лютеранства

Название: Лютеранство (учение Лютера)Время возникновения: XVI векОснователь: Мартин Лютер

Лютеранство (от имени основателя Мартина Лютера) — христианское протестантское учение, возникшее в результате реформационного движения в Германии. Основные принципы вероучения сформировались в ходе борьбы лютеранства со злоупотреблениями, распространёнными в римско-католической церкви, а также с другими более радикальными протестантскими учениями, такими как анабаптизм, кальвинизм и др.

Все положения лютеранского вероучения изложены в Книге Согласия. Её квинтэссенцией являются 5 принципов, сформулированных в виде кратких латинских лозунгов:

  • Sola Gratia — «Только милость»: люди не могут заслужить вечную жизнь с Богом никакими своими делами, этот дар может быть получен ими только в виде Божьей милости, выраженной через Иисуса Христа;
  • Sola Fide — «Только вера»: искупление грехов может быть получено только через веру в Евангелие Христово, но человек обладает свободной волей — принять данную веру или отторгнуть;
  • Sola Scriptura — «Только Св. Писание»: почитается только Библия как точное и безошибочное выражение божественной воли, а все последующие религиозные тексты (Священные предания, сочинения богословов и др.) можно принимать только в той части, в которой они согласуются с Писанием. Это относится и к сочинениям самого М. Лютера, которого уважают, но не делают из него культа;
  • Solo Christo — «Единственно во Христе»: спасение может быть получено только через Иисуса Христа, который в единой Ипостаси объединил божественное и человеческое начала;
  • Soli Deo Gloria! — «Одному Богу слава!»: лютеране поклоняются только Богу, хотя уважительно относятся к памяти Богородицы и других святых.

Лютеране признают только 2 таинства: крещение, посредством которого люди становятся христианами, и причастие, через которое укрепляется вера. При этом священники в лютеранской общине воспринимаются исключительно как проповедники, ничем не возвышенные над мирянами.

В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране проводят чёткую границу между сферами действия Евангелия и мирских законов. Первая относится к церкви, а вторая — к государству. Закон рассматривается как Божий гнев, Евангелие же — как Божья милость.

В настоящее время в мире насчитывается около 85 миллионов лютеран. После возникновения в Германии учение Лютера распространилось в странах Европы — Австрии, Венгрии, Франции, Нидерландах, Скандинавских и Прибалтийских регионах, в дальнейшем проникло в Северную Америку. В качестве преобладающей религии лютеранство сейчас существует в северной Германии, Скандинавии, Финляндии и Прибалтике. На территории России лютеранство получило распространение с XVI века, благодаря немецким переселенцам.

Немалый вклад лютеране внесли в развитие искусства

В частности, большое внимание всегда уделялось архитектурной красоте церквей (кирх), выполненных в барочном, классическом и модерновом стилях

Лютеранство сыграло ключевую роль в реформировании христианской церкви, став первым протестантским учением, открыто выступившим против злоупотреблений католической церкви, дав дорогу распространению гуманистических ценностей на севере Европы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: