Легенды о сиренах
Как мы уже сказали выше, сирены очень часто фигурируют в древних легендах. В основном, истории о них связаны с мореплавателями, но есть и легенды, в которых сирены фигурируют вполне адекватными существами, способных к разумному диалогу и осознанию своих поступков. К сожалению, в истории и мифологии они запомнились кровожадными существами, которые в принципе не воспринимали людей и жаждали только их уничтожения. А знаем мы об этом из следующих легенд.
Кроме того, из легенд мы знаем, что сирены обладали чарующим голосом (по крайней мере, одна из них), а 2 другие – великолепно играли на музыкальных инструментах. Именно так они заманивали корабли путников на скалы, о которые они разбивались, а сами сирены, впоследствии, разрывали их тела своими когтями.
Состязание сирен с музами
Пожалуй, данная легенда единственная, которая обосновывает место, где обитали все сирены и обосновывает то, что они не покидали свои земли и ревностно их охраняли. А случилось это так. В те далекие времена, когда Аид только-только похитил Персефону и как только сирены отчаялись найти ее, они стали использовать свои музыкальные умения, дабы заманивать корабли путников на скалы и уничтожать их.
Легенда гласит, что соревнование проходило более, чем на равных. Еще неизвестно было, кто же победит в состязании, если бы не Гера. Дело в том, что она и без того ревновала Зевса ко всем встречным женщинам. А тут она заметила, что муж ее поглядывает с интересом на одну из сирен и даже проявляет к ней признаки внимания. Гера была одним из судей этого состязания, поэтому она не раздумывая отдала победу музам. Согласно правилам состязания, музы выщипали перья у сирен и сделали из них себе венки. Однако Зевс, более справедливый, в этом плане, выделил сиренам целый остров Анфемоэсса, где последние и обосновались, до самой своей кончины.
Сирены и аргонавты
Вторая значимая легенда, в которой упоминаются сирены – это легенда об аргонавтах. Быстрым был их корабль, могучей была команда Арго, состоявшая сплошь из героев Эллады. Так бы и добрались аргонавты до своей родины, в шутках и веселье, несмотря на предсказание Медеи, что их плавание еще не закончится и героям предстоит справиться с трудностями. Но волшебница оказалась права.
В один из вечеров команда услышала прекрасное пение. Звучные голоса раздавались все громче и громче, очаровывая всю команду. Долго вслушивались аргонавты в эти прекрасные голоса, распознавая в них мольбу и тревогу, а также жалобный и нежный призыв. Ни один из членов команды не проронил ни слова, настолько они старались уловить жалобное пение. В конце концов, Ясон не выдержал и скомандовал команде, что поет тот, кто нуждается в помощи и герои решили немедленно выяснить, кто так жалобно поет.
Арго поплыл еще быстрее. Вдалеке появились очертания острова. А когда гребцы подплыли ближе, то увидели красивых девушек, прячущихся за большим камнем. Они-то и пели прекрасную песню. Видели гребцы и то, что корабль летит на скалы, понимали и то, что они разобьются. Но им было все равно, ибо песня девушек затуманила их рассудок.
Единственный, кто сумел взять себя в руки – это Орфей. Он собрал в кулак все свои силы, встал на носу корабля, заиграл на своей кифаре и запел, да так красиво и громко, что даже заглушил пение сирен, которые и умолкли, от такого красивого пения. Вышли они из-за камней, чтобы получше разглядеть Орфея. В этот момент и с аргонавтов спали их чары. Они увидели истинный облик сирен, а т.к. чары их больше не действовали, то им ничто не мешало развернуть корабль и благополучно отплыть.
Единственный, кто не сумел устоять против чар сирен – это Бут, который спрыгнул в воду и поплыл в сторону сирен. Однако обезумевшего героя спасла Афродита, которая подобрала его из воды и перенесла в Лилибей.
Сирены и Одиссей
Сирены упоминаются и в Одиссее. Мудрый правитель Итаки долгие годы искал путь домой, но каждый раз судьба подбрасывала ему все новые и новые приключения. После того, как он и его команда спаслись от волшебницы Цирцеи, последняя предупредила их о том, какая опасность таится вблизи острова сирен.
Мудрый Одиссей заранее приказал членам команды залепить уши воском, а сам, не в силах побороть свое любопытство, приказал привязать себя к мачте и не отпускать ни под каким предлогом, что бы он не говорил и не доказывал, как бы не угрожал.
Так и случилось. Когда корабль оказался вблизи острова сирен, последние начали петь свою дивную мелодию. В тот час Одиссей, словно обезумевший, стал пытаться вырваться из своих пут, угрожал команде, почти полностью лишился рассудка, но последние, помня его указ, лишь только крепче его связали. Так великий герой все же сумел услышать прекрасное пение сирен и остался невредимым.
Как выглядели сирены
Учитывая то, что изначально сирены были нимфами или музами, то можно только предположить, насколько красивыми они были. Легенды описывают сирен, как невероятных красавиц, наполовину женщин, наполовину птиц.
Вполне возможно, что нимфы относились к категории нереид, ибо в современном мире многие издания называют сирен русалками. Но именно греческая мифология начисто это опровергает, ибо на старинных вазах и скульптурах сирены предстают именно птицами.
И даже в таком состоянии их красота была неотразимой. В разных легендах сирены описываются по-разному. Например, одни источники утверждают, что тела у них полностью были полностью птичьими, а человеческими оставались только головы. Другие легенды указывают на красивые обнаженные женские тела и головы, и лишь только крылья сирен говорили об их истинном происхождении. Ну а третьи источники говорят о красивом смешении человеческого тела и тела птицы.
Вопрос эксперту
Почему в современных фильмах сирен изображают наполовину рыбами, а не птицами?
Для романтичности. К русалкам люди относятся как-то более благосклонно. Да и образ русалки подать легче, чем образ жестокой женщины-птицы, разрывающей людей на части.
Помимо этого, легенды указывают и на то, что у сирен были острые когти, и невероятная физическая сила, ибо они на части разрывали мореплавателей, которые случайно заплывали в их владения. Иногда легенды упоминают наличие клювов, но это идет в разрез с другими легендами, либо же говорит о том, что сирены унаследовали от родителей оборотнические способности.
Характеристики
Прародиной сирен считается Африка. Эти животные имеют земных
предков – хоботные (из сейчас существующих – слоны) и даманы (травоядные
млекопитающие). Когда-то у сирен были четыре конечности и большую часть времени
они проводили на суше.
Сейчас живущие сирены представлены двумя семействами:
дюгоневые (единственный ныне живущий вид – дюгонь) и ламантиновые (4 вида —
африканский, амазонский, американский и карликовый ламантин) Это крупные,
тяжелые, медлительные животные. Обитают в тропических водах, на побережьях, в
устьях рек и даже в реках. Известны своей покладистостью, потому часто
становились легкой добычей охотников. Промысел велся ради кожи и мяса, что
привело сирен на грань исчезновения. В настоящее время они являются охраняемыми
животными.
Сирены — крупные животные с цилиндрообразным телом, длиной
от 2,5 до 4 метров. Вымершая еще в восемнадцатом веке морская корова Стеллера
достигала в длину 8 метров. Вес современных видов от 250 до максимум 1500 кг. В
отличие от китообразных у сирен нет спинного плавника, а хвост сформировался в
горизонтальный плавник. Модифицированная кожная мышца организует движение
хвостового плавника, форма которого у двух современных семейств различна. Хвост
у сирен – различительная черта видов. Плавник дюгоневых в форме полумесяца,
ламантиновые имеют круг или лопату.
Описание[править]
Обыкновенный ламантин
Череп обыкновенного ламантина
https://youtube.com/watch?v=YRzL5V7k9Wo%3F
Сирены: дюгони и ламантины (англ.)
Сирены — большие, медленные млекопитающие. Они обладают торпедообразным туловищем без шейного перехвата, с длинными, широкими спинами, сужающимися к веслообразным, сплющенным хвостам. У ламантинов этот хвост «сплошной», больше похож на лопату, у дюгоней хвост раздвоенный, похож на дельфиний. Шея подвижная. Сохранившаяся передняя пара пятипалых конечностей преобразовалась в ласты. Пальцы одеты общим кожным покровом. Ламантины обладают рудиментарными ногтями, отсутствующими у дюгоней. Передние конечности подвижны в плечевом, локтевом и кистевом суставах, что отличает сирен от китообразных. Задние конечности отсутствуют, в ходе эволюции сохранились только рудименты тазового пояса. Хвост имеет форму ложки у ламантинов и двухлопастный у дюгоней. Голова некрупная, с относительно небольшим ртом на нижней стороне головы; ноздри располагаются на конце морды. Хорошо развитая верхняя губа образует мягкий хоботообразный «губной диск», снабжённый вибриссами. Глаза небольшие, с подвижными веками, без ресниц, мигательная перепонка хорошо развита. Шкура толстая, складчатая, практически полностью лишена волос, с толстыми вибриссами. Сильно развита подкожная жировая клетчатка.
Длина тела взрослых особей составляет 2,8—3,5 м. Обыкновенный и африканский ламантины весят от 1000 до 1500 кг. Рекордсменом среди сирен была вымершая стеллерова корова, которая вырастала до 7,6-8 м, а её масса достигала 3,5 тонн.
Кости скелета плотные и тяжёлые, что в совокупности с длинными и тонкими лёгкими помогает преодолевать проблему плавучести. Череп с массивной ростральной частью, при этом носовое отверстие смещено вверх и назад. Ключица отсутствует, кости таза редуцированы. Ламантины уникальны среди других млекопитающих тем, что у них 6, а не 7 шейных позвонков.
Зубная формула у дюгоня: I1/0 C0/0 P0/0 M2–3/2–3 = 10–14. Взрослые дюгони имеют всего несколько коренных зубов, моляров, своей формой напоминающих колышки, и расположенных на задней части челюстей. Молодые особи, помимо этого, обладают премолярами, выпадающими в первые годы жизни. У взрослых самцов присутствует пара «бивней» — резцов, выступающих вперёд из-под верхней губы. Функция этих зубов, вероятно, заключается в стимулировании самок во время сезона спаривания.
Плавающие стебли речной травы, которыми питаются ламантины, содержат кремнезем — абразивную защиту от травоядных животных, которая вызывает быстрое стирание зубов. Для противодействия данному фактору ламантины выработали уникальное приспособление, минимизирующее эффект стирания: в течение всей их жизни старые зубы, расположенные спереди, выпадают, а их место занимают задние.
Переднюю часть нёба и нижней челюсти, а также верхнюю часть небольшого языка покрывают роговые пластины, использующиеся для перетирания пищи.
Желудок не имеет разделения на камеры или отделы. Кишечник чрезвычайно длинный — более 45 м у ламантинов. Между тонким и толстым кишечником располагается большая слепая кишка с парными слепо заканчивающимися карманами. Бактериальное переваривание целлюлозы происходит в этой задней части пищеварительного тракта и позволяет представителям всех четырёх видов перерабатывать большие объёмы относительно низкокачественной пищи.
СЛОВАРЬ
СИРЕНЫ (Σειρήνες) в греческой мифологии демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз: Мельпоменой (Apollod. I 3, 4), Терпсихорой (Apoll. Rhod. IV 893- 896) или дочерью Стеропа (Apollod. I 7, 10). С. миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. Число их колеблется от двух-трех до целого множества (Apoll. Rhod. IV 892 след.). Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых С. заманивают пением. С. ублажали некогда богиню Деметру (IV 896-898). Мимо острова С. проплыл Одиссей, привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей (Hom. Od. XII 166-200). Когда аргонавты плыли мимо острова С., Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на форминге (или лире); один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасен Афродитой, поселившей его в Лилибее (Apoll. Rhod. IV 900-919). С. сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические С. превращаются в сладкоголосых мудрых С., каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Plat. R. Р. Х 617 b).Лит.: Рlсаrd С., Nereides et Sirènes, в кн.: Annales de l’école des Hautes Etudes de Gand, Gand, 1938, p. 126-153; Buschor E., Die Musen des Jenseits, Münch., 1944; Маrot К.,The Sirens. «Acta ethnographica Academiae sclentlarum Hungaricae», 1958, № 7, p. 1-60. Л. Ф. Лосев.
ИМЕНА СИРЕН
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Θελξιοπη | Thelxiopê | Thelxiope | Charming Voice (thelxis, ops) | Очаровательный голос |
Θελξινοη | Thelxinoê | Thelxinoe | Charming-the-Mind (thelxis, noos) | Очаровывающий разум |
Θελξιεπεια | Thelxiepeia | Thelxipea | Charming- (thelxis, ) | Очаровательный |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Μολπη | Molpê | Molpe | Song (molpê) | Песня |
Πεισινοη | Peisinoê | Peisinoe | Affecting-the-Mind (peisis, noos) | Воздействующий на разум |
Αγλαοφωνος | Aglaophônos | Aglaophonus | Splendid Sounding (aglaos, phônê) | Великолепное звучание |
Греческое имя | Транслитерация | Латиница | Английский | Перевод |
Λιγεια | Ligeia | Ligeia | Clear-Toned (ligeios) | Чистый тон |
Λευκωσια | Leukôsia | Leucosia | White-Stuff (leukê, ôsia) | Белое вещество |
Αγλαοπη | Aglaopê | Aglaope | Splendid Voice (aglaos, ops) | Великолепный голос |
Παρθενοπη | Parthenopê | Parthenope | Maiden Voice (parthenos, ops) | Девичий голос |
ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сирены в современной культуре
В современном мире образы сирен распространены во многих произведениях искусства. Нередко авторы обращаются напрямую к античным первоисточникам, чтобы воссоздать точный образ существа. Морские девы-губительницы в наши дни не забыты.
Кадр из сериала «H2O: Просто добавь воды»
Поп-культура нередко берет за основу популярный миф о полуженщинах-полурыбах, как, например в сериале «H2O: Просто добавь воды». Сценаристами была взята концепция трёх сестер с необыкновенными способностями. Весь сюжет сериала построен вокруг тайн острова.
Популярная линейка игр серии «Ведьмак» описывает морских сестер такими же опасными губительницами, как и в греческих мифах. Только в «Ведьмаке» они гораздо более многочисленны. В каждом произведении эти существа описаны по-своему, но неизменной остается их женская природа, манящая и опасная.
В целом, сирены — это опасные существа из легенд Древней Греции. Они оставили неизгладимый след в мировом фольклоре. Образ этих существ по-прежнему появляется в произведениях искусства и масс-культуре.
Помощь Орфея
А вот в послегомеровский период авторы древних поэм начинают несколько иначе объяснять спасение Одиссея. Секрет успеха моряков скрывался в том, что вместе с ними на судне находился Орфей, великолепный бог-музыкант. Играя на своей волшебной лире, он заглушал песню сирен, а потому все участники похода остались в живых. Этот сюжет запечатлён на картине Гербера Драппера «Орфей и сирены», где коварные «русалки» безуспешно пытаются остановить корабль, который стал для них неуязвимым.
Совершенно иными сирены показаны в творениях Софокла. Он говорит о них как о священных девах, что знают все законы бытия. Проживают сирены в подземном царстве, а своим пением поддерживают высшую гармонию, что царит во Вселенной.
Сирены — происхождение и характерные черты
Эти существа олицетворяют прекрасную, изменчивую и коварную гладь моря — мореплаватели не раз сталкивались с тем, что надежная, на первый взгляд, глубина оказывалась мелью или, того хуже, таила в себе острые утёсы. Сирены относятся к миксантропичным существам — их тела являются наполовину женскими, наполовину птичьими. В некоторых легендах они имеют рыбьи хвосты, чем напоминают русалок.
В «Одиссее» Гомер писал, что сирен было двое, но по именам он их не называл. Позже их стало трое, как и горгон. Старшую звали Персинойей, среднюю — Аглаофой, а младшую — Телскепией. Первая в совершенстве владела игрой на кифаре, другая обладала красивым голосом, а третья завораживала игрой на флейте. Кроме этого, они обладали завораживающим взглядом. По другим мифам, сирен звали Парфенопой, Лигейей и Левкосией.
Кто породил созданий чарующих пением, доподлинно неизвестно — это мог быть Форкий, или хтоническая богиня Кето, или божество Ахелой. Иногда их матерью легенды называют одну из муз — Мельпомену, Терпсихору или Каллиопу. Кроме этого, мифы указывают на то, что матерью сирен могла быть Стеропа, а также Гея.
Форкий
Форкий являлся морским хтоническим (подземным) божеством, царствовавшим до пришествия Посейдона, он олицетворял бурное море, все его чудеса и ужасы. В большинстве мифов, его породили Уран и Гея. Его сестра и супруга Кето — злобная богиня морской пучины. Эта супружеская пара властвовала над штормами, отчего их боялись и старались умилостивить моряки. Ради развлечения Форкий и Кето могли направить морских чудовищ на моряков. Помимо них, они породили горгон, грай, гесперид, стоглавого дракона Ладона, а также мать всех чудовищ — Ехидну.
Другой возможный отец, Ахелой, был могущественным божеством рек, потомком Тефии и Океана, или же сыном Океана и Геи, или Геи и Гелиоса. От союза Ахелоя с Мельпоменой или Терпсихорой появились сирены. В своих странствиях Геракл сражался с Ахелоем. Бог принял облик быка, чтобы бороться с героем, но Геракл сломал ему один из рогов и спас царевну Деяниру от нежеланного ухажера.
Кадр из фильма «Пираты карибского моря»
Различные облики принимал и Форкий — таким образом, возможные отцы сладкоголосых созданий были оборотнями, отсюда проистекает двойственность в описании их звериных частей. Послегомеровские сказания о сиренах описывают их как дев с крыльями птиц, или женщин, похожих на русалок, или дев с человеческими головами, но птичьими телами и ногами. От отца они унаследовали яростный, стихийный, необузданный нрав, а мать-муза подарила свой чарующий голос.
В некоторых легендах указано, что сирены обрели полуживотный облик в результате проклятья. Если верить сказаниям, они составляли свиту Персефоны, а после ее похищения Аидом бесцельно слонялись по земле. В конце концов, они присоединились к Аполлону. Разозленная потерей дочери Деметра прокляла сирен, отчего у них выросли птичьи крылья.
Существует иная версия этой легенды — боги превратили сирен в птиц за отчаянные поиски пропавшей богини, поскольку сам Зевс позволил брату похитить её. Или же проклятье наслала Афродита, поскольку они отвергали замужество. По третьей версии, новый облик был желанием самих сирен, которое было исполнено богами.
Эволюция и классификация сиреновых
Самые древние останки сирен датируются меловым периодом (165–65 миллионов лет назад), они были найдены в Вайоминге, Монтане (хаброзавр – лат. Habrosaurus dilatus) и Судане. Род сирен и первые останки четырех основных видов датируются эоценом (54 – 38 миллионов лет назад) в Вайоминге; миоценом (28 – 5 млн лет назад) во Флориде и Техасе; плиоценом (5 – 1.8 млн лет назад) во Флориде. Полосатые сирены (лат. Pseudobranchus) — два их вида известны по останкам из плиоцена и по сегодняшний день они встречаются на юговостоке США. Чаще всего в качестве останков этих животных находят их позвонки.
В 1962 году поступило предложение отнести сиреновых к отряду Trachystomata, отделив от остальных хвостатых. Но эта идея была отвергнута так как не имела научного обоснования.
Единое решени по поводу места сирен в классификации отряда саламандр и тритонов (хвостатых) так и не было принято. Их личиночное обличие затрудняет оценку, а отсутствие информации о способе оплодотворения, усугубляет проблему. В различных недавних исследованиях это семейство принимают за сестринский таксон всех других саламандр, но информация о способе оплодотворения (если она появится) может серьезно повлиять на классификацию.
Классификация по родам
Род сирен (Siren) с видами: большой сирен (S. lacertina – описан в 1767 году) и Карликовый сирен (S. intermedia) сейчас имеет три подвида и был описан Барнесом в 1826 году.
1. Большой сирен. 2. Полосатый сирен. 3. Карликовый сирен.
Род Pseudobranchus, содержащий вид полосатый сирен (Pseudobranchus striatus – описан Ле Конте в 1824 году), был описан в 1825 году и состоял из нескольких подвидов, которые в значительной степени выделялись своим неярким полосатым цветным узором, в честь которого они и получили название в дальнейшем. Это положение дел сохранялось до 1993, когда виды были поделены на Pseudobranchus axanthus с двумя подвидами, каждый с 32 хромосомами, и Pseudobranchus striatus с тремя подвидами, каждый с 24 хромосомами. Другие отличия, помимо хромосом, у этих видов практически отсутствуют, поэтому вся дальнейшая информация будет о P. striatus, но все факты будут верны и для второго вида.
Подсемейства не выделяются.
Угрозы
Все виды сирен являются объектами охоты для местных жителей побережья. Есть документально подтвержденные случаи с участием коренных жителей Северной и Центральной Америки. Мясо сирен служит пищей, а кожа и другие части тела используются в обиходе. Уильям Дампир, известный корсар и британский путешественник, описал в своем путешествии в 1681 карибских ламантинов Мексиканского и Панамского заливов. Он также описал охоту на этих животных народом Мискито (проживают на территории современных Никарагуа и Гондураса), с последующим употреблением мяса в качестве пищи и использование грубой кожи в быту. При этом путешественник подчеркивал, что не было чрезмерного убоя, а только строго необходимое для пропитания количество животных.
С момента своего открытия Стеллерова морская корова стала
объектом преследований охотников на тюленей, в результате было истреблено
бесчисленное количество особей. Последние животные исчезли в 1768 году всего
через двадцать семь лет после того, как Георг Вильгельм Стеллер открыл этот вид.
В настоящее время МСОП классифицирует сохранившиеся виды как уязвимые. Самая большая угроза для них — это уже не охота, а, особенно для ламантинов в Карибском бассейне, спортивные лодки, которые гребными винтами наносят серьезные травмы при приближении животных к поверхности. На побережье США в Мексиканском заливе созданы защитные зоны, ограниченные видимыми знаками.
Другая угроза — ухудшение их среды обитания человеком.
Поскольку для удовлетворения своих пищевых потребностей сирены нуждаются в
огромном количестве водных растений, им требуется чистая вода. Загрязнение
снижает качество воды в местах обитания сирен. Особенно в Южной Америке и
Африке реки все больше загрязняются и полны токсичных веществ, поэтому места,
богатые водными растениями, становятся все более редкими.
Символика образа в разное время
В средние века
В Средние века на арену вышло Христианство и большинство греческих и римских легенд было переосмыслено и переиначено на новый лад. Не обошло это и мифы о сиренах.
Авторы нового толкования провели прямую параллель между Одиссеем и Христом, а мачту, к которой тот был привязан, сравнили с крестом, на котором был распят Спаситель. Сиренам досталось роль метафорически выраженных плотских желаний и соблазна.
Веревки и цепи, сковывающие героя, — это вера, сила которой помогла ему удержаться от соблазна.
В современной культуре
Образ мистических существ не остался без внимания и в современной культуре. Несмотря на то, что вера в греческие мифы давно канула в Лету, сирены все еще притягивают к себе интерес современного человека.
История о морской нечисти не так давно была блестяще обыграна в американском фильме ужасов 2018 года «Сирена». А в 2006 году вышел одноименное, не менее захватывающее кино про это мифическое существо от японского режиссера Юкихико Цуцуми.
В 2002 году идея существования звонкоголосых полуженщин-полуптиц, одним лишь звуком своего пения способных свести с ума сотни моряков, была интересна обыграна в триллере Лафлэнда «Сирены».
Древнегреческие нимфы привлекают внимание не только режиссеров, но также художников и музыкантов по всему миру. Например, в 1999 году живописец Владимир Овчинников посвятил им целую серию работ
А в 1900 году композитор Клод Дебюсси использовал образ сирен во второй части своего триптиха «Ноктюрны».
Мифология[]
Сирены — в древнегреческой мифологии демонические существа, верхняя часть тела которых была женской, а нижняя рыбьей. Также изображались с крыльями.
Сирены олицетворяли собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Унаследовали от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».
Происхождение
Отцом сирен считали морского бога Форкия, или они — дети Ахелоя и: либо одной из муз (Мельпомены, или Терпсихоры, или Каллиопы), либо Стеропы (дочери Порфаона), либо Геи, либо Кето.
Превращение
В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели последний облик.
Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.
По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.
Сирены и мореплаватели
Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.
В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее
Гибель сирен
Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в «Одиссее». Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями. Сам Одиссей избежал коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи: он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте.
Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утёсы, либо сбросили перья и утопились.
Истолкования
Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной.
В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами.
По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом.
Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках.
Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены».
В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах, но чаще употребляются как щитодержатели.
Число сирен
Согласно описанию Гомера, сирен было две. Он рассказывает о них в двойственном числе, но имен не приводит. Позднее называли трёх сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Телксиепия. Одна из них играла на кифаре, другая пела, третья играла на флейте. Помимо музыки, сирены завораживали моряков своим взглядом.
В других мифах называются имена сирен Парфенопа, Лигейя и Левкосия. В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании) существовал храм сирен, а возле Неаполя (Парфенопы) показывали гробницу сирены Парфенопы.
Музу Сирену упоминал Алкман.
Внешний вид
Статуэтка стонущей сирены из Мирины , I век до н.э.
Считалось, что сирены выглядят как сочетание женщин и птиц в различных формах. В раннем греческом искусстве они изображались в виде птиц с большими женскими головами, птичьими перьями и чешуйчатыми ногами. Позже они были представлены в виде женских фигур с птичьими лапками, с крыльями или без них, играющих на различных музыкальных инструментах, особенно на арфах и лирах .
В англо-латинском каталоге седьмого века Liber Monstrorum говорится, что сирены были женщинами от головы до пупка, а вместо ног у них были рыбьи хвосты. Византийская энциклопедия X века Суда говорит, что сирены от груди вверх имели форму воробьев , а под ними были женщины или, наоборот, что это были маленькие птички с женскими лицами.
К средневековью фигура сирены превратилась в непреходящую фигуру русалки .
Первоначально сирены изображались как мужские или женские, но мужские сирены исчезли из искусства примерно в пятом веке до нашей эры.
Римский историк первого века Плиний Старший считал сирены чистой басней, «хотя Динон, отец Клеарха, знаменитого писателя, утверждает, что они существуют в Индии , и что они очаровывают людей своей песней, и, сначала убаюкивая чтобы уснуть, разорвите их на куски «. В своих записных книжках Леонардо да Винчи писал: «Сирена поет так сладко, что убаюкивает моряков; затем она забирается на корабли и убивает спящих моряков».
Одиссей и сирены, одноименная ваза художника сирен , ок. 475 г. до н.э.
Английский художник Уильям Этти изобразил сирен в виде молодых женщин в полностью человеческом обличье в своей картине 1837 года «Сирены и Улисс» — практике, скопированной будущими художниками.
Мифология существ
Мифы гласят, что сирена — это женщины, очень похожие на нимф. Они находились на острове в море и приманивали проплывающих мимо моряков. Обворожительные девушки пели песни необычайной красоты, дополняя мелодию игрой на лире и других нежных музыкальных инструментах. Их песня становилась настолько притягательной, что мужчины не могли удержаться от соблазна подплыть поближе к прекрасным существам. У них полностью затуманивался мозг, они не видели никого и ничего вокруг себя, их тянуло с огромной силой к острову.
Но тут их постигало разочарование: на пути к берегу корабль попадал на острые, беспощадные скалы, подводные рифы и разбивался вдребезги. Весь остров, на котором находились сирены, был усеян костями бывших матросов и капитанов, обломками их суден.
По некоторым сведениям, Зевс подарил чудным сиренам остров Анфемоэссу. Он находился между владениями Цирцеи и Сицилией. Это была довольно скалистая морская местность, которая не представляла особого интереса для людей. Они предпочитали проплывать мимо него (до того, как на нем поселились существа).
У них была договоренность с богами — как только хоть один смертный проплывет мимо их берега и не погибнет от их пения, то они сами должны умереть. Таким смертным впоследствии оказался Одиссей.
Количество существовавших сирен не известно. Оно варьировалось от 2—3 до десятков. Люди интерпретировали образ по-разному. Они высекали их изображения на гробницах и надгробиях, считая их ангелами смерти, которые поют погребальные грустные песни под лиру.
Это борьба за выживание, соперничество и хищная сила. Красивое пение должно насторожить путника, ядовитые цветы тоже очень красивые и приятно пахнут. Не зря в современном мире сигнал, который обозначает угрозу, называют сиреной.
Встречаются сирены всегда в море. Это связано с тем, что море обезоруживает путника, утомляя его, поэтому мужчины и поддаются на их уловку. Для них это что-то новое, необычное в череде серых будней. Они давно отвыкли от женской ласки, им трудно устоять перед красивыми девушками с чудесным пением.