Гугеноты — это кто такие, с кем воевали, отличие от католиков

Реформация во Франции: гугеноты и католики

С историей религиозных войн во Франции 16-го столетия следует знакомиться не только как с прямым противостоянием двух мировоззрений. Социальные и династические проблемы в королевстве напрямую повлияли на развязывание кровавых смут.

Обстановка вокруг французского королевства в середине 16-го века, мягко говоря, была непростой. Реформация в Германии и последующие серьёзные столкновения внутри империи, напряжённость в отношениях с испанскими Габсбургами и, наконец, долгие и изнурительные Итальянские войны (1494−1559).

Идеи немецкого богослова Мартина Лютера были поддержаны частью французского клира и учёными-гуманистами. В первые десятилетия 16-го века благодаря филологу и богослову Жаку Лефевру д’Этаплю и будущему епископу Мо Гийому Бристоне сложился кружок евангелистов, сторонников обновления и реформы церкви.

К новому интеллектуальному и духовному движению примкнули придворные, чиновничество, мелкое дворянство, низший клир, купцы и ремесленники. Как правило, наибольшее распространение реформаторские идеи получили на юге и юго-западе Франции. Двор Маргариты Наваррской, сестры короля Франциска I, стал местом притяжения протестантов в 1530—1540-х.

Жан Кальвин. (pinterest.ru)

Деятельность Жана Кальвина получила широкую популярность в королевстве. Многие слои населения сочли идеи богослова удобными и понятными. Но уже в 1534 году короля стали беспокоить листовки, в которых оскорблялась католическая месса. Монарха подобная ситуация перестала устраивать: за пределы страны был выдворен Кальвин, а по отношению к сторонникам его вероучения применялись репрессии. Уже в 1547 году власти создают «Огненную палату», которая поставила своей целью искоренить сторонников идей Реформации: кальвинистов приравняли к еретикам.

В июне 1559 года, сразу после завершения Итальянских войн, король Генрих II подписал Экуанский эдикт, который давал возможность специальным комиссарам применять репрессивные меры по отношению к протестантам. Тем не менее приток кальвинистов из Женевы только увеличился.

Свадебные торжества в семье короля (замуж были выданы его сестра и дочь), которые закрепляли положения Като-Камбрезийский мир с испанской короной, закончились трагедией. 30 июня 1559 года Генрих II на турнире получил смертельное ранение.

Фактически с этого момента можно отметить начало открытого противоборства между двумя лагерями. Оппозиция никогда себя не называла «гугенотами»: это ругательство в отношении протестантов придумали их противники. В свою очередь сторонники нового вероучения оставили своим врагам прозвище «паписты».

Лидерами гугенотов (от нем. Eidgenossen — сотоварищи) стали принцы крови из династии Бурбонов — потомков знаменитого монарха Людовика IX Святого. Антуан Наваррский, его сын Генрих, Луи Конде и три брата Колиньи — адмирал Гаспар де Колиньи, Франсуа д’Андело и кардинал де Шатийон стали самыми влиятельными фигурами в лагере французских протестантов. Боковая ветвь Валуа считала себя незаслуженно отстранённой от династической политики королевского двора.

Антуан де Бурбон, 1560 г. Портрет работы Франсуа Клуэ. (замок По, Франция)

Касаемо «папистов»: главными действующими лицами в этом лагере были герцоги Гиз-Лотарингские (герцог Франсуа Гиз и его брат кардинал Шарль Лотарингский) и королева-регентша Екатерина Медичи, которая избрала для себя роль арбитра в этой смуте.

Причины гугенотских войн

См. также статью Гугеноты и Реформация во Франции

Они, однако, лишь увеличили число сторонников реформы, которая, наконец, нашла себе и определённую догму в учении Кальвина. Кальвинизм распространился по Франции так быстро, что ко времени смерти Генриха II (1559 г.) уже успел свить себе прочное гнездо на юге и на западе, попав на очень удобную почву. Примерно тогда же за французскими кальвинистами и укрепляется наименование «гугенотов».

Мир в Като-Камбрези (1559) прекратил войны Франции с Испанией и закрыл французам дорогу в Италию. По этой причине воинственное дворянство оказалось не у дел. Тяга к феодальному самоуправству никогда не умирала в нём, и централизаторская деятельность таких королей, как Людовик XI или Франциск I, всегда вызывали глухой протест. Буржуазия, бывшая верной союзницей королевской власти, представляла меньше оппозиционных элементов, но на юге и западе – в Лангедоке, Дофине, Провансе, Оверни, Гиени, Пуату, где попытки усилить монархическую власть встретились с вольностями провинций и городских общин, буржуазия была настроена далеко не миролюбиво. Неудачные правительственные меры, обременение налогами, придворный фаворитизм подогревали назревающую оппозицию. На эту-то почву и упало зерно проповеди Кальвина.

Жан Кальвин, основоположник религиозного учения гугенотов

Если раньше гугенотское движение было крайне разбросано и распространялось преимущественно среди низших классов, главным образом, ремесленников, то с конца 1550-х годов, оно собирается и находит сторонников в первую очередь среди дворянства и богатых горожан, которым очень нравилась олигархическая направленность кальвинизма. Дворяне-гугеноты раскинулись по всей Франции, а гугенотская буржуазия сосредоточилась преимущественно на юге и на западе. Однако, первое время знать была мало организована для того, чтобы создать компактную партию, а буржуазия не пользовалась для этого достаточным влиянием. Руководство партией гугенотов перешло почти исключительно в руки пасторов во главе с близким соратником Кальвина Теодором Безой. Они и успели за последние годы Генриха II и за кратковременное царствование Франциска II настолько сплотить группировку, что при Карле IX она могла уже вступить в борьбу с правительством.

Гугеноты и католики – в чем разница?

Отметим лишь наиболее существенные различия между представителями враждовавших между собой направлений христианства, выразившиеся в их взглядах на основные таинства и веру в целом. Так, относясь к вопросу спасения души с изрядной долей прагматизма, католики полагали, что она достигается лишь конкретными делами. Гугеноты же считали, что для обретения вечного блаженства человеку достаточно богоугодных помыслов и искренней веры.

Разными были для них и источники вероучений

С точки зрения гугенотов, вся необходимая информация содержалась в Библии, и никаких дополнений к ней не требовалось, тогда как их оппоненты-католики настаивали на важности богословских трудов. Однако основным яблоком раздора служило отношение к самой церкви

Гугеноты учили, что она не является непременным условием спасения души, и истинно верующему человеку не требуются пышные богослужения и сложные обряды. Католики же считали такой подход ересью и утверждали, что Господь посылает людям благословение через римского папу, и только для его приверженцев могут быть открыты врата рая.

Гугеноты первые воплотили современное использование слова “беженец”

К 1685 Людовик XIV чувствовал себя триумфально. По его мнению, преследование французских кальвинистов окупилось. Людовик издал указ объявивший протестантизм незаконным в его владениях и запретивший мирянам эмигрировать. Запрет на эмиграцию не был особенно эффективен.

К началу восемнадцатого века более 150 000 человек бежали из своей родной страны. Соседние державы с протестантским большинством, такие как Англия и Нидерланды, приветствовали их. Презирая тесные связи Франции с католической церковью.

Именно с этого момента в истории слово “беженец” (от французского réfugié ) вошло в обиход в английском языке.

Около 2000 гугенотов бежали в американские колонии

Бегство в Северную Америку не было первым выбором большинства французских беженцев. В конце концов, это был целый океан от их родины. Тем не менее, некоторые гугеноты все-таки совершили путешествие через Атлантику.

Примерно две тысячи французских протестантов совершили трансатлантический переход между 1680 годом и началом восемнадцатого века. Эти вновь прибывшие собрались в определенных регионах Британской Северной Америки. Наиболее известные районы расселения гугенотов включали Нью-Йорк, Новую Англию, Южную Каролину и Вирджинию.

Попав в Северную Америку, гугеноты впервые попытались основать собственные поселения. Некоторые из этих городов существуют до сих пор. Другим не так повезло. Изолированные деревни довольно быстро распались из-за вооруженных конфликтов или внутренней борьбы.

Французская церковь в Бостоне просуществовала немного дольше. Но в конце концов распалась в середине восемнадцатого века из-за нехватки средств и сокращения числа прихожан.

Варфоломеевская ночь

В 1572 году, чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи, королева Франции, решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского (лидера гугенотский войн этого периода). Временно во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева Наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.

На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим, в последствии, и были вызваны события Варфоломеевской ночи.

По мнению историков, в планы королевы-матери не входила массовая резня гугенотов. Первоначально планировалось устранение Колиньи и ещё примерно десятка основных военных предводителей гугенотов, а также захват номинальных лидеров гугенотской партии. Но ненависть парижского населения к гугенотам, а также давняя вражда семейных кланов Колиньи и Гизов превратили намечавшуюся акцию в массовую резню.

Сигнал к началу устранения опасных гугенотов прозвучал с колокольни церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа. Волна насилия прокатилась по Парижу, а позже и по другим городам и сёлам и вылилась в кровавую бойню в масштабах всей страны, длившуюся на протяжении нескольких недель. Количество жертв до сих пор служит предметом споров среди историков, однако, по мнению большинства из них, число жертв варьируется от 5 000 до 30 000 человек.

Легко узнаваемые по чёрным одеждам, гугеноты становились лёгкой добычей для обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Город оказался во власти разбушевавшейся черни. Мёртвых раздевали — многим хотелось ещё и поживиться одеждой. В таком хаосе можно было спокойно ограбить соседа, разделаться с кредитором, а то и с надоевшей женой. Никто уже не отслеживал, кто гибнет под шпагами, гугенот или католик. В конце концов король приказал немедленно навести порядок на улицах Парижа.

Резня стала коренным переломом в Религиозных войнах во Франции. Гугенотам был нанесён сокрушительный удар, в результате которого они лишились многих из своих видных предводителей. Варфоломеевская ночь была “самой ужасной религиозной резнёй столетия”, во всей Европе она “оставила в умах протестантов неизгладимый след и мнение, что католицизм был кровавой и предательской религией”.

Гугенотство после Генриха IV

Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее, гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Конде и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности.

XVII век

В 1617 году католическое духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась католическая религия в чисто протестантском Беарне; гугеноты должны были возвратить католикам церковное имущество, бывшее в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду их неподчинения эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Гугеноты увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие бездарности своих предводителей терпели постоянные поражения.

Тем не менее, заключённый в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченного имущества; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и гугеноты восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение.

После непродолжительного перемирия война снова разгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней гугенотов — Ла-Рошелью. По Алесскому договору гугеноты должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им была дана амнистия и предоставлена свобода вероисповедания.

При Ришелье и Мазарини гугеноты беспрепятственно пользовались своими правами; но Людовик XIV начал постепенно ограничивать права гугенотов, а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путём, пока и сам Нантский эдикт не был отменён в 1685 году по эдикту Фонтенбло.

Беженцы

Основная статья: Реформаты-беженцы

Множество гугенотов спаслось бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем, Франция потеряла 200 000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Часть гугенотов через Голландию перебралась в Капскую колонию, где положили начало местному виноделию.

XVIII век

Камизары

Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 году в Севеннских горах так называемое восстание камизаров под руководством Жана Кавалье.

Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько глубокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты.

Новая эмиграция

В 1752 году правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершённые реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую волну эмиграции; общественное мнение заставило правительство взять своё постановление обратно.

Узаконивание прав

Гражданские права были возвращены гугенотам ноябрьским эдиктом 1787 года. Революция 1789 года предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправие, и даже Реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства.

XIX век

Правда, в начале правления Людовика XVIII протестантов постоянно смещали с должностей, особенно на юге Франции и в окрестностях Нима, и даже были отдельные случаи нападения черни на гугенотов вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов; но с тех пор подобные явления не повторялись.

XXI век

В настоящее время во Франции существует несколько десятков протестантских организаций. Из них только три организации считают себя продолжателями дела гугенотов:

  • Реформатская церковь Франции (L’Église Réformée de France, ÉRF), заявляющая о 350000 приверженцев. В настоящее время отошла от чистого кальвинизма и сближается с лютеранскими церквями.
  • Протестантская реформатская церковь Эльзаса и Лотарингии (Église protestante réformée d’Alsace et de Lorraine, EPRAL) с незначительным числом приверженцев.
  • Национальный союз независимых евангельских реформатских церквей Франции (Union nationale des Églises réformées évangéliques indépendantes de France, EREI) с небольшим числом приверженцев.

Гугенотство после Генриха IV

Хотя Людовик XIII и подтвердил этот эдикт, тем не менее, гугеноты под влиянием честолюбивого дворянства поддержали восстание принца Генриха II Конде и успокоились только тогда, когда были подтверждены их права и вольности.

В 1617 году католическое духовенство убедило короля издать эдикт, которым вводилась католическая религия в чисто протестантском Беарне; гугеноты должны были возвратить католикам церковное имущество, бывшее в их руках уже в течение 50 лет. Ввиду их неподчинения эдикту король сам прибыл в Беарн и силою заставил привести его в исполнение. Гугеноты увидели в этом открытый вызов к войне и взялись за оружие, но вследствие бездарности своих предводителей терпели постоянные поражения.

Тем не менее, заключённый в Монпелье мир предоставил им полную амнистию и возврат захваченного имущества; запрещалось только без предварительного согласия короля устройство религиозных сборищ. Король не выполнил многих условий договора, и гугеноты восстали снова; их флот под начальством Субиза разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам потерпел полное поражение.

После непродолжительного перемирия война снова разгорелась. Несмотря на морскую помощь Англии, королевские войска овладели главной твердыней гугенотов, Ла-Рошелью. По Алесскому договору гугеноты должны были срыть крепостные укрепления Кастра, Монтобана, Нима и Юзеза, за что им была дана амнистия и предоставлена свобода вероисповедания.

При Ришелье и Мазарини гугеноты беспрепятственно пользовались своими правами; но Людовик XIV начал постепенно ограничивать права гугенотов, а после смерти Кольбера их стали обращать в католичество насильственным путем, пока и сам Нантский эдикт не был отменён в 1685 году по эдикту Фонтенбло.

Множество гугенотов спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем, Франция потеряла 200 000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 году в Севеннских горах так называемое восстание камизардов под руководством Жана Кавалье. Несмотря на все стеснительные меры, протестантизм удержался во Франции. Людовик XV по настоянию иезуитов издал несколько новых декретов против еретиков; но дух гуманности пустил настолько глубокие корни, что даже королевские чиновники не в состоянии были исполнять эти декреты.

В 1752 году правительство сделало последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и предписав произвести их вновь католическому духовенству. Эта мера вызвала новую волну эмиграции; общественное мнение заставило правительство взять своё постановление обратно.

Революция 1789 года предоставила протестантам все политические права, которых они были так долго лишены. Кодекс Наполеона узаконил их равноправие, и даже Реставрация признала за реформатами свободу совести и гарантировала их священникам жалованье от государства.

Правда, в начале правления Людовика XVIII протестантов постоянно смещали с должностей, особенно на юге Франции и в окрестностях Нима, и даже были отдельные случаи нападения черни на гугенотов вследствие подстрекательства ультрароялистов и ультрамонтанов; но с тех пор подобные явления не повторялись.

Под скипетром лицемерного короля

Желая искоренить в стране религиозное инакомыслие, он возобновил преследование гугенотов и бросил против них всю имевшуюся в его распоряжении армию. Однако новоиспеченный монарх не учел того, что на момент его прихода к власти совершенно иным стало соотношение сил между католиками и гугенотами. В чем разница? Прежде всего в том, что на сторону протестантов перешел вместе со своими вооруженными подразделениями Генрих Наваррский, свадьба которого стала начальным этапом трагедии Варфоломеевской ночи, а герцог Конде привел к границе Франции многотысячный немецкий корпус. Католики же, спровоцировавшие в стране очередную войну и вызванный ей экономический упадок, стремительно теряли своих сторонников.

В результате после первой же череды поражений Генрих III был вынужден пойти на всесторонние уступки мятежникам и на всей территории Франции, за исключением Парижа, легализировать богослужения, совершавшиеся протестантами, а в дополнение к прежним опорным пунктам передать им еще восемь крепостей. Наступило временное затишье, прерванное в скором времени новыми вспышками насилия. Однако следует отметить, что в основе конфликтов, внешне имевших форму религиозных войн, зачастую лежали политические амбиции и шкурные интересы вождей обеих группировок.

Так, став во главе «Католической лиги», созданной в 1576 году для противодействия гугенотам, Генрих III скоро убоялся возрастающего влияния ее основателя герцога де Гиза и, ничуть не смутившись, переметнулся на сторону протестантов. В ответ на это сторонники французского католицизма обратились за военной поддержкой к испанскому королю и получили ее, в ущерб национальным интересам провозгласив наследником престола престарелого кардинала Бурбонского, неспособного проводить самостоятельную политику, но весьма угодного Мадриду.

ГУГЕНОТЫ

Страница 1 из 12

ГУГЕНОТЫ – движение, возникшее в протестантизме, на основе кальвинизма; неофициальное название протестантов во Франции в XVI–VIII вв. Происхождение термина «гугеноты» исследователям неясно. Согласно одной из версий, появившейся в 1536 г. в Женеве (Швейцария), термины «Anguenotz» или «Eiguenots» являются искажённой формой немецкого Eidgenossen (союзники, соратники) – так называли себя женевцы, стремившиеся заключить союз с жителями Берна для защиты протестантской веры. Похожая этимология была предложена в 1621 г. Дж. Диодати: женевцы, недовольные правлением герцога Савойского, в 1519 г. называли себя Eiguenotz (Eydgnoss, Eidgenossen), т.е. соратниками, сторонниками народного правления. Во Франции термин стал употребляться не ранее 1560 гг. и получил другую интерпретацию: происхождение слова «гугенот» связывалось с именем Гуго Капета, первого французского короля из династии Капетингов, к которому возводил родство глава французских протестантов Генрих Наваррский (впоследствии французский король Генрих IV) в отличие от возглавлявших прокатолическую партию и претендовавших на французский престол герцогов Гизов. Таким образом, изначально термин не имел какого-либо религиозного значения. Считается также, что сначала так протестантов называли в насмешку, но с распространением Реформации оно стало самоназванием среди лютеран и кальвинистов. По мере того как развивалось военное и политическое противостояние католического и протестантского лагерей в религиозных войнах во Франции, термин «гугенот» стал применяться для обозначения политической оппозиции – гугенотской партии или гугенотской армии. В официальных документах королевской власти и католического (галликанского) французского духовенства в XVI–XVII вв. для обозначения гугенотов употреблялся официальный термин «религия, именующая себя реформированной». С началом эмиграции французских протестантов после отмены Нантского эдикта (1685 г.) в странах, принявших французских кальвинистов (Германия, Нидерланды, Англия), появляются так называемые гугенотские кварталы, населённые выходцами из Франции, впоследствии не обязательно протестантами. До настоящего времени сохранилась тенденция, когда потомки французских эмигрантов называют себя гугенотами с целью отличаться от протестантов местного происхождения. Во Францию реформационные идеи проникли достаточно рано, сочинения инициатора Реформации Мартина Лютера (1483–1546 гг.) стали известны в 1518 г., чему способствовала, с одной стороны, деятельность французских гуманистов, в своё время выступивших с призывом вернуться к истинным источникам христианской веры, прежде всего, к Библии (французский гуманист Жак Лефевр д’Этапль (около 1455–1536 гг.) высказывал идеи, близкие к реформационным, в 1512 сформулировал тезис об оправдании верой), с другой стороны, деятельность церковных кружков и семинаров, например, так называемого кружка в Мо, сложившегося в 1518 г. вокруг епископа Мо Гийома Брисоне и ставшего его викарием Лефевра д’Этапля. Епископ и его сторонники выступали за введение французского языка в литургию, способствовали распространению среди паствы французских переводов Евангелия, проповедовали возврат к идеалам раннехристианской церкви.

<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: