Что такое церковные соборы
Традиция церковных соборов началась в 50 году, когда апостолы, согласно книге Деяний, собрались вместе в Иерусалиме в день Пятидесятницы. С тех пор церковные иерархи встречались для решения серьезных проблем, касающихся всей церкви.
Но до сих пор эти собрания ограничивались лишь местными епископами. Никто до Константина не мог представить себе обсуждение вопросов вероучения на уровне всей Римской империи. Новый император собирался укрепить свою власть с помощью христианства, и масштабность была ему необходима.
Русское слово «вселенский» является переводом греческого «населенная земля». Для греко-римской империи это означало, что решения соборов принимались на всей известной им территории. Сегодня эти постановления считаются значимыми для всей христианской церкви. Православный мир признает решения семи соборов, католический — намного больше.
Об арианстве
Арианство — одно из течений в христианстве IV—VI веков н. э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына. Получило название по имени основателя — александрийского пресвитера Ария.
Исторический аспект
Арианство расходилось с основным течением тогдашнего христианства в интерпретации природы Христа: Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему: в арианстве Христос не единосущен Богу (греч. homoousion, в русскоязычной литературе — гомоусия), как утверждали оппоненты Ария александрийские епископы Александр и затем Афанасий, а лишь подобосущен ему (греч. homoiousion, гомойусия).
Сократ Схоластик (Церковная история, Книга 1, Глава 5 «О споре Ария с епископом Александром») пишет, что причиной утверждения Арием подобосущности бога-отца и бога-сына явился его спор с епископом Александром, утверждавшим, что «Святая Троица есть в Троице единица». Арий воспринял это утверждение как попытку распространения епископом монархианского учения Савеллия Ливийского о троице как о последовательных модусах единичного бога.
Сульпиций Север в своей «Хронике» описывает воззрения ариан таким образом:
То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира, стал причиной рождения Сына и по своей воле сущность свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал.
На I-м Никейском точно вселенском соборе (см. источник) в 325 г. арианство было осуждено и в качестве символа веры (Никейский символ) было принято учение о Единосущной Троице, однако впоследствии император Константин поддержал арианство, которое стало официальной версией христианства, поддерживаемого Римской империей вплоть до его повторного осуждения на Константинопольском точно вселенском соборе (см. источник) 381 г. при поддержке императора Феодосия I.
Арианские церкви после Константинопольского собора сохранились вне пределов Римской империи — в во-первых у германцев (готов, вандалов, бургундов), так, например, готское население остготского государста, основанного в Италии Теодорихом и вестготских владений в южной Галлии (Септимании) и Испании в VI в. придерживалось арианства.
Теологический аспект
Арианство являлось попыткой рационализировать (Сократ Схоластик называет Ария «человеком не без знания диалектики») христианскую догматику в духе субординационизма, то есть привнесением иерархичности отношений в Троицу. Следует отметить, что именно споры о природе Троицы, вызванные арианством, привели к утверждению Никейского символа веры: в течение III века субординационистские воззрения были достаточно распространены, так, например, их придерживался Ориген.
Вообще, III—IV века были временем кодификации христианства и выработки его догматики, при этом христианству, с одной стороны, было необходимо дистанцироваться от строго монотеистичных иудеохристианских течений не только в обрядовости (что уже было сделано последователями апостола Павла), но и в догматике и, с иной стороны , всячески избегать сходства с эллинским политеизмом.
Ситуация осложнялась необходимостью создать христианскую философию и теологию, согласованную, пусть и частично, с эллинским философским наследием.
Такое согласование христианства с философией давалось нелегко: знаменитое Credo quia absurdum est является парафразом Тертуллиана (De Carne Christi, 5.4):
Et mortuus est dei filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile. (И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно).
Григорий Назианзин описал как бы сложившуюся ситуацию (источник не известен) с догматом о Троице таким образом (Слово 3, Защитительное при бегстве в Понт):
В сём догмате для обязанных просвещать других — всего опаснее, чтобы нам, из опасения многобожия, заключив Божество в одну Ипостась, не оставить в учении своём одних голых имён, признав за одно Отца и Сына, и Святого Духа, а также, чрез уклонение в противное, разделив Божество на трёх или разнородных и друг другу чуждых, или неподчиненных и безначальных, так сказать, противоположных Богов, не впасть в равное первому зло, подобно тому, что бывает с кривым деревом, которое чрез меру гнут в противную сторону.
Комментарии
-
12ИМАМ :
30.01.2019 в 17:08
На смертном одре лгать не будешь, когда готовишься к встречи с Богом. Так Константин доказал правоту ариан. Отец и сын это уже кровная связь, а не духовная.
Ответить
- Лёша
10.09.2019 в 18:29
«Опасность ереси Ария состояла в том, что разрушая основной догмат христианства, оно фактически уничтожало его и возрождало язычество». Последнее выражение просто убивает своей наглой ложью. Как раз в язычестве присутствует множество богов, а не в арианстве. «Так, например, стоит отметить, что сжёгший арианские свитки император Константин Великий на смертном одре был крещён епископом-арианином». Доказательство того, что при Константине жгли христианские рукописи. Возможно это были оригиналы или точные копии новозаветных писаний. И последнее: бить по лицу своего оппонента, как это сделал Николай чудотворец, не по христиански.
Ответить
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Потомство
Определения веры
Во многих отношениях конфликт вокруг верований Ария в четвертом, пятом и шестом веках помогает определить центральное место христианской троицы в основном русле христианского богословия . Как первый крупный внутренний конфликт после легализации христианства, борьба между тринитарными никейцами и последователями Ария оставляет глубокий след в институциональной памяти церквей.
Спорный эпитет
Использование термина арианство в качестве полемического эпитета может привести к двум типам слияния и анахронизма .
Первый тип анахронического объединения, очень часто встречающийся в исторической литературе, религиозной или нет, состоит в противопоставлении арианцев либо « католикам », либо « православным », при раздельном использовании терминов предполагается, что одна из этих Церквей и только одна, которая цитируется, является единственным продолжателем церкви IV — го века . Использование только одного из этих терминов отвергает другой (а также англиканцев и протестантов ) в той же «нелегитимности», что и приписываемые арианцам. Однако до раскола 1054 года мы еще не можем говорить о «католиках» или «православных» отдельно: если, опасаясь анахронизмов, мы отказываемся использовать термины « тринитарии » или « никейцы », мы должны тогда использовать термины «Католики-православные» с дефисами, поскольку эти два прилагательных, означающие «вселенские и праведные верующие», использовались вместе в Церкви первого тысячелетия .
Библия Вульфилы, первая книга на готском языке: Codex Argenteus .
Второй тип анахронического объединения касается групп христиан, которые верили или верят, подобно арианству, в то, что Иисус обретает божественное состояние только через возвышение; он не Бог, а человек отдельно и подчинен Отцу; что было время, когда Иисуса не было, он еще не был сотворен. Проведение параллелей между этими группами и арианами может быть полезным для того, чтобы отличить антитринитаристов друг от друга, но, несмотря на частое использование этого термина в качестве полемического эпитета, историческое выживание арианства продолжалось только в наше время: группы, помеченные таким образом, не имеют верований, идентичных арианству. По этой причине они не используют это имя, обращаясь к себе, даже если признают, что их убеждения совпадают по определенным вопросам или в целом сходны с арианством.
В году испанский ученый и протестантский реформатор Мишель Сервет, которого многие унитаристы считали основоположником их движения и автором работы De trinitatis erroribus ( Ошибки относительно Троицы ), был приговорен к смерти и сожжен своими единоверцами-реформистами., включая Жана Кальвина, за антитринитарную «ересь», его христология сходна с арианством.
Священник Арий
Арий, именем которого названо учение, был видным проповедником и мыслителем IV века. Он служил в качестве пресвитера Бавкальской церкви в городе Александрия. Арий был талантливым и харизматичным человеком, любимцем народа. Александрийский епископ Ахилл перед смертью назвал его как одного из своих преемников.
Но в борьбе за епископский престол победил его соперник Александр. Он был ярым противником ереси арианства и начал полномасштабные гонения на пресвитера и его последователей. Арий был отлучен от церкви, лишен сана и бежал в Никомедию. Местный епископ Евсевий горячо вступился за него. Именно на востоке учение Ария было принято особенно благосклонно и приобрело множество сторонников.
Когда император Константин взошел на престол, победив Лициния в 324 году, он столкнулся с разгоревшимися церковными спорами лицом к лицу. Его идея состояла в том, чтобы сделать христианство государственной религией Римской империи. Поэтому он активно вмешался в ход дискуссии и отправил своих посланников к Арию и Александру с требованием примирения.
Но политические и религиозные взгляды этих людей были слишком различны, чтобы легко забыть о разногласиях. И в 325 году был созван первый в церковной истории Вселенский собор в Никее.
Примечания и ссылки
↑ и Гвидо М. Берндт и Роланд Штайнахер, Арианство: римская ересь и варварское вероучение, Routledge ,2014 г. :
(в) , в Encyclopedia Britannica (по состоянию на 19 мая 2020 г. )
↑ и : «Ересь христианской церкви, начатая Арием, епископом Александрии (ум. 336), который учил, что Сын не эквивалентен Отцу (όμοούστος = consubstantialis), тем самым спровоцировав серьезный раскол в христианской церкви, что, в свою очередь, сказалось на судьбе евреев во многих странах
Принимая во внимание тот факт, что большинство германских народов — такие как восточные и западные готы, а также франки, лангобарды, свевы и вандалы — были крещены в арианское христианство, и что эти племена поселились в широко распространенных районах страны. В старой Римской империи большое количество евреев, уже проживавших на этих землях, подпали под господство ариан
В отличие от господства православной церкви, арианец отличался мудрой терпимостью и мягким обращением с населением других вероисповеданий, поведением, в основном связанным с неискушенным чувством справедливости, характерным для детей природы, но также в некоторой степени прослеживаемым. В некоторых моментах согласия между арианской доктриной и иудаизмом, полностью отсутствуют в ортодоксальном вероисповедании. Само утверждение о более подчиненном отношении Сына, то есть Мессии, к Богу-отцу гораздо ближе к иудейскому учению о Мессии, чем к концепции полной божественности Сына, провозглашенной в Никее . «
↑ и
Уайлс, Морис, 1923–2005, Архетипическая ересь: арианство сквозь века, Oxford, Clarendon Press,1996 г.( ISBN , OCLC ), стр. 5
Ср. Жильбер Менье, L’Algérie des origines: от доисторических времен до появления ислама, стр. 151n, Париж, Discovery, 2007 г. ( ISBN ) .
Анри Айрини Марра, « арианство как александрийское явление », протоколы заседаний Академии Надписей и художественной литература, п O 3,1973, стр. 533-542 .
Богословы, которых обычно называют «арианами», всегда отвергали этот ярлык, который применялся к ним их противниками в полемических целях; ср. Пьер Мараваль, Феодосий Великий. Сила и вера, изд. Файард, 2009, с. 100 .
↑ и Жан-Пьер Леге, L’Europe des Etats barbares. V-VIII вв., Белин,2002 г., стр. 73
Мишель Руш, Происхождение христианства 30-451, Hachette, стр. 140-141.
.
Мирча Элиаде, От Магомета до эпохи реформ: история верований и религиозных идей, том 3, Пайо, «Историческая библиотека», Париж, 1989 г. ( ISBN 2-228-88160-0 ) .
Другие категории и статьи раздела «Религия»
Христианство
Христианство — избранные публикации по теме Христианство. Христианство — одна из мировых религий. Христиане верят в существование Единого Бога и трех его ипостасей — Отца, Сына и Святого Духа, а так же в возможность достижения Царства Небесного после смерти. Весть об этом принес мессия — Сын Божий Иисус Христос, по проповедям и жизнеописанию которого составлен Новый Завет, наряду с Ветхим Заветом, составляющий священную книгу христиан — Библию.
- Представители исихазма
- Праздник Св. Троицы на Сионской горе у Дуба Мамврийского
- О постах, соблюдаемых в православной церкви
- В мире молитвы
- затворенная Богом дверь
Йога
Йога в Доме Солнца — избранные публикации по теме Йога. Йога — система психофизического совершенствования посредством специфических поз тела, дыхания, визуализации и медитации. Существуют разные виды йоги, цели которых также различны — от физического самосовершенствования до познания Духовных сфер.
- Джняни-йога
- Медитация: секрет памяти
- Системы йоги. Сахаджа Йога
- Гхеранда Самхита
- Психокодирование в Йоге
Каббала
Каббала — избранные публикации по теме Каббала. Каббала — мистическая традиция иудаизма, связанная с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования. История каббалы прослеживается с вавилонских времен, однако законченное учение было сформировано в средние века. Основу каббалы составляют сочинения Йецира, Багир, Зоар и писания Ари.
- О взрослении человечества
- Метафизика нации в Каббале
- Судный День – это День Радости
- Радостный марафон — работа над ошибками
- Пойми живой язык природы – и скажешь ты: Прекрасен мир!
Воздушные миссии к «варварским народам»
Несколько лет спустя император Востока Валент, напротив, благоволил некоторым арианским епископам. В середине IV — го века, епископы Photinus к Сирмии, Валенте (в), чтобы Mursa в Паннонии и соседние Ursacius к Сингидунум в Moesia являются арианой. Эта арианская якорная стоянка недалеко от Дуная способствует обращению в арианство вестготов и вандалов полуготом, полугреческим епископом Вульфилой, которому удалось завоевать доверие вождей германских кланов, «используя их родной язык, адаптированные песни. и транскрипции священных текстов готическим шрифтом » .
Наконец, с по 381 год, тринитарии контратакуют. Император Феодосий I — й, в свою пользу, созвать первый Совет Константинополя, который вынес решение в пользу православного тринитариев и анти-subordinatianiste, в соответствии с догмой, провозглашенной Никео-Константинопольского .
Ариане верят в Бога-отца, но не верят в Бога-сына
Под арианством понимается еретическое течение в христианстве, основателем которого был священник Арий. Он и его последователи пытались преодолеть противоречия, сложившиеся между библейским монотеизмом и учением о божественной природе Христа.
Ариане отказывались принимать один из основных догматов христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа), заявляя, что он является доказательством двоебожия.
Христос изображён человеком, а не Богом-Сыном на арианской мозаике. Мозаика купола баптистерии ариан в Равенне. Италия
В противовес ему еретики заявляли о том, что предвечен и неизречен только Бог-отец, а Бог-сын сотворён из ничего и поэтому не имеет божественной сущности. Отличие его от человека заключается лишь в том, что он имеет более высокие достоинства, не имея при этом божественной сущности.
Сын божий, по мнению ариан, становиться Богом только благодаря соучастию в этом Бога-отца, а так же собственному стремлению к благу. Таким образом, последователи этой ереси отрицали главную христианскую идею о богочеловеке — Христе.
Святитель Николай даёт пощёчину Арию за отрицание им Божественности Христа. Фрагмент иконы XVII в
Распространение и исчезновение арианства
Никейская церковь, большинство на Востоке (зеленый), и арианский вариант христианства, большинство на Западе (оранжевый).
Kingdoms варвары VI — го века
- Франкские королевства — Никей
- Бургундское королевство
- Завоевание франков в Вуйе в 507 г.
- Арианское вестготское королевство
- Арианское царство суве
- Королевство арийских вандалов
V — го века видит миграция из федеративных народов установлена ранее на полях Римской империи ; теперь эти германские народы, близкие к Лаймам, являются христианизированными арианами. Только франки, англосаксы и свевы остались верными языческой германской религии .
В вестготы, которые обосновались в Аквитании из были ариане, как были бургунды, которые обосновались в Sapaudia в и вандалы, когда они взяли Карфаген в . Вестготы, в свою очередь, обращают свевов примерно в 460-е годы, во время их господства в Испании и Галлии . Новички выступают против Никейского епископата, который является привилегированным убежищем элиты Нижней Римской империи .
Ситуация меняется с приходом франкского короля Хлодвига, который выбирает около 500 человек для никейского христианства и, таким образом, может рассчитывать на существование римской администрации во время завоевания Галлии. Бургундские короли обращаются в христианство около 502 г. после союза с франками; затем часть вестготского королевства завоевана в битве при Вуйе и также должна присоединиться к никейскому христианству.
В VI — м веке, то Соединенные Вандал Африка и Соединенные Остроготов из Италии исчезают во время отвоевание византийского императора Юстиниана I ст . Король вестготов из Hispania Recared согласился с верой Никейский на III — м Совете Толедо в . Среди лангобардов в Италии, арианство исчез только во второй половине VII — го века .
Исчезновение арианского христианства объясняется тем, что оно несет в себе семена упадка. Если германские лидеры и их окружение поддаются прозелитизму арианских епископов и священников, их подданным угрожает ассимиляция и аккультурация, постарайтесь сохранить свои старые верования или практикуйте слияния. Вдобавок арианские общины «страдают от серьезных недостатков: определенной тенденции к изоляции, отсутствия миссионеров, тенденции к разбеганию по сектам в толковании единосущной догмы, с умеренными течениями и фанатичными фракциями» .
Лжедмитрий и арианские секты
Несмотря на то что учение Ария было осуждено церковью в Риме и Константинополе, у него было множество сторонников в странах Центральной и Восточной Европы вплоть до XVII века. Известно, что на территориях Запорожья и Речи Посполитой существовали крупные арианские общины.
В одной из них, в польском городе Гоще, скрывался от преследований царя Бориса Гришка Отрепьев, будущий Лжедмитрий I. В то время он искал финансирования от богатых православных вельмож и духовенства Украины, но потерпел неудачу. Поэтому он обратился к арианам, полностью отказавшись от иноческого пострига.
В школе общины Отрепьев учился латыни и польскому языку, постигал основы вероучения и, по свидетельствам современников, очень им проникся. Получив поддержку ариан, он отправился к их одноверцам в Запорожье, где старейшины приняли его с почестями.
Во время похода на Москву Лжедмитрия сопровождал отряд запорожских казаков-ариан, которым руководил Ян Бучинский, советник и ближайший друг самозванца. Поддержка польских и украинских общин стала для Отрепьева серьезным финансовым подспорьем, но полностью уничтожила репутацию на Руси.
Настоящий царь никак не мог быть неправославным еретиком. Теперь не только духовенство отреклось от Лжедмитрия, но и весь русский народ. Отрепьев должен был вернуть расположение. Поэтому он не вернулся в Гощу, а стал искать покровительства у знатного православного литовца Адама Вишневского.
Притворившись больным в его имении, самозванец на исповеди рассказал священнику о своем происхождении и притязаниях на московский трон. Заручившись поддержкой, он окончательно порвал с арианством.
С V по VII век
Большая часть Юго-Восточной Европы и Центральной Европы, включая многих из готов и вандалов соответственно приняли арианство (вестготы обратились в арианское христианство в 376 г.), что привело к тому, что арианство стало религиозным фактором в различных войнах в Римской империи. На западе организованный арианство выжил в Северной Африке, Испании и некоторых частях Италии, пока не был окончательно подавлен в VI и VII веках. Вестготская Испания обратилась в никейское христианство на Третьем Толедском соборе в 589 году. Гримоальд, король лангобардов (662–671), его младший сын и преемник Гарибальд (671 г.), были последними арианскими королями в Европе.
Арианство почти не влияет на христианство
Арианская вера признана ересью христианской церковью и считается антихристианским учением. Несмотря на данное обстоятельство, это учение развивалось и после смерти Ария. Дело в том, что его ученики Аэций и Евномий продолжили деятельность своего учителя и поэтому позднейшие ариане получили название евномиан.
Социн преобразовал и возродил ересь, проповедуя её в Польше в 16 веке.
В наше время так же встречаются последователи арианства, но никакого существенного влияния на христианство они не оказывают. В семинариях и иных церковных учебных заведениях данное учение изучают среди еретических.
Цель такого изучения — предостеречь будущих церковнослужителей и их паству от опасности впадения в арианство. Кроме того, христианские миссионеры активно используют знания об этом лжеучении в борьбе с представителями тех религий, которые используют в своих учениях элементы учения Ария.
Религия армян
Последствия арианства
История арианства — это не просто бурный спор о догматах, потрясший церковь в IV веке. Последствия этого раскола можно увить даже в современной культуре и религии. Одними из последователей ариан в наши дни являются Свидетели Иеговы.
Некоторые исследователи считают, что это учение косвенным образом спровоцировало появление в храмах изображений Бога и последовавший за этим спор с иконоборцами. Изображение Христа в арианских общинах было разрешено, ведь он, по их мнению, был только творением Отца, а не Богом.
Но самым важным достижением Ария стало то, что благодаря спорам с ним христианское сообщество смогло четко выделить и сформулировать основные догматы и правила церковного вероучения. До сих пор Никео-Константинопольский Символ веры принимается всеми христианскими конфессиями как неоспоримая истина.
Среди средневековых германских племен
Арианского баптистерияРавеннекоролем остготовТеодорихом Великий
Во время расцвета арианства в Константинополе готский новообращенный и арианский епископ Ульфила (позже предмет письма Авксентия, цитируемого выше) был отправлен в качестве миссионер к готским племенам через Дунай, миссия, одобренная по политическим причинам императором Констанцием II. Перевод Библии Ульфиласом на готский язык и его первоначальный успех в обращении готов в арианство были подкреплены более поздними событиями; обращение готов привело к широкому распространению арианства среди других германских племен (вандалы, лангобарды, свеви и бургунды ). Когда германские народы вошли в провинции Западной Римской империи и начали основывать там свои собственные королевства, большинство из них были христианами-арианами.
Codex Argenteusиллюминированный манускрипт
В конфликте в 4 веке арианцы и никейцы боролись за контроль над Западной Европой. Напротив, среди арианских германских королевств, основанных в рушащейся Западной империи в V веке, были совершенно отдельные арианская и никейская церкви с параллельными иерархиями, каждая из которых служила разным группам верующих. Германские элиты составляли ариане, а романическое большинство составляли никейцы. Племена арийских германцев в целом были терпимы по отношению к никейским христианам и другим религиозным меньшинствам, включая евреев. Однако вандалы в течение нескольких десятилетий пытались навязать свои арианские убеждения своим никейским подданным в Северной Африке, изгоняя никейское духовенство, распуская монастыри и оказывая сильное давление на несогласных никейских христиан.
Халкидонское
Очевидное возрождение арианства после Никеи было скорее антиникейской реакцией, которую использовали сторонники ариан, чем проарианским развитием. К концу 4-го века он уступил свои оставшиеся земли тринитаризму. В Западной Европе арианство, которому преподавал Ульфила, арианский миссионер германских племен, доминировал среди готов, лангобардов и Вандалы. К 8-му веку это перестало быть основной верой племен, поскольку племенные правители постепенно стали принимать никейскую ортодоксию. Эта тенденция началась в 496 году с Хлодвига I франков, затем Реккаред I из вестготов в 587 году и Ариперта I из лангобардов в 653 году.
франки и англосаксы отличались от других германских народов тем, что они вошли в Западную Римскую империю как язычники и были в халкидонское христианство их королями, Хлодвигом I и Этельбертом Кентским (см. также Христианство в Галлии и христианизация англосаксонской Англии ). Остальные племена — вандалы и остготы — не обратились как народ и не сохранили территориального единства. Будучи разбитыми в военном отношении армиями императора Юстиниана I, остатки были рассеяны по окраинам империи и были потеряны для истории. Война вандалов 533–534 годов разогнала побежденных вандалов. После своего окончательного поражения в битве при Монсе Лактариусе в 553 году остготы вернулись на север и (повторно) поселились на юге Австрии.
подвергли цензуребазилике Сант-Аполлинаре Нуово
Пресвитер-ересиарх
Арий был пресвитером в Александрии, по некоторым данным его имя, в своё время, даже произносилось в числе кандидатов на александрийскую епископскую кафедру. Некоторые историки считают, что и в ересь Арий впал именно после того, как его «обошли» с епископским чином. Все исследователи сходятся на том, что Арий был в александрийском клире фигурой весьма влиятельной. Умелый диалектик (в данном случае под «диалектикой» следует понимать искусство ведения споров), хорошо образованный богослов, священник, имеющий репутацию аскета — Арий пользовался большим расположением среди своих прихожан, которые даже начали называть себя «арианами».
Арий
Впрочем, это дело не было необычным в Александрии — тамошние пресвитеры издавна пользовались большой самостоятельностью, имели право толковать по своему усмотрению Священное Писание и прихожан воспитывать в соответствии со своими убеждениями. «Некоторые александрийские священники снискивали себе в своих прихожанах такую привязанность, что последние из расположения к настоятелю нередко называли себя его именем: так, прихожане Коллуфа именовали себя коллуфианами, прихожане Карпона — карпонианами, и т. д.», — пишет видный историк Церкви, профессор А. Спасский. Так что деятельность Ария какое-то время не привлекала к себе внимания священноначалия, хотя пресвитер задолго до своего знаменитого диспута с епископом Александром начал поучать прихожан в духе учения, осужденного впоследствии Первым Вселенским Собором.
Суть арианства
Так что же представляет собой эта ересь, всколыхнувшая весь христианский мир? Если говорить кратко, арианство — это учение, согласно которому Иисус Христос является творением Бога Отца, следовательно, не единосущен (то есть равен) ему, а стоит ниже. Таким образом, Бог Сын не обладает полнотой божественности, а становится лишь одним из инструментов высшей силы.
Позже Арий несколько смягчил свою позицию, назвав Сына самым совершенным творением Отца, не таким, как остальные. Но суть все равно осталась прежней.
Арианская ересь противоречит современному пониманию догмата о Святой Троице, который утверждает, что все божественные ипостаси, Отец, Сын и Святой Дух, единосущны, безначальны и равны.
Но в раннехристианской церкви еще не было четко сформулированных догматов. Не существовало еще единого символа веры. Богословы пользовались каждый собственной терминологией и спокойно относились к дебатам и разночтениям. Только с приходом к власти Константина Великого Римская империя потребовала от церкви принятия единого учения с точными формулировками.