Детство и юность
За давностью лет достоверных сведений о жизни Луция Апулея не сохранилось, поэтому вся информация о писателе преимущественно почерпнута из «Апологии», речи, которую он произнес некогда в суде, чтобы снять с себя обвинения в колдовстве.
Философ и писатель Апулей
Сегодня годом рождения Апулея считают 124 год н. э. Будущий ритор и философ родился в семье уважаемого человека – его отец был чиновником в Мадавре (ныне город принадлежит Алжиру и называется Мдауруш). Известно, что, кроме Луция, в семье был еще один сын.
В Мадавре Апулей учился первые годы, после чего юноша уехал в Карфаген, чтобы продолжить образование в области риторики. Об этом городе писатель вспоминал с теплом. В то время Карфаген был культурным центром, мало в чем уступавшим Риму.
Апулей родился в Мадавре (ныне Мдауруш)
После смерти отца Апулей и его брат унаследовали состояние, пусть не слишком большое, но достаточное для того, чтобы будущий писатель отправился в Афины. Там Луций планировал продолжить учебу, так как город, в то время не имевший политического значения, ценился как место высокой культуры. В то время обеспеченные молодые люди со всей Греции устремлялись в Афины, чтобы учиться у уважаемых философов, хотя период Антонинов был трудным временем для этой науки.
В Афинах Апулей стал позиционировать себя как философ-платоник, попутно знакомился с популярными тогда философскими течениями.
Апулей жил и учился в Афинах
Путешествия по стране дали юноше возможность познакомиться не только с философией. На пути он сталкивался с религиозными деятелями, наблюдал жизнь сект и не пренебрегал участием в этой стороне жизни.
Помимо образования, путешествия позволили будущему писателю расширить кругозор, что в дальнейшем также пошло на пользу творчеству. Апулея увлекала не только литература, за годы учебы он интересовался различными дисциплинами — геометрией, медициной, музыкой.
В Риме Апулей изучал латинский язык и риторику
Завершив учебу в Греции, Луций отправился в Рим, где в течение нескольких лет углубленно изучал латинский язык и совершенствовал навыки в риторике. Согласно некоторым источникам, в тот период Апулей также занимался написанием речей для судебных процессов.
В Риме Луций присоединился к течению, которое называют второй софистикой
Учителя риторики, следовавшие ему, занимались публичным декламированием, а также уделяли особое внимание торжественному красноречию. Это впоследствии сильно повлияло на литературный стиль Апулея, в нем преобладали архаистические веяния, благодаря чему язык произведений писателя далек от бытовой речи современников и носит искусственный, вычурный характер
Античная философия. Энциклопедический словарь АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ
АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ
АПУЛЕЙ ЛУЦИЙ (Lucius Apuleius) (ок. 125, Мадавра в Сев. Африке -до 170 н. э.), римский ритор, писатель, философ-платоник, писавший на латинском языке. Учился в Карфагене, затем (ок. 150) в Афинах (у Кальвена Тавра и Сeкcта Херонейского) и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и другие таинства; впоследствии навлек на себя подозрения в колдовстве и был вынужден переселиться в Карфаген.
Традиция приписывает А. две группы сочинений, которые были впервые объединены в 14 в.: 1-я — «О магии» («Апология»), «Флориды», «Метаморфозы, или Золотой осел»; 2-я — «Асклепий» (лат. перевод недошедшего на греческом языке герметического тpaктата, не принадлежащий Α., см. Gersch 1986), «Об истолковании» (Περὶ ἑρμηνείας — руководство по риторике 3-4 вв., содержащее ссылку на Α.), речь «О божестве Сократа» (De deo Socratis), аутентичность которой теперь не оспаривается (риторическая разработка темы демонологии), «О мире» (De mundo, свободный лат. перевод псевдоаристотелевского тратата «О мире» (Περὶ κόσμου) и «Платон и его учение». Аргументы в пользу аутентичности двух последних сочинений сведены в изд. Божо (Beaujeu 1973, p. IX-XXIX).
«Платон и его учение» (De Piatone et eius dogmate) — один из вариантов среднеплатонического учебника платоновской философии, принадлежащего к традиции, близкой Альбину, но не совпадающей с ней. Учебник открывает биография Платона (180-189). Отмечая, что Платон первый объединил три части философии (189), А. не дает изложения логики, 1-й частью философии считая физику, которая делится на теологию и космологию (190-207) и антропологию (207-218). Теология включает учение о началах (боге, материи, идеях) и двух сущностях (οὐσίαι, substantiae vel essentiae): умопостигаемой и чувственной. В изложении космологии (строение мира из 4-х элементов, учение о душе мира, времени, небесных телах) А. в основном следует «Тимею». В отличие от учения Альбина о роке = εἱμαρμένη А. различает провидение, или божественную мысль (sententia = λόγος?), правящую всем тем, что происходит естественно и потому правильно; рок (fatum), или божественный закон, в силу которого исполняется замысел божий; и случай (fortuna); наряду с этим он оставляет место свободной воле (aliquid in nobis = τὸ ἐν ἡμῖν — 205-206). Подчеркивая трaнcценденстность первого бога (ultramundanus, exsuperantissimus), А. говорит также о «вторичном провидении» младших богов и служебной роли демонов. Трехчастное строение тела и души излагается в основном по «Тимею», но с учетом перипатетического представления о трех «сущностях» тела. Этика, определяемая как знание средств достижения счастливой жизни (ср. Arist. Ε. Ν. Ι, 1097а34слл.), включает в себя классификацию благ, добродетелей, пороков, учение об обычном человеке и совершенном мудреце, о подражании богу и о государстве. В этике А. есть стоические (учение о первичной склонности = οἰκείωσις — 222, о совершенном мудреце — 247-252) и перипатетические (идеальное государство — резальтат смешения монархии, олигархии и демократии — 260) моменты, отсутствующие у Альбина. О популярности философских сочинений А. в лат. традиции свидетельствуют ссылки на него у Августина и Сервия.
Соч.: Apulei Opera quae supersunt. Rec. R. Helm. T. 1-3. Lpz., 1907 (19725) (ВТ); Apulei Platonici Madaurensis de philosophia libri. Rec. P. Thomas. Lpz., 1908, 19703; Apulée. Opuscules philosophiques et fragments. Ed. J. Beaujeu. P., 1973; Apuleius. De Philosophia libri très. Ed. A. Moreschini. Lpz., 1992; Apuleius ofMadauros. The Isis-Book . Ed. with an introd., transi, and comm. by J. Gwyn Griffiths. Leiden, 1975; Londey D., Johanson С The logic of Apuleius (including a complete Latin text and Engl. transi, of the Peri hermene-ias). Leiden, 1987; Apuleius. Rhetorical Works. Tr. by S. Harrison, J. Hilton, V. Hunink. Oxf., 2001; рус. пер.: Апулей. Платон и его учение, в кн.: Учебники платоновской философии. Сост. Ю. А. Шичалин. М.; Томск, 1995; Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды. О божестве Сократа. М., 1988.
Личная жизнь
Знаменитая «Апология» написана благодаря перипетиям в личной жизни писателя. В середине 150-х годов Апулей отправился в Александрию, но в пути заболел. Из-за этого путешествие пришлось прервать остановкой в городе Эя (сегодня это территория Триполи). Там писатель встретил Понтиана, с которым подружился во время учебы в Афинах. Он был сыном Пудентиллы, обеспеченной 40-летней вдовы. После знакомства Апулея с женщиной он сделал ей предложение, на которое Пудентилла ответила согласием.
Родне Пудентиллы этот бpaк категорически не понравился – родственники со стороны мужа и сами имели виды на состояние вдовы.
Сюжеты для «Апологии» Апулей черпал из личной жизни
Поэтому, когда Понтиан, уже будучи пасынком Апулея, внезапно скончался, против писателя выдвинули обвинения в колдовстве, якобы послужившем причиной гибели нескольких людей.
Обвинения в cмepти Понтиана сняли еще на стадии предварительного расследования: служители правопорядка окончательно убедились в ее естественных причинах. С дальнейшими обвинениями Апулей предпочел разбираться самостоятельно, выступая адвокатом по собственному делу. «Апология» является записью его защитной речи во время слушаний. Точный вердикт суда до потомков не дошел, однако свидетельства о дальнейшей благополучной жизни Апулея указывают на то, что писателя оправдали.
Жену Апулея звали Пудентилла
Неизвестно, родились ли у писателя и Пудентиллы общие дети. 2 философских сочинения Апулей посвятил некоему сыну Фаустину, однако слово «сын» могло означать как биологического ребенка, так и ученика.
Ссылки
- Апулей (1999). Золотой осел . Перевод Патрика Джерарда Уолша. Издательство Оксфордского университета.
- Апулей (2001). Харрисон, Стивен (ред.). Риторические произведения . Перевод Стивена Харрисона; Джон Хилтон и Винсент Хьюнинк. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Финкельперл, Эллен Д. (1998). Метаморфоза языка в Апулее: исследование аллюзии в романе . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- Флемминг, Ребекка (1999). » Quae corpore quaestum facit : сексуальная экономика женской проституции в Римской империи» . Журнал римских исследований . 89 : 38–61. DOI10.2307 / 300733 . JSTOR .
- Франгулидис, Ставрос (2008). Ведьмы, Исида и повествование: подходы к магии в Метаморфозах Апулея . Тенденции в классике — Дополнительные тома. 2 . Берлин; Нью-Йорк: Уолтер де Грюйтер.
- Граверини, Лука (2012) . Литература и идентичность в Золотом осле Апулея (на итальянском языке) (оригинальное издание). Колумбус / Пиза: Издательство государственного университета Огайо / Пачини. ISBN 978-0814292921.
- Морескини, Клаудио (2016). Апулей и метаморфозы платонизма . Nutrix. Исследования в области поздней античной, средневековой и ренессансной мысли. 10 . Турнхаут: Издательство Brepols. ISBN 978-2-503-55470-9.
- Пасетти, Лючия (2007). Плауто в Апулейо (на итальянском языке). Болонья: патрон-редактор.
- Pecere, Oronzo & Stramaglia, Антонио (2003). Studi apuleiani. Note di aggiornamento di L. Graverini (на итальянском языке). Кассино: Edizioni dell ‘Università degli Studi di Cassino. ISBN 88-8317-012-1.
- Сэнди, Джеральд (1997). Греческий мир Апулея: Апулей и вторая софистика . Лейден: Брилл.
- Шлам, Карл С. (1992). Метаморфозы Апулея: О том, как сделать из себя осла . Чапел-Хилл-Лондон: Дакворт. ISBN ,
- Уолш, П.Г. (1999). «Предисловие». Золотой осел . Издательство Оксфордского университета.
Литература
- Андерсон В. А. Роман Апулея и народная сказка. Т. 1. Казань, 1914.
- И.Х. Несколько слов о Кострове и о переведенной им книге Апулея: Золотой осел // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 709-718.
- Полякова С. В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 150 с.
- Тоноян Л. Г. О логическом трактате Апулея. // Я.(А. Слинин) и Мы: к 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. СПб., 2002. C. 519-527.
- Левинская О. Л. Античная Asinaria: история одного сюжета. («Orientalia». Вып.21). М.: РГГУ, 2008.
- Harrison, S. J.: Apuleius: A Latin Sophist (Oxford, Oxford University Press, 2000), 281 pp.
Смерть
Судя по речам Апулея, на склоне лет писатель переехал жить в Карфаген и стал религиозным деятелем, жрецом провинции. Исследователи полагают, что он следовал культу Исиды. Также из творчества Апулея следует, что в 170-х годах писатель еще был жив. Однако в дальнейшем следы мужчины теряются, поэтому время и причина смерти, а также местонахождение могилы Апулея неизвестны.
Последние годы жизни Апулея прошли в Карфагене
Точных данных о внешности писателя не сохранилось. Прижизненные изображения до сегодняшних дней не дошли, а портреты и изображения на медальонах являются плодом воображения художников.
Работает
Фронтиспис из издания Классической библиотеки Бона произведений Апулея : портрет Апулея в окружении Памфила, превращающегося в сову и Золотого осла
Золотой осел
«Золотой осел» ( Asinus Aureus ) или « Метаморфозы» — единственный латинский роман, сохранившийся до наших дней. Это образное, непочтительное и забавное произведение, повествующее о нелепых приключениях некоего Луция, который представляет себя родственником знаменитых философов Плутарха и Секста Херонского . Люциус экспериментирует с магией и случайно превращается в осла . В этом облике он слышит и видит много необычных вещей, пока не вырвется из затруднительного положения довольно неожиданным образом. В рамках этой истории можно найти множество отступлений , самое длинное из которых — известная сказка об Амуре и Психее.. Этот рассказ — редкий случай сказки, сохранившейся в старинном художественном тексте.
Метаморфозы» заканчиваются тем, что (снова человеческий) герой, Люциус, жаждет быть посвященным в таинственный культ Исиды ; он воздерживается от запретной пищи, купается и очищается. Его знакомят с Navigium Isidis . Затем ему объясняются секреты книг культа, и дальнейшие секреты раскрываются до того, как он проходит процесс инициации, который включает в себя испытание стихиями в путешествии в подземный мир. Затем Люциуса просят пройти инициацию в культ Осириса в Риме, и в конечном итоге он получает посвящение в пастофоры — группу священников, которая служит Исиде и Осирису.
Апология
Апология ( Apulei Platonici pro Se de Magia ) — это версия защиты, представленной в Сабрате в 158–159 годах перед проконсулом Клавдием Максимом Апулеем, обвиненным в преступлении магии. Между традиционным exordium и peroratio аргументация разделена на три части:
- Опровержение обвинений в адрес его частной жизни. Он демонстрирует, что, женившись на Пудентилле, у него не было никакого интереса и что он уносит его интеллектуально и морально на своих оппонентов.
- Попытка доказать, что его так называемые «магические операции» на самом деле были необходимыми научными экспериментами для подражателя Аристотелю и Гиппократу или религиозным актам римского платоника.
- Пересказ событий, произошедших в Оэа с момента его прибытия, и опровержение аргументов против него.
Главный интерес Апологии — исторический, поскольку он предлагает обширную информацию о его авторе, магии и жизни в Африке во втором веке.
Другие работы
Его другие работы:
- Флорида . Сборник из двадцати трех отрывков из его различных выступлений и лекций.
- De Platone et dogmate eius (О Платоне и его учении) . Очерк двух книг Платона по физике и этике, которым предшествовала жизнь Платона.
- Де Део Сократис (О Боге Сократа) . Работа о существовании и природе демонов , посредников между богами и людьми. На этот трактат напал Августин Гиппопотам . Он содержит отрывок, в котором сравниваются боги и короли, что является первым зарегистрированным случаем пословицы « фамильярность порождает презрение »:
- О Вселенной . Этот латинский перевод Псевдо-Аристотель работы «s De Мундо , вероятно , по Апулея.
Апулей написал много других произведений, которые не сохранились. Он писал стихи и художественную литературу , а также технические трактаты по политике , дендрологии , сельскому хозяйству , медицине , естествознанию , астрономии , музыке и арифметике , а также перевел платоновский « Федон» .
Поддельные работы
Сохранившиеся работы, ошибочно приписываемые Апулею:
- Peri Hermeneias ( О толковании ). Краткая латинская версия руководства по аристотелевской логике .
- Асклепий . Латинский пересказ утерянного греческого диалога ( Идеальный дискурс ) с участием Асклепия и Гермеса Трисмегиста .
Творчество
Из произведений Апулея, дошедших до наших дней, наиболее ценен с литературной точки зрения роман «Метаморфозы», или, как его иначе называют, «Золотой осел». Неизвестно, когда точно было написано произведение, различные исследователи относят его как к раннему периоду творчества писателя (150-е годы), так и к позднему (170-180-е).
Еще один предмет споров относительно «Метаморфоз» — источники, по которым был написан роман. Распространены версии, что Апулей вдохновлялся «Милетскими рассказами», практически не сохранившимся произведением, предположительно эротической направленности. Вторым возможным источником называют произведение Лукия из Патр, личности, факт существования которой не подтвержден.
«Метаморфозы» или «Золотой осел» — наиболее известное произведение Луция Апулея
«Метаморфозы» рассказывают о приключениях и злоключениях некого Луция, обеспеченного и знатного юноши из Рима. Неудачно поэкспериментировав с волшебными мазями, герой романа превращается в осла и долгое время влачит незавидную жизнь животного, меняя хозяев и наблюдая все возможные пороки и недостатки общества.
Роман написан нарочито вычурным языком, и писатель использует слова, устаревшие даже на момент написания «Метаморфоз». Есть несколько версий цели написания произведения. Согласно одним, это завуалированный эзотерический трактат: в произведении легко прослеживается деградация личности при потакании низменным страстям и ее дальнейшее возвышение через приобщение к божественному.
Исследователи называют «Метаморфозы» автобиографией Апулея
Возможно, «Метаморфозы» — литературно обработанная биография самого Апулея. Как и главный герой, он увлекался мистическими учениями и привлекался к суду по подозрению в колдовстве. Третья версия гласит, что роман – сатирическое осмысление жизненного уклада Рима, современного Апулею.
Отдельную ценность представляют новеллистические вставки в сочинение, из которых наибольшую популярность получила сказка об Амуре и Психее. Роман между прекрасной девушкой и божеством любви в дальнейшем имел успех в европейской культуре и интерпретировался во всех жанрах искусства, от живописи до музыки.
«Флориды» — сборник речей Апулея
«Флориды» — не самостоятельное произведение, а сборник, включающий в себя речи Апулея, написанные в стиле второй софистики. До наших дней дошла неполная версия из 23 отрывков, собранных неизвестным автором. Речи связаны между собой только стилем, никакой взаимосвязи по содержанию нет. По мнению исследователей, «Флориды» отражают культуру и нрав эпохи, в которую жил Апулей.
«Апология» — произведение, ценное для историков. В этой судебной речи Апулей рассказывает о собственной жизни. С точки зрения литературы «Апология» — выдающийся образец риторики и пример ораторского искусства тех времен.
Амур и Психея
Также до современности дошли такие произведения Апулея, как «О Платоне и его учении», «О божестве Сократа» и «О мире», причем последнее раньше приписывалось Аристотелю. Известно, что Апулей обращался и к поэтическом творчеству, но его стихи сохранились только в виде разрозненных фрагментов.
Отношение к творчеству писателя менялось с течением времени в зависимости от эпохи. Современники ценили его и как литератора, и как ритора
О важности фигуры Апулея говорит то, что в Карфагене писателю дважды устанавливались статуи
Из-за фривольного содержания «Метаморфозы» Апулея попали в «опалу»
В эпоху раннего средневековья люди переосмысляли его работы с христианской точки зрения, при этом нередко забывая о том, что в творчестве Апулея христианским идеям места не было. В более поздние времена он рассматривался больше как философ и авторитетный платоник, нежели литератор.
Конец 19 – начало 20 века стали периодом некой «опалы» «Метаморфоз»: из-за фривольного содержания книги пуританское общество не могло по достоинству оценить литературную ценность романа, поэтому окончательное признание писательских заслуг Апулея произошло только в середине 20-го века.
Творчество
Сохранились лишь латинские сочинения Апулея:
- «Метаморфозы» (Metamorphoseon libri, XI), роман в 11-ти книгах со вторым, более поздним названием «Золотой осел» (Asinus Aureus)
- «Апология» (Pro se apud Gaudium Maximum proconsulem de magia liber, I)
- «Флориды» (Floridorum libri, IV), представляющие собой сборник фрагментов речей и высказываний на разные темы
- диалог «О боге Сократа» (De deo Socratis) — популярное изложение учения Платона о даймонах
- тpaктат о Платоне и его доктрине (De Platone et eius dogmate) в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика
Его роман — остроумная, своеобразная сатира, проникнутая поэзией. Чрезвычайно интересен в нём эпизод об Амуре и Психее, который Гердер называет самым тонким и разносторонним из всех когда-либо написанных романов. Согласно Кассиодору (Institutiones. 2.04), первым перевёл на латынь «Введение в арифметику» Никомаха Герасского.
Язык Апулея не отличается чистотой и, кроме того, тяжёл и высокопарен; он любит злоупотрeбллять эпитетами и странными сопоставлениями.
Сказка об Амуре и Психее (одна из 11 вставных новелл романа) неоднократно перелагалась в разных странах, в том числе в России (И. Ф. Богданович, С. Т. Аксаков) и была много раз воспроизведена в различных художественных произведениях, например у Рафаэля и Торвальдсена. Сюжеты из романа заимствовали Дж. Боккаччо, М. Сервантес, Г. Филдинг, Т. Смоллетт и др.
Краткая биография апулей
Краткая биография Апулея (124 — 170).
Апулей — древнеримский писатель и поэт, философ, ритор — родился приблизительно в 124 г. в небольшом городе Мадавр (провинция Нумидия, Северная Африка). Его биография, как и информация о жизненном пути многих известных людей того времени, дошла до нас в виде отдельных фрагментов. В случае с Апулеем основным источником сведений является написанная им же самим «Апология».
Отцом его был знатный человек, крупный чиновник, и у семьи было достаточно средств, чтобы дать сыну самое лучшее образование. С младых ногтей юноша интересовался философией и риторикой, проявлял способности к их изучению. Штудировать науки Апулей продолжил в университете Карфагена – города, считавшегося африканским научным и культурным центром; позднее отправился на учебу в Афины. Здесь он не только грыз гранит разнообразных наук, но и делал первые шаги в поэзии, музыке. Однако излюбленным его увлечением стала философия, и учение Платона – в особенности. Став горячим его поклонником, он и впоследствии, будучи уже известным писателем, к имени обязательно прибавлял «платоник из Мадавра»; так его стали называть и другие. Платонизм навсегда остался частью эклектического, своеобразного мировоззрения Апулея.
Завершив обучение, Апулей какое-то время занимался адвокатской деятельностью в Риме, потом служил чиновником в родном Мадавре. Ум, образованность, харизма и красноречие способствовали успехам на этом поприще, однако самого молодого человека они оставляли равнодушными. От отца ему досталось внушительное состояние – оно и позволило Апулею отправиться в долгое путешествие по миру. Его маршрут пролегал через Малую Азию, Египет, Сирию, где его мировоззрение претерпело серьезные изменения из-за близкого знакомства с оккультизмом, культом египетской богини Исиды; мистицизм оказал огромное воздействие на его деятельность и творчество.
Репутация увлеченного магией человека едва не стоила Апулею жизни. Во время путешествия он остановился в городе Эа у знакомого, с которым они некогда учились в Афинах, приглянулся его матери, богатой вдове Пудентилле, и в итоге женился на ней, невзирая на разницу в возрасте (ей было 40, ему – около 25). До этого женщину близкие безуспешно пытались выдать замуж больше десятка лет. Родственники ее первого мужа подали на Апулея в суд, считая, что тот завладел сердцем вдовы (а заодно и ее состоянием, ведь ее сын, приятель Апулея, неожиданно скончался), применив колдовство. Апулею пришлось призвать на помощь все красноречие, гибкость ума, остроумие, чтобы опровергнуть обвинения, чреватые cмepтной казнью. Его публичная речь в свою защиту, благодаря которой он был оправдан, дошла до наших дней под названием «Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии».
Следующим и последним пунктом в биографии Апулея стал Карфаген: истратив в путешествиях пpaктически все состояние, пережив неприятные приключения, он поселился в этом почти родном для себя городе. Для соотечественников он был личностью чрезвычайно авторитетной, в его честь были установлены две статуи в Карфагене и Мадавре. Они почитали его не только как талантливого писателя и оратора, человека энциклопедических знаний, но и как мага, верховного жреца провинции. Считается, что он умер во второй половине II в., более точная дата неизвестна.
Апулей писал на греческом языке и на латыни, но его наследие сохранилось лишь частично. Так, в отрывках дошли до нас, кроме упомянутой выше «Апологии», философские труды («О Платоне и его доктрине», «О божестве Сократа»), выдержки из публичных речей («Флориды»), перевод тpaктата «О мире». Апулею принадлежит заслуга первого перевода на латынь «Введения в арифметику» Никомаха. Однако поистине всемирную известность римскому писателю принесли его «Метаморфозы» (более позднее и известное название – «Золотой осел») – роман в 11 книгах (новеллах). Сюжеты из него, особенно новеллы «Об Амуре и Психее», неоднократно заимствовались, пересказывались, интерпретировались в более поздних произведениях писателей разных эпох и стран, например, Дж. Боккаччо, Г. Филдинга, С. Аксакова и др.
Жизнь
Воображаемый портрет Апулея на медальоне IV века.
Апулеи Опера вселенная (1621)
Апулей родился в Мадауросе, колонии в Нумидии на побережье Северной Африки, граничащем с Гетулией , и он описал себя как « наполовину-нумидийский наполовину-гэтулийский Мадаурус был той же колонией, где Августин Гиппопотам позже получил часть своего раннего образования, и, хотя и расположен далеко от романизированного побережья, сегодня это место некоторых нетронутых римских руин. Что касается его имени, то ни в одном древнем источнике не упоминается преномен ; позднесредневековых рукописях началась традиция называть его Луцием.от имени героя его романа. Подробности его жизни в основном получены из его защитной речи (« Извинения» ) и из его работы « Флорида» , которая состоит из отрывков, взятых из некоторых из его лучших речей.
Его отец был провинциальным магистратом ( дуумвиром ) который завещал после своей смерти почти два миллиона сестерциев своим двум сыновьям. Апулей учился у мастера в Карфагене (где он позже поселился), а затем в Афинах , где среди других предметов изучал философию платонизма. Впоследствии он отправился в Рим чтобы изучить латинскую риторику и, скорее всего, какое-то время выступать в судах, прежде чем вернуться в свою родную Северную Африку. Он также много путешествовал по Малой Азии и Египту, изучая философию и религию, при этом сжигая свое наследство.
Апулей был посвященным в нескольких греко-римских мистериях , в том числе в Дионисийских мистериях . Он был священником Асклепия и, согласно Августину, sacerdos provinciae Africae (т. е. священником провинции Карфаген).
Вскоре после возвращения домой он отправился в новое путешествие в Александрию . По дороге туда он заболел в городе Оэа (современный Триполи ) и был радушно принят в доме Сициния Понтиана, с которым он дружил, когда учился в Афинах. Мать Понтиана, Пудентилла, была очень богатой вдовой. С согласия ее сына — даже при поощрении — Апулей согласился жениться на ней. Между тем сам Понтиан женился на дочери некоего Геренния Руфина; он, возмущенный тем, что богатство Пудентиллы уходит из семьи, подстрекал своего зятя, вместе с младшим братом, Сицинием Пуденсом, простым мальчиком, и их дядей по отцовской линии, Сицинием Эмилианом, присоединиться к нему в отстранении Апулея от должности обвиняют в том, что он завоевал расположение Пудентиллы с помощью чар и магических заклинаний. Дело слушалось в Сабрате , недалеко от Триполи, ок. 158 AD перед Клавдием Maximus , проконсулом в Африке . Само обвинение кажется нелепым, и энергичная и торжественная защита, произнесенная Апулеем, все еще существует. Это известно какАпология (Беседа о магии) .
Апулей обвинил экстравагантного личного врага в превращении его дома в публичный дом и в проституции собственной жены.
О его дальнейшей карьере мы мало что знаем. Судя по множеству произведений, автором которых он был, он, должно быть, прилежно посвятил себя литературе. Иногда он произносил публичные речи, встречая их с большим успехом; он отвечал за показ гладиаторских представлений и мероприятий с участием диких зверей в провинции, а статуи были воздвигнуты в его честь сенатом Карфагена и другими сенатами.
Дата, место и обстоятельства смерти Апулея неизвестны. Нет никаких записей о его деятельности после 170 г., факт, который заставил некоторых людей поверить, что он, должно быть, умер примерно тогда (например, в 171 г.), хотя другие ученые считают, что он, возможно, все еще был жив в 180 или даже 190.