ПОЧЕМУ В ЦЕРКВЯХ И ДОМАХ ПРОТЕСТАНТОВ НЕТ ИКОН?
Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, что бы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш».
Во Второзаконии (4:15–16) Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…».
Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.
Отличительные черты
Протестантизм во многом отличается от католицизма и православия относительной свободой выбора и мировоззрения. Рассмотрим основные черты протестантизма, идущие вразрез с представлениями последователей других течений христианства:
- Отношение к церкви. Православные считают свою церковь единственно истинной. Таковой свою церковь считали и католики, но в 60-х годах прошлого века они заявили, что православная церковь равна католической, а протестанты представляют собой лишь религиозные объединения. Сами же протестанты уверены, что человек и вовсе не обязан принадлежать к какой-то конкретной церкви.
-
Организация церкви. Католические и православные церкви имеют четкую структуру власти и иерархии, а в каждом протестантском течении система организации может разниться.
- Взаимоотношения со светскими властями. Православная церковь всегда была либо в союзе с государством, либо подчинялась ему. Католическая вплоть до последних времен составляла конкуренцию светским властям. В протестантизме же нет четкого представления об отношениях между государством и церковью. Где-то (например, в Англии) протестантизм является государственной религией, а где-то религия полностью отделена от властей.
- Браки священнослужителей. Все православное духовенство имеет право единожды заключить брак, исключение составляют лишь монахи. Католики же обязаны соблюдать целибат, а протестанты считают, что любой верующий волен вступить в брак.
- Монашество. Как в православии, так и в католицизме существует монашество. У католиков даже есть разные монашеские ордены, многие из которых имеют многовековую историю, например францисканцы, бенедиктинцы. Также известны католические духовно-рыцарские ордены, к примеру, тамплиеры, тевтонцы. Протестантизм же не предполагает монашества вовсе.
- Авторитетное мнение. Православные в вопросах веры прислушиваются не только к священным текстам, но и к богословам, развивающим религиозные догматы. Для католиков, помимо Библии, авторитетным считается мнение Папы, так как он непогрешим. Протестанты считают истинным лишь то, что сказано непосредственно в Библии.
- Священные таинства. Если католики и православные признают семь таинств, то большинство протестантских течений лишь два – крещение и причастие. Некоторые направления протестантизма и вовсе не признают никаких таинств.
- Приобщение к вере. У православных принято крестить детей еще в младенчестве. Католики тоже считают, что крестить нужно еще в детском возрасте, но уже сознательном, начиная с семи лет. При этом ребенок, прежде чем пройти обряд крещения, должен знать основные принципы веры. Протестанты придерживаются другого мнения: человек должен креститься во взрослом возрасте, полностью осознавая свой выбор и зная о вере как можно больше.
- Богослужение. Если последователи православной и католической веры приемлют богослужение не только на национальном языке (для православия, к примеру, приемлем церковнославянский, а для католичества – латынь), то протестанты проводят службы только на национальном языке, который понятен каждому прихожанину.
- Религиозная атрибутика. В православных церквях почитается крест, особое значение имеют иконы, которые признаны отдельным направлением изобразительного искусства. Католики же допускают молитву перед иконой, но предпочтение отдают кресту и изображению Христа. В протестантском храме иконы можно увидеть очень редко и только в той местности, где главенствующим является православие. крест же почитаем во всех церквях.
Чтобы лучше разобраться в том, чем отличается протестантская церковь, понять, что это такое, стоит глубже погрузиться в историю средневековой Европы и изучить причины, по которым произошел очередной раскол христианства.
https://youtube.com/watch?v=SODlmmM1kzk
Какие еще существуют направления в протестантизме?
Основоположниками протестантизма, кроме Лютера, признаны Ж. Кальвин, У. Цвингли. Соответственно, лютеранство – не единственное направление этой церкви. Существуют следующие ответвления:
- Кальвинизм. Как следует из названия, основал это направление Жан Кальвин. Кальвинисты считают Библию единственной священной книгой, однако почитают они и труды Кальвина. Таинства и церковная атрибутика не признаются. Ученые сходятся во мнении, что кальвинизм – самая радикальная ветвь протестантизма.
- Англиканская церковь. При Генрихе VIII в Англии признали протестантизм государственной религией, именно так образовалось англиканство. Основное учение англикан – труд «39 статей». Библия так же считается первоисточником учения. Король или королева стоят во главе церкви. Однако присутствует иерархия священников, признана спасительная роль церкви (то есть присутствуют католические традиции).
Таким образом, три главных направления протестантизма – лютеранство, кальвинизм и англиканство.
Как возник протестантизм?
В Средние века римская католическая церковь стала обогащаться за счет прихожан (например, она продавала священные степени, за деньги отпускала грехи). Более того, инквизиция приобрела поистине огромные масштабы. Конечно, все эти факты говорили о том, что в церкви требовалась реформа. К сожалению, внутренние реформы провалились (многие реформаторы закончили свою жизнь на костре), поэтому стали возникать отдельные конфессии в лоне католичества.
Первая такая конфессия – лютеранство (ответвление протестантизма) – возникла XVI веке, основоположником стал Матрин Лютер, который написал 95 тезисов против индульгенций. Его преследовали официальные представители церкви, однако католичество все равно разделилось. Это дало толчок к развитию другим ветвям протестантизма. Говоря о протестантизме многие даже и не задумываются над названием. А ведь в нем есть корень «протест». Против чего же выступали люди?
В 1521 году Римская империя издала указ, который объявлял Мартина Лютера еретиком и запрещал издание его трудов. В истории этот указ называется Вормсским эдиктом. Но в 1529 году он был отменен. После этого князья Римской империи собрались вместе, чтобы решить, какой же вере следовать. Большинство остались в классическом католичестве, а тех, кто выразил против него протест, стали называть протестантами.
Отличия протестантизма от православия
Различия между православием и протестантизмом связаны с происхождением этих вероучений.
Православная церковь ведёт свое происхождение от апостолов, а ее священники рукополагаются в непрерывной последовательности уже около двух тысяч лет.
Протестантизм же — это ветвь католицизма, который сам откололся от единого древа Вселенской церкви в 11 веке из-за нежелания римских пап (первоначально являвшихся православными патриархами Запада) отменить ряд ошибочных с точки зрения православия нововведений.
После раскола в Римской католической церкви стали множиться отличия от православия, а папа Римский Лев X разрешил продавать индульгенции — документы, освобождающие от церковных наказаний.
Обличение злоупотреблений католических священников со стороны богослова Мартина Лютера привело к началу Реформации в XVI веке.
Протестантские сообщества, появившиеся после проповедей Лютера, Жана Кальвина и других основоположников протестантизма, устранили многие организационные недостатки Римской церкви, но в плане догматики не приблизились к православию, а, напротив, ещё больше удалились от него (стоит отметить попытки некоторых деятелей англиканской церкви впоследствии сблизиться с православием).
Лютеране отвергли церковное Предание и решения Вселенских соборов, опираясь в деле спасения души исключительно на переведённый ими библейский текст. При этом, с точки зрения православных критиков, они не замечают противоречивости того факта, что сам состав Священного Писания было утвержден на соборах.
Провозглашенное протестантами право каждого человека толковать Библию на свой лад привело к появлению множества протестантских деноминаций, члены которых опирались на разных современных толкователей. Различают баптистов, методистов, меннонитов, квакеров, адвентистов, пятидесятников и приверженцев других направлений.
В протестантизме в той или иной мере получили распространение рационалистические взгляды и символическое понимание евангельских событий, в то время, как православие следует единому пути Отцов церкви первых веков.
Существенно отличается роль главы религиозной общины — если в православии священник совершает таинства и включен в обширную иерархию, то в протестантизме пастор может быть только оратором и организатором совместной молитвы.
Многие наслышаны, но не все знают, почему самоубийц не отпевают.
Реформация в Германии
В начале XVI века распространение идей обновления и очищения Христианства получило популярность и в Германии. Причиной тому служило сложное социально-экономическое положение в стране. Сказывались еще такие факторы:
- Феодализм не соответствовал требованиям Нового времени и человеческого сознания. Поэтому усиливались недовольства классовым неравенством и признавалась неэффективность старой модели управления.
- Ватикан имел колоссальное влияние на земли Священной Римской Империи и всячески пользовался этим, устанавливая новые “священные” налоги. Распространение индульгенций усиливалось, а духовность человека зависела от материального положения.
В 1517 году саксонский священник Мартин Лютер прибил на дверь одного храма “95 тезисов” — краткие критические высказывания в сторону церкви, которые вызвали огромную волну одобрения у всех сословий и быстро распространились по Германии. Через 2 года в Лейпциге Лютер провел свою масштабную “проповедь”, где открыто критиковал Ватикан и его главенство над Христианством. Папство пыталось противостоять этим выступлениям, и в 1520 г. отлучает Мартина Лютера с его ближайшими сподвижниками от церкви. Однако они демонстративно проигнорировали это событие. В этом же году, скрываясь от преследования, он начинает перевод Библии на немецкий язык.
Движение продолжало распространяться, провоцируя восстания, изгнания католических священников и конфискацию имущества церкви. Лютер, будучи пацифистом, осуждал насилие, но продолжал пропагандировать реформацию. Наряду с протестантизмом, появлялись новые течения во главе с другими восставшими священниками:
- Французские кальвинисты во главе с Жаном Кальвином;
- Швейцарские цвинглианцы с проповедником Ульрихом Цвингли;
- Саксонские анабаптисты с лидером Томасом Мюнцером.
Рис. 4. Филипп Меланхтон. Автор Лукас Кранах СтаршийРазличные течения вызывали разобщенность в рядах протестантов, отчего у них не получалось найти общий язык.
Следующие 20 лет в сложной политической обстановке Европы, которая утяжелялась Реформацией, возникало множество восстаний.В попытке примирить враждующие конфессии в 1530 г. император Карл V созвал всесословное собрание католиков и протестантов, названное впоследствии Аугсбургским рейхстагом. На нем после долгих споров была написана “Апология Аугсбургского исповедания” — развернутый ответ протестантов на аргументы католиков, составленный Филлипом Меланхтоном при поддержке Лютера. Этот текст стал первым догматическим протестантским учением.
После смерти Лютера протестанты не смогли быстро объединиться в противостоянии католикам. Распри и споры об истинных принципах Новой церкви истощали реформаторов. Гонения и поражения в религиозных войнах плохо сказывались на развитии протестантизма. Однако Новая церковь уже укоренилась в сознании жителей Германии, и в 1577 году была написана книга “Формула согласия” — теологический труд, объединивший противоборствующие лагеря протестантов.
Как возникло протестантство
В истории упомянут факт приостановки в период Реформации Вормсского эдикта, направленного против деятельности Мартина Лютера. Решение об эдикте в 1526 г. вынес Первый Шпейерский рейхстаг, уступая требованиям германских лютеранских князей. Однако в 1529 г. Вторым рейхстагом вердикт был отменен. Шестеро возмущенных князей объединились с 14-ю городами в составе Римской империи и подали протест, именуемый «шпейерским».
В результате сторонников Реформации назвали «протестантами». От этого слова в дальнейшем и возникло название новой религии – «протестантизм». Постепенно появились различные направления протестантской церкви, получившие широкое распространение среди западноевропейских христиан.
В чем протест
Несмотря на то, что протестантство близко католичеству и православию, присутствует ряд отличий от канонических конфессий. Новая религия создавалась в пику традиционным течениям, с желанием воссоздать христианство в первоначальном виде, вернуть принципы, которые римский католицизм утратил.
Главой реформаторского движения стал Мартин Лютер. Лютер пристально изучал Святое Писание и пришел к выводу, что человек сам не может преодолеть свою греховность и спасение его зависит только от Божьей благодати, которая стала доступной благодаря жертве Христа, принявшего крестную смерть за грехи человечества. Человек должен лишь уверовать в искупительную жертву Христа и принимать все то, что сделал ради него Бог. На учении об оправдании верой Лютер основал всю свою богословскую систему. Католическая Церковь учила, что через благодать Бог наделяет человека способностью исполнить его заповеди. Если человек совершает благие дела, то это вменяется ему в заслугу и приближает к спасению. Лютер же считал, что, раз благие дела совершаются в расчете на будущее воздаяние, это уже не заслуга, а грех. Оправдание — не награда за исполнение заповедей, а дар Бога. Человек даже не прикладывает усилий для получения этой благодати, поскольку вера в нем создается только по выбору и действием Святого Духа. Естественно, что спасение нельзя просто купить.
31 октября 1517 г. Мартин Лютер, вывесил на дверях Виттенбергской Замковой церкви 95 тезисов, которые критиковали торговлю индульгенциями, молебны об умерших, возможность спасения души при обращении к святым и наличие чистилища. Лютер отрицал безгрешность священников и призывал противостоять Церкви, которая слилась с государством. Отвергнув догму о том, что Церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и Богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем «спасения души», которое даруется ему непосредственно Богом (тезис об «оправдании одной верой»).
Отличие православия от католицизма и протестантизма
Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства – принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего — они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.
Основные отличия православия от католицизма и протестантизма
Православие | Католицизм | Протестантизм | |
Управление | Патриарх, Собор | Папа | Всемирный совет церквей, советы епископов |
Организация | Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору | Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь» | Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы |
Дух Святой | Считается, что он исходит только от Отца | Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма | |
Бог Отец | Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец – существо совершенно бесстрастное и отвлеченное | Считается, что Бог страдает из-за людских грехов | |
Догмат Спасения | Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога | Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа | |
Разводы | Иногда разрешаются | Запрещены | Разрешены, но относятся к ним неодобрительно |
Непорочное зачатие Богородицы | Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается | Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом | Не признается категорически |
Взятие Богородицы на небо | Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено | Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам | Культ Девы Марии отрицается |
Обряд | Проводится только литургия | Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия | Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение |
Брак священнослужителей | Разрешен | Допускается только в византийском обряде | Разрешен |
Вселенские Соборы | За основу приняты решения первых семи | Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.) | Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию |
Крест | Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху | Используется простой четырехконечный латинский крест | В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий |
Иконы | Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами | Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему | Не используются |
Ветхий Завет | Признается как еврейский, так и греческий | Только греческий | Только еврейский канонический |
Отпущение грехов | Обряд проводит священник | Не допускается | |
Наука и религия | На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются | Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки |
Баптисты
Часто в шутку говорят, что баптисты — это английские протестанты. Но в этом утверждении есть и зерно истины. Ведь это течение выделилось именно из среды пуритан Великобритании.
Фактически, баптизм — это следующий этап развития (как считают некоторые) или просто ответвление кальвинизма. Сам термин происходит от древнегреческого слова «крещение». Именно в названии выражена основная идея этого направления.
Баптисты считают, что истинно верующим можно считать только такого человека, который в зрелом возрасте пришел к мысли отказаться от греховных поступков и искренне принял в свое сердце веру.
С подобными мыслями согласны многие протестанты в России. Несмотря на то что большинство относится к пятидесятникам, о которых мы поговорим далее, некоторые взгляды у них полностью совпадают.
Если кратко выразить основы практики церковной жизни, баптисты-протестанты уверенны в непогрешимости авторитета Библии во всех ситуациях. Они придерживаются идей всеобщего священства и конгрегации, то есть, каждая община самостоятельна и независима.
Пресвитер не обладает никакой реальной властью, он просто читает проповеди и поучения. Все вопросы решаются на общих собраниях и церковных советах. Богослужение включает в себя проповедь, пения гимнов под аккомпанемент инструментальной музыки, а также импровизированные молитвы.
Сегодня в России баптисты, как и адвентисты, называют себя евангельскими христианами, а свои церкви — домами молитв.
В чем суть вероучения
Основы протестантского вероучения были разработаны Мартином Лютером, Филиппом Меланхтоном. Эти принципы в той или иной форме унаследовали затем основные ветви Реформации.
Протестантизм признает только Священное Писание (sola Scriptига. Только Библия, а не труды святых отцов Церкви, является источником мудрости Божьей. Основоположники Реформации вовсе не считали, что они создают новое учение. С их точки зрения, это была лишь попытка очистить Церковь, вернуться к идеалу евангельского первохристианства. Развитие Церкви в послеевангельскую эпоху рассматривалось как упадок, искажение христианства, когда человеческие предания заслонили собой евангельскую истину. Поэтому нужно вернуться к ее первоисточнику — Священному Писанию — и отказаться от всех позднейших измышлений — Священного Предания.
Протестанты считают, что человека может спасти только вера в Бога, а не принятые Церковью молитвы, таинства, «сверхдолжные дела». Лютер говорит об этом в догмате «оправдания верой». Человек слишком слаб, чтобы стать праведником. Иисус Христос своей крестной смертью уже искупил все прошлые и будущие грехи человечества, поэтому для того, чтобы быть Им спасенным, нужно искренне уверовать в Него.
Для протестантов пастор — это пользующийся авторитетом человек, знающий Священное Писание. И поскольку он человек, то не имеет права отпускать грехи и говорить от Божьего имени.
Протестанты отказались от безбрачия церковных служителей, ведь, в их понимании, работа пастора ничем не отличается от других видов деятельности. В некоторых протестантских течениях священниками (пасторами) могут быть и женщины.
Протестанты считают, что на земле нет такой организации, которую можно считать безгрешной (сюда относится и Церковь), и нет такой организации, которую нельзя изменить. Безгрешно и неизменно только Священное Писание.
Они признают только два таинства: крещение и причастие (в то время как Католическая и Православная Церкви признают семь таинств). Причем протестантские таинства имеют символический смысл. В протестантизме также отсутствуют молитвы за умерших, службы за упокой души и т. д. Протестанты отрицают культ Богородицы, святых.
Протестанты придерживаются общих религиозных догм, но некоторые принципы сильно отличаются от католических и православных. Основоположники Реформации вовсе не считали, что они создают новое учение. С их точки зрения, это была лишь попытка очистить Церковь, вернуться к идеалу евангельского первохристианства. Основные принципы протестантизма изложены в 5-ти постулатах:
- Только Писание (Sola Scripture) – единственным источником вероучения является Священное Писание, подлинность Божьего Слова сомнениям не подвергается.
- Только вера (Sola Fide) – дела человека не влияют на безгрешность, очистить душу помогает исключительно вера.
- Только благодать (Sola Gratia) – спасение является благодатью, ниспосланной Богом грешникам за жертву Сына. Заслужить спасение добрыми поступками невозможно.
- Только Христос (Solus Christus) – Иисус посредник между Господом и человеком, искренняя вера в Христа дает спасение.
- Слава только Богу (Soli Deo) – допустимо поклонение и почитание только Господа, который волей своей дарует искупление человечеству.
Этих постулатов строго придерживаются последователи протестантского вероисповедания всех направлений. Протестанты отказались от безбрачия церковных служителей, ведь, в их понимании, работа пастора ничем не отличается от других видов деятельности. В некоторых протестантских течениях священниками (пасторами) могут быть и женщины.
Протестанты считают, что на земле нет такой организации, которую можно считать безгрешной (сюда относится и Церковь), и нет такой организации, которую нельзя изменить. Безгрешно и неизменно только Священное Писание.
Они признают только два таинства: крещение и причастие (в то время как Католическая и Православная Церкви признают семь таинств). Причем протестантские таинства имеют символический смысл. В протестантизме также отсутствуют молитвы за умерших, службы за упокой души и т. д. Протестанты отрицают культ Богородицы, святых.
Основные евангельские деноминации
Базовые виды протестантских церквей, их особенности:
Пятидесятники — основой вероучения является убеждение в том, что все истинно уверовавшие и крещенные Святым Духом получают дары говорения на иных языках (глоссолалия), пророчеств, исцелений и другие. Крещение Святым Духом ниспосылает благодать, которую христианин проносит через всю жизнь. Целью жизни становится следование за Христом. Христианское вероучение пятидесятнической церкви построено на Священном Писании, как источнике истинных знаний о Боге. Движение пятидесятничества является одним из наиболее динамично развивающихся в мире.Англиканство – интерпретация символов христианства и Святого Писания в свете разума, науки, практики (В догматике англиканства сочетаются положение протестантизма о спасении личной верой и учение католицизма о спасающей силе Церкви.) Главой Англиканской Церкви является король, он назначает епископов.
Баптизм (от греч. baptize— «окунаю», «крещу путем погружения в воду») — Основателем баптизма считают Джона Смита. Баптисты отвергают иконы, церковные таинства, многие христианские праздники. Крещение они рассматривают, в отличие от Католической и Православной Церквей, не как таинство (средство спасения), а как обряд, символизирующий сознательную личную веру человека, поэтому они требуют принятия крещения верующими не в младенческом, а в зрелом возрасте.
Адвентизм — Адвентисты седьмого дня приняли так называемую санитарную реформу, согласно которой надо заботиться о своем здоровье, ибо тело является «сосудом Божьим». Поэтому запрещено есть свинину, моллюсков, ракообразных и мясо других нечистых животных, пить алкогольные напитки, кофе и чай, курить табак. Верующим не рекомендуется посещать увеселительные мероприятия (кино, театральные и особенно цирковые представления), запрещается играть в карты и другие азартные игры, танцевать. Не одобряется и чтение художественной литературы. В субботу нельзя смотреть телевизор, слушать радио, заниматься спортом. Одежда верующих должна быть скромной, применение косметики и ношение ювелирных украшений запрещены. Адвентисты седьмого дня могут служить в армии, но только в нестроевых частях.
Меннонитство – в основе учения непротивление силе и пацифизм.
Методизм — основателем методизма был Джон Уэсли (1703— 1791). Методисты считают, что спасение приходит через веру, но не отрицают и необходимость добрых дел
Методисты уверены, что основное внимание должно быть сконцентрировано на достижении христианского совершенства ( доктрина о святости) и утверждении уверенности в личном спасении, основой религии должно быть личное отношение с Богом.
Адвентизм — Адвентисты седьмого дня приняли так называемую санитарную реформу, согласно которой надо заботиться о своем здоровье, ибо тело является «сосудом Божьим». Поэтому запрещено есть свинину, моллюсков, ракообразных и мясо других нечистых животных, пить алкогольные напитки, кофе и чай, курить табак
Верующим не рекомендуется посещать увеселительные мероприятия (кино, театральные и особенно цирковые представления), запрещается играть в карты и другие азартные игры, танцевать. Не одобряется и чтение художественной литературы. В субботу нельзя смотреть телевизор, слушать радио, заниматься спортом. Одежда верующих должна быть скромной, применение косметики и ношение ювелирных украшений запрещены. Адвентисты седьмого дня могут служить в армии, но только в нестроевых частях.
Лютеранство – отрицание роли человека в спасении души ( спасение человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа (sola gratia и sola fide).
Цвинглианство – признание богодуховности библейских текстов, искупление Сыном первородного греха и спасение избранных по заранее принятому решению Бога.
Кальвинизм – суть вероучения заключается в невозможности соучастия воли христианина и Божьей Благодати. Жертва Христа открывает путь к спасению лишь для избранников Господа. (доктрина об абсолютном предопределении и о Божественном невмешательстве в закономерность мира.)
Анабаптизм – идея повторного осознанного крещения, отказ брать в руки оружие.
Протестанты с точки зрения богословии
Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия — Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.
Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:
Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.
Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:
1. Sola Scriptura — «Только Писание»
«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»
2. Sola fide — «Только верой»
Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.
3. Sola gratia — «Только благодатью»
Это доктрина о том, что спасение — это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.
В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).
4. Solus Christus — «Только Христос»
С точки зрения протестантов, Христос — это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.
Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1-е Тим.2:5). Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.
5. Soli Deo gloria — «Только Богу слава»
Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.
Первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»
А вот что сказал Сергей Кириенко, первый замруководителя администрации президента РФ:
Ну и напоследок, важный документ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, посвященный празднованию 500-летия Реформации.
Многие и правда считают протестантов сектантами, но это из-за невежетсва и неосведомленности. Доктрины те же, Библия та же, вера та же, Бог один и Тот же.
Что скажете, есть ли для вас разница? Или не это определяет истинную веру человека?
Источник
Сектантские направления в протестантской церкви
Пожалуй, в каждой церкви есть свои секты, протестантизм не исключение.
Баптизм. Секта появилась в XVII веке. Основное отличие от, например, лютеранства, это то, что баптисты крестятся во взрослом возрасте и перед этим должны пройти годовой испытательный срок (обряд катехимента). Баптисты не признают предметы культа, однако придерживаются таинств. Сейчас баптистская церковь не считается сектантской.
Адвентисты 7-го дня. В XIX веке в США появилась секта, главной целью которой является ожидание Второго Пришествия. Основателем этой секты стал фермер Уильям Миллер, который путем математических вычислений предсказал конец света и Второе Пришествие в 1844 году. Как мы знаем, этого не произошло, однако адвентисты продолжают верить, ссылаясь, в основном, на Ветхий Завет.
Пятидесятники. Опять же движение возникло в США, но оно более молодое – появилось в середине XX века. Цель пятидесятников – возродить дары Святого Духа, которые в день Пятидесятницы получили апостолы
Основное внимание уделяется способности говорить на разных языках. В истории пятидесятников были случаи, когда люди внезапно заговаривали на чужих языках
Последователи этой церкви признают некоторые таинства, первородный грех, пресвятую Троицу.