Скопцам и молоканам — вечная Сибирь
За ересь ссылали на Кавказ, в Закавказье или в отдаленнейшие места Сибири и Дальнего Востока. Навязывание сектантства силой каралось каторгой до 15 лет. Духоборцев, иконоборцев, молокан, иудействующих, скопцов высылали в Закавказье, оттуда — в Сибирь, из Сибири — на Сахалин. За ложь о вероисповедании отдавали «в Кавказский корпус», даже если преступник не был годен к службе. Оскопившие себя граждане высылались в Сибирь, а оскопивших других пороли розгами и отправляли на каторгу на 6 лет. Если обращенный в православие иноверец продолжал придерживаться своих традиций — ему делали внушение.
В XX веке законодательство стало еще более либеральным. При императоре Николае II было разрешено переходить из православия в другую религию — правда, при этом человек терял право оставаться на госслужбе. Все это в конце концов привело к вольнодумству, отказу от христианских ценностей и к революции.
« Почему чукчам, эвенкам и другим народам Севера нельзя было мыться в русской бане
Еретические вероучения
Изначально ересь, как намеренное искажение христианских догматов, считали одним из видов апостасии.
Важно! Еретик — человек, отрицающий некоторые устоявшиеся положения христианского вероучения, или предлагающий религиозную концепцию, противопоставляющую себя традиционному вероучению Церкви. Позже эти понятия перестали отождествлять
Апостасия подразумевает под собой полный отказ от Бога, отрицание любых догматов христианства, в то время как ересь, хоть и пропагандирует ложные истины, но все же не подразумевает уход от Бога
Позже эти понятия перестали отождествлять. Апостасия подразумевает под собой полный отказ от Бога, отрицание любых догматов христианства, в то время как ересь, хоть и пропагандирует ложные истины, но все же не подразумевает уход от Бога.
Наказание для отступников и еретиков в Средние века были одинаковыми. Если в раннехристианские времена, когда христианство стало основной государственной религией многих европейских государств, отступник лишался всех гражданских прав, в Средневековье такого человека ждала незавидная участь: в лучшем случае апостатов и еретиков ждало долгое тюремное заключение.
В Новом Завете сказано, что некоторые люди предрасположены к апостасии, их ждут искушения
В Новозаветной традиции многие тексты уже создавались по-гречески, и здесь слово «апостасия» получило широкое распространение уже в качестве устоявшегося религиозного понятия, где означало отступничество от христианской веры:
Евр 3:12
Обвинения в адрес христиан, отступивших от Бога, звучат редко. Обычно авторы посланий и предостерегают верующих от апостасии:
2 Фес.2:3
При этом апостасию рассматривают, как нечто неизбежное. Это признак последних времён, когда очень сложно будет сохранять в себе веру и противостоять обольстителям:
1 Тим. 4:1–3
Эти пророчества повторяются довольно часто:
Мф 24:11–13
Апостол Пётр предостерегал от апостасии, ибо отпавший от веры несчастнее того, кого победила скверна
Но истинно верующий не допустит апостасии. Чтобы она произошла, человек сам по себе должен обладать предрасположенностью к предательству христианства:
Лк. 8.13
Апостол Пётр предупреждает, что христианство — это путь сложный и ответственный. И для человека слабого было бы благоразумнее и вовсе на него не становиться, чем единожды отступить от Бога:
2 Петр 2:20
А потому опасность апостасии довольно велика, чтобы Пётр снова и снова предостерегал верующих от ошибки:
2 Петр 3:17
Апостасия — это предательство веры, искупить которое может только покаяние
РПЦ и другие ведущие христианские церкви уточнили признаки того, что же считается апостасией:
Отступником может быть признан лишь тот человек, который принял Крещение.
Ария часто преподносят как вероотступника, но правильно называть его просто еритиком: апостасии он не совершал
- Апостасия — не ересь, так как не в частностях противопоставляется вероучению, а полностью отвергает христианство.
- Предатель веры — не просто человек, который мыслями отвергает её, а тот, кто в придачу ещё и подкрепляет это какими-то внешними действиями: критика вероучения, участие в чужих обрядах, пропаганда атеизма.
- Для признания человека отступником достаточно того, чтобы он принял участие в ритуале чужой веры, даже если сам при этом не наделял это действие каким-то религиозным смыслом. Другими словами, присоединился к индусскому песнопению — это уже апостасия, согласно православию.
- Полный отказ от религии — тоже апостасия, по мнению западной традиции.
- Некоторое время на Западе извержение себя из сана также могло именоваться апостасией.
1905
год, когда в России законодательно установили веротерпимость
Апостасия может быть двух видов:
- Добровольная;
- Вынужденная.
Церковные санкции в этих случаях применялись разные. Обычно это покаяние, выполнение молитвенных предписаний и ограничение на церковное общение на срок в несколько лет.
А в России, например, до 1905 года существовало уголовное преследование за апостасию. Также известен случай начала XVII века, когда человека, принявшего ислам, заживо сожгли.
Сегодня, конечно, всё куда спокойнее. Если человек предал христианскую веру, но желает в неё вернуться, он должен покаяться священнику, а тот определит, какие санкции в его отношении могут быть оптимальными.
Каких-либо строгих предписаний на счёт апостасии в Русской православной Церкви нет.
Никях — мусульманский обряд бракосочетания для православного неприемлем, участие в нём — апостасия
Изменение в Символе Веры
Символ Веры — краткий свод основных христианских вероучительных истин
Святые отцы Первого и Второго Вселенских Соборов особое внимание уделяли богословской терминологии, имеющей свои тонкости и строго запретили что-либо изменять или привносит в Символ
Так, в словосочетании «рождена, а несотворена…» убрали союз «а», имеющий противопоставительный смысл. Старообрядческие богословы считают, что отсутствие «а» ослабляет «рождение» и «несотворение». Сын Божий именно рождён, а не сотворён Богом Отцом. Изъятие из текста всего лишь одной буквы меняет весь смысл и наводит на мысль о тварности природы Христа, о чём в III веке проповедовали ариане.
Двусмыслица также вносилась в слова о Царствии Божием. «Его же Царствию несть (т.е. «нет». — Р.А.) конца», — именно так звучит старый текст. В «исправленном» Символе Веры звучит: «Его же Царствию не будет конца». Данное выражение даёт основание полагать, что Царствие Небесное ещё не наступило с Боговоплощением Христа, Его Жертвой, Воскресением и наступит только в будущем.
Раннехристианские времена
Христиане в течение первых нескольких веков после рождения Сына Божьего подвергались серьезным гонениям: современному человеку сложно даже представить те жестокие пытки, которые выносили первые христиане в борьбе за истинность своей веры.
Об апостасии (отступлении от Бога), как величайшем знамении последних времен, пишет в своих посланиях апостол Павел
Верующие не могли спокойно собираться для проведения богослужений, не могли славить Христа и прославлять Его подвиги, не могли спокойно крестить детей и строить храмы: любое проявление христианского мировоззрения в древние времена жестко пресекалось.
Первых христиан жестоко истязали, топили в водоемах, сжигали на кострах, мучили в темницах и на площадях, но это не могло сломить силу духа верующих. Многие христиане предпочли избрать мученическую стезю, но не отказаться от веры и Христа.
Однако не все люди могли выдержать такие нечеловеческие пытки: некоторые не нашли в себе сил выдержать физические мучения до конца, и отреклись от веры взамен на прекращение истязаний. Этих людей в христианстве было принято называть апостолами.
В такой ситуации, как в случае принудительного обращения в другую веру, у людей, отрекшихся от Господа в результате тяжелых физических мучений и лишений, была возможность раскаяться. После массовых гонений на сторонников христианского вероучения, произошедших во времена римского императора Деция, отступничество стало массовым явлением.
Понятие апостат применяется к христианам, отпавшим от веры во время гонений
На одном из Карфагенских Соборов было принято решение о смягчении покаянной дисциплины для апостатов: одних из них принимали в христианство на смертном одре, другие могли заслужить это право в течение жизни, благодаря искреннему покаянию и безропотно несению епитимьи.
Важно! Когда речь заходит о принудительном обращении в веру, перед глазами сразу предстают образы христианских великомучеников: людей, претерпевших нечеловеческие страдания, но не предавших свою веру. Вместе с памятью о Святых, в нашу душу приходит искушение осудить всех тех людей, которые под страхом смерти и пыток в былые времена и в нынешние дни отказывались от своих убеждений и принимали чужую веру
Однако имеем ли мы право осуждать таких людей, если Господь дает им возможность раскаяться и вернуться под крыло христианской Церкви?
Вместе с памятью о Святых, в нашу душу приходит искушение осудить всех тех людей, которые под страхом смерти и пыток в былые времена и в нынешние дни отказывались от своих убеждений и принимали чужую веру. Однако имеем ли мы право осуждать таких людей, если Господь дает им возможность раскаяться и вернуться под крыло христианской Церкви?
Можем ли мы быть уверенными в своих духовных силах, в своем стремлении страдать за Христа и выносить ужасные муки с Его светлым именем на устах? Главная задача каждого христианина в те моменты, когда он слышит о подобной насильственной апостасии — молиться за душу человека, ставшего вероотступником против своей воли.
Отступничество в последние времена
Святые Отцы Церкви предупреждали нас, что апостасия станет явным признаком приближения конца мира. Согласно христианскому мировоззрению, именно отдаление от Христа и отрицание Его учения приближает конец света.
Церковь удерживает рвущегося в земной мир антихриста. Когда люди массово отвергнут Бога, и власть Святой Церкви ослабится, в мире наступит временное торжество всеобщей апостасии, которое вскоре закончится Страшным Судом. Священное Писание говорит об апостасии, как о неизбежном явлении — людей будут преследовать многие искушения, и мало кто сможет устоять перед соблазном.
Важно! Это мировое явление предсказывал еще апостол Павел в своем обращении к Фессалоникийцам. Последние времена ассоциируются у верующих с ужасными событиями: войнами, голодом и природными катаклизмами, но вероотступничество начнется в спокойные и внешне благополучные времена
Пресыщенность материальными благами, развитие цивилизации, жизнь в достатке — все эти мирские удовольствия завлекают души людей в опасную ловушку
Последние времена ассоциируются у верующих с ужасными событиями: войнами, голодом и природными катаклизмами, но вероотступничество начнется в спокойные и внешне благополучные времена. Пресыщенность материальными благами, развитие цивилизации, жизнь в достатке — все эти мирские удовольствия завлекают души людей в опасную ловушку.
Быть христианином — задача сложная и ответственная, и не каждый человек может с ней справиться
Человеку кажется, что он обрел рай на Земле и такая жизнь никогда не закончится — люди перестают думать о Вечности и отодвигают веру на последнее место. Апостасия происходит незаметно для самих людей, если вокруг царит изобилие и благополучие. Люди начинают забывать о Том, кто дал им возможность прийти в этот мир и пользоваться всеми возможными благами.
Материальное и имущественное изобилие — лишь иллюзия счастья. Главной целью жизни для человека нравственного всегда будет оставаться развитие духовных качеств. Когда человечество в большинстве своем променяет возможность расти духовно и стремиться к Богу на ложные материальные удовольствия, наступит конец времен и Последний Суд.
Истинно верующий человек постарается сделать все, чтобы не допустить вероотступничества и не поддаться на соблазны нечистого духа. Просто называться христианином — мало для стяжания Царства Божьего, ведь точно так же, как о дереве говорят по его плодам, человека будут судить по его поступкам.
В первую очередь, христианские поступки — это дела любви и сострадания. Христианин — не просто красивое слово, а образ жизни и мышления. Если вера вдохновляет человека на труд во Славу Божию, если она помогает ему творить добро ближним своим — такой человек не сможет стать вероотступником.
Путь спасения во времена апостасии. Игумен Илий Емпулев
Появление еретического смысла в молитве Святому Духу
«Царю Небесный, Утешителю Душе Истинный» — именно таким образом начинается молитва. В «новом» тексте читается «Утешителю Душе истины». Таким образом, вместо Истинного Бога Духа Святого произносится молитва духу какой-то абстрактной истины, более совершенной, нежели Бог Святой Дух. Происходит отрицание Божественной Сущности Третьей Ипостаси Святой Троицы.
Изменения также касались введения противосолони, когда крестный ход совершается не по часовой стрелке «вслед за солнцем», а против неё. При повышенной религиозной чуткости противосолонь есть абсолютно ненужное введение, вносящее лишь смущение и сумятицу.
Мало избегать апостасии, чтобы быть христианином, надо ещё и работать над собой
Хотя апостасия — это не тот поступок, который одобряет православие, было бы неправильно просто гордиться тем, что остаёшься в своей вере. Ситуация стабильности — пустое, в нём нет благодати, нет Божественного присутствия.
Христос нам говорит, что человека мы должны судить по плодам деятельности. А какие плоды от того, что ты просто христианин, или, скажем, просто русский? Никаких.
Быть христианином — это больше, чем просто номинально оставаться в лоне религии.
Это добрые поступки из любви, сострадания и понимания. Христианин — это не название, а образ жизни. Об этом напоминает архимандрит Маркелл (Павук):
Маркелл (Павук)
архимандрит
Смысловые изменения в других богослужебных текстах
В целом же ни одна молитва, ни одна богослужебная книга не были обделены вниманием горе-справщиков. Почти все тексты были изменены до смысловых несуразиц
При совершении Таинства Крещения по древнерусским книгам священник произносит: «Запрещает ти, диаволе, Господь наш Исус Христос, Пришедыи в мир и вселивыися в человецех». В новом тексте звучит: «Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедыи в мир и вселивыися в человецех». Комментарии, как говорится, излишни.
В том же чине Крещения священник возносит Богу молитву: «Молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый». По никоновским книгам это место «исправлено» следующим образом: «Ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый». В Богоявленском водоосвящении справщики вставили диковинное прошение: «…о еже быти воде сей, скачущей в жизнь вечную». И так далее и так далее. В общем и целом, не осталось ни одной книги, ни одной молитвы, которые не были бы в той или иной степени затронуты, изменены и искажены справщиками. Глумление над богослужебными текстами было колоссальным.
Изменение форм богопочитания в новообрядствующем сообществе привело к тому, что в их церквах утрачен дивный строй, порядок богослужения и христианское благообразие во многих церковных вещах. Во время старообрядческого богослужения недопустимо никаких его сокращений, поклоны и крестное знамение совершаются одновременно всеми молящимися согласно Уставу. Верующие соблюдают благообразие в одежде и внешнем виде (борода у мужчины, покрытая голова у женщины). При богослужении у староверов отсутствуют излишние хождения по храму, частые лобызания икон, отсутствует дух «светскости» и «душевной чувственности». Лампадное масло и свечи изготавливаются из сырья, имеющего только натуральное происхождение. В новообрядческой церкви всё это, под воздействием «преобразований», к сожалению, было во многом утрачено. Дело в том, что внешняя благочестивая церковная дисциплина всегда способствовала молитве, и это больше, чем так называемый «обряд», и лежит исключительно в сфере духовного, Божественного.
Роман Аторин, кандидат философских наук, доцент кафедры философии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
Переход на партесное светское пение
Церковное пение пришло на Русь с принятием христианства из Византии. За семь веков существования православия древнерусские распевщики достигли больших высот в этом сакральном искусстве. Пению в храмах отцы церкви всегда придавали огромное значение. Знаменный распев и древнерусская икона — явления, по своей духовной сущности родственные исихазму. Именно исихазм породил так называемый калофонический стиль (калофония — сладкогласие) знаменного распева как мелодический аналог литературного стиля «плетения словес» — попытки выразить тайны горнего мира утонченными и сложными словесными построениями. Богослужебной мелодии были присущи законы построения, абсолютно чуждые светской музыке и даже позволяющие говорить о выражении категории невещественного в церковном пении. В представлениях древней Церкви песнопения, как и другие предметы культа — воплощенные смыслы мира невидимого. Климент Александрийский запретил использовать приемы светского пения в Церкви, указывая на несовместимость хроматических напевов с духом православного богослужения. Концепцию святого Климента Александрийского в отношении церковного пения, получившую позднее каноническое закрепление на VI Вселенском Соборе (75-е правило), разделяли такие великие православные святые, как святители Киприан Карфагенский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним Стридонский. В соответствии с концепцией Климента Александрийского, музыкальная система осмогласия святого Иоанна Дамаскина (VIII век) также исключает напевы хроматического строя.
Крепостных закон защищал
За проповедь раскола и еретических учений полагалось заключение в смирительном доме на срок от 1 до 2 лет, «рецидивистов» заключали в крепость на срок до 6 лет, а если человек не унимался, то его пороли розгами и на 4 года отправляли в арестантские роты или ссылали в Сибирь. Уклонение от воспитания детей в православии каралось тюремным сроком от 1 до 2 лет, а дети переходили под опеку к родственникам или опекунам.
Статья 199 защищала крепостных крестьян от насилия владельцев. Ни мусульманин, ни католик, владеющий крепостными, не мог заставить их переменить веру. Препятствование Таинству крещения наказывалось тюремным заключением на полгода или сроком до тех лет в смирительном доме. Православных крепостных преступник лишался. Католический или униатский священник, причастивший православного, в первый раз удалялся «от места» на полгода, во второй раз с него снимали сан и помещали под надзор полиции.
Апостасия в Православии и Католицизме
В Католицизме апостатоми считаются:
- атеисты, которые ранее считали себя христианами;
- люди, принявшие другую веру: ислам, иудаизм и т.д.
- люди, принявшие повторное крещение: католическая традиция отрицает возможность повторного проведения этого Таинства.
- люди, отказавшиеся от духовного или монашеского сана.
Интересно знать! Ранее вероотступниками считались прихожане, не подчинившиеся приказу церковных властей. Людей, допустивших такое поведение, ожидало не только отлучение от Церкви, но и уголовное наказание. В современной Католической Церкви эти принципы не считаются действительными.
В Православии вероотступниками раньше считали не только людей, добровольно отказавшихся от Бога и Православной Церкви, но и людей, совершивших тяжелые религиозные преступления. Часто сам вероотступник не подвергался уголовному преследованию, но человека, агитирующего за отречение от веры и Господа, в имперские времена ждала длительная ссылка.
Православие призывает верующих хранить веру во всех ее проявлениях
Особенности апостасии в Православии:
- Вероотступником в Православии может стать только человек, который ранее принял Крещение. Если человек симпатизировал христианству и начинал путь к Христу, но позже отверг христианское учение, не будучи крещеным, назвать его апостатом нельзя.
- В отличие от ереси, для вероотступничества характерно полное, а не частичное отречение от христианского вероучения.
- Вероотречение должно выражаться во внешних конкретных действиях: человек во всеуслышание заявляет о смене религии, участвует в обрядах других религиозных групп, отрицает существование Бога.
Важно! Особым пунктом можно выделить вступление в брак по иноверному обряду: в Православии это также считается анастасией. Православие призывает верующих хранить веру во всех ее проявлениях, в том числе — и во внешних
Если супруги принадлежат к разным религиозным конфессиям, лучший выход из этой ситуации — гражданская регистрация брака в ЗАГСе. Истинная вера не приемлет полумер и не допускает участия в религиозных обрядах других вероучений
Православие призывает верующих хранить веру во всех ее проявлениях, в том числе — и во внешних. Если супруги принадлежат к разным религиозным конфессиям, лучший выход из этой ситуации — гражданская регистрация брака в ЗАГСе. Истинная вера не приемлет полумер и не допускает участия в религиозных обрядах других вероучений.
От отдельных указов — к своду законов
В 1284 году в Новгороде еретические рукописи сжигали на голове тех, кто их хранил, — об этом сказано в Кормчей книге. В 1438 году на Руси за отступление от веры сжигали живьем или закапывали в землю. По Соборному уложению 1649 года вероотступников полагалось сжигать, а тех, кто мешает проведению служб в храмах — «казнить без всякой милости».
Однако время шло, наказания становились более либеральными, но власть по-прежнему старалась защитить идеологическую основу государства. Остро эта проблема встала в XIX веке, когда идеи либерализма стали проникать в разные слои общества, а дворянство увлеклось масонством. Поэтому в 1846 году появилось «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», большая часть которого была посвящена вопросам веры. В разделе «О преступленiях против веры и нарушнiй ограждающих оную постановлений» было 8 статей, в разделе «О отступлении от веры…» — 16 статей, в разделе «О ересяхъ и расколахъ» — 12 статей, в разделе «О уклоненiи от исполненiя постановленiй церкви» — 5. Еще 35 статей находилось в других разделах, в которых указывались наказания за уголовные деяния против священников или церковного имущества. Таким образом, в XIX веке появился целый свод законов, которые охраняли православную церковь, ее имущество и святыни от посягательств.
За отступление от веры — каторга, за «совращение» — ссылка
Если кто-то подговаривал православного сменить веру, его пороли с особой жестокостью, клеймили, а если выяснялось, что преступник прибегал к силе, его ждала каторга сроком от 12 до 15 лет. По ст. 191 вероотступника лишали гражданских прав, назначали опеку над имением и отправляли в монастырь — для вразумления и увещевания. По статье 192 ни иудеи, ни магометане, вступившие в брак с христианами, не имели права воспитывать детей в своей вере, а если препятствовали их воспитанию в православии, то брак расторгался, а сами они, лишившись прав, ссылались на окраины империи.
По ст. 193 евреям не дозволялось держать слуг-христиан, чтобы они не могли их «совратить», за это полагался штраф — 5 рублей в день. Если евреи держали у себя православных служанок, то штраф достигал 100—200 рублей. Совративший православного в католичество или униатство по ст. 195 наказывался лишением гражданских прав и ссылкой под Тобол или под Томск, а при наличии отягчающих обстоятельств к наказанию добавляли порку. Перешедших из православия в другую христианскую конфессию направляли к священникам — для вразумления, а их дети и крепостные переходили под опеку.
Признание обливательного крещения и его практика
Крещение есть основное спасительное таинство христианства
Его важность и необходимость показана в Евангелии самим Господом Исусом Христом. Святое Крещение, ввиду его исключительной важности и необходимости при вхождении в Церковь, всегда было в центре внимания святых апостолов и отцов
Не меньшую значимость имела форма совершения Крещения. По Апостольским правилам (50-е правило апостольское), Крещение должно быть совершено только троекратным погружением. Не однократным погружением, не обливанием, не окроплением. Единственно верным видимым способом вхождения в Церковь может быть только троекратное погружение в честь Святой Троицы. Погружение с головой в воду означает смерть человека для греха и воскресение его для Спасения.
Лишь в случае крайней нужды, когда человека невозможно погрузить (физическая немощь, нахождение в реанимации, коме и пр.), или же поблизости нет воды (пустыня), допускается обливание или окропление. Если не было воды — крестили слюной, песком и пр. Но только в случае самой крайней нужды. Ежели по совершении подобного крещения человек выживает — его крестят в положенной погружательной форме. Если не выживает — на милость Божию, таковой считается крещёным.
Совсем другое дело, когда обливание или окропление в нормальных для церкви условиях приобретает статус нормы. Это есть уже не крещение, но каноническое преступление, за которое, согласно правилам, священник или епископ, крестивший не по чину, извергается из сана. Обливательное крещение было признано латинянами и, в случае перехода в православие, таковые принимали полное каноническое крещение
Данная практика имела важное место при патриархе Филарете Романове. Во время и по прошествии церковной «реформы» синодальными богословами обливательное «крещение» было признано, канонически узаконено и богословски оправдано
Смягчился чиноприём латинян до миропомазания.
В старообрядчестве, следуя священным Апостольским правилам, обливание, окропление и другие формы псевдокрещения не имеют никакого канонического признания.
Написание имени Исуса Христа
Имя Бога свято. Часто встречаемое и по многовековой традиции написуемое в книгах имя Христа Исус символизировало некий культурный код и таинственную значимость Имени. Не случайно Господь Саваоф наделяет Аврама именем «Авраам», подчеркивая отныне особую значимость его личности как отца множества народов. При таком подходе к тексту становится понятной болезненная реакция старообрядцев на изменение имени Христа. Перемена же Имени при повышенной религиозности общества означала перемену Сущности. При том факте, что в религиозной культуре Древней Руси немалое место отводилось Символу — Христово Имя несло в себе категорию цельности, образ Бога. А любое изменение символа равносильно ереси.
Более того, «Иисус» есть прямая языковая несуразица, слепо скопированная с греческого языка в XVII веке.
Синодальные архиереи, члены «ведомства господствующего вероисповедания», такие как Димитрий Ростовский и др., в своих сочинениях откровенно издевались и глумились над Старым Обрядом, приписывая ему самые кошмарные и кощунственные толкования и нередко совершали исторические фальсификации во оправдание безбожной политики дореволюционного Синода.
Что такое апостасия
Изначально этот термин имел политическое значение и использовался в значении — бунт, противостояние власти, дезертирство. Так называли людей, критикующих действия правителей или отказывающихся принимать участие в военных походах. Апостасия жестоко каралась законами древнего времени.
Слово «апостасия» означает отпадение от христианской веры
В годы становления христианства, как мировой религии, апостолами стали называть и отказавшихся от своих убеждений верующих. Сам термин пришел в нашу речь из Греции, где апостолами называли первых христиан, не выдержавших гонений и давления языческих властей. И в древности, и в современном мире термин «ипостась» используется в значении «отступник».
Апостасия, или вероотступничество — осознанный и добровольный уход от христианского вероучения, отрицание правильности догматов христианства, истинности веры, намеренный отказ от Бога и Его милости.
Сейчас отступниками называют людей:
- отказавшихся от христианства и принявших другую веру;
- сделавших выбор в пользу атеизма;
- отступников от священного и монашеского сана.
У вероотступничества может быть множество причин: иногда душу человека полностью поглощает какая-либо страсть, иногда любовь к мирским удовольствиям перевешивает стремление к Господу, иногда человека делают вероотступником насильно.
Важно! Господь хочет спасения для абсолютно всех людей, поэтому милосердно принимает молитвы раскаявшихся грешников и дарует им прощение. Так или иначе, человека, совершившего эту страшную ошибку нельзя назвать безнадежным: никогда не бывает поздно вернуться к Господу, покаяться и попросить о милости
Так или иначе, человека, совершившего эту страшную ошибку нельзя назвать безнадежным: никогда не бывает поздно вернуться к Господу, покаяться и попросить о милости.