Мезуза
И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
Второзаконие 6:9
Мезуза — знак еврейского дома. Она символизирует взаимную преданность Бога и Его народа, поскольку содержит текст договора между ними, а для других является указанием, что здесь живут правоверные евреи.
Мезуза представляет собой свиток с фрагментами Торы — первыми двумя абзацами Шма, написанными софером на иврите и провозглашающими единство Бога и существование завета между Ним и Святым народом. Текст пишется на пергаменте с одной стороны. На обороте значится единственное слово: «Шаддай» (одно из имен Господа). Если пергамент свернут правильно, это слово оказывается обращенным к читателю. Оно составлено из начальных букв («шин», «далет», «йод») в выражении «Шомер дальтот Исраэль» («Хранитель дверей Израиля»). Именно поэтому мезузе иногда приписывают свойства амулета, обладающего магической силой.
Каббала
Каббалисты исходили из того, что в Торе в символической форме закодировано эзотерическое знание о человеке и Вселенной. Они вели умозрительные поиски эманации божественного в материальном мире и развили учение о сфирот — 10 взаимодействующих ипостасях Бога, управляющих материальным миром. 10 сфирот вместе с 22 сакральными буквами древнееврейского алфавита составляют 32 «тропы мудрости» Древа Жизни.
В мистической традиции Древо Жизни — один из наиболее универсальных символов Вселенной. Человек мыслится как миниатюрное Древо Жизни — микрокосм. Отделившись от «материнского» Древа, он получил обитель на Земле, в самом центре плотной материи. Каббалисты называют эту обитель сефирой Малькут — десятой сефи-рой Древа, в которой пересекаются дух и материя, «небесное» и «земное». Существование в десятой сефире позволяет восходить к самой вершине бытия, где обитает Бог, и спускаться вниз, к «корням», чтобы напитать физическое тело качествами остальных сефир.
Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, существовала Каббала практическая, которая вызывала крайне неодобрительную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев
Каббалисты-«практики» придавали важное значение мистическому созерцанию и разрабатывали особые техники погружения в транс, позволяющий, как они полагали, приобщиться к божественному откровению. «Практический» мистицизм осуждался раввинами и предавался анафеме
Так, последователи каббалиста Саббатая Цви (1625-1676 гг.) были отлучены от еврейской общины.
Тем не менее, именно Каббала легла в основу хасидизма (хасид — «благочестивый») — течения еврейской религиозной мысли, которое в XVIII-XIX вв. становится доминирующим, особенно среди иудеев Волыни, Подолии и Галиции. Хасидизм отрицал авторитет раввинов, проповедовал аскетизм и почитал цадиков — хранителей божественных тайн, праведников, находящихся в постоянном общении с Яхве и одаренных сверхъестественной силой. Хасиды считали, что цадиком способен стать каждый, кто соблюдает мицвот. Долгое время официальный раввинат противился распространению хасидизма и даже возглавил движение за отлучение хасидов от иудаизма — митпагдим («противостоящие»), но впоследствии смирился с существованием этой традиции, истолковав ее как эзотерический компонент ортодоксальной веры.
Изначально Каббала представляла собой «тайное знание», доступное узкому кругу посвященных. В начале XVIII в. рабби Исраэль Баал Шем Тов изложил его основы в популярной форме, и древнее учение стало доступным для самого широкого круга лиц, неравнодушных к мистике (сегодня к их числу относится, например, американская поп-звезда и страстная каббалистка Мадонна).
Основные моменты религии в быту
Во главе еврейской общины — главный раввин, он имеет религиозное образование. Молиться можно в любое время суток и в любой форме, но также есть молитвы обязательные, которые произносятся в синагоге — это помещение с фасадом, обращённым на Иерусалим, здесь запрещены изображения Бога и людей, мужчины обязательно приходят в кипе, женщины в закрытый одежде и располагаются отдельно друг от друга.
Иудаизм не призывает к отказу от привычной жизни и различным ограничениям, которые не прописаны в Торе
В обычной жизни каждый выбирает для себя, какие правила важно соблюдать. Как правило, это — отдых в шаббат и кошерность
Шаббат — это нерабочая суббота, неделя в Израиле начинается в воскресенье и заканчивается в пятницу вечером
Этот день важно провести в семейном кругу. Ортодоксальные евреи соблюдают множество запретов — не использовать электричество, не ездить на транспорте, отложить все дела на другой день
Кошерность — правило израильской кухни. Запрещено употреблять свинину и зайчатину, можно только мясо коровы, овцы и козы. Из морской пищи разрешается есть только тех, кто с чешуёй, а значит под запретом моллюски, креветки и омары. Любые растения можно. Один из запретов также не разрешает употреблять вместе мясные и молочные продукты. Если есть сомнения в кошерности блюда, еврей обращается к раввину.
По мнению израильтянина развитие личности — это всегда заключение брака, ему здесь придают большое значение. Ни разводы, ни измены здесь конечно же не поощряют. Разрешены смешанные браки, но среди религиозного населения особо не одобряются. Есть определённые религиозные предписания, которые регулируют семейную жизнь, в них говорится о семейной чистоте, разводах и многих других моментах.
Свадьба здесь не просто праздник — это символ новой жизни. Гражданские браки имеют место быть, но иудаизм за законные отношения. В день обручения есть два обряда: подписание брачного контракта (ктубы) и жених покрывает голову невесты платком, в знак того, что она теперь под его защитой. Ещё одним символом является разбивание ногой стеклянного бокала, что говорит о разрушении иерусалимского Храма и о грусти этого события.
Еврейская свадьба
К родителям здесь особое отношение: не принято им возражать или давать оценку их словам, важно проявлять заботу и уважение. Родителей не называют по имени
К детям тоже относятся очень внимательно. Ребёнка окружают любовью, заботой, воспитанием по законам, но при этом ничего не требуют от ребёнка и даже не наказывают. Бить детей здесь запрещено. Совершеннолетие у мальчиков наступает в 13 лет, у девочек в 12 — пора, когда каждый сам отвечает перед Богом и ответственен за выполнение заповедей Торы.
Ортодоксальный иудаизм
-
Основная статья: Ортодоксальный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм (от др.-греч. ὀρθοδοξία — букв. «правильное мнение») — общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде Шулхан арух. В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений — литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), религиозный сионизм. Общее количество последователей — около 3-4 млн. человек.
Литваки
-
Основная статья: Литваки
Файл:Молящиеся в синагоге.jpg
Минха, дневная молитва в Главной синагоге Одессы
Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве (в Литву, точнее Великое княжество Литовское входили земли современной Литвы, Беларуси части Польши и Украины).
«Литовская Школа» появилась хронологически раньше хасидизма и религиозного сионизма.
Литваки являются последователями Виленского Гаона (рабби Элиягу бен Шлоймэ Залмана), великого еврейского ученого-талмудиста. С его благословления была создана первая литвакская иешива современного образца в Воложине.
В России литваки входят в состав КЕРООРа (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России).
Выдающиеся раввины, ученые и общественные деятели, принадлежащие к течению литваков: рабби Исроэль Мейр а-Коэн (Хафец Хаим), рав Шах,
Хасидизм
-
Основная статья: Хасидизм
Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии.
См. также Хабад
Ортодоксальный модернизм и Религиозный сионизм
-
Основная статья: Ортодоксальный модернизм в иудаизме
-
Основная статья: Религиозный сионизм
Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.
В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) см. и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.
Иное направление «Современной ортодоксии» — религиозный сионизм — было создано в 1850 году равом Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано равом Авраамом-Ицхаком Куком.
Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).
Видные представители в настоящее время: р. Авраам Шапира (умер в 2007 году), р. Элиезер Беркович (умер в 1992 году), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йехуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн, р. Ури Шерки.
В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.
Спектр иудаизма
Иудаизм состоит из нескольких “ветвей”, также называемых деноминациями или течениями, которые занимают целый спектр — от традиционного религиозного до либерального. Тем не менее, евреи — это народ, а не религия; еврейство и иудаизм — это не всегда одно и то же. В то время, как иудаизм “должен быть” религией, которую практикуют евреи, есть евреи, которые “выбирают” какие-то элементы иудаизма, подходящие им лично, в то время как другие вообще не практикуют иудаизм. Некоторые из них приняли другие религии, такие как буддизм. Ветви иудаизма, в том виде, в котором они известны сегодня, покрывают довольно большой процент веры еврейского народа.
Полвека назад иудаизм можно было описать как состоящий из трёх основных направлений, и большинство евреев причисляли себя к одному из них: ортодоксальный (традиционный), реформистский (либеральный, в Европе известный также как прогрессивный) и консервативный (нечто среднее между двумя предыдущими ветвями, также известен за пределами Северной Америки как масортим). Есть также некоторые небольшие ответвления, такие, как реконструктивистский иудаизм, но по большому счёту американские евреи попадают в одну из ветвей “большой тройки”.
Хотя большая тройка всё ещё в значительной степени сохраняется, спектр иудаизма сегодня шире. Например, некоторые могут назвать себя “консервадоксами” (объединяющими консервативный и ортодоксальный иудаизм). И хотя я никогда не слышал этот термин, тот реформистский Темпль, в который я ходил с детства в Бруклине, поразил меня тем, что он был более “реформативным” (соединяя реформизм и консерватизм), чем исходно реформистский.
Верования и практика
Стоит также отметить, что хотя каждая ветвь иудаизма имеет своё более-менее “официальное” понимание еврейской веры, простое посещение определённой синагоги не обязательно означает, что человек верит в официальные её доктрины (или хотя бы понимает их).
Ортодоксальный иудаизм, например, “официально” учит, что Бог реален, но вы можете найти некоторых агностиков и даже атеистов, посещающих ортодоксальные синагоги. Многие не считают это противоречием, потому что иудаизм делает акцент на том, как жить, а не на том, во что верить. Потому, хотя религиозные верования, с которыми выросли евреи, и могут изменяться или уходить на задний план, многие предпочитают сохранять ценности и образ жизни. Есть ортодоксальные способы ежедневного поведения и образа жизни, такие как кашрут или соблюдения Шаббата согласно ортодоксальной галахе (еврейскому закону), но нет никаких доктринальных требований, кроме признания того, что Бог Един (о чём говорит молитва “Шма”, Втор. 6:4). Хотя и правда то, что большинство ортодоксальных евреев, например, верят в будущего Мессию, а большинство реформистов нет, нельзя сказать, что это верно для каждого отдельно взятого человека.
В отличие от предыдущих поколений, многие евреи сегодня не связаны с синагогой в принципе. Многие формулируют свою собственную версию иудаизма и не вписываются ни в одну из “официальных” версий этих направлений.
Вместе с тем, следующий обзор трёх основных ветвей всё ещё является актуальным кратким руководством по иудаизму.
Традиции
Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли.
Также известен праздник Суккот – другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода
Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней — в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.
Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур – день искупления, прообразующий страшный суд.
Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом – второй по авторитетности книге после Торы.
Зачастую не евреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати – это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.
Суббота в иудаизме
Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день – суббота. Этот день вообще — священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.
Иудаизм и христианство
Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц.
Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.
Самые важные факты об иудаизме
- В иудаизме самое главное – это вера в единого Бога, т.е. монотеизм. Бог один и не делится на составные части. Иудеи отрицают существование дьявола. Их религия не разрешает молиться кому-либо (святому духу, пророкам, ангелам), кроме Бога.
- Вторым важнейшим аспектом этой религии является представление об избранности еврейского народа и особой ответственности перед Богом. Считается, что евреи избраны донести до человечества открытые им истины.
- Есть 2 пути, чтобы стать иудеем. Первый – происхождение. Если у человека мать либо одна из прабабушек (вплоть до 4 поколения) была еврейкой, то он автоматически считается частью еврейского народа и также может подавать документы на получение гражданства Израиля. Второй путь религиозный, т.е. переход в иудаизм по убеждениям. Данный обряд называется гиюр, и совершить его может любой человек. Это сложный и довольно длительный процесс. Сначала претендента (прозелита) всячески отговаривают от этого шага, проверяя искренность и серьёзность его намерений. Также проверяют знания прозелита о еврействе, готовность соблюдать заповеди Торы. Решение о готовности человека к принятию иудаизма принимает раввинский суд после тщательного интервьюирования и тестирования претендента. После получения положительного решения мужчинам необходимо совершить обрезание. Завершается обряд ритуальным омовением в микве – специальном бассейне.
- Обряд обрезания (брит-мила) мальчиков в еврейских семьях принято проводить на 8 день после появления сына на свет. А для мужчин-прозелитов, принимающих иудаизм, обряд совершается во время гиюра. Таким образом, возрастных ограничений для обрезания нет. С медицинской точки зрения обрезание полезно в гигиенических целях и снижает риск возникновения некоторых заболеваний.
- Начинать соблюдать иудейские заповеди и законы мальчикам положено по достижении возраста 13 лет, когда они считаются способными нести ответственность за свои действия. Проводится специальный обряд бар-мицва, так называемое религиозное совершеннолетие. Этот день является важным семейным праздником. Не так давно (в 20 веке) появился и соответствующий обряд для девочек – бат-мицва.
- Библию у христиан составляют 2 части – Ветхий и Новый Завет. Священное Писание иудеев тождественно Ветхому Завету, однако есть различия в расположении по порядку книг и отличия в редакции. Еврейскую библию принято называть Танах. Она состоит из 24 книг (соответствует 39 книгам Ветхого Завета) и делится на 3 части:
- Тора – Пятикнижие Моисея (5 книг).
- Невиим – Пророки (8 книг).
- Ктувим – Писания (11 книг).
- Ещё одной священной еврейской книгой является Талмуд. Это слово стало нарицательным в русском языке и обозначает очень толстую книгу. Действительно, Талмуд представляет собой огромнейший свод законов и норм, касающихся всех сфер жизни. Считается, что Талмуд был передан Моисею Богом в виде Устного Закона вместе с Торой (закона письменного) на горе Синай. Этот закон передавался поколениями из уст в уста, пока его не записали.
- Иудеи различают понятия «синагога» и «храм». Храм может быть только один, и он предназначен для Бога. А синагог может быть много, и они предназначаются для людей. Богослужение в синагоге проводит раввин. Сейчас Храма у евреев нет, последний разрушили римляне в 70 году н.э. Еврейский народ мечтает о восстановлении утраченного Храма, но пока это сделать невозможно, так как Храм необходимо возводить на том же месте – на Храмовой горе, а там сейчас находятся мусульманские святыни.
- Иудеям предписано соблюдать 613 заповедей: 365 запрещающих и 248 предписывающих. Нарушить все заповеди, кроме 3 основных (запрет на идолопоклонство, прелюбодеяние и убийство), еврею разрешается только в случае спасения жизни другого человека. Людям, не являющимся евреями, согласно иудаизму, необходимо соблюдать всего 7 заповедей:
- Запрет идолопоклонства.
- Запрет кровопролития.
- Запрет богохульства.
- Запрет воровства.
- Запрет кровосмешения.
- Запрет употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного.
- Установление справедливого законодательства.
- Отдельная тема это пищевые запреты. Иудеи употребляют только кошерную пищу, т.е. соответствующую правилам кашрута (законам, изложенным в Торе и Талмуде). Евреи не едят свинину, ракообразных, насекомых, земноводных, не смешивают мясные и молочные продукты и т.д. Правила для кошерной пищи довольно сложны, они касаются не только видов продуктов, но и приготовления, используемой посуды и многих других аспектов.
Иудаизм. Священные книги
Танах: Священное Писание иудеев
Танах состоит из 24 книг, объединенных в три раздела. Первые 5 книг образуют Тору («учение»), которая содержит заветы‚ данные Моисею Богом. Следующие 8 книг составляют Невиим, и последние 11 книг образуют Кетувим. В них собраны истории, поэмы, пророчества, гимны и изречения.
Некоторые части Священного писания со времён Моисея передавались в устной форме, но основная его часть была записана на древнееврейском языке в период с 1000 по 100 г. до нашей эры. Текст Торы, используемый для богослужения в синагогах, по традиции писцы записывают на пергаменте. По преданию, текст Торы Моисею дал Бог. Но некоторые современные ученые считают, что он был взят из разных источников. Сегодня Торой нередко называют все Писание иудеев.
Библия, написанная от руки на латыни, выставлена в аббатстве Малмсбери, Уилтшир, Англия. Библия была написана в Бельгии в 1407 году нашей эры для чтения вслух в монастыре
Талмуд
Вторая священная книга евреев – Талмуд. Он содержит сочинения двух тысяч раввинов. Раввин – религиозный наставник в иудаизме. Талмуд состоит из двух частей – Мишны и Гемары. Первая часть – собрание статей, имеющих отношение к иудейским законам. Вторая часть, Гемара, посвящена толкованию Мишны.
Чего нельзя делать в субботу
Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии рассказывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать субботний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».
Основные обряды иудаизма
Рассматривая эту религию, можно сказать, что это собрание культовых традиций, которые обязаны исполнять все приверженцы этой веры. Перечислим некоторые из них:
- Обрезание. В знак того, что человек поклоняется Богу Яхве, делается обрезание. Без этого обряда еврей не считается верующим.
- Соблюдение субботы. В этот день надлежит лишь молиться, отдыхать и пребывать в гармонии с природой. Любая работа, даже самая простая, считается грехом, поэтому, чтобы чтить субботу, даже еду следует приготовить заранее.
- Создание семьи. Одинокий человек, который не смог найти себе пару, совершает один из тяжких грехов. Если в течение 10 лет жена не смогла родить малыша, муж вправе развестись с ней для того, чтобы продолжить род с другой женщиной.
- Запрет на мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Нельзя есть одновременно молочные и мясные блюда, употреблять любые морепродукты.
Верующим человек становится, как только рождается, эта вера передается ему с молоком матери. В дальнейшем в детском саду и школе изучаются целые курсы по иудаизму. Поэтому этот народ выстоял в тяжкие времена гонений и до сих пор процветает, живет и трудится на своей собственной земле.
Синагога
Бог спрашивает: «Бывает ли, чтобы человек зашел в синагогу и не обнаружил там Моего Присутствия?»
Мидраш
Когда около 25 веков тому назад евреи были изгнаны в Вавилон, они собирались в домах друг у друга, чтобы молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для собраний и молитв — первые синагоги. Ашкеназские евреи часто называют это место шул, а сефарды — бет а-кнессет (дом собрания).
В основе планировки синагог лежит конструкция Храма, который, в свою очередь, повторял устройство Скинии Завета, построенной евреями в пору их странствий по Синайской пустыне. Все синагоги строят так, чтобы их фасад был обращен к Иерусалиму, где стоял Храм. Главными атрибутами их убранства являются шестиконечная звезда Давида (Могендовид), нер тамид — «неугасимый светильник», символизирующий менору, масляный светильник Храма; Ковчег Завета — ларец со свитком Торы, покрытый парохетом, и скрижали — каменные или бронзовые доски с высеченными или выгравированными на них начальными словами Десяти Заповедей. Рядом с ковчегом находится место раввина, а по другую сторону — место для хазана или приглашенного оратора, где обычно устанавливается кафедра.
В большинстве современных синагог есть зал для многолюдных мероприятий (свадеб, церемоний бар мицвы, собраний, лекций и т. д.) и помещения для учебных занятий. Раввины организуют учебные группы для детей и взрослых и приглашают лекторов для проведения занятий. В некоторых молельных домах отводят место для комнаты матери и ребенка, клуба пенсионеров, молодежного клуба и т. п.