Сефардские фамилии
Распространение сефардских фамилий, как и самих сефардов началось с иудеев, проживавших на территории современных Испании и Португалии, затем, по мере расселения сефардов по Европе, распространилось в Турцию, Африку, Сирию, Ирак и Иран.
В настоящее время можно выделить несколько независимых друг от друга групп. Еще до изгнания иудеев с Пиренейского полуострова многие сефарды носили фамилии топонимического типа, образованные от названий местности, к примеру, такие известные испанские как Леон, Наварро, Толедано или Кастро. Нередкими считаются фамилии, образовавшиеся от мужских имен, например, Аттиа(с) имеет арабские корни, а Намиас – один из вариантов имени Нехемия.
Огромная часть изгнанников с Пиренейского полуострова обосновалась в Восточном Средиземноморье, принадлежащем в те времена Османской империи. В этих общинах особенно ясно видно, что фамилии сефардов, живущих в Стамбуле или Измире были образованы задолго до изгнания, к примеру, в этих местах широко распространена фамилия Кордоверо (из Кордовы). Но не исключена вероятность ее создания уже после того, как семья перебралась в Османскую империю, в таком случае она могла появиться как напоминание о том, где сефарды жили до изгнания. В России еврейские сефардские фамилии, как правило, звучат на «русский лад»: с окончанием «-оф» (бухарские сефарды), «-швили» (выходцы из Грузии), «-ов» (горские фамилии).
Реинкарнация — это выдумки или правда? Я могу узнать о своих прошлых «гилгулим»?
«Гилгуль» означает «круг», то есть душа иногда должна пройти новый круг скитаний по миру. Слово «реинкарнация» происходит от латинского «карнэ», что означает «мясо, плоть», то есть душа вновь и вновь приходит в этот мир в разных материальных воплощениях. Иногда требуется не прожить целую жизнь, а лишь поучаствовать в каком-то фрагменте, и тогда это «ибур нэшама» (присоединение к чьей-то душе временно). Например, Надав и Авиу пришли помочь Пинхасу в эпизоде с шатром Козби бат Цур.
Реинкарнация — это не фантазия. Цель ее — исправление тех аспектов души, которые пока не были очищены. Говорить сегодня кому-либо о его прошлых воплощениях является, как правило, спекуляцией, ведь наш мир по определению является миром сокрытия и утаения. Эта информация может быть предоставлена лишь для практической пользы в плане Торы, заповедей. Например, АРИ раскрыл рабби Хаиму Виталу его прошлые воплощения, так как требовалось за очень короткое время помочь ученику добиться глубокой концентрации.
Отличительные особенности сефардов
Глубинная суть иудаизма тождественна для всех групп евреев, однако, многие традиции у испанских евреев сефардов и германских ашкеназов различаются между собой. Перечислим наиболее известные из них:
- Ашкеназы издавна разговаривали на идиш, языком сефардов стал ладино. Изначально ладино возник в Испании, затем, вместе с расселением евреев сефардов по миру, проник в Турцию, Балканы, позже – в Северную Африку. Язык представляет собой смесь кастильского диалекта с некоторыми заимствованиями из турецкого, иврита и других языков тех стран, в которых проживали сефарды.
- Стандартный иврит состоит из 22 букв и 12 огласовок, каждая из них имеет свой звук. За долгий период изгнания были утрачены нюансы произношения некоторых букв и огласовок. Таким образом образовались различия в произношении между ашкеназами, сефардами, и йеменскими евреям. К примеру, субботний день сефарды называют Шаббат, а ашкеназы – Шабес, хотя написание этого слова на иврите одинаково.
- Внешние отличия. Ашкеназы в основном светловолосые, с более светлой кожей и серыми (или голубыми) глазами, а внешность сефардов больше похожа на облик средиземноморских или восточных народностей – они более смуглые, чаще у них карие или совсем темные глаза, которые выглядят как черные.
Авторитет законоучителей
Полномочия и прерогативы законоучителей Талмуда установлены и определены в самом Талмуде. Наиболее существенны следующие: право отменять в определенных случаях библейское предписание (Иев. 89б–90б); право временно отменить соблюдение библейского постановления, если это необходимо, чтобы обеспечить повиновение Закону (Санх. 46а); запрещение вводить ограничения, соблюдение которых невозможно для большинства общины (ББ. 60б) или сопряжено с крупным ущербом или чрезмерными хлопотами (МК. 2 а; Беца 30а).
Многие из запретов (гзерот) и такканот Талмуда анонимны, как и значительные разделы Галахи вообще. Предполагается, что такие постановления были приняты большинством голосов членов Великого Синедриона, в котором разбирались сложные галахические вопросы и выносились решения, приобретавшие после этого значение закона. Вместе с тем, множество постановлений Талмуда связаны с именами определенных лиц и школ, таких как Иехошуа бен Гамла (умер, по-видимому, в 70 г. н. э.), Шимон бен Шетах, Бет-Гилель и Бет-Шаммай, Иоханан бен Заккай, синод в Уше, Иехуда hа-Наси и прочих.
Правила нахождения конкретного решения в дебрях правовых и религиозно-ритуальных споров и дискуссий, составляющих Талмуд, содержатся в нем самом и в ряде принципов, выработанных авторитетами послеталмудического периода. Наиболее важны следующие: если какой-либо законоучитель расходится в суждениях с коллегами, принимается мнение большинства (Бр. 9а); школа Гилельа предпочитается, за малыми исключениями, школе Шаммая (Эр. 6б); в дебатах Рава и Шмуэля Ярхинаа мнение Рава принимается в религиозных вопросах, а мнение Шмуэля — в гражданском праве (Бх. 49б); постановления последующих амораев, как правило, предпочитаются решениям предшествующих.
Установленное амораями различие между законами ми-де-орайта и ми-де-раббанан (см. выше Источники Галахи. Устный Закон), которое отмечали уже таннаи, заключается не только в большей строгости наказания за нарушение первых, но и в степени их галахической вескости: «В случае сомнения относительно закона ми-де-орайта следует принимать отяготительное решение, а сомнение относительно закона ми-де-раббанан решается облегчительно» (Беца 3б; ТИ., Эр. 3:4).
В средние века авторитеты иногда расходились во мнениях с постановлениями Талмуда. Некоторые гаоны, например, были склонны либерально толковать законы Талмуда о связях между евреями и неевреями на том основании, что неевреи их окружения (мусульмане) не были идолопоклонниками. Маймонид пренебрегал законами, основанными на вере в магические силы, даже если они включены в Талмуд как бесспорные. Но таких исключений мало: история послеталмудической Галахи зиждется в основном на признании Талмуда как наивысшего и окончательного авторитета.
Кто сейчас главный каббалист?
Для нас — наш Ребе. Все его ответы, нюансы, предпочтения, обычаи проникнуты каббалой. Хабадники устрожают в Песах запреты как никто, — из-за каббалы. Не спят в сукке — из-за каббалы. Не пьют в самолете воду во время 12-часового перелета в Суккот — из-за каббалы. Множество мельчайших каббалистических деталей — как астральные нити — пронизывают бытие хабадника. В молитве множество тонкостей — все выдержано по каббале. Мясо со специальным кашрутом — опять же каббала. Каббалисты и спят, и ходят, и едят с особенными устрожениями. Тут, в ХАБАДе, устрожения на себя берешь, а каббалистом себя не называешь.
Понятие «Галаха»
«Галаха» – это термин, имеющий арамейские корни. Изначально «галаха» образовано от корня הלך, «ходить» как существительное, а далее получило значение «закон», «принятый путь». Термин впервые встречается в Мишне, где он был применен в прямой форме. В арамейском переводе Библии Онкелоса мы встречаем его вновь уже в сопряженном сочетании. Здесь выражение «по праву дочерей» (Исх. 21:9) произносится в арамейском варианте как «ке-хилхат бнат Исраэль».
На первых порах термин «галаха» применялся в узком смысле и означал решение по конкретному поводу, постановление. С течением времени его семантика расширилась. Слово стало обозначать в целом правовую и религиозную систему иудаизма.
Развитие Галахи было обусловлено следующим противоречием. Постулаты Торы строго регламентировали все стороны жизни евреев. Формулировка их была четкой, никаких изменений или дополнений они не предусматривали. И это со временем перестало удовлетворять реальным потребностям жизни. Какие-то положения требовали либо четкого определения, либо подробного объяснения, а какие-то устарели и нуждались в адаптации к изменившимся жизненным условиям социального и бытового плана.
4. Источники галахи
В еврейском галахическом праве можно выделить пять групп законов
- Полученные объяснения (ивр. פירושים מקובלים), то есть законы, написанные в Торе (Письменном Законе) и понимаемые в соответствии с устной традицией, полученной Моше на Синае.
- Законы, не имеющие оснований в Письменной Торе, но по преданию полученные Моше одновременно с ней. Их называют — галаха, полученная Моше на Синае (ивр. הלכה למשה מסיני) или сокращенно галаха от Синая.
- Законы, установленные мудрецами на основе анализа текста Письменной Торы, при использовании определенных методов толкования Торы (ивр. פירושים מחודשים).Статус этой группы законов приравнен к законам, написанным в Торе напрямую.
- Законы, установленные мудрецами с целью оградить евреев от нарушения законов Торы (ивр. גזירות).
- Установления мудрецов, регулирующие жизнь еврейских общин (ивр. תקנות).
Общие сведения[править]
Галаха не представляет собой книгу сводов законов, и, в частности, не является частью Торы. Под этим термином понимается широкий спектр различных обычаев, постановлений раввинов, и лишь отчасти основанных на библейских законах.
Так, ЕЭБЭ разъясняет, что речь идёт не об основанном на Торе религиозном праве, а о некогда существовавших обычаях:
В галахическом праве можно выделить 5 групп источников этих «законов»:
- «Полученные объяснения» (ивр. פירושים מקובלים перушим мекубалим), то есть законы, написанные в Торе (Письменном Законе) и понимаемые в соответствии с устной традицией, полученной Моисеем на Синае.
- Законы, не имеющие оснований в Письменной Торе, но по преданию якобы полученные Моисеем одновременно с ней. Их называют «халахой, полученной Моисеем на Синае» (ивр. הלכה למשה מסיני халаха ле-моше ми-синай) или сокращённо — галаха с Синая.
- Законы, установленные раввинами на основе толкования Торы (ивр. פירושים מחודשים перушим мехудашим). Статус этой группы законов приравнен к законам, написанным в Торе напрямую.
- Законы, установленные раввинами с целью оградить евреев от нарушения законов Торы (ивр. גזירות гезерот).
- Установления раввинов, регулирующие жизнь еврейских общин (ивр. תקנות таканот)
За исключением 613 заповедей, которые однако, были видоизменены как правило в более строгую и абсолютную форму, чем в оригинальном тексте Торы, галахические законы преимущественно составлены раввинами в талмудическое и новое время.
Наряду с Торой у древних евреев существовал «обычай», מנהג. Так, говорили: «если… ты не знаешь сущности галахи, пойди и посмотри, как поступает народ», «обычай вытесняет галаху» и «обычаи наших предков суть Учение». Постепенно обычай стал называться «устным учением», תודה שכעל פה. Чтобы легитимировать его, возникла легенда, что эти обычаи «были возвещены Моисею на горе Синайской» («халаха ле-Моше ми-Синай»).
Постепенно, под влиянием внешних и внутренних факторов, право у евреев усложнялось, например появилась презумпция права на владение, установление о том, что обязанность доказательства возлагается на истца. Это также стало приписываться к «халаха ле-Моше ми-Синай».
Основоположником устного толкования предписаний Торы традиция считает Эзру.
Разногласия в ведущих школах фарисеев (Бет-Хиллеля и Бет-Шаммая) начала новой эры, грозившие распадом единой Торы на две отдельны, и порождённые ими дискуссии и прения характерны для всей эпохи таннаев, условный рубеж которого приходится на время после кончины Иехуды ха-Наси (начало III века). Созданный им в конце II века кодекс Мишна, в котором он собрал и отредактировал все мишнайот, в том числе ряд формулировок школ Акивы и его ученика Меира, включает и расхождения во мнениях между таннаями.
В эпоху Талмуда началось формирование законов, основанных на толкованиях Торы.
Вначале талмудисты под галахой понимали принятую норму поведения и деятельности, так, Талмуд говорит ο «нормах добрых нравов», הלכזת דרך אדץ, очевидно, в смысле моральных предписаний, ставших обычными в обществе, ο врачебных нормах, הלכות דזפאים, то есть ο правилах лечения, принятых врачами, об «обычных магических приемах».
Вскоре, под галахой стали пониматься предписания раввинов, которые называли своё мнение устным учением, которое стало как бы законом еврейских общин
В Средние века начались кодификации иудейского права, однако и они не назывались галахой, а имели название Шулхан арух и т. д.
Стоит отметить, что эти законы, тем не менее, крайне нечётко сформулированы, противоречивы, а у современных евреев нет по сути единых обычаев (единых обычаев не было и раньше, например, наряду с ортодоксами, были хасиды и т. д.). С конца XIX — начала XX века существенная часть евреев живёт по светским законам государства.
Реформистский иудаизм, принимая отдельные элементы Галахи, отвергает непререкаемость её авторитета, консервативный иудаизм тяготеет к либеральному толкованию Галахи, и только ортодоксальный иудаизм выступает за жёсткое следование Галахе.
Ссылки
- Алаха. Аудио уроки.
- Вавилонский Талмуд (Сончино) и раввинские сочинения1 раввинские сочинения1от Центра Религиозной истины и терпимости.
- Rambam In Russian
- Галаха — еврейский закон
- возможность задать раввину на вопросы по еврейскому закону (галохе) on-line
- Хафец Хаим «Краткая книга заповедей»
- М. Пантелят. «Царица суббота». Законы субботы
- М. Пантелят. «Путеводитель по кашруту»
- Мордехай Элиягу. «Пути чистоты». Законы чистоты семейных отношений
- Комментарии и уроки рава И. Зельмана.
ar:هالاخاه bg:Халаха ca:Halacà cs:Halacha da:Halakhafa:هلاخا fi:Halakhaja:ハラーハー lt:Halacha lv:Halakha ms:Alaha nl:Halacha nn:Halakhá no:Halakhá pl:Halacha pt:Halachá ro:Halakhasr:Халаха sv:Halacha tl:Batas Hudyo tr:HalahaУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Сефардский канон (нусах) молитвы
В разных еврейских общинах по причине их географической отдаленности друг от друга в течение нескольких веков сложился свой стиль служения, молитвенный канон (нусах). В первую очередь отличаются порядок чтения некоторых фрагментов молитв, их формулировки, а также произношение многих слов и даже частей текста.
Основными нусахами у евреев являются:
- Нусах Ашкеназ. Канон евреев ашкеназов, проживавших в Германии и Восточной Европе. Сегодня Нусах Ашкеназ распространен во многих иудейских общинах Израиля, некоторых странах Восточной Европы, а также в части общин Западной Европы и обеих Америк.
- Нусах Сефард (нусах Сфаради), также произносится как Нусах Эдот а-Мирзах. Канон иудеев – выходцев из Испании. Имеет несколько модификаций, к примеру, он немного отличается среди бухарских, горских и марокканских евреев.
- Нусах Сфарад. Канон хасидов из Восточной Европы. Хотя слова «сефард» и «сфарад» звучат почти одинаково, путать их не стоит: хасидский Нусах Сфарад сложился на основе канонов ашкеназского нусаха, большинство евреев, молящихся по нему, являются ашкеназами, а Нусах Сефард, как было озвучено выше, принадлежит к сефардским евреям.
- Нусах Тейман (или йеменский канон). Используется выходцами из Йемена.
Что же он ему открыл?
АРИ объяснил, что душа рабби Хаима связана с корнем Каина. Она много раз спускалась в этот мир и каждый раз что-то исправляла в своем прошлом. Итро — это Каин, его прозвище — а-Кени — говорит об этом, в частности. Он дал Моше («гилгуль» Авеля) свою дочь в жены. Далее, эта же душа пришла как Рахав. Далее, она же пришла в мир как Хевер а-Кени, муж знаменитой Яэли. Хевер — те же буквы, что Рахав. Далее, Яэль пришла как первосвященник Эли (опять, перестановка букв имени). Рахав воплотилась в Хану. У Ханы доминировал мужской аспект, ей было трудно зачать. Эли дал ей благословение, с ним пришло к ней женское начало, так как Эли был именно женским началом. В своей песне Хана упоминает Рахав намеком: «Рэхав пи аль ойвай» (раскрой мой рот, дабы поглотить врагов). Эти и другие воплощения были раскрыты АРИ с определенной целью. От широкой общественности теория реинкарнации, впрочем, достаточно долго скрывалась. Каббала считалась опасным делом.
Кодификация галахи
После определенных глав Библии, имеющих характер кодекса предписаний (см. Развитие Галахи), самым ранним сводом Галахи можно считать Мишну. Попытки кодифицировать Галаху предпринимались затем в период гаонов. Так, определенные элементы обязательных решений встречаются уже в «Сефер hа-шеилтот» («Книга запросов», 8 в.) Аха из Шабхи. В том же веке рабби Иехудай Гаон в труде «Халахот псукот» («Решенные hалахот») собрал воедино нормативные предписания, имевшие практическое применение в повседневной жизни.
Примерно сто лет спустя составитель кодекса «Халахот гдолот» («Великие hалахот»), вероятно, известный вавилонский ученый Шимон Каяра, приводит все hалахот, в том числе и такие, которые представляли к тому времени не более чем исторический интерес. Этим и последующим общепризнанным авторитетам, известным в раввинистической литературе под общим названием поским (буквально `отсекающие`, то есть решающие авторитеты), Галаха обязана не только разрешением целого ряда практических вопросов правового и ритуального порядка, но и плодотворным развитием ее кодификации.
Первым общепризнанным практическим руководством по Галахе стал труд Ицхака Алфаси «Сефер hа-hалахот» (11 в.) За ним последовал в 12 в. монументальный кодекс Маймонида — Мишне Тора (Повторение Закона), который включил материал обоих Талмудов, Тосефты, галахических мидрашей, респонсы гаонов, комментарии Талмуда и предшествующих кодексов, а также признанные обычаи и его собственные установления, нередко опирающиеся на нееврейские источники. Весь этот материал был систематизирован и изложен в форме кратких решений по всем вопросам Галахи, как практического, так и исторического порядка.
Ашер бен Иехиэль (Рош) предпринял около ста лет спустя составление нового свода Галахи, в котором учел весь накопившийся материал, включая также решения французских и немецких ученых. Его сын, Яаков бен Ашер, идя по стопам отца, создал своим трудом Арбаа Турим базу для наиболее совершенной кодификации Галахи. Из своего свода он исключил предписания, заведомо не связанные с практической жизнью, разделил свой труд на четыре части (откуда название, буквально `четыре ряда`) и подчинил материал стройной и точно продуманной системе.
Ее принял за основу Иосеф Каро, задавшийся целью создать практическое руководство по Галахе, которое положило бы конец различиям в ее применении, вызванным тем, что разные общины обращались к противоречащим порой друг другу кодексам. Однако составленный им Шулхан арух опирался преимущественно на выводы сефардских (см. Сефарды) кодификаторов и потому не мог быть принят безоговорочно общинами Германии и Польши (см. Ашкеназы), которые стали с 16 в. главными центрами еврейской жизни.
Проблему разрешил рабби Моше Иссерлес (Рама), дополнивший Шулхан арух своим трудом «Маппа», в котором были изложены все элементы германско-польской практики Галахи, расходившиеся с Шулхан арухом. С тех пор Шулхан арух и «Маппа» стали единым и самым авторитетным кодексом в истории Галахи (см. также Кодификация Закона), а соблюдение его предписаний — критерием верности традиционному иудаизму, хотя иудаизм и не исчерпывается Галахой.
Фиксация и интерпретация
Каждый практикующий еврей вынужден интерпретировать галаху в своей повседневной жизни, хотя бы для того, чтобы принимать небольшие практические решения. Он обратится к работам по этой теме и к компетентному раввину.
Однако теоретическая интерпретация является обязанностью специалиста Posseq . Это разрешает новые дела или дела, открытые для обсуждения. Некоторые поски прославились тем, что их работа в области юриспруденции требует огромной эрудиции, большой практичности и политического чутья. Не все Поски согласны между собой, и многие дискуссии проходят через их публикации: сборники Респонса . Не существует такой вещи, как орган, созданный, как был в прошлом синедрион, и любой раввин потенциально является посеком, если у него есть знания и талант. В рамках движения Масорти существует раввинский комитет, обсуждающий галаху, который работает в сотрудничестве с несколькими почами . Книги, в которых перечислены многие Halakhot (правила Галахи ) являются Chulhan Aroukh, в Мишне Тора из Рамбама, в Arbaa Turim, в Мишна Beroura и Хай Адама .
Сны и каббала — что вы можете об этом сказать?
Снами каббала занимается серьезно, только когда это дурные сны и нужно исправить ситуацию. Здесь используются методы, которые нам известны как принципы позитивного мышления. Предлагается рассказать сон другу, который должен вербально истолковать этот сон к добру. Вербально — потому что слова все же сильнее связаны с материализацией, нежели сны и мысли. Ключевая фраза такова: «Халма тава хазита» на арамейском, то есть «Ты видел хороший сон». В книгах по каббале на эту фразу накладываются различные «каванот» — то есть медитативные усилия по привлечению букв Божественного Имени. И тем самым осуществляется исправление корня негативного сна.
Сны же, о которых пишет рабби Хаим Витал в своей книге «Хезьонот» («Видения») — это удивительные пророческие сны-шифры, причем он описывает процесс нисхождения, когда после высокого открытия тебя постепенно спускают во все более низменные миры, пока не вернут обратно в наш. Это его описание так реалистично, как будто относится к 21 веку, а не к концу 16-го.
Отношения с другими религиями
С христианством
В Новом Завете споры между Иисусом Христом и законниками о природе и предмете Закона вызвали множество экзегетических комментариев по поводу взаимоотношений между иудаизмом и христианством.
Споры вращались вокруг законничества раввинов и определенной тенденции к легализму в толковании Закона. Христианская позиция часто описывается как движение к форме антиномизма, то есть к упрощению и систематизации Закона. Однако этот всегда утверждает, что находится в прямом происхождении с Моисеевым и Авраамовым законом
С исламом
В эссе о взаимоотношениях иудаизма и ислама галаху иногда ошибочно называют еврейским шариатом, это описание неверно с юридической точки зрения . Галаха была бы ближе к каноническому праву, регулирующему законы о браке и семейном праве.
Шариат, глобализирующееся призвание. Он регулирует гражданское право, а также уголовное право и адресован мусульманам, но также и зимми . В отличие от Галахи, она не этноцентрична. Закон шариата обязывает немусульман платить десятину точно так же, как он накладывает несколько садакатов (необязательная благотворительность) в дополнение к обязательному закята (милостыня), так что каждый участвует в государственных финансах. Коран квалифицирует евреев и христиан как « ахль ал китаб » («люди книги»), как и самих мусульман.
В герменевтика и предмет телеологический Божьего закона глубоко различаются между этими двумя религиями, в частности, из — за различного понимания откровения онтологической природы божественной воли, и качество и достоинство тех, кто повинуется или ослушаться закона .
Как соотносится вдохновенное учение каббалы с сухой буквой закона?
Каббала подчеркивает любовь, в то время, как еврейский закон (Галаха) служит выражением аспекта Страха и Трепета. Это и есть два крыла, с помощью которых мы взлетаем к Творцу. Есть псалмы Давида, в которых «высвечиваются» первые буквы слова КАББАЛА и ГАЛАХА. Есть специальное размышление — медитация — на слияние этих двух аспектов.
Это похоже на обычный фотоаппарат и цифровой. Галаха (в итоге) проста, рубит сплеча. Каббала сложна, тонка, объемна, многомерна, модулярна
Решения раввинов, как правило, принимаются по Галахе, но бывали случаи, когда принималась во внимание каббалистическая трактовка
Галаха и агада — сравнение
Все нижеприведенное описание условно!
Галаха
(от «hалах» — «ходить»)Законодательная часть еврейской |
Агада
(от «hегед» — «рассказать»)Не-законодательная часть еврейской |
Cодержит:
1. Законы, переданные по традиции. |
Содержит:
1. Моральные поучения — притчи. |
Цель:
Регламентировать (=Закон) |
Цель:
Понять (= философия) |
Характер:
1. Обязательна, предписывает |
Характер:
1. Необязательна, советует, объясняет |
2. Обща, одинакова для всех |
2. Индивидуальна. каждый решает для себя, с учетом своих особенностей |
З. В случае спора — требует принятия решения |
З. В случае спора — противоположные точки зрения сосуществуют, не требуя принятия решения |
4. «Внешность» иудаизма, поведение |
4. «Внутренность» иудаизма, понимание |
5. «Хлеб» |
5. «Вино» |
6. В области поведения занята минимумом, нормой |
6. В области поведения занята максимумом, идеалом |
Развитие Галахи
Самым первых источником переданных Богом законов является Тора. В противоположность Письменному Закону в послебиблейский период возникает Закон Устный. Это и есть Галаха.
В соответствии с традиционными представлениями ортодоксальной литературы Моисей получил Галаху от Бога на горе Синай в качестве составной части истолкования Торы. Помимо этого, в Галаху вносит вклад сам Моисей, а после него и законотворцы и учителя последующих поколений. Изменяющаяся жизнь требует нормирования нерассмотренных в Торе вопросов. Мудрецы пишут законы, которые далее становятся частью Галахи. Все содержание Галахи в качестве Устной Торы передавалось из уст в уста на протяжении долгого времени, пока не было зафиксировано в Мишне.
Начало развития Галахи приурочивается к временам Эзры (Ездры). Именно в тот период Тора была принята евреями в качестве обязательного руководства для соблюдения в жизни.
Развитие Галахи было обусловлено ее актуальностью для людей, которые не всегда могли уверенно истолковать положения Торы и порядок их применения. Поскольку бытовые и социальные условия жизни менялись, требовались либо новые законы, либо истолкование существующих применительно к изменившейся ситуации.
Галаха развивается и сегодня. В процессе его формирования можно условно выделить несколько периодов.
Ранний период.
Тора была провозглашена Письменным Законом между серединой V-го и началом VI-го века до нашей эры. Скорей всего, в это же время берет свое начало и Устное толкование Торы. Основоположником его ортодоксальной традиции считает Эзру, свидетельства о подобной деятельности которого содержатся в Библии (Езд.7:10,11). Развивалась ли Галаха до эпохи Хасмонеев – фактов об этом не сохранилось.
С большой долей вероятности можно предположить, что значительная роль в деле развития Галаха сыграли мудрецы Великого собрания (аншей кнесет а-гдола). Считается, что именно они получили от пророков Закон и передали его своим правопреемникам (Мишна, Авот 1:1). Также мужи Великого собрания разработали понятия Мидраш, применяемые в изучении Закона в его широком смысле, расширили Галаху и Агаду и установили некоторые религиозные обычаи. Нельзя недооценить и роль софрим. Так считает часть исследователей, например, основатели Великого Собора. Ценность работы софрим заключалась в формулировании ими галахических традиций и норм. Их деятельность была тесно связана с обучением Торе. В ходе толкования они исследовали текст Священного Писания и извлекали из него новые галахоты.
Период таннаев.
Таннаи и амораи – так называли древнейших учителей Галахи, занимавшихся его толкованием. В этот период были сформулированы правила ее толкования. Это сделали Гиллель и рабби Шимон бен Гамлиель. Правила толкования помогали выводить Галаху из текстов Библии. Выведенная таким образом, она восходило к «Синайскому Откровению». Рабби Иехуда ха-Наси составил Мишну, который далее стал восприниматься как основной текст Галахи. Мишна сыграл большую роль, поскольку будущее развитие еврейского закона идет с опорой на него и комментарии к нему. На смену учителям таннаи и амораи пришли савораи, гаоны и софрим.
Официальный статус в Государстве Израиль.
В настоящее время Тора и Талмуд в Израиле признаются на государственном уровне. Суды опираются на их положения как на один из источников гражданского права. Если требуется толкование при применении законодательства Кнессета, то также идет обращение к текстам из Торы и Талмуда.
Показательно заявление министра юстиции Израиля Яакова Неемана, сделанное им 10 ноября 2009 года. В частности, он сказал о том, государство будет и дальше опираться на законы, изложенные в Торе. Будут предприниматься шаги для возведения Галахи в основной закон страны. Он сказал: «Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами».