Грановский, алексей михайлович

Краткая биография

1831 – полгода служил в Санкт-Петербурге в Министерстве иностранных дел на низшей чиновничьей должности. В июне вышел в отставку и начал самостоятельно готовиться к поступлению в университет.

1832 – поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время учебы жил в бедности, не получая от отца обещанного содержания по нескольку месяцев. Самостоятельно занимался литературой, историей и философией, которые привлекали больше, чем юриспруденция.

1835 – окончил университет и поступил на должность помощника библиотекаря Гидрогеографического депо Главного Морского штаба.

1836 – командирован за границу для совершенствования знаний истории и приготовления к званию профессора.

1836-1839 – стажировался в Берлинском университете. Увлекся учением Г. Гегеля

В это время сформировались взгляды Грановского на историческую науку и мировоззрение, основанное на утверждении свободы мысли и творчества, прав людей, понимания важности распространения просвещения.

1839, сентябрь – поступил на службу на кафедру всеобщей истории Московского университета и впервые прочел лекцию. Несмотря на негромкий голос и несовершенство дикции, Тимофей Николаевич очень скоро стал самым популярным лектором университета

На его лекции стремились студенты всех факультетов, и места в аудитории приходилось занимать заблаговременно, слушатели сидели на ступеньках кафедры. Читал лекции не только по своей специальности – истории средних веков, но и по древней и новой истории.
При чтении лекций Грановский избегал внешних эффектов, излагал материал просто и естественно, при этом производил на аудиторию неотразимое впечатление. Причиной успеха было само содержание лекций, взгляд на историю как на процесс, осмысление ее закономерностей, а также прекрасный язык, полнота и ясность мысли. Студенты настолько любили преподавателя, что им было недостаточно только его лекций. Грановскому пришлось назначить время для дополнительных занятий. Искренность и серьезное отношение к студенческой молодежи сделали историка ее кумиром.

1840-50-е – Грановский стал известным общественным деятелем. Он входил в круг московских «западников», являлся одним из его основателей и лидеров. Западничество было направлением общественной мысли России, представители которого выступали за отмену крепостного права и развитие по примеру стран Западной Европы. Тимофей Николаевич выступал как умеренный западник, никогда не отрекаясь от всего русского.

С сентября 1843 по апрель 1844 в Москве состоялись первые публичные чтения лекций Грановского для всех желающих. Они были посвящены истории средних веков, вызвали огромный интерес у различных слоев общества, проходили при полных аншлагах и заканчивались овациями. Впоследствии Тимофей Николаевич прочел еще два цикла лекций: в 1845-46 по сравнительной истории Англии и Франции, а в 1851 – о четырех исторических личностях: Тамерлане, Александре Македонском, Людовике IX, канцлере Ф. Бэконе. Публичные лекции Грановского восхищали публику оригинальной трактовкой истории, сближавшей ее с современностью, и стали попыткой пропаганды общечеловеческих идей в период николаевской реакции.

1845, февраль – защитил магистерскую диссертацию «Волин, Йомсбург и Винета». В ней исследовал раннюю историю поселения Йомсбург и славянского города Волин.
В годы работы в московском университете ученого преследовали доносы и наветы. В 1849 году его обвинили в антирелигиозном характере лекций, и он был вынужден подтверждать московскому митрополиту Филарету соответствие его деятельности догматам православия. Впоследствии за Грановским учредили секретный надзор.

1849, декабрь – защитил докторскую диссертацию «Аббат Сугерий. Об общинах во Франции» и получил звание ординарного профессора. Диссертация посвящена становлению союза государства и церкви во Франции в период средневековья.
С начала 1850-х работал над учебником по всеобщей истории. Закончил только несколько первых глав.

1852, 12 января – на Торжественном собрании Московского университета прочел лекцию «О современном состоянии и значении всеобщей истории», в которой отразилась эволюция его исторических взглядов, также впервые заявил о важности изучения материальных факторов в историческом процессе.

1855 – получил звание коллежского советника и награжден орденом Анны II сте­пени.

1855, май – избран деканом историко-филологического факультета МГУ.

1855, 4 октября – скоропостижно скончался. Причиной смерти, вероятно, был инфаркт. Проводить Грановского в последний путь пришли тысячи учеников, почитателей и единомышленников.

Тимофей Грановский на смертном одре

Взгляды на историю

Значительное внимание Грановский уделял осмыслению закономерностей истории и представлял ее как рациональный процесс, движущей силой которого являются общественные противоречия, а целью – «гармоничное общество». Примером такого общества, по его мнению, является «просвещенное государство», учитывающее интересы каждого человека

Особое внимание ученый уделял изучению взаимовлияния народов, в том числе России и ее восточных соседей. Не отрицая положительных результатов революций, Грановский на исторических примерах показывал предпочтительность разумных постепенных преобразований

Рассуждая о роли государства в истории, особое значение придавал монархии, доказывал ее консолидирующую роль в переломные моменты.

Тимофей Николаевич Грановский

Детство и юность

Тимофей Грановский родился 9 марта 1813 года в Орле в небогатой дворянской семье. Николай Тимофеевич, отец мальчика, служил советником в соляном управлении. Мать Анна Васильевна занималась воспитанием пятерых детей, из которых Тимофей был старшим.

До 13 лет он воспитывался и получал образование дома. Учителя отмечали великолепные способности и память ребенка. В пять лет мальчик начал читать Библию и изумлял окружающих знанием библейских текстов, в 10 лет знал французский и английский языки.

С 1826 по 1828 годы Тимофей учился в Москве, в пансионе Ф. Кистера, был там одним из самых успевающих учеников.

Тимофей Грановский

ГРАНИЦА

ГРАНИЦА («Старое Дудино»), СССР, Ленфильм, 1935, ч/б, 87 мин. Драма.

Жители местечка Старое Дудино, расположенного в четырех километрах к западу от советской границы, находятся в полной зависимости от богача Новика, интересы которого защищают местная полиция и духовенство. Новик усиленно раздувает национальную рознь между еврейской беднотой и польскими рабочими. В момент совершения традиционной церемонии «черного венца» (обряд венчания старика и старухи) группа фабричных рабочих, возглавляемая коммунистом Гайдулем, объединившись с еврейской беднотой, нападает на полицейских и освобождает Бориса Бернштейна, приговоренного к смертной казни.

В ролях: Борис Пославский (см. ), Елена Грановская (см. ), С. Пейсина, Н. Вальяно, В. Бакун, Василий Топорков (см. ), П. Аронес, Т. Хазак, Петр Кириллов (см. ), Николай Черкасов (см. ), Г. Орлов, Леонид Кмит (см. ), Вениамин Зускин (см. ), Ефим Альтус, Сергей Герасимов (см. ), Эмиль Галь (см. ).

Режиссер и автор сценария: Михаил Дубсон (см. ). Оператор: Владимир Рапопорт (см. ). Художники-постановщики: Ефим Хигер, Исаак Махлис (см. ). Композитор: Лев Пульвер (см. ). Звукорежиссер: Лев Вальтер (см. ).

ГРЕБЕНЩИКОВ БОРИС БОРИСОВИЧ

ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Борисович (р. 27 ноября 1953), российский композитор, актер.

Окончил математический факультет Ленинградского университета (1974). С 1972 — лидер рок-группы «Аквариум». Пишет музыку к театральным спектаклям («Самоубийца» Н.Эрдмана в Псковском ТЮЗе), документальным и игровым фильмам. Снимается в кино.

1984 Милый, дорогой, любимый, единственный. . . (см. МИЛЫЙ, ДОРОГОЙ, ЛЮБИМЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) текст песен

1986 Воительница (см. ) актер

1987 АССА композитор, используемая музыка

1989 Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви (см. ЧЕРНАЯ РОЗА — ЭМБЛЕМА ПЕЧАЛИ, КРАСНАЯ РОЗА — ЭМБЛЕМА ЛЮБВИ) музыка песен, текст песен

1991 Дом под звездным небом (см. ) композитор

1991 Приключения Стингрей композитор

1992 Два капитана II (см. ) актер, композитор

1992 Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер (см. ) композитор

1992 Трава и вода (см. ) композитор

1993 Над темной водой (см. НАД ТЕМНОЙ ВОДОЙ) актер

1993 Урод (см. ) используемая музыка

1996 Прости и помилуй (см. ) композитор

2000 Митьки. Полет Икара (сериал) (см. ) вокал

2000 Нежный возраст (см. НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ (2000)) актер, текст песен, музыка песен, вокал

ГРАЖДАНСКОЕ ДЕЛО

ГРАЖДАНСКОЕ ДЕЛО (A Civil Action), США, Paramount Pictures, 1998, 120 мин. Судебная драма.

Звезда Голливуда Джон Траволта исполняет главную роль в этом остросюжетном фильме, основанном на реальной истории. Адвокат Ян Шлихтман (Траволта) — циничный высокооплачиваемый юрист, берущийся только за очень прибыльные дела. Его очередное дело обещает быть весьма легким. Но Шлихтман не подозревает, что грядущий судебный процесс превратится в тяжелое, бесконечное сражение, в котором адвокату придется поставить на карту свое состояние, репутацию и честь. Картина Стивена Зейлина («Оскар» за сценарий к «Списку Шиндлера») была представлена на соискание премии «Оскар» в двух номинациях.

В ролях: Роберт Дювалл (см. ), Сидни Поллак (см. ), Джон Траволта (см. ), Джон Литгоу, Уильям Мэйси, Дэн Хедайя.

Режиссер: Стивен Зейлин. Оператор: Конрад Л. Холл.

Биография

Авраам Азарх в 1911 году окончил Школу сценических искусств в Санкт-Петербурге, где учился у А. Санина, затем учился на факультете театральных искусств в Мюнхенской театральной академии, в течение 2 лет. В Мюнхене он работал вместе с австрийским режиссёром Максом Рейнхардтом. Он стажировался у Райнхардта, который позже существенно повлиял на его творчество.Под его влиянием Грановский разработал собственный метод построения синтетического спектакля-«симфонии» как органичного единства текста, игры актера, декораций, музыки, освещения, ритма мизансцен, пауз («искусство молчания»). В 1914 году Грановский дебютировал как режиссёр на сцене Рижского Нового театра. Затем ставил пьесы в разных городах России. В 1917 году, после окончания Первой мировой войны, он, вернувшийся с фронта, уехал в Швецию, где учился на факультете со специализацией «кинорежиссура». От актеров Грановский требовал сочетания приемов игры «левого театра» с воплощением национального характера и особенностей уклада жизни народа. Через два года, в 1919 году,стремясь противопоставить сентиментальной традиции бродячих трупп современный профессиональный театр на идиш, организовал в Петрограде в 1919 г. Еврейскую школу сценических искусств и театр-студию, ставшую основой Московского еврейского камерного театра (с 1925 г. Московский государственный еврейский театр — ГОСЕТ). Грановский основал Еврейскую театральную студию в Петрограде, на базе которой, в Москве, в 1920 году был создан Государственный еврейский камерный театр. В 1920 году Марк Шагал принимает участие в художественном оформлении еврейского театра, где он, по просьбе Грановского, сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». C 1925 года его театр получил название Государственный еврейский театр (ГОСЕТ), где Грановский работал режиссёром. В его стенах были созданы лучшие спектакли Грановского: «Колдунья» А. Гольдфадена (1922), «Ночь на старом рынке» И. Л. Переца (1925), «Гет» («Развод») Шалом Алейхема (1926), «Путешествие Вениамина III» по Менделе Мохер Сфариму (1927) и другие. В 1928 г. Грановский, выехав с театром на гастроли, остался в Берлине, где в 1930 г. поставил в «Хабиме» трагедию «Уриэль Акоста» К. Гуцкова. После прихода к власти нацистов переехал в Париж. В театре Грановского ставились, в основном, пьесы на идише с молодыми еврейскими актёрами. Среди них были выдающийся Соломон Михоэлс и Вениамин Львович Зускин.

ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО

ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО (The Count of Monte Cristo), США, Buena-Vista, 2002, 131 мин. Приключения. Экранизация одноименного романа Александра Дюма.

Бесхитростного Эдмона Дантеса, собирающегося жениться на красавице Мерседес, предает его друг Фернанд. Оказавшись заключенным в тюрьму, Эдмон Дантес в течение тринадцати лет вынужден терпеть лишения. С помощью аббата Фариа, сидящего в соседней камере, Эдмону удается бежать из тюрьмы. После этого он появляется в обществе в качестве богатого благородного и могущественного графа Монте-Кристо, который искусно и беспощадно расправляется с людьми, обманувшими и предавшими его много лет назад.

В ролях: Гай Пирс, Джеймс Кавиезел, Дагмара Доминзик.

Режиссер: Кевин Рейнольдс.

ГРАЧЕВ ВАЛЕНТИН

ГРАЧЕВ Валентин (Грачёв), российский актер.

Актер кино, последние годы жизни много работал на озвучании фильмов.

1953 Таинственная находка (см. )

1954 Море студеное (см. МОРЕ СТУДЕНОЕ)

1956 Серый разбойник (см. )

1960 Первое свидание (см. ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ)

1962 Увольнение на берег (см. УВОЛЬНЕНИЕ НА БЕРЕГ)

1965 Три времени года (см. ТРИ ВРЕМЕНИ ГОДА)

1969 Адъютант его превосходительства (сериал) (см. АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА)

1970 Выстрел на границе (см. )

1970 Один из нас (см. ОДИН ИЗ НАС)

1972 Горячий снег (см. ГОРЯЧИЙ СНЕГ)

1973 Иван Васильевич меняет профессию (см. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ)

1975 Принимаю на себя (см. ПРИНИМАЮ НА СЕБЯ)

1976 Обелиск (см. )

1978 Предварительное расследование (см. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ)

1986 Секунда на подвиг (см. )

ГРАНОВСКАЯ ЕЛЕНА МАВРИКИЕВНА

ГРАНОВСКАЯ Елена Маврикиевна (13 июня 1877 — 17 июня 1968), российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1944), лауреат Государственной премии СССР (1951, за роль в спектакле «Разлом» Лавренева).

Окончив немецкую школу в Петербурге с дипломом домашней учительницы, Елена Грановская начала профессиональную сценическую деятельность в 1898 году в Васильевском театре в Петербурге. Затем играла в Панаевском театре (1899-1902, Петербург), в 1902-1903 годах в театре Корша в Москве. С 1903 года работала в антрепризах С. Ф. Сабурова. С 1931 года — актриса Ленинградского театра сатиры и комедии (с 1935 — Ленинградский театр Комедии). В 1939-1962 годах в Ленинградском Большом драматическом театре.

1935 Граница (см. )

1952 Разлом (см. )

1953 Враги (см. )

1953 Любовь яровая (см. )

1956 Девочка и крокодил (см. )

1959 Достигаев и другие (см. )

ГРАФ НУЛИН

ГРАФ НУЛИН, Россия, Игра, 1999, цв., 37 мин. Литературный анекдот, монодрама.

По одноименной поэме А.С.Пушкина.

Анекдот из усадебной жизни. Знаменитую пушкинскую историю о том, «что делает супруга одна в отсутствие супруга» рассказывает Марина Неелова в интерьерах села Михайловское, воссозданных в московском Нескучном саду. Первая работа на НТВ известного театрального режиссера Камы Гинкаса.

В ролях: Марина Неелова (см. ).

Режиссер: Кама Гинкас. Оператор: Максим Тарасюгин. Художник-постановщик: Татьяна Беляева. Используемая музыка: Джоаккино Россини, Антонио Вивальди. Звукорежиссер: Наталия Плуталова. Монтаж: Александр Мещеряков. Продюсеры: Наталия Стеценко, Виктория Кривицкая.

ГРАНИК АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ГРАНИК Анатолий Михайлович (р. 10 марта 1918, город Балта, Молдавия), российский режиссер, сценарист, актер.

Учился в Московском институте химического машиностроения (1936-1939), окончил режиссерский факультет ВГИКа (1943, мастерская Г.Козинцева). В начале войны участвовал в Московском народном ополчении. В 1944 — ассистент режиссера Свердловской к/ст, с 1945 — режиссер к/ст «Ленфильм». Снялся в эпизоде фильма «Случай в вулкане» (1940), режиссер игрового, документального и н/п кино.

1940 Случай в вулкане (см. ) актер

1953 Алеша Птицын вырабатывает характер (см. ) режиссер

1955 Максим Перепелица (см. МАКСИМ ПЕРЕПЕЛИЦА) режиссер

1958 Наш корреспондент (см. ) режиссер

1961 Самые первые (см. САМЫЕ ПЕРВЫЕ) режиссер

1966 На диком бреге (см. ) режиссер, автор сценария

1968 Источник (см. ) режиссер

1972 Двенадцать месяцев (см. ) режиссер, автор сценария

1973 Умные вещи (см. УМНЫЕ ВЕЩИ) режиссер, автор сценария

1977 Строгая мужская жизнь (см. СТРОГАЯ МУЖСКАЯ ЖИЗНЬ) режиссер

1983 Место действия (см. ) режиссер

ГРАНТЫНЬШ ЯНИС

ГРАНТЫНЬШ Янис (07 июня 1909 — 25 октября 1974, Рига), латышский актер; заслуженный артист Латвийской ССР (1949); лауреат Государственной премии СССР (1950, за участие в фильме «Райнис»).

Окончил три курса Драматической студии Рабочего театра Латвии (1934). С 1935 — актер Рижского драматического театра, с 1938 работал в театрах Лиепаи, Даугавпилса, Елгавы. С 1950 — актер ТЮЗа в Риге. В кино — с 1949 года, первая роль — Ян Райнис в фильме «Райнис».

1949 Райнис (см. )

1955 К новому берегу (см. )

1961 Обманутые (см. )

1965 Тобаго меняет курс (см. )

1967 Война под крышами (см. )

1967 Генерал Рахимов (см. ГЕНЕРАЛ РАХИМОВ)

1968 Всего одна жизнь (см. )

1969 Он был не один (см. )

1969 Я, Франциск Скорина. . . (см. )

1970 Слуги дьявола (см. )

1970 Стреляй вместо меня (см. )

1971 Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (см. )

1971 Мировой парень (см. )

1972 Слуги дьявола на чертовой мельнице (см. )

1973 Дмитрий Кантемир (см. )

1973 Человек в штатском (см. ЧЕЛОВЕК В ШТАТСКОМ)

1974 Ответная мера (см. ОТВЕТНАЯ МЕРА)

1974 Скворец и лира (см. СКВОРЕЦ И ЛИРА)

ГРЕБЕНЩИКОВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

ГРЕБЕНЩИКОВ Юрий Сергеевич (12 июля 1937, Свердловск — 14 мая 1988), российский актер театра и кино.

Окончив в 1959 году школу-студию МХАТ (курс В. Я. Станицына), Юрий Гребенщиков начал работать в Московском театре имени Станиславского. С 1982 года играл на сцене театра на Таганке. Трагически погиб. Был женат на актрисе Ольге Бган (см. ).

1963 Бухта Елена (см. )

1968 Степень риска (см. )

1981 Валентина (см. )

1981 Сашка (см. )

1982 Грачи (см. )

1982 Еще до войны (см. ЕЩЕ ДО ВОЙНЫ)

1982 Предисловие к битве (см. )

1982 Профессия — следователь (см. ПРОФЕССИЯ — СЛЕДОВАТЕЛЬ)

1983 Ненаглядный мой (см. )

1984 Лучшие годы (см. )

1984 Третий в пятом ряду (см. )

1985 Грубая посадка (см. )

1986 Затянувшийся экзамен (см. )

1986 Игорь Саввович (см. )

1986 Летное происшествие (см. )

1987 Даниил — князь Галицкий (см. ДАНИИЛ — КНЯЗЬ ГАЛИЦКИЙ)

1987 Отряд специального назначения (см. ОТРЯД СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (1987))

1987 Следствие ведут знатоки. Дело № 20. Бумеранг

1990 Взрослая дочь молодого человека (см. )

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Формула науки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: