Гностицизм и мир Божий
Самые древние гностики (конец I – II век) не считали себя отдельным течением и тем более сектой, враждебной Христианской Церкви. Они не шли на полный разрыв с официальным учением Церкви, в чем-то поправляли его, в чем-то соглашались с ним. Гностик Василид, например, претендовал на преемственность его учения от апостолов.
Они воспринимали себя как малую, тайную, но необходимую добавку к существующей реальности: язычеству, иудаизму и Христианству. Массы могут веровать и поступать как им удобно, а себе гностики приписывали роль элиты внутри установленных культов и прежде всего внутри Церкви.
Вначале гностики вполне могли сойти за христиан, если бы не последовательная борьба с ними со стороны апостолов, мужей апостольских, апологетов и Святых отцов. Для этого времени гностицизм – враг Христианства номер один, а гностики даже не еретики, а иноверцы.
Рождение апокрифа из духа любопытства
Апокрифы были разные. Были чисто народного происхождения — фольклор, когда просто толпа жаждет чуда — подробностей. Это «евангелия детства Иисуса» или «Евангелие Иакова». Это типичный народный апокриф. В нем нет ничего особо вредного, но в нем так много чудес, и чудеса какие-то — чудо ради чуда.
Скажем: когда был Иисусик маленький, однажды он поругался с одним мальчиком, и мальчик его обидел — нехорошее слово сказал. Маленький Иисусик посмотрел на него, и мальчик упал замертво.
Потом Иисусик подрос, стал большой, стал ходить в школу. Учитель однажды поставил ему двойку, Иисусик сел, посмотрел на него, и учитель упал замертво.
И так далее.
Вот такие милые детские чудеса. Это не ересь. Это очень понятная народная жажда — как мы хотим побольше узнать о жизни Аллы Пугачевой, народ очень интересуется, где учатся дочки Путина, а пресса об этом почему-то не пишет — так и рождаются апокрифы.
Гностицизм – лжеименное знание
Со стороны содержания гностицизм был знанием и одновременно верой, верой в мифы.
Гностицизм – это особое знание, тайное, “духовное”, хотя и не иррациональное, потому что в античности был высок авторитет разума. Апостол говорит о гнозисе как пустом, ложном и мнимом знании, которое лишает людей веры:
А св. Ириней Лионский говорит о “глубоких и чудовищных таинствах” гностиков, “которые не всякий понимает, потому что не всякий выбросил свой мозг”.
Гнозис был мнимым знанием, потому что опирался на мнения лжеучителей. Гностики учили новому, разному и противоречивому, потому что учили по своему произволу и по мере своей фантазии. Учили не отдельным мнениям, а мировоззрению, как бы мы это назвали в наше время.
У гнозиса были основания для такого произвола: магическое учение об универсальном символизме, о том, что вещи сотворены по образу невидимых вещей. А это открывало путь к тому, чтобы всё означало всё в беспорядке.
источники
- Пейджелс, Элейн Гностические евангелия. — М.: Карьера Пресс, 2014.
- Broek R. den, Hanegraaff Wouter J. Gnosis and hermeticism from antiquity to modern times. — Albany: State University of New York Press, 1998.
- Broek R. den. Gnostic religion in antiquity. — Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2013.
- Conick April D. de, Shaw Gregory, Turner John Douglas, Pearson Birger A. Practicing Gnosis. Ritual, magic, theurgy, and liturgy in Nag Hammadi, Manichaean and other ancient literature : essays in honor of Birger A. Pearson. — Leiden, Boston: Brill, 2013.
- Edwards Mark Catholicity and heresy in the early church. — Farnham, Surrey, England, Burlington, VT: Ashgate, 2009.
- Hanegraaff Wouter J., Faivre Antoine, Broek R. den, Brach Jean-Pierre Dictionary of gnosis & Western esotericism. — Leiden, Boston: Brill, 2006.
- Lundhaug Hugo Images of rebirth. Cognitive poetics and transformational soteriology in the Gospel of Philip and the Exegesis on the Soul. — Leiden, Boston: Brill, 2010.
- Marjanen Antti, Luomanen Petri A companion to second-century Christian «heretics». — Leiden, Boston: Brill, 2005.
- Merkur Daniel Gnosis. An Esoteric Tradition of Mystical Visions and Unions. — New York: State University of New York Press, 1993.
- Rudolph Kurt, Wilson R. McL. Gnosis. The nature and history of gnosticism. — San Francisco: Harper & Row, 1987.
- Tite Philip L. Valentinian ethics and paraenetic discourse. Determining the social function of moral exhortation in Valentinian Christianity. — Leiden, Boston: Brill, 2009.
- Turner John D., Corrigan Kevin, Rasimus Tuomas Gnosticism, Platonism and the Late Ancient World. Essays in honour of John D. Turner. — Leiden: Brill, 2013.
- Voegelin, Eric The New science of politics. An Introduction. — Chicago, London: University of Chicago Press, 1974.
- Webb Eugene. Eric Voegelin Philosopher of history. — Seattle, Wash, London: University of Washington press, 1981.
- Williams Michael Allen Rethinking «Gnosticism». An argument for dismantling a dubious category. — Princeton, N.J: Princeton University Press, 1996.
Сноски
Основные черты гностицизма
В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает.
Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (σύγχυσιζ άρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (διάκρισιζ) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.
Мир не спасается; спасается, т.е. возвращается в область божественного, абсолютного бытия только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи.
Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы.
Наиболее трезвый философский ум между ними – Василид – отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.
С этой основной ограниченностью гностицизм логически связаны и все прочие главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума.
Далее, все гностические системы отвергают самый корень общения между абсолютным и относительным бытием, отделяя непроходимой пропастью верховное Божество от Творца неба и земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, показавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом.
Призрачному спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает благодаря пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него.
Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плерому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере.
Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного разделения между божественным и мирским, духовным и плотским являются два противоположные направления, одинаково оправдываемые гностицизмом: если плоть безусловно чужда духу, то нужно или совсем от нее отрешиться, или же предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может повредить недоступному для нее пневматическому элементу.
Итак, гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделенном состоянии, на степени антитез.
Догмат: крепостная стена
Современная интеллигенция, протестуя против любых табу, разрушая их, обрекает себя на участь последнего поколения, потому что в этом направлении культура развиваться не может.
Особенно ненавистны сегодня любые табу в области мысли, а христианская Церковь предполагает некоторые табу именно тут, в области догматов.
Отсюда — такая яростная критика Церкви и в обыденном сознании, и в мире прессы, и так далее.
Догмат — это действительно ограничение. Но догмат рождается в Церкви именно для того, чтобы защитить христианское понимание Евангелия от гностиков.
Вот посмотрите на черепаху. Вы сочувствуете ей: бедняжка! Она таскает этот панцирь, ей так тяжело… Вот сбросила бы она панцирь, похудела бы, быстро передвигаться бы стала… Как все было бы замечательно!
Но дело в том, что у черепашки панцирь оттого, что у какого-то ее соседа слишком острые зубки.
Иногда у соседей черепашки не зубки. Представляете, в детском садике что было бы с черепашкой без панциря? Ее бы до смерти заласкали детишки.
Так же и с Церковью. Были люди, которые хотели Ее заласкать — как сегодня, накануне выборов, каждая партия хочет заполучить в свои ряды какого-нибудь батюшку. Даже у коммунистов, говорят, есть какой-то красный поп, который ходит с Зюгановым в красной рясе.
В античности было то же самое.
Гностицизм — это одна из форм утилизации, переваривания христианства античной культурой. И для того, чтобы не быть переваренными дохристианским миром, Церковь должна была выработать формы самозащиты. Одна из первых форм самозащиты — это создание и осознание канона: какие книги о Христе наши, а какие поддельные.
Другая форма защиты Церкви, это осознание и формулирование принципа преемственности. Апостол Павел был последним, кто призван Христом с неба, грубо говоря, а остальные должны обретаться людьми, и от конкретных двенадцати апостолов быть научаемы и принимать от них преемство рукоположения.
Это тоже форма защиты от странствующих самозваных учителей и пророков гностического мира.
И третья форма защиты — это фиксация нормы мысли о Боге.
Догмат — это ограничение, это стена, но стены-то бывают разные. Есть стена тюремная, а есть стена крепостная. Горе тому, кто начнет взрывать все Бастилии, а потом еще и все крепости сотрет с лица земли. Ты стер эти стены, а потом оказалось, что где-то еще осталась некая орда, которая облизывается на твои сады-огороды и дома. А стену ты уже снес — все флаги в гости к нам, все духи в гости к нам.
Догматика для церковных людей — это именно крепостная стена
Хочу обратить внимание: все догматы Церкви (а их очень немного) можно записать на ладошке в виде шпаргалки, их знает любая бабушка-прихожанка, потому что это Символ Веры
гностическая цивилизация Нового времени
Гностицизм относится к мирской действительности как к религиозной, а к религиозной – как к мирской. В этом состоит революционная организующая и дезорганизующая сущность гностицизма в приложении к государству и обществу.
Гностическая вера получает в Новое время все более полное воплощение и к XX в. приводит к сакрализации политики и политизации сакрального.
Вместо Христианской веры в невидимое и вечное, гностицизм требует веры в тленное — как в вечное, в изменчивое — как в неизменное, в мирское — как в потустороннее. И хотя эта вера пустая и тщетная, вера в ничто, она позволяет достигать сплочения общества на новых основаниях и на новом, по сравнению с Христианским государством, уровне единства. Так возникает массовое общество, являющееся для самого себя и наивысшей ценностью, и идеальной целью, и метафизическим основанием.
Гностическая революция ставит своей целью изменение природы человека и создание преображенного общества. Поскольку эту программу невозможно реализовать в исторической действительности, гностические революционеры рано или поздно вынуждены закрепить свои успехи в разрушении христианского миропорядка на той или иной стадии. В результате возникает современное массовое общество или гностическая цивилизация Нового времени, в котором гностическая вера сочетается с компромиссами с элементами первой реальности.
Библия-перевертыш
Подумайте сами: как в этой перспективе люди, которые принимают такую схему (а в ней есть своя романтика и красота), смотрят на Библию?
Они используют библейский материал, только ставят знаки наоборот.
Если Бог Библии говорит: «Я — Творец этого мира», — гностик соглашается: «Да, Ты Творец этого мира».
Дальше этот Бог-Творец дает миру заповеди и законы. Гностики говорят: «Ну вы ж понимаете, кто дал эти законы? Это ж наш враг — тупой бог Елдабаоф. Поэтому смотрите внимательно! В истории не мы с вами, дорогие слушатели, первые посвященные. Великие посвященные были те, кто раньше свергли иго Елдабаофа-Саваофа-Иеговы! Посмотрите, в библейской истории о них рассказывается. Первый великий человек — это Каин! Каин первым восстал против диктата Иеговы и пошел путем свободного творчества.
Естественно, змей, который соблазнил Еву — это наш мужик, из нашего зоопарка».
Были секты офитов. Слово «офис», как ни странно, означает «змей». Привет офисному планктону.
Были секты каинитов.
Все, кто нарушают заповеди Иеговы — наши люди. При этом парадоксально потом получается, что радикальный бунтовщик — все-таки Христос.
Надо сказать, что сегодня эта схема очень модная. Без этих подробностей, но очень многие, даже интеллигентные, люди считают, что между Ветхим и Новым заветом — война, Бог Ветхого завета — злой, Бог Евангелия — добрый, и это не может быть одна и та же религия.
Но первоначально эта идея существовала именно у гностиков, и это была первая интеллектуальная угроза, адресованная первобытной Церкви — Церкви Апостольской.
С нею и шла полемика самих апостолов и первых поколений христианских богословов.
Человек не от мира сего
Это библейское убеждение есть у гностиков.
Второе библейское убеждение у гностиков — это убеждение в надкосмичности души человека. Человек — не от мира сего. Душа человека — это образ Бога, а не синтез четырех стихий. Человек — это не микрокосмос.
Очень яркая цитата: Григорий Богослов, наш православный святой, в IV веке скажет: «Человек — это макрокосмос, помещенный в микрокосмос».
Для языческого сознания естественно говорить о том, что человек — это действующая модель мироздания. Все, что есть в мире, есть и во мне.
«Человек — это микрокосмос», — это привычная формула, но она языческая. Христианин считает, что, правда, все, что есть в мире, есть во мне: и физика во мне действует, и химия, и биофизика, и какие-то нанотехнологии — все во мне есть.
Но кроме этого, в человеке есть то, чего во вселенной нет — богообразная душа человека. И это видение было в том числе и у гностиков.
Надкосмический Бог
На этой волне, в частности в религиозной области — очевидно поначалу среди евреев, потому что гностики активно используют библейский материал — рождается очень интересный уникальный религиозный феномен — гностицизм.
Он есть нехристианский, есть чисто ветхозаветный, есть совсем языческий. Основные тезисы гностицизма следующие.
Вера в надкосмического Бога.
Это очень важно. В античной культуре такого не было
Это библейская идея: Бог над природой. Не «Бог, то есть Природа» или «Природа, то есть Бог». Олимпийские боги — это тоже часть космоса, пусть и самая высокая и благородная, но они подчинены законам мироздания.
А Бог Библии относится с миром и космосом так, как, скажем, я отношусь со своей книжкой. Я создал мою книгу, прочитав ее, вы что-то можете сказать обо мне, но моя книга и я — это не одно и то же. Если кто-то порвал обложку моей книги, это не означает, что он мне оторвал ухо. Кроме того, если герои моей книги переживают какие-то приключения — это совсем не обязательно мои приключения.
И самое интересное: я могу эту книгу переписать, даже когда она уже вышла.
Наверняка многие из вас имеют опыт написания хотя бы курсовых работ, дипломов, статей, и вы можете вспомнить, как часто, наверняка (по крайней мере, в гуманитарной области), уже когда сочинение написано, вы вдруг решаете последнюю фразу или последний абзац сделать первым.
Автор имеет такое право.
Пусть у Автора последние станут первыми, первые станут последними. Автор это может, потому что Он над Книгой и Он свободен от нее.
разновидности
- Активистский гнозис;
- созерцательный гнозис;
- оптимистический гнозис;
- пессимистический гнозис.
А также:
- трансцендентальный (религиозный) гностицизм (гностицизм древности);
- имманентизирующий (светский) гностицизм (марксизм и др. идеологии).
экологическое сознание
Экологическое движение, как и движение защитников прав животных, базируется на гностицизме, то есть на поклонении твари.
теория эволюции
Ярким примером гностического безумия является теория эволюции, которая «борется с самим законом естества, говоря, что от одного происходит другое».
Тысячелетия тому назад Премудрый писал, исправляя невежество людей преданных суете: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Еккл. 1:4); «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:9-10).
Св. Афанасий Великий также учит о неизменности творения: «Каждая созданная вещь по роду, в собственной сущности своей, какой сотворена, такой есть и пребывает».
Очередь к поясу Богородицы и другие игры
Я начал свою беседу с этих сюжетов, чтобы объяснить одно-единственное слово, но именно то слово, которое вызывает наибольшее неприятие и аллергию у людей нецерковных. Это слово «догмат».
Современный человек вообще не любит запреты. Между прочим, это признак бескультурья: одно из классических определений культуры — система табу, когда человек сам налагает на себя ограничения. Не все то, что можно — нужно. В этом отличие человека от животного, потому что человек живет в мире смыслов. Налагая на себя некоторые ограничения, человек включается в мир игры.
«Мир игры» — это я начинаю пересказывать идеи нидерландского философа Йохана Хейзинга. У него есть замечательная книга «Homo ludens — человек играющий». Игра — как некая не необходимость, избыточная деятельность. Ведь мы с вами сейчас играем — никто бы из вас не умер с голоду, если бы не пришел на эту лекцию, это не есть физиологическая потребность.
Совершая такие не необходимые поступки, человек, собственно, и становится человеком. Мы только что с вами это видели в очереди к поясу Богородицы. Всю неделю церковная и нецерковная пропаганда настойчиво повторяли одно и то же: «Люди, не толпитесь, в трехстах метрах в храме Илии Обыденного есть такая же штука». Люди говорят: «Нет, мы сюда пойдем». Им опять: «Необязательно так себя напрягать, насиловать…» — «Нет, мы пойдем».
Что за этим стоит? Я думаю, психологически как раз эта потребность в жертве. В мире культуры, в мире табу — люди сами себе создают проблемы, а потом их героически решают, но через это и становятся людьми! Через это подрастают выше своей головы!
В некотором смысле, эта очередь — следствие того, что сегодня возможен религиозный туризм, а паломничество невозможно.
Когда ты садишься в комфортабельный автобус, самолет, и летишь хоть вИерусалим, хоть еще куда-то — какое тут паломничество? Это туризм, пусть и религиозно мотивированный.
Другое дело — в былые века, когда человек пешком, палочку берет, сумку, и идет — от Архангельска до Киева, от Киева до Афона, от Афона в Иерусалим, рискует и жизнью, и здоровьем. Главное в паломничестве — не цель, а путь, в котором паломник меняется.
Эта вроде бы стоящая очередь — на самом деле, и была формой паломничества. Двигались те, кто стояли в очереди, а не те, кто проезжали мимо на машинах. Последние оставались тождественными самим себе и ничего не получали, ни проезжая мимо очереди к храму, ни если проезжали мимо храма и потом издевались в блогах над стоящими бабушками.
Происхождение человека как следствие грехопадения?
Третья черта, характерная для гностиков: в большинстве их школ, активно используется библейский материал, но весьма своеобразно.
Логика их такова.
Когда-то у истока миров, еще до рождения человека, между богами (любимые имена их богов — «София» и «Христос») произошла катастрофа.
Произошло какое-то грехопадение. Обычно в гностических схемах предполагается, что вся космическая сумятица произошла из-за того, что божок третьего уровня влюбился в высшего бога, и поэтому вышел из ряда и нарушил космическую иерархию. И вот тогда, когда один шарик выпал из своей колеи, с колес сошел весь состав, началось крушение, страшная война богов между собой.
По ходу дела у Софии родился божонок — уродец еще тот, и имя-то ему было Елдабаоф (гностики специально давали некрасивые дикие имена для греческого и римского слуха, чтобы специально вызвать отторжения от некоторых богов). Он был настолько уродлив и во всех отношениях дебил, что боги отлучили его от общения с собой и поселили в одиночку. Никто с ним не общался, и в результате этот Елдабаоф счел, что он один в мироздании. Ему было очень скучно, и он решил что-нибудь создать.
Приличный-то бог, хотя бы третьего уровня квалификации, творит духовно. Создай ты каких-нибудь ангелов, на худой конец, духов еще с десятка полтора! А этот придурок глину создал, материю.
И вот он из пластилина лепит, по песенке: «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина, я леплю из пластилина кошек, клоунов, собак», — вот он и забавляется, пробует их оживить. Ему удается. Получаются жуткие уродцы. Он в них вкладывает даже частицы своей души.
А мать его, София, по-матерински наблюдает: чем там сыночек убогий развлекается? И ей даже жалко стало: надо же, частица сыночка в этих уродцах… ну ладно, я и от себя вложу кое-что. И в некоторые его создания София вложила кусочек своей души.
Чуть позже будет понятно, что произошло в итоге.
Эти уродцы начали жить — и это мы с вами.
А Елдабаоф — это еврейский Бог Яхве. Тот самый Саваоф. Он и создал людей, материальную вселенную, материальный космос.
Появление гностицизма
Гностицизм считается порождением великого синкретического движения в Римской империи. Начальным движением является существовавшая ещё до неё, но недолго живущая империя Александра Македонского, которая соединила Запад и Восток. Тогда начался переход религии от нации одного народа к другой нации другого народа, впоследствии соприкосновение востока и запада, что носит название древневавилонская религия, и вследствие влияния древнегреческой и греческой философии на религию в целом.
Сочинительные произведения гностиков сохранились с тех времён в виде отдельных цитат, которые проскальзывают в трудах христианских богословов, тех, кто боролся с гностицизмом. Первым известным гностиком считается Симон Волхв из Самарии, который упоминается в Деяниях апостольских. Глобального расцвета гностические тенденции приобретают во $II$ веке.
Замечание 1
На философское течение гностицизм повлияли такие религиозные течения как иудейство и восточные религиозные мистерии. Для гностицизма идейным характером является ряд идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства.
В основе данного течения представляется падение души в низший, материальный мир, созданный демиургом — название низшего божества. В дуалистической мистике гностических тенденций материя характеризуется, как греховное и злое начало, которое враждебно Богу и подлежит преодолению. В мире рассеиваются частички света потустороннего мира, которые обязаны быть собраны и они должны быть возвращены к своим начальным истокам.
Искупителем характеризуется, прежде всего, Христос. Но имеют место быть и такие гностические схемы, в которых Христа не существует. Но по его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»). Но тогда существуют и не принявшие гностического просвещения «душевные» люди, которых называют «психиками». Психики вместо подлинного «познания» занимаются лишь вопросами «веры», а «плотские» люди или «соматики» вообще стараются не выходить за пределы чувственных сфер. Как отмечает А. Ф. Лосев, для гностицизма понятно представление о ступенях, или сферах мира и их демонических властителях, которые препятствуют системам искупления.
Течения
- Школы Валентина, Василида и сифиан. Изначальные гностики поздней Античности, с которых всё пошло.
- Манихейство. В свое время наиболее успешная гностическая религия, благодаря деятельности миссионеров распространившаяся аж до Китая. Отличалось синкретизмом с восточными учениями (от зороастризма до буддизма), ярко выраженным дуализмом. Но к позднему Средневековью кончилось практически везде, не выдержав давления со стороны мировых религий, а в XX веке прекратил функционировать и перешел к буддистам последний манихейский храм в Китае.
- Мандеизм. Одна из последних еще существующих гностических религий, выжившая благодаря крайней замкнутости и закрытости на Ближнем Востоке. В отличие от большинства других течений, мандеи не практиковали синкретизма и не почитали ни Христа, ни Мухаммеда, а считали их враждебными фигурами.
- Катаризм. Христианская гностическая ересь Средневековья, наиболее известная по Альбигойскому крестовому походу, в ходе которого была жестоко истреблена на юге Франции. Не имеет прямой преемственности с учениями поздней Античности, но совпадает с ними по ряду ключевых догматов. Ближайшими родственниками катаров являлись восточноевропейские гностики — богумилы, чье учение было популярно в Боснии и Албании до османского владычества.
- Хлыстовство. Русская версия все того же катаризма. Убеждение в греховности материи и дьяволосотворенности материального мира, вера в перевоплощения, проявляющийся в пищевом и половом воздержании подчеркнутый аскетизм — как есть гностики. Близкие к сабжу бесоперевоплощенцы даже считают, что люди это воплощенные падшие ангелы, чье спасение и состоит в вознесении над миром плоти обратно на небеса, что прямо вопиет о параллелях с катарскими учениями.
Происхождение гностицизма
Общие условия для возникновения гностицизма, как и других сродных явлений, были созданы тем культурно-политическим смешением различных национальных и религиозных стихий древнего мира, которое начато было персидскими царями, продолжалось македонянами и завершено римлянами.
Источник гностических идей в различных языческих религиях, с одной стороны, и учениях греческих философов – с другой, ясно сознавался с самого начала и подробно указан уже автором Φιλοσοφου̃μενα (Ипполитом), хотя в частности не все его сближения одинаково основательны.
Несомненно, во всяком случае, что те или другие национально-религиозные и философские факторы в различной мере участвовали в образовании тех или других гностических систем, а также то, что в различные комбинации уже существовавших идей привходила, с большею или меньшею силою и оригинальностью, и личная умственная работа со стороны основателей и распространителей этих систем и школ.
Разобрать все это в подробностях тем менее возможно, что писания гностиков известны нам только по немногим отрывкам и по чужому, притом полемическому изложению. Это предоставляет большой простор гипотезам, из которых одна заслуживает упоминания.
Но с другой стороны, исторические и доисторические корни самого буддизма далеко еще не вскрыты наукою. Многие ученые не без основания видят здесь религиозную реакцию со стороны темнокожих доарийских обитателей, а этнологическая связь этих индийских племен с культурными расами, издавна населявшими Нильскую долину, более чем вероятна.
Общей племенной почве должен был соответствовать и общий фон религиозных стремлений и идей, на котором в Индии, благодаря воздействию арийского гения, образовалась такая стройная и крепкая система, как буддизм, но который и в других местах оказывался не бесплодным.
Таким образом, то, что приписывается влиянию индийских буддистов, может относиться к более близкому воздействию их африканских родичей, тем более, что высший расцвет гностицизма произошел именно в Египте.
Если внешняя историческая связь гностицизма специально с буддизмом сомнительна, то содержание этих учений несомненно показывает их разнородность. Помимо различных, чуждых буддизму религиозных элементов, гностицизм вобрал в себя положительные результаты греческой философии и в этом отношении стоит неизмеримо выше буддизма.
Эта религия возникла незадолго до появления христианства и находится в какой-то невыясненной связи с проповедью св. Иоанна Крестителя; но догматическое содержание мандейских книг, насколько его можно понять, заставляет видеть в этой религии прототип гностицизма. Само слово манда, от которого она получила название, значит по-халдейски то же, что греческое γνω̃σιζ (знание).
Догматы и каноны: учение о Небе и правила Клуба
Какие из этого выводы?
Первое. Все догматы Церкви — о Небе и о Боге, а не о земле. Неправду говорят те люди, которые говорят о том, что церковная догматика противоречит развитию науки, входит в противоречие с научными данными. Это неверно. Они просто о разном.
Дальше. Поскольку эти догматы — о Боге, о Небе, а не о земле, Церковь не стремится контролировать земную жизнь, земную моду. Это позволяет христианскому миру быть очень разнообразным и в выборе политических моделей (от монархии до какой-нибудь радикальной швейцарской демократии), и в выборе стиля жизни.
Не стоит путать догматы и каноны. Каноны — это внутрицерковные правила поведения. Каноны — это следствие разочарования Церкви в себе самой, когда мы поняли, что мы не идеальны.
У христиан первого поколения был такой эсхатологический романтизм — новые времена, Новый завет, никакие законы нам не нужны, благодать. Оказалось — нет, каждый из нас в себе самом проносит в Церковь контрабанду языческих стереотипов, закваску ветхого человека. Как сегодняшние наркокурьеры, говорят, проглатывают пакетики с наркотой и в желудке проносят через границу, так же и каждый из нас в себе самом проносит дурь из внешнего мира, и потом долго это надо переваривать, изрыгать, изблевывать. Поэтому у нас постоянны конфликты между собой, внутри Церкви, и каноны регулируют отношения между собой.
Опять важно: каноны ничем не угрожают атеистам. Каноны — правила клуба
Мы в Доме журналиста, это клуб, здесь есть свои правила, но действуют они только до входной двери, они никак не регулируют движение на Бульварном кольце.
Точно так же каноны не претендуют на контроль над внехристианским миром.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Гностицизм как топтание на месте
Были апокрифы сложны, спорные, не принятые Церковью, но в которых нет и ничего особо вредного — скажем, Евангелие от Фомы. Очень близко с каноническим текстом, довольно мудрые интересные мысли, ересей там нет. Но, наверное, эта книга появилась слишком поздно, чтобы ее как новинку взяла к Себе Церковь.
А были книги третьего уровня, которые в себе содержали четкую идейную нотку. Прежде всего, это презрение к телу человека — важнейший критерий, по которому можно отличить гностический текст. Всего этих критериев три: ненависть к телесности, ненависть к Ветхому завету и, соответственно, отречение от Пасхальной вести — вести воскресения тела.
Что касается ненависти к Ветхому завету — это называется антиномизм. «Nomos» — закон. «Противозакон» — ненавистное отношение к еврейскому закону.
Сравниваем два текста: то же «Евангелие Фомы» и Евангелие каноническое. Один и тот же сюжет, но в каноническом Евангелии Христос скажет: «Вы слышали, что сказано у пророка…» — в апокрифе будет ровно такой же текст: цитата из пророка, но без указания авторства. Такое тонкое проявление антиномизма и антисемитизма.
Иногда и прямая полемика с ветхозаветными авторами, вплоть до возвеличивания отрицательных библейских персонажей.
Отрицание доброй вести для тела и плоти. У гностиков спасение — это гносеологический акт самопознания. «Я спасен», — значит, я понял свою семейную тайну: оказывается, моя бабушка согрешила с сенбернаром, и я, на самом деле, потомок Софии Ахамот. Бедный я дурак! Я не знал, что я бог, а я-то на самом деле бог, только забывчивый! Пацаны мне рассказали».
Это путь спасения гностика.
В гностицизме не предполагается перехода с уровня на уровень. В процессе космической эволюции нет нарастания божественной массы. А путь космоса в христианском плане — путь теозиса, обожения. Бог отождествляет себя с дрожжами, которые бросаются в тесто, чтобы его преобразить. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». По слову Василия Великого (IV в.): «Человек — это животное, которое получило повеление стать Богом».
В христианском пути есть динамика: человек призван пройти это расстояние.
«Неизвестный Пушкин»
Один из методов войны — кража авторитетов. Те же гностики заявляют, что именно ваши христианские апостолы так учили.
Теперь представьте себе: как с этим бороться? Сегодня у нас есть целый набор замечательных вспомогательных наук: текстология, источниковедение, герменевтика — поэтому мы можем доказательно спорить, действительно ли этот человек является автором этой книги или нет? А как это было делать тогда?
Представьте, приходит к вам человек и говорит: «Я нашел томик Александра Пушкина. У меня более полное издание, чем у вас, уникальное, потому что, видите, здесь подклеено приложение: «Стихи о советском паспорте». Вот вы такого Пушкина не знали!»
Как это опровергнуть? Мы можем говорить о культурных реалиях, особенностях языка: «Тут же советские реалии, Пушкин с ними не был знаком!» — а я скажу вам: «Пушкин же посвященный. Он же заранее предвидел, пророчествовал. Это и доказывает, что Пушкин — наш человек!»