Религиозная деятельность
Получив в 1512 году степень доктора Библии, Лютер начал серию библейских лекций, которую читал всю свою жизнь.
Преподавание богословия и теологии
Начальные лекции основателя протестантизма были посвящены Псалтири. Проработав ее всю, Мартин уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.
В то время в моду вошел так называемый Библейский гуманизм, относящийся к гуманитарным наукам – изучению античных греческих и латинских писателей, а также древнееврейской литературы. Библейских гуманистов интересовал широкий спектр тем – античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, их очень интересовало овладение иностранными языками. Лютер часто пользовался их работами в своих лекциях.
Закончив лекции по Псалтири, Мартин занялся лекциями о Послании к Римлянам, прорабатывая его текст с 1515 по 1516.
В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год ознаменован началом работы над Посланием к Евреям. К концу 1517 года священник оказался вовлечен в разногласия в церкви из-за своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций пришлось начать в 1518—1519 годах, так как события Реформации навалили на него груз новых дел.
В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который занял у него десять лет.
Проповедования
Свою проповедническую деятельность Лютер начал в городской церкви Виттенберга и поначалу совсем не собирался идти против родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял о том, в каких отношениях находятся человек и Бог.
Для римской Церкви эти отношения были весьма понятны: Бог обращается к людям через Папу Римского, а дальше – вниз по церковной иерархии. Следовательно, Ватикан приписывал себе монопольное право на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.
Реформатор же отвергал «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера, представляла собой только Библия.
После событий 1524—1525 года Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости подготовки грамотных проповедников.
Священник поставил себе следующие задачи:
- создать канон вероучительных книг;
- обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.
Именно поэтому он подготовил сборник церковных проповедей под названием «Postilla», которыми могли пользоваться священники, если не хотели читать собственные.
Теории
Среди всех своих страданий Лютер нашел мысль, успокаивающую его дух: Бог судит человека не по его поступкам, а по его вере. Таким образом, ваш пыл в вере — единственное, что действительно может спасти душу.
Согласно Лютеру, Бог не делает различия между хорошими и плохими поступками, потому что все плохо. В чем можно отличить одного человека от другого, так это в искренности его веры в божественную силу спасения, и это то, что отмечает судьбу каждого из них.
Следовательно, таинства теряют свой смысл, потому что они не ведут к спасению души, так же как они не влекут за собой прощение наказаний для грешников, поскольку это даровано только через Бога.
Таким образом, для Лютера исповедь может быть сделана во внутреннем разговоре с Богом, не обращаясь к священнику.
Лютер до начала Реформации
Мартин Лютер – знаменитый германский церковный реформатор, основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.
В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.
Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525
Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.
Великий реформатор
Вот мы и дошли до того легендарного события. 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибивает свои 95 тезисов к двери церкви в Виттенберге, причиной этого послужили индульгенции. Дело в том, что в своём цинизме Папская Церковь дошла до предела, продавая отпущение любых грехов за деньги. Лютер предлагал диспут на эту тему. Конечно это был смелый поступок, но не прямой вызов.
21 сентября приходит Папская булла об отлучении Лютера от Церкви.
НО не улеглось. В ответ на буллу 10 декабря 1520 года Мартин Лютер торжественно сжёг Папскую Буллу. Толпа аплодирует. Папа в ярости обращается к императору Священной Римской Империи.
Мартина Лютера вызывают в город Вормс. В городе собрались представители магистрата, князья и верхушка духовенства: и всё ради разговора с Лютером.
Это был прямой вызов всему обществу! Отчаянная смелость… (представьте, XVI век на дворе — никакого вольнодумия!). Его встречают толпы восторженных… Власти дали 20 дней, чтобы покинуть империю. Он едет и его похищают, однако похищают с его согласия. Это его друг — курфюрст Саксонии. Он привозит Лютера в замок и даёт ему возможность спокойно трудиться.
Образование
Его первые исследования были получены в Школе латыни в Мансфельде в 1488 году. Тогда он приобрел основы этого языка, которые впоследствии оказались необходимыми для развития его интеллектуальных способностей.
Точно так же он был просвещен в основных догмах католической религии.
В 1497 году Лютер поступил в школу Братьев Общей Жизни в Магдебурге. Похоже, что его кратковременное пребывание, продлившееся всего один год, было связано с нехваткой финансовых ресурсов у его семьи в это время.
Эти монахи, с которыми Лютер впервые познакомился с монастырской жизнью, сосредоточили свою систему на практике крайнего благочестия.
Разочарование
«Я был один и лишь по неосторожности вовлечен в это дело» — писал потом о Реформации Лютер. Не прошло и двух лет, а декорация совершенно переменилась
Теперь он был не один в поле воин, за его спиной стояли многие ученые и богословы, Лютером орудовали политические силы. Есть мнение, что сам Мартин был разочарован в движении, он считал, что его учение было неправильно истолковано: «реформатор сам должен был признать, что во всем этом главным образом виновато его учение об оправдании одной верой, неверно понятое. Оно должно было бы служить исправлению людей, но выходит наоборот, люди теперь скупее, безжалостнее, развратнее, чем раньше при папстве». Но Лютер так и не отказался от своих тезисов, которые шли против Римской церкви. Он отрицал способность Папы отпускать грехи, его право на политическую деятельность, отвергал индульгенцию. В общем, наносил существенный удар Ватикану. Свою критику католичества он продолжал и в своих дальнейших сочинениях, а в одном даже благословил германских князей на реформирование церкви в памфлете «К христианскому дворянству немецкой нации».
Сожалел Лютер и о своем знаменитом переводе Библии на немецкий язык: «Простой народ не знает ни Молитвы Господней, ни Символа веры, ни десяти заповедей, живут как скоты бессмысленные, и, однако, не успело появиться Евангелие, уже мастерски научились употреблять во зло христианскую свободу».
Детство и юность
10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокопа родился будущий богослов Мартин Лютер. Отец Мартина Ганс отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно.
Мужчина изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.
В возрасте 7 лет будущему философу пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего пребывания здесь мальчик научился только читать и писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.
В 14 лет юноша поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе с друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.
Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.
В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет на философский факультет. Инициатор Реформации выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка, новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.
После получения степени бакалавра будущего монаха пригласили читать лекции по философии студентам. Параллельно он изучал основы юридического дела. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес проявлял к богословию, читал труды великих церковных отцов.
Окончив университет, юноша решился на смелый поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его осознание собственной греховности.
Жизнь при монастыре
В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор и прочее.
Желая избавить юнца от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город собирать милостыню. Духовный ученик примерно исполнял каждое указание, следовал аскезе в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Лютер принял монашество, а через год — священство, став братом Августином.
Обет Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал прилежного монаха в качестве преподавателя Виттенбергского университета.
Здесь он обучал молодых ребят диалектике и физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.
В 1511 году богослов посетил Рим, куда его отправили представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года Лютер занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.
95 тезисов Лютера (кратко)
Подробнее — см. в отдельной статье 95 тезисов Лютера
Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния. Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.
Дело веры
Хотя продажа индульгенций осуществлялась в разных случаях и с разными целями, проблема, которая заставила Мартина Лютера решиться возвысить голос, заключалась в отсутствии ясности, с которой этот предмет рассматривался для получения большей экономической выгоды.
Похоже, что никто не был заинтересован в прояснении процесса, указанного в каноническом праве, чтобы индульгенция могла иметь силу. Главный фактор, который был отложен в сторону, заключался в том, что получатель должен был быть «в благодати», то есть признать свои ошибки.
Таким образом, спасение стало продажей духовных заслуг без каких-либо других требований.
Иоганн Тецель отвечал за распространение индульгенций, и такие фразы, как «когда звучали деньги, душа возносилась на небеса», были присуждены этому персонажу, чтобы обозначить моральное разложение, которое развилось вокруг бизнеса прощения.
Обещание
Мартин Лютер был выходцем из бедных крестьян, о чем сам всегда с гордостью говорил: «Я сын крестьянина, мой отец, дед и прадед были чистые крестьяне». Несмотря на происхождение, хорошие отношения с бюргерской семьей Котто позволили Лютеру получить философское образование в университете Эрфурта. Лютер был блестящим студентом, родители прочили ему карьеру юриста, но два события резко изменили не только жизнь Лютера, но и, как оказалось, ход мировой истории.
Во время студенчества Лютеру пришлось похоронить лучшего друга – в молодого человека ударила молния. Смерть друга сильно повлияла на Лютера. Он невольно стал задавать себе вопрос, что станется с ним, если его так же внезапно призовет Бог.
Вскоре после этого, возвращаясь в Эрфурт после летних каникул, Лютера также настигла неожиданная гроза. Оглушительный удар грома раздался вблизи, молния ударила в нескольких шагах от него. В ужасе он воскликнул: «Святая Анна, помоги мне! Я буду монахом!» Фраза вырвалась непроизвольно, но Лютер был не из тех, кто отступается от своего слова. Через две недели он исполнил свой обет.
Память
В 2003 году в память об исторической личности Эрик Тилль снял биографический фильм-драму под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.
В Саксонии-Анхальт расположены два города, официально названные в честь реформатора: Лютерштадт-Айслебен и Виттенберг (местные жители часто называют их «городами Лютера»). Во втором из них также находится Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера.
Философа чествуют с поминовением 18 февраля согласно лютеранскому и епископальному (в Соединенных Штатах) календарям святых. Английская церковь, в свою очередь, почитает богослова 31 октября.
Отлучение
В 1520 году Лев X был вынужден решительно отреагировать на шумиху вокруг идей Мартина Лютера.
Следовательно, он опубликовал буллу или папский указ, названный Exurge Domine, в котором немец был отлучен от церкви.
Более того, 41 из 95 тезисов Лютера был объявлен еретическим согласно католической догме. Монаху-августинцу было предоставлено 60 дней на отречение, прежде чем его приговор о изгнании из веры вступил в силу.
Ответ Мартина Лютера удивил многих и воодушевил многих других: он сжег быка в Виттенберге, и, таким образом, его конфликт с церковью вышел на новый уровень и превратился в серьезную проблему.
Наиболее радикальные из его окружения использовали момент для продвижения своих собственных интересов. Они начали использовать в свою пользу пыл, который идеи Лютера вызывали в людях.
Во время этого типа он написал некоторые из своих самых трансцендентных произведений, такие как его Манифест христианской знати, Папство Рима, Вавилонское пленение Церкви, О свободе христианина или На монашеский постриг.
Там можно было увидеть направление движения, которое началось без каких-либо иных претензий, кроме пересмотра направления Церкви.
Последствия
Карлос V решил издать указ, согласно которому Мартин Лютер был изгнан из Империи. Он также потребовал его поимки, назначил наказание для всех, кто помогал ему каким-либо образом, и гарантировал, что, если кто-то его убьет, он не понесет никакого преступления.
В то время как Лютер скрывался в Вартбурге, он посвятил себя переводу Библии на обычный немецкий язык, что способствовало распространению групп по чтению и анализу Священного Писания по всему региону.
В то время радикализировались те, кто утверждал, что они действуют в соответствии с лютеранскими идеалами, в то время как он постоянно призывал к спокойствию среди своих последователей. Он не позволял хорошим христианам вести себя предосудительно во имя Бога.
Однако его тексты продолжали вызывать волнения среди людей. Он считал, что каждый из крещеных имел право быть исповедником, чтобы исповедоваться в уме в общении с Богом.
Он также заявил, что монахи и монахини не должны выполнять обеты, потому что они незаконны, поскольку они не были выражены в Библии, то есть это было добавлено дьяволом.
В саксонском замке
Лютер переводит Библию на немецкий. До этого службы велись только на латыни. Теперь каждый простой человек мог читать Библию. Он просто хотел ,чтобы каждый сам мог понять Библию и святые книги без посредников. «Любая дочь мельника сможет теперь ясно понять Библию,»— говорил Лютер.
В 1524 году происходит Крестьянская война в Германии. Они воздвигли Лютера на знамёна свободы от феодалов. Лютер не хотел быть их вождём. Лютер писал о свободе духовной, нравственной, религиозной. Бунт кроваво подавили. Лютер занял промежуточную позицию, считая, что все должны примириться. В итоге против него были все: как крестьяне, которые считали, что он предал их, так и князья, которые были в ярости от того, что он не осудил решительно все крестьянские бунты и волнения.
Женитьба
В разгар этих восстаний 42-летний Лютер женится на одной из бывших монахинь. Многие друзья будут его осуждать за это, однако он будет счастлив с ней. У них родится целых шестеро детей…
Поздний Лютер
Лютер со временем становится всё менее терпелив, всё более ожесточён. Он пишет трактаты «Против Папы в Риме основанного чёртом». Он называет Римских Пап бешеными ослами. Он пишет молитвы-проклятия и требует, чтобы новообращённые в лютеранство должны не только славить Бога, но и проклинать Римских Пап.
«Глобальный духовный переворот»
Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.
Главная и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.
Другие статьи из рубрики «Имена»
6 октября 2014
Первый русский мистик
8 октября — день памяти преподобного Сергия Радонежского (1314–1392), кульминационный день в году, посвященном 700-летию преподобного. Что можно сказать о нем, одном из самых известных русских святых? Он считается символом российской государственности и единства русских земель, знаковой фигурой в формировании национальной идеологии. Но …
15 марта 2012
Оливье Клеман. Таинство брата
Мать Мария (Скобцова) погибла в концлагере Равенсбрюк 31 марта 1945 года. Действительно ли она своей смертью спасала жизнь другой женщины? Или была сожжена в печи по воле случая? Для агиографов даже сама ее кончина остается загадкой. Она долгое время надеялась выжить… И в течение последних недель, выменивая хлеб на нитки, вышивала …
11 марта 2013
Пророк естествознания
Науку можно представить величественным зданием, над возведением которого трудятся тысячи ученых. Одни занимаются укладкой кирпичей, другие проектируют планировку, третьи выкладывают ступени наверх — к новым этажам. И только единицы видят общий план здания, его назначение и судьбу, знают, насколько мало оно по сравнению с просторами Вселенной. …
Быть Францем Листом
22 октября 2011 года музыкальный мир празднует 200‑летие со дня рождения Франца Листа. Хотя знаменитый виртуоз и композитор принадлежит к числу тех людей, о жизни которых мы, кажется, знаем все, настоящее понимание его музыки и судьбы еще впереди.
31 июля 2014
Свобода быть
Семьдесят лет назад, 31 июля 1944 года, Антуан де Сент-Экзюпери совершал разведывательный полет на самолете «Лайтнинг» над Средиземным морем и бесследно исчез.
Проблемы с церковью
В 1518 году Штаупиц встретился с августинцами, и Лютер был одним из участников этой встречи. Там ему пришлось объяснять своим братьям идеи, которые он распространял.
В то время он сослался на то, что считал ошибкой свободы воли, потому что все человеческие действия отмечены грехом. С этого момента началась долгая битва, в которой Лютер должен был отстаивать свою точку зрения.
В том же году он получил вызов в Святой Престол, но решил не отвечать на этот призыв. Однако он встретился с кардиналом Гаэтано в Аугсбурге.
К тому времени ему удалось заставить немецкие университеты выступать в качестве арбитров и получать поддержку от курфюрста Фредерика Саксонского.
В январе 1519 года он встретился с нунцием Карлом фон Мильтицем в Альтенбурге, Саксония. Там он пошел на некоторые уступки, но в основном Марин Лютер согласился, что он не скажет ничего другого, если ему ничего не скажут.
Однако это было невозможно выполнить, потому что в июле того же года он вступил в дискуссию, которую Иоганн Эк вел с лютеранским учеником Андреасом Карлштадтом.
Лютеру было предложено ответить, он ответил, и идея о том, что Папа не имеет монополии на толкование Писания, вышла за пределы этого. Затем немец подтвердил, что ни верховный понтифик, ни курия не непогрешимы, и развязал прямую конфронтацию с Римом.
Мнение о евреях
Отношение Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.
Философ искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркивал еврейское происхождение Сына Божьего и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».
После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антисемитский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и другие).
Мартин Лютер в Вормсе / @evangelibrary
Так известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенной им Реформации. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии и их травли.
Мартин Лютер считается пионером протестантского гимна
У Мартина Лютера была большая страсть к музыке, и он был плодовитым автором гимнов. Будучи талантливым музыкантом-любителем, он также обладал способностями композитора. Более того, Лютер считал музыку и особенно гимны важным средством развития веры. Он полагал, что синхронизация звука и богословия выполняла искупительную функцию. Работая над мелодиями и иногда модифицируя старые, Лютер сочинил десятки гимнов в сотрудничестве с Иоганном Вальтером. Вместе они широко расценены как пионеры протестантского гимнода. Лютер и Вальтер сочинили гимны, в которых звучали мелодии и не требовалось слишком большого вокального диапазона. Это помогло сделать их популярными. Вместе они опубликовали самые популярные немецкие музыкальные издания в середине 16-го века. Это были Ахлидербух (1524), Энчиридион (1524) и Гейстличе Гесангк Бухлейн (1524).
Мартин Лютер в кругу семьи
Лютеранство остается одним из крупнейших протестантских движений
Лютеранство — это та ветвь христианства, которая отождествляется с учением Мартина Лютера и движениями 16-го века, возникшими в результате его реформ. Мартин Лютер выдвинул три основные идеи, которые стали основными принципами лютеранства. Во-первых, оправдание только верой, которая утверждает, что прощение Бога виновным грешникам дается и принимается только через веру, исключая все «дела» (добрые дела). Второе — это учение о том, что Писание является окончательным авторитетом во всех вопросах веры. Третий — священство всех верующих, независимо от их призвания. Лютеранство одна из крупнейших ветвей протестантизма. Общее число членов его церквей оценивается в 74 миллиона. Лютеранство является крупнейшей религиозной группой в Дании; на Фарерских островах; в Гренландии; Исландии; Норвегии; Швеции; Финляндии; Латвии; Намибии; в Северной Дакоте и Южной Дакоте, а так же в Соединенных Штатах.
Он выдвинул много идей, которые были радикальными в то время
То, что делал и чему учил Мартин Лютерв период Ренессанса, было чрезвычайно радикальным для своего времени. Среди прочего, он бросил вызов авторитету и должности Папы, заявив, что Библия является единственным источником Божественно открытого знания. Более того, во времена Лютера считалось, что священники должны быть посредниками между Богом и человечеством. Вместо этого Лютер считал всех крещеных христиан священным священством, и он прямо упоминал об этом в своих трудах. Кроме того, в те времена распространялось утверждение, что духовенство преследовало более высокое призвание, чем другие, такие как фермеры или даже царь, поскольку они были преданы служению Богу. Лютер, с другой стороны, подчеркнул способность всех христиан функционировать как равные под Богом, независимо от характера их работы. Это было радикально демократическое понятие в то время. По словам известного ученого Лютера Пола Альтауса: «Лютер обрушил общину святых с небес и на землю».
Подходы
Некоторые из центральных идей Лютера заключались в том, что духовными заслугами Христа, а также других святых нельзя торговать. Его обоснование для утверждения такой вещи заключалось в том, что она уже распределена среди всех людей без вмешательства какого-либо посредника.
Он также считал, что единственным сокровищем Церкви было Евангелие. Он утверждал, что единственные наказания, которые может быть прощен Папой, — это те, которые он сам наложил, а не те, которые соответствуют Богу.
Если наказание было введено в загробной жизни, в соответствии с лютеранскими идеями исповедоваться перед священником было необязательно.
Точно так же он заверил, что никогда не может быть уверенности в спасении, поскольку зло находится внутри каждого из людей, и, следовательно, индульгенции могут обмануть верных, только дав им ложную безопасность.
После грозы ушел в монастырь
Когда Мартин пошел учиться, родитель выделял ему более чем скромное содержание, которого не хватало даже на пропитание. Денег было настолько мало, что Лютеру приходилось зарабатывать пением на улицах. Голод и неустроенность довели Мартина до того, что он уже был готов бросить учебу и пойти работать с отцом на рудники. Но случай решил всю его дальнейшую судьбу и предопределил мировую историю. Молодой человек случайно познакомился с зажиточной дамой, которая пожалела побиравшегося мальчика и из сострадания предоставила ему ночлег и обед в своем доме. Мартин Лютер возблагодарил Бога за такой шанс и стал учиться еще усерднее. Он добился больших успехов, смог поступить на философский факультет Эрфуртского университета, где стал сперва бакалавром, а затем и преподавателем философии.
Мартин Лютер: христианский богослов и инициатор Реформации Подробнее
Свое хобби — чтение религиозной литературы — он скрывал от родителей, ведь отец продолжал настаивать на том, чтобы сын делал карьеру в юриспруденции. Говорят, что Мартин Лютер однажды оказался на улице во время грозы. Бешеные раскаты грома, ливень стеной. Молодому человеку было настолько страшно, что он начал молиться и в порыве прошептал: «Помоги, святая Анна! Если я выживу, то уйду в монастырь». И сразу после этих слов — молния, ударившая в землю рядом с Лютером и каким-то чудом не задевшая его самого. Юноша расценил это как знамение, после чего собрался с духом и впервые в жизни пошел против воли родителя. Молодой человек заявил, что планирует стать монахом, на что получил массу проклятий в свой адрес от родителя. Но Лютер стоял на своем, он ушел из Эрфуртского университета и поступил в Августинский монастырь.
Статья по теме
Любовницы, бюджет и анафема
Есть и более прозаичная история ухода Мартина Лютера от светской жизни. Молодой человек однажды залпом прочитал всю Библию и решил, что это и есть то дело, которым он хотел бы заниматься всю жизнь: проповедовать.
Как бы то ни было, Мартин в расцвете своих лет стал послушником. В монастыре он подрабатывал привратником, подавал на стол старшим, обслуживал башенные часы, был даже дворником: мел внутренние церковные дворы. Иногда его отпускали в мирскую суету, тогда он пешком брел в город, где просил подаяния у граждан на церковные нужды. В 1506 году Мартин Лютер был принят в монахи и назвался братом Августином. При этом Лютер продолжал учиться. В конце концов он дослужился до звания профессора теологии.
Как позже вспоминал сам богослов, его религиозность и сомнения в правильности курса церкви постоянно вступали в конфликт. Сомневался он и в себе, в правильности религиозных постулатов, в правомерности действий тех или иных церковных деятелей.
«Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» кисти Рафаэля. 1518 г. репродукция