Александр Шабуров:
У вас методология искусственная. Надо не абсурдистски конструировать «русскую идентичность», а пытаться зафиксировать то, что есть. Мы выросли в одной стране, и что-то есть в культуре, что нас объединяет. В «русской» (она же «российская», а недавно «советская») культуре, безусловно, имеются поколенческие и географические различия. И жанрово-видовые границы искусства и «русское — не русское» тут не принципиальны. Карлсон — это тоже «русская идентичность». Это принципиальный подход.
Карлсон вернулся. 1970. Кадр из мультфильма. Режиссер Борис Степанцев
Представляем сначала топ-10 художников, отвечающих за русскую идентичность. В списке указаны художник и частота его упоминания респондентами в процентах (с округлением до целого числа).
1. Казимир Малевич — 71%
2. Илья Кабаков — 46%
3. Андрей Рублев — 36%
4. Кузьма Петров-Водкин — 32%
5. Александр Дейнека — 29%
6. Илья Репин — 27%
7-8. Исаак Левитан — 24%
7-8. Василий Суриков — 24%
9-10. Василий Перов — 22%
9-10. Владимир Татлин — 22%
Из произведений Малевича, помимо, разумеется, «Черного квадрата», назывались работы под кодовыми именами «Белое на белом», «Крестьянин», «Красный квадрат», «Белый квадрат», «Корова и скрипка», «Голова крестьянина» и др. Кабаков занял второе место благодаря «Человеку, улетевшему в космос», «Туалету», серии вопросов и ответов («Чья эта кружка?», «Чья эта терка»? и т. д.). У Рублева кроме «Троицы» называли «Спаса в силах» (вероятно, из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля) и Звенигородский чин.
Петров-Водкин оказался представлен картинами самых разных жанров: «Купание красного коня», «Натюрморт с селедкой», «1918 год в Петрограде», «Тревога», «Утренний натюрморт», «Богоматерь Умиление злых сердец», «Полдень». Почти столь же мощным по числу упоминаний оказался и Дейнека — называли «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», «Никитку — первого русского летуна» и «Сбитого аса», «На стройке новых цехов» и «Текстильщиц», «Будущих летчиков» и «Эстафету по садовому кольцу». Однако ни одна из работ Дейнеки не вошла ни в топ-10, ни даже в топ-20 произведений, будучи выбранной в лучшем случае двумя или тремя респондентами.
Творчество «Самсона русской живописи» Ильи Репина также любезно нашим художникам, называвшим даже такую экзотику, как «Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных». Лидером по числу упоминаний, как легко догадаться, здесь стали «Бурлаки на Волге», назывались также «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» и др. Самой популярной картиной Левитана оказалась «Над вечным покоем», за ней — «Владимирка». У Сурикова вспомнили четыре картины — «Утро стрелецкой казни», «Меншикова в Березове», «Боярыню Морозову» и «Степана Разина». Скорбный обличитель духовенства Василий Перов наиболее часто назывался как автор «Чаепития в Мытищах», а также «Последнего кабака у заставы», «Сельского крестного хода на Пасху» и «Тройки». И лишь Татлин оказался представлен всего двумя работами — аппаратом «Летатлин» и «Башней III Интернационала». Зато «Башня», набравшая 20% голосов по частоте упоминания, получила почетную бронзу в списке топ-10 произведений русской идентичности.
Итак, представляем топ-10 произведений, лучше всего отражающих русскую идентичность. Точнее, произведений получилось не 10, а 11: последнее место разделили две работы, набравшие одинаковое количество голосов. В списке указаны автор, произведение и частота его упоминания респондентами в процентах (с округлением до целого числа).
1. Казимир Малевич. Черный квадрат — 51%
2. Андрей Рублев. Троица — 29%
3. Владимир Татлин. Башня III Интернационала — 20%
4. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня — 19%
5. Илья Кабаков. Человек, улетевший в космос из своей квартиры — 17%
6. Олег Кулик. Акции человека-собаки — 15%
7-8. Вера Мухина. Рабочий и колхозница — 14%
7-8. Василий Суриков. Боярыня Морозова — 14%
9. Группа «Война». Х*й в плену у ФСБ — 12%
10-11. Виктор Васнецов. Богатыри — 10%
10-11. Анатолий Осмоловский. Хлеба — 10%
Передвижники
В 1863 году молодыми художниками, которые участвовали в академическом конкурсе, было подано прошение о свободном выборе сюжета за рамками заданной темы. Конечно, совет Академии художеств прошение отклонил. То, что последовало далее, вошло в историю русского искусства, как «бунт четырнадцати». Именно столько учеников исторического класса отказались от написания картин на тему скандинавской мифологии и ушли из академии.
Оказавшись «на вольных хлебах» и лишившись мастерских и финансирования, талантливые живописцы объединились в своеобразную коммуну во главе с Николаем Ивановичем Крамским. Артель художников стала жить под одной крышей и принимать заказы на выполнение разнообразных художественных работ.
Прошло 7 лет, и объединение художников распалось, однако к тому времени образовалось другое – «Товарищество художественных передвижных выставок». Инициатором создания новой организации выступил Григорий Григорьевич Мясоедов.
«Передвижников» объединяли профессионально-коммерческие отношения и общее мировоззрение. Они обходились без манифестов и деклараций, характерных для более поздних творческих объединений. Согласно уставу, члены организации самостоятельно вели финансовые дела и ни от кого не зависели, устраивали выставки и «передвигали» их по городам России, неся искусство в массы и знакомя людей с современными культурными тенденциями. Деятельность товарищества наглядно демонстрировала независимость творчества от власти и стремление художников к общению и сближению с народом.
«Передвижники» испытывали стойкое неприятие к академизму, его мифологическим сюжетам, декоративным пейзажам и нарочитой театральности. Они предпочитали изображать настоящую жизнь и часто обращались к бытовым сценам.
Особое место в творчестве «передвижников» занимает тема крестьянской жизни. Самый незащищенный и бедный слой населения изображался в нужде, страдании и угнетении. В те годы идейная нагрузка произведения ценилась выше эстетической, но со временем живописцы пересмотрели свое отношение к художественной стороне вопроса.
Никита Алексеев:
1. «Ангел Златые власы» отражает византийско-русскую идентичность?
2. «Троица» Рублева отражает русскую идентичность накануне крушения Византии и на фоне фресок Мистры, то есть Палеологовского Ренессанса, в духе Алпатова и Конрада?
3. Что отражает московский Кремль — мысли итальянских строителей или идентичность тогдашних жителей Москвы?
4. Что отражают парсуны XVII века и Симон Ушаков — провинциальность русской культуры или радостное, более того — блаженное дилетантство?
5. Отражением чего оказываются Аргунов и Левицкий — идентичности итальянских мастеров позднего барокко, транслированного через саксонских и польских ремесленников, или это что-то другое?
6. Идентичность Венецианова и Сороки — это насчет крепостного права, запоздалого классицизма, поисков русской души или там просто отличная общеевропейская живопись?
7. Чему идентичны этюды римской Кампаньи Александра Иванова — Пуссену, Тернеру, Коро, Твомбли, рисовавшим то же самое? Не идентичны ли они римской Кампанье?
8. Как определить идентичность чему-то «Чаепития в Мытищах» Перова — через идиотские мысли Чернышевского и Стасова или просто поглядев на бугристую рожу священника, дующего на кипяток?
9. Можно ли про портрет княгини Орловой, сделанный Валентином Серовым, сказать, что он легче всего идентифицируется с неизбежным распадом гнилой империи?
10. Является ли «Черный квадрат» Малевича наглой и самоубийственной самоидентификацией русской иконописи или главное — кракелюр, покрывающий эту картинку и объясняющий, что это всего-навсего живопись?
11. Не стоит ли интересующимся «русской идентичностью» научиться просто смотреть на родные березы и не вычитывать из бересты таинственные сообщения?
Александр Иванов. Дерево в тени над водой в окрестностях Кастель-Гандольфо. Бумага на холсте, масло. Государственный Русский музей
Академизм (фр. аcademisme — традиционность)
Академизм фактически вырос из классицизма и пошел еще дальше в плане идеализации и шлифовки окружающего мира.
Русские академисты предпочитали создавать парадные портреты, картины на религиозные темы или салонные пейзажи. Часто для этих работ характерны изобилие фигур и планов, метафоричность сюжета, пышность и торжественность обстановки при высочайшем мастерстве исполнения. Среди русских художников назовем А. Иванова, К. Брюллова, Л. Лагорио, А. Харламова, Н. Чернецова, К. Крыжицкого и других. Некоторые из них даже в строгих рамках академизма умудрялись создать нечто оригинальное. Например, Г. Семирадский создал атмосферный античный жанр, перенеся античных героев на плэнер.
Параллельно с академизмом возник и так называемый салонный академизм. Сторонники этого направления также виртуозно владели всеми техниками академической школы, но часто создавали сюжеты с поверхностным замыслом или копировали свои удачные произведения, чтобы удовлетворить большой спрос аристократов на картины для украшения их интерьеров. Часто такие картины рисовались наспех и приносили большие доходы. Например, Ю. Клевер во многих случаях только дорисовывал картины своих помощников, Г. Семирадский собирал картины из отдельных фигур словно конструктор, а К. Маковский мог нарисовать картину за один раз. При этом все они имели прекрасный доход, а К. Маковский и вовсе считался одним из самых высокооплачиваемых живописцев эпохи.
Примеры картин известных русских художников в стиле академизма
Картина А. Иванова «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.
Картина Л. Лагорио «Лафотенский остров». 1895 г.
Картина Г. Семирадского «Танец среди мечей».
Картина К. Маковского «Счастливая Аркадия».
Картина Ю. Клевера «Зимний пейзаж». 1914 г.
Александр Петрелли:
Я могу говорить лишь о современной, т. е. советской и постсоветской «русской идентичности». По моему мнению, до и после революции 1917 года эту страну населяют два совершенно разных народа. Поэтому искусство до XIX века, как мне кажется, будет указывать на «идентичность» какого-то другого народа, которого и вовсе не существует. К тому же я, к стыду своему, не очень знаком с русским изобразительным искусством до XVIII века, кроме иконописи, разумеется. Странно было бы отнести, например, Рублева к современной «русской идентичности»… По большому счету вместо знакомых нам современников следовало бы внести туда Шилова, Сафронова и Глазунова. Просто то, что они делают, трудно назвать произведением искусства…
Экспрессионизм (лат. Expressio — выражение)
Истерзанные революциями и войнами 20-го века люди, испытывали тяжелейшие эмоции. У художников этого поколения возникла острая необходимость выражения этих эмоций, демонстрации своих страхов, разочарования, ощущения изуродованности мира. По этой причине картины экспрессионистов часто создавались с помощью темных или кричащих тонов, с помощью грубых мазков и искаженных линий. Сами сюжеты могли передавать боль, отчаяние или крик художника. Так, у Х. Сутина эта боль и ощущение уродливости мира выражались через изображение многочисленных туш животных, темно-красные оттенки, у Ю. Анненкова — через изломанные линии и темные тона, у А. Явленского — через кричащие тона и угловатые формы. Еще интереснее работы М. Ротко, который изображал только цветовые поля, но с их помощью выражал сильнейшие эмоции и вызывал аналогичные эмоции у зрителей.
Примеры картин известных русских художников в стиле экспрессионизма
Картина Х. Сутина «Бычья туша». Около 1923 г.
Картина А. Явленского «Женщина с зеленым веером». 1912 г.
Картина М. Ротко «№ 1 (Королевский красный и голубой)». 1954 г.
Выше мы рассмотрели лишь основные стили, в которых работала большая часть известных русских художников. Заметим, что для многих из них характерны продолжающие течения с приставками «нео», «пост», «прото» и другими (неопримитивизм, постмодернизм, протоимпрессионизм и т.д.). Возникали они либо по причине того, что данный стиль требовал для дальнейшего развития чего-то нового, либо на волне возрождения интереса к нему.
Также нужно учитывать, что многие русские художники не творили в одном стиле. Они экспериментировали с разными направлениями, смешивали их друг с другом или брали их отдельные элементы. Все это приводило к индивидуализации стилей и рождению новых направлений. Кроме названных выше к ним можно отнести, например, кинетическое искусство А. Певзнера, мистический сюрреализм П. Челищева, нонконформизм Е. Чубарова, концептуализм И. Кабакова и другие стили.
Работа А. Певзнера «Два конуса в одной плоскости» в стиле кинетического искусства. 1936 г.
Инсталляция И. Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» в стиле концептуализма. 1985 г.
Картина Е. Чубарова «Танец» в стиле нонконформизма. 1981 г.
Импрессионизм (фр. impression — впечатление)
Импрессионисты отказались от идеи, что картина должна нести в себе какой-то философский, нравственный или иной смысл. Они сосредоточились на цвете и свете, стремясь передать окружающий мир в его изменчивости, зафиксировать мгновения, определенные ракурсы, точки зрения. Они отказались от темных и сложных оттенков (получаемых смешением цветов) в пользу чистой палитры.
Представители этого стиля часто создавали изображение в виде отдельных мазков, точек, цвета которых смешивались в глазу человека. Благодаря таким приемам удавалось передать живость объектов, их красоту или нежность. Например, в «Желтом трамвае» А. Арапова с помощью особых мазков художник передает стремительный темп городской жизни, словно бы мы сами ехали в трамвае и видели окружающий мир чуть смазанным из-за быстрого движения. У Ю. Пименова так вырастают целые городские кварталы с их кипучей жизнью. Параллельно с этим чистые краски в картинах А. Арапова, Ю. Пименова, С. Виноградова, К. Юона, П. Петровичева, Б. Анисфельда, К. Коровина и других импрессионистов передают их огромный оптимизм, радость от созерцания происходящего.
Неоимпрессионисты опирались на аналогичные принципы, но строили изображения только с помощью раздельных точек, получая совершенно новые эффекты. Среди русских художников это, например, А. Богомазов или И. Грабарь.
Постимпрессионисты (А. Моргунов, К. Петров-Водкин и др.) использовали техники импрессионистов, но отказались от основной идеи передавать сиюминутное впечатление, а сосредоточились на изображении сущностного состояния жизни.
Художественные стили в изобразительном искусстве XIX века
В XVIII и начале XIX столетия в русской живописи преобладал классицизм. Петербургская Академия художеств поддерживала именно такой, традиционный, стиль, хотя к 30-м годам XIX века он постепенно утратил былое общественное значение, став сосредоточием консервативных канонов, далеких от реальной жизни.
Любые попытки свободы творчества академией строго пресекались. Художникам навязывали написание полотен на мифологические и библейские сюжеты. Ключевое учреждение в области изобразительного искусства казалось молодым талантам косным и слишком официальным, поэтому многие живописцы того времени обратились к портретному жанру.
Эпоха национального подъема отразилась в русском искусстве расцветом такого европейского направления, как романтизм. Он отвергал строгие, не приемлющие отступления принципы академизма, позволяя воплощать на холсте всю неповторимость и многообразие окружающего мира.
Кроме таких привычных жанров, как пейзаж и портрет, идеология Просвещения и общественного прогресса дала толчок к развитию бытовой картины, к которой обратились многие мастера второй половины столетия. В начале же века на первом месте оставался исторический жанр – последний оплот классицизма, хотя и здесь уже просматривались романтические идеи и тенденции. Победа в войне с Наполеоном стала катализатором развития народного самосознания и роста интереса общества к истории своей страны и национальной культуре, что отразилось и на полотнах художников того времени.
В конце 50-х годов XIX века в русском изобразительном искусстве произошел осознанный поворот в сторону демократического реализма. Это было обусловлено революционными настроениями в стране и просветительской работой ряда радикально настроенных общественных деятелей. Ключевой фигурой в картинах становится народ, причем не только в образе угнетенном и страдающем, но и в роли творца истории, борца за свободу и созидателя лучшей жизни.
Абстракционизм (лат. abstractio — отвлечение)
Этот стиль подразумевает отвлечение от фигуративной или предметной живописи, поэтому его еще называют беспредметным искусством. Это означает, что абстракционисты не рисуют людей, предметы или природу, поэтому в их картинах часто нет сюжета, а сами работы просто нумеруются, чтобы отличать одну из них от другой. Но и среди таких работ бывают чистые абстракции (полное отсутствие предмета и сюжета) и так называемые предметные абстракции (сюжет все же просматривается сквозь нагромождение непривычных взгляду фигур, линий или точек).
Абстракционисты пошли вразрез с традициями классической школы, сделавшей основной упор на изображении предметов строго по определенным канонам. Они отказались от сходства предмета и изображения в пользу экспериментов с формами и цветами.
Выдающимися деятелями этого стиля считаются В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов, Н. Гончарова и некоторые другие. Одни из них придумывали свои направления и идеи, а других их развивали. Так, у истоков абстракционизма стоял В. Кандинский, осознавший, что цвета и формы можно изображать без привязки к предмету. К. Малевич придумал отдельное направление супрематизм, которое в дальнейшем подхватили его коллеги (А. Экстер, Л. Попова, И. Чашник и др.). М. Ларионов и Н. Гончарова развивали идеи придуманных Ларионовым лучизма и всёчества, С. Поляков работал с контрастными геометрическими цветовыми пятнами.
Символизм (фр. symbolisme — символизм)
Еще одним стилем художников, пытающихся выразить чувства и переживания души, является символизм. Символистов вдохновляло искусство романтизма, полное таинственности и иносказаний. Под воздействием легенд и библейских историй они наполняли мистическим смыслом и свои картины. Особо популярными были религиозные и оккультные сюжеты, демонстрация человеческих пороков, болезней, жизни и смерти. Например, у М. Врубеля это серия картин, посвященных демону, у П. Кузнецова это цикл «Фонтаны», символизирующий рождение и смерть, а у Борисова-Мусатова это наполненные духовным смыслом картины-элегии.