Неокатианство
Неокатианство
– философское течение второй половины
19 – начала 20 века. Возникло в Германии
и ставило своей целью возрождение ключевых
кантовских идейных и методологических
установок в новых культурно-исторических
и познавательных условиях. Центральный
лозунг неокантианства был сформулирован
О.Либманом в работе Кант
и эпигоны (Kant und die Epigonen), 1865: «Назад
к Канту». Острие неокантианской критики
было направлено против засилья позитивистской
методологии и материалистической метафизики.
Конструктивная часть философской программы
неокантианства заключалась в возрождении
кантовского трансцендентального идеализма
с особым упором на конструктивные функции
познающего разума.
В неокантианстве
различают Марбургскую школу, занимавшуюся
преимущественно логико-методологической
проблематикой естественных наук, и
Фрейбургскую (Баденскую школу), сосредоточившуюся
на проблематике ценностей и методологии
наук гуманитарного цикла.
Неокантианство в России.
К русским
неокантианцам относятся мыслители,
объединявшиеся вокруг журнала «Логос»
(1910). Среди них – С.И.Гессен (1887–1950), А.Ф.Степун(1884–1965), Б.В.Яковенко (1884–1949), Б.А.Фохт (1875–1946),
В.Э.Сеземан, Г.О.Гордон.
Основанное
на принципах строгой научности,
неокантианское течение с трудом
пробивало себе дорогу и в традиционном
иррационально-религиозном русском
философствовании, и, позже, в марксисткой
философии, которая критиковала
неокантианство, прежде всего в лице
Каутского и Бернштейна, за попытки
ревизии Маркса.
Тем не
менее, влияние неокантианства усматривается
в самом широком спектре теорий
и учений. Так, в середине 90-х гг.
XIX в. идеи неокантианства были восприняты С.Н.Булгаковым, Н.А.Бердяевым, представителями «легального
марксизма» – П.Б.Струве (1870–1944),М.И.Туган-Барановским (1865–1919) (однако русло
дальнейшего развития взглядов этих мыслителей
отошло от неокантианства). Идеи неокантианства
были не чужды не только философам. В творчестве
композитора А.Н.Скрябина, поэтов Бориса Пастернака
и писателя Андрея Белого можно обнаружить
неокантианские «мотивы».
Пришедшие
на смену неокантианству новые философские,
социологические и культурологические
течения – феноменология, экзистенциализм,
философская антропология, социология
знания и др. – не отбросили неокантианство,
а в некоторой степени выросли
на его почве, вобрав в себя важные
идейные разработки неокантианцев.
Об этом свидетельствует тот факт, что
общепризнанные основоположники указанных
течений (Гуссерль, Хайдеггер, Шелер, Мангейм,
М.Вебер, Зиммель и др.) прошли в молодые
годы через школу неокантианства.
Неокантианство
Добро пожаловать! > Постклассическая западная философия > Неокантианство
Это течение возникло в 60-е годы и явилось результатом интенсивных поисков такой философской традиции, которая могла бы выступить в качестве основы при попытке осмысления новых реалий германской жизни. Авторитет Гегеля и Шеллинга казался безвозвратно утраченным, а Шопенгауэр еще не был известен. Поэтому взоры обратились к Канту. Отто Либман в работе «Кант и эпигоны», написанной в 1865 году, выдвинул лозунг о необходимости возвращения к теоретическим воззрениям Канта и о новом «прочтении» его работ.
Основное достижение Канта его последователи усматривают в обосновании положения, согласно которому формы созерцания и чувственности являются функциями познающего субъекта. Главная ошибка Канта, по их мнению — в признании объективности «вещей-в-себе». Таким образом, неокантианство интерпретирует Канта с позиций последовательного идеализма, пытаясь избавиться от дуализма кантовской концепции.
В рамках неокантианской ориентации выделяют:
* Физиологическое направление (В.Ланге, Г.Гельмгольц).
* Психологическое направление (Л.Нельсон).
* Реалистическое направление (А.Риль, О.Кюльпе, Э.Бехер).
* Марбургскую школу (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер).
* Баденскую школу (В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Ласк).
В литературе по философии считают, что наибольшее значение и влияние имели Марбургская и Баденская школы в неокантианстве.
Марбургская школа
Свое название школа получила от немецкого города, в университете которого основатель школы Герман Коген занимался преподавательской деятельностью. Известными теоретиками Марбургской школы были П.Наторп и Э.Кассирер. Философия Канта у них перерабатывалась в направлении исключения из нее дуализма «вещей-в-себе» и «явлений» и создания идеалистической теории, способной объяснить науку высшего мира — математику. Объект познания не существует объективно, а создается в опыте. Идеи философов Марбургской школы послужили основой теории «этического социализма».
Баденская школа
Баденская или Фрейбургская школа, представленная Виндельбандом и Риккертом, «разрабатывала» Канта в направлении создания методологии гуманитарных и социальных наук. Все науки подразделялись ими на «науки о природе» и «науки о культуре», причем основание этого различения усматривалось в ценностных предпочтениях субъекта. Идеи Баденской школы были очень популярны в социологии и культурологии.