Создатель научной теории перспективы
Несмотря на то, что документальных подтверждений теоретических разработок и открытий Брунеллески не сохранилось, именно ему приписывается авторство идеи прямой перспективы. Благодаря его новаторскому взгляду на искусство мастерам XV века и последующих столетий открылся способ передачи глубины пространства и наружного объема.
В своих теоретических изысканиях Филиппо Брунеллески, опираясь на достижения античных творцов и известные ему тезисы технических наук, собрал в единую систему разрозненные представления о линейной перспективе. Он вывел законы трех измерений, симметрии и пропорции, которые распространялись как на живопись, так и на архитектуру. Для последней их применение было особенно важным, так как позволяло создать объемное изображение зданий, учесть все особенности и сложности конструкций, до начала строительных работ.
Работает
Коллекция из пятнадцати швейцарских костюмов
- Altra raccolta di Costumi di Roma , 50 гравюр
- Il carnevale di Roma , гравюра
- La Storia Romana , 101 гравюра
- La Storia degli Imperatori, Cominciando da Ottavio , 101 гравюра
- Данте, Ад, Чистилище и Парадизо , 145 гравюр
- Il Tasso — La Ger Jerusalemme Liberata , 72 гравюры
- L’Ariosto — L’Orlando Furioso , 100 гравюр
- Энеиди ди Вирджилио , 50 гравюр
- Raccolta di costumi antichi
- История Грека , 100 гравюр
- Raccolta di Costumi di Roma , 50 гравюр, 1809 г.
- Костюмы виззери , 15 гравюр, 1813 г.
- Costumi della Campagna Romana , 50 гравюр, 1823 г.
- Мео Патакка , 50 гравюр, 1822-1823 гг.
- Costumi del Regno di Napoli , 50 гравюр, 1828 г.
Работа над колоннадой площади св. Петра
Начиная с 1656 и по 1667 год Бернини Лоренцо работает над гигантским проектом перестройки площади (глубина 280 м) перед собором Св. Петра в Риме. Архитектор создал пространство в виде эллипса, раскрывающегося колоннадой в фасадной части собора. Эта новаторская работа считается выдающимся шедевром и самым успешным проектом Бернини, принесшим ему всемирную славу.
Расходящаяся полукругом колоннада заменяет стену и ворота входящим на территорию Ватикана приезжим, которых она провожает к главному храму — собору Св. Петра. Здесь в полной мере проявились черты архитектуры барокко с ее воздушными пролетами, прозрачными границами и отсутствием преград для всего прекрасного.
Творчество Растрелли — гениальные творения зодчего
Дворцы
Зимний дворец перестраивался при каждой смене монарха, и сейчас тяжело представить, что в первой половине XVIII в. воды Невы подходили к Иорданской лестнице, названной так в честь крещенской купели — иордани. Зимний дворец Елизавета I во всей его красоте уже не увидела, его закончили в царствование Петра III. Еще при жизни Растрелли внутренние покои дворца перестроились Валленом — Деламотом.
Летний дворец Елизаветы Петровны — несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге. В царствование Анны Леопольдовны Франческо Растрелли занялся строительством дворца в Летнем саду, но со сменой власти строительство замерло. Этот проект стал одним из первых, который Растрелли позволили закончить, и вскоре в нем уже жила новая императрица.
Строгановский дворец — придворный архитектор крайне редко брал частные заказы, но для близкой к императорской фамилии семье Строгановых было сделано исключение. С 1752 по 1754 года Растрелли строил для графа Строганова роскошный дворец на месте и фундаменте сгоревшего прежнего дворца. В нем праздновала свой день рождения Елизавета Петровна. Строганов единственный из всех заказчиков архитектора сделал ему щедрый подарок. Когда в Петербург приехал художник П. Ротари для создания портретов императорской фамилии, граф заказал у него портрет Растрелли. Этот портрет висел в Белом зале вплоть до 1917 года.
Большой Петергофский дворец — по желанию Елизаветы Петровны Растрелли в 1745-1755 гг. перестроил. Он добавил еще один этаж, расширил центральный объем и добавил к нему боковые галереи, которые завершались Корпусом под гербом и Церковным корпусом.
Церкви
Воскресенский девичий Смольный монастырь — проект женского монастыря, который мог бы создать пару мужскому монастырю Александро — Невской лавры начал разрабатываться в 1748 году. Заказ поручили Растрелли, его модель будущей обители до сих пор хранится в Академии Художеств. Главный собор монастыря — Воскресенский — по просьбе Елизаветы Петровны сделали пятиглавым. Императрица посчитала, что так собор будет отвечать православным традициям наилучшим образом. Здания келий располагаются по четырем сторонам собора, а на четырех углах комплекса находятся четыре церкви.
Царское Село
- Большой дворец. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Растрелли перестроить Большой дворец в Царском Селе, сочтя его слишком маленьким и не отвечающим ее вкусам. Были построены боковые парадные анфилады дворца, создающие длинную череду парадных залов, расположенных на одной оси. Дворец стал полихромным, резные элементы, статуи обильно украсили золотом, разбили парк.
- Павильон Эрмитаж — в глубине царскосельского сада Растрелли спроектировал павильон для “отшельничества”. Чтобы императрица могла уединиться в нем со своими приближенными без присутствия посторонних и слуг, в павильоне были устроены механические столы с подъемными механизмами. Огромные окна — двери перемежаются зеркалами, отчего павильон Эрмитаж буквально пронизывается светом.
- Павильон Грот — в гротах древнегреческие боги и богини уединялись от глаз смертных и совершали омовения. Для эстетики барокко этот тип садово-парковых сооружений был очень характерен, поэтому Елизавета Петровна непременно захотела иметь его в своей летней резиденции. Растрелли создал классический проект грота со скругленными углами, мягкими линиями, растительными орнаментами.
Памятники
Памятник Петру I — конный памятник первому российскому императору был начат Растрелли старшим еще при жизни Петра, но закончил его уже сын. Сразу же после смерти отца он подал запрос об окончании работ над памятником с той же командой мастеров, на что получил разрешение. Конную статую Петра неоднократно перемещали.В настоящее время она находится перед Михайловским замком.
Стиль Растрелли
Стиль Растрелли является ярчайшим примером елизаветинского барокко. Его отличают полихромные — разноцветные — фасады зданий и элементы их отделки. Архитектор играл с тектоникой фасада и насыщал его декоративными колоннами и полуколоннами, расположенными попарно или пучками. Окна, дверные проемы и нишы венчаются полукруглыми навершиями, богато и разнообразно декорированными.
Во внутреннем расположении виден простор и размах, полный отказ от причудливых, криволинейных форм стен. Парадные залы занимают всю глубину здания, они насыщены окнами и зеркалами друг напротив друга, что делает пространство зала еще больше. Архитектура Растрелли производит впечатление невиданной роскоши и величия.
Бартоломео Франческо Растрелли также показал себя выдающимся инженером — в большинстве своих построек он использовал не ленточный фундамент, а каменные платформы — ростверки на свайях. Сваи уходили глубоко в землю и распределяли нагрузку на стены и каменные платформы равномерно, что позволяло возводить здания любого масштаба и любой высоты на болотистых петербургских почвах.
Скульптурные работы
Создание скульптурных произведений относится к раннему этапу творчества Брунеллески. Не все творения удалось сохранить. Так, например, изваяние Марии Магдалины, выполненное из дерева для украшения церкви Санто-Спирито (basilica di Santa Maria del Santo Spirito), сгорело в страшном пожаре 1471 года.
Особого внимания заслуживает работа «Распятие» в базилике Санта-Мария-Новелла (basilica di Santa Maria Novella), относящаяся примерно к 1410 году.
Чувственная, утонченная фигура Спасителя была создана, по приданию, в результате творческого спора с лучшим другом Брунеллески, Донателло (Donatello).
Самым известным скульптурным творением считается бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» (1401 год), выполненный для конкурса мастеров, претендующих на оформление дверей баптистерия Сан-Джованни (battistero di San Giovanni).
Произведение отличается оригинальностью, реалистичностью и свободой композиционного решения. Несмотря на то, что Филиппо не выиграл конкурс, бронзовый рельеф был признан работой, заслуживающей наивысших оценок. Ценители искусства могут увидеть его в Национальном музее Барджелло во Флоренции (Museo nazionale del Bargello).
Скульптуры Бернини
Основоположник и величайший скульптор эпохи барокко, один из самых ярких и талантливых мастеров, Микеланджело 17 века — так называли современники Лоренцо Бернини, скульптуры которого отличаются неповторимостью и невероятной одухотворенностью. Мрамор становился мягким воском в руках этого мастера, с его помощью он передавал телесное тепло, шелест листьев и шелковистость волос.
Его статуи всегда находятся в движении, очень эмоциональны, «умеют дышать и говорить». Первые его работы, в которых еще присутствуют черты Ренессанса, находятся в Галерее Боргезе: «Давид», «Аполлон и Дафна» и др.
Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини создали «лицо» итальянской столицы эпохи барокко. Они находятся в Риме всюду в виде фонтанов и изваяний, украшающих храмы и дворцы. Столица Италии стала музеем работ этого величайшего мастера.
Знаменитое произведение мастера, созданное уже в стиле барокко, — это статуя-алтарь «Экстаз Святой Терезы» для римской церкви Санта-Марии-делла-Виттории (1652). Святую скульптор изобразил в момент, когда к ней спустился улыбающийся ангел с небес. В руках у него — стрела божественной любви, которой он старается поразить сердце женщины в одеждах монахини. Споры о том, какую именно любовь изобразил скульптор (земную или небесную), продолжаются уже несколько столетий.
Последняя работа Бернини — прекрасная статуя Блаженной Людовики Альбертони, выполненная для капеллы церкви Сан-Франческа-а-Рипа (1671-1674). Она изображает женщину, в состоянии религиозного экстаза ожидающую смерти. Фигура Людовики сделана из белого мрамора, а остальные части — из красного со светлыми прожилками.
Биография
Франческо Бартоломео Растрелли появился на свет в семье французского придворного скульптора итальянского происхождения в 1700 году. Юный Растрелли обучался в мастерской отца во Франции под его руководством. В возрасте 16 лет, после смерти французского короля, юношу вместе с отцом пригласил в Россию император Петр I.
Семья поселилась на нынешней Шпалерной улице, и молодой зодчий помогал отцу с заказами российского монарха и высшей знати. Известно, например, что он участвовал в итоговых работах над дворцами светлейшего князя А. Д. Меньшикова. После его посылали на учебу в Европу: во Францию, Италию и Германию.
Проект оказался очень удачным: вдоль набережной находились парадные залы, а личные покои выходили окнами во внутренний двор. Благодаря дворцу Кантемира Растрелли стал популярен у знати и в 1730 году у него сделал заказ князь Иван Долгорукий.
С приходом к власти Анны Иоанновны, Растрелли стал одним из лучших архитекторов, работавших в стиле барокко. Он много строил для императрицы, желавшей укрепиться на троне и окружить себя богатством и роскошью. Зодчий возвел для Анны Иоанновны Анненгоф в Кремле и дворец в Лефортово, а также Манеж на пустовавшем участке земли, рядом с которым более чем через век появился Исаакиевский собор Монферрана.
Работы молодого архитектора императорский двор принял с воодушевлением, и в 1734 году он получил заказ от главного фаворита императрицы и фактического правителя России Бирона. Он поручил Растрелли построить Рундальский замок в Курляндии, где архитектор впервые использовал въездную башню-колокольню.
Спустя 3 года, когда Бирон получил титул герцога Курляндского, он заказал у Франческо Растрелли новую резиденцию в Митаве, богаче и пышнее предыдущей.
Более того, в смете было очень четко прописано, сколько и какого продовольствия должен был получать Франческо Растрелли в период работы на Бирона. И вряд ли на это можно было устроить пир или даже застолье.
Однако еще в 1738 году Бартоломео Франческо Растрелли получил звание обер-архитектора — главного архитектора при императоре и содержание в размере 1 200 рублей ежегодно. Но расцвет карьеры архитектора наступил с восшествием на престол Елизаветы I.
С воцарением новой императрицы от всего немецкого, что осталось после Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, отказались. И Франческо Растрелли входил в этот список. Выплату жалования архитектору приостановили, а звание обер-архитектора забрали. Он же ждал, когда новая императрица поймет, что кроме него никто не сможет построить те роскошные барочные дворцы, о которых она так мечтала. Так и случилось. Спустя некоторое время Растрелли вновь пожаловали звание обер-архитектора, жалование вернули в большем размере, и он начал творить для нового монарха с прежней силой. Именно с правлением Елизаветы Петровны связан золотой век барочной архитектуры и Растрелли, как лучшего архитектора, работавшего в этом стиле.
Несмотря на то, что при Елизавете Петровне Растрелли создал величайшие свои произведения, вознаграждение за свой тяжкий труд он получил от Петра III. От императора он получил чин генерал-майора и орден Святой Анны. При Екатерине II стиль барокко утратил свою востребованность. Растрелли был без работы. Его отправили на лечение в Италию, а через год был подписан указ об отставке Растрелли с ежегодной пенсионной выплатой 1000 рублей. Он уехал в Курляндию к помилованному Бирону достраивать его резиденцию, но вскоре и там ему нашли более молодую замену.
Академия Художеств пожаловала архитектора в ряды почетных вольных общников незадолго до его смерти. Никто не знает где и когда скончался Растрелли. Предположительно это произошло 29 апреля 1771 г. В этот день вышел приказ назначить пенсионное жалование архитектора его наследнику.
внешние ссылки
- В Wikimedia Commons есть медиа-категория для Бартоломео Кристофори .
- Чиннери, Тониаудиозапись игры на оригинальном фортепиано Cristofori и аудиозапись игры на копии фортепиано с настройкой « равного темперамента » , распространенной с 20 века (на английском языке). Размещено на сайте Тони Чиннери, производителя клавесинов.
- Google: «360-летие со дня рождения Бартоломео Кристофори» , значок дудла , опубликованный 4 мая 2015 года на веб-сайте Google.
- Maffei, Scipione (1719): «Описание gravicembalo с фортепиано и forte», в «Риме и прозе» г. маркиза Шипионе Маффеи, частично собранные из разных книг, частично уже не печатающиеся и т. д. , Венеция, 1719 г., стр. 309-315 (со схемой).
- О’Брайен, Грант (2003): «Бартоломео Кристофори/Джованни Феррини как реставраторы и строители. «Неаполитанское» соединение двух итальянских клавесинов в Британии» , статья на английском языке, опубликованная на сайте Clavi Antica.
- Пауэрс, В. (2000): «Фортепиано: Фортепиано Бартоломео Кристофори (1655–1731)» , в: Heilbrunn Timeline of Art History . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000. Размещено на веб-сайте Метрополитен-музея .
- Райт, Дензил (2003): «Флорентийское фортепиано c. 1730 г. для старинной фортепианной музыки» , статья на английском языке; представляет реконструкцию, сделанную по инструментам Кристофори и Феррини для «Концертов Скарлатти» Cité de la Musique в Париже в 2003 году.
авторитетный контроль |
|
---|
- Данные: Q301597
- Мультимедиа:
биография
Карло Бартоломео Растрелли родился в Флоренция, Тоскана, в семье богатого дворянина Франческо Растрелли. Карло получил разностороннее художественное образование, которое включало работу с бронзой и ювелирными украшениями, а также рисование, литье и архитектурный дизайн. Однако он не смог применить свои навыки во Флоренции, которая переживала экономический кризис. Растрелли переехал со своей женой, испанской дворянкой, в Рим, а затем в Париж, где она родила сына Франческо Бартоломео. В 1706 году Растрелли завершил гробницу министра Людовик XIV Франции, за что получил титул графа. Гробницу снесли в 1792 году.
Он продолжал проектировать надгробия в Барокко стиль, но они не достигли успеха во Франции, которая уже перешла на Неоклассицизм. Пётр Великий использовал эту ситуацию для привлечения в Россию разжалованных художников, и поэтому в 1715 году Растрелли и его сын были приглашены в Россию.
В обязанности Растрелли входило оформление дворцов, садов, фонтанов, театральных декораций, штампов для чеканки монет и медалей, а также памятников с использованием различных материалов, таких как камни, металлы и воск. Растрелли также должен был преподавать искусство русским студентам. Он прибыл в Санкт-Петербург в марте 1716 года по трехлетнему контракту, но оставался в России до своей смерти в 1744 году.
Екатерининский дворец, Царское Село – 1752
Первый небольшой дворец с «16 светлицами» был построен в Царском Селе для жены Петра I Екатерины еще в 1710г (так же как и Петергоф), однако великолепный Екатерининский дворец в стиле барокко, который мы видим сейчас, был построен спустя несколько десятилетий. Его строительство начал при Елизавете I, в 1752 году, знаменитый архитектор Франческо Растрелли.
Екатерининский дворец в Царском Селе в окрестностях Санкт-Петербурга
Центральная часть Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны регулярного парка
Длина Екатерининского дворца Растрелли составила 325 метров. Окончание строительства и отделка пришлись на период правления Екатерины II, поэтому его стали называть Екатерининским дворцом. Франческо Растрелли доводя красоту дворца до совершенства, так часто перестраивал его, что Екатерина начала сравнивать архитектора с Пенелопой «на утро он ломал то, что построил вчера». Внутренняя отделка имеет очень богатый золотой декор, во внешнем декоре преобладают голубой и белый цвета. Анфиладу парадных зал из-за обилия позолоты стали называть «Золотая Анфилада».
примитивные инструменты
В оставшиеся годы 17 века Кристофори изобрел два клавишных инструмента, прежде чем начал свою работу над фортепиано. Эти инструменты задокументированы в описи года . Одним из них был спинеттон («большой спинет », по- итальянски ), клавесин со струнами, наклоненными для экономии места, с двумя группами струн. Большинство спинетов имеют только один набор струн. Это изобретение могло быть предназначено для того, чтобы инструмент можно было поместить в тесное пространство, которое оркестр имел во время сценических выступлений; его высокая громкость звука сделала его идеальным струнным инструментом.
Другим изобретением, датируемым 1690 годом, был spinettone ovale («овальный спинетон»), очень оригинальный инструмент, своего рода вирджиналь с самыми длинными струнами в середине коробки.
Рождение и семья
Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.
Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.
Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.
Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.
Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.
Андреевская церковь, Киев — 1747
Андреевская церковь освящена в честь Апостола Андрея Первозванного. Она построена на вершине Андреевской горы над Подолом. Это один из самых красивых православных храмов Киева, построенный в 1754 году по проекту архитектора Франческо Растрелли. Строительством храма занимались местные мастера, но Растрелли курировал проект и вносил необходимые правки, связанные с необходимостью укрепления фундамента.
Андреевская церковь была построена в Киеве в 1754 году по проекту архитектора Бартоломео Растрелли
Купола Андреевской церкви в Киеве в стиле украинского барокко
Церковь была заложена по приказу императрицы Елизаветы Петровны во время ее паломнической поездки в Киев. Проект в стиле барокко разработал ее придворный архитектор Франческо Растрелли. Архитектурный стиль церкви очень похож на дворцы, которые Франческо Растрелли в те же годы возводил в Санкт-Петербурге. Кроме Андреевской церкви Франческо Растрелли также построил в Киеве Мариинский дворец.
Биография
Будущий великий творец родился в 1377 году. В отличие от других флорентийских художников он был выходцем из не простой семьи ремесленников.
Мать, Джулиана Спини (Giuliana Spini), принадлежала к знатному, богатому роду. Отец, Брунеллеско ди Липпо Лапи (di ser Brunellesco di Lippo Lapi), был почетным гражданином Флоренции, известным нотариусом, активно участвовавшим в политической жизни города, и выполнявшим важные дипломатические миссии.
Как и надлежало детям из состоятельных семей, Филиппо получил блестящее гуманитарное образование. С ранних лет он обучался латыни, словесности, литературе, богословию. Юноша проявлял незаурядный талант к точным наукам, усердно штудировал арифметику, геометрию и физику, удивляя позже своими познаниями знаменитого ученого Паоло Тосканелли (Paolo dal Pozzo Toscanelli). Еще в молодом возрасте разносторонне одаренный Филиппо увлекался живописью, и вместе с тем конструировал и мастерил всевозможные приспособления и технические новинки.
Приобретая профессию, он практиковался в рисовании, лепке, гравировании, обучался у знаменитого ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистойе (Pistoia), и быстро преуспел в выбранной стезе. В 1398 году стал членом флорентийской гильдии искусств Арте делла Сета (Arte della Seta). В 1402 году уехал в Рим, где несколько лет скрупулёзно осваивал принципы и особенности сооружений античных времен.
Вернувшись в родной город, Филиппо Брунеллески быстро завоевал огромный авторитет и уважение со стороны жителей Флоренции. Долгие годы на него была возложена функция главного архитектора, занимавшегося планированием городской среды и выполнявшего важные правительственные заказы.
В дошедших до наших дней документах синьории (местного органа самоуправления) великий творец описывается современниками, как человек «проницательного ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью».
Семья и детство
Лоренцо Бернини (1598-1680) — знаменитый художник, гениальный скульптор и архитектор — появился на свет 7 декабря 1598 г. в итальянском городе Неаполе в семье скульптора Пьетро Бернини. Мать — Анжелика Галанте из Неаполя. Начальное образование он получил, занимаясь и работая с отцом. Уже в 10-летнем возрасте переехал с семьей в Рим по приглашению Ватикана и папы Павла V для работы над скульптурной группой в местной капелле.
С утра до вечера находясь под впечатлением прекрасной архитектуры и произведений искусства в церквях Ватикана, мальчик-вундеркинд начал рисовать. Его усердие заслужило похвалу известного художника Карраччи, а затем и самого Папы, которого восхитил его талант. Это предопределило его дальнейшую судьбу: на много лет Бернини связал свою жизнь со столицей Италии. Здесь он жил, работал и творил шедевры.